УДК 005; 352
Б01: 10.26795/2307-1281 -2018-6-2-18
МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛИТЕТА: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Е. В. Грязнова1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение: В статье анализируются проблемы информатизации управления образованием на муниципальном уровне. На основе систематизации выявленных проблем и их причин предлагается вариант модели формирования и развития информационной культуры субъектов управления образованием. Элементы данной модели позволяют определить основные причины неэффективного использования достижений информатизации на муниципальном уровне управления образованием.
Материалы и методы: В работе использованы материалы научных публикаций исследователей по проблемам информатизации управления образованием, данные статистических сборников Росстата, ВШЭ, нормативные документы сайта Правительства РФ. В качестве основных методов исследования используются: метод теоретического анализа научных работ, анализ статистических данных, структурно-функциональный метод, теоретические моделирование.
Результаты исследования: Основными элементами модели информационной культуры управления образованием муниципалитета, направленной на предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации являются: ИТ-компетенции муниципальных служащих управления образованием и субъектов образовательного процесса, информационно-техническое обеспечение управления образованием, информационное взаимодействие между всеми компонентами системы управления образованием и нормативно-правовая база, регулирующая работу данной системы. Обсуждение и заключения: В качестве основных системных причин, препятствующих формированию информационной культуры управления образованием муниципального района можно выделить:
- несогласованность целей и задач информатизации государственных и муниципальных программ;
- экономическое и информационное неравенство потребителей образовательных
услуг;
- низкая ИТ-компетентность муниципальных служащих;
- отсутствие жестких требований к ИТ-компетенциям муниципальных служащих и системы их формирования;
- отсутствие в управлении образованием собственных ИТ-специалистов высокого
класса.
Предупреждение рисков, связанных с неэффективным использованием информационного обеспечения основано на идее непрерывного и опережающего ИТ-образования муниципальных служащих, которое, в свою очередь, являясь системным элементом информационной культуры, должно изменяться раньше, чем все остальные элементы.
Предлагаемая модель информационной культуры может стать основой концепции информационной политики и программ информатизации управления образованием, предупреждающей риски неэффективного использования результатов информатизации.
Ключевые слова: управление образованием, муниципальное управление, информатизация, информационная культура, ИТ-компетенции.
Благодарности: Автор выражает особую благодарность рецензентам, которые помогли улучшить данную статью.
Для цитирования: Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. C. 18. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-18.
MODEL OF THE INFORMATION CULTURE OF EDUCATION MANAGEMENT OF THE MUNICIPALITY: RISK PREVENTION OF INEFFICIENT USE OF ACHIEVEMENTS OF INFORMATIZATION
E. V. Gryaznova1
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction: The article analyzes the problems of Informatization of education management at the municipal level. On the basis of systematization of the revealed problems and their reasons the variant of model of formation and development of information culture of subjects of management of education is offered. The elements of this model allow us to determine the main reasons for the inefficient use of the achievements of Informatization at the municipal level of education management.
Materials and methods: The paper uses the materials of scientific publications of researchers on the problems of Informatization of education management, data from statistical collections of Rosstat, HSE, regulatory documents of the Russian Government website. As the main research methods are used: the method of theoretical analysis of scientific works, statistical data analysis, structural and functional method, theoretical modeling.
Research result: The main elements of the model of information culture of education management of the municipality, aimed at preventing the risks of inefficient use of information achievements are: it competence of municipal employees of education management and subjects of the educational process, information and technical support of education management, information
interaction between all components of the education management system and the regulatory framework governing the work of this system.
Discussion and conclusions: As the main system reasons preventing formation of information culture of management of formation of the municipal area it is possible to allocate:
— Inconsistency of goals and objectives of Informatization of state and municipal programs;
— Economic and information disparities of consumers of educational services;
— A low it competence of municipal employees;
— The absence of strict requirements to the it competencies of municipal employees and the system of their formation;
— The lack of management education in-house it specialists of high class.
Prevention of risks associated with inefficient use of information support is based on the idea of continuous and advanced it education of municipal employees, which, in turn, being a system element of information culture, should be changed before all other elements.
The proposed model of information culture can become the basis of the concept of information policy and programs of Informatization of education management, preventing the risks of inefficient use of the results of Informatization.
Keywords: education management, municipal management, Informatization, information culture, it competencies.
Gratitudes: The author expresses special gratitude to the reviewers who helped to improve this article.
