Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3599
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / EARLY CHILDHOOD ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Козлова Татьяна Александровна, Тихоненко Юлия Владимировна, Курочкина Татьяна Владимировна

В современной России ведется работа по модернизации всей системы образования. Особое место в ней занимает уровень дошкольного образования. Дошкольное образование является самой важной ступенью подготовки человека к вступлению во взрослую жизнь. Основными задачами этого уровня образования является всестороннее развитие личности и сбережение здоровья ребенка. В нашей стране на государственном уровне предпринимаются меры по обеспечению качества и доступности дошкольного образования. В, частности, сегодня развитие получает не только система муниципальных дошкольных учреждений, но и частных, на базе которых реализуются различные образовательные программы, направленные на удовлетворение спроса широкого спектра образовательных услуг. Однако развитие системы дошкольного образования сталкивается с рядом существенных проблем. Основными из них является проблема нехватки муниципальных дошкольных образовательных учреждений во многих регионах страны, дефицит высококвалифицированных кадров дошкольного воспитания. Проведенное исследования этих и других проблем развития системы дошкольного образования показало, что, в первую очередь, необходимо решать проблему подготовки кадров для дошкольного образования. Для этого следует изучить проблемы данной подготовки, что и станет предметом следующего этапа исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Козлова Татьяна Александровна, Тихоненко Юлия Владимировна, Курочкина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL EDUCATION: PROBLEMS IN MODERN RUSSIA

In modern Russia, work is underway to modernize the entire education system. A special place in it is occupied by the level of preschool education. Pre-school education is the most important stage of preparing a person for entering adulthood. The main objectives of this level of education is the comprehensive development of the individual and the preservation of the child's health. In our country, measures are being taken at the state level to ensure the quality and accessibility of pre-school education. In particular, today not only the system of municipal preschool institutions is developing, but also private ones, on the basis of which various educational programs are implemented, aimed at meeting the demand for a wide range of educational services. However, the development of the preschool education system faces a number of significant problems. The main of them is the problem of shortage of municipal preschool educational institutions in many regions of the country, shortage of highly qualified personnel of preschool education. The conducted research of these and other problems of development of system of preschool education showed that, first of all, it is necessary to solve a problem of training of personnel for preschool education. To do this, it is necessary to study the problems of this training, which will be the subject of the next stage of the study.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Kozlova Tatyana Aleksandrovna, Tikhonenko Yulia Vladimirovna and others PRESCHOOL EDUCATION: PROBLEMS IN MODERN ...

pedagogical sciences

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0026

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2020

AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой

«Философии и теологии»

AuthorlD: 899005 SPIN: 5193-2579 ResearcherlD: V-5228-2018 ORCID: 0000-0001-8614-781X

Козлова Татьяна Александровна, преподаватель кафедры «Философии и теологии»

ORCID: 0000-0002-0948-4377

Тихоненко Юлия Владимировна, магистрант Курочкина Татьяна Владимировна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Аннотация. В современной России ведется работа по модернизации всей системы образования. Особое место в ней занимает уровень дошкольного образования. Дошкольное образование является самой важной ступенью подготовки человека к вступлению во взрослую жизнь. Основными задачами этого уровня образования является всестороннее развитие личности и сбережение здоровья ребенка. В нашей стране на государственном уровне предпринимаются меры по обеспечению качества и доступности дошкольного образования. В, частности, сегодня развитие получает не только система муниципальных дошкольных учреждений, но и частных, на базе которых реализуются различные образовательные программы, направленные на удовлетворение спроса широкого спектра образовательных услуг. Однако развитие системы дошкольного образования сталкивается с рядом существенных проблем. Основными из них является проблема нехватки муниципальных дошкольных образовательных учреждений во многих регионах страны, дефицит высококвалифицированных кадров дошкольного воспитания. Проведенное исследования этих и других проблем развития системы дошкольного образования показало, что, в первую очередь, необходимо решать проблему подготовки кадров для дошкольного образования. Для этого следует изучить проблемы данной подготовки, что и станет предметом следующего этапа исследования.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольное воспитание, непрерывное образование, дополнительное дошкольное образование, образование, воспитание, профессиональное образование, дошкольное художественное образование.

