Научная статья на тему 'Факторы и условия эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи'

Факторы и условия эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PRESCHOOL INSTITUTION / FAMILY / EDUCATION / UPBRINGING / FORMATION / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свадьбина Татьяна Владимировна, Агаева Любовь Ивановна, Карташева Ирина Алексеевна

Статья составлена по итогам смотра ДОУ Нижнего Новгорода в направлении семейного воспитания и просвещения родителей «Молодая семья: ценности и цели», проходившего в 2018 году. Рассмотрены такие факторы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи как диалог и системно-деятельностный подход. Выделены условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свадьбина Татьяна Владимировна, Агаева Любовь Ивановна, Карташева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND CONDITIONS OF EFFECTIVE INTERACTION PRESCHOOLS AND FAMILY

The article is based on the results of the review of Nizhny Novgorod DOW in the direction of family education and education of parents "Young family: values and goals", held in 2018. Considered such factors in the interaction between preschools and families as a dialogue and systemic-activity approach. Conditions of effective interaction of kindergarten and family are allocated.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»

4. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» http://base.garant.rU/6150599/#friends

5. Мамалова Х.Э. Основные ценности культуры нахских народов как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 183-185.

6. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 304-305.

7. Саутиева Ф.Б. Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 290-291.

8. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Издат. центр ВЛАДОС, 2005.

9. Степанова В. В. Регион как историческая, методологическая, образовательная проблема // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: Проблемы и перспективы. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 78

10. Строков В. П. Система подготовки студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003 - 363 с.

11. Федеральная программа развития образования. - М., 1999.

Педагогика

УДК: 373.2

доктор философских наук, профессор Свадьбина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Агаева Любовь Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Карташева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

Аннотация. Статья составлена по итогам смотра ДОУ Нижнего Новгорода в направлении семейного воспитания и просвещения родителей «Молодая семья: ценности и цели», проходившего в 2018 году. Рассмотрены такие факторы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи как диалог и системно-деятельностный подход. Выделены условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, семья, образование, воспитание, становление, взаимодействие.

Anmtation. The article is based on the results of the review of Nizhny Novgorod DOW in the direction of family education and education of parents "Young family: values and goals", held in 2018. Considered such factors in the interaction between preschools and families as a dialogue and systemic-activity approach. Conditions of effective interaction of kindergarten and family are allocated.

Keywords: preschool institution, family, education, upbringing, formation, interaction.

Введение. В настоящее время взаимодействие родителей и педагогов считается одной из более острых и своевременных задач в практике дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, беря во внимание общественный статус и локальный климат каждой семьи, проявленный интерес, сопровождающийся запросами родителей о работе ДОУ. Также важно отметить, что в стандарте сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями [1]. На представленном рубеже становления дошкольного образования можно говорить о свежей философии взаимодействия семьи и ДОУ, в базу которой заложена идея о том, что обучение и воспитание детей возложено на родителей, а другие социальные институты призваны дополнить данную работу [2].

Изложение основного материала статьи. Знакомство с работой дошкольных учреждений включало два этапа - непосредственное посещение детских садов (каждый из восьми районов города представил лучший, где накоплен опыт наиболее продуктивного взаимодействия с семьей) и изучение, анализ программ социального партнерства ДОУ и семей по реализации основных положений стратегии воспитания и образования в РФ до 2025 года.

Необходимо отметить, что содержание Программ и практическая работа ДОУ сосредоточились именно на ключевых задачах воспитательной политики - внедрение новых и эффективных методов, технологий обучения, образования и воспитания; организации психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста; обеспечении непрерывного профессионального роста педагогических кадров и др.

В поле зрения руководителей ДОУ и коллективов воспитателей находится и другая, принципиально важная стратегическая задача - обеспечение равной миссии, ответственности педагогов и семьи в воспитании подрастающего поколения, но приоритет в воспитательном процессе отдать семье [3].

Главными факторами этого взаимодействия выступают диалог и системно-деятельностный подход.

