Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Vladimirov Alexander Anatolyevich THE ANTHROPOLOGICAL ASPECT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY ...
economic sceinces
УДК 330.1
DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0037
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ: К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
© 2019
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры
«Философии и теологии» Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Треушников Илья Анатольевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (603022, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д.17 А, e-mail: [email protected]) Владимиров Александр Анатольевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры
«Философии и социально-правовых наук» Волжский государственный университет водного транспорта (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: [email protected])
Аннотация. Предметом исследования в данной работе является вопрос о постановке проблемы антропологического аспекта обеспечения экономической безопасности страны. Эта проблема, становится актуальной для целого спектра наук, что определяет ее междисциплинарный характер. В частности, она затрагивает экономику, политику, право, теорию государства, антропологию, социологию, философию и т.д. Постановка проблемы антропологического аспекта экономической безопасности, требует обращения к системному и междисциплинарному подходу. В данной работе авторы делают акцент на анализе взаимосвязи социальных обязанностей государства с антропологическим аспектом экономической безопасности страны. В ходе исследования было установлено, что экономическая безопасность страны зависит от развития человеческого капитала в первую очередь. Его состояние определяется выполнением государством социальных обязанностей. Эти обязанности отражают родовую сущность государства. В современных условиях развития информационного общества происходит трансформация родовых качеств человека, что, в свою очередь, приведет и к необходимости пересмотра государства как субъекта, обеспечивающего экономическую безопасность страны в условиях развития информационной культуры. Постановка проблемы исследования антропологического аспекта экономической безопасности страны должна строится на комплексных исследованиях информационной культуры современного общества как основы культуры современного человека и социума.
Ключевые слова: экономическая безопасность, государство, социальные обязанности государства, антропологический аспект, информационное общество, информационная культура, человеческий капитал, социальное государство, частная собственность, экономика.
THE ANTHROPOLOGICAL ASPECT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY: THE QUESTION OF THE PROBLEM STATEMENT
© 2019
Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor оf Philosophy, Head оf the Department of Philosophy and theologies Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: [email protected]) Treushnikov Ilya Anatolyevich, Doctor оf Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines Russian State University of Justice (Privolzhsky branch) (603022, Russia, Nizhniy Novgorod, PR. Gagarina, d. 17, e-mail: [email protected]) Vladimirov Alexander Anatolyevich, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and social and legal Sciences» Volga State University of Water Transport (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Nesterov str., 5, e-mail: [email protected])
Abstract. The subject of the study in this paper is the question of the problem of anthropological aspect of economic security of the country. This problem becomes relevant for a whole range of Sciences, which determines its interdisciplinary nature. In particular, it affects the economy, politics, law, theory of state, anthropology, sociology, philosophy, etc. the Formulation of the problem of anthropological aspect of economic security requires a systematic and interdisciplinary approach. In this paper, the authors focus on the analysis of the relationship of social responsibilities of the state with the anthropological aspect of the economic security of the country. The study found that the economic security of the country depends on the development of human capital in the first place. His condition is determined by the state's social responsibilities. These duties reflect the generic nature of the state. In modern conditions of development of information society there is a transformation of patrimonial qualities of the person that, in turn, will lead and to need of revision of the state as the subject providing economic security of the country in the conditions of development of information culture. The problem of the anthropological aspect of the economic security of the country should be based on comprehensive studies of the information culture of modern society as the basis of the culture of modern man and society.
Keywords: economic security, state, social obligations of the state, anthropological aspect, information society, information culture, human capital, social state, private property, economy
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы
В современных условиях системного кризиса актуальнейшей проблемой становится обеспечение экономической безопасности страны. Мы полагаем, что необходимы не только конкретные экономические исследования данного вопроса, но и социальные, философ-
ские обоснования причин и последствий существующих проблем в этой сфере. Это позволит проанализировать различные аспекты вопроса обеспечения экономической безопасности страны.
Действительно, правовое регулирование экономических отношений и предупреждение преступлений в экономической сфере общества должны опираться на систему социальных, политических, психологических,
156
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 3(28)
экономические науки
Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Владимиров Александр Анатольевич АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ...
идеологических, геополитических и пр. отношений. В эпоху постнеклассического типа рациональности в научной картине мира необходимо мыслить системно на различных уровнях обобщения. Это позволит встраивать экономическую реальность в современное социокультурное пространство как форму бытия.
В одной из наших работ, мы анализировали проблему национальной безопасности России в контексте философии хозяйства, где был сделан вывод о том, что эта проблема имеет не столько социально-политический характер, сколько антропологический [20].
Сегодня появляется все больше исследований, посвященных антропологическим аспектам экономики, причем в различных сферах научного знания [2, 11, 13].
