Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

45
17
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / EDUCATION / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / INTRODUCTION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY IN SECONDARY GENERAL EDUCATION SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазанова Елена Александровна, Шайдо Юлия Александровна

Описывается проблема внедрения дистанционной технологии обучения в практику средней общеобразовательной школы, которая является результатом проведенного изучения зарубежного и отечественного опыта внедрения технологии дистанционного обучения в образовательный процесс. Анализ охватывал работы, касающиеся создания технического сопровождения реализации дистанционного обучения и изучения ее надежности, экономико-юридических вопросов внедрения технологии в практику, разработки теоретической основы системы дистанционного образования, системы дидактических закономерностей, педагогических технологий и условий дистанционного обучения, моделей курсов дистанционного обучения и др. В результате проведенного анализа были выделены основные проблемы, с которыми могут столкнуться образовательные организации при внедрении дистанционной технологии обучения. Приведены данные проблемы и обозначены возможные пути и способы их преодоления.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сазанова Елена Александровна, Шайдо Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY INTRODUCTION IN SECONDARY GENERAL EDUCATION SCHOOLS

The article considers the problem of introduction of distance learning technology in school. In particular, the main problems faced by all participants of the educational process are analyzed, for this purpose an analysis of research works on this issue was conducted. In the end, are outlined the main problems of the present stage of the introduction of distance learning technologies in the educational process of the school. At present, a number of Russian educational organizations in varying degrees use distance educational system. However, the problems of introducing distance learning technologies in secondary schools do not disappear. Today we do not raise the question of the possibility of using distance learning in schools, on the contrary, intensive development of information educational technologies promotes the introduction of distance learning along with traditional forms. Solving the problems of introducing distance learning, we have to get educational process that will be available, practical, modern, qualitative and quick. The article is the result of the analysis of foreign and domestic experience in the introduction of distance learning technologies in the educational process. The analysis covered the work concerning creation of technical support for the introduction of distance learning and analysis of its reliability, economics and legal issues of implementation in practice, the development of a theoretical base of the distance education system, systems of didactic principles, pedagogical technologies and the conditions of distance education, models of courses of distance education, etc. As a result of the analysis, the main problems encountered by educational organizations during the introduction of distance learning technologies were identified. The authors point to possible ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37. 041, 371, 371. 21, 371. 3, 371. 38, 371. 385. 3 РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-4-39-46

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е. А. Сазанова, Ю. А. Шайдо

Томский государственный педагогический университет, Томск

Описывается проблема внедрения дистанционной технологии обучения в практику средней общеобразовательной школы, которая является результатом проведенного изучения зарубежного и отечественного опыта внедрения технологии дистанционного обучения в образовательный процесс. Анализ охватывал работы, касающиеся создания технического сопровождения реализации дистанционного обучения и изучения ее надежности, экономико-юридических вопросов внедрения технологии в практику, разработки теоретической основы системы дистанционного образования, системы дидактических закономерностей, педагогических технологий и условий дистанционного обучения, моделей курсов дистанционного обучения и др. В результате проведенного анализа были выделены основные проблемы, с которыми могут столкнуться образовательные организации при внедрении дистанционной технологии обучения. Приведены данные проблемы и обозначены возможные пути и способы их преодоления.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, внедрение технологии дистанционного обучения в средней общеобразовательной школе.

В настоящее время ряд образовательных организаций России в той или иной степени применяют дистанционную систему образования. Однако не исчезают проблемы внедрения технологии дистанционного обучения в средней общеобразовательной школе (СОШ).

После принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения дистанционных образовательных технологий: авторами курсов дистанционного обучения, специалистами по информационным технологиям, тьюторами, администрацией образовательной организации [1].

Принятие данного Закона связано с тем, что применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе открывает дополнительные возможности для обучающихся СОШ. При этом ряд идей является актуальным, например: внедрение дистанционных образовательных технологий расширяет возможности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Некоторые идеи со временем показали свою несостоятельность их реализации, например: создание базовых учебных материалов в информационно-образовательной среде облегчит труд педагога.

