Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИТ-КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / CLUSTER APPROACH / PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL SUPPORT / INFORMATION CULTURE / IT COMPETENCE OF THE TEACHER / PATRIOTIC EDUCATION / NETWORK INTERACTION / MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Тихоненко Юлия Владимировна, Марухина Татьяна Игоревна, Ситнова Елена Владимировна

В современном дошкольном образовании в нашей стране сегодня происходят кардинальные перемены. Это связано с множеством процессов, происходящих в стране. Прежде всего, это модернизация всей системы образования, информатизация всех сфер общественной жизни, экономические реформы и др. В условиях, когда экономика страны должна соответствовать мировому уровню, кадровый потенциал является ключевым фактором. Социализация подрастающего поколения - это кузнеца будущих кадров, которая начинается с семьи и дошкольного образования. Все проблемы в развитии дошкольного образования, не решенные вовремя, переходят на следующие этапы социализации, но уже в более опасных масштабах. И педагоги дошкольного образования являются здесь ключевой фигурой, т.к. от их профессиональной компетентности зависит, какое поколение будет жить в России будущего. Проведенный аналитический обзор подходов к организации профессиональной поддержки педагогов дошкольного образования показал, что разработки в данном направлении ведутся достаточно активно. Наиболее актуальным является кластерный подход в образовании, позволяющий развивать и поддерживать такие направления работы дошкольного педагога как применение ИКТ-технологий и патриотическое воспитание, т.к. эти виды профессиональной деятельности оказывается сложно реализовать на базе только одного дошкольного учреждения. В рамках кластерного подхода широко применяются сетевые и дистанционные технологии, социальное и профессиональное партнерство. Однако такая сложная организация взаимодействия субъектов образования требует разработки новых подходов в управлении образованием, что и станет предметом дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Тихоненко Юлия Владимировна, Марухина Татьяна Игоревна, Ситнова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SUPPORT TO TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION: CURRENT APPROACHES AND SOLUTIONS

In modern preschool education in our country today there are cardinal changes. This is due to many processes taking place in the country. First of all, it is the modernization of the entire education system, Informatization of all spheres of public life, economic reforms, etc. in conditions when the country's economy must meet the world level, human resources is a key factor. Socialization of the younger generation is a blacksmith of future personnel, which begins with the family and pre-school education. All problems in the development of preschool education, not solved in time, go to the next stages of socialization, but on a more dangerous scale. And teachers of preschool education are a key figure here, because their professional competence depends on which generation will live in Russia of the future. The analytical review of approaches to the organization of professional support for teachers of preschool education has shown that the development in this direction is quite active. The most relevant is the cluster approach in education, which allows to develop and support such areas of work of a preschool teacher as the use of ICT technologies and Patriotic education, because they are difficult to implement on the basis of only a preschool institution. Within the framework of the cluster approach, network and remote technologies, social and professional partnerships are widely used. However, such a complex organization of interaction between subjects of education requires the development of new approaches in education management, which will be the subject of further research.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Tikhonenko Yulia Vladimirovna, Marukhina Tatyana Igorevna and others ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SUPPORT TO TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION .

pedagogical sciences

УДК 37.017.93

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0039

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

© 2020

AuthorID: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherID: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой «Философии и теологии»

ORCID: 0000-0002-0948-4377

Тихоненко Юлия Владимировна, магистрант Марухина Татьяна Игоревна, магистрант Ситнова Елена Владимировна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Аннотация. В современном дошкольном образовании в нашей стране сегодня происходят кардинальные перемены. Это связано с множеством процессов, происходящих в стране. Прежде всего, это модернизация всей системы образования, информатизация всех сфер общественной жизни, экономические реформы и др. В условиях, когда экономика страны должна соответствовать мировому уровню, кадровый потенциал является ключевым фактором. Социализация подрастающего поколения - это кузнеца будущих кадров, которая начинается с семьи и дошкольного образования. Все проблемы в развитии дошкольного образования, не решенные вовремя, переходят на следующие этапы социализации, но уже в более опасных масштабах. И педагоги дошкольного образования являются здесь ключевой фигурой, т.к. от их профессиональной компетентности зависит, какое поколение будет жить в России будущего. Проведенный аналитический обзор подходов к организации профессиональной поддержки педагогов дошкольного образования показал, что разработки в данном направлении ведутся достаточно активно. Наиболее актуальным является кластерный подход в образовании, позволяющий развивать и поддерживать такие направления работы дошкольного педагога как применение ИКТ-технологий и патриотическое воспитание, т.к. эти виды профессиональной деятельности оказывается сложно реализовать на базе только одного дошкольного учреждения. В рамках кластерного подхода широко применяются сетевые и дистанционные технологии, социальное и профессиональное партнерство. Однако такая сложная организация взаимодействия субъектов образования требует разработки новых подходов в управлении образованием, что и станет предметом дальнейшего исследования.

