Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 5 (170)
УДК 373.1.018.26-057.175:005.963
А. Г. Яковлева, Е. Н. Дудина
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Актуализирована проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьей, представлена структурная модель формирования и развития компетенций воспитателей в области сотрудничества с семьями воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения, описан опыт реализации модели, отражены результаты проведенной экспериментальной работы. Важными элементами модели являются организация системы мероприятий, направленных на формирование и развитие компетенций воспитателей в области работы с семьей, и создание стажировочной площадки. Системообразующим элементом подготовки педагогов к работе с родителями являются курсы повышения квалификации, организованные по принципу корпоративного обучения.
Ключевые слова: модель, сотрудничество с семьей, повышение квалификации, компетенции, корпоративное обучение.
С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Один из принципов его реализации предписывает сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников, направленное на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [1]. Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) также включает ряд профессиональных компетенций педагога дошкольного образования, направленных на работу с семьей. Педагог дошкольного образования должен «владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач», в результате такой работы предполагается высокая активность и вовлеченность родителей в решение образовательных задач и жизнь дошкольного учреждения [2].
Важнейшим условием реализации поставленных задач становится включение родителей в образовательный процесс не только в качестве заказчиков и потребителей образовательных услуг, но и прежде всего в качестве активных субъектов образовательного процесса. Очевидно, что инициаторами такого сотрудничества должны выступать педагоги, являющиеся специалистами в области дошкольного образования. Именно им надлежит организовать взаимодействие с семьей, которое приведет обе стороны к сотрудничеству - взаимодействию, характеризующемуся такими признаками, как соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве, наличие единой цели и общей для всех мотивации в развитии и воспитании детей, наличие органов организации руководства, разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников, получение единого конечно-
го результата, возникновение в процессе деятельности межличностных отношений [3].
Сотрудничество педагогов с семьей обеспечивается рядом условий. Это, прежде всего, единое понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста; стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, психолого-педагогическая компетентность воспитателей и родителей; уважение к личности ребенка; взаимное уважение и взаимное доверие в отношениях между воспитателем и родителями; изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания; совершенствование воспитания ребенка в семье и детском саду, основанное на взаимопомощи взрослых; сближение на основе информированности, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг; использование методик, объединяющих субъектов образовательного процесса, способствующих созданию ситуаций, благоприятствующих диалогу и общению [4].
В связи с этим сегодня актуализируется проблема готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) к эффективному взаимодействию с семьями воспитанников - установлению партнерских отношений, позволяющих объединить усилия педагогов и родителей для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта, оказывать необходимую социально-педагогическую и психолого-педагогическую поддержку родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Анализ публикаций и образовательной практики показывает, что нередко переориентация ДОУ на новый формат взаимодействия с семьей не приводит к ожидаемым результатам даже при наличии
у педагогов желания работать по-новому. Одной из причин неудачного опыта взаимодействия с родителями является отсутствие в структуре профессиональной деятельности воспитателей необходимых компетенций, например, таких, как умение осуществить диагностику реальных образовательных потребностей детей и их родителей, образовательного потенциала семьи с целью ее дальнейшей активизации; владение способами согласования позиций, целей и ресурсов сторон, ведения диалога с родителями; знание организационных процедур и механизмов социального партнерства, способность формирования субъектной позиции родителей, использование имеющегося у них культурно-образовательного потенциала и его активизация; дифференцированный подход к развитию психолого-педагогической компетентности родителей, опора их на само- и взаимопомощь; умение привлечь к сотрудничеству семью и других партнеров, заинтересованных в поддержке семьи и детей, разумно распределив полномочия; умение распределить ответственность между партнерами (в первую очередь, семьей) за достижение как негативного, так и позитивного результата и др. [5].
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что руководству ДОУ необходимо выстраивать систему работы по обеспечению теоретической и практической готовности воспитателей в области сотрудничества с семьей. Преподавателями кафедры социальной педагогики педагогического факультета Томского государственного педагогического университета разработана модель формирования и развития компетенций воспитателей в области сотрудничества с семьями воспитанников в условиях ДОУ (рис. 1).