PRESCHOOL EDUCATION: PROBLEMS IN MODERN RUSSIA

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology Kozlova Tatyana Aleksandrovna, Lecturer of the Department of Philosophy and Theology Tikhonenko Yulia Vladimirovna, Master student, Kurochkina Tatiana Vladimirovna, Master student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Abstract. In modern Russia, work is underway to modernize the entire education system. A special place in it is occupied by the level of preschool education. Pre-school education is the most important stage of preparing a person for entering adulthood. The main objectives of this level of education is the comprehensive development of the individual and the preservation of the child's health. In our country, measures are being taken at the state level to ensure the quality and accessibility of pre-school education. In particular, today not only the system of municipal preschool institutions is developing, but also private ones, on the basis of which various educational programs are implemented, aimed at meeting the demand for a wide range of educational services. However, the development of the preschool education system faces a number of significant problems. The main of them is the problem of shortage of municipal preschool educational institutions in many regions of the country, shortage of highly qualified personnel of preschool education. The conducted research of these and other problems of development of system of preschool education showed that, first of all, it is necessary to solve a problem of training of personnel for preschool education. To do this, it is necessary to study the problems of this training, which will be the subject of the next stage of the study.

Keywords: preschool education, preschool education, continuing education, pre-school education, education, education, vocational education, early childhood art education.

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование системы российского образования имеет своей целью, прежде всего, вхождение в мировую систему образования. При этом особое внимание уделяется вопросам личностно-ориентированного компонента образования. Модернизация образования предусматривает возможность создания условий для развития личности таким образом, чтобы этот процесс был не многоступенчатым процессом, а непрерывным.

Непрерывность образования - это путь к повышению его качества, т.к. человек имеет возможность выстраивать собственную траекторию обучения, при необходимости менять профессию, адаптироваться к изменению социальных условий.

В России создаются условия для включения дошкольного образования в систему непрерывного и дополнительного образования. Для успешного его функционирования необходима налаженная система подго-

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Козлова Татьяна Александровна, Тихоненко Юлия Владимировна и другие

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ...

товки и переподготовки кадров высокой квалификации. Целью данного исследования является изучение взаимосвязи проблем доступности и качества дошкольного образования с проблемами подготовки кадров.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными методами исследования является аналитический обзор научной литературы, статистических исследований, анализ, сравнение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Первый вопрос, который решается в нашей стране в рамках модернизации образования, это вопрос о возможности включения дошкольного образования в систему непрерывного образования. Сама идея непрерывного образования, предусматривающая взаимосвязь этапов развития человека на протяжении всей жизни, выражена в трудах Я.А. Коменского [1].

Как феномен непрерывное образование в нашей стране получает развитие только в 70-х годах прошлого столетия. Сегодня на законодательном уровне дошкольное образование стало частью общего образования, что позволяет включать его как этап в систему непрерывного образования. Дошкольное образование имеет свою специфику. Прежде всего, она проявляется в том, что это образование не может быть профессиональным на уровне общеобразовательных учреждений, в силу возрастных особенностей детей, получающих его. В возрасте до 6-7 лет ребенок должен иметь возможность развиваться всесторонне, без ориентации на узкоспециализированные профессии [2-4].

Другой вопрос, когда в столь юном возрасте проявляются яркие таланты и дарования, которые могут позволить самому ребенку развиваться в выбранном направлении. Но это достаточно серьезный вопрос, требующий особого изучения.

