помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В современных условиях участие в повышении педагогической культуры семьи должно стать профессиональной обязанностью каждого педагога, а деятельность школы - носить системный и комплексный характер, сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 177-180.
2. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. М.: ГПИ, 2003. 40 с.
3. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 888-890.
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2006. 528 с.
5. Плотникова Е. Е. Развитие познавательной активности детей в условиях материнской школы: монография. - Борисоглебск, 2012.
6. Плотникова Е. Е. Содержательный аспект преемственности материнской и начальной школы // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 1.
7. Плотникова Е. Е., Быстрова Н. В. Отечественные традиции развития речи детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-11. - С. 161-167.
8. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.
9. Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии // Вопросы психологии. 2005. № 4. С.98-114.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Плотникова Екатерина Евгеньевна
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета (г. Борисоглебск);
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Тюмина Наталья Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТАННИКА
Аннотация. Создание образовательного пространства в дошкольной образовательной организации с привлечением семьи как среды развития личности ребенка дошкольного возраста является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. В статье рассматривается одно из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации -взаимодействие детского сада и семьи. Акцентируется внимание на доверительности в отношениях «педагог - родитель»; выделяются цель и задачи педагогов дошкольной образовательной организации при работе с родителями; уделяется внимание педагогическому просвещению родителей и методам работы с ними.
Ключевые слова: семья, родители, ребенок, взаимодействие, педагог, дошкольная образовательная организация.
Annotation. Creation of educational space of preschool organizations with the involvement of the family environment of personal development of preschool-age children is one of the promising directions of development of system of preschool education in Russia. The article considers one of directions of activity of preschool educational organization - the interaction of kindergarten and family. The article focuses on the trust in the relationship "teacher -parent"; highlighted the purpose and objectives of teachers of preschool educational institutions when working with parents; attention is paid to the pedagogical education of parents and methods of work with them.
Keywords: family, parents, child, interaction, teacher, preschool educational institution.
Введение. В настоящее время забота о благополучии каждой семьи, укрепление ее связей с социумом накладывает на родителей более высокую ответственность за воспитание подрастающего поколения, однако не все родители осознают значимость данной задачи. Повышение педагогической компетентности родителей, расширение взаимодействия между семьей и дошкольной образовательной организацией тесно связаны с решением проблемы педагогического просвещения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяются основные принципы дошкольного образования, к которым отнесены: принцип сотрудничества организации с семьей; принцип обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья; принцип дифференциации в работе с родителями (учет микроклимата семьи, родительских запросов, степени заинтересованности родителей) и др.
Общественность все настойчивее выдвигает требование: дошкольные образовательные организации и школа должны стать активными помощниками родителей по воспитанию детей в семье и выполнять важную социально-педагогическую задачу, осуществляя всестороннее развитие личности ребенка. Взаимосвязь дошкольной образовательной организации и семьи предусматривает такое воспитание, при котором педагоги
и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного взаимодействия детьми.
Формулировка цели статьи и задач. Проанализировать специфику взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника.
Изложение основного материала статьи. В результате существовавшей долгие годы государственной политики в области образования подрастающего поколения, у родителей сформировалось стереотипное представление о том, что воспитание и образование детей является прерогативой государства. Часто от родителей можно услышать «Я отдаю ребенка в детский сад для того, чтобы его всему научили, а мне некогда, я работаю». Такая родительская позиция неизбежно приводит к дисгармонии эмоциональных отношений в семье, снижению статуса матери, и «подрыву» отцовства, как важнейшего института социализации [2].
На сегодняшний день наблюдается понижение доверия к воспитателю, многие родители не удовлетворены организацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, качеством предоставленных образовательных услуг; между детским садом и семьей отмечается отсутствие взаимопонимания и согласованности в воспитании дошкольников.