Объясняется такое положение тем фактом, что в основе любой общественной системы находится человек с его потребностями и способностями, т.е. его капиталом, человеческим потенциалом. Поэтому экономическая безопасность не может существовать и реализовывать-ся вне человека. С другой стороны, следуя методологии системного мышления и диалектики, необходимо учитывать и институализацию человека и его бытия. Здесь наиболее значимым элементом в системе «Человек -Общество», выступает государство как социальный институт, отражающий специфику и динамику национальных интересов.
Несмотря на достаточно частое обращение к проблеме антропологического аспекта экономической безопасности, ее постановка как проблемы комплексной, междисциплинарной остается недостаточно четкой.
Постановка проблемы
Государство - это, прежде всего, активный субъект социума. При этом оно является и системным объектом социального пространства социума в целом, а не отдельного класса, партии, сообщества и т.д. Поэтому у государства есть целый спектр социальных обязанностей, которые определяются его объективным статусом как социального института, формируемые в ходе исторического и культурного развития страны. При этом правовые законы, и Конституция в том числе, могут иметь субъективный характер, отражающий интересы определенных субъектов государства.
Это может сразу же вызвать возражения, оправданные ссылками на Конституции, в которых записаны обязанности, в том числе и социальные: заботиться о пенсионерах, о женщинах и детях, о военных и служащих, об инвалидах и т.д. Кроме того, в законах отражены возможные, желаемые виды обязанностей государства, которые не всегда становятся актуальными.
В первую очередь, следует отделить потенциальные обязанности государства от определенных «социальных деятельностей», которые могут свидетельствовать об актуальных функциях государства. Виды реальных социальных деятельностей государства направлены на получение конкретных результатов, которые позволят обеспечить экономическую безопасность общества и человека в нем.
В данной статье, анализируя социальные обязанности государства в обеспечении экономической безопасности, мы принимаем положение о не строгом разделении понятий «экономическая» и «хозяйственная» деятельность [14]. Данная работа является логическим продолжением разработки принципов исследования социального государства, отраженных в ряде наших публикаций [5,6].
Обсуждение результатов и перспективы дальнейших изысканий рассматриваемого направления
Вслед за Л.А. Зеленовым мы считаем, что социальные обязанности государства определяются его природой и сущностью [9,10].
При изучении методологических и теоретических основ социального государства нами было показано, что обязанности государства определяются объективными причинами его возникновения (частная собственность и
классы) и основными его сущностными характеристиками (порядок, насилие и подчинение) [5,6].
Такая позиция подтверждается историей развития государства, которая не всегда показывает только миротворческий и гуманный характер данного социального института. Эти черты оно наследует именно от своего сущностного качества - классовости, а не общенародно-сти.
Детерминация обязанностей государства осуществляется именно на основе его сущностных свойств. Во-первых, государство должно защищать класс собственников от внешних и внутренних врагов. Во-вторых, оно обязано на законодательном уровне обеспечить защиту частной собственности на своей территории. В-третьих, государство обязано регулировать гражданские отношения в социуме. В-четвертых, в обязанности государства входит социальная защита граждан.
Данные обязанности предусматривают и соответствующие права государства, например, право защиты, принуждения, регламентирования и т.д., которые реализуются в рамках правовых полномочий государственных органов власти.
Кроме обязанностей существуют функции государства, которые оно может выполнять в различной степени, например, благотворительность, регулирование цен и налогообложения, строительство дорог и жилья и т.д. Такое положение дел диктуется, опять же, природой самого государства.
Социальные обязанности государства задают цели для его социальной деятельности. Выполняется эта деятельность органами государства, отвечающими за соответствующий функционал, контролируется и регулируется она с помощью трех ветвей власти.
Первое, на что мы обращаем внимание в данном аспекте - это ответ на вопрос: управляет ли государство экономической сферой общества?
Как показывают исследования, сегодня существует позиция, согласно которой государство должно постепенно уходить из сферы экономики [8, 17].
Чем это может быть обусловлено? Как нам кажется, во-первых, происходит присвоение частными собственниками общенациональной собственности. Иными словами, государство уже не может удержать национальное богатство в своих руках, продавая или отдавая его частному капиталу. Во-вторых, делается ставка на рыночную экономику, которая не нуждается в дополнительной управленческой функции государства.
Примером может послужить ситуация в российской экономике 90-гг. прошлого столетия, когда она получила определенную свободу, даже в некоторой степени, граничащей с произволом. Государству остались в экономике функции сбора налогов и пошлин, оформление операций с недвижимостью, выпуск денежных знаков, создание стабилизационного фонда, приватизации, работа с госбюджетом, обеспечение социальных выплат. Иначе говоря, экономическая деятельность государства свелась к деятельности финансовой. Оно больше не участвует или участвует, но частично в таких экономических процессах, как производство, распределение, обмен и потребление благ.
