Дементьев Сергей Александрович
кандидат социологических наук, Южно-Российский гуманитарный институт (e-mail: [email protected])
Информационная свобода личности: базовый постулат социально-философской теории информационной безопасности
В статье рассматриваются вопросы представления информационной свободы личности как положения социально-философской теории, способы получения человеком необходимой для его личного, культурного, профессионального и социального бытия информации с гарантией защищенности личности от действия многообразных информационных факторов и угроз глобализирующегося информационного мира, где личность выступает не столько актором информационного взаимодействия, сколько социальным субъектом.
Ключевые слова: информационная безопасность личности, информационная свобода личности, информационный контроль, информационное управление, информационное взаимодействие, информационная культура личности.
S.A. Dementiev, Candidate of Sociology, South-Russian Humanitarian Institute; e-mail: [email protected]
Information freedom of the personality: the basic postulate of the social and philosophical theory of information security
In the article questions of representation of information personal freedom as provision of the social and philosophical theory, ways of receiving by the person of information, necessary for his personal, cultural, professional and social life with a guarantee of security of the personality from action of diverse information factors and threats of the globalized information world where the personality acts not so much as the actor of information exchange how many the social subject are considered.
Key words: information security of the personality, information personal freedom, information control, information management, information exchange, information culture of the personality.
В предметном и конкретном выражении информационная свобода личности - это сложившаяся, обеспеченная информационными и иными ресурсами общества и государства, поддерживаемая информационной культурой данного общества и защищенная правом данного государства, реализуемая в повседневных информационных практиках возможность каждого человека получать необходимую для его личного, культурного, профессионального и социального бытия, для индивидуальной, культурной, профессиональной и социальной деятельности информацию. В условиях информационной свободы человек самореализуется, социализируется, самосовершенствуется и вступает в социальные связи и отношения с целью выразить свою оценку, позицию, устанавливает информационные отношения с другими людьми и тем самым развивает и укрепляет социальные отношения. Это индивидуально-личностное и социальное измерение информационной свободы личности.
В функциональном отношении информационная свобода личности есть возможность че-
ловека участвовать в информационном обмене и взаимодействии, получать доступ к открытым информационным ресурсам, т.е. получать любую необходимую для индивидуально-личностного, культурного, профессионального и социального развития информацию, оценивать ее, передавать другим акторам информационного взаимодействия и распространять в информационном пространстве в соответствии с действующими правилами и нормами.
Право на информационную свободу должно быть таким же обязательным, как другие права человека. Это важнейший принцип человеческой цивилизации, вступившей в фазу информационного развития. Этот принцип должен быть укоренен в сознании каждого индивида, должен стать культурной традицией общества. Более того, данный принцип должен стать обязательной нормой отношений каждого человека с охранными структурами государства, его кодексами и декларациями, и он должен быть явным образом отражен в Основном законе государства - Конституции.
Принцип укореняется в обществе, когда статья закона поддерживается сложившимися моральными нормами, являющимися основой
146
обычаев и традиций данного сообщества. Тогда информационная свобода личности станет социокультурной ценностью, базисным основанием общества.
Информационная свобода личности реализуется не только в индивидуальной информационной среде, она также реализуется в информационной среде социальных, культурных и профессиональных сообществ и корпораций, информационной среде общества и государства. В связи с этим информационная свобода личности не должна создавать угрозу информационной свободе других акторов информационного взаимодействия, в частности, она не должна нарушать информационные права других людей, их объединений и корпораций, информационные права общества и государства.
Позиция «ненарушения информационных прав» включает в себя, как нам представляется, следующие аспекты информационных взаимоотношений: информационная свобода личности не должна наносить информационный ущерб интересам и сферам деятельности других акторов информационного взаимодействия; не должна ущемлять их информационные права; должна регулироваться общественными нормами, государственными и международными законами.
Это означает, что информационная свобода личности есть разумный компромисс между личными, социально-групповыми, социеталь-ными, социальными и государственными интересами. Только на основе такого компромисса возможен баланс информационных интересов всех членов общества. В этом компромиссе и балансе интересов личность подчиняется нормам и правилам, а государство создает такую информационную среду и реализует такую информационную политику, которая способствует максимально возможной в данных конкретно-исторических условиях реализации принципа информационной свободы личности.
Выполнение личностью своих обязательств перед другими акторами информационного взаимодействия должно основываться на развитой информационной культуре личности. Базисными основаниями информационной культуры личности являются следующие:
глобальность информационных взаимодействий;
доминанты распространения новых информационных технологий;
интегрированность всех акторов информационного взаимодействия в информационную среду современного информационного мира;
детерминированность целей, средств, форм и содержания информационного взаимодействия целями развития человека, общества и государства;
обусловленность способов информационного взаимодействия системными ценностями информационного мира, ценностями любого конкретного социума и общества в целом, сложившимися нормами, правилами и традициями, этикетом общества и законами государства.
