педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Бобыкина Наталья Юрьевна и другие ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ...
УДК 372
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0015
ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
© 2019
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук,
заведующий кафедры «Философии и теологии» Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Треушников Илья Анатольевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (603022, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д.17 А, e-mail: [email protected]) Бобыкина Наталья Юрьевна, стажер лаборатории музыки и изобразительного искусства Институт художественного образования и культурологии РАО (119121, Россия, Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1 e-mail: [email protected]) Афанасьев Сергей Владимирович, аспирант кафедры «Философии и теологии» Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1,e-mail: [email protected])
Аннотация. В современном образовании в связи с переходом общества на информационную стадию развития произошли серьезные изменения. Информационные технологии позволяют сегодня получать образование, не выходя из дома. Ученые исследуют новый феномен в различных аспектах: философском, педагогическом, социальном, культурологическом и т.п. При этом поднимаются различные проблемы дистанционных форм образования: проблемы качества, проблемы доступности, экономические вопросы и др. Однако при этом исследователи используют различные категории, обозначающие новый феномен в педагогической деятельности. При этом происходит отождествление базовых понятий педагогики: образование, обучение и воспитание. В результате при изучении работ ученых, посвященных дистанционному образованию или обучению, возникают трудности в понимании, о каких же педагогических процессах идет речь. В результате чаще всего в исследованиях речь сводится к проблеме влияния информационных технологий на процесс образования, обучения и воспитания. Возникает вопрос, нужно ли в этом случае употреблять термины «дистанционное образование и обучение»? Возможно, они становятся лишними и загромождают категориальный аппарата педагогики. В данной работе мы попытались выстроить все термины, которые уже вошли в научный оборот в единую систему, где главным становится категория «дистанционная педагогика» как единой основание для трех педагогических процессов: дистанционного образования, обучения и воспитания.
Ключевые слова: дистанционная педагогика, дистанционная педагогическая деятельность, дистанционное образование, дистанционное воспитание, дистанционное обучение, информационная социализация личности, информационное взаимодействие, информационные квазисубъекты.
REMOTE TRAINING: PROBLEMS OF CONCEPTUALIZATION AND DEFINITIONS
© 2019
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of "Philosophy and theologies»
Nizhny Novgorod Pedagogical University K. Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: [email protected]) Treushnikov Ilya Anatolyevich, doctor of philosophy, associate Professor, Professor of the Department of Humanities and socio-economic disciplines Russian State University of Justice, of the Volga branch (603022, Russia, Nizhniy Novgorod,PR. Gagarina, d. 17, e-mail: [email protected]) Bobykina Natalia Urievna, Intern of the laboratory of music and fine arts
Institute of art education and cultural studies of RAO (119121, Russia, Moscow, 8 Pogodinskaya str., building 1 e-mail: [email protected]) Afanasiev Sergey Vladimirovih, post-graduate student of the Department of Philosophy and theologies» Nizhny Novgorod Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1,e-mail: [email protected])
Abstract. In modern education in connection with the transition of society to the information stage of development there have been major changes. Information technology today allows you to get an education without leaving home. Scientists investigate a new phenomenon in various aspects: philosophical, pedagogical, social, cultural, etc. At the same time, various problems of distance forms of education are raised: problems of quality, problems of accessibility, economic issues, etc. However, researchers use different categories denoting a new phenomenon in pedagogical activity. At the same time there is an identification of the basic concepts ofpedagogy: education, training and upbringing. As a result, when studying the works of scientists on distance education or training, there are difficulties in understanding what kind of pedagogical processes are in question. As a result, most often in research it is reduced to the problem of the impact of information technology on the process of education, training and upbringing. The question arises whether in this case it is necessary to use the terms "distance education and training"? Perhaps they become superfluous and clutter the categorical apparatus of pedagogy. In this paper we have tried to build all the terms that have already entered into scientific circulation in a single system, where the main category is "distance education" as a single basis for three pedagogical processes: distance education, training and education.
Keywords: remote education, remote teaching, remote education, distance education, distance learning, information socialization, communication, information quasicubic.
Анализ последних исследований и публикаций, в кото- рых рассматривались аспекты проблемы дистанцион-
Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Bobykina Natalia Urievna and others pedagogical
REMOTE TRAINING: PROBLEMS OF CONCEPTUALIZATION ... sciences
ного образования
Изучение работ по проблемам дистанционной педагогики показало, что данный термин практически не употребляется. Исследователи в изучении данного феномена отдают предпочтение двум, наиболее привычным для использования терминам - «дистанционное образование» и «дистанционное обучение».
Сегодня понятию «дистанционное образование» посвящено достаточно большое количество работ [1-3].
Изучая вопрос о сущности дистанционного образования, мы увидели, что до сих пор среди ученых нет единого подхода к ее определению. Чаще всего под этим термином понимают именно процесс передачи информации и превращения ее в знание. Причем в этом случае дистанционное образование, по сути, отличается от традиционного образования только лишь введением термина «дистанция», т.е. передача информации на расстоянии. Именно по этому, чаще всего, при таком подходе к определению дистанционного образования употребляется вид технологии, на основе которой оно реализуется. Кроме того, все чаще начинает употребляться не понятие «дистанционное образование», а термин «дистанционные технологии» [4-6].
