Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ'

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЬЮТОРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / DISTANCE EDUCATION / VIRTUAL EDUCATION / E-EDUCATION / TUTORING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Гончарук Алексей Геннадьевич, Треушников Алексей Ильич

Информационное общество требует от современного человека способностей быстрого обучения, переобучения в течение всей жизни, адаптации к стремительно меняющимся социальным условиям и жизни в новых условиях информационного социокультурного пространства. Традиционным формам образования сегодня не справится с такой задачей. Поэтому широко внедряется новая его форма - образование дистанционное. Оно сродни заочной форме образования, но при этом, имея в своем арсенале современные информационные технологии, позволяет реализовать педагогическую деятельность удаленно, но сохраняя при этом многие достоинства очного образования. Изучение новых форм и возможностей дистанционного образования в различных сферах научного знания привело к тому, что появилось множество определений, схожих с понятием дистанционное образование. Одним из них является понятие «виртуальное образование». Целью данной статьи является анализ толкований понятия «виртуальное образование» и определения его специфики. В ходе исследования авторы приходят к выводам о том, что понятие «виртуальное образование» часто в научных публикациях подменяет собой понятие «дистанционное образование». Давая определение виртуальному образованию, многие исследователи определяют его не как систему, не как сложный процесс педагогической деятельности, а только лишь как один из элементов дистанционного образования, например, средство, среду, объект и т.д. Такая ситуация вполне закономерна, т.к. виртуальность определяется видом информационных технологий, позволяющих человеческому сознанию погрузиться в информационный мир. Поэтому виртуальные технологии и выступают как средство представления информации, используемой в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Гончарук Алексей Геннадьевич, Треушников Алексей Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EDUCATION: THE SPECIFICS OF DETERMINING

The information society demands from the modern person the ability to quickly learn, retrain throughout life, adapt to rapidly changing social conditions and life in the new conditions of the information socio-cultural space. Traditional forms of education today will not cope with this task. Therefore, a new form of distance education is being widely introduced. It is akin to a correspondence form of education, but at the same time, having modern information technologies in its Arsenal, it allows you to implement pedagogical activities remotely, while preserving many of the advantages of full-time education. The study of new forms and opportunities of distance education in various fields of scientific knowledge has led to the emergence of many definitions similar to the concept of distance education. One of them is the concept of "virtual education". The purpose of this article is to analyze the interpretation of the concept of "virtual education" and determine its specifics. In the course of the research, the authors come to the conclusion that the concept of "virtual education" often replaces the concept of "distance education"in scientific publications. When defining virtual education, many researchers define it not as a system, not as a complex process of pedagogical activity, but only as one of the elements of distance education, for example, a means, environment, object, etc. This situation is quite natural, because virtuality is defined by the type of information technologies that allow the human mind to immerse itself in the information world. Therefore, virtual technologies act as a means of presenting information used in the educational process.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Goncharuk Aleksey Gennadievich and others VIRTUAL EDUCATION: THE SPECIFICS ...

pedagogical sciences

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0056

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

© 2020

AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой

«Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 453873 SPIN: 1529-4681 ResearcherID: C-4537-2013 ORCID: 0000-0003-3506-9078 ScopusID: 57209575342

Треушников Илья Анатольевич, доктор философских наук, начальник кафедры философии, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Нижегородская академия МВД России (603144, Россия, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 986720 SPIN: 7653-2535 ResearcherID: V-4241-2018 ORCID: 0000-0003-2825-9404 ScopusID: 57211808151

Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель

кафедры «Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 1005687 SPIN: 8094-0797

