педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Юркова Вера Андреевна, Хлап Анна Александровна СПЕЦИФИКА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ...
УДК 378
СПЕЦИФИКА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© 2018
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и теологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Юркова Вера Андреевна, заведующая Художественная школа №3 (140050, Россия, Красково, ул. Школьная, д.2/8, оф. 25, e-mail: [email protected]) Хлап Анна Александровна, аспирант кафедры философии и теологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Приобщение подрастающего поколения к культурным традициям нашей многонациональной страны сегодня становится центром развития системы непрерывного художественного образования. Обзор научной литературы, посвященной специфике организации непрерывного художественно-промышленного образования в России, позволил выявить противоречие между исторически сложившимися принципами организации системы отечественного непрерывного художественно-промышленного образования и требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом. На основе данного противоречия можно сформулировать проблему исследования, которая состоит в ответе на вопрос: каковы специфика и принципы организации непрерывного художественно-промышленного образования в регионах народных художественных промыслов нашей страны? В качестве основных принципов организации непрерывного профессионального образования были определены: преемственность, последовательность, многоуровневость. Народные промыслы определяют специфику непрерывного художественно-промышленного образования: региональность, уникальность, профильность, традиционность. Современные условия развивающегося в России информационного общества требуют от художественно-промышленного образования наличия таких свойств как возможность дистанционного обучения и гибкости, что противоречит его сущностным характеристикам - традиционности и уникальности. Преодолеть существующее противоречие можно путем разработки альтернативных моделей непрерывного художественно-промышленного образования, учитывающих данные особенности. В его системе необходимо найти место таким формам как дистанционное образование, способное преодолеть время и пространство в процессе передачи и сохранения уникального опыта художественных народных промыслов российских глубинок.
Ключевые слова: непрерывное образование, художественное образование, художественно-промышленное образование, личностно-ориентированное образование.
SPECIFICS AND PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF CONTINUOUS INDUSTRIAL ART EDUCATION IN RUSSIA
© 2018
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, Professor of the Department
of philosophy and theology
Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: [email protected]) Yurkova Vera Andreevna, head
Art school №3
(140050, Russia, Kraskovo, street School, d. 2/8, of. 25, e-mail: [email protected]) Khlap Anna Aleksandrovna, graduate student of philosophy and theology Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The introduction of the younger generation to the cultural traditions of our multinational country is now becoming the center of development of the system of continuous art education. A review of scientific literature on the specifics of the organization of continuous art and industrial education in Russia revealed a contradiction between the historically established principles of the organization of the system of domestic continuous art and industrial education and the requirements for it imposed by modern society. On the basis of this contradiction, we can formulate the problem of research, which is the answer to the question: what are the specifics and principles of the organization of continuous artistic and industrial education in the regions of folk arts and crafts of our country? As the basic principles of the organization of continuing professional education were defined: continuity, consistency, multilevel. Folk crafts determine the specifics of continuous artistic and industrial education: regionality, uniqueness, profile, tradition. Modern conditions of the information society developing in Russia demand from art and industrial education of existence of such properties as possibility of distance learning and flexibility that contradicts its essential characteristics-traditionality and uniqueness. It is possible to overcome the existing contradiction by developing alternative models of continuous art and industrial education, taking into account these features. In its system, it is necessary to find a place for such forms as distance education that can overcome time and space in the process of transmission and preservation of the unique experience of artistic folk crafts of Russian provinces.
Keywords: continuing education, art education, art and industrial education, personality-oriented education.
Идея непрерывного художественно-промышленного образования претерпевает в последние годы качественные изменения, испытывая трудности при реализации в регионах России.
Основными проблемами является недостаточная государственная поддержка, недостаток теоретических исследований в области развития художественных промыслов нашей страны, снижение интереса к народным художественным промыслам у подростающего поколения, сложности в кадровых вопросах при реали-
зации данного вида образования.
Для выработки стратегии рационализации непрерывного художественно-промышленного образования необходимо понять специфику его организации в условиях модернизации образования в нашей стране.
Одним из первых, кто ввел понятие «непрерывное образование» в отечественную педагогику был А.В. Даринский [4]. В его трудах, так же как и в других работах того времени [2], непрерывное образование определялось как образовательная система, дающая возмож-
Gryaznova Elena Vladimirovna, Yurkova Vera Andreevna, Khlap Anna Aleksandrovna pedagogical
SPECIFICS AND PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION ... sciences
ность всем желающим совершенствоваться согласно своим потребностям и способностям и использовалось для обозначения непрерывного профессионального образования взрослых людей.
В рамках педагогического подхода существует множество других направлений в определении сущности непрерывного образования. В одном из них речь идет об институционально организованных педагогических структурах: кружках, курсах, факультетах и институтах повышения квалификации, заочной, вечерней и дистанционной формах обучение и т.п., т.е. непрерывное образование определяется как образование «в течение всей жизни» [11,23].