Ключевые слова: кластерный подход, дошкольное образование, профессиональная поддержка, информационная культура, ИТ-компетенции педагога, патриотического воспитание, сетевое взаимодействие, управление дошкольным образованием.

ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SUPPORT TO TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION:

CURRENT APPROACHES AND SOLUTIONS

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology Tikhonenko Yulia Vladimirovna, Master student, Marukhina Tatyana Igorevna, Master's student Sitnova Elena Vladimirovna, Master student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Abstract. In modern preschool education in our country today there are cardinal changes. This is due to many processes taking place in the country. First of all, it is the modernization of the entire education system, Informatization of all spheres of public life, economic reforms, etc. in conditions when the country's economy must meet the world level, human resources is a key factor. Socialization of the younger generation is a blacksmith of future personnel, which begins with the family and pre-school education. All problems in the development of preschool education, not solved in time, go to the next stages of socialization, but on a more dangerous scale. And teachers of preschool education are a key figure here, because their professional competence depends on which generation will live in Russia of the future. The analytical review of approaches to the organization of professional support for teachers of preschool education has shown that the development in this direction is quite active. The most relevant is the cluster approach in education, which allows to develop and support such areas of work of a preschool teacher as the use of ICT technologies and Patriotic education, because they are difficult to implement on the basis of only a preschool institution. Within the framework of the cluster approach, network and remote technologies, social and professional partnerships are widely used. However, such a complex organization of interaction between subjects of education requires the development of new approaches in education management, which will be the subject of further research.

Keywords: cluster approach, preschool education, professional support, information culture, it competence of the teacher, Patriotic education, network interaction, management of preschool education.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное образование в современной России претерпевает серьезные изменения. В условиях реформирования и модернизации к данному виду образования предъявляются повышенные требования. Особо остро данный вопрос касается кадрового потенциала дошкольных образовательных учреждений.

Современные требования к квалификации педагога дошкольного образования продиктованы спросом на широкий спектр образовательных услуг, изменившими-

ся правовыми нормами, регулирующими отношения в системе дошкольного образования, стремительным развитием частного сектора в данной сфере образования, развитием системы непрерывного и дополнительного образования, трансформацией социокультурной и экономической ситуации в стране.

Сегодня педагоги дошкольного образования должны иметь возможность реализовывать не только услуги по воспитанию и развитию детей, но и иметь в своем кадровом потенциале таких специалистов, как психологи,

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Тихоненко Юлия Владимировна, Марухина Татьяна Игоревна и другие ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ...

дефектологи, логопеды и др. Такой подход направлен на повышение качества дошкольного образования в дошкольных общеобразовательных учреждениях.

В этой ситуации возникает противоречие между спросом и предложением услуг дошкольного образования, которое становится источником ряда проблем. Целью данной статьи является изучение существующих подходов к решению проблем профессиональной поддержки педагога дошкольного учреждения на примере формирования двух направлений развития его профессиональных компетенций: информационной культуры и патриотического воспитания.

МЕТОДОЛОГИЯ

Основными методами исследования являются аналитический обзор, сравнение и обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Основным заказчиком услуг дошкольного образования на сегодняшний момент является в нашей стране государство. Оно разрабатывает нормативно-правовые требования к квалификации педагога дошкольного образования. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что кадровые условия являются важнейшим фактором эффективной реализации образовательных программ ДОУ [1].

Согласно «Квалификационным характеристикам должностей работников образования» в дошкольном образовательном учреждении выделяются следующие группы сотрудников: руководители, педагоги, учебно-воспитательный и административно-хозяйственный персонал [2].

В данном документе присутствует некоторый спорный момент. С одной стороны, педагог дошкольного образования не является учителем. С другой же стороны, согласно закону «Об образовании» дошкольное образование отнесено к уровню общего образования [3].

Вероятно, при исследовании квалификационных требований к педагогу дошкольного образования следует учитывать тот факт, что речь должна идти о специалистах и воспитателях все же как о высококвалифицированных педагогах. Это значит, что на базе ДОУ должна осуществляться профессиональная поддержка педагогов на основе профессионального стандарта [4].

Профессиональный стандарт является основой для определения требований к квалификации педагога. Возникает вопрос, какой уровень образования позволит подготовить специалиста, владеющего столь широким спектром компетенций: среднее или только высшее? Е.М. Колесникова, изучая данный вопрос, отмечает, что, в муниципальных ДОУ руководители не предъявляют жестких требований к уровню образования, отдавая предпочтение специалистам со средним специальным образованием [5].