Получается, что базовые экономические функции государством не реализуются. А то, что ему осталось - это виртуальные процессы: производство, распределение, обмен и потребление денег, которые в современной экономике и есть виртуальные объекты [1, 19].
Участие государства в экономике сырьевых ресурсов - это показатель того, что оно способно действовать лишь там, где не требуется вложение больших трудозатрат, а прибыль и отдача быстрые и большие. Производство связано с риском, т.к. предусматривает вложение денег и возможную их потерю, развитие производства, получение товара, превращение его в прибыль. Поэтому наше государство не является предпринимателем, оно занимается бизнесом.
Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Vladimirov Alexander Anatolyevich economic
THE ANTHROPOLOGICAL ASPECT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY ... sceinces
При таком раскладе государству сложно вернуться в реальную экономику. Оно отошло от управленческой деятельности в ней. Плановая экономика СССР имела свои перекосы, но и давала положительные результаты. Почему бы не найти модель, учитывающую плюсы и минусы обоих видов экономики плановой и рыночной?
Экономические кризисы в стране - это результат хаоса в экономике, который в свою очередь вызван невыполнением государством своих управленческих функций: планирование, регулирование, контроль, корректировка. Обратимся к статистике, чтобы увидеть реальную картину результата деятельности государства в нашей стране.
Статистика показывает, что по такому показателю как «здоровье населения» Россия в 2016 году занимала 119 позицию в мировом рейтинге [12].
По уровню образования наша страна находилась на 36 месте [15]. По сравнению с вхождением СССР в тройку лидеров по данному показателю, можно констатировать резкое снижение качества человеческого капитала.
Такой показатель как «расходы на науку», также отодвинул Россию на 32 место в рейтинге стран мира [16]. «Инновационный и научный потенциал государства является необходимым элементом выстраивания стратегии модернизации экономики и перехода страны к инновационному развитию» - отмечают Е.Н. Григорьева и А.К. Морозкина [7, с. 124]. Если учесть что научный и инновационный потенциал напрямую зависят от человеческого потенциала, то об инновационном развитии нашей страны цифры говорят сами за себя. Так, в рейтинге конкурентоспособности, проводимом Всемирным экономическим форумом, Россия не попадает в список 36 стран мира с инновационным типом развития экономики [21].
Мы не случайно выделили эти показатели. Именно они показывают уровень развития человеческого капитала страны - одного из важнейших экономических показателей, отвечающих за ее конкурентоспособность и безопасность.
Не смотря на снижение показателей качества человеческого капитала, в России растут расходы на национальную безопасность. В этом рейтинге наша страна занимает лидирующие позиции [18].
Вывод напрашивается сам собой - если государство вынуждено вкладывать огромные средства не на развитие человеческого капитала и производства, а на борьбу с преступностью и терроризмом, то его следует обозначить как «хрупкое государство». Мы писали об этом еще 2013 году [3,4].
Однако на пороге 2020 года мало что изменилось в России в лучшую сторону в этом плане. По индексу человеческого развития наша страна занимает только 49 позицию в мире [7, с. 152].
Проведенное исследование показало, что антропологический аспект обеспечения экономической безопасности страны является ключевым в данном вопросе и требует системного изучения.
Современное государство в России не выполняет своих функций управления экономикой. Оно не является «хозяином», а выступает в роли бизнесмена, гоняющегося за быстрой сверхприбылью. При этом государство перестает быть социальным. По сути своей оно - частный собственник, который эксплуатирует свой народ на основе подчинения и насилия. Экономическая безопасность обеспечивается не за счет базовых обязанностей и деятельностей государства, а за счет финансовых вложений в нее, «честным способом» отобранных у народа.
Если природу государства изменить нельзя, то можно изменить сам социум, расширить класс собственников. Необходимо сделать установку на целях деятельностей государства - обеспечение формирования и реализации человеческого капитала на благо каждого человека и всего народа. Задача государства должна заключаться в грамотном перераспределении ресурсов. Идея эта не нова, 158
она была высказана еще Аристотелем в представлении об идеальном обществе. В его основе - большинство свободных граждан, обладающих собственностью и доходом, позволяющим участвовать им в управлении государством. В закрытой экономике СССР была крайность, выражающаяся в стремлении к максимальному контролю над всеми сферами жизни. Такой подход, не смотря на кажущуюся эффективность, не позволил обеспечить экономическую безопасность государства. Сегодня мы впадаем в другую крайность - государство отстранилось от управления экономикой, что также не обеспечивает экономическую безопасность страны. Роль современного социального государства и должна проявиться в том, чтобы создать условия для обеспечения стабильного состояния экономики и ее безопасности.