Дошкольные образовательные организации по-прежнему остаются закрытыми учреждениями, большинство родителей не имеют четкого представления о том, как происходит воспитание и образование их детей, поэтому зачастую остаются равнодушными к советам и рекомендациям педагогов, слабо идут на контакт с ними, выступая сторонними наблюдателями воспитательно-образовательного процесса. Однако следует отметить, что такую позицию, к счастью, занимают не все родители, часть из них старается установить тесный эмоциональный контакт с воспитателями, высказать свои предложения, оказывают помощь педагогам в организации предметно-развивающей среды для дошкольников, активно участвуют в проведении различных педагогических мероприятий. В целом же, на данный момент, родителей и воспитателей нельзя назвать единомышленниками; скорее всего, они выступают оппонентами [10].
Подобная ситуация во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей во многом детерминирована завышенным уровнем требований школы к уровню интеллектуального развития детей, поэтому родители стали выдвигать свой «социальный заказ» на подготовку ребенка к школе, понимая его как умение писать, читать, считать. Родителей перестало беспокоить то, как происходит общение их ребенка со сверстниками, что его интересует, тревожит, печалит, радует. Современные мамы и папы имеют возможность самостоятельно решать проблему получения качественного образования для своих детей, обращаясь к институту домашнего воспитания, посещению частного детского сада и пр., поэтому дошкольные образовательные организации находятся в состоянии конкурентной борьбы с вариативными формами воспитательных услуг [5].
Таким образом, вышеобозначенные проблемы побуждают дошкольные образовательные организации к тому, чтобы пересмотреть формы педагогического взаимодействия с семьей. Диалог, основой которого должны стать сотрудничество, содружество и взаимопомощь, в итоге будет способствовать созданию единого пространства развития каждого ребенка. В качестве основных причин, препятствующих организации такого пространства, исследователи обозначают следующие:
- наличие педагогической пассивности родителей, т.е. отсутствие у них осознания важности выполнения своей воспитательной функции, стремления установить единые требования к ребенку в детском саду и семье;
- недостаточно сформированные умения родителей осуществлять педагогическую рефлексию: отсутствие самокритики, неразвитость эмпатического отклика на поведение ребенка;
- преобладание рациональных форм взаимодействия в педагогическом общении воспитателей с родителями;
- выполнение педагогом роли информатора, наставника в педагогическом взаимодействии с родителями, определяя им, тем самым, позицию объекта (а не субъекта) воспитания.
В педагогических исследованиях А.Н. Ганичевой, О.Л. Зверевой, В.А. Караковского, Н.М. Метеновой, Л.И. Новиковой, Н.Н. Селивановой, рассматриваются факторы, влияющие на эффективность организации пространства между детским садом и семьей, среди которых, важное место занимает уровень развития педагогической культуры родителей [3].
Основными чертами развития педагогической культуры родителей О.Л. Зверева называет владение педагогическим тактом, способность быть толерантным, объективным; разумная требовательность к детям, наблюдательность и умение прогнозировать развитие дошкольников [6].
Повышению педагогической культуры родителей способствует создание атмосферы доверительно-делового общения воспитателя с родителями. Инициаторами развития педагогического взаимодействия выступают специалисты дошкольной образовательной организации, которые должны иметь профессиональную подготовку не только в области воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, но и сотрудничества с семьей как участником данного процесса.
Для установления полноценного педагогического общения с родителями, воспитателю необходимы знания о значении семьи в воспитании дошкольника и особенностях семейного воспитания, методиках диагностики семьи, инновационных формах сотрудничество с родителями, методах активизации родительского потенциала в воспитании детей. В число средств, вооружающих воспитателя данными умениями, целесообразно включить (помимо обычно принятых форм) моделирование разного рода ситуаций общения, а также специальное обсуждение различных случаев успешных и неудавшихся контактов с родителями, имевших место в данном педагогическом коллективе. Подобные методы педагогического взаимодействия являются не только поучительными, но и позволяют мысленно «примериться» к трудной ситуации, создавая психологический настрой, облегчающий поведение в жизненной ситуации как воспитателя, так и родителей.
Эффективность работы с родителями детерминируется не только грамотным выбором содержания и форм деятельности, но и той психологической составляющей, которая обеспечивает процесс организации повседневных контактов между людьми и характеризуется их взаимным доверием и доброжелательностью [4]. Этим обусловливается потребность в применении дифференцированного подхода в работе с родителями, в соответствии с уровнями их педагогической компетентности.