В отечественной педагогике сложился и активно развивается и третий основной подход в интерпретации понятия непрерывного образования, в основе которого лежит концепция всестороннего развития и саморазвития личности [7,12]. Он отличается тем, что основным концептом в определении понятия «непрерывное образование» является категория самообразование, задающее вектор индивидуальному подходу в образовательном процессе.
Таким образом, педагогический подход в определении понятия «непрерывное образование» представлен тремя основными направлениями: образование для взрослых, образование «в течение всей жизни», образование для всестороннего развития личности.
Понятие «непрерывное образование» в отечественной науке разрабатывается не только в педагогике, но и в философии [6]. В таких работах оно определяется на основе философских категорий «непрерывность», «целостность», «системность». Например, Е.И. Бурдина в докторской диссертации обосновывает, что целостность в определении понятия «непрерывное образование» выступает как системообразующий фактор, определяя порядок взаимосвязи разных образовательных структур, среди которых базовые и дополнительные, государственные и общественные, формальные и неформальные [1]. Философский подход позволяет раскрыть понятие «непрерывное образование» как интегральный процесс, направленный на создание условий всестороннего развития личности любого возраста, независимо от образования, профессии и места жительства.
В современных философских трудах непрерывное образование, сохраняя основную идею целостности, рассматривается и с позиции устойчивого развития и ноосферизма [19,20].
Здесь главная идея непрерывного образования заключается в его целевой направленности на сохранение человека и цивилизации. Все остальные аспекты данного вида образования (экономические, педагогические, психологические, аксиологические и т.д.) являются основой для формирования системы непрерывного образования как базиса для духовного и материального развития человечества.
Сегодня развивается и социально-культурологический подход к определению понятия «непрерывное образование». Основное положение данного подхода заключается в том, что непрерывное образование рассматривается как элемент культуры современного человека [22].
Обобщая результаты этого этапа исследования, можно видеть, что основные элементы смыслового содержания понятия «непрерывное образование» в рассмотренных подходах - это профессиональный рост и гармоничное развитие личности на протяжении всей жизни, целостность самого процесса непрерывного образования, направленного на сохранение человека и цивилизации. Они определяют и основные цели данного вида образования - повышение качества жизни человека во всех аспектах, являясь основными механизмами его адаптации к быстро меняющимся социокультурным условиям современного общества.
Во всех рассмотренных подходах и направлениях 240
определения понятия «непрерывное образование» можно выделить два основных компонента: институциональный и личностный. Это объясняется тем, что в условиях современного социума для большинства людей важным являются не только профессиональный рост, но и личностное развитие.
Рассмотрев основные принципы построения и реализации стратегий и концепций непрерывного образования, мы можем обратиться к определению в них места такого феномена как непрерывное промышленно-худо-жественное образование (НХПО).
«Художественно-промышленное образование (ХПО)
- это процесс и результат профессионального обучения и воспитания, становления и развития личности в профессиональных образовательных учреждениях, готовящих кадры для народных художественных промыслов (НХП)» [8, с.17]. Из приведенного определения ХПО следует, что оно является разновидностью профессионального художественного образования, выделяемое наравне с художественно-академическим, художественно-педагогическим, художественно-архитектурным и другими его видами и формами.
В чем же заключается специфика ХПО по сравнению с другими видами художественного образования? Так, например, К. Б. Илькевич, Т. Г. Илькевич и В. Д. Медведков выделяют следующие его особенности: «Специалисты художественно-промышленной сферы
- это художники, способные к самостоятельному творческому проектированию; промышленные рисовальщики, знающие и организующие художественные работы в условиях производства; мастера, владеющие приемами изготовления различных художественных изделий; ремесленники и рабочие с навыками технического рисования и могущие выполнять сложные работы на техническом оборудовании» [10, с. 273].
Иными словами, ХПО направлено на подготовку специалистов по народному искусству и творчеству, которые занимаются данной деятельностью на профессиональном уровне. В диссертационных работах В.Ф. Максимович, Н. Б. Смирновой обосновывается, что традиционное прикладное искусство является основой профессионального художественного образования [16,18].
