Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА: ПРОБЛЕМА ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?'

СНИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА: ПРОБЛЕМА ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / BOOK CULTURE / PRESCHOOL EDUCATION / READING / FICTION / SPEECH DEVELOPMENT / CREATIVITY / INFORMATION TECHNOLOGY / INTEREST IN READING / EDUCATIONAL PROGRAMS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Уткина Таисия Николаевна, Багимова Оксана Александровна, Кашина Екатерина Владимировна

В процессе глобализации и информатизации в современном обществе изменяется социокультурное пространство. Формируется новое пространство культуры, в котором приоритетными становятся иные ценности, нормы и правила поведения, иные смыслы, нежели те, которые существовали в традиционном обществе. Коренным образом изменилась и система социальных отношений, виды деятельности, язык, а, следовательно, и сознание современного поколения. На смену книжной культуре приходят информационные технологии, которые активно используются в процессе социализации личности. Развитие человека начинается с самого рождения. Первые годы жизни являются самыми главными в процессе социализации. За многовековой опыт человечество разработало достаточно эффективные механизмы социализации личности, среди которых книжная культура являлась самым главным, отвечающим за развитие мышления, речи, творческих соборностей. Сегодня сама книга как артефакт и ее содержание как отражение системы ценностей традиционного общества утрачивают свою актуальность. Этот процесс отражается на современных дошкольниках, которые не могут нести ответственность за стартовые возможности в своем развитии. Взрослые, отвечающие за данный процесс, создали противоречие, в котором с одной стороны, считается, что традиционная книга необходима для развития человеческого сознания, а, с другой стороны, она не отвечает требованиям современного общества по многим критериям. Меняется сам человек, меняется общество. Возможно, должна измениться и книга, чтобы способствовать формированию качеств человека, соответствующего новой эпохе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Уткина Таисия Николаевна, Багимова Оксана Александровна, Кашина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECLINE IN THE BOOK CULTURE OF THE MODERN PRESCHOOL CHILD: A PROBLEM OR A PATTERN?

In the process of globalization and Informatization in modern society, the socio-cultural space is changing. A new cultural space is being formed, in which other values, norms and rules of behavior, other meanings than those that existed in traditional society, become priority. The system of social relations, activities, language, and, consequently, the consciousness of the modern generation has also changed radically. Book culture is replaced by information technology, which is actively used in the process of socialization of the individual. Human development begins at birth. The first years of life are the most important in the process of socialization. Over centuries of experience, humanity has developed quite effective mechanisms of socialization of the individual, among which the book culture was the most important, responsible for the development of thinking, speech, creative collectives. Today, the book itself as an artifact and its content as a reflection of the value system of traditional society lose their relevance. This process is reflected in contemporary pre-school children who are unable to take responsibility for starting opportunities in its development. The adults responsible for this process have created a contradiction in which, on the one hand, it is believed that the traditional book is necessary for the development of human consciousness, and, on the other hand, it does not meet the requirements of modern society on many criteria. The man himself is changing, the society is changing. Perhaps the book must also change in order to contribute to the formation of the qualities of a person corresponding to the new era.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА: ПРОБЛЕМА ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?»

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Уткина Таисия Николаевна, Багимова Оксана Александровна и другие СНИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА ...

УДК 37.017.93

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0004

СНИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА: ПРОБЛЕМА ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

© 2020

AuthorID: 304930

SPIN: 9134-1861

ResearcherID: V-5351-2018

ORCID: 0000-0003-3093-2602

ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой «Философии и теологии»