Но вопрос останется открытым до тех пор, пока мы не определим сущности социального государства. Возможно ли оно, если сохраняться такие его родовые качества как классы и частная собственность? Может, нужна иная форма субъекта управления?
Изучение антропологического аспекта обеспечения экономической безопасности выводит нас на мысль о том, что политика государства должна быть направлена на развитие человека, прежде всего. Исследований в этой области достаточно много, но они требуют систематизации и апробации в современных условиях глобализации и информатизации. Основная проблема заключается в том, что меняется сам человек, трансформируются его родовые качества. Он переносит деятельность и общение в информационную среду, сам при этом становясь информационным квазисубъектом. И причина этих трансформаций, опять же, в самом человеке, пожелавшем отказаться от традиционной системы ценностей, которая развивалась тысячелетиями, т.к. она теперь не является помехой в стремлении к удобной, комфортной и технологичной жизни. Теперь аксиологическая подсистема культуры человека носит мозаичный характер и определяет формирование мировоззрения каждого человека и общества в целом как набор потребительских функций. Человек меняется, меняя социальные отношения, нормы и правила. Именно поэтому изучение механизмов обеспечения экономической безопасности страны надо проводить на основе системного изучения современного человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архипова В.В. Современные проблемы развития и перспективы реформирования мировой финансовой системы: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.14. Москва, 2015. 22 с.
2. Багаутдинов А. М. Амбивалентность духовности в информационном обществе : автореф. дисс. ... доктора философских наук : 09.00.11. Уфа, 2016. 321 с.
3. Грязнова Е.В. «Хрупкое» государство: критерии определения. //Политика и Общество. 2013. № 1. C. 57-65. DOI: 10.7256/18128696.2013.01.7
4. Грязнова Е.В., Пасхин Е.Н., Шиловская Е.Е. Является ли Россия «хрупким» государством // Социодинамика. 2013. № 4. С.1-58. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.4.573. URL:
5. Грязнова Е.В. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Треушников И.А. Методологические принципы исследования социального государства / Е.В. Грязнова, // Социодинамика. 2017. № 4. С.38-58.
6. Грязнова Е.В. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Треушников И.А. Теоретические основы социального государства // Социодинамика. — 2017. № 5. С.44—71.
7. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год / под ред. С.Н.Бобылева и Л.М.Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. 172 с.
8. Егоршин А.П. Анализ экономических факторов кризиса, влияющих на деятельность реального сектора экономики в России /А.П. Егоршин, Р.Я. Вакуленко // Вестник Мининского университета. №3. 2013. С. 1-6.
9. Зеленов Л. А. Социальные константы: монография / Л. А. Зеленов. Нижний Новгород : Изд-во Гладкова, 2010. 55 с.
10. Зеленов Л.А., Владимиров А. А., Загорная Л. П. Атрибутивная теория социального государства: монография. Н.Новгород, 2014. 183 с.
11. Лепехин В. А. Антропологический подход в исследовании проблемы сущностных признаков российской цивилизации: автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13. Москва, 2015. 22 с.
12. Мировой рейтинг здоровья населения. http://stop-news.com/ zdorove/mirovoj-rejting-zdorovya-naseleniya
13. Мирошкин М. С. Антропологические проблемы философии хо-
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 3(28)
экономические науки
Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Владимиров Александр Анатольевич АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ...
зяйства С.Н. Булгакова : автореферат дисс ... кандидата философских наук : 09.00.03. Мытищи, 2018. 21 с.
14. Осипов ЮМ. Философия хозяйства. В двух книгах. М.: Юристъ, 2001. 264 с.
15. Рейтинг стран мира по уровню образования http://nonews.co/ directory/lists/countries/education
16. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР http:// gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info
17. Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / [М.К. Горшков и др.]; под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. — М.: Весь Мир, 2017. 420 с.
18. Россия в цифрах. 2018: Крат стат.сб. /Росстат. M., 2018 . 522 с.
19. Третьякова И. Н., Кудинова Ю.А. Ключевые проблемы российской экономики //Международный научный журнал «Символ науки». №4. 2016. С. 231-236.
20. Треушников И.А. Национальная безопасность в контексте философии хозяйства // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2002. № 2. С. 59 - 69.
21. Global Competitiveness Index 2017—2018, http://reports.wefo-rum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/appendix-a -methodolo-gy-and-computation-of-the-global-competitiveness-index-2017-2018/
Статья поступила в редакцию 14.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019