К специфическим особенностям ХПО исследователи относят его профильность, основанную на разновидности народного прикладного искусства и промыслов, сложившиеся исторически в регионах нашей страны. Причем, выделяются два основных уровня народных промыслов: примитивные, которые не требуют специального профессионального обучения и высокохудожественное традиционное прикладное искусство, требующие высокого уровня профессионального мастерства. Например, в работах современных исследователей, перечисляются наиболее распространенные виды высокохудожественного традиционного прикладного искусства, такие как: лаковая миниатюрная живопись, художественное кружевоплетение, художественная вышивка, резьба по дереву, декоративная роспись, художественный металл, косторезное искусство, различные виды росписи и др. [3]
Что касается организации педагогической системы непрерывного художественно-промышленного образования (НХПО), то традиционно в России она представлена как институциональная система. В различных регионах разрабатываются свои стратегии НХПО, в которых можно видеть элементы личностно-ориенти-рованного измерения, кластерную, гуманистическую и др. концепции. Примером реализации этого принципа является Санкт-Петербургская Высшая школа народных искусств (ВШНИ), где происходит подготовка специалистов по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Одной из важнейших стратегических задач на ближайшее время для ВШНИ является создание образовательного сетевого университетского комплекса в сфере традиционного прикладного искусства, Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Юркова Вера Андреевна, Хлап Анна Александровна СПЕЦИФИКА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ...
в которое войдут филиалы из разных регионов России (Владимирская, Ивановская, Московская области и др.) [21].
Одним из важнейших плюсов такой модели НХПО является регионализация. Как отмечает И.И. Куракина: «Эта черта выражается в том, что обучение каждому виду ТПИ осуществляется в историческом центре бытования промысла. Реализация подхода возможна благодаря филиалам института в центрах народного искусства (Москва, Рязань, Омск, Федоскино, Сергиев-Посад, Богородское, Мстера, Холуй). Широкий географический охват позволяет получать среднее и высшее образование в местах промыслов, что дает возможность дальнейшего профессионального роста» [14, с.116].
Однако у такой распределенной модели НХПО по мнению педагогов-практиков есть недостатки. «Исчезновение старейших учреждений среднего звена и слияние их с Высшей школой вызывает недоумение и соответствующую реакцию в творческих педагогических коллективах: так как изменения касаются, прежде всего, методики и учебных программ, как правило, авторских, а также пока существующих уникальных направлений, их неоправданную перекройку под вузовские стандарты», - пишет В.Б. Ключикова [13, с.181].
Концепции НХПО, основанные по принципам кластеров могут различаться своей спецификой. Например, М.Т. Майстровская рассматривает возможность в современных условиях организации взаимодействия художественно-промышленных школ и музеев для создания учебно-просветительных и образовательных центров в сфере прикладного искусства, архитектуры и дизайна [15].
В сфере НПХО распространение получила модель, построенная по принципам дополнительного образования. В этом случае оно выступает как неотъемлемая часть профессионального образования, обеспечивающая эффективные условия для повышения квалификации и творческой самореализации дипломированных специалистов ПХО [5].
Широкое распространение институциональных форм НПХО продиктовано региональным устройством России. Региональное пространство влияет на формирование образовательных интересов живущих на данной территории людей. Поэтому и государство и граждане заинтересованы в развитии непрерывного промышленного-художественного образования в рамках единой федеральной системы образования, которая способна учитывать особенности образовательных потребностей и способностей регионов.
Педагоги, разрабатывая модели НХПО, не могут выйти за пределы институционального измерения, но вносят элементы различных концепций непрерывного образования, добиваясь повышения его эффективности. Примером может служить модель, представленная в работе В. Ф. Максимович, в которой предлагается сочетание институционального и личностно-ориентированно-го измерения [17].
Другим вариантом такого подхода является концепция профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования, разрабатываемая на базе Гжельского государственного университета [9]. В данной концепции основная цель НХПО - это повышение уровня мотивации к художественно-промышленной деятельности до соответствия потребностям народного хозяйства и культурного развития России.
Также особо следует отметить такую специфику НХПО как необходимость в использовании традиционных форм образования при непосредственном взаимодействии учителя и ученика. Дистанционные формы образования практически не используются в системе НХПО, что затрудняет его развитие в условиях большой территории нашей страны.
Обобщая результаты анализа специфики и принципов организации НХПО в нашей стране, можно отме-
тить, что основными принципами стратегии непрерывного профессионального образования являются: преемственность, последовательность, многоуровневость. Институциональное и личностно-ориентированное измерение данные модели наследуют от стратегий непрерывного образования. Народные промыслы, лежащие в основе НХПО привносят в него свою специфику: реги-ональность, уникальность, профильность, традиционность.
Чтобы разработать модель НХПО, учитывающую выявленную специфику его организации и реализации в условиях современного общества, необходимо изучить проблемы и их причины, возникающие при реализации существующих моделей НХПО, что и станет предметом дальнейшего исследования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурдина, Е.И. Теория и практика развития творческого потенциала педагогов в системе непрерывного многоуровневого педагогического образования /Е.И. Бурдина: автор. дисс. ... д-ра. пед. наук. -Караганда: ГГПУ, 2007. - 35 с.
2. Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. - М., 1978. - 175 с.
3. Гусева, П. В. Специфика обучения мастерству будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе / П. В. Гусева // Высшая школа народных искусств : инновационная модель непрерывного профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ. - 2014. - С. 81 - 85.
