педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Лобанова Анна Алексеевна и другие
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ...
УДК 37:130.2
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0036
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2020
SPIN: 9134-1861 AuthorlD: 304930 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID:57205748389
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой
«Философии и теологии»
SPIN: 7653-2535 AuthorlD: 986720 ResearcherlD: V-4241-2018 ORCID: 0000-0003-2825-9404 ScopusID:57211808151
Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель
кафедры «Философии и теологии» Лобанова Анна Алексеевна, магистрант
ORCID: 0000-0002-6193-7329
Жигульский Евгений Викторович, магистрант кафедры «Философия и теология» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В условиях развития информационного общества появляется возможность широкого внедрения в сферу образования альтернативных форм, таких как семейное образование. Такая форма получения знаний становится возможным благодаря информационным технологиям, позволяющим реализовывать педагогическую деятельность дистанционно, находить необходимые методические и учебные пособия для реализации педагогического процесса. Если за рубежом данная форма образования является достаточно распространенной, то в нашей стране она возрождается после длительного забвения в советский период. При этом субъекты педагогического процесса, реализуемого в форме семейного образования, сталкиваются с рядом серьезных проблем. В первую очередь, это проблемы законодательной и правовой защиты субъектов семейного образования, которая в нашей стране разработана еще не достаточно. Вторая проблема, это отсутствие гибких форм интеграции между образованием в государственных, частных организациях и семьей как социальным институтом. Третья проблема - это недостаточный уровень подготовки субъектов семейного образования - родителей и педагогов. Проведенное исследование показало, что основная причина увеличения доли семейного образования в современной России - это низкое качество образования, даваемое в государственных учреждениях. Однако и семенное образование на том уровне, на котором оно сейчас находится, не является альтернативной формой повышения качества образования. На современном этапе эффективными формами могут стать гибридные виды образования, разработка моделей которых требует специальных исследований.
Ключевые слова: семейное образование, семейное обучение, образование, семейное воспитание, информационное общество, дополнительное образование, непрерывное образование, проблемы образования, информационные технологии.
FAMILY EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
© 2020
Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology Goncharuk Aleksey Gennadievich, Candidate for Philosophical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Theology Lobanova Anna Alekseevna, Master student Zhigulsky Evgeny Viktorovich, Master student of the Department Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. In the context of the development of the information society, it is possible to widely introduce alternative forms, such as family education, into the sphere of education. This form of knowledge acquisition becomes possible thanks to information technologies that allow to implement pedagogical activities remotely, to find the necessary methodological and training AIDS for the implementation of the pedagogical process. If abroad this form of education is quite common, in our country it is revived after a long oblivion in the Soviet period. At the same time, the subjects of the pedagogical process implemented in the form of family education face a number of serious problems. First of all, these are the problems of legislative and legal protection of subjects of family education, which in our country has not been developed enough. The second problem is the lack of flexible forms of integration between education in public and private organizations and the family as a social institution. The third problem is the insufficient level of training of subjects of family education-parents and teachers. The study showed that the main reason for the increase in the share of family education in modern Russia is the low quality of education provided in public institutions. However, seed education at the level at which it is now is not an alternative form of improving the quality of education. At the present stage, hybrid types of education can become effective forms, the development of models of which requires special research.
Keywords: family education, family training, education, family education, information society, additional education, continuing education, problems of education, information technologies.
ВВЕДЕНИЕ трендом в сфере образования) стало востребованным в
Актуальность рассматриваемой проблемы связа- России и по многим параметрам не уступает массовому на с тем, что семейное образование (будучи мировым образованию. Не смотря на то, что семейное образова-
Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Aleksey Gennadievich, Lobanova Anna Alekseevna and others pedagogical
FAMILY EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS ... sciences
ние достаточно дорогая услуга и не может быть распространена на широкий круг людей, современные ученые и педагоги отмечают ряд преимуществ такой формы образования, предлагая сделать его более доступным для населения.
Востребованность семейного образования в нашей стране имеет ряд причин. Однако у такой формы образования есть и оппоненты. Задачей настоящего исследования является анализ мнений ученых и педагогов на причины повышения спроса на семейное образование в России и выявление возможных проблем, тормозящих развитие данного феномена.
МЕТОДОЛОГИЯ
Для достижения поставленных задач авторами статьи были изучены материалы авторефератов диссертаций, научных публикаций по обозначенной проблеме, а также источниками информации послужили материалы, размещенные в открытом доступе в сети интернет на сайтах, посвященных семейному обучению. Основными методами исследования являются анализ, обобщение, сравнение, принципы диалектики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Как показано в исследованиях, посвященных истории развития семейного образования в России, вплоть до двадцатого века оно было доступным на различных уровнях социальных сословий, но при этом отличалось как по качеству, так и по содержанию [1-2].