В частных ДОУ, требования к образованию педагога выше, там предпочитают работать со специалистами с высшим образованием. Такой подход продиктован спросом заказчика - родителей, готовых оплачивать услуги высококвалифицированных специалистов. Низкий уровень заработной платы в муниципальных ДОУ, существенно тормозит приток высококвалифицированных кадров в государственные дошкольные учреждения.

Требования профессионального стандарта оказываются трудно выполнимыми в условиях низкого финансирования труда сотрудников государственных ДОУ. Чтобы соответствовать им, педагог должен постоянно и мотивированно повышать свою квалификацию. Исследователи и педагоги ищут различные формы, позволяющие мотивировать данную деятельность на основе работы творческих групп [6, с. 122-123].

Предлагаются различные проекты, в рамках которых возможно повышение квалификации по тем или иным профессиональным компетенциям, например, приобретение опыта работы в плане экологического образования, нравственно-патриотического воспитания, эстетического развития, разработки новых игровых методик и

т.д.

Существует и еще одни интересный подход в профессиональной поддержке педагога ДОУ - это создание образовательных кластеров [7].

Данное понятие достаточно эффективно используется в плане развития профессионального непрерывного образования и в самом общем виде определяется как: «совокупность образовательных учреждений всех уровней образования в пределах данной географической территории, элементов инновационной системы, а также координирующих органов и органов власти, деятельность которых взаимосвязана с близлежащими производствами и развитием региональной инновационной системы» [8, с. 111].

Данное определение отражает сущность понятия образовательного кластера, которая выражается в том, что он объединяет в себе заинтересованные стороны. В этом случае появляется возможность в налаживании профессиональных связей для реализации между субъектами различного уровня для решения общих проблем и задач, в том числе и профессиональной поддержки партнеров. Кластерная организация образовательных учреждений является одним из механизмов эффективного управления развитием дошкольного образования как стартовой системы процесса социализации.

Одним из эффективных направлений в работе образовательного кластера можно назвать патриотическое воспитание. Эту деятельность очень сложно реализовать только на базе ДОУ. Необходимо обращение к профессиональным организациям: музеям, клубам, вузам и т.д. Например, Н.Г. Спиренкова и Н.В. Оськина предлагают вариант такого сотрудничества при подготовке педагогов дошкольного образования в вузе [9].

В Чебоксарах широко применяется подобный опыт на основе реализации образовательных программ: «В городе реализуется программа «Патриотическое воспитание обучающихся образовательных организаций Чебоксар», включающая в себя систему мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания дошкольников, в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [10].

Как можно видеть, эффективность кластерной организации патриотического воспитания при поддержке государства дает определенно положительные результаты.

Не менее интересным являете опыт реализации патриотического воспитания на основе корпоративной культуры образовательных организаций, например, кадетских корпусов и ДОУ [11].

Еще одним очень важным направлением профессиональной поддержки педагога ДОУ, который сложно реализовать на базе только одного учреждения - это информатизация образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, требующее систематического и постоянного повышения квалификации педагогов согласно требованиям меняющихся социальных условий.

Исследователи, изучая профессиональный стандарт, выделяют следующие требования к ИТ-компетенциям в профессиональной подготовке педагога: «владение компетенциями в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых для осуществления планирования, реализации и оценки образовательной работы с дошкольниками» [12].

Какие условия требуется создать для регулярного и систематического повышения квалификации дошкольного педагога в плане владения современными информационными технологиями?

Во-первых, это базовые знания, полученные в рамках средне-специального или высшего образования. Данная позиция реализуется достаточно хорошо, что отражено в соответствующих исследованиях [13,14].

В данном аспекте ученые выделяют следующую проблему, которая требует решения. Не смотря на то, что при получении педагогического образования студенты

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

171

Gryaznova Elena Vladimirovna, Tikhonenko Yulia Vladimirovna, Marukhina Tatyana Igorevna and others ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SUPPORT TO TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION .

pedagogical sciences

осваивают довольно успешно курсы по применению информационных технологий в профессиональной деятельности, они сталкиваются с трудностями на рабочих местах. Связано это с тем, что полученные знания быстро устаревают, т.к. информационные технологии развиваются быстрее, чем обучается молодой педагог. Поэтому придя в ДОУ, специалист должен переобучаться, для чего нужно создание определенных условий.

Во-вторых, необходимо постоянное изучение педагогом специфики взаимодействия детей с информационными технологиями и применения их в образовательно-воспитательном процессе. Исследователи отмечают, что сегодня активно развивается система дополнительного образования и повышения квалификации педагогов ДОУ [15,16].