Диалог строится на доверии, уважении и признании необходимости учиться друг у друга. Речь идет не только о педагогической консультации, психологическом просвещении родителей (тем более молодых), но и об «обратной связи» - использовании педагогами удачных воспитательных практик, применяемых

родителями, и возможности сделать их «достоянием» родительского коллектива детского сада (пример: ДОУ № 18, 404, 477).

Системно-деятельностный подход, как известно, включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, средства (технологии), ресурсы, процесс (поэтапный), среда (пространство), ожидаемые результаты.

В деятельности детских садов осуществляется диагностика субъектов и объектов воспитания, анализ ресурсов (потенциала) содружества и партнерства педагогов и родителей (ДОУ №101, 151, 404, 477); выявляются проблемы, противоречия в воспитательной среде и межличностной коммуникации воспитателей и родителей (ДОУ №90, 404).

Наиболее удачной и результативной формой взаимодействия детского сада и семьи, вовлечения детей в единое социокультурное и предметно-развивающее пространство явилась проектная, конструкторская деятельность; поэтапная, с учетом возрастных, личностно-индивидуальных особенностей и задатков детей (в том числе одаренных детей и детей с задержками развития) (Наиболее удачный опыт в ДОУ №90, 477).

Причем в ДОУ № 90 проектно-конструкторская деятельность превратила этот детский сад в настоящий культурный центр Автозаводского района, задавая эталоны (образцы) эстетики, поведения, внешнего облика детей и родителей (и самих воспитателей!), общения и речи.

В итоге, вся педагогическая практика представляет собой интеграцию трех ценностей, как их определяет академик Л.А. Зеленов:

1) знания;

2) умения;

3) ценности, которые достигаются через образование, обучение и воспитание соответственно [5].

Образованный - это знающий человек, эрудированный, компетентный.

Обученный - это умеющий действовать человек, практически овладевший технологиями деятельности.

Воспитанный - это ценностно-ориентированный человек, с убеждениями и мотивами деятельности.

В социальном партнерстве ДОУ и семьи в ходе проектно-конструкторской деятельности педагогами деликатно делается акцент на обучении родителей.

Для воспитателей источником профессиональных знаний является не только система повышения квалификации, но и наилучший опыт воспитательной работы нескольких поколений педагогов, проработавших в данном детском саду (пример: ДОУ №18, 151 и др.).

И, разумеется, ценностно-смысловое развитие личности актуально для всех трех сторон воспитательного процесса - для детей, родителей и воспитателей [6].

Но существует проблема, насколько искренне и глубоко привержены национальным базовым ценностям сами воспитатели и родители? На «подобную» личностно - индивидуальную воспитательную рефлексию отважились коллективы трех детских садов - № 151, 404 и 477.

Как показывает работа дошкольных учреждений и свидетельствует содержание прилагаемых программ для реализации задач эффективного взаимодействия детского сада и семьи, необходимо соблюдение нескольких условий:

Первое условие. Наличие научно-обоснованной и методически обеспеченной модели управления, состоящей из пяти компонентов:

1) Планирование - разработка программы;

2) Организация - создание системы (с взаимосвязанными элементами, последовательностью этапов/шагов);

3) Руководство - обеспечение всей деятельности коллектива в русле программы;

4) Контроль - обратная связь с объектом воспитания и участниками образовательно - воспитательного процесса (включая всю городскую административную, социокультурную, медико - оздоровительную, правовую, этно - конфессиональную, историко- патриотическую и т.д. структуру);

5) Регулирование - внесение изменений, коррективов; адекватное реагирование на актуальный социальный запрос, критику, вносимые рациональные предложения и «подсказки» (от самих детей и родителей!).

Модель управления должна быть живой, понятной и воспринимаемой. Чтобы она не вводила в заблуждение ее участников (тем более - разработчиков), когда члены комиссии задают элементарные вопросы выступающим/докладчикам на презентации программы их деятельности.

