Научная статья на тему 'Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения'

Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4645
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токмакова О.Е.

Единство семьи и дошкольного учреждения традиционно рассматривалось как важнейший фактор создания единого воспитательного пространства, а повышение педагогической культуры родителей являлось необходимым условием такого взаимодействия. Однако вследствие духовнонравственного кризиса современного общества наблюдается деформация этого единства. Вместе с тем нормативноправовыми требованиями законодательства в области образования предусматривается активное участие родителей в формировании нравственно здоровой личности ребенка. Все это требует внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения новых форм и методов работы с родителями, повышения профессиональной компетентности педагога при взаимодействии с семьей. В статье представлен опыт работы, направленной на повышение качества взаимодействия между педагогами МБДОУ «Детский сад «Ромашка» и семьями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies in work with teachers and parents in a preschool institution

The unity of a family and a preschool institution has traditionally been considered the most important factor in creating a unified educational space, and improvement of parents’ pedagogical culture was a necessary condition for such an interaction. However, due to the spiritual and moral crisis of the modern society, deformation of this unity is observed. However, the legal and regulatory requirements of the legislation in the sphere of education provides for the active participation of parents in development of the moral healthy personality of the child. All this requires introduction of new forms and methods of work with parents into the preschool educational process, improvement of the professional competence of an educator within the interaction with the family. The article presents work experience aimed at improvement of the quality of interaction between teachers of the Municipal Budgetary Preschool Educational Institution “Kindergarten “Romashka“ and the families of its inmates.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения»

Токмакова О.Е., старший воспитатель Детский сад «Ромашка» г. Лянтор, Тюменская область, Россия

Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного

учреждения

Аннотация: Единство семьи и дошкольного учреждения традиционно рассматривалось как важнейший фактор создания единого воспитательного пространства, а повышение педагогической культуры родителей являлось необходимым условием такого взаимодействия. Однако вследствие духовно-нравственного кризиса современного общества наблюдается деформация этого единства. Вместе с тем нормативно-правовыми требованиями законодательства в области образования предусматривается активное участие родителей в формировании нравственно здоровой личности ребенка. Все это требует внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения новых форм и методов работы с родителями, повышения профессиональной компетентности педагога при взаимодействии с семьёй. В статье представлен опыт работы направленный на повышение качества взаимодействия между педагогами МБДОУ д/с «Ромашка» и семьями воспитанников .

Ключевые слова: педагог дошкольного учреждения, профессиональная компетентность, родители.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и приоритетный характер. Очевидно то, что сегодня каждое дошкольное учреждение должно занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве, постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость. А все это, конечно же, в первую очередь достигается высоким качеством воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, оно выступает средством ее становления, саморазвития, ориентации в окружающем мире[2 ].

Необходимость перехода на новую ступень развития в дошкольном учреждении обусловлена пересмотром содержания ,разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий, создающих условия для профессионального роста педагогов, творческих и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования. Проектирование новой модели дошкольного образовательного учреждения связанно как с возрастающим запросом родителей, желающих поднять уровень образования детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования в целом.

Наше дошкольное учреждение стремится реагировать на все процессы, происходящие в обществе, крае, родном городе. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса дает возможность достигнуть определенных положительных результатов работы, однако этого оказалось недостаточно.

В условиях стремительно изменяющегося мира, мы сталкиваемся с запросами различных социальных слоев в предоставлении разнообразных образовательных услуг. Отсюда возникла необходимость локальных изменений в содержании и организации образовательного процесса в МБДОУ. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса, мы учитывали

[2] Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы //Дошкольное воспитание. 1990.-№12-С.27.29

тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов [4].