В настоящее время подавляющее большинство семей являются потребителями образовательных услуг, предоставляемых государственными и частными школами, но очевиден рост интереса родителей к семейному образованию. Нормы этой формы обучения в России регулируются законом «Об образовании в РФ» [3]. Согласно этому закону семейное образование может реализовы-ваться на любом уровне от начального до общего. К нему предъявляются такие же требования, как и к образованию в государственном или частном учебном заведении: обязательное проведение учебных занятий, всех форм аттестаций, предусмотренных программами.
Согласно статистическим исследованиям в нашей стране в 2016 году количество учащихся на семейном образовании составляло около 0, 058 % [4]. По заявлению председателя Комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова, на семейном обучении по итогам 2018 года в стране находится 10% обучающихся, что соответствует 100 000 человек, а по прогнозам экспертов, эти данные - это только начало [5].
Что касается зарубежного опыта, то в последние 2530 лет эта форма обучения (homeschooling или home education по-английски), является наиболее динамично развивающейся в Америке и во многих странах Европы, хотя в некоторых странах семейное образование законодательно запрещено (например, в Германии) [6]. Объясняется такое положение тем фактом, что родители в современном информационном обществе имеют возможность самостоятельно обучать детей, не хуже профессиональных педагогов.
В России причинами предпочтений родителями семейных форм образования могут оказаться и другие факторы.
Рассмотрим причины, по которым российские родители принимают решение перевести своего ребенка на семейное обучение. В исследования данного вопроса К.Н. Поливановой и К.А. Люблинской было установлено, что одной из причин перевода ребенка на семейное обучение являются проблемы со здоровьем [6].
По итогам проводимого опроса родителей выявлено, что таковых оказывается 5% из 100%. Вторая причина, на которую указывают авторы исследований - это психологические причины, основная из которых - потеря мотивации к обучению, трудности во взаимодействии с одноклассниками или учителями и администрацией школы. Данные ответы составляют 38% из 100%. И, пожалуй, самое большое количество ответов указывало на 160
неудовлетворенность самих родителей школьным образованием. В частности, назывались такие причины, как нерациональное использование времени школой на изучение предметов или недостаток качественного образования. Эта цифра достигла 52% из 100%.
Последняя цифра оказывается достаточно серьезным обвинением в сторону качества образования, даваемого в общеобразовательных учреждениях. Если раньше в нашей стране на «домашнее обучение» выводились в основном дети по состоянию здоровья, то в современных условиях при отмене запретов со стороны государства на семейное образование, желающих перейти к данной форме обучения гораздо больше. А.Н. Якунина, в своем исследовании отмечает, что процесс становления семейного обучения в России «характеризуется недостаточным наличием педагогических условий для развития семейного образования, а также приводит данные, которые еще раз подтверждают значительный процент родителей, неудовлетворенных качеством образовательных услуг, уровнем школьного воспитания и психологической обстановкой» [7, с. 5].
В своих работах мы неоднократно обращались к данному вопросу, уделяя особое внимание снижению качества образования в России [8-10].
Однако при несомненных плюсах семейного образования перед массовым образованием, ему свойственны и минусы, которые, возможно, и не позволяют ему получить более широкое распространение в нашей стране.
Первая проблема, которую называют исследователи, это вопросы, связанные с формальными трудностями реализации семейного образования. К ним относят финансирование, организацию, администрирование данного вида обучения [11-13].
В этом случае со сторонниками, высказывающими данные опасения, сложно не согласиться. Существует реальная угроза мошенничества со стороны недобросовестных родителей, использующих семейное образование в большей степени для обогащения, нежели, чем для воспитания детей. Семейное образование сложно контролировать со стороны государственных органов опеки, нужны кадры, особые методики и формы мониторинга и контроля. Необходимо и более гибкое правовое регулирование данного вопроса со стороны государства.
Вторая серьезная проблема семейного образования - это переоценка семьей своих возможностей в педагогической деятельности. Далеко не каждый взрослый человек способен квалифицированно взаимодействовать с ребенком как педагог и психолог. При взаимодействии родителя и ребенка в качестве учителя и ученика часто возникают конфликты, основа которых заложена в первичных социальных ролях субъектов образования в семье [14-15].
Третья, важная проблема, возникающая при семейном образовании - это низкий уровень социализации детей, оторванных от коллектива сверстников [16-17].
Все вышеуказанные проблемы могут решаться при создании различного рода ассоциаций и сообществ родителей, которые поддерживают друг друга советами в обучении. На их основе регулярно проводятся семинары, конференции, фестивали по семейному образованию, а также с каждым годом стремительно растет количество образовательных платформ, которые можно использовать в качестве методической опоры для семейного обучения. Однако без поддержки государства и образовательных организаций эта деятельность обречена на угасание. Как отмечает в своей статье М.П. Антуфьева: «Семейное образование является частью российской действительности, поэтому возникает необходимость обратить внимание исследователей на проблемы, с которыми сталкиваются родители, выбирающие данную форму образования» [1].
Наиболее перспективной позицией в реализации семейного образования может служить альтернативная модель, интегрирующая в себе обе формы, и семей-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Лобанова Анна Алексеевна и другие
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ...