Сегодня уже не ставится вопрос о возможности применения дистанционного обучения в школе, а наоборот, интенсивное развитие информационных образовательных технологий способствует внедрению дистанционного обучения наряду с традиционными формами. Решая проблемы внедрения дистанционного обучения, мы должны получить образовательный процесс, который будет доступным, удобным, современным, качественным, быстрым.

Доступность отвечает требованию - образование для всех.

Удобство заключается в независимости от местоположения и времени. Современность - это образование с использованием передовых интернет-технологий.

Качественность рассматривается как некая альтернатива по эффективности традиционному (дневному) обучению.

Возможность ускоренного обучения по индивидуальному графику определяет быстроту.

Идея применения дистанционных образовательных технологий достаточно изучена, ей посвящены работы современных исследователей, и они касались таких проблем, как:

- развитие дистанционного обучения за рубежом (США, Канаде, Великобритании и т.

д.) [2-4];

- создание моделей курсов дистанционного обучения [5-7];

- создание технического сопровождения реализации дистанционного обучения и анализ ее надежности [8-12];

- анализ экономических аспектов и экономических выгод внедрения технологий дистанционного обучения в деятельность вузов [13-15];

- внедрение технологий дистанционного образования в практику вуза, социально-психологическая адаптация студентов и профессорско-преподавательского состава, организация обучения работе с использованием дистанционных технологий профессорско-преподавательского состава вуза [16-18];

- разработка теоретической основы системы дистанционного образования, системы дидактических закономерностей, педагогических технологий и условий дистанционного обучения [18, 19];

- история становления дистанционного образования в России и за рубежом [1, 2, 18];

- понимание деятельности тьютора в сети дистанционного образования, организации педагогического сопровождения студентов вуза в условиях дистанционного образования [19, 20];

- анализ возможностей дистанционного образования в формировании и развитии общих и профессиональных компетенций [1, 4, 21];

- внедрение технологии дистанционного обучения в практику СОШ [1, 22, 23, 24, 25, 26, 27].

Однако решая данные проблемы, следует учитывать множество факторов, связанных с необходимостью продолжения образовательной деятельности в образовательной организации и одновременной разработкой мероприятий, направленных на внедрение технологии дистанционного обучения в педагогический процесс, реализуемый образовательной организацией.

При внедрении дистанционной технологии обучения в образовательный процесс перед образовательной организацией стоит необходимость решения вопросов, касающихся выбора информационно-образовательной среды, при помощи которой можно будет качественно реализовывать дистанционный образовательный процесс. В силу экономических факторов образовательные организации вынуждены пользоваться теми информационно-образовательными средами, которые доступны. Следовательно, данный вопрос частично решен.

Анализ исследований, связанных с внедрением дистанционной технологии обучения в практику как отечественных, так и зарубежных образовательных организаций, позволил сделать вывод, что он требует решения проблем, связанных с управленческими аспектами. Учет опыта, полученного педагогическим сообществом при внедрении дистанционной технологии обучения в практику СОШ, позволит с меньшими затруднениями решать встающие перед управленцами и педагогами задачи. Например, в связи с особенностью реализации дистанционной технологии появляются серьезные проблемы осуществления разви-

тия и оценки уровня сформированности универсальных учебных действий и компетенций обучающихся, а именно:

- инструментарий информационно-образовательной среды предоставляет возможность работы с письменным текстом, важно продумать способы формирования универсальных учебных действий и компетенций, необходимых для публичного выступления (устная речь);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сложно осуществлять контроль авторства выполняемых заданий.