В целом, исследование работ, посвященных проблемам развития непрерывного образования, включающего дошкольное, показало, что основными профессиями, на которое направлена специфика такого образования - это творческие профессии. Чаще всего, это различного вида искусство, например, художественное, музыкальное, танцевальное и т.д. [5-6]. Например, в Самарской области реализуется модель непрерывного архитектурно-художественного образования [7]. В данную модель включено дошкольное образование как этап профессионального образования. Однако в силу своей специфичности оно реализуется на базе детских художественных школ. Аналогичная ситуация и с другими направлениями дошкольного образования, которое направлено на развитие определенных видов деятельности для выбора будущей профессии, например, физкультура и спорт [8,9].

Дошкольное образование достаточно сложно реализовать в системе непрерывного профессионального образования, которое предусматривает движение к получению профессии. Чаще всего оно включается в эту систему как элемент дополнительного образования. Система дополнительного дошкольного образования -это второй серьезный вопрос, который решается в нашей стране. В силу своей разнообразности дополнительное образование реализовать и гармонично встроить в систему общего или непрерывного образования оказывается проще. Собственно, такая система у нас развивалась и раньше, поэтому сегодня этот вид дошкольного образования наиболее популярен. Например, востребованным оказывается раннее изучение иностранных языков в системе дополнительного образования [10].

Следует отметить, что сегодня актуальным направлением развития специализации дошкольного образования является образование, направленное на оказание помощи детям с ограниченными возможностями [11,12]. Этот вид образования по сути своей должен быть непрерывным, т.к. помощь особенным детям часто требуется всю жизнь. Как физические недуги, так и психические являются серьезным препятствием для социализации и получения профессии человеком.

Так или иначе, система дошкольного образования сталкивается с рядом проблем, которые требуют решения. Самой насущной из них является проблема нехватки детских садов и образовательных учреждений, особенно это касается удаленных от центров районов в крупных городах и сельской местности [13,14].

Вторая серьезная проблема - это дефицит высококвалифицированных кадров в системе дошкольного образования [15-23]. В этом случае в силу вступает противоречие между высокими требованиями к квалификации современного педагога и низким уровнем оплаты его труда в нашей стране. Педагог дошкольного образования должен иметь не только качественную систему профессиональных знаний, умений и навыков, но еще и повышенную степень ответственности, толерантности, а также иметь достаточный уровень психо-физиологи-ческих качеств. Все перечисленные проблемы являются причиной снижения доступности и качества дошкольного образования.

Сегодня активно проводятся социологические исследования качества и доступности дошкольного образования в России. В большинстве регионов отмечается указанные выше проблемы - нехватка мест в государственных детских садах и учреждениях дополнительного образования, высокая стоимость общего и дополнительного дошкольного образования в частных учреждениях, нехватка квалифицированных кадров [24-28].

Эти проблемы являются источником проблем, с которыми сталкиваются дети при переходе на следующую ступень образования - в начальную школу. Первая из них - это разный уровень подготовки и развития детей, имевших разное качество и доступность дошкольного образования. Для решения данной проблемы возникает необходимость разработки специальных программ для выравнивания стартовых возможностей детей, поступающих в школы. Эффективной в этом случае будет и развитие сетевых форм взаимодействия в дошкольном образовании, предусматривающее мобильность педагогов, создание онлайн-университетов, обеспечивающих взаимосвязь родителей и педагогов и т.д.

Однако все эти проблемы останутся нерешенными, если не решить самую главную из них - это подготовка высококвалифицированных кадров для системы дошкольного образования. Эта проблема должна решаться комплексно, предоставляя возможность не только получения качественного образования педагогами, но и системного повышения квалификации, отвечающего требованиям современного общества.

В своих дальнейших исследованиях мы рассмотрим основные направления и проблемы в подготовке кадров дошкольного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коменский Я.А. Основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика = John Amos Comenius. Foundations of the classical philosophy of education: pansophy, pampaedia, didactics / [ред.-сост., пер. - А. С. Холкина]. М.: Социально-гуманитарные знания, 2014. 146 с.

2. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе: методическое пособие / [О. В. Буданова и др. ; под ред. Н. В. Микляевой]. Москва : Творческий центр Сфера, 2011. — 120 с.