Получение, хранение, использование и распространение информации не должно нарушать информационные права и создавать угрозы информационной безопасности других акторов информационного взаимодействия.
Информационная свобода личности, реализуемая в рамках информационной культуры, всегда сопряжена с информационной ответственностью, Это предполагает то, что актор информационного взаимодействия должен выбирать, потреблять и использовать информацию в соответствии с культурными нормами информационного мира.
Выбор, получение, потребление и использование информации, основанные на собственных личностных решениях, предполагают ответственность, которая зависит от характера и содержания, формы и способа реализации информационного действия. Она может быть экономико-финансовой, правовой, политической, корпоративной и культурно-этической. Санкции за причинение информационного ущерба также могут быть различными: от исключения из системы экономических отношений [1] до реальных штрафных санкций [2], от морально-этического неодобрения [3] до социально-политической и идеологической критики и обструкции [4; 5].
Информационная культура личности предполагает не только понимание личной ответственности за то или иное информационное действие, но и способность реально оценить последствия такого действия. Это наполняет понятие информационной свободы новым содержанием, происходит трансформация «свободы для чего-то» в «свободу от чего-то» [6].
Свои обязательства и ответственность несет и другая сторона информационного взаимодействия - государство и его исполнительные и охранные органы. Это обстоятельство понятно, поскольку именно государство форматирует существующую в обществе информационную среду и задает законодательные правила пользования ею.
В этом плане ответственность государства и его органов обычно связывается с разработкой общих правил информационного взаимодействия в информационной среде.
Особая роль в реализации принципа свободы информации отводится СМИ. Именно они должны обеспечивать гласность нарушений закона, прививать широким массам информационную культуру, транслировать и тиражи-
147
ровать различные формы информационной свободы, интерпретировать и объяснять способы реализации информационной свободы в конкретных условиях развития информационного общества в России, критиковать всякую дезинформацию, замалчивание и утаивание информации, делать предметом общественного осуждения все попытки административно ограничить информационную свободу личности. СМИ должны всегда оппонировать власти, быть на стороне личности и создавать условия конструктивного взаимодействия различных субъектов социальных отношений. При таком понимании СМИ становятся одним из гарантов и важнейших условий информационной свободы.
Свободно получать общедоступную информацию - значит иметь открытый (если это не оговорено специальными условиями, касающимися конкретной информации) доступ к любым открытым сведениям. Это соответствует положению о правах и свободах человека и гражданина, закрепленному в Конституции РФ.
С принципами права на информацию и свободы пользования информацией тесно связан принцип информационной защиты частной жизни. Для характеристики понятия «частная жизнь» в зарубежной литературе часто используется такой термин, как «privacy», что в буквальном переводе означает «уединенность», «тайна». Необходимо отметить, что общепринятого определения понятия «частная жизнь» в настоящее время нет. Как отмечает Ю. Маси-енко, понятие защиты частной жизни используется для выражения права человека на автономию и свободу в личной жизни, на защиту от вторжения в нее других людей, органов власти, общественных организаций и государственных институтов [7].
В основе понятия «частная жизнь» лежит информация о человеке, которая является его личной собственностью. Человек, в соответствии с законодательством большинства стран, имеет право на приватность и охрану своей личной жизни. Это касается не только лично человека, его семьи и тех отношений, которые в ней существуют, но и всех форм жизнедеятельности, в которых человек реализуется как личность, например, запрещено разглашение информации о здоровье человека, его коммуникациях (телефонные разговоры, переписка, электронная почта, факс-послания), а также сведений адвокатов о своих клиентах, информации о финансовом состоянии, которой владеют банки, данных об обучении человека в образовательных учреждениях и т.п.
Вместе с тем, как в большинстве развитых стран, так и в современной России формирующаяся информационная цивилизация привела к тому, что информационный контроль и ин-
формационное управление стали выражением и проявлением власти, т.к. базой культуры современного общества является информационная составляющая. Как отмечает Б. Киви, сама власть стала информационной [8, с. 185].
Информационный контроль и информационное управление проявляются в тотальном распространении систем слежения, наблюдения и контроля. В современном мегаполисе человек практически круглосуточно находится на экранах камер слежения. Это касается и общественных мест (улицы города, станции метро, места скопления людей), и кинотеатров, выставок, музеев, супермаркетов, и работы, где работодатель контролирует поведение каждого служащего [9]. Однако камеры слежения - это не единственный способ информационного контроля, который осуществляется также с помощью устройств навигации и глобального позиционирования - GPS (Global Positioning System -Глобальная Система Позиционирования), мобильной связи и Интернета.