Возможные способы решения:

- дистанционная технология обучения должна являться только частью образовательного процесса и может рассматриваться как дополнение, обогащающее традиционный образовательный процесс;

- процесс обучения должен включать активные методы коллективных занятий в виде деловых и операционных игр, дискуссий, коммуникативных занятий и т. п.;

- необходимо реализовывать взаимодействие с образовательными организациями региона, России, мира, которые успешно овладели данной технологией.

При дальнейшем внедрении дистанционной технологии обучения с учетом изменения правового поля страны, развитием информационных технологий появляются новые проблемы, требующие решения, такие как:

1. Наполнение информационно-образовательной среды. Разработка и внедрение в практику учебных материалов с учетом:

- возможностей информационно-образовательной среды;

- логики педагогической науки (дидактические закономерности и принципы реализации образовательного процесса);

- необходимости соблюдения авторского права.

Возможные способы решения: должны быть разработаны критерии оценки учебных материалов, инструкции по разработке и создана комиссия по оценке качества составленного материала. Желательно, чтобы данный вопрос был урегулирован на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации.

2. Выделение сотрудников образовательной организации и их обучение, направленное на формирование компетенций внедрения дистанционной технологии обучения в практику СОШ. В связи с тем что при обучении в вузе в учебных планах не была предусмотрена подготовка педагогов к работе в информационно-образовательных системах ни как пользователей, ни как разработчиков.

Возможные способы решения: проведение курсов повышения квалификации в рамках образовательной организации или в сторонних организациях.

3. Выделение сотрудников СОШ на обслуживание информационно-образовательной среды. Данная проблема связана с техническим оснащением каждой образовательной организации.

Решением данной проблемы будет либо выделение ставки в образовательной организации, либо организация работы на уровне единого технического обслуживания СОШ.

4. При подготовке к уроку создание дидактических материалов приводит к существенному увеличению нагрузки на преподавательский состав, так как данный процесс является трудоемким и требует творческого подхода и высокой профессиональной квалификации, а стимулирующий фонд образовательной организации ограничен и не предусматривает стимулирование такого рода деятельности.

При этом систему стимулирования учителей-предметников и технического персонала по внедрению дистанционной технологии обучения в практику необходимо тщательно продумать с учетом социально-экономической ситуации в СОШ. Для решения данной про-

блемы, например, проводить конкурс лучших занятий с применением дистанционных технологий, для этого необходимо разработать критерии оценки и оплату производить из стимулирующего фонда.

5. Происходит непрерывное изменение в информационных технологиях, что приводит к быстрому устареванию разрабатываемого педагогами и внедренного учебно-методического материала, в результате появляется необходимость постоянного внесения корректировки в уже разработанные материалы.

Данная проблема может быть решена также при помощи проведения конкурсов для учителей или предоставления возможности через виртуальные методические объединения обмениваться опытом с коллегами из других регионов, активно участвовать в форумах виртуального методического объединения.

7. Необходимо сформировать у обучающихся универсальные учебные действия, позволяющие успешно обучаться в информационно-образовательной среде.

Возможное решение:

- дополнительные занятия;

- на уроках информатики должны быть включены темы по изучению среды дистанционного обучения;

- в процессе преподавания дисциплины педагог вводит элементы заданий, которые под его руководством обучающиеся выполняют на уроке в информационно-образовательной среде.

8. Работы в информационно-образовательной среде в удаленном режиме предъявляют дополнительные требования к технической оснащенности обучающегося, а именно наличия компьютера с доступом в интернет. Однако не все семьи имеют одинаковый социальный статус и могут удовлетворить данную потребность.

Возможное решение: образовательная организация может оборудовать кабинет или библиотеку со свободным доступом к компьютерам во внеурочные часы.

9. В связи с активным распространением дистанционных технологий в обществе появляется слаборегулируемый и контролируемый рынок образовательных услуг, что отражается на его качестве и вызывает недовольство в обществе.

Возможное решение: необходимо разработать критерии оценки качества предоставляемых услуг с применением технологии дистанционного обучения и осуществления контроля.

