Дементьев Сергей Александрович
кандидат социологических наук, Южно-Российский гуманитарный институт (e-mail: [email protected])
Гуманитарная сущность информационной безопасности личности
В статье обосновывается гуманитарное понимание информационной безопасности человека как предпосылки, условия и основы стабильного и устойчивого развития общества и полноценной самореализации человека в этом обществе. Необходимость понимания гуманитарного характера этой проблемы связывается с созданием и развитием системы обеспечения социально-психологической, социально-антропологической и экзистенциальной информационной безопасности.
Ключевые слова: информационная безопасность личности, гуманитарная безопасность, гуманитарная культура, гуманитарная образованность, информационная культура, гуманитарные информационные технологии.
S.A. Dementiev, Candidate of Sociology, South Russian Humanitarian Institute; e-mail: [email protected]
The humanitarian nature of the information security of the person
The article explains the humanitarian understanding of the information security of the person as a prerequisite, the conditions and the basis of a stable and sustainable development of society and full self-realization in the society. The need to understand the humanitarian nature of the problem associated with the creation and development of a system of socio-psychological, socio-anthropological and existential information security.
Key words: information security of the person, human security, humanitarian culture, humanitarian education, information culture, humanitarian information technologies.
Информационная безопасность человека в современном обществе связана со всеми аспектами бытия человека и общества. Она имеет много граней и форм проявления, реализуется на разных уровнях и выражается самыми разнообразными показателями. Но поскольку речь все-таки идет о безопасности жизнедеятельности человека, то главная ее особенность, ее сущность гуманитарная.
Термин «гуманитарный» (от лат. humanitas -человеческая природа, humanus - человечный, homo - человек) определяется как относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре [1, с. 148]. В основе понятия «гуманитарный» находится гуманистическое мировоззрение, связанное с тем, что согласно такому идейному подходу в центре всяческих представлений о социальном устройстве, социальной справедливости и социальном порядке находится человек в его конкретном общественном бытии в отношениях с другими равными ему и свободными людьми, понимаемый как социальный приоритет и мерило всех социальных ценностей.
Соответственно этому гуманитарные черты информационной безопасности человека
выражают все то, что может составлять информационную защищенность общественной и культурной жизни человека. Гуманитарная сущность информационной безопасности человека в современном обществе является составной частью гуманитарной безопасности вообще, назначение которой, согласно позиции М.А. Казакова, определяется как защита воспроизводства человеческого сообщества, способного ответить на многообразные вызовы современности: неопределенность и многофакторность развития общества, кризисный характер его бытия, способность нейтрализовать угрозы прогрессивного развития социального бытия, качества жизни, прав человека, возможностей реализации его гражданской позиции и личной безопасности [2, с. 23]. Гуманитарная безопасность есть выражение социальной политики государства и сложившиеся социальные практики, реализующие эту политику.
Обобщенно говоря, под гуманитарной безопасностью понимается социальная, политическая, правовая и культурная защищенность транслируемого от поколения к поколению гражданского, социального, культурного и ду-
182
ховного многообразия образцов, эталонов и укладов общественной жизни, традиций, обрядов, верований и сложившихся устоев общественной жизни [3, с. 14].
Гуманитарная защищенность общества и человека гарантирует устойчивость общественного бытия, эволюционный характер общественных перемен, возможность защищенного бытия каждого отдельного человека, реальные материальные и духовные условия и гарантии его развития в данной социальной системе. Утрата обществом гуманитарной безопасности чревата общественной нестабильностью, разрывом постепенного эволюционного развития и угрозами деградации человека и общества [4].
Гуманитаризация общественной жизни выражается в приумножении человеческого капитала посредством увеличения целевых вложений в социальную политику, ориентированных на улучшение качества жизни, работы, здоровья, образования, досуга, отдыха, духовного, культурного, профессионального и гражданского развития всех членов общества и каждого отдельного человека, рассматривая такой подход как базовый приоритет социальной политики. Если такой подход реализуется в сложившихся социальных практиках, а не только декларируется как социально-политический принцип, тогда в данной социальной системе существует и функционирует гуманитарная безопасность как реальная форма бытия общества и бытия человека в реальном обществе [5].