4. Даринский, А.В. Непрерывное образование / А.В. Даринский // Советская педагогика. — 1975. — № 1. — С. 16 — 25.
5. Дмитриева, В. С. Дополнительное профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве [Электронный ресурс]. Сайт: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» http://www.art-education.ru/ electronic-journal/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-tradici-onnom-prikladnom-iskusstve
6. Ермакова, Л. И. Непрерывное образование: социальная практика дополнительного профессионального образования: автореф. д-ра ф. н. 09.00.11: Ростов-на-Дону, 2005. — 37 с.
7. Ильинская, Я. А. Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности / Я.А. Ильинская. - Автореф. дисс. д-ра пед.н. 13.00.08 -Петропавловск-Камчатский: ПКГУ, 2016. — 41 с.
8. Илькевич, Б. В. Развитие непрерывного художественно-промышленного образования на современном этапе / Б. В. Илькевич, К. Б. Илькевич //Материалы VI Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура» (21 ноября 2014 г.): сборник научных статей / Под общей редакцией профессора Б. В. Илькевича. Ответственный редактор Н. В. Соловьева. — Гжель: ГГХПИ, 2015. — С. 16 - 24.
9. Илькевич, Б. В., Илькевич, К. Б. Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования [Текст] / Б.
B. Илькевич, К. Б. Илькевич // Высшее образование сегодня. — 2014.
— № 1. — С. 8 — 18.
10. Илькевич, К. Б. Особенности отечественного художественно-промышленного образования / К. Б. Илькевич, Т. Г. Илькевич, В. Д. Медведков //Материалы VI Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура» (21 ноября 2014 г.): сборник научных статей / Под общей редакцией профессора Б. В. Илькевича. Ответственный редактор Н. В. Соловьева. — Гжель: ГГХПИ, 2015. — С. 271 - 276.
11. Кадыров, Э.Р. К анализу духовно-нравственных аспектов непрерывного образования / Э.Р. Кадыров, Ф.Р. Кадыров, А.Д. Шарипов // Образование через всю жизнь. Вып. 11: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XI меж-дунар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова, 2013.Ч. 2.
C.42—44.
12. Калина, И. И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования/ И.И. Калина : Автореф. дис ... докт. пед. наук. М.: НГОУ «Московский психолого-социальный институт», 2012. — 39 с.
13. Ключикова, В. Б. Народные художественные промыслы и ремесла: о проблемах развития системы специального образования // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2012. - №3. — С.81 -90.
14. Куракина, И.И. Достижения отечественного профессионального образования XIX —XX вв. в современной подготовке художников традиционного прикладного искусства//Педагогика искусства. - №1.
- 2017. — С. 114 — 118. http://www.art-education.ru/electronic-journal
15. Майстровская, М.Т. Художественно-промышленное образование и музеи декоративно-прикладного искусства (к истории формирования и взаимодействия // Международная научная конференция к 190-летию МГХПА имени С.Г. Строганова и к 100-летию П.А. Тельтевского «Теория искусства, традиционная культура и творческий процесс. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2015. — С.18 — 25.
16. Максимович, В. Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства /В. Ф. Максимович //Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С.
Gryaznova Elena Vladimirovna, Yurkova Vera Andreevna, Khlap Anna Aleksandrovna SPECIFICS AND PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION ...
pedagogical sciences
387 - 400.
17. Максимович, В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования : На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т общ. и сред. образования Рос. акад. образования. - Москва, 2000. - 43 с.
18. Смирнова, Н. Б. Народное декоративно-прикладное искусство как системообразующий компонент непрерывного художественно-педагогического образования : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02, 13.00.08 / Смирнова Н. Б.; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2012. - 40 с.
19. Суббето, А.И. Ноосферные основания непрерывного образования в XXI веке /А.И. Суббето// Непрерывное образование: XXI век. . - Выпуск 2 (14). — 2016. - С. 1 — 11.
20. Урсул, А.Д. Образование в интересах устойчивого развития: новые решения на глобальную перспективу /А.Д. Урсул // Экономика и управление: проблемы, решения. - №3. — 2018. — С. 114 — 118.
21. Федотова, О. В. Стратегия развития непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства России / О.В. Федотова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2011. - №4. — С. 58 — 64.
22. Черкасова, М. А. Непрерывное профессиональное образование в свете социокультурного подхода: автореф. канд. филос.н. - 24.00.01: Ростов-на-Дону, 2002. — 25 с.
23. Щербакова, О.И. Изучение и формирование ценностных ори-ентаций руководителей в процессе непрерывного образования и саморазвития / О.И. Щербакова // Образование через всю жизнь. Вып. 11: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XI междунар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова. СПб, 2013. Ч. 2. С. 27—28.
Статья поступила в редакцию 07.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
242
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)