Второй момент, на котором стоит заострить внимание - это вопрос об отождествлении понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». В работах, посвященных дистанционному обучению речь, так или иначе, сводится к понятию дистанционного образования. В данном случае происходит изначальное отождествление понятий «обучение» и «образование», которое потом переходит и на дистанционные формы данных феноменов [7-9].
Аналогичная ситуация складывается и с понятием «дистанционное воспитание». Видимо в силу сложности его понимания и определения, данная категория маскируется в более широком и емком понятии «дошкольное образование». Вероятно, это связано с тем, что на данном этапе социализации личности более важным педагогическим процессом является именно воспитание [1011].
Так же авторам при изучении феномена дистанционного воспитания на помощь приходит категория «информационно-образовательная среда», с помощью которой удается избежать необходимости говорить о конкретном воспитательном процессе на расстоянии. Поэтому все чаще используется вариант ухода авторов от употребления и конкретизации понятия «дистанционного воспитания» - это акцентирование внимания на средствах, с помощью которых такое воспитание можно реализовать [12-13].
Постановка проблемы
Таким образом, анализ литературы по проблемам категоризации понятия «дистанционная педагогика» показало, что оно практически не употребляется в научной литературе или разбивается на отдельные процессы - образование и обучение. Причем при описании последних понятий как дистанционных, происходит их отождествление. Кроме того, из-за отсутствия четкого понимания феномена дистанционной педагогики все, чаще в научной литературе основные акценты переходят к средствам - информационным технологиям. Поэтому необходимо обратиться к вопросу о разработке категориального аппарата дистанционной педагогики.
Изложение основного материала исследования
В свою очередь мы предлагаем рассматривать феномен дистанционной педагогики как целостную систему, в основе которой находится педагогическая деятельность. Конечно же, речь в данном случае должна идти именно о дистанционной ее форме.
Дистанционная педагогическая деятельность - одна из основных форм социального взаимодействия в современном информационном обществе. Его специфика заключается в том, что это взаимодействие опосредовано информационной техникой и технологиями. Это, в 64
свою очередь, определяет информационный способ существования всех его элементов: субъекта, средств, объекта, условий, среды, результата, процесса. Такая деятельность формирует новый вид социокультурного пространства и новый вид реальности - информационной. Информационные объекты, которые образуют данные виды пространства и реальности, коренным образом отличающихся от объектов материального мира, к которым адаптирован человек. Но самым важным в таком виде деятельности оказывается специфичность самого субъекта. Дело в том, что теперь это не реальный субъект традиционной педагогической деятельности, а интерактивный информационный квазисубъект, способный обладать различной степенью субъектности и исполнять роль социального субъекта.
Мы приходим к пониманию того, что дистанционная педагогическая деятельность в современных условиях информационного общества, выступая одним из важнейших механизмов социализации личности, изменяет ее структуру. В частности, появляются информационные объекты и квазисубъекты, создаваемые информационными технологиями, которых не было в традиционных формах социализации [14-19].
Таким образом, мы получаем еще одну категорию, необходимую нам для понимания сущности дистанционной педагогики - это информационная социализация личности.
В самом общем виде информационная социализация, как и любой другой вид социализации - это процесс передачи от одного поколения к другому социального опыта как интеграции системы знаний, умений и ценностей. Именно социальный опыт позволяет личности функционировать в качестве полноправного члена общества. В целом информационную социализацию можно представить как трехступенчатый процесс: идентификация (становление Человека); индивидуализация (становление Индивидуальности); персонификация (становление Личности).
При использовании данной методологии мы можем говорить о возможности деления педагогической деятельности согласно этим этапам. Например, идентификация происходит на основе механизмов дошкольной педагогической деятельности, индивидуализация - школьной и вузовской, а персонификация уже может происходить на основе других ее форм.
Если речь идет о дистанционной педагогике, то логично также ее разделить на этапы информационной социализации.
Чтобы показать место и роль трех педагогических процессов: образования, обучения и воспитания в дистанционной педагогике и их интеграцию, то следует отметить, что в процессе педагогической практики всегда происходит отбор наиболее значимого для жизни общества социального знания, умения и установок. В результате формируются три подсистемы культуры человека: знания - информационная подсистема, умения - праксиологическая подсистема, установки - мотивационная подсистема.
В свою очередь формирование социального опыта происходит с помощью трех функций педагогической деятельности: образование - передача и освоение знаний, информационного опыта, обучение - передача и освоение умений, операционального опыта, воспитание -передача и освоение установок, мотивационного опыта.
Теперь, сведя все категории, необходимые для раскрытия сущности дистанционной педагогики в единую систему, можно увидеть ее структуру и взаимосвязь всех элементов (рисунок 1).