Это трудное условие, и не всем участникам смотра-конкурса оно оказалось под силу; в частности - ДОУ № 36 (Приокского района).

Второе условие. Дифференцированный подход и вариативность образовательно - обучающих -воспитательных практик - в отношении детей и семей, как акторов взаимодействия.

В детских садах эта «специфика» заложена в самой практике разделения детей по возрасту (на младшие, средние и старшие/подготовительные группы), по выявлению степени творческих задатков («обычные», «одаренные», «с задержками/ проблемами развития», «адаптивные» (к поступлению в школу, например). А как работать с «нададаптивными детьми»? Об этом подробно говорится в труде Бухарова И.С. «Возможности системно-деятельностного подхода в развитии нададаптивной активности детей младшего школьного возраста» [4].

Школы получают уже «готовых», «слепленных вручную» воспитателями детей. И если те что-то просмотрели, то этот «шлейф проблем» потянется за ребенком на всю его школьную жизнь.

Надо отметить, что необходимость такой прочной связки «детский сад - школа» осознана и десятилетиями закреплена во многих ДОУ (пример: ДОУ № 18, 90, 151, 404).

Что касается семей, родителей, то вполне оправданным и убедительным представляется принцип типологизации семей не только по демографическому, материально-бытовому, профессионально-образовательному статусу родителей (он имеется в «семейных паспортах» всех ДОУ), но и по уровню психолого-педагогической компетентности родителей, их коммуникативной культуры, обеспечению «вертикали потребностей» духовно-нравственного, гражданско-патриотического роста личности родителя (пример: ДОУ № 101, 151, 404). Здесь акцент делается на выявлении, сохранении и трансляции от родителей к ребенку гуманистической компоненты личностного роста (HQ - уровня человечности, доброты, эмпатии).

Третье условие (оно логически сопряжено со вторым). Грамотная, всесторонняя психолого-педагогическая диагностика, мониторинг, динамика (что имеем на «входе», в «процессе» и на «выходе»). Достигнуты ли цели? Решены ли задачи? Речь идет о ресурсности социально-психологических технологий и

методик. Здесь психологи - главные помощники и руководителя, и воспитателей, и детей, и родителей, и так называемых «неорганизованных» детей (не посещающих данный детский сад, но их родители получают все необходимые консультации, услуги, обучающие технологии и практики работы на дому через действующие в ДОУ консультационные центры) (пример: ДОУ № 18, 90, 151, 477).

Здесь и опрос (анкетирование, беседы, интернет-интерактив), и наблюдение, и контент-анализ источников саморефлексии (дневников, «писем и рисунков» детей, самих руководителей), и ситуационно-ролевые игры (с детьми, с родителями), тестирование, мастер-классы, круглые столы, театры, подарки, артефакты добрых дел и многое другое. То, что называется «психолого-педагогическое сопровождение» взаимодействия детского сада и семьи [7].

Психолог, как врач-диагност отслеживает состояние и потенциал воспитателей и руководителя на предмет профессионального выгорания, психологического «срыва» и неадекватного поведения (в отношении ребенка или «беспардонно» ведущего себя родителя/ родительницы).

Четвертое условие. Непрерывный профессиональный рост. В ряде ДОУ действуют «стажерские» и «экспериментальные» площадки (на базе школ, НИРО) (пример: ДОУ № 18, 90, 151, 404). Участие в конференциях, смотрах, конкурсах социальных проектов; научные, методические, исследовательские публикации, защиты диссертаций (магистерских, кандидатских). Учеба на пяти факультетах (открылся факультет приемных родителей) университета при ДДТ им. В.П. Чкалова и т.д. Он во многом восполняет утраченную «нишу» в НГПУ им. К. Минина, где до 2013 года преподавались такие дисциплины, как «Семьеведение», «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Организация работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации», «Семейная конфликтология».