Треушников Алексей Ильич, аспирант

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: [email protected]) Аннотация. Информационное общество требует от современного человека способностей быстрого обучения, переобучения в течение всей жизни, адаптации к стремительно меняющимся социальным условиям и жизни в новых условиях информационного социокультурного пространства. Традиционным формам образования сегодня не справится с такой задачей. Поэтому широко внедряется новая его форма - образование дистанционное. Оно сродни заочной форме образования, но при этом, имея в своем арсенале современные информационные технологии, позволяет реализовать педагогическую деятельность удаленно, но сохраняя при этом многие достоинства очного образования. Изучение новых форм и возможностей дистанционного образования в различных сферах научного знания привело к тому, что появилось множество определений, схожих с понятием дистанционное образование. Одним из них является понятие «виртуальное образование». Целью данной статьи является анализ толкований понятия «виртуальное образование» и определения его специфики. В ходе исследования авторы приходят к выводам о том, что понятие «виртуальное образование» часто в научных публикациях подменяет собой понятие «дистанционное образование». Давая определение виртуальному образованию, многие исследователи определяют его не как систему, не как сложный процесс педагогической деятельности, а только лишь как один из элементов дистанционного образования, например, средство, среду, объект и т.д. Такая ситуация вполне закономерна, т.к. виртуальность определяется видом информационных технологий, позволяющих человеческому сознанию погрузиться в информационный мир. Поэтому виртуальные технологии и выступают как средство представления информации, используемой в образовательном процессе.

Ключевые слова: дистанционное образование, виртуальное образование, электронное образование, тьютор-ство, образовательная среда, информационные технологии, образовательные технологии, виртуальная реальность.

VIRTUAL EDUCATION: THE SPECIFICS OF DETERMINING

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: [email protected]) Treushnikov Ilya Anatolyevich, Doctor of Philosophy, Head of the Department for Philosophy, Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Academy of the Ministry of Internal Affairs Nizhny Novgorod (603144, Russia, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe shosse, 3, e-mail: [email protected]) Goncharuk Aleksey Gennadievich, Candidate for Philosophical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: [email protected]) Treushnikov Alexey Ilyich, post-graduate student Nizhny Novgorod State University N. I. Lobachevsky (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarina Ave., 23, e-mail: [email protected]) Abstract. The information society demands from the modern person the ability to quickly learn, retrain throughout 250 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Гончарук Алексей Геннадьевич и другие

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СПЕЦИФИКА ...

life, adapt to rapidly changing social conditions and life in the new conditions of the information socio-cultural space. Traditional forms of education today will not cope with this task. Therefore, a new form of distance education is being widely introduced. It is akin to a correspondence form of education, but at the same time, having modern information technologies in its Arsenal, it allows you to implement pedagogical activities remotely, while preserving many of the advantages of fulltime education. The study of new forms and opportunities of distance education in various fields of scientific knowledge has led to the emergence of many definitions similar to the concept of distance education. One of them is the concept of "virtual education". The purpose of this article is to analyze the interpretation of the concept of "virtual education" and determine its specifics. In the course of the research, the authors come to the conclusion that the concept of "virtual education" often replaces the concept of "distance education"in scientific publications. When defining virtual education, many researchers define it not as a system, not as a complex process of pedagogical activity, but only as one of the elements of distance education, for example, a means, environment, object, etc. This situation is quite natural, because virtuality is defined by the type of information technologies that allow the human mind to immerse itself in the information world. Therefore, virtual technologies act as a means of presenting information used in the educational process.

Keywords: distance education, virtual education, e-education, tutoring, educational environment, information technologies, educational technologies, virtual reality.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая деятельность сегодня стремительно трансформируется, согласно требованиям новых реалий и потребностей социума. Дистанционное образование становится одним из наиболее востребованных форм образования. Информационная стадия развития цивилизации принципиально отличается от всех предыдущих исторических этапов (архаического, аграрного, индустриального). Основной критерий - это стремительное развитие информационных технологий и их возможностей. Информационное общество требует информатизации всех сфер общественной жизни и образования в том числе. Информатизация образования приводит к тому, что становятся информационными практически все его компоненты. Одним из важных элементов современного образования становятся технологии виртуальной реальности, дающие возможность визуализировать информацию, создавать интерактивные педагогические технологии, повышать качество образовательного процесса. На фоне подобных новшеств в научный оборот вводится и новое понятие «виртуальное образование». Однако возникает вопрос: «Насколько адекватно оно отражает сущность нового вида образования?». Исследование содержания понятия «виртуальное образование» показало - оно сегодня имеет ряд синонимов, что размывает его смысл и границы. Поэтому возникает необходимость анализа и обобщения различных подходов к определению понятия «виртуальное образование».