Педагогическое взаимодействие воспитателей и родителей осуществляется в основном через: приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу; расширение форм участия семьи в
организации жизни детского сада; обеспечение условий для профессиональной самореализации воспитателей; различные формы наглядно-информационного просвещения (выставки работ детей, позволяющих родителям ближе узнать специфику детского сада, знакомство с предметно - развивающей средой и др.); использование разнообразных программ совместной деятельности дошкольной образовательной организации с семьей ребят; укрепление связей между педагогами и родителями в совместной работе по воспитанию и развитию дошкольника на основе знаний о психических особенностях возрастного развития, с учетом интересов, способностей и предшествующего опыта ребенка; понимание, терпимость и педагогический такт в работе с детьми [11].
По мнению Е.П. Арнаутовой, в повседневном общении воспитатели и родители зачастую не акцентируют свое внимание на положительных особенностях ребенка дошкольного возраста и сосредоточивают его в основном на отрицательном поведении [1].
Т.А. Куликова указывает, что педагоги допускают типичную ошибку, сообщая родителям о негативном поведении ребенка, отсутствии у него успехов в деятельности, забывая о том, что для них малыш является самым лучшим. Подобная ситуация можно привести к развитию недоверия к воспитателю, нежеланию осуществлять их дальнейшее взаимодействие [7].
Поэтому, внешней целью первого этапа организации педагогического сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей является «перестановка акцентов», а внутренней - создание партнерских взаимоотношений с родителями на основе доверия и взаимопонимания.
На втором этапе создания доверительно-деловых контактов детского сада с семьей активизируются интерактивная, коммуникативная и перцептивная стороны общения, которые тесно переплетаются между собой: установление педагогически целесообразного взаимодействия невозможно без обмена информацией [9].
Задачей третьего этапа развития педагогического взаимодействия с семьей является сообщение родителям тех неожиданных или интересных знаний о ребенке, которые они не могли получить в семье (например, данные социометрических исследований о статусе дошкольника в группе сверстников). При этом воспитатель должен доверительно сообщить родителям о том, какие малыш имеет затруднения в общении с детьми, и попросить у них совета, как решить эту проблему. Внешняя цель такого педагогического взаимодействия - знакомство родителей с психологическими особенностями своего ребенка вне семьи, внутренняя цель - формирование у родителей установок на полноценное сотрудничество [12].
Выводы. На основе теоретических и практических исследований заявленной проблемы мы выявили основные принципы взаимодействия педагогов с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения. Позитивное общение - тот самый прочный фундамент, на котором строится вся работа воспитателей с семьей ребенка. В общении педагога с родителями должен быть исключен категоричный и требовательный тон.
Любая грамотно построенная коллективом дошкольной образовательной организации модель педагогического взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не способен выработать эффективных форм педагогического обращения к родителям. Воспитатель организует общение с ними ежедневно, поэтому от педагога во многом зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Значимость ежедневного доброжелательного взаимодействия педагогов с родителями гораздо важнее, чем отдельное, грамотно проведенное мероприятие.
2. Проявление индивидуального подхода не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог в общении с родителями должен тонко чувствовать ситуацию, эмоциональный настрой мамы или папы. В данном отношении воспитатель должен владеть всем арсеналом вербальных и невербальных средств общения для того, чтобы налаживать тесное взаимодействие с родителями, проявлять сочувствие, уметь успокоить и вместе поразмышлять над разрешением проблемной ситуации [2].
3. Развитие института сотрудничества, а не наставничества. Современным мамам и папам в большинстве случаев известны педагогические приемы воздействия на детей. Поэтому позиция наставника и простая пропаганда педагогических знаний, сегодня не может принести положительных результатов. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семье в решении сложных педагогических ситуаций, заинтересованность всего коллектива детского сада в жизни семьи и искреннее желание оказать помощь.
4. Тщательная подготовка к педагогическому общению с родителями. Даже для самого небольшого мероприятия с родителями необходима тщательная и серьезная организация. Главным в этой деятельности является качественная сторона общения, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабая подготовка родительского собрания или семинара может негативно сказаться на положительном имидже образовательной организации в целом.