Смотр дошкольных учреждений по обеспечению эффективного взаимодействия детских садов и семей в воспитательно-обучающем-образовательном процессе показывает наличие бесспорного потенциала и убедительных перспектив воспитательной системы города в реализации государственной стратегии воспитания и образования подрастающего поколения. Это подтверждается содержанием работы (программами и реальной практикой их выполнения), кадровым составом и разнообразным методико-психологическим, педагогическим инструментарием (системой технологий и диагностики), используемым в данной работе.

Социальное партнерство дошкольного образования и семьи представляет собой кластерную систему всего процесса становления и развития личности в современном обществе. От детского сада выстраиваются дополнительные и прочные нити в предметно-развивающую и социокультурную среду. Это - «Советы отцов», «Школы молодой семьи», «Университеты для родителей», этно- и историко-культурные центры районов, музеи, объекты социально-педагогической заботы (детские сады с «особыми детьми», интернаты, хосписы, детские больницы - словом, где оказываемые участие, помощь нагляднее всего демонстрируют реальное добро, идущее от детей и их родителей); это также - музыкальные центры, спортивные, творческие, научно-конструкторские объединения, органично включенные в воспитательную (педагогическую) деятельность.

Выводы. Таким образом, ключевыми факторами взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в лице педагогов в воспитании подрастающего поколения являются диалог, построенный на доверии, уважении и признании необходимости учиться друг у друга и системно-деятельностный подход, включающий в себя субъект, объект, средства, ресурсы, процесс, среду и ожидаемые результаты.

Для реализации задач эффективного взаимодействия детского сада и семьи, необходимо соблюдение нескольких условий:

1. Наличие научно-обоснованной и методически обеспеченной модели управления;

2. Дифференцированный подход и вариативность образовательных, обучающих и воспитательных практик в отношении детей и семей, как действующих субъектов взаимодействия;

3. Всесторонняя психолого-педагогическая диагностика, мониторинг, динамика технологий и методик;

4. Непрерывный профессиональный рост.

Детский сад - это важнейшее звено во всей цепи человекостановления: 1) рождение - 2) детский сад -3) школа - 4) ВУЗ - 5) трудовой коллектив - 6) общество - 7) новое поколение (семья, дети, внуки, правнуки). И «замыкает» все звенья этой цепи семья.

Литература:

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / Министерство Образования Российской Федерации. - СПб: Питер. - 2016. - 248 с.

2. Антипичева В.С. Условия эффективности взаимодействия семьи и ДОУ / В.С. Антипичева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2018. - № 5(65). - [Электронный ресурс]. - URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65)

3. Балдуева А.Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании / А.Н. Балдуева // Современная педагогика. - 2016. - №2. - [Электронный ресурс]. - URL: https://pedagogika.snauka.ru / 2016/ 02 / 5316

4. Бухарова И.С. Возможности системно-деятельностного подхода в развитии нададаптивной активности детей младшего школьного возраста / И.С. Бухарова // Нижегородское образование. -2016. - №2. - 301 с.

5. Зеленов Л.А. История и философия науки / Л.А. Зеленов. A.A. Владимиров, В.А. Щуров // М.: ФЛИНТА: Наука. - 2011. - 2-е изд. - 472 с.

6. Плотникова Е.Е. Специфика взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника / Е.Е. Плотникова, Н.В. Быстрова, Н.С. Тюмина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-2. - С. 191-194

7. Совместное проектирование творческой деятельности с детьми дошкольного возраста / С.В. Булганина [и др.] // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. № 3 (28). - С. 141.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва);

старший преподаватель кафедры иностранных языков Андрющенко Ирина Станиславовна

Инженерная академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) (г. Москва)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД С

ПОЗИЦИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлен методический взгляд на проблему системных изменений профессионально-педагогической деятельности преподавателя в условиях проектирования цифровой образовательной среды, что является инновационным подходом в отечественном образовании с позиции качества обучения.

Ключевые слова: цифровизация образования, прогноз развития, профессиональная деятельности педагога, трансформация деятельности.