For citation: Gryaznova E.V. Model of the information culture of education management of the municipality: risk prevention of inefficient use of achievements of informatization // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 18. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-18.
Введение
В условиях информационного общества информационная культура является необходимым элементом практически всех сфер общественной жизни. Особое внимание государство уделяет информатизации сферы социального управления, от которой зависит эффективность управленческой деятельности. Информатизация управления образованием на муниципальном уровне требует особого подхода. В этом случае от состояния информационной культуры управления образованием как субъекта управленческой деятельности зависит качество работы как каждого образовательного учреждения на территории муниципалитета, так и эффективность их в составе единой образовательной системы. Однако мнения ученых о результатах информатизации образования сходятся в том, что они не соответствуют показателям, обозначенным в государственных и муниципальных программах информатизации в качестве индикаторов.
Проведенные нами исследования [11, 12] показали, что основной причиной неэффективности информатизации управленческой деятельности в образовании на муниципальных территориях является низкий уровень информационной культуры управленческой деятельности. При этом наиболее актуальной проблемой оказывается
отсутствие единых алгоритмов и требований к информатизации, а также систематических, научно обоснованных мероприятий, направленных на формирование ИТ-компетенций муниципальных служащих. Кроме того, официальные статистические исследования информационной культуры субъектов образования на уровне муниципалитетов не проводятся. Исследования ограничиваются региональным уровнем по критериям, не всегда в полном объеме позволяющим получить достоверную картину. В муниципальных программах по информатизации не используется модель информационной культуры как системный феномен.
Обзор литературы
Изучение литературы, посвященной проблемам развития управления образованием в нашей стране [21, 22, 25, 30], показало, что на современном этапе в целях оптимизации в первую очередь решается задача интеграции различных образовательных субъектов. Обусловлен этот процесс Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в которой объявлен переход к модели пространственного развития российской экономики в условиях информатизации общества [19].
Данная интеграция требует и новых форм культуры управления, в основе которых будет такой феномен, как информационная культура. Информационная культура, в свою очередь, приводит к созданию единого образовательного пространства, объединяющее все субъекты образовательного процесса. Подтверждение наших предположений мы находим в работах исследователей, изучающих указанные проблемы [3, 17, 23].
В наших работах, посвященных исследованию феномена информационной культуры, показано, что, во-первых, информационная культура формируется в процессе информатизации всех сфер общественной жизни и, во-вторых, основной механизм ее развития - это образование [5, 8-10]. С другой стороны, и образование, и управление образованием требуют соответствующего уровня развития информационной культуры. Получается, что мы имеем дело со сложной системой, элементами которой являются: образование, управление образованием, информатизация, информационная культура.
Для эффективной работы и развития данной системы наиболее важным является осуществление двусторонней связи между всеми участниками образовательного процесса. Это можно обеспечить наличием соответствующего технического и информационного обеспечения, законодательной базой и уровнем информационной культуры всех субъектов образовательной системы.
Проанализируем процесс формирования и реализации информационной культуры в системе образования и ее управлении в нашей стране, отраженный в различных научных источниках.
Одним из первых требований информатизации образования согласно государственным программам является наличие сайта образовательных организаций всех уровней, отражающих информацию о работе и проблемах последних. По данным Росстата за 2016 год, этот показатель стремиться к 100% [28]. Однако изучение качественных показателей таких сайтов [27] показывает, что некоторые из них не соответствуют должному уровню. Например, такой критерий сайтов, как «информационная открытость», носит часто формальный характер. Недоступной, как правило, оказывается наиболее проблемная информация об образовательных услугах, такая как специфика реализуемых образовательных программ, рейтинговая информация по образовательному учреждению,
сведения об использовании выделяемых бюджетных средств, обзор обращений граждан и результаты работы с этими обращениями и т.п.
Подобная ситуация возникает в связи с тем, что наполняются сайты согласно нормативным требованиям государства, а не реальным потребностям получателей образовательных услуг. Вероятно, это является одной из причин низкой активности информационного взаимодействия между различными субъектами образования. Исследования показывают, что образовательными порталами пользуются лишь 7% подростков и 9% их родителей [29].
В самом законодательстве об информатизации и развитии образования существует ряд проблем, приводящих к несогласованности в деятельности управления образованием на различных уровнях. Изучив официальные сайты региональных и муниципальных органов управления образованием [13], мы определили, что в большинстве случаев отсутствует единый подход к внедряемым информационным системам управления и контроля образовательных учреждений. Также нет единого федерального стандарта на информационные системы управления образованием и ведения образовательного процесса. Решение этих проблем возможно только при целенаправленном формировании общей информационной культуры всех субъектов разработки и реализации программ развития современного образования.