Гуманитарная сущность информационной безопасности может трактоваться концептуально расширенно - как безопасное бытие человека по отношению к информации вообще и конкретно предметно - как защищенность человека в обществе, в котором производство, потребление и использование информации становится доминирующей формой общественного бытия, т.е. в обществе, вступившем в фазу своего информационного развития. Наш подход, характеризующий гуманитарную сущность информационной безопасности человека в современном обществе, связан с обоснованием того, что гуманитарное понимание информационной безопасности человека является предпосылкой, условием и основой стабильного и устойчивого развития общества и полноценной самореализации человека в этом обществе. Подобной позиции придерживаются многие современные исследователи, такие как Л.В. Астахова, В.И. Добреньков,
В.Н. Кузнецов, А.Ю. Моздаков, Ф.К. Мугулов, В.С. Хомякова и др.
Сложность и многоуровневость проблемы информационной безопасности человека в современном обществе, наличие множества исследовательских парадигм ставит в понимании сущности информационной безопасности и ее гуманитарного измерения, междисциплинарного характера ее исследования, прежде всего, проблему системного понимания этого вопроса [6], что выражается в предпочтении трансдисциплинарной методологии [7; 8; 9].
Наличие различных исследовательских подходов изучения информационной безопасности человека в современном обществе показывает, что данная проблема очень многогранна, включает в себя много аспектов и применительно исключительно к информационной безопасности человека имеет явно выраженный гуманитарный характер. Гуманитарный характер данной проблемы связан с тем, что для понимания, исследования и обеспечения информационной безопасности человека в современном обществе необходимо согласование баланса интересов человека как личности и гражданина, с одной стороны, и государства и общества - с другой.
На понимание информационной безопасности человека в современном обществе как на важнейшую гуманитарную проблему в постановочном ключе указали такие авторы, как В.Д. Бирюков, К.К. Колин, Э.П. Теплов и др.
Со стороны общества и государства необходимо выявлять информационные угрозы, риски и опасности, разрабатывать и внедрять комплекс мер по защите своих общественных, национальных, государственных и геополитических интересов в информационной сфере. Этим, казалось бы, может быть достигнуто состояние информационной защищенности или, по крайней мере, состояние информационной безопасности как потребность в информационной безопасности, предупреждение об информационной опасности, предупреждение (осознание и понимание) информационной опасности, обеспечение информационной безопасности как преодоление ее [10].
Однако, как показывают различные исследования в этой области, подлинная и полная информационная безопасность общества и государства не достигается, если не обеспечивается информационная безопасность человека как личности и гражданина, т.е. если не выявляется и не учитывается гуманитарный харак-
183
тер проблемы информационной безопасности, то одних защитительных, охранных, идеологических, технических и технологических мер явно недостаточно [11].
Иными словами, как бы государство не обеспечивало свою информационную безопасность на разных уровнях обеспечения этого процесса, оно все равно всегда будет в опасности, если не учтена безопасность личности, человека и гражданина. По нашему глубокому убеждению, для обеспечения информационной безопасности общества и государства недостаточно социально-властного, служебно-распорядительного, охранно-защитительно-го и технико-технологического инструментализма в этой сфере. Необходимо понимание гуманитарного характера этой проблемы и глубинное социально-гуманитарное, экзистенциально-антропологическое прогнозирование социально-психологических последствий внедрения и широкого использования современных информационных технологий.
Это предполагает создание и развитие системы обеспечения социально-психологической, социально-антропологической и экзистенциальной информационной безопасности как от противоправных информационных воздействий на сферы индивидуально-личностного, социально-группового и массового сознания, так и от социальных и государственных деформаций баланса информационных интересов, с одной стороны, человека как личности и гражданина и, с другой стороны, общества и государства.
Гуманитарный характер имеет и проблема формирования и развития культуры информационной безопасности, предполагающая как информационную культуру человека, информационную этику, так и культуру взаимодействия человека, общества и государства в информационной сфере (об этом см.: [12]).
Информационная безопасность человека как личности и гражданина, понимаемая под гуманитарным углом зрения, является составной частью гуманитарной безопасности, в частности составляющей культуры вообще и информационной культуры в частности, но также и составной частью формирования духовности и национального самосознания. Для оптимальной реализации данного процесса необходимо не только гармонизировать информационные интересы человека, общества и государства, но и разрабатывать и повсеместно внедрять гуманитарные технологии, способствующие гармонизации указанных информационных ин-
тересов. Это предполагает гуманитарную культуру, гуманитарную духовность и гуманитарную образованность, которые должны оптимально сочетаться с информационной культурой, цифровыми знаниями и навыками владения информационными технологиями.