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначены одним из основных мероприятий в федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор способов решения образовательная организация должна принимать самостоятельно, действуя в правовом поле страны и соблюдая логику экономической выгоды.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 .12 . 2012 № 273-ФЗ .

2 . Хуан Я . Ц . Дистанционное образование взрослых в России и на Тайване (Сравнительный анализ): дис . ... канд . пед .

наук. М . , 2002 . 159 с .

3 . Хахубия Е . Ю . Образование взрослых в США (Современное состояние и перспективы развития): дис . ... канд . пед .

наук. М . , 1999 . 184 с .

4 . Колесниченко В . Л . Становление и развитие медиаобразования в Канаде: дис .... канд . пед . наук . Таганрог, 2007 . 163 с .

5 . Голуб В . В . Моделирование процесса дистанционного обучения курсантов военных вузов при освоении второй

специальности: дис .... канд . пед . наук . М . , 2002 . 247с .

6 . Дорофеев А. С . Модель обучающего курса и реализация программной оболочки дистанционного обучения: системный

и объектный подходы: дис .... канд . техн . наук. Иркутск, 2006 . 170 с .

7 . Клочкова Г . А. Содержание и методические подходы к подготовке в области разработки дистанционных учебных

курсов с использованием инструментальных систем (На примере курса информатики для будущих педагогов): дис .... канд . пед . наук. М . , 2006 . 185 с .

8 . Прищепа Т . А . , Полев И . А . Методическая поддержка деятельности педагогов по созданию интерактивных электронных

пособий // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . Вып . 2 (80) . С . 72-76 .

9 . Прищепа Т . А. Возможности образовательных сред для реализации проектной деятельности педагогов // Вестник

Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2015 . Вып . 7 (160) . С . 112-117 .

10 . Медянкина И . П . Принципы и методы информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса в системе

дистанционного образования: автореф . дис .... канд. техн . наук. М . , 2012 . 22 с . 11. Носуленко А . В . Система автоматизированного управления процессами администрирования дистанционного обучения: дис . канд техн наук Томск, 2007 212 с

12 . Яркова С . А . Формирование информационного базиса автоматизированных систем обучения: дис .... канд . техн . наук .

Красноярск, 2007 . 166 с .

13 . Баранов Р . Д . Механизмы повышения качества и экономической эффективности образовательных услуг вуза на

основе информационных технологий: дис .... канд . эконом . наук . Кисловодск, 2007 . 137 с .

14 . Герасименко М . В . Социально-экономические аспекты применения новых дистанционно-образовательных технологий

в высшем образовании России: дис .... канд . эконом . наук . Москва, 2004. 182 с .

15 Головцова И Г Развитие инновационной деятельности вуза на основе интернет-проектов: дис . канд эконом наук СПб. , 2006 . 180 с .

16 Галченкова И С Адаптация учащихся и студентов к использованию информационных технологий в дистанционном образовании: дис . ... канд . пед . наук. Смоленск, 2004. 196 с .

17 Анисимов М В Совершенствование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения: в системе дополнительного профессионального образования: дис . ... канд . пед . наук. Чебоксары, 2009 . 176 с .

18 Прищепа Т А Возможности контекстного обучения для разработки заданий в информационно-образовательных средах // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 8 (173) . С . 74-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 . Белухина Н . Н . Становление и развитие системы дистанционного образования в Ульяновской области: историко-

педагогический аспект: дис .. . . канд . пед . наук. Ульяновск, 2011. 231 с .

20 . Бендова Л . В . Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального

образования: дис . канд пед наук М , 2006 251 с 21. Комраков Е . С . Проектировочная деятельность тьютора в системе открытого дистанционного профессионального образования: дис .... канд . пед . наук . М . , 2004. 201 с .

22 . Данилов О . Е . Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению у учащихся при дистанционном обучении //

Педагогика высшей школы. 2016 . № 1(4) . С . 35-38.