Уровень информационной культуры управления образованием зависит от показателей индикаторов информационного общества в стране. Так, индекс развития электронного правительства в мировом рейтинге России не поднимается выше 27 места на протяжении с 2012 - 2015 гг. Индекс развития ИКТ - в 2015 году снизился до 45 места [16].
Наиболее часто причиной подобной ситуации в нашей стране исследователи называют низкую ИТ-квалификацию муниципальных служащих, являющуюся важным элементом информационной культуры [15,20,31,33]. Особо следует отметить, что при повышении квалификации муниципальных служащих в области информационной культуры образования акцент делается на изучение интерфейсов и программного обеспечения, а не на развитии умений адаптировать управленческую деятельность с помощью информационных систем и технологий [ 1,20].
Существующие и применяемые в настоящее время за рубежом методики оценки готовности к развитию электронного правительства в большинстве своем фокусируют внимание на уровне технической оснащенности и навыках использования офисных и прикладных программ в повседневной деятельности государственных служащих [34], и только некоторые из них - на специфических компетенциях, необходимых для успешной модернизации деятельности органов власти на основе эффективного применения потенциала современных информационных технологий [35].
Одним из компонентов информационной культуры субъектов управления образованием является возможность использования информационно-компьютерных технологий и Интернета в профессиональной деятельности. Статистика показывает, что этот показатель оказывается самым низким именно в органах местного самоуправления. Аналогичная ситуация и в активности использования собственных сайтов организации (рисунок 1) [16].
га ж m км
Рисунок 1 - Активность использования ИТ-технологий органами управления различных уровней Figure 1 - Active use of it technologies by management bodies of different levels
Возможно, что причина подобной ситуации не только в низкой ИТ-компетенции муниципальных служащих, но и в недостаточной обеспеченности компьютерной техникой с выходом в Интернет на рабочих местах. Как показывает анализ источников, эти показатели в 2014-2015 гг. невысокие - 42,9% и 32,7% соответственно [16].
Вероятно, что при низком уровне таких показателей информационной культуры, как ИТ-компетенция муниципальных служащих и информационно-техническое обеспечение муниципальных органов управления образованием, оказываются и низкими показатели эффективности применения достижений информатизации: современные информационные системы, облачные технологии в электронном документообороте и т.д., что сегодня является важнейшим элементом перехода на более высокий уровень управленческой деятельности. Усугубляется сложившаяся ситуация еще и показателями по подготовке кадров, которые в муниципалитетах ниже почти в 2 раза, чем на других уровнях управления [16]. Причин такого положения информатизации муниципалитетов достаточно много. Например, Д.О. Гоков читает, что из-за недостаточного финансирования и существования других, более важных проблем главы муниципалитетов не рассматривают информатизацию управленческой деятельности в качестве приоритетного направления развития [4].
Субъектами образовательной системы являются не только представители управленческой сферы и педагоги, но и потребители образовательных услуг. На муниципальном уровне - это, как правило, жители муниципалитетов. Как показывают проведенные нами исследования, спрос на оказание образовательных услуг в электронном виде у населения муниципальных районов достаточно низкий [7, 11, 12,]. Причин здесь тоже несколько. Основная причина - это недофинансирование муниципалитетов и, как результат, недостаточная оснащенность компьютерной техникой с выходом в глобальные сети не только частных лиц, но и образовательных учреждений всех уровней [26].
Изучение зарубежного опыта информатизации управления образованием показывает, что главное место в подготовке кадров отводится развитию личности [36], тогда как в
российских программах и стратегиях основными являются интересы государства. Большинство европейских программ и стратегий информатизации заключается в том, что информационные системы и технологии представляют единый фундамент информационного общества. В России подобная интеграция пока не сформирована. Следует также отметить, что кадровая политика управленческой деятельности за рубежом строится на системе непрерывного образования [36, 37], в котором основное измерение - личностно ориентированное, а в нашей стране преобладает институциональное измерение непрерывного образования. Кроме того, данный вид образования на муниципальном уровне в Российской Федерации не достигает уровня развитых стран.