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными методами исследования являются метод аналитического обзора, анализа, обобщения, принципы диалектики.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Образование сегодня - это приоритетное направление деятельности государства [1]. На современном этапе развития общества информационные технологии являются неотъемлемым компонентом системы образования. Реализация данного проекта направлена на повышение качества образования [2,3], возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, [4], развитие технологий опережающего и непрерывного образования [5,6], овладение информационной культурой участников образовательного процесса [7], повышение эффективности управления образованием [8,9] и т.д.

В понятие «виртуальное образование» авторы включают понимание того, что оно должно предусматривать использование современных научных достижений в области развития систем виртуальной реальности. В результате виртуальная реальность станет альтернативой реальной образовательной среды [10, с.1].

В некоторых работах виртуальное образование рассматривается как некий вариант дистанционного образования. Причем авторы считают, что виртуальное образование должно превосходить по качеству образование дистанционное [11, с.306].

В научной и философской литературе встречаются и более широкие определения понятия «виртуальное об-

разование». Так, А.В. Хуторский считает, что виртуальное образование является и процессом, и результатом педагогического взаимодействия субъектов. Именно взаимодействие создает виртуальную образовательную среду, специфику которой определяют субъекты и объекты образовательного процесса. Виртуальное образование позволяет, по мнению ученого, расширить границы мироосовения субъектом за счет технологии виртуальной реальности [12, с.3]. Можно видеть, что в понятие виртуального образования включаются уже субъект и объект.

В свою очередь, В.П. Тихомиров в качестве виртуальной среды образования определяет совокупность различных средств и информационных технологий [13, с. 2]. Именно они и позволяют сделать эту среду более совершенной и эффективной для реализации образовательного процесса. Социализация личности, одним из механизмов которой является образование, благодаря его виртуализации, получает возможность уплотнений во времени процесса усвоения социального опыта. В этом случае компонентный состав виртуального образования расширяется, добавлением еще двух компонентов

- процесса и результата [14].

В других публикациях в понимание виртуального образования также включается такой компонент как среда. «Виртуальной средой является всякая среда, в которой происходит независимый от его форм образовательный процесс» [15, с. 4]. Иными словами виртуальная среда

- это особый вид реальности, которая принципиально отличается от действительности, является ее имитацией, приближенной копией. Для образовательного процесса это очень важный элемент, т.к. позволяет осваивать и познавать мир на основе информационных моделей.

Исследование различных подходов к определению понятия «виртуальное образование» показывает, что оно является синонимом таких понятий как «дистанционное образование» [16].

В существующих исследованиях авторы упускают такой момент в определении виртуального образования как системность. В основном можно видеть, что чаще всего речь идет о виртуальной среде, а не о виртуальном образовании. Среда в этом случае выступает только как один из компонентов дистанционного образования. Дистанционное образование предусматривает наличие всех компонентов образовательной системы, включая новый вид субъекта - тьютора [17,18].

Достаточно распространенным оказывается отождествление виртуального и электронного образования [19-25].