5. Динамичное развитие дошкольной образовательной организации. В настоящее время детский сад должен интенсивно развиваться, а не функционировать, являясь той мобильной системой, которая способна быстро реагировать на изменения в социальном составе родителей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов. В соответствии с чем, необходимо менять формы педагогического сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей [8].
Итак, педагогическое взаимодействие педагогов и родителей дошкольников является одним из важных направлений создания развивающего образовательного пространства дошкольного образовательной организации, которое способно оказывать как прямое, так и косвенное влияние на всестороннее развитие личности ребенка, на повышение уровня состояния его физического и психического здоровья, обеспечить успешность его дальнейшего образования и воспитания.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2011. - 264 с.
2. Быстрова Н. В., Плотникова Е. Е. Материнство как социальный институт современного общества // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 11.
3. Быстрова Н.В., Царева О.С. Дошкольные образовательные учреждения в нижегородской губернии в годы советской власти // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 5 (49). С. 458-466.
4. Горшенине В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. - Волгоград: Панорама, 2007. - 132 с.
5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-пресс, 2003. - 224 с.
6. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 80 с.
7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
8. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. -М.: ТЦ Сфера, 2007. - 48 с.
9. Плотникова Е. Е. Интегративные основы развития речи ребенка в период раннего детства // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия: Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, М.С. Гавриловой. - СПб.: Издательство «67 гимназия. Verba Magistri», 2007. - С. 213-219.
10. Плотникова Е. Е. Развитие познавательной активности детей в условиях материнской школы: монография. - Борисоглебск, 2012.
11. Плотникова Е. Е. Содержательный аспект преемственности материнской и начальной школы // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 1.
12. Плотникова Е. Е., Быстрова Н. В. Отечественные традиции развития речи детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-11. - С. 161-167.
Педагогика
УДК 373
соискатель кафедры «Профессионального педагогического образования и социального управления» Поломошнова Светлана Анатольевна
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье представлена модель педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников в основе которой положены аксиологический и системно-деятельностный подходы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическое управление профессиональным самоопределением старшеклассников, модель.
Annotation. The article presents the model of pedagogical management of professional self-determination of high school students based on axiological and system-activity approaches.
Keywords: Professional self-determination, pedagogical management of professional self-determination senior pupils, model.
Введение. Современная ситуация характеризуется потребностью инновационной экономики России в высококвалифицированных кадрах, что актуализирует проблему профессионального самоопределения молодежи.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования особое внимание уделяется развитию личности и формированию компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанному выбору профессии [4; 5]. При этом в утвержденном Правительством РФ «Комплексе мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы» особое внимание уделяется координации и кооперации деятельности всех заинтересованных сторон; совершенствованию нормативно-правового регулирования и организационно-управленческих механизмов системы профессиональной ориентации учащихся, развитию кадрового потенциала [1].
Все вышеизложенное свидетельствует об актуализации целевых ориентиров в образовательной политике, обусловливающих процесс поиска новых подходов к управлению профессиональным самоопределением школьников.
Формулирование целей статьи. Обосновать и представить модель педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников.
Изложение основного материала статьи. Ведущим понятием, определяющим сущность модели, является «педагогическое управление профессиональным самоопределением старшеклассников», которое определяется нами как управляемое взаимодействие участников образовательных отношений, поддерживающее согласованную взаимосвязь организации профориентации обучающихся и сопровождения их профессионального самоопределения на основе разрешения постоянного противоречия между потребностями современного рынка труда и персонифицированным выбором профессии старшеклассниками.
Разработанная нами модель включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных блока: концептуально-целевой, содержательно-технологический и результативно-оценочный.
Концептуально-целевой блок определяет цель, методологические подходы и принципы.
В контексте социального заказа общества целью педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников является формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Теоретико-методологическим основанием модели выступают системно-деятельностный и аксиологический подходы.
Системно-деятельностный подход позволяет обосновать процесс проектирования системы взаимодействия участников образовательных взаимоотношений, обеспечивающий активное их включение в совместную профориентационную деятельность.