23 . Бондаренко Г . А. Проблемы подготовки педагогических кадров дистанционным обучением // Проблемы и перспективы

развития образования в России . 2015 . № 32 . С . 160-164.

24 . Шкидина А. А. Исследование средств защиты информации в системах управления дистанционным обучением //

Экономика и социум . 2017 . № 3 (34) . С . 1765-1768.

25 . Халиков А. А. , Мусамедова К. А. , Ибрагимова О . А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения

дистанционного обучения в образовательных учреждениях // Вестник научных конференций . 2017 . № 3-6 (19) . С . 171173 .

26 Данилов О Е Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению у учащихся при дистанционном обучении // Педагогика высшей школы. 2016 . № 1 (4) . С . 35-38.

27 . Дайнеко Н . А. Дистанционное обучение - обучение будущего // Профессиональное образование . 2015 . № 4 (22) .

С . 17-22 .

Сазанова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sazanova-elena-se@rambler.ru

Шайдо Юлия Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: ShaidoYuA@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 21.08.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-39-46

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY INTRODUCTION IN SECONDARY GENERAL EDUCATION SCHOOLS

E. A. Sazanova, Yu. A. Shaydo

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article considers the problem of introduction of distance learning technology in school. In particular, the main problems faced by all participants of the educational process are analyzed, for this purpose an analysis of research works on this issue was conducted. In the end, are outlined the main problems of the present stage of the introduction of distance learning technologies in the educational process of the school. At present, a number of Russian educational organizations in varying degrees use distance educational system. However, the problems of introducing distance learning technologies in secondary schools do not disappear. Today we do not raise the question of the possibility of using distance learning in schools, on the contrary, intensive development of information educational technologies promotes the introduction of distance learning along with traditional forms. Solving the problems of introducing distance learning, we have to get educational process that will be available, practical, modern, qualitative and quick. The article is the result of the analysis of foreign and domestic experience in the introduction of distance learning technologies in the educational process. The analysis covered the work concerning creation of technical support for the introduction of distance learning and analysis of its reliability, economics and legal issues of implementation in practice, the development of a theoretical base of the distance education system, systems of didactic principles, pedagogical technologies and the conditions of distance education, models of courses of distance education, etc. As a result of the analysis, the main problems encountered by educational organizations during the introduction of distance learning technologies were identified. The authors point to possible ways to overcome them.

Key words: education, distance learning, distance learning technologies, introduction of distance learning technology in secondary general education schools.

References

1. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoy Federatsii" ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal law «About Education in the Russian Federation» from 29 December 2012 № 273-FZ] (in Russian) .

2 . Zyn H . Ya . Distantsionnoye obrazovaniye vsroslykh v Rossii i na Tayvane (sravnitel'nyiy analiz). Dis . kand . ped . nauk [Remote

education of adults in Russia and in Taiwan (The comparative analysis) . Diss . cand . ped . sci . ] . Moscow, 2002 . 159 p . (in Russian) .

3 . Khakhubiya E . Yu . Obrazovaniye vzroslykh v SShA (Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya). Dis. kand. ped . nauk

[Education of adults in the USA (The current state and the prospects of development) . Diss. cand. ped. sci .] . Moscow, 1999 . 184 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 . Kolesnichenko V L . Stanovleniye i razvitiye mediaobrazovaniya v Kanade. Dis . kand . ped . nauk [Formation and development of

media education in Canada . Diss . cand. ped. sci . ] . Taganrog, 2007. 163 p . (in Russian) .

5 . Golub V V Modelirovaniye protsessa distantsionnogo obucheniya kursantov voennykh vuzov pri osvoenii vtoroy spetsial'nosti.

Dis . kand . ped . nauk [Modeling of process of distance learning of cadets of military higher education institutions at development of the second specialty. Diss . cand . ped . sci . ] . Moscow, 2002 . 247 p . (in Russian) .