ную, и массовую. Так, по мнению И.М. Чапковского (ведущего специалиста семейного образования, одного из первых практиков семейного образования в нашей стране), раньше семейное обучение часто выбирали родители действительно проблемных детей, но сейчас, в большинстве случаев, это стало прерогативой хорошо учащихся детей. «Это происходит по причине того, что в нашей современной школе образовательная функция угасает, школа становится местом «тусовок» и «камерой хранения» для детей и в такую систему не вписываются дети, которые имеют высокий познавательный интерес. Их социализация проходит более естественно и менее травматично именно при обучении в семье. Также он считает, что семейное обучение никогда не заменит школу полностью, да и не всем детям и родителям оно подходит. Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней» [18].
Второй момент, на который обращают внимание исследователи проблем семейного образования в России -это необходимость подготовки специалистов семейного образования [19-21]. В этом случае на помощь может прийти дистанционное образование, позволяющее оказывать помощь семье удаленно, что потребует наименьших финансовых затрат со стороны семьи [22].
ВЫВОДЫ
Семейная форма обучения в качестве вариативной формы обучения доказала свою состоятельность и эффективность в некоторых зарубежных странах (например, в Америке). В России данная форма обучения с каждым годом заинтересовывает все большее количество семей. Причиной распространения этого вида обучения в нашей стране явились издержки государственной системы образования, в большей степени качества образования.
При правильном подходе, семейное обучение несет в себе явные преимущества для формирования образовательного потенциала ребёнка, но подходит оно не всем, а преимущественно семьям, где, прежде всего, высок уровень самоорганизации, как у родителя, так и у ребенка. Массового распространения такая форма обучения вряд ли получит, поскольку требует определенного уровня подготовки от родителей, финансовых возможностей.
Семейное образование, как эффективный вид обучения, следует рассматривать при одновременном соблюдении значительного количества условий, к которым относятся, прежде всего, условия мониторинга и контроля со стороны компетентных органов, квалифицированной методической и психологической помощи, а также соответствующего уровня нормативных документов, регулирующих отношения субъектов семейного педагогического процесса.
В современной отечественной научно-педагогической литературе ощущается нехватка системных разработок моделей семейного образования. Изучение их особенностей и возможностей построения станет следующим этапом нашего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. АнтуфьеваМ. П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы //Молодой ученый. 2018. №15. С. 204-206.
2. Мазалова М.А. Организационно-педагогические условия элитного семейного воспитания в России XVIII - начала XX веков// Сибирский учитель. 2014. № 3 (94). С. 49-53.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образованиив Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронныйресурс]/Консультант Плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ сопз_<^ос_1ст_140174/
4. Форма No76-РИК на начало 2015/2016 учебного года [Электронный ресурс] //Государственные ОУ Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации — Электрон. дан. — Режим доступа: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/%
5. Родители стали массово переводить детей на семейное обучение: https://www.mk.ru/social/2019/09/16/roditeli-stali-massovo-perevodit-detey-na-semeynoe-obuchenie.html
6. Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубеж-
ная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 72-80.
7. Якунина А.Н. Педагогические условия становления семейного образования в России: культурно-исторический подход. Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. М., 2014. 22 с.
8. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов//Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 4757.
9. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы/МЕ: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.
10. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием//Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.
11. Яшина М.Н. Современное состояние семейного образования в России//А1та mater (Вестник высшей школы). 2016. № 8. С. 74-78.
12. Белоусов К.Ю., Яшина М.Н. Развитие семейного образования в России // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №1. С. 62-65.
13. Цомартова Ф.В., Качмазова Л.Г. Получение образования вне образовательных организаций: правовые перспективы //Журнал российского права. 2014. № 2. С. 27-36.
14. Батурина О.С. Психология ошибок в семейном воспитании: теоретический анализ проблемы//Фундаментальные исследования.
2013. № 11-7. С. 1497-1504.
15. Халяпина Л.В. Семейное образование: проблемы и перспек-тивы//Сборник: Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст Материалы I Международной Интернет-конференции. Под редакцией Л.В. Халяпиной, Д.А. Хохловой, Э.М. Ахмедовой. 2018. С. 221-227.
16. Васильева Л.Л. Семейное образование в России//Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2019. № 2 (15). С. 20-22.
17. Халяпина Л.В. Семейное образование в России и за рубежом// Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 167-175.
18. Чапковский: семейное обучение в РФ - назревший этап развития образовательной системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Vzgliad&b= 1&a=36/
19. Чуклина Н.М. Подготовка специалистов по семейному обучению и воспитанию в учебных центрах дополнительного образования. Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 23 с.
20. Стародубцева И.А. Психолого-педагогические основы проектирования и организации семейного образования. Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. Сургут, 2008. 22 с.
21. Вайнер М.Э. Семейное образование как инновационная образовательная практика // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. № 3. С. 9-13.
22. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника.
2014. № 3 (66). С. 304-311.
Статья поступила в редакцию 11.12.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020