Система формирования и развития компетенций воспитателей в области сотрудничества с семьями воспитанников в условиях ДОУ
Курсы повышения квалификации Организация системы мероприятий, направленных на формирование и развитие компетенций в области работы с семьей. Теоретический блок Цель: формирование мотивационно-ценностной и теоретической готовности Практический блок Цель: формирование практической готовности Творческие группы Цель: разработка и реализация совместных проектов Семинары
Цель: поиск новых форм взаимодействия с семьей Практикумы, тренинги Цель: развитие способности решать педагогические задачи Мастер-классы, консультации Цель: обмен опытом Создание стажировочной площадки Цель: распространение передового опыта
Рис. 1. Модель формирования и развития компетенций воспитателей в области сотрудничества с семьями воспитанников в условиях ДОУ
Системообразующим элементом подготовки, на взгляд авторов, должны стать курсы повышения квалификации, организованные по принципу корпоративного обучения. Следует отметить ряд преимуществ корпоративного обучения: во-первых, программа обучения разрабатывается на основе образовательных потребностей группы слушателей конкретного образовательного учреждения и носит адресный характер; во-вторых, у руководства появляется возможность организовать из числа слушателей творческие группы с вовлечением в них и других педагогов (организовать взаимообучение); в-третьих, обучение большого количества сотрудников одновременно может осуществляться на базе детского сада без отрыва от производства. Курсы повышения квалификации предусматривают обеспечение теоретической, мотивационно-ценностной и практической готовности педагогов к сотрудничеству с семьей. Развитие же необходимых компетенций возможно только при включении в систему повышения квалификации постоянно действующих семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, консультирований и других форм совершенствования практических знаний и умений. Поддержанию устойчивой мотивации к профессиональному росту педагогов в области сотрудничества с семьей может способствовать созданная на базе ДОУ ста-жировочная площадка по распространению передового опыта сотрудничества с семьей.
Приведенная модель подготовки воспитателей к работе с семьей (рис. 1) апробирована на базе МАДОУ «Детский сад № 6» г. Томска в части курсов повышения квалификации.
Курсовая подготовка включала в себя два этапа: подготовительный и собственно обучающий. На первом этапе в результате диагностических мероприятий (анкетирования, собеседования, мозгового штурма, дискуссии), проведенных в ДОУ, выявлены дефициты, сформулированы образовательные потребности педагогов в области сотрудничества с семьей, уточнено содержание программы курсов повышения квалификации по теме «Теория и практика социально-педагогической работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения», рассчитанной на 108 часов. Целью программы является осмысление слушателями теоретических основ социально-педагогической работы с семьей, совершенствование способов взаимодействия с родителями воспитанников в условиях детского образовательного учреждения. Содержание программы, соответственно, направлено на решение поставленных задач через рефлексивную деятельность педагогов:
- создание условий для выявления и осознания педагогами ДОУ собственных ошибок и затруднений в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное,
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)
безоценочное взаимодействие с родителями воспитанников;
- формирование системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи (педагогического потенциала семьи, детско-родительских отношений и стиля родительского воспитания, социально-педагогических проблем в семье и др.);
- развитие практических умений диагностики особенностей семейного воспитания, решения психолого-педагогических, социально-педагогических задач в области сотрудничества с семьей; осуществлять поиск и отбор новых форм и методов работы ДОУ с семьей; проектировать педагогические средства работы с семьей; конструировать педагогическое общение; управлять конфликтами; осуществлять самопознание, самовоспитание, самообразование.
Реализация программного содержания осуществлялась поэтапно. В течение первых двух месяцев два-три раза в неделю на базе детского сада проводились аудиторные занятия. В последующие два месяца была организована самостоятельная работа слушателей: сформированы творческие группы, на основе диагностических мероприятий выделены наиболее актуальные направления работы с семьей, сформулированы темы групповых проектов, закреплены научные руководители из числа преподавателей кафедры.
В качестве результата обучения слушателями были представлены оригинальные методические разработки, отражающие новые подходы к работе с семьей. Проекты направлены на активное взаимодействие с родителями воспитанников с использованием социально-педагогических и психолого-педагогических технологий работы с семьей и со-
стоят из теоретического обоснования темы и практической части.
