Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СФЕРА / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / МЕДИЦИНСКАЯ СФЕРА / ЗДОРОВЬЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / HEALTH-SAVING ACTIVITY / PEDAGOGICAL SPHERE / PHYSICAL CULTURE SPHERE / MEDICAL SPHERE / HEALTH / QUALITY OF LIFE / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Треушников Алексей Ильич, Роганова Галина Николаевна

В современных условиях посткризисного периода развития нашей страны здоровье сберегающие технологии являются актуальным вопросом для многих сфер исследования: медицины, социологии, антропологии, педагогики и др. Актуальность изучения данного вопроса обоснована тем фактом, что в нашей стране показатели здоровья населения имеют низкий уровень, причем смертность превышает рождаемость. Если медицинские науки в основном разрабатывают профилактические меры по сохранению здоровья и восстанавливающие схемы лечения при его утрате, то задача педагогики заключается, прежде всего, в создании условий для реализации здоровье сберегающей деятельности при работе с учащимися. Анализ аспектов изучения данного вида деятельности в педагогических науках показал, что разработка здоровье сберегающих технологий ведется на всех уровнях и видах образования, начиная от дошкольного и заканчивая системой высшего, дополнительного и даже непрерывного образования. Однако менее изученным аспектом в данном направлении остается уровень управления образованием, на котором разрабатываются федеральные, региональные и муниципальные программы и национальные проекты, направленные на развитие культуры здорового образа жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Треушников Алексей Ильич, Роганова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH SAVING AS A SUBJECT OF RESEARCH OF PEDAGOGICAL SCIENCES: TO THE QUESTION OF ACTUAL ASPECTS OF RESEARCH

In modern conditions of the post-crisis period of development of our country health saving technologies are an actual question for many spheres of research: medicine, sociology, anthropology, pedagogy, etc. Relevance of studying of this question is proved by the fact that in our country indicators of health of the population have low level, and mortality exceeds birth rate. If medical Sciences mainly develop preventive measures to preserve health and restoring treatment regimens in case of its loss, the task of pedagogy is, first of all, to create conditions for the implementation of health-saving activities when working with students. The analysis of aspects of studying this type of activity in pedagogical Sciences has shown that the development of health-saving technologies is carried out at all levels and types of education, starting from preschool and ending with the system of higher, additional and even continuous education. However, the less studied aspect in this direction remains the level of education management, which is developed by Federal, regional and municipal programs and national projects aimed at developing a culture of healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Treushnikov Alexey Ilyich and others HEALTH SAVING AS A SUBJECT OF RESEARCH OF PEDAGOGICAL SCIENCES ...

pedagogical sciences

УДК 37.017.93

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0065

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2020

AuthorID: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherID: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой

«Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) AuthorID: 453873 SPIN-код: 1529-4681

Треушников Илья Анатольевич, доктор философских наук, доцент, начальник кафедры философии

Нижегородкая академия МВД России (603950, Россия, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3, БОКС - 268, e-mail:[email protected])

Треушников Алексей Ильич, аспирант Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: [email protected]) ORCID: 0000-0002-4625-0035

Роганова Галина Николаевна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В современных условиях посткризисного периода развития нашей страны здоровье сберегающие технологии являются актуальным вопросом для многих сфер исследования: медицины, социологии, антропологии, педагогики и др. Актуальность изучения данного вопроса обоснована тем фактом, что в нашей стране показатели здоровья населения имеют низкий уровень, причем смертность превышает рождаемость. Если медицинские науки в основном разрабатывают профилактические меры по сохранению здоровья и восстанавливающие схемы лечения при его утрате, то задача педагогики заключается, прежде всего, в создании условий для реализации здоровье сберегающей деятельности при работе с учащимися. Анализ аспектов изучения данного вида деятельности в педагогических науках показал, что разработка здоровье сберегающих технологий ведется на всех уровнях и видах образования, начиная от дошкольного и заканчивая системой высшего, дополнительного и даже непрерывного образования. Однако менее изученным аспектом в данном направлении остается уровень управления образованием, на котором разрабатываются федеральные, региональные и муниципальные программы и национальные проекты, направленные на развитие культуры здорового образа жизни населения.

Ключевые слова: здоровье сберегающие технологии, здоровье сберегающая деятельность, педагогическая сфера, физкультурная сфера, медицинская сфера, здоровье, качество жизни, здоровый образ жизни.