Перечисленные проблемы снижают уровень информационной культуры субъектов муниципальных органов управления образованием (особенно в сельской местности). В результате они не имеют возможность эффективно использовать информационные технологии в процессе управления образовательным процессом и образовательными организациями, взаимодействия с потребителями образовательных услуг и общественными организациями. Низкий уровень информационной культуры большинства муниципальных районов приводит к снижению эффективности в оказании образовательных муниципальных услуг по сравнению с центральными регионами и муниципалитетами.
Анализ существующих проблем в формировании и развитии информационной культуры в системе образования и ее управлении показывает, что необходима разработка альтернативных моделей управления образованием. Предлагаемая нами модель информационной культуры управления образованием направлена на предупреждение возникновения рисков неэффективного использования результатов информатизации муниципального управления образованием.
Материалы и методы
Изучая структуру информационной культуры управления образованием, мы увидели, что исследуемая система формирования и реализации информационной культуры муниципального управления образованием является сложной целостной динамической информационной системой, взаимодействующей во времени как со своими внутренними структурными подразделениями, так и с рядом внешних информационных систем.
Для наиболее наглядного представления моделируемой системы и наилучшего понимания ее функциональных задач будем применять структурно-функциональные методы анализа. Исходя из результатов изучения системы управления образованием на муниципальном уровне, можно определить, что система обладает четко выраженными детерминированными свойствами, поскольку ее функции управления и информационное содержание может изменяться только на основе директивных решений.
Представим структуру информационной культуры муниципального управления образованием (рисунок 2). При ее разработке мы учли основные причины неэффективного использования результатов информатизации на муниципальном уровне управления образованием, которые проанализировали выше. В частности, это недостатки в нормативно-правовом и информационно-техническом обеспечении, низкая информационная культура субъектов системы образования и, как следствие, проблемы в информационном взаимодействии между всеми субъектами системы образования.
Рисунок 2 - Структура информационной культуры муниципального управления образованием Figure 2 - The structure of information culture of municipal education management
Разрабатывая функциональную структуру информационной культуры муниципального управления образованием, определим такие базовые составляющие, как цели, задачи, методы и формы организации модели. При этом надо учитывать два основных положения:
Уровень муниципального управления образованием непосредственно замкнут на конкретные объекты управления - образовательные учреждения.
Вся информационная архитектура системы управления обеспечивает основные функции - мониторинг и контроль.
От качества и оперативности реализации указанных положений в конечном счете зависит достижение запланированных результатов образовательного процесса на муниципальном уровне и эффективность принятия управленческих решений. Кроме того, методическое руководство осуществляется на региональным уровне управления. На муниципальном же уровне осуществляется контроль текущего состояния образовательной сети и отслеживание отклонений от контрольного уровня.
Результаты исследования
Чтобы понять, как должна быть спроектирована модель информационной культуры и какого типа информационно-компьютерные компетенции субъектов управления должны
быть задействованы, следует изначально установить информационные потоки, на которых формируется информационная культура.
Важную роль в построении модели информационной культуры муниципального управления образованием играет информационно-техническое обеспечение управленческой деятельности. Анализ, проведенный выше, позволяет нам выдвинуть предложение о необходимости совершенствования информационно-технического обеспечения управления образованием, а именно создание и поддержку наложенной мультисервисной корпоративной сети.
На рисунке 3 представлена мультисервисная наложенная корпоративная сеть [24].
Рисунок 3 - Мультисервисная наложенная корпоративная сеть Figure 3 - Multiservice established corporate network
При такой технической реализации возможно удаленное администрирование компьютеров, включенных в сеть образовательных учреждений с АРМ инженера технического отдела управления образованием, т.е. обслуживание программного обеспечения компьютеров по корпоративной сети, что увеличивает эффективность работы технической службы, время реагирования на сбои и возможность учебным заведениям не иметь в штате квалифицированных технических специалистов по обслуживанию сетевой инфраструктуры образовательных учреждений. Также подобное построение информационной среды учебных заведений позволит централизованно внедрить единые системы документооборота и прикладное программное обеспечение, поддерживать его работоспособность и проводить единую лицензионную политику.
Наличие серверного оборудования, выделенного под нужды образовательных учреждений, позволит организовать централизованное хранилище образовательного контента, единое хранение, архивирование и автоматизированную обработку необходимой управленческой и отчетной документации.
Работа с информационными автоматизированными системами в образовательных учреждениях требует программной и технической защиты во исполнение ФЗ-152 «О персональных данных».