ORCID: 0000-0001-8442-1977

Уткина Таисия Николаевна, магистрант

ORCID: 0000-0001-7271-764X

Багимова Оксана Александровна, магистрант

ORCID: 0000-0002-7418-1655

Кашина Екатерина Владимировна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Аннотация. В процессе глобализации и информатизации в современном обществе изменяется социокультурное пространство. Формируется новое пространство культуры, в котором приоритетными становятся иные ценности, нормы и правила поведения, иные смыслы, нежели те, которые существовали в традиционном обществе. Коренным образом изменилась и система социальных отношений, виды деятельности, язык, а, следовательно, и сознание современного поколения. На смену книжной культуре приходят информационные технологии, которые активно используются в процессе социализации личности. Развитие человека начинается с самого рождения. Первые годы жизни являются самыми главными в процессе социализации. За многовековой опыт человечество разработало достаточно эффективные механизмы социализации личности, среди которых книжная культура являлась самым главным, отвечающим за развитие мышления, речи, творческих соборностей. Сегодня сама книга как артефакт и ее содержание как отражение системы ценностей традиционного общества утрачивают свою актуальность. Этот процесс отражается на современных дошкольниках, которые не могут нести ответственность за стартовые возможности в своем развитии. Взрослые, отвечающие за данный процесс, создали противоречие, в котором с одной стороны, считается, что традиционная книга необходима для развития человеческого сознания, а, с другой стороны, она не отвечает требованиям современного общества по многим критериям. Меняется сам человек, меняется общество. Возможно, должна измениться и книга, чтобы способствовать формированию качеств человека, соответствующего новой эпохе.

Ключевые слова: книжная культура, дошкольное образование, чтение, художественная литература, развитие речи, творческие способности, информационные технологии, интерес к чтению, образовательные программы, социализация.

DECLINE IN THE BOOK CULTURE OF THE MODERN PRESCHOOL CHILD: A PROBLEM OR A PATTERN?

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology

Utkina Taisiya Nikolaevna, Master student, Bagimova Oksana Alexandrovna, Master student, Kashina Ekaterina Vladimirovna, Master student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Abstract. In the process of globalization and Informatization in modern society, the socio-cultural space is changing. A new cultural space is being formed, in which other values, norms and rules of behavior, other meanings than those that existed in traditional society, become priority. The system of social relations, activities, language, and, consequently, the consciousness of the modern generation has also changed radically. Book culture is replaced by information technology, which is actively used in the process of socialization of the individual. Human development begins at birth. The first years of life are the most important in the process of socialization. Over centuries of experience, humanity has developed quite effective mechanisms of socialization of the individual, among which the book culture was the most important, responsible for the development of thinking, speech, creative collectives. Today, the book itself as an artifact and its content as a reflection of the value system of traditional society lose their relevance. This process is reflected in contemporary pre-school children who are unable to take responsibility for starting opportunities in its development. The adults responsible for this process have created a contradiction in which, on the one hand, it is believed that the traditional book is necessary for the development of human consciousness, and, on the other hand, it does not meet the requirements of modern society on many criteria. The man himself is changing, the society is changing. Perhaps the book must also change in order to contribute to the formation of the qualities of a person corresponding to the new era.

Keywords: book culture, preschool education, reading, fiction, speech development, creativity, information technology, interest in reading, educational programs, socialization.

ВВЕДЕНИЕ

В современной культуре уже произошли необратимые изменения. Они связаны со сменой информационных технологий. Книжная культура, по своей сути, это вид информационных технологий традиционного общества [1].

В до информационном обществе книга являлась не-

заменимым источником знаний. За период развития классической литературы человечество достигло высочайшего уровня художественного творчества и культуры. Классические литературные произведения стали образцом художественного слова, эталоном человеческой речи, проводником человека в духовном мире. В век информатизации все изменилось. Книга утратила силу,

Gryaznova Elena Vladimirovna, Utkina Taisiya Nikolaevna, Bagimova Oksana Alexandrovna and others DECLINE IN THE BOOK CULTURE OF THE MODERN PRESCHOOL CHILD ...

pedagogical sciences

она перестала отвечать требованиям информационного общества. Однако человек, быстро меняя вокруг себя социокультурное пространство, сам меняется гораздо медленнее. Он все еще нуждается в традиционных способах обучения мыслить и говорить. Пределы психического развития человека до конца не раскрыты. Что произойдет, если мы полностью откажемся от традиционных методов развития и откроем новые, дающие иные возможности в развитии человека, сейчас сказать сложно. Диалектика учит о том, что противоречие требует разрешения. Сегодня оно назрело. В противоречивом единстве оказались старые и новые способы развития речи человека. Прежде чем искать решение проблем, возникающих на базе противоречия, необходимо определить их причины, что и является целью данной статьи.

