2. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.
3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.
4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.
5. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций / М. И. Колдина, А. В. Лапшова // Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.
6. Кривоногова А.С., Цыплакова Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета.2017. №1.
7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета.2017. №2.
8. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Леонова Вера Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние и проблемы системы высшего образования в рамках подготовки специалистов дошкольного профиля. Обозначены основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога. Представлена структура деятельности педагога дошкольного профиля, определенная его миссией. На основе структуры деятельности и квалификационной характеристики разработана компетентностная модель будущего специалиста дошкольного образования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагог дошкольного образования, модель будущего специалиста дошкольного образования.
Annotation. The article examines the current state and problems of the higher education system in the framework of training pre-school specialists. The basic directions of perfection of professional training of the future teacher are designated. The structure of the preschool teacher's activity, defined by his mission, is presented. Based on the structure of activity and the qualification characteristic, a competence model of a future specialist in preschool education has been developed.
Keywords: vocational training, teacher of preschool education, model of the future specialist of preschool education.
Введение. Современные социально-экономические условия ставят перед системой профессионального образования задачу подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.
В условиях инновационных преобразований образовательной сферы меняется стратегия подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Особое внимание современных исследователей обращено на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. В связи с этим в современной отечественной педагогике идут противоречивые процессы, связанные с изменением её содержательных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется пересмотр и переосмысление содержания профессиональной готовности выпускников педагогического вуза в целом и педагога дошкольного образования в частности.
Особо актуальной становится проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. Поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и разработать модель будущего специалиста дошкольного образования в процессе формирования профессиональных компетенций.
Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность педагога дошкольного профиля имеет свои специфические особенности. Многие исследования подчеркивают, что успешное развитие ребенка дошкольного возраста, его личностная активность и социальная состоятельность зависит от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Поэтому специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования заключается в том, что инвариантные требования и характеристики обогащаются специфическими особенностями профессиональной
деятельности: возрастные особенности детей дошкольного возраста, особенности организации деятельности, особенности взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОУ [11.
Структура деятельности педагога дошкольного профиля определяется его миссией, связанной с обеспечением организационно-управленческих условий для успешного образования и социализации ребенка в условиях ДОУ.
Так как образовательный процесс находится в поле профессиональной деятельности и организатора-методиста, и воспитателя дошкольного образовательного учреждения, это позволило нам в большей степени рассматривать объем педагогической деятельности, направленной на создание условий для успешного и гармоничного развития и образования ребенка.
Определяя структуру профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, можно выделить основные объекты его деятельности:
Люди - дети, родители, администрация ДОУ, основной педагогический состав, младший обслуживающий персонал, медицинские работники, общественные организации, органы управления образованием.
Информация - финансово-хозяйственная документация, служебная документация, нормативно-правовая документация, инновационные педагогические идеи, современные направления исследования.
Деятельность - образовательная (воспитание и развитие), культурно-просветительская (формирование управленческой культуры), организационно-управленческая (планирование и организация педагогического процесса), научно-методическая работа (организация методической работы).
Представленная структура деятельности педагога дошкольного образования включает в себя: перечень сфер и объектов профессиональной деятельности, раскрытие основных ее видов, и является основой для квалификационных характеристик будущего педагога [41. Следовательно, структура деятельности проецирует на процесс профессиональной подготовки будущего специалиста и становится образцом и аналогом его деятельности, а также задает содержание и формы соответствующей учебной деятельности студентов.
Целостное представление о структуре педагогической деятельности специалиста дошкольного профиля, характеристика ее содержания позволили сформировать компетентностную модель будущего педагога дошкольного образования, которая рассматривается как сумма составляющих компетентности, формирующихся в процессе образовательной деятельности, и представляет собой обобщенное описание того, чего должна достигнуть личность в процессе образовательной деятельности для успешного функционирования в системе общественных отношений в роли компетентного специалиста.
Модель деятельности специалиста должна определять систему задач, которые встают перед специалистом после окончания обучения. А. А Калмыков определил модель специалиста как описание целей образования, сводящихся к системе осваиваемых в процессе образования способов, средств и ресурсов адаптации к профессиональной среде. Автор говорит о том, что, разрабатывая модель специалиста, необходимо включать следующие элементы: общие квалификационные требования к специалисту, описание профессиональной среды, общее назначение специалиста и основные виды его деятельности, структуру и содержание деятельности специалиста, личностные качества и качества специалиста [31.
Таким образом, модель специалиста определяет необходимые качества, свойства, знания, умения, особенности личности, необходимые для успешного овладения определенным родом деятельности. Она включает в себя характеристики профессиональной деятельности и профессиональные задачи, а также является нормативом планируемых профессиональных качеств выпускника.