HEALTH SAVING AS A SUBJECT OF RESEARCH OF PEDAGOGICAL SCIENCES: TO THE QUESTION OF ACTUAL ASPECTS OF RESEARCH

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: [email protected]) Treushnikov Ilya Anatolyevich, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe shosse, 3, BOX-268, e-mail: [email protected])

Treushnikov Alexey Ilyich, Post-graduate student Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarina Ave., 23, e-mail: [email protected])

ORCID: 0000-0002-4625-0035 Roganova Galina Nikolaevna, Master student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. In modern conditions of the post-crisis period of development of our country health saving technologies are an actual question for many spheres of research: medicine, sociology, anthropology, pedagogy, etc. Relevance of studying of this question is proved by the fact that in our country indicators of health of the population have low level, and mortality exceeds birth rate. If medical Sciences mainly develop preventive measures to preserve health and restoring treatment regimens in case of its loss, the task of pedagogy is, first of all, to create conditions for the implementation of health-saving activities when working with students. The analysis of aspects of studying this type of activity in pedagogical Sciences has shown that the development of health-saving technologies is carried out at all levels and types of education, starting from preschool and ending with the system of higher, additional and even continuous education. However, the less studied aspect in this direction remains the level of education management, which is developed by Federal, regional and municipal programs and national projects aimed at developing a culture of healthy lifestyle.

Keywords: health-saving technologies, health-saving activity, pedagogical sphere, physical culture sphere, medical sphere, health, quality of life, healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ Состояние здоровья населения современной России

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Треушников Алексей Ильич и другие ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ...

вызывает тревогу. Показатели качества жизни, связанные со здоровьем близки к критическим значениям. Как отмечает А.Г. Аганбегян: «В 2018 г. демографическая ситуация ухудшилась. В первой половине года рождаемость сократилась на 38 тыс. человек, и ее коэффициент (на 1000 человек населения) снизился до 10,8. Число умерших немного увеличилось — на 7 тыс. человек, и коэффициент смертности повысился до 13,0» [1, с. 5]. Изучение социологических работ по данному вопросу показывает, что: «Общая заболеваемость населения в России в 2015 г. по сравнению с 1990 г. выросла на 50%. Соответственно, вырос поток больных в лечебные учреждения. При этом с 2012 по 2015 г. общая заболеваемость выросла на 1,4 млн. людей и достигла 234,3 млн. чел.» [2, с. 12]. В данных исследованиях приводятся и факты роста численности инвалидов в нашей стране, а также рост численности заболеваемости детей [2, с. 13].

Причинами такого положения являются не только проблемы в здравоохранении нашей страны. Целью данного исследования является выявление малоизученных аспектов здоровье сберегательной деятельности в педагогических науках.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

Основными методами исследования являются методы аналитического обзора, принципы диалектики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходя из диалектики сфер общественной жизни, можно заключить, что, сколько бы мы не выделяли таковых в моделях общества, всегда будут существовать противоречивые отношение каждой сферы с каждой. Если взять сферные модели Барулина, Э. Тоффлера, то выделить в них нужные нам сферы для исследования будет достаточно сложно [3,4].

Так, в первом случае мы имеем следующие сферы общественной жизни: экономическую, социальную, духовную и политическую. Во втором случае - это информационная, социальная и политическая. Как можно видеть, ни медицинской, ни физкультурной, ни педагогической в них нет. Однако они есть в альтернативных моделях, например, в модели Л.А. Зеленова: экономическая, экологическая, педагогическая, художественная, научная, управленческая, физкультурная, медицинская [5].

Медицинская сфера общественной жизни представляет собой совокупность различных видов деятельности, целью которой является сохранение и восстановление здоровья граждан. Эта деятельность обеспечивается развитием медицинских профессий. Но есть еще один элемент в данной сфере - это самодеятельность или народная медицина. Конечно, речь идет не о шарлатанах, а о факте традиционной медицины, а также о том, что каждый человек, прежде всего, сам несет ответственность за сохранение своего здоровья. Достаточно известным в свое время было такое направление как валеология, наука о сохранении и укреплении здоровья человека на базе опыта профилактических, диагностических и лечебных знаний народного опыта. Способность человека следить за собственным здоровьем, укреплять и сохранять его есть показатель медицинской культуры личности, а обеспечение условия для этого тем или иным социальным субъектом - показатель медицинской культуры этого субъекта (семьи, сообщества, региона, страны, социума и т.п.). [6-8]

Так или иначе, показатель здоровья населения является одним из основных критериев качества жизни [9,10].