МЕТОДОЛОГИЯ

Основные методы исследования, которые использовались в работе - это анализ, аналитический обзор литературы, сравнение, обобщение, принципы диалектики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Федеральным Государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО), обозначено, что ребенок, заканчивая детское образовательное учреждение (ДОУ), должен иметь достаточно высокий уровень речевого развития, хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои чувства, мысли, т.к. без этого, сегодня, мы не можем говорить о том, что дошкольник готов к школе [2].

Речевое развитие - это необходимый фактор социализации человека, показатель его интеллектуального развития и личности. Это достаточно обоснованный факт, что отражено в фундаментальных трудах по психологии и педагогике [3,4].

Изучение научной и методической литературы разных лет, посвященной взаимосвязи чтения и развития речи, показало, что исследователи выделяли несколько основных аспектов в данном вопросе. Так, в начале двадцатого века изучался аспект качества, отбора детской литературы [5].

Во второй половине двадцатого века особое внимание исследователей было обращено на роль книги в нравственном воспитании в дошкольном образовании [6,7].

В конце двадцатого века в центре внимания были вопросы художественно-эстетического воспитания в рамках чтения дошкольниками художественной литературы [8,9].

С наступлением двадцать первого века роль книги в дошкольном воспитании и образовании изменилась. Ее вытесняют современные гаджеты и компьютеры. Это не означает, что печатные красочно-иллюстрированные книги перестали использоваться в развитии детей. Речь идет о том, что значительно снижен интерес к художественной литературе и книге на бумажном носителе у современных дошкольников. Статистические исследования данного вопроса показывают, что первое место сегодня у дошкольников занимает интерес к просмотру видео и компьютерные игры, а чтение или прослушивание книги - только четвертое или пятое место. Около 40% дошкольников не имеют устойчивого интереса к книгам, которое было свойственно детям двадцатого века [10].

В данной ситуации мы сталкиваемся со следующим противоречием. С одной стороны, современные дети интеллектуально оказываются более развитыми, нежели дети прошлых лет. Если быть точнее, то «энциклопедич-нее», т.е. они более информированы. Этот факт можно объяснить именно использованием информационных технологий с раннего детства. Однако такой аспект интеллекта не является единственным показателем уровня развития человека. Не менее важным качеством развития личности являются творческие способности. Как отмечают исследователи психологии развития дошкольников, и это вторая сторона медали, современные дети

испытывают трудности в организации совместных сю-жетно-ролевых игр, совместной коллективной творческой деятельности. Основной причиной такого положения они называют чрезмерное увлечение дошкольников компьютерами, гаджетами и видеофильмами [11,12].

Можно ли говорить о существовании прямой зависимости между чтением книги и развитием творческих способностей личности? Педагогический опыт, отраженный в исследованиях, показывает, что, действительно, при чтении книги у ребенка активизируются и развиваются такие психические процессы как мышление, восприятие, представление, воображение, память и др. [13-16].

Приобщение ребенка к чтению - это сложный процесс. Он требует от педагогов и родителей особых знаний и усилий. Чтение книг обогащает словарный запас ребенка, знакомит с культурой народа, к которому он принадлежит, расширяет эмоциональный опыт, формирует систему знаний и кругозор.

Проблема снижения интереса к чтению стоит в нашей стране достаточно актуальна. Например, О.В. Чиндилова отмечает: «Возрастающий дефицит конструктивных идей и знаний в российском обществе (на фоне нарастания других острых общесистемных проблем) усиливается резким снижением у населения России интереса к книжной культуре в целом, и к чтению как к одному из главных способов приобщения к культурной грамотности. Современная ситуация с чтением, в России характеризуется как системный кризис книжной, читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» [17, с. 3].