В настоящее время авторы-разработчики проектов включают своих коллег в процесс взаимодействия с семьями воспитанников, проводят семинары, мастер-классы, докладывают результаты своей педагогической деятельности на конференциях.
В качестве оценок реализуемой программы курсов повышения квалификации можно отметить ряд достигнутых положительных результатов:
- 100 % педагогов включились в работу с родителями воспитанников, до реализации программы только пять педагогов (25 %) осуществляли работу с родителями (оформляли тематические выставки, организовывали родительский лекторий);
- дошкольное образовательное учреждение провело IV региональную научно-практическую конференцию по теме «Формирование субъективной позиции ДОУ и семьи в открытом образовательном пространстве на основе межсекторного пространства». В работе конференции приняли участие руководящие и педагогические работники дошкольных образовательных учреждений Томска, Северска, Иркутска, Новокузнецка (всего 120 участников). Педагоги, прошедшие курсовую подготовку, организовали работу секций, провели мастер-классы;
- готовится к открытию стажировочная методическая площадка на базе МАДОУ «Детский сад № 6» для распространения передового опыта работы с семьей.
Перспективами работы кафедры социальной педагогики авторы рассматривают продолжение научного руководства данного учреждения и актуализацию ряда направлений работы с семьей, например дистанционное психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B/6261 (дата обращения: 23.01.2016).
2. Приказ Минтруда РФ № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 23.01.2016).
3. Братчикова Ю. В., Водяха Ю. Е. Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях: способы решения основных проблем // Проблемы современной науки. 2013. Вып. 9. С. 64-69.
4. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. Вып. 1. С. 209-212.
5. Костюкова Т. А., Грибоедова Т. П. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 47-50.
Яковлева А. Г., кандидат педагогических наук, доцент, профессор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Дудина Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.02.2016.
A. G. Yakovleva, E. N. Dudina
THE SYSTEM OF TEACHER TRAINING FOR COOPERATION WITH THE FAMILY IN PRESCHOOL
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article actualizes the problem of interaction of educational institutions with the family, presents a structural model of the formation and development of the educators' competencies in the field of cooperation with the families of children in the conditions of preschool educational institution, describes the experience of the implementation of the model, reflects the results of the experimental work. The important elements of the model are the organization of activities aimed at the formation and development of educators' competencies in the field of work with the family and creating internship place. The backbone element in the preparation of teachers to work with the parents are the refresher courses organized on the principle of corporate training.
Key words: model, cooperation with the family, refresher courses, competence, corporate training.
References
1. Prikaz Minobrnauki RF no. 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g. "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya" [Order of the Russian Ministry no. 1155 of October 17, 2013 "On approval of the federal state educational standards of preschool education"]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D1%8B/6261 (accessed 23 January 2016) (in Russian).
2. Prikaz Mintruda RF no. 544n ot 18 oktyabrya 2013 g. "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [Order of the Ministry of Labour of Russia no. 544n on October 18, 2013 "On approval of the professional standard "Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (educator, teacher)"]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (accessed 23 January 2016) (in Russian).
3. Bratchikova Yu. V., Vodyakha Yu. E. Vzaimodeystviye pedagogov i roditeley v sovremennykh usloviyakh: sposoby resheniya osnovnykh problem [Interaction of educators and parents in modern conditions: how to solve basic problems]. Problemy sovremennoy nauki - Problems of Modern Science and Education, 2013, no. 9, pp. 64-69 (in Russian).
4. Koshchienko I. V. Vzaimodeystviye pedagogov i roditeley kak sotsial'naya i psikhologo-pedagogicheskaya problema [Interaction between Teachers and Parents as a Social, Psychological and Pedagogical Problem]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2011, no. 1, pp. 209-212 (in Russian).
5. Kostyukova T. A., Griboyedova T. P. Sem'ya i shkola: gotovnost' k sotsial'no-obrazovatel'nomu partnerstvu [Family and School: a willingness to socio-educational part-count]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2008, vol. 3, pp. 47-50 (in Russian).
Yakovleva A. G.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
Dudina E. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]