Если представить процедуру измерения нарушения информационной безопасности личности, то с учетом современного информационного управления можно сказать, что информационный мир личности находится под тотальным контролем. Поэтому проблема защиты частной жизни человека сегодня как никогда актуальна, и ни один человек не может со стопроцентной уверенность сказать, что его приватная, личная информация в определенный момент не станет достоянием работодателя, конкурентов, властей, правоохранительных органов и просто лиц, заинтересованных в неправомерном использовании такой информации. К сожалению, в настоящее время все технические средства и технологии, системы слежения, камеры наблюдения, микрочипы, считывающие автоматы, системы навигации ориентированы не на защиту информационной безопасности личности, а, наоборот, на контроль над человеком.
В связи с рассмотрением права личности на информацию, свободы использования общедоступной информации и информационной защиты частной жизни как необходимых условий информационной безопасности личности возникает еще одна важная проблема. Это проблема информационной неприкосновенности личности. Исследование данной проблемы показывает, что развитие информационного общества и внедрение современных информационных технологий может способствовать развитию открытости общественной жизни, раскрытию творческого потенциала каждого человека, демократизации всех сторон общественной жизни.
Но есть и оборотная сторона медали. Как пишет В.А. Курдиманов, она касается того, что
148
информационные технологии могут проникать во все сферы личной жизни человека, осуществлять тотальный контроль над ним, а значит, ограничивать свободу человека, что может способствовать усилению информационного диктата и информационному закабалению [10].
В этих условиях ни о какой информационной безопасности личности не приходится говорить. Личность становится объектом постоянного слежения, контроля и управления. Поэтому, как мы полагаем, информационная неприкосновенность личности является важнейшим постулатом теории, которая могла бы комплексно оценить масштабы, форматы и способы обеспечения таких социальных, политических, экономических, технических и технологических условий, которые способствовали бы информационной неприкосновенности личности.
Для формулирования основ такой теории мы должны понимать, что в современном обществе существует множество субъектов и акторов, которые имеют свои конкретные интересы в существующей информационной среде. Это общество и государство, работо-
1. Сковиков А. К. Современные проблемы национальной безопасности России // Управление мегаполисом. 2010. № 5.
2. Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. URL: http://www.zpu journal. ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Information_Society
3. Бабочкин П. И. Личность как субъект своего бытия и жизненного пути // Психология и психотехника. 2012. № 11.
4. Воскобойников А.Э. Солидарное противостояние насилию и агрессивности // Политика и общество. 2012. № 7.
5. Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе // PolitBook. 2012. № 2.
6. Фромм Э. Душа человека /пер. с англ. М., 1992.
7. Масиенко Ю. Защита тайн частной жизни граждан уголовно-процессуальным законом. URL: http://advocat1.irk.ru/pub/st/smolko2.htm
8. Киви Б. Гигабайты власти. Информационные технологии между свободой и тоталитаризмом. М., 2004.
9. Микрочипы RFID: от слежки за товарами к контролю над людьми. URL: http://www.membrana. ru/articles/technic/2003/01/30/210300.html
10. Курдиманов В.А. Неприкосновенность человека как принцип информационной этики: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2011.
датели и владельцы информационных ресурсов, разработчики новых информационных технологий и провайдеры информационных услуг и ресурсов, различные социальные объединения и группы, имеющие свои интересы в сфере удовлетворения информационных потребностей, потребители информационных услуг и акторы глобального информационного взаимодействия. Мы полагаем, что говорить о полноценном обеспечении информационной безопасности каждого из них, а в особенности об информационной безопасности личности, возможно лишь тогда, когда понят, обоснован и практически реализован баланс всех информационных интересов в информационной среде современного общества. Это комплексная проблема требует и новой информационной культуры, и всестороннего информационного права, защищающего каждого актора информационного взаимодействия, и выверенной взвешенной информационной политики государства, и готовности общества к упрочению новой информационной морали как необходимого компонента информационной культуры современного общества.
1. Skovikov A.K. Modern problems of national security of Russia // Managing the metropolis. 2010. № 5.
2. Kostina A.V. Tendencies of development of the culture of the information society: analysis of modern information and postindustrial concepts // Knowledge. Understanding. Skill. 2008. № 4. URL: http: //www.zpujournal.ru/e-zpu/2009/4/ Kostina Information Society
3. Babochkin P.I. Personality as a subject of his existence and way of life // Psychology and psychoequipment. 2012. № 11.
4. Voskoboynikov A.E. Solidarity opposition to violence and aggression // Politics and society. 2012. № 7.
5. Sharkov F.I. Political communication in modern information society // PolitBook. 2012. № 2.
6. Fromm E. Human soul / transl. from English. Moscow, 1992.
7. Masienko Yu. Protection of mysteries of private life of citizens by criminal procedure law. URL: http://advocat1.irk.ru/pub/st/smolko2.htm
8. Kivi B. Gigabytes of power. Information technologies between freedom and totalitarism. Moscow, 2004.
9. Microchips RFID: from surveillance of products to control people. URL: http://www.membrana.ru/ articles/technic/2003/01/30/210300.html
10. Kurdimanov V.A. The inviolability of the person as the principle of information ethics: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Tula, 2011.
149