Подключение к сети Интернет общеобразовательных учреждений предполагается осуществлять через программный комплекс IDECO SERVER 6.5 в реализации для учебных заведений, имеющий в своем составе не только настроенную систему фильтрации контента и широкие возможности администрирования и учета трафика, но и сертифицированную ФСТЭК систему защиты персональных данных.
В организационной структуре управления образованием муниципального района можно выделить два уровня управления - руководящий уровень, представленный начальником управления и его замами, на котором генерируются и принимаются управленческие решения, и исполнительный уровень, ответственный за подготовку и реализацию управленческих решений.
Примерная функциональная схема формирования, развития и реализации информационной культуры муниципального управления образованием может быть представлена следующим образом (рисунок 4):
Рисунок 4 - Функциональная схема формирования, развития и реализации информационной
культуры муниципального управления образованием Figure 4 - Functional scheme of formation, development and implementation of information culture
of municipal education management
На основе системного подхода, используя представленную модель, можно разрабатывать Программу информатизации управления образованием в муниципальном районе с учетом следующих системообразующих факторов:
— финансирование из местного и регионального бюджетов;
— программы развития образования федерального и регионального уровней;
— программы компьютеризации общеобразовательных школ;
— собственные средства образовательных учреждений;
— выбор средств ИКТ в зависимости от территориальных особенностей;
— уровень подготовки специалистов муниципального управления образованием и образовательных учреждений к использованию современных средств ИКТ в образовательном процессе.
Также необходимо ввести в структуру информационного отдела управления образованием службу внедрения и поддержки системы информационного обеспечения образовательных учреждений.
В функции специалистов информационного отдела управления образованием входит и организация повышения квалификации специалистов отделов в части освоения системы и обретения устойчивых навыков квалифицированного пользователя, а также организация курсов повышения квалификации пользователей системы в подведомственных организациях.
Традиционная технология осуществления функций стратегического, среднесрочного и оперативного управления образованием на муниципальном уровне не изменяется в рамках новой системы информационной культуры.
Внедрение основных положений разрабатываемой модели информационной культуры позволит в процессе взаимодействия служащих муниципального управления образованием высвободить определенный резерв времени и повысить действенность и качество управления.
Чтобы иметь возможность высвобождения такого резерва необходимо создать условия для систематического и планомерного формирования ИТ-компетенций муниципальных служащих и руководителей образовательных учреждений, основанного на идее опережающего и непрерывного образования [35-37]. Данные виды компетенций являются системным элементом профессиональной подготовки специалиста муниципальной службы. Изучение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и типовых квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам муниципальных служащих показало, что специальные профессиональные компетенции включают в себя совокупность организационно-управленческих, информационных, коммуникативных и вспомогательно-технологических (исполнительских) профессиональных компетенций [14].
Обратим особое внимание на информационно-коммуникативную компетентность муниципальных служащих управления образованием. Ее мы определяем как систему знаний, навыков и умений, необходимых для ведения эффективной управленческой деятельности в информационно-коммуникативной образовательной среде, ведущую к модернизации образования, росту объемов и повышению качества образовательных услуг [6]. На основании проведенных нами исследований мы считаем, что в структуру информационно-коммуникативной компетентности муниципального служащего управления образованием необходимо включить когнитивный, аксиологический и праксиологический компоненты (рисунок 5):
Информационно-коммуникативная компетентность / Information and communication competence
Когнитивный компонент -система знаний / Cognitive component - knowledge system
Аксиологический компонент -система мировоззрения / The axiological component of the
system of philosophy
Праксиологический компонент - система умений и навыков / Praxeological component - the system of skills
Рисунок 5 - Структура информационно-коммуникативной компетентности муниципального
служащего управления образованием Figure 5 - The structure of information and communication competence of the municipal employee
of education management
Когнитивный компонент - элемент, отвечающий за формирование информационной подсистемы информационной культуры (система знаний по использованию ИТ-технологий в управлении образованием).
Аксиологический компонент - элемент, отвечающий за формирование мотивационной подсистемы информационной культуры (система ценностей и установок, формирующих информационную картину мира).
Праксиологический компонент - элемент, отвечающий за формирование праксиологической подсистемы информационной культуры (умения и навыки информационного взаимодействия в управленческой деятельности).
Исследователи, изучающие проблемы формирования информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих [2, 18], отмечают, что одним из наиболее важных вопросов является разработка самого алгоритма по развитию ИТ-компетенций с возