педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Брызгалова Юлия Владимировна, Изместьева Наталия Владимировна и другие
К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ...
УДК 37.011
К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры «Философия и теология» Брызгалова Юлия Владимировна, магистрант Изместьева Наталия Владимировна, магистрант Николаева Людмила Юрьевна, магистрант Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о природе дистанционного образования. В современных исследованиях нет единого мнения по данному вопросу. В литературе чаще всего встречается точка зрения на природу дистанционного образования, согласно которой его истоки берут начало в системе традиционного образования. Так же достаточно распространенной оказывается мнение о том, что основы дистанционного образования - это форма заочного образования, основанная на информационных технологиях. Авторы рассматривают природу дистанционного образования как сущностную основу самого человека, т.е. его способности и потребности в передаче социального опыта. Технологии передачи этого опыта развиваются на основе информационно-технологических революций, которые и оказываются базой для развития системы образования. Место дистанционного образования определяется в системе образования как его неотъемлемой части. Исторический и сравнительный анализ традиционного и дистанционного образования показал, что они существовали всегда, дополняя друг друга, меняя приоритеты в зависимости от цивилизационного развития. В условиях информационного общества дистанционное образование приобретает особый статус - оно начинает претендовать на роль ведущего вида образования. Чтобы не утратить позитив традиционного образования, а поднять его на новый уровень развития, необходимо проводить систематические исследования негативных последствий дистанционного образования. Именно этот аспект и станет предметом нашего дальнейшего исследования.
Ключевые слова: дистанционное образование, традиционное образование, информационная революция, образовательная революция, цивилизация, природа дистанционного образования, социальный опыт, цивилизационный подход.
TO THE QUESTION ABOUT THE NATURE OF DISTANCE EDUCATION
© 2018
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theology Bryzgalova Yulia Vladimirovna, master's degree student Izmestyeva Natalia Vladimirovna, master's degree student Nikolaeva Lyudmila Yuryevna, master's degree student Nizhny Novgorod Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the nature of distance education. In modern research there is no consensus on this issue. In the literature, the most common point of view on the nature of distance education, according to which its origins originate in the system of traditional education. It is also quite common to believe that the basis of distance education is a form of distance education based on information technology. The authors consider the nature of distance education as the essential basis of the person, i.e. his ability and need to transfer social experience. The technologies for the transfer of this experience are developing on the basis of information and technological revolutions, which are the basis for the development of the education system. The place of distance education is defined in the education system as its integral part. Historical and comparative analysis of traditional and distance education showed that they have always existed, complementing each other, changing priorities depending on civilizational development. In the information society, distance education acquires a special status - it begins to claim the role of the leading type of education. In order not to lose the positive of traditional education, but to raise it to a new level of development, it is necessary to conduct systematic studies of the negative consequences of distance education. This aspect will be the subject of our further research.
Keywords: distance education, traditional education, information revolution, educational revolution, civilization, nature of distance education, social experience, civilizational approach.
Изучение природы дистанционного образования предполагает анализ его сквозь призму наиболее общих законов развития человека и общества. В своих работах, посвященных изучению дистанционного образования, мы показали, что исследователи выделяют два основных направления его развития [1,2].
В первом случае дистанционное образование развивается как вид образования, а во втором как технология образования. И в том, и в другом случае речь идет о дистанционном образовании как о социальном феномене, а это значит, что его генезис в любом случае связан с развитием общества.
На каждом этапе исторического развития общества формируется своя система образования, которая определяется социальным заказом социума. Социальный заказ общества задает требования не только к объёму и характеру, но и к уровню профессиональных компетенций, которые в свою очередь позволяют человеку выполнять свои профессиональные обязанности. Очевидно, что речь должна идти об этапах формирования образовательного потенциала (потребности и способности), об-
разовательной деятельности и т. п. Возникают вполне закономерные вопросы: «Когда и почему образование становится видом деятельности?», «При каких условиях и обстоятельствах возникает его дистанционная разновидность?», «Когда и почему возникают образовательные социальные отношения и институты, и какое место в них занимает дистанционное образование?» и т. д. Попытаемся найти ответы на эти и многие другие вопросы о природе дистанционного образования.
По мнению некоторых исследователей, коренные изменения в системе образования (собственно, как и ее зарождение) можно рассматривать через понятие «революция» [3,4]. Если учесть при этом, что и циви-лизационные изменения рассматриваются сквозь призму революций информационных и технологических, то возникает вопрос: существует ли связь между революциями информационными, технологическими и образовательными?
Так, например, В. А. Золотухин предлагает следующую периодизацию образовательных революций: «Первая образовательная революция, формирование
Gryaznova Elena Vladimirovna, Bryzgalova Yulia Vladimirovna, Izmestyeva Natalia Vladimirovna and others pedagogical
TO THE QUESTION ABOUT THE NATURE OF DISTANCE ... sciences
группового интеллекта; Вторая образовательная революция, формирование этнического интеллекта; Третья образовательная революция, формирование мирового интеллекта» [5].
По мнению автора данной работы, получается, что образование имеет достаточно древнюю историю. Конечно, приведенная типология не представляет возможности увидеть природу дистанционного образования, но позволяет предположить, что природа образования в целом соотносится с человеческим интеллектом. Следовательно, взаимосвязь информационных, технологических и образовательных революций имеется. Остается выяснить характер этой взаимосвязи.
О целесообразности применения цивилизационного подхода к изучению всемирного педагогического процесса писал Г. Б. Корнетов [6]. В рамках этого подхода образование выступает как одна из сторон цивилизации. Оно занимает важное место в ее развитии как социокультурного явления. В изданиях по археологии можно видеть, что человечество берет свое начало с архаической цивилизации, которая определяется временным периодом от 40 до 14-12 тыс. лет до н. э. [7 с. 37]
Анализируя технологии архаической эпохи и закономерности их развития, можно видеть, что в качестве оснований образования в целом и дистанционного, в частности, можно обозначить первые техники и технологии коммуникации и способов хранения, передачи и обработки информации.
Одной из первых информационно-коммуникативной технологией, как считает А. И. Ракитов, является язык. С его появлением и дальнейшим развитием, распространением и использованием в различных сферах деятельности происходит первая информационная и первая технологическая революции [3]. Революция, как известно, это базовое качество эволюции, являющееся фактором изменения качества в процессе развития.
Как известно, понятие «образование» появляется гораздо позднее самого феномена, которое оно обозначает. Вплоть до XIX века оно не использовалось. Но для сохранения рода накопленный опыт и знания должны были передаваться из поколения в поколение. Безусловно, обществу необходимо было исторически организовать специальные механизмы для передачи своего социального фонда, который включает знания, умения, установки и т. д. В архаическом обществе этот процесс реализовывался неразрывно с борьбой за выживание. Вероятно поэтому особый механизм, превращенный в алгоритм постоянного усвоения жизненного опыта, появляется вместе с возникновением первого социума, объединяющих людей. Именно так считал академик Б. Т. Лихачев, говоря о том, что воспитание и человеческое общество появляются одновременно и существуют только вместе [8].
Развитие технологий приводит к необходимости выделения воспитания как особого рода деятельности, отнесенного впоследствии к виду деятельности педагогической. Его задача - передать систему ценностей и традиций следующему поколению. При этом оно отделяется процессуально от обучения, которое определяется как система приобретаемых навыков и умений. Обе составляющие отличаются и от самого образования, задача которого - передать знания. И только интеграция этих трех составляющих педагогической деятельности предстает как механизм передачи социального опыта, как отфильтрованная практика, и выражается через совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для реализации различных видов деятельности в конкретных исторических условиях.
Собственно, мы видим, что зачатки всех элементов педагогической сферы формируются вместе с появлением самого человека. Вероятно, что способность передавать социальный опыт в виде знаний, умений и установок - это родовая сущность человека.
Получается, что исторически первой формой педа-170
гогического процесса является его обыденно-практическая форма, в рамках которой обучение происходит стихийно, в процессе участия молодого поколения в практическую деятельность взрослых. Вероятно, такое положение и можно обозначить, как «зачатки» традиционного образования. Что же с образованием дистанционным?
Во многих работах, посвященных изучению природы дистанционного образования, утверждается, что оно берет начало в технологиях дистанционной передачи информации или в формах развития информационной образовательной среды [9-16].
Действительно, первыми носителями информации были предметы природы, на которых человек мог фиксировать информацию: береста, камни, дерево и т.д. В этом случае можно считать, при использовании этих предметов для передачи социального опыта, т.е. знаний, умений и навыков мы имеем дело с дистанционной формой образования.
Получается, что первые зачатки дистанционного образования появляются вместе с человеком. Иными словами, появлению дистанционного образования способствовало формирование в обществе потребностей и способностей у людей в приобретении, передаче и получении информации, т.е. формируется образовательный потенциал, а, следовательно, и образовательная деятельность.
Исследуя природу компьютерного общения как основы дистанционного образования, мы отметили, что: «В период аграрной цивилизации широкое распространение получила такая форма опосредованного общения, как письменность. Информация, хранимая и передаваемая в письменной форме, расширяет возможности создания и развития новых технологий, так как письменность позволяет быстрее передавать и усваивать, причем в больших объемах, необходимые для этого знания, что и привело к очередной второй информационной революции, т. к. стало возможным приобщать к знаниям, особенно профессиональным, несопоставимо большее число людей и в более сжатые сроки. Расширились области межкультурных контактов, преодолевая пространственные и временные границы. Возникли сложные астрономические измерительно-наблюдательные приборы, что говорит уже о становлении таких наук, как математика, геометрия, агрономия, астрономия, физика» [23, с. 51]. Именно в этот период и происходит формирование образования как социального института. Оно отмечено в истории как появление средневековых университетов в которых образование было доступно ограниченному числу лиц.
Итак, мы видим, что образование и его технологии сильно зависят от информационно-технологического уклада общества. Письменность дала возможность формированию системы традиционного образования. Но получать его дистанционно, как это представляется сегодня, тогда вряд ли было возможно. Конечно, письменные источники - это информационные технологии, с помощью которых можно было обучаться без педагога. Однако отсутствие коммуникативных технологий очень сильно затрудняло общение субъектов педагогического процесса. Таким образом, дистанционное образование все еще «дремало» в своем зачаточном состоянии. В аграрную эпоху набирает силу традиционное образование, изначально доступное элитным слоям населения.
Что же касается теории образовательных революций, то, например, С. К. Булдаков считает, что в конце этого периода происходит не вторая, а первая образовательной революция, революция эпохи нового времени и просвещения. В это время образование исследуется как явление в работах знаменитых мыслителей, таких как Дж. Локка, Ф. Бекона, Ж.Ж. Руссо, И. Канта и др. [17].
Образование приобретало все признаки социального института, в основе которого лежал рынок образовательных услуг и воспроизводство востребованного обще-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Брызгалова Юлия Владимировна, Изместьева Наталия Владимировна и другие
К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ...
ством отдельного человека. Свое завершение этот тип образовательной революции нашел в первой половине XX века в эпоху обозначаемое понятием «индустриальное общество» с его технократическими и социальными противоречиями и асимметриями.
Практически на протяжении всей эпохи индустриальной цивилизации приоритетной стала традиционная система образования. Однако развитие массового производства во всех сферах жизни общества требовало и массовости образования. Как известно, такая массовость в системе образования достигалась, прежде всего, за счет увеличения числа учебных заведений, массового «производства» педагогов, тогда как информационные технологии в образовании длительное время оставались на уровне бумажных учебников. Подобная инерционность системы образования привела к формированию в ней ряда специфических, не всегда положительных особенностей:
- педагог является носителем знания, поэтому качество образования полностью зависит от уровня его квалификации. Если педагоги Древней Греции отличались высочайшим классом в силу своей уникальности, то «массовый педагог» индустриального общества утрачивает подобные свойства;
- межличностное общение в традиционном массовом образовании не обладает интерактивностью;
- традиционное образование не обладает гибкостью, атаптационностью, т. е. выбор индивидуальной траектории обучения достаточно сложен. Этим объясняется существующая инертность образования, его постоянное несоответствие требованиям времени;
- немаловажный недостаток традиционной системы заключается и в узконаправленном, специализированном педагогическом процессе образования. В этом случае возможность быстрой переквалификации специалиста ограничивается, что становится серьезной преградой для полноценного и эффективного существования информационного общества.
Получается, что традиционное образование в эпоху индустриализации оказывалось в некотором смысле тормозом общественного развития. Вероятно, именно по этой причине и начинают появляться и внедряться в систему традиционного образования различные дистанционные технологии. Так, исследователи именно в этот период выделяют первый этап развития дистанционного образования: «Информационными и коммуникационными технологиями первого поколения дистанционного образования были письменные и печатные раздаточные материалы, отправляемые обучаемым по почте; эта форма дистанционного образования развивалась во всех странах с начала XIX века. Такая система, получившая название «курсы по переписке», предусматривала обеспечение обучающегося руководствами по обучению, учебными пособиями, учебниками, а иногда списками дополнительной литературы. На этих курсах обучающиеся выполняли письменные работы и отсылали их преподавателям для проверки» [18, с.28].
Примерно к ХХ столетия индустриальная цивилизация уступает место информационной. Что же касается дистанционного образования, то очередной этап его развития знаменуется основанием Открытого университета Великобритании в 1969 г. В нем были разработаны и применялись учебные материалы для дистанционного обучения [19].
Как отмечено в работах по исследованию истории развития дистанционного образования, в третьем его поколении применяются интерактивные электронные технологии для взаимосвязи всех субъектов обучения [20]. Особенно следует отметить предоставляемые им возможности для широкого круга обучающихся, получающих возможность выбора собственной траектории обучения [21].
Таким образом, современные технологии дистанционного образования имеют явное преимущество перед
системой традиционной. Однако дистанционное образование и новые информационные технологии с большой эффективностью могут быть реализованы только в интеграции с традиционным образованием. При этом обе формы компенсируют недостатки друг друга. Дистанционное образование предоставляет возможность для реализации концепции непрерывного образования, которое становится достаточно актуальным в ситуации нестабильного и быстро меняющегося социума [22].
Проведенное исследование показало, что природа дистанционного образования берет начало в сущности самого человека - его способностях передавать социальный опыт от одного поколения к другому на основе совершенствования информационных технологий. Оно не возникает раньше или позже образования как такого. Оно является неотъемлемой частью всей институциональной системы образования и имеет свою специфику и особенности. Дистанционное образование, меняя формы и технологии всегда будет существовать, не вытесняя, а дополняя и совершенствуя традиционное образование. Однако, кроме положительных сторон, оно имеет и ряд отрицательных аспектов, которые требуют особого изучения. Именно этот вопрос станет предметом нашего дальнейшего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Грязнова, Е.В. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования /Е.В. Грязнова, И.Л. Матяева //Психология и психотехника. - 2014. - № 3 (66). - С. 304-311.
2. Грязнова, Е.В. Дистанционное образование в структуре общества знания /Е.В. Грязнова, И.Л. Матяева //Социология власти. 2011. № 7. С. 72-79.
3. Ракитов, А.И. Науковедческие исследования. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - 156 с.
4. Куликов, А. Ю. Общественно-политические взгляды Арнольда Тойнби: автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Куликов Александр Юрьевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2016. - 26 с.
5. Золотухин, В. А. Системогенез социального интеллекта: образовательные революции и циклы эволюции образования //Вопросы си-стемогенетики. Теоретико-методологический альманах. Учредители альманаха: Петровская академия наук и искусств, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова / гл. редактор А. И. Субетто, С.Пб., 2003. - С. 229-244.
6. Корнетов, Г. Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы /Г. Б. Корнетов //Новый педагогический журнал.
- 1996. - № 2. - С. 20 - 31.
7. Арциховский, А. В. Основы археологии. - М., Госполитиздат, 1995. - 280c.
8. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания : специальный курс /Б. Т. Лихачев. - Москва : ВЛАДОС, 2010. - 334 с.
9. Околелов, О. П. Дидактика дистанционного образования [Текст] / О. П. Околелов. - Москва : DirectMEDIA, 2013. - 98 с.
10. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2013) [Текст]: межвузовский сборник научных трудов /Ассоц. негос. вузов [и др.]; [редакционный совет: М. М. Борисевич и др.]. - Москва : МГИУ, 2013. - 273 с.
11. Монахов, Н. В. Дистанционное образование как социальное явление [Текст]: монография / Н. В. Монахов, Д. Н. Монахов. - Москва : МАКС Пресс, 2013. - 95 с.
12. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.
13. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 55-58.
14. Намаканов, Б. А. Дистанционное образование - современные технологии образования / Б. А. Намаканов // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: материалы Международной научно-практической конференции, 23-25 мая 2013 года. [В 2 ч.]. Ч. 2.
- Самара: СГАКИ, 2013. - C. 357-360.
15. Богданова А.В., Кондаурова И.К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-170.
16. Стефанова Н.А., Ахунова З.Р. Взгляд работодателя на «on-line специалиста» или качество дистанционного обучения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 102-104.
17. Булдаков, С. К. Социально-философские основания и логика образовательной революции Специальность 09.00.11 - социальная философия: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук, Нижний Новгород. 2000. - 21 с.
18. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. /Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. -М. : Издательский
Gryaznova Elena Vladimirovna, Bryzgalova Yulia Vladimirovna, Izmestyeva Natalia Vladimirovna and others TO THE QUESTION ABOUT THE NATURE OF DISTANCE ...
pedagogical sciences
дом «Обучение—Сервис», 2006. — 109 c.
19. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] : материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию создания Института дистанционного образования ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» г. Тюмень, 11 февраля 2013 г. / Российская Федерация, Министерство образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, Институт дистанционного образования. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. унта, 2013. - 209 с.
20. Челнокова, Е. Тьюторская деятельность в дистанционном обучении / Е. Челнокова, З. Тюмасева // Вестник Мининского университета. - №3. — 2016. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/244
21. Кузнецова, С.Н. Условия для развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономических знаний через дистанционное обучение / С. Н. Кузнецова // Вестник Мининского университета. Том6. — №2. — 2018. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-14
22. Ильин, И. В. Образование, общество, природа. Эволюционный подход и глобальные перспективы [Текст] = Education, society, nature. Evolutionary approach and global perspective : [монография] / И. В. Ильин, А. Д. Урсул. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 2016. — 553 c.
23. Грязнова, Е.В. Виртуально-информационная реальность в системе «Человек — Универсум» /Е.В. Грязнова. - Н. Новгород: ННГУ, 2006. - 255 с.
Статья поступила в редакцию 23.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
172
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)