Annotation. The methodical view of a problem of system changes of professional and pedagogical activity of the teacher in the conditions of design of the digital educational environment is presented in article that is innovative approach in domestic education from a position of quality of training.

Keywords: education digitalization, forecast of development, professional activity of the teacher, activity transformation.

Введение. На современном этапе развития общества и образования к деятельности учителя предъявляются новые запросы, определяемые требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, обусловлено тем, - насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенностей развития современного общества. В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь.

Особенно эти требования будут актуализироваться в условиях глобализации образования. Сегодня большое количество педагогов теоретиков, преимущественно представителей англоязычного педагогического дискурса, пытаются предположить и сформулировать прогнозы того - как изменится школа в будущем, какие преобразования приобретет учебный процесс, как трансформируется деятельность учителя. В этом ракурсе есть работы, утверждающие, что генеральной тенденцией трансформаций станет цифровизация образования и интеграция школы в глобальную информационную среду, в которой основными компонентами станут, так называемые, «большие данные» (англ. big data) [11].

Другие исследователи [7, 9, 12] считают, что основной тенденцией изменений станет повышение трансграничной мобильности учащихся, в рамках чего в одном классе могут быть сведены ученики самых разных рас, культур, вероисповеданий, в условиях чего, преподавателю, volens nolens, приходится трансформировать свою педагогическую деятельность.

Изложение основного материала статьи. В последнее время предложено несколько прогнозов развития профессиональной деятельности учителя в условиях глобализации. Большинство из них в высшей степени условны, ибо предложены академическими учеными, сотрудниками университетов и образовательных школ. Обратимся к прогнозу, который был сделан в 2015 году Терри Хейком - учителем-новатором из Луисвилля, Кентукки (США), особенная ценность которого заключается в том, что он предложен преподавателем-практиком, а не исследователем-академистом и, в тоже время, содержит не просто информацию о том - «что будет», но и от чего профессиональная деятельность учителя будет «уходить» и каким образом переходить к новому состоянию [1].

В целом, по мнению Т. Хейка, образование всё больше и больше будет уходить от трех составляющих, таких как: управление классом учащихся, изложение контента (учебного материала) и тестирование, как средство проверки усвоения материала. В тоже время, отмечает он, маловероятно, что электронное обучение, в том виде, как мы сегодня понимаем и используем этот термин, заменит школы и учителей. Онлайн-курсы уступают личному обучению в слишком многих важных ракурсах, чтобы полностью вытеснить учителей и школы. Скорее всего, в следующие десятилетия, нормой станет смешанное обучение, которое будет в себе объединять как цифровые, так и традиционные формы [4].

Первым прогнозом изменений выступает персонализация. Исходной её формой сегодня является личностная дифференциация взаимодействия учителя с конкретным учеником, оценка успешности его обучения, составление отчетов о результатах обучения за год или несколько лет и попытки внести улучшения в процесс обучения, на основе анализа. Конечным итогом перехода этой категории на этапе глобализированного обучения должны будут стать определение и расстановка учебных приоритетов, оценка текущих и итоговых результатов для каждого учащегося индивидуально - в режиме реального времени.

Вторым - трансформация представления учащимся различных данных как важной составляющей учебного материала. Сегодня всё ещё господствует цифробуквенный способ подачи данных, сопровождаемый минимальным графическим отображением (таблицы, графики, диаграммы). Конечной формой представления данных, по результатам трансформации станет их активная визуализация, то есть представление их на интерактивных досках, с учетом возможности изменения по принципам компьютерной мультипликации, в том числе и учащимися с места, рабочие столы которых будут снабжены планшетами, интегрированными в сеть Интернет и объединенными с интерактивной доской.

Ещё одним параметром, который будет интенсивно меняться, станет взаимодействие преподавателя с ученическим коллективом (классом). Традиционно, учитель выступал в роли организатора учебного процесса, обеспечивавшего соблюдение установленных правил и содействовавшего реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.