Современное общество требует от воспитателя высокой культуры, сформированной системы ценностей, заинтересованности его в развитии творческого потенциала своих воспитанников, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности. Поэтому для дошкольного учреждения требуется не просто педагог — носитель информации[3], а педагог, способный эффективно, продуктивно решать педагогические задачи, воплощать новые педагогические идеи, способные удовлетворить социальный заказ родителя. Для этого методическая служба дошкольного учреждения создала условия для приобретения педагогами новых способов мышления, новых ценностей, новых методов и приемов работы. В своей работе нам было крайне важно, чтобы при планировании методической деятельности с педагогами учитывалось то, что профессиональный рост воспитателей должен стать системным и постоянным процессом, а не случайным и разовым явлением, возникающим по мере необходимости. Поэтому, основываясь на традиционных и инновационных подходах в области методической работы [5], мы обновили структуру и содержание деятельности методической службы и создали систему, которую отличает научная обоснованность как ее содержательных компонентов, так и разнообразных организационных форм и методов повышения компетентности педагогов при работе с семьёй[1 ].

Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Мы считаем, что процесс обновления образования , его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является разработка и внедрение в повседневную практику проектных моделей: -проектная модель «Банк идей», который нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применении в практике педагогов, управленцев не только нашего учреждения, но и педагогических работников Сургутского района и за его пределами;

-проектная модель «Педагогический портфель» направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.

-проектная модель «Эффективный старт» разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения. Модульный принцип модели «Эффективный старт» имеет конкретный горизонт прогнозирования, который служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формирования образа будущего детского сада по ступеням.

Принципиальная идея построения повышения качественных результатов образовательной системы в дошкольном учреждении напрямую взаимосвязана с проектными моделями («Банк идей», «Педагогический портфель», «Шаг за шагом» (детский сад будущего)), которые имеют общие цели, задают критерии отбора нововведений и их синтезирования.

Продуктом реализации инновационных процессов в дошкольном учреждении является издание методического пособия из опыта работы педагогов «Развитие

[1] Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: ТОО «Интел ¡еК», 1994. С.20

[3] Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие.-М.: Изд-во «Сфера», 2004. С.34

[5] Микляева Н.В. Создание условий для эффективного взаимодействия с семьёй. - М.«Айрис-пресс», 2006. С.15

профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения», образовательной программы педагогов и специалистов по работе с одаренными детьми «Академия детства» и другие печатные издания, имеющие рецензию научных руководителей.

В образовательном процессе используются современные технологий по работе с детьми: «Комплексная система подготовки детей к школе «Школа семи гномов»; тренировочные упражнения по развитию графомоторных навыков Е.Ю. Коростелевой в рамках технологии совершенствования учебных умений В.Н.Зайцева; технология оздоровления детей «Гимнастику маленьких волшебников» Т.В. Нестерюк; Что способствует повышению качества образовательного процесса согласно направлениям инновационной деятельности : познавательное направление 15%; социально-личностное направление 29%; художественно-эстетическое направление 24%; оздоровительное направление 26%.

В процессе взаимодействия педагогов, детей и родителей разработаны и внедрены проекты: творческий проект сотворчества взрослых и детей «Осенняя мозаика»; проект «Театральная гостиная»; социальный проект«Формирование жизненных навыков детей и родителей».

Для систематизации материалов достижений педагогической и детской деятельности, обобщения опыта работы с социальными институтами издан с детальным описанием результатов «Информационный справочник», который обеспечивает прозрачность и позволяет сделать вывод о профессионализме МБДОУ в целом по внедрению новых подходов, обусловливающих возможность для профессионального творчества и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования. Высоким результатом инновационной педагогической деятельности коллектива явилось участие в экспозиционной выставке «Достижения образования Сургутского района» и признание внешними экспертами одного из лучших.

В дошкольном учреждении уделяется серьёзное внимание организации работы по самообразованию педагогов. Поскольку это является одним из главных компонентов профессионального мастерства воспитателя, поэтому важно грамотно спланировать систему мероприятий по этому вопросу: консультирование педагогов, семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы совместно с представителями школ. В результате педагоги нашего учреждения умеют анализировать собственную деятельность, создают базу лучших сценариев занятий, приемов и педагогических находок в работе с детьми, а самое главное в рамках совместной проектной деятельности побуждают детей к активности и самостоятельности, что несомненно позволяет ребенку себя чувствовать увереннее и быстрее адаптироваться в социальной среде.