Базой для создания компетентностной модели будущего педагога дошкольного образования выступили квалификационная характеристика, определенная государственным образовательным стандартом, модель деятельности педагога по ее осуществлению, а также исследования уровня подготовленности выпускников вуза к дальнейшей профессиональной деятельности.
Нами была предпринята попытка создать компетентностную модель педагога дошкольного образования как структуру, состоящую из трех групп компетентностей, выявить типологию универсальных и предметных компетенций будущего педагога, а также наполнить их содержательно.
В качестве основных были выделены универсальные и предметные компетентности. Универсальные компетентности являются базовой основой для профессионального становления специалиста любой области деятельности в условиях современной рыночной экономики, они обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. При характеристике универсальных компетентностей важным является учет основных потенциалов, которыми должна обладать личность: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный потенциалы, определяющие направленность на самоопределение в системе общественных отношений. Отсюда следует, что универсальные компетентности представляют собой систему знаний, умений, качеств личности, способствующих успеху его профессиональной деятельности.
Значительная часть составляющих универсальной компетентности приобретается педагогами вне образовательной деятельности. Однако следует подчеркнуть, что некоторые социально значимые качества личности не являются постоянными категориями. С изменением социально-экономического устройства общества меняются и представления об оценке личностных качеств. Это означает, что отдельные социально значимые качества личности подвижны во времени и направления их трансформирования диктуются объективными социально-экономическими условиями. И это, в свою очередь, означает, что современный компетентный педагог обязан отслеживать эти процессы и быть готовым адекватно объективным условиям реагировать на возникающие инновации, грамотно использовать их как в личностном развитии, так и в решении педагогических проблем. Следовательно, профессиональная компетентность есть итог той внутренней работы самой личности педагога, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается и осваивается ею, порождая порой четко не осознаваемое умение в конкретной педагогической ситуации разрешить конкретную педагогическую проблему.
Следующей составляющей компетентностной модели будущего педагога дошкольного профиля являются предметные компетентности, которыми должен обладать специалист педагогического профиля, и определяющие его успех в педагогической деятельности. Сформированность этих компетентностей способствует самореализации и конкурентоспособности педагога на рынке труда, делает процесс профессионального становления личности целостным и системным [6].
Учитывая тот факт, что специалист должен обладать как общими, так и частными компетентностями в рамках конкретной профессиональной деятельности, модель будущего педагога должна содержать и общепрофессиональные, и специальные компетентности. Поэтому, опираясь на квалификационную характеристику специалиста дошкольного образования, определенную государственным образовательным стандартом ВПО, мы сочли необходимым выделить специальные компетентности, характеризующие готовность специалиста в узкой области профессиональной деятельности, то есть деятельности в сфере дошкольного образования.
Все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют профессиональную компетентность будущего педагога [3].
С этой целью было определено содержание специальных профессиональных компетентностей педагога дошкольного образования:
организационно-управленческие: устанавливает профессиональный и личностный контакт с детьми дошкольного возраста; способствует созданию благоприятной среды для развития и образования дошкольника; устанавливает гуманные отношения между участниками педагогического процесса, основанные на диалогическом взаимодействии и эмоциональном контакте с детьми дошкольного возраста; мотивирует людей на совместную деятельность; координирует взаимодействие между сотрудниками ДОУ; устанавливает связи с общественностью; мотивирует родителей на взаимодействие с педагогами ДОУ; аргументировано и доступно раскрывает специфику развития и обучения дошкольника); осуществляет планирование деятельности ДОУ; осуществляет координацию и контроль педагогического процесса ДОУ; способствует формированию управленческой культуры администрации ДОУ; систематически повышает свою профессиональную квалификацию и квалификацию сотрудников ДОУ; обеспечивает охрану жизни и здоровья детей и сотрудников ДОУ; владеет способностью педагогического анализа; принимает участие в лицензировании, аттестации, аккредитации ДОУ; использует экспертные методы при оценке различных программ образовательного учреждения; применяет экспертную оценку работы педагогов и администрации ДОУ; организует экономическую деятельность ДОУ; составляет сметы финансирования и бюджетного нормирования расходов на ДОУ; составляет сметное планирование; работает с внебюджетными средствами ДОУ; составляет бизнес-план; анализирует развивающую среду и социально-технические условия ДОУ; моделирует образовательные и педагогические ситуации в ДОУ. использует требования к оснащению и оборудования помещений ДОУ; использует санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты; организует деятельность маркетинговой службы; осуществляет аналитическую и рекламную деятельность (проводит анкетирование, тестирование, опрос потребностей ребенка и общества; организовывает научно-методические выставки, ярмарки, занимается созданием сайта, PR - компании).
образовательные: понимает значимость ребенка в системе общественных отношений; осуществляет образовательный процесс, направленный на развитие и образование ребенка в период дошкольного детства; владеет вариативным арсеналом воспитательных подходов и технологий; реализовывает личностно-ориентированный подход в работе с дошкольниками, т.е. владеет и может применить диагностические методики, направленные на изучение личности дошкольника; проектирует направления развития личности дошкольника, т.е., определяет основные тенденции и направления личностного развития ребенка, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; отбирает содержание образования, т.е. опирается в отборе содержания на нормативные документы в области образования (государственный образовательный стандарт, программу); использует современные образовательные технологии; определяет критерии эффективности в применении образовательных и воспитательных технологий; способствует социализации детей; способствует формированию общей культуры личности детей и сотрудников ДОУ; конструирует различные формы психолого-педагогической деятельности; обладает способностями к рефлексии и саморефлексии деятельности.
научно-исследовательские: строит программу своего профессионального самосовершенствования в области деятельности и в соответствии с инновационными направлениями в исследовании проблемы образования детей дошкольного возраста; участвует и организовывает деятельность методических объединений и другие виды методической работы.
Выводы. Сформированная нами компетентностная модель демонстрирует специфику деятельности педагога дошкольного образования, обусловливающуюся созданием благоприятных условий для безопасного и творческого труда сотрудников ДОУ с целью укрепления здоровья детей, их образования и развития в соответствии с требованиями современного общества. Поэтому, формируя компетентностную модель будущего педагога дошкольного образования, мы попытались максимально возможно учесть специфику его профессиональной деятельности и сформулировать перечень специальных педагогических компетентностей, необходимых для успешного осуществления своей профессиональной деятельности в условиях дошкольного образования.
Таким образом, на основе компетентностного подхода мы смоделировали образ современного педагога дошкольного образования, определили его профессиональную компетентность как уровень знаний и профессионализма, позволяющих принимать правильные решения в конкретной педагогической ситуации с целью содействия благополучного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. А перечисленные выше компетентности составляют профессиональную направленность педагога дошкольного профиля, на основе которой он осуществляет свои педагогические функции и решает стоящие перед ним профессиональные задачи.
Литература:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
2. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.
3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.
4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.
5. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета.2017. №2.
6. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Малеева Мария Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе. Доказывается актуальность проблемы сопровождения в связи с современными изменениями в образовательной среде высшего обучения, в которой наиболее полно раскрываются не только когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности, в которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося; как сложный, многоаспектный процесс взаимодействия студентов и преподавателей.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка студента, развитие личности, психолого-педагогические условия.
Annotation. In the article some aspects of the organization of psychological and pedagogical support of students in the process of studying at the university are considered. The urgency of the problem of accompaniment in connection with modern changes in the educational environment of higher education is proved, in which not only cognitive abilities are most fully revealed, but also the personality of each student develops. Psychological and pedagogical support is considered as a kind of activity in which psychological and pedagogical conditions are created for the successful learning and development of each student; as a complex, multi-faceted process of interaction between students and teachers.
Keywords: psychological-pedagogical support, professional training of the student, personal development, psychological and pedagogical conditions.
Введение. Высшие учебные заведения являются системой, призванной создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда, познания и общения. В связи с этим возросла роль психолого-педагогических служб высших заведений, обеспечивающих условия для развития субъектного потенциала личности, более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, для повышения собственной психологической устойчивости в преодолении различных трудностей.
Психологические службы, созданные в ряде высших учебных заведений, к настоящему времени ещё не стали обязательным структурным подразделением заведения, а ввиду экономической нестабильности в стране стала наблюдаться обратная тенденция, и специалистам приходится вновь доказывать необходимость наличия такой службы в вузе, и сохранять ориентацию на повышение качества образования.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выявить особенности психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения студентов в вузе.
Изложение основного материала статьи. Термин психолого-педагогического сопровождения совсем недавно начал активно употребляться педагогами, психологами, социальными работниками, хотя идея сопровождения личности появилась давно. Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [4].
Изначально вопросы сопровождения разрабатывались только для средней школы. Наиболее активно идея сопровождения разрабатывалась педагогами-гуманистами, которые начали планомерно осуществлять на практике идею разделения процесса образования на процесс обучения и на процесс сопровождения. Под сопровождением понимали в первую очередь процесс успешной социализации личности [5]. Смысл сопровождения заключается, по их мнению, в том, чтобы усилить учёных и практиков, создать особую культуру поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе.
Система сопровождения в вузе предполагает создание специальных психолого- педагогических условий для успешного индивидуального развития, саморазвития, прежде всего, студентов младших курсов. Именно первокурсники часто не в состоянии преодолеть адаптационный барьер.
Необходимость психологического обеспечения профессионального образования и потребность в психологической службе в вузе были осознаны отечественными психологами и педагогами достаточно давно. Теоретическая разработка этой проблемы и её практическое решение прослеживается с конца 1970-х гг. Обусловлено это было новыми требованиями, предъявляемыми к специалистам высокой квалификации в