Физкультурная сфера общества диалектически связана с медицинской. Цель физкультурной деятельности не только сохранение, но и развитие физических показателей человека. Достижение физического совершенства обходимо для обеспечения качества функционирования организма человека, что напрямую связано с качеством его жизни.

В данную сферу входит такой элемент как спорт. В

целом задачи спорта аналогичные задачам физкультуры. Однако конечная цель спорта - это достижение рекордов, что не всегда соответствует укреплению здоровья, но достаточно часто к его утрате. Такое положение складывается в силу коммерциализации спорта [11,12].

Таким образом, дав краткую характеристику двух сфер общественной жизни, можно выделить поле пересечения диалектического взаимодействия между ними. В первую очередь, это феномен здоровья. Далее можно видеть, что обе сферы функционируют на основе дея-тельностей по сохранению, сбережению, поддержанию, укреплению и восстановлению здоровья человека.

В научной и педагогической сферах ведутся разработки технологий, направленных на повышение активизации и эффективности этих деятельностей. Здесь диалектическое единство проявляется аналогичным образом. Изучение работ ученых и педагогов, посвященных проблемам культуры здорового образа жизни, показало, что разнообразие в обозначении деятельности, направленной на повышения показателя здоровья в обществе имеет достаточно широкий спектр.

Наиболее часто используемым в исследованиях оказывается понятие «здоровье сбережение» или «здоровье сохранение». В первую очередь, следует отметить существование большого количества работ, посвященных подготовке педагогов к реализации здоровье сберегающих технологий на всех уровнях образования от дошкольного до высшего [13,14].

Например, проводя аналитический обзор по вопросу о внедрении здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании А. В. Пелихова и К. П. Зайцева отмечают: «Данные работы подчеркивают, что качество образования не должно рассматриваться вне вопросов охраны здоровья, а основной характеристикой здоровье сберегающего образования служит комплекс применяемых современных педагогических технологий, по функциям и по организации раскрывающих структуру совместной творческой деятельности, построенной на понимании психолого-педагогических и физиологических особенностей закономерностей развития ребенка» [15, с. 85].

В целом, что касается дошкольного образования, то здесь особое место занимает приоритетность данного вида деятельности, которая заключается именно в совместной деятельности педагога, родителей и ребенка по сохранению и укреплению здоровья детей, данного им природой [16-19].

Достаточно много работ, посвященных исследованию здоровье сберегающих технологий при подготовке школьных учителей [20-22].

Отличительной особенностью здоровье сберегающих технологий в школьном образовании является задача, которая заключается в том, чтобы учитель на протяжении всех лет обучения в школе смог подготовить ребенка именно к самодеятельности в области сохранения и укрепления собственного здоровья: «Современный выпускник основной школы должен уметь: выбирать, сравнивать и анализировать, познавать и контролировать себя, нести ответственность, работать самостоятельно и в группе, осознанно стремиться к здоровому образу жизни (ЗОЖ)» [23, с. 253]

На уровне вузовского образования здоровье сберегающая деятельность заключается в создании педагогических условий для ведения студентами здорового образа жизни. На данном уровне проблем для решения становится больше, нежели на предыдущих ступенях образования. Связано это с тем, что студент -совершеннолетний гражданин, который несет полную ответственность за собственное здоровье. Задача педагогов здесь заключается именно в создании условий для данного вида деятельности, формирование ценностных ориентаций в рамках культуры здоровья [24].

В научный категориальный аппарат для обозначения деятельности по сохранению здоровья введены и

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

283

Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Treushnikov Alexey Ilyich and others HEALTH SAVING AS A SUBJECT OF RESEARCH OF PEDAGOGICAL SCIENCES ...

pedagogical sciences

близкие по смыслу термины, например, «здоровье-ориентированное образование». Так, Д.Г. Сидоров определяет данный феномен следующим образом: «Здоровье-ориентированное образование и здоровье-ориентированное пространство вуза, это комплекс структурных компонентов и мероприятий (технологий), направленных на создание и реализацию организационно-педагогических условий формирования у студентов основ здорового образа жизни» [25, с. 28].

Сравнивая определения двух этих терминов, можно видеть, что по смыслу они совпадают.

Проведенный аналитический обзор работ, посвященных исследованию здоровье сберегающих технологий и деятельности, показал, что данная проблематика является достаточно актуальной. Основная масса работ направлена на разработку программ подготовки педагогов для реализации данной деятельности на всех уровнях образования. Однако ощущается явная нехватка работ, исследующих решение проблемы развития здоровье сберегающей деятельности на уровне управления образованием, особенно это касается муниципалитетов [26,27].