Совместная разработка проектов предметно-развивающей и образовательной среды для воспитанников детского сада способствует повышению творческого потенциала педагогов и родителей, в результате чего дети имеют возможность в соответствии с интересами и склонностями посещать кружки и студии практико-познавательного центра «Школа познавательных наук». В процессе проведения акции «Возраждённая духовность», создан и реализован проект мини-музей «Национальная культура». Активно внедряются в практику дошкольного учреждения интерактивные технологии общения и просвещения родителей и педагогов это информационная студия «Ромашка-информ», видио-студия «Радуга».Организованна и проводится работа по внедрению компьютерных технологий в процесс взаимодействия с детьми, родителями и педагогами, это использование презентаций, видеофильмов в педагогическом процессе, при проведении организованной образовательной деятельности, родительских собраний, совместных развлечений, PowerPoint; (наши педагоги стали активными участниками всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению электронных

образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе «Формула будущего -2011г.») .

Внедрение проектного метода в деятельность дошкольного учреждения способствовало расширению познавательной сферы не только детей , но и их родителей, в результате чего: внедрена технология моделирования в решении задач социального развития ребенка, разработан и действует социальный проект «Формирование жизненных навыков детей и родителей», разработаны авторские программы педагогов дополнительного образования:

- «Мозаика креативности», организация деятельности с детьми, родителями, педагогами по формированию творческих способностей;

- «Радужная капель», формирование изобразительных навыков творчески одарённых детей, взаимодействие с родителями;

- «Экологическая гостиная», развитие партнёрских отношений детей, родителей, педагогов, социальных партнёров по экологическому развитию детей;

- «Логоритмическая мозаика», взаимодействие учителя -логопеда и родителей по коррекционному развитию детей;

- «Хореографическая карусель», развитие хореографических навыков детей во взаимодействии с родителями, которые имеют рецензию научного руководителя.

- разработана и готовится для рецензирования рабочая программа по взаимодействию с родителями «Семья».

В управленческой деятельности в ДОУ - внедрен современный метод (технологии) «Коучинг». Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Коучинг - это развивающее консультирование [3]. В работе детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, заместителя заведующего приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями - это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники - интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником.

Перспектива развития воспитательно-образовательного процесса немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Педагог, ориентированный на достижения, является примером для родителей, коллег, ребенка и доказательством состоятельности методов его работы. Администрация дошкольного учреждения способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность. С этой целью проводится тесная взаимосвязь с научными работниками:

- Российской академии образования Уральского отделения научным сотрудником, руководителем и консультантом Е.П.Надеевой, по осуществлению системы преемственности, применению и соблюдению принципов концепции «Я», содержания

[3] Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность. Международная академия корпоративного управления и бизнеса , 2005.С.5

непрерывного образования; директором Российской академии образования Уральского отделения, профессором, доцентом педагогических наук Г.П.Сикорской по проектированию плавного перехода подходу и гибкой системы построения индивидуальных образовательных траекторий и расширения возможностей для самостоятельной работы дошкольников ;

-Сургутского государственного педагогического университета В.В.Абашиной по проблемам профессиональной компетентности развития ребенка во взаимодействии с семьей по направлениям - оздоровительное, художественно-эстетическое, познавательное, социально-личностное; кандидатом педагогических наук,

заведующим кафедрой безопасности и жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета Г.И.Кушниковой по вопросам безопасного проживания в условиях дошкольного учреждения и построения новой образовательной среды .

Отличительные черты нашего педагогического коллектива - стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат . Разработка и применение вышеперечисленных новых технологий, форм и методов в системе нашего дошкольного учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры, подтверждением чего является первое место во Всероссийском конкурсе «Детские сады детям» в номинации «Лучший педагогический коллектив», 2010г.

Практика показала, что внедрение новых форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов, улучшить взаимопонимание между семьями и дошкольным учреждением.

Литература

1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: ТОО «Интел ¡еК», 1994. 38с.

2. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы //Дошкольное воспитание. 1990.-№12-С.27.29

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие.-М.: Изд-во «Сфера», 2004. - 64 с.

4.Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность. Международная академия корпоративного управления и бизнеса , 2005.168 с.

5. Микляева Н.В. Создание условий для эффективного взаимодействия с семьёй. - М.«Айрис-пресс», 2006. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.