6 . Dorofeev A. S . Model' obuchayushchego kursa i realizatsiya programmnoy obolochki distantsionnogo obucheniya: sistemnyy i

obyektnykh podkhody. Dis . kand . tekh . nauk [Model of the training course and realization of a program cover of distance learning: system and object approaches . Diss . cand . tech . sci . ] . Irkutsk, 2006 . 170 p . (in Russian) .

7 . Klochkova G . A. Soderzhaniye i metodicheskiye podkhody k podgotovke v oblasti razrabotki distantsionnykh uchebnykh kursov s

ispol'zovaniem instrumental'nykh sistem (Na primere kursa informatiki dlya budushchikh pedagogov). Dis . kand. ped. nauk [Maintenance and methodical approaches to preparation in the field of development of remote training courses with the use of tool systems (On the example of an informatics course for future teachers) . Diss . cand . ped . sci . ] . Moscow, 2006 . 185 p . (in Russian) .

8 . Prishchepa T A. , Polev I . A. Metodicheskaya podderzhka deyatel'nosti pedagogov po sozdaniyu interaktivnykh elektronnykh

posobiy [Methodical recommendations on the creation of interactive electronic tutorials for teachers] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol . 2 (80), pp . 72-76 (in Russian) .

9 . Prishchepa T. A. Vozmozhnosti obrazovatel'nykh sred dlya realizatsii proektnoy deyatel'nosti pedagogov [The opportunities of

learning environment for project activities of teachers] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2015, vol . 7 (160), pp. 112-117 (in Russian) .

10 . Medyankina I . P Printsipy i metody informatsionno-bibliotechnogo obespecheniya uchebnogo protsessa v sisteme distantsionnogo

obrazovaniya. Avtoref . dis . kand . tekh . nauk [The principles and methods of information and library ensuring educational process in the system of remote education . Abstract of thesis cand . of tech . sci . ] . Moscow, 2012 . 22 p . (in Russian) . 11. Nosulenko A. V Sistema avtomatizirovannogo upravleniya protsessami administrirovaniya distantsionnogo obucheniya. Dis . kand . tekh . nauk [System of automated management of processes of administration of distance learning . Diss . cand . tech . sci . ] . Tomsk, 2007 212 p (in Russian)

12 . Yarkova S . A . Formirovaniye informatsionnogo bazisa avtomatizirovannykh system obucheniya. Dis . kand . tekh . nauk [Formation

of information basis of the automated systems of training . Diss . cand . tech . sci . ]. Krasnoyarsk, 2007. 166 p . (in Russian) .

13 . Baranov R. D . Mekhanizmy povysheniya kachestva i ekonomicheskoy effektivnosti obrazovatel'nykh uslug vuza na osnove

informatsionnykh tekhnologiy. Dis. kand . ekonom . nauk [Mechanisms of improvement of quality and economic efficiency of educational services of higher education institution on the basis of information technologies . Diss . cand . econom . sci . ] . Kislovodsk, 2007 . 137 p. (in Russian) .

14 . Gerasimenko M . V Sotsial'no-ekonomicheskiye aspekty primeneniya novykh distantsionno-obrazovatel'nykh tekhnologiy v

vysshem obrazovanii Rossii. Dis. kand . ekonom . nauk [Social and economic aspects of use of new remote and educational technologies in the higher education of Russia . Diss . cand . econom . sci . ] . Moscow, 2004.182 p . (in Russian) .

15 . Golovtsova I . G . Razvitiye innovatsionnoy deyatel'nosti vuza na osnove internet-proektov. Dis . kand . ekonom . nauk [Development

of innovative activity of higher education institution on the basis of Online projects . Diss . cand . econom . sci . ] . St. Petersburg, 2006. 180 p . (in Russian) .