Гуманитарная образованность должна способствовать лучшему усвоению достижений гуманитарно-информационной культуры, формировать информационно-гуманитарную нравственность, солидаризировать людей, общество и государство, разрешать все информационные проблемы в открытом, свободном и равноправном порядке.
Гуманитарное знание должно выполнять функцию открытого доступа для человека ко всем инновационным информационным технологиям, способным обеспечить информационные потребности людей, должный уровень информационного взаимодействия и потребность в их защищенности.
Гуманитарные информационные технологии представляют собой вызванные потребностями гуманитарной гармонизации информационных интересов, потребностей и целей, обоснованные теоретически, гуманистически осмысленные системные практикоемкие социальные методики оптимизации и развития взаимоотношений акторов информационно-коммуникационного взаимодействия в информационной сфере.
В современной информационной среде гуманитарные информационные технологии не угрожают человеческому достоинству, социальному статусу, гражданской позиции, психическому здоровью и финансовому положению человека как личности и гражданина, не делают его инструментом политики, объектом пропаганды, заложником зависимости от ресурсов информационной сети, объектом цифрового жульничества, рекламного обмана, не создают условий несанкционированного, аморального, а порою даже и злонамеренного вторжения в личное информационное пространство или корыстного использования индивидуальных информационных ресурсов для дискредитации, подрыва имиджа или понижения социального статуса того или иного человека, будь то частное лицо, бизнесмен, общественный или политический деятель. В такой гуманизированной информационной среде гармонизированы интересы человека, общества и государства, и это дает возможность их всестороннего развития.
184
1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008.
2. Казаков М.А. Гуманитарная безопасность как основание внутренней политики современной России // Вестн. Нижегород. унта им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». 2013. № 1(29).
3. Казаков М.А. Новое в теории безопасности: гуманитарная безопасность и гуманитарные технологии: учеб.-метод. пособие. Н. Новгород, 2012.
4. Балуев Д. Г Личностная и государственная безопасность: международно-политическое измерение. Н. Новгород, 2004.
5. Стенограмма «круглого стола» Фонда «Наука-ХХ1» «Национальная безопасность РФ в гуманитарном измерении» // Бюл. НИЦ «Наука-ХХ1» «Проблемы безопасности». 2009. № 6. URL: http://www.naulkaxxi.ru/materials/108/
6. Могилевский В.Д. Системная безопасность: формализованный подход // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке: материалы конф. /науч. ред. В. А. Возжеников. М., 2001.
7. Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука - инновации - общество. -М., 2011.
8. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследования // Вестн. ТГПУ. 2011. № 10(112).
9. Мокий В. С. Основы трансдисциплинарно-сти. Нальчик, 2009.
10. Бирюков А.А. Информационная безопасность: защита и нападение. М., 2012.
11. Викторов А.Ш. Введение в социологию безопасности. М., 2008.
12. Леонов А. П. О «гуманитарном измерении» проблемы информационной безопасности // Управление защитой информации. 2004. Т. 8. № 2.
1. Krysin L.P. Explanatory Dictionary of foreign words. Moscow, 2008.
2. Kazakov M.A. Human security as a basis of internal policy of modern Russia // Bull. of Nizhny Novgorod University named after Lobachevsky. Ser. «Social sciences». 2013. № 1(29).
3. Kazakov M.A. The new in the security theory: human security and human technology: guidance manual. Nizhny Novgorod, 2012.
4. Baluev D.G. Personal and public safety: international political dimension. Nizhniy Novgorod, 2004.
5. Transcript of the «round table» of the Fund «Science-XXI» «National security of the Russian Federation in the humanitarian dimension» // Bull. of the Research Center «Science-XXI» «Security Issues». 2009. № 6. URL: http://www.naulkaxxi. ru/materials/108/
6. Mogilevsky V.D. System security: a formalized approach // Problems of Russian internal security in the XXI century: proc. of the conference / sci. ed. V.A. Vozzhenikov. Moscow, 2001.
7. Grebenshchikova E.G. Transdisciplinary paradigm: science - innovation - company. Moscow, 2011.
8. Knyazeva E.N. Transdisciplinary research strategies // Bull. of Tomsk state pedagogical university. 2011. № 10(112).
9. Moky V.S. Fundamentals of transdisciplinarity. Nalchik, 2009.
10. Biryukov A.A. Information security: defense and offense. Moscow, 2012.
11. Viktorov A.Sh. Introduction to safety sociology. Moscow, 2008.
12. Leonov A.P. On the «human dimension» of information security problems // Management of information protection. 2004. Vol. 8. № 2.
185