Однако, как отмечается в этих и многих других работах, ощущается нехватка методических разработок, позволяющих педагогам изучать научные исследования, раскрывающие последствия внедрения ИКТ в воспитательный процесс дошкольника. ИКТ позволяют расширить возможности педагогического процесса, сделав его наглядным и дидактичным. Они предоставляют для специалиста широкие возможности в плане повышения квалификации согласно требованиям профессионального стандарта. Однако на базе только дошкольного учреждения условий для профессиональной поддержки педагога создать очень сложно. Здесь, как и в случае с патриотическим воспитанием, необходим кластерный подход [17].

Следует отметить, что кластерный подход требует внесения определенных изменений в систему управления образованием [18-24]. Исследования в данном направлении ведутся. В последние годы все чаще появляются работы, посвященные развитию не только кластерного подхода, но и сетевого взаимодействия, социального партнерства, дистанционных технологий в образовании в профессиональной поддержке педагогов дошкольного образования [25-28]. Однако, не смотря на многочисленные разработки, кадровый вопрос остается самым больным в системе дошкольного образования. Следовательно, необходимо изучить предлагаемые методики и подходы на предмет выявления причин их недостаточной эффективности, что и станет предметом нашего следующего исследования.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно видеть, что в задачи управления дошкольным образованием должны входить, прежде всего, задачи создания условий для профессиональной поддержки педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности.

На примере освоения педагогами ДОУ компетенций в сфере ИКТ и патриотического воспитания можно видеть, что сегодня существуют проекты, в рамках которых создаются условия для повышения эффективности педагогической деятельности в дошкольном образовании. Однако требуется исследование, направленное на изучение конкретных программ и методик профессиональной поддержки педагога, обобщение накопленного опыта и выявления существующих проблем для разработки предложений по их решению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства образования и науки России № 1155 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013//Российская газета. 25.11.2013. №26

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №761 -н «Обутверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 г.//Российская газета. 20.10.2010. № 237.

3. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.// Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. Ст. 7598.

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Обутверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» от 18 октября 2013 г. //Российская газета. 18.12.2013. №285.

5. Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг// Вестник социологии.

2013. №7. С. 129-152.

6. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010. 362 с.

7. Балалиева О.В., Сеногноева Н.А. Тенденции развития образовательной среды в дошкольном кластере//Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 202-204.

8. Тебенькова Е.А. Кластерный подход к управлению инновационными процессами в региональной системе образования// Инновации в образовании. 2010. № 10. С. 109 - 118.

9. Спиренкова Н.Г., Оськина Н.В. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста//Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 117-122.

10. Сахарова Е.П. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в дошкольном образовании города Чебоксары//Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 3 (75). С. 32-35.

11. Якименко В.А., Зёлко А.С. Патриотический отряд как направление гражданского воспитания в дошкольной образовательной организации/Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 177178.

12. Середкина Н. А. Профессиональная поддержка педагогических кадров в ДОУ// В сборнике: Теория и практика управления в системе рыночных отношений сборник научных статей по материалам II Международного кадрового форума. 2017. С. 53-58.

13. Добророднова О.В. Особенности построения курса «информационные технологии в образовании» для будущих педагогов дошкольного образования//Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-12. С. 46-49.

14. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Информационная компетентность педагога дошкольного образования//Преподаватель XXI век.

2014. № 1-1. С. 100-108.

15. Леканова Г.И. Повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования//Проблемы педагогики. 2017. № 8 (31). С. 1925.

16. Богданова О.А. Проблема повышения квалификации в области информационных технологий педагогов дошкольного образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2015. № 3 (33). С. 52-56..

17. Панова И. В. Формирование информационно-технологической компетентности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2007. 24 с.

18. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы/МБ: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.

19. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием//Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.

20. Левитан М.П. Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 281-284.

21. Егорова В.А., Григорьева В.З. Исследование факторов, влияющих на качество образовательных услуг в дошкольных учреждениях // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 63-66.

22. Николаева Э.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста как условие их этносоциализации //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 39-42.

23. Бахышева Ш.А. Определение уровня социальной адаптации детей в детских дошкольных учреждениях // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 39-42.

24. Aleksieienko-Lemovska L.V. The activity approach as a basis for preschool teachers' methodological activities //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

25. Веретенникова В.Б. Развитие базовых компетенций педагогов и родителей в социальном партнерстве семьи и дошкольной образовательной организации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Казань, 2018. 24 с.

26. Абдуллина Л. Э. Педагогическое сопровождение самообразования родителей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Москва, 2019. 24 с.

27. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.

28. Дружинина Н. В. Многоуровневая модель реализации дистанционных образовательных технологий повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Томск, 2016. 24 с.

Статья поступила в редакцию 29.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.