16 . Galchenkova I . S . Adaptatsiya uchashchikhsya i studentov k ispol'zovaniyu informatsionnykh tekhnologiy v distantsionnom

obrazovanii. Dis . kand . ped . nauk [Adaptation of pupils and students to the use of information technologies in remote education . Diss . cand . ped . sci . ] . Smolensk, 2004. 196 p. (in Russian) .

17 . Anisimov M . V Sovershenstvovaniye kompetentnosti uchitelya v oblasti informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v

protsesse distantsionnogo obucheniya. Dis . kand . ped . nauk [Improvement of competence of the teacher in the field of information and communication technologies in the course of distance learning: in the system of additional professional education . Diss . cand . ped . sci . ] . Cheboksary, 2009. 176 p . (in Russian) .

18 . Prishchepa T. A . Vozmognosti konteksnogo obucheniya dlya razrabotki zadaniy v informatsionno-obrazovatel'nykh sredakh

[Opportunities of contextual teaching for development of tasks in information-educational environments] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol . 8 (173), pp . 74-78 (in Russian) .

19 . Belukhina N . N . Stanovleniye i razvitiye sistemy distantsionnogo obrazovaniya v Ulyanovskoy oblasti. Dis . kand . ped . nauk

[Formation and development of system of remote education in the Ulyanovsk region: historical and pedagogical aspect. Diss, cand . ped . sci . ] . Ulyanovsk, 2011. 231 p . (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 . Bendova L . V Pedagogicheskaya deyatel'nost' tyutora v seti otkrytogo distanzionnogo professionalnogo obrazovaniya. Dis . kand .

ped nauk [Pedagogical activity of the tutor in network of open remote professional education Diss cand ped sci ] Moscow, 2006 . 251 p. (in Russian) .

21. Komrakov E . S . Proektirovochnaya deyatel'nost' tyutora v sisteme otkrytogo distantsionnogo professional'nogo obrazovaniya. Dis . kand . ped . nauk [Design activity of the tutor in the system of open remote professional education . Diss . cand . ped . sci . ] . Moscow, 2004. 201 p. (in Russian) .

22 . Danilov O . E . Resheniye problem otsutstviya motivatsii k obucheniyu u uchashchikhsya pri distantsionnom obuchenii [Solution of the problem of lack of motivation to training in pupils at distance learning] . Pedagogika vyssheiy shkoly, 2016, vol . 1(4), pp . 35-38 (in Russian)

23. Bondarenko G . A. Problemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov disstantsionnym obucheniem [Problems of preparation of pedagogical staff by means of distance learning] . Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, 2015, vol . 32, pp . 160164 (in Russian) .

24. Shkidina A. A. Issledovaniye sredstv zashchity informatsii v sistemakh upravleniya distantsionnym obucheniem [Research of means of information protection in control systems of distance learning] . Ekonomika i sotsium - Economy and society, 2017, vol . 3(34), pp . 1765-1768 (in Russian) .

25 . Khalikov A. A. , Musamedova K . A. , Ibragimova O . A. Analiz metodov distantsionnogo obucheniya i vnedreniya distantsionnogo

obucheniya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [The analysis of methods of distance learning and introduction of distance learning in educational institutions] . Vestnik nauchnykh konferentsiy - Bulletin of Scientific Conferences, 2017, vol . 3-6 (19), pp 171-173 (in Russian)

26 . Danilov O . E . Resheniye problemy otsutstviya motivatsii k obucheniyu u uchashchikhsya pri distantsionnom obuchenii [Solution of

the problem of lack of motivation to training in pupils at distance learning] . Pedagogika vysshey shkoly, 2016, vol . 1 (4), pp . 35-38 (in Russian)

27 . Dayneko N . A. Distantsionnoye obucheniye - obucheniye budushchego [Distance learning - training of the future] .

Professiona'noye obrazovaniye - Professional Education, 2015, vol . 4 (22), pp . 17-22 (in Russian) .

Sazanova E. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: sazanova-elena-se@rambler.ru

Shaydo Yu. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: ShaidoYuA@yandex.ru