ВЫВОДЫ

При постановке вопросов исследования здоровье сберегающей деятельности в педагогических науках следует исходить из следующих принципов:

1. За основу изучения здоровье сберегающей деятельности в педагогике необходимо брать диалектические отношения двух основных сфер общества: физкультурной и медицинской.

2. Рассматривать проблемы разработки и внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс необходимо с учетом функционала управления образованием. Именно с позиции управления образованием данный аспект представлен в научной литературе недостаточно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аганбегян А.Г. Сбережение населения России под вопросом // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 4. С. 4-13.

2. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: итоги деятельности 2012-2016 гг. Неотложные меры в 2017-2018 гг// ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. №1. С. 8-22.

3. Барулин В. С. Диалектика сфер общественной жизни / В. С. Барулин. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 230 с.

4. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ : АСТ. 2009, 795 с.

5. Грязнова Е.В., Зеленов Л.А. Прикладные проблемы философии: научно-педагогический опыт: Монография. Гжель: ГГУ, 2015. 164 с.

6. Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования само-сохранительного поведения//Вестник Мининского университета. Том 7, № 3.2019. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-5

7. Кокаева И.Ю. Здоровьеразвивающий потенциал этнокульту-ры в учебно-воспитательном процессе//Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2014. № 5. С. 109-113.

8. Грязнова Е.В., Есакова И.Н. Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения//Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 5 (34). С. 816-825.

9. Здоровье и качество жизни [Текст] : материалы III Всероссийской конференции с международным участием, 10-15 сентября 2018 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия наук, Сибирское отделение, ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» [и др.] ; [под общей редакцией И. В. Кудаевой]. - Иркутск ; Байкальск : ФГБНУ ВСИМЭИ, 2018. - 342 с.

10. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни населения/ZNB:

11. Минеева К.Д. Коммерциализация в спорте//Сборник: Перспективные направления развития экономики и управления: новый взгляд сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 113-117.

12. Понявин А.В. Олимпийские игры: спорт и коммерция// Маркетинг. 2003. № 2. С. 100-106.

13. Третьякова, Наталия Владимировна. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 25 с.

14. Сентизова, Мария Ивановна. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сентизова Мария Ивановна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова]. - Якутск, 2008. - 21 с.

15. Пелихова А.В., Зайцева К.П. Подготовка педагогов дошкольно-

го образования к осуществлению здоровьесбергающей деятельности// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 84-89.

16. Богомолова, Любовь Владимировна. Педагогическое сопровождение здоровьесохраняющих процессов в дошкольном и общеобразовательном учреждениях : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т теории и истории пед. РАО. - Москва, 2006. - 37 с.

17. Овчаренко Е.Н. Анализ подготовки будущих педагогов дошкольного образования к здоровьесберегающей деятельности// Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2019. № 2 (28). С. 38-45.

18. Жербакова Н.А. Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 231-234.

19. Гагиева З.А. Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физиологических систем организма школьника // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 34-36.

20. Ковалева, Роза Ефимовна. Технология подготовки будущих учителей к здоровьеориентированной деятельности на основе модульного подхода : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 /Ковалева Роза Ефимовна; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т]. - Тирасполь, 2014. - 23 с.

21. Каменкова Н.Г., Афонова М.Н., Сироткина Ю.Ю. Анализ возможных подходов к сбережению здоровья младших школьников в процессе обучения в рамках здоровьесберегающей деятельности// Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 181187.

22. Магун Т.Я., Стамова Л.Г. Структурная модель формирования готовности будущих учителей к профессональной деятельности в сберегающем здоровье режиме//Культура физическая и здоровье. 2009. № 5. С. 35-38.

23. Скрыпник В.А. Проблемы здоровьесбережения в современной школе//Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 1. С. 253-254.

24. Палаткин, Илья Владимирович. Подготовка студентов вуза к здоровьесберегающей деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /Палаткин Илья Владимирович; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. - Кемерово, 2014. - 21 с.

25. Сидоров, Дмитрий Глебович. Педагогическая технология реализации индивидуально-личностного подхода здоровье-ориентированного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сидоров Дмитрий Глебович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2009. - 31 с.

26. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы/МЕ: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.

27. Касимов, Риза Ахмедзакиевич. Формирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 /Касимов Риза Ахмедзакиевич; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. - Ярославль, 2017. - 43 с.

Статья поступила в редакцию 24.12.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.