Исследователи предпринимают попытки выявить причины снижения интереса к чтению у детей дошкольного возраста. В работе В.С. Катрич и Р.М. Чумичева называются следующие из них: «недостаточно четкое формулирование целей и задач приобщения дошкольников к книжной культуре в педагогической деятельности; фактическое отсутствие системы и преемственности в работе педагогов ДОО, родителей и библиотекарей по формированию ценностного отношения дошкольников к книжной культуре; слабое оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями; загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня и нехваткой свободного времени для удовлетворения интереса детей к книге; низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми» [18, с. 165].

Как можно видеть, в данном случае, речи о том, что интерес к чтению у дошкольников не развивается из-за гаджетов и компьютеров, нет. В большей степени, виной сложившейся ситуации являются взрослые.

В другом исследовании причин снижения интереса к чтению у детей, ученые называют образ и качество самих книг, к которым дошкольник не проявляет интереса. В этом же исследовании авторы указывают и еще на одну немаловажную проблему - это изменение модели самого процесса чтения. «На сегодняшний день к чтению относятся как к развлекательному времяпрепровождению, читатель огромное значение уделяет визуальным средствам подачи информации, его интересует произведение с точки зрения динамики, сюжета». [19, с. 73].

К такой модели чтения взрослые приучают современных дошкольников, исходя из соображений упрощения самого процесса работы с книгой. Причина этому - нехватка времени для общения с детьми, как у родителей, так и у педагогов.

Все чаще педагоги и ученые обосновывают еще одну причину снижения интереса дошкольника к чтению -это факт того, что изменился сам дошкольник по сравнению со своими сверстниками прошлых веков [20,21].

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Уткина Таисия Николаевна, Багимова Оксана Александровна и другие СНИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА ...

Информатизация сфер общественной жизни привела к тому, что современные родители уже попали под воздействие поликультурного информационного пространства, в котором не существует каких-либо единых систем ценностей, где стало трудно идентифицировать себя с какой-либо культурой. Современный дошкольник, копируя взрослых, с которыми он общается, привыкает к скудному современному языку, и, что самое примечательное, к общению в виртуальном сообществе [22].

Взрослые сами приучают детей к ярким и легко воспринимаемым образам, т.к. им не хватает времени, а порой и образования, чтобы предпринять усилие для развития правильной речи у детей через чтение и работу над книгой. «И, как следствие, у дошкольника развивается односложная речь, состоящая из простых предложений, а иногда и вовсе ограниченная междометиями: "Эй, смотри!" - "Ух, ты! Yes! Классно!", "Эй!", "Что? А, клево!" Такого рода диалоги - частое явление в среде дошкольников» [23, с. 12].

Проблема снижения интереса к чтению книги в дошкольном возрасте решается как на уровне управления образованием, так и на местах. В рамках управления образованием с применением информационных систем и технологий проводится систематическая работа по мониторингу качества образования, организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, разработка и модификация федеральных, региональных и образовательных программ [24-29].

Разрабатываются различные образовательные программы, направленные на решение задач ФГОС ДО по приобщению дошкольников к художественной литературе и чтению [30,31].

Достаточно много проводится исследований, посвященных проблемам подготовки педагогов дошкольного образования к приобщению детей к чтению [32,33].

Разрабатываются и программы взаимодействия с родителями по организации их обучения работы с детьми в данном виде деятельности [34-36].

Тем не менее, а «воз и ныне там». Возникает вопрос, что упущено в решении проблемы дошкольного чтения?

ВЫВОДЫ

Мы считаем, что предпринимаемые меры правильные и необходимые. Но их явно недостаточно. Причина в том, что как бы активно мы не объясняли взрослым о необходимости приобщения ребенка к книге, все окажется бессмысленным, если не буду решены главные причины сложившейся ситуации. Это, во-первых, катастрофическая нехватка высококвалифицированных педагогов в ДОУ из-за несозданных на уровне государства условий финансирования образования. Во-вторых, социокультурная среда, в которой живут современные родители, вынуждает переносить из нее в процесс воспитания детей негативные стороны современной культуры. Сколько бы дошкольникам не читали русские народные сказки, произведения классической художественной литературы и т.д., повзрослев, он попадает в иную культурную среду, в результате чего происходит конфликт систем ценностей, наносящий психологические травмы ребенку.