Мы считаем, что виртуального образования как такового не существует. Есть, ставшее уже привычным и традиционным понятие «дистанционное образование». Виртуальная среда является одним их компонентов этого образования. Дистанционное образование шире понятий «виртуальное» и «электронное образование», которые являются его компонентами, средствами, средой, условиями.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

251

Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Goncharuk Aleksey Gennadievich and others VIRTUAL EDUCATION: THE SPECIFICS ...

pedagogical sciences

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ подходов к определению понятия «виртуальное образование» показал, что чаще всего оно понимается как вид образования, которому уже дано определение дистанционного. Дистанционное образование включает в себя восемь необходимых компонентов: субъект, объект, средства, среду, условия, процесс, систему, результат. Электронное и виртуальное образование как понятия не могут быть самодостаточными в этом смысле, т.к. представляют собой только особый вид информационных технологий, являющихся средствами, средой или условиями для дистанционного образования. В дистанционном образовании в качестве субъектов могут выступать учитель и ученик, например. Объятом выступает информационная, операционная и аксиологическая культура, которая передается в качестве социального опыта по средством как раз виртуальных сред и технологий.

Сложившееся неоднозначность в категориальном аппарате такого направления педагогики как дистанционная педагогика требует глубоких и системных исследований, что и станет предметом нашего дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маршанская Л.В., Лесниченко Г.И. Информатизация образования как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования//Наука и образование сегодня. 2018. № 3 (26). С. 62-67.

2. Ефимова А.А. Как повысить качество образования в условиях информатизации образования//Столица Науки. 2019. № 8 (13). С. 32-36.

3. Галишникова Л.Ю. Современные условия, способствующие качественным переменам в образовании в условиях информатизации и модернизации российского образования/Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 92-94.

4. Поначугин А. В., Лапыгин Ю. Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза// Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, № 2. https://doi. org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-5

5. Бойкова Г.В., Бойков С.Н. Информатизация образования как обеспечение инновационного характера базового образования//В сборнике: Современные тенденции развития науки и образования: Теория и практика II Международная научно-практическая конференция. Московский политехнический университет; Под ред. Г.С. Жуковой. 2018. С. 295-299.

6. Зарипова Р.С., Миронов С.П. Современные тенденции информатизации образования/NovaUm.Ru. 2018. № 12. С. 18-19.

7. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

8. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы/МЕ: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.

9. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием//Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.

10. Кольева, Н.С Аналитический экскурс к определению понятия «Виртуальное образование» [Текст]/ Н.С. Кольева//Вектор науки ТГУ. — 2015. - №1. — С.92-95.

11. В данном определении виртуального образования акцент сделан на том, что виртуальность образованию придают только средства, т.е. технологии.

12. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.

13. Хуторский, А.В. Отечественные предпосылки философии виртуального образования [Текст]/А.В. Хуторский//Эйдос. 1999. 89 с.

14. Тихомиров, В.П. Реализация концепции виртуальной образовательной среды как организационно-техническая основа дистанционного обучения //Открытое образование. 1997. - №1. С.8-11.

15. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования [Текст]/М.Е. Вайндорф-Сысоева//Вестник ЮУрГУ. — 2012. — №14 — С.86-91.

16. Калмыков, ДА. Опыт организации виртуальных образовательных сред / ДА. Калмыков, Л.А. Хачатуров//Школьные технологии. — 2000. - №1. — С.1-8.

17. Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования//Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 59-66.

18. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Тьюторская система в образовательной практике Великобритании// Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, № 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-6

19. Соколова Ю.В. Тьюторство - дело универсальное/библиотечное дело. 2009. № 6 (96). С. 36-38.

20. Черкезов С.Е. Электронное образование как система реализации образования в течение жизни. Ростов-на-Дону, 2010. 85 с.

21. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.

22. АлешугинаЕ.А., Ваганова О.И., КутеповМ.М. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-кур-сов //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 185187.

23. Ковалева С.Е. О некоторых актуальных социально-психологических проблемах виртуальной коммуникации в информационную эпоху // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (39-40). С. 122-127.

24. Жигалова О.П., Лисенко М.Л. Использование среды виртуальной реальности при решении учебных задач //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 59-62.

25. Татаринов К.А. Современные аспекты маркетинговых коммуникаций в цифровом обществе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 307-312.

26. Альбекова З.М. Системы электронного образования и облачные технологии в образовании//Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 1. С. 6-8.

Статья поступила в редакцию 26.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

252

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.