3. Дошкольное образовательное учреждение как начальная ступень непрерывного образования: сборник материалов I Региональной заочной научно-практической конференции, Омск, 28 сентября 2015 г. / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Омский гос. пед. ун-т», Центр довузовской подгот. и доп. образования. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2015. 88 с.

4. Дошкольное образовательное учреждение как начальная ступень непрерывного образования: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (Омск, 28 сентября 2016 г.) / Министерство образования и науки Российской Федерации, Омский государственный педагогический университет, Центр довузовской подготовки и дополнительного образования. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. 93 с.

5. Бутенко Н. В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02. Челябинск, 2016. - 44 с.

6. Кошелева Е. С. Педагогические условия раннего развития творческих способностей у детей в процессе эстетического воспитания в детской школе искусств : автореферат дис. ... кандидата педа-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

119

Gryaznova Elena Vladimirovna, Kozlova Tatyana Aleksandrovna, Tikhonenko Yulia Vladimirovna and others PRESCHOOL EDUCATION: PROBLEMS IN MODERN ...

pedagogical sciences

гогических наук : 13.00.01. Калининград, 2017. 23 с.

7. Газизова А. Т. Архитектурная типология учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования : на примере Самарской области : автореферат дис. ... кандидата архитектуры : 18.00.02. Нижний Новгород, 2006. 27 с.

8. Дворкина Н. И. Система формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04. Майкоп, 2015. 46 с.

9. Кабаева А. М. Содержание спортивно-оздоровительного этапа подготовки детей дошкольного возраста в художественной гимнастике : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. Санкт-Петербург, 2018. 25 с.

10. Желтова С. С. Педагогическое обеспечение интегрального развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования : на материале обучения английскому языку : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 . Рязань, 2016. 26 с.

11. Бутко Г.А., Кательсон Т.А., Олту С.П. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения// Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 5. https:// doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-5

12. Бутко Г.А., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития// Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 6. https:// doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-6

13. Иванова Е.О., Сычанина С.Н. Управление дошкольным образованием в муниципальном образовании город Краснодар: проблемы и перспективы /В сборнике: Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. - 2015. - С. 123127.

14. Казарина Л.А., Шабалина Е.И. Проблемы функционирования системы дошкольного образования//Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 2. С. 21.

15. Кучеренко В.В., Кудряков В.Г. Проблемы управления развитием дошкольных образовательных учреждений и его совершенствование / В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики - Материалы III международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 185-189.

16. Клячко Т.Л., СемионоваЕ.А., Токарева Г.С. Доступность качественного дошкольного образования в России//Народное образование. 2018. № 1-2 (1466). С. 7-13.

17. Левитан М.П. Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 281-284.

18. Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 239-245.

19. Косогова А.С., Зайцева О.Ю. Аспекты системного подхода в дошкольном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 263-266.

20. Гасанова П.М. Роль нравственного развития детей дошкольного возраста при подготовке их к школе // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 37-40.

21. Aleksieienko-Lemovska L.V. The activity approach as a basis for preschool teachers' methodological activities //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

22. Aleksieienko-Lemovska L.V. Organization of methodological activities as a factor ofpreschool teachers' professional development // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

23. Ошкина А.А. Динамика в готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 46-50.

24. Смирнова Е.С. Анализ доступности дошкольного образования в российской федерации (на примере сибирского федерального окру-га)//Развитие территорий. 2018. № 1 (11). С. 58-62.

25. Бурцева Т.А., Богатенко В.А. Статистический анализ доступности дошкольного образования для детей калужской области в рамках реализации майских указов президента//Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 (57). С. 36-39.

26. Кузнецова С.В., Смирнова О.А. Анализ доступности дошкольного образования в ивановской области//Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 4 (48). С. 46-52.

27. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы/МЕ: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.

28. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием//Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.

Статья поступила в редакцию 22.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.