Вопрос о том, как решить эти проблемы, являющиеся главным источником потери духовности, творческого потенциала будущего поколения и станет предметом нашего следующего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — 2013 [Электронный ресурс]. — URL:http:// rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

3. Рубинштейн С. Бытие и сознание. М.: Питер, 2012. 287 с.

4. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации. М.: МПГУ, 2016. 247 с.

5. Из опыта исследовательской работы по детской книге : (Анализ производственной книжки для дошкольника) / Сборник под ред. Э. И. Станчинской и Е. А. Флериной ; Нар. ком. по просвещению. Москва : Дошкольный отд. Главсоцвоса, 1926. 64 с.

6. Карпинская Н. С. Книги для дошкольников. Москва; Ленинград : Детгиз, 1953. 40 с.

7. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольника с художественной литературой. М.: Сфера, 1998. 222 с.

9. Танина Л. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников : автореферат дис.... кандидата педагогических наук : 13.00.01. М., 1999. 23 с.

10. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2013. No 6. С.14 -24.

11. Чеменева А.А., Гурова О.В. Современные проблемы психологической готовности дошкольников к обучению чтению//Нижегородское образование. 2015. № 1. С. 104-109.

12. Грязнова Е.В. Идентификация человека в информационной реальности/Психология и психотехника. 2013. № 4 (55). С. 371-379.

13. Гусева Т. С. Педагогические условия пропедевтической подготовки дошкольников к овладению русской речью как неродной : автореферат дис.... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Чебоксары, 2012. 24 с.

14. Чиндилова О. В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02. Челябинск, 2011. 40 с.

15. Зябкина В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Курск, 2012. 24 с.

16. Березина Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 . Москва, 2014. 22 с.

17. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 42 с.

18. Катрич В.С., Чумичева Р.М. Педагогические условия формирования книжной культуры у дошкольников//Символ науки. 2017. № 5. С. 161-167.

19. Майер П.А. К вопросу о современном восприятии чтения у детей/Проблемы современной науки и образования. 2016. № 25 (67). С. 72-74.

20. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-10

21. Андреева А.Д. Психологический образ детства у родителей современных школьников//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 11. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-11

22. Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. Индивидуализация человека в информационной социализации//Философская мысль. 2017. № 1. С. 1729.

23. Вахитова Г.Х. Проблемы речевого развития детей в пред-школьном образовании//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 9-13.

24. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы/МЕ: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.

25. Якименко С.И. Блочная система интеграции знаний у старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 82-85.

26. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника //Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.

27. Галкина И.А., Галеева Е.В. Методическое сопровождение профессиональной компетентности педагога по вопросам речевого развития дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 179-182.

28. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.

29. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием//Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.

30. Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/ под ред. И.Е. Федосовой. М.: Изд. «Национальное образование», 2015. 368 с.

31. Образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Под. ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

32. Спербер О. И. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 . Майкоп, 2018. 23 с.

33. Петрищева Т. В. Формирование готовности педагогов к социально-коммуникативному развитию дошкольников (в процессе повышения квалификации) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Курск, 2020. 21 с.

Gryaznova Elena Vladimirovna, Utkina Taisiya Nikolaevna, Bagimova Oksana Alexandrovna and others DECLINE IN THE BOOK CULTURE OF THE MODERN PRESCHOOL CHILD ...

pedagogical sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. ВеретенниковаВ. Б. Развитие базовых компетенций педагогов и родителей в социальном партнерстве семьи и дошкольной образовательной организации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Казань, 2018. 24 с.

35. Колосова Е.А. Основные тренды трансформации практик детского чтения в семье//Детский сад от А до Я. 2010. № 2 (44). С. 87-91.

36. Томилова С.Д., Шандра О.В. Реализация в дошкольном учреждении программы поддержки семейного чтения посредством использования ресурсов социально-образовательного партнёрства// Филологическое образование в период детства. 2016. № 23. С. 141144.

Статья поступила в редакцию 05.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.