Таким образом, дистанционная педагогика предстает как интеграция дистанционных форм педагогической деятельности в информационной реальности, на основании которой и формируется система культуры. Здесь особое место занимает новая ее составляющая - информационная культура.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Бобыкина Наталья Юрьевна и другие ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ...
Информационная социализация
1
Передача социального опыта
Дистанционная педагогическая деятельность
1 1
Дистанционное Дистанционное Днстанционное
Образование п Обучение ГЦ Воспитание
Знание Умейие Д Установки
i i а
Информационная Операционная Мотивационная
подсистема подсистема подсистема
человека человека человека
X
Культура
Рисунок 1 - Система дистанционной педагогики
Такой подход позволяет избежать путаницы в понятиях дистанционного образования, воспитания и обучения. Деятельностный подход в разработке категории «дистанционная педагогика» дает возможность анализировать место и роль каждого элемента дистанционной педагогической деятельности в этой системе. Тем более разработка категориального аппарата дистанционной педагогики становится актуальной в свете продолжающегося хаотичного использования терминологии дистанционного образования [20-23].
Выводы
В условиях глобализации и информатизации общества реально существует новый вид социализации личности - информационная социализация. Она требует введения и использования нового вида педагогической деятельности - дистанционной, основными механизмами которой становятся дистанционные образование, обучение и воспитание.
Для изучения специфики дистанционной педагогики с целью повышения эффективности передачи и усвоения социального опыта и предупреждения возможных негативных последствий информационной социализации личности, лежащей в ее основе, необходимо системной изучение данного феномена.
Построение системы дистанционной педагогики позволит в дальнейшем перейти к изучению ее отдельных феноменов и разработке необходимого категориального аппарата как нового научного направления в педагогике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Положенцева И. В. Педагогическая среда дистанционного образования в высшей школе России. М.: Унив. кн., 2016. 198 с.
2. Дистанционные технологии в дошкольном образовании: опыт и перспективы развития /[Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда и др.]. Липецк : ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. 234 с.
3. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития : IX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 26 апреля 2016 года: СПбГУП, 2016. 151 с.
4. Захарова О. А., Везиров Т. Г., Ядровская М. В. Дистанционные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании, Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. 133 с.
5. Усманов С. Р. Использование дистанционных образовательных технологий для реализации личностно-ориентированной модели обучения в организациях среднего профессионального образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Махачкала, 2018. 23 с.
6. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика [под науч. ред. Я. А. Ваграменко, М. П. Карпенко]. Ч. 1. Москва : Изд-во СГУ, 2017. 527 с.
7. Шаповалов М. И. Дистанционное обучение: теория и практика [Текст] : М. И. Шаповалов. М.: Эдитус, 2015. 97 с.
8. Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Комитет по образованию, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий" ; [сост. Матросова Н. Д.]. - Санкт-Петербург : ГБУ ДПО "СПбЦОКОиИТ", 2019. 119 с.
9. Шарипов Ф. В. Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва : Университетская кн., 2016. 301 с.
10. Дистанционные технологии в дошкольном образовании: опыт и перспективы развития [Текст] : монография / [Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского". - Липецк : ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. 234 с.
11. Информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации [Текст] : методические рекомендации / [Коточигова Е. В., Жбанникова О. А., Надёжина М. А., Сергеева Г. В.] ; под ред. Е. В. Коточиговой ; Гос. автономное учреждение доп. проф. образования Ярославской обл. - Ярославль : ГАУДПО ЯО ИРО,
2016. 63 с.
12. Дюмина И.А. Информационно-образовательная среда школьного музея как средство патриотического воспитания учащихся: монография. Москва : Спутник+, 2018. 156 с.
13. Развитие ребёнка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды [Текст] : сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) /М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. автономное учреждение Федеральный ин-т развития образования, Центр образовательных информ. технологий, ресурсов и сетей, Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджетное образовательное учреждение г. Москвы "Школа № 183" ; [под общ. ред. А. И. Мкртчян, С. С. Хапаевой]. Москва : МГОУ, 2016. 48 с.
14. Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования//Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 59-66.
15. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал.
2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.
16. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием//Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.
17. Стефанова Н.А., Ахунова З.Р. Взгляд работодателя на «on-line специалиста» или качество дистанционного обучения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 102-104.
18. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.
19. Богданова А.В., Кондаурова И.К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-170.
20. Шевардина М.С. Интенсификация учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения теологии : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Йошкар-Ола, 2015. - 23 с.
21. Брицкая Е.О. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дистанционном обучении школьников : автореферат дис.... кандидата педагогических наук : 13.00.08/Омск, 2016. 24 с.
22. Овчинников А. В. Педагогические условия организации дистанционного обучения учащихся в сельской школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Воронеж, 2019. 24 с.
23. Сорочинский М.А. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Якутск, 2019. 23 с.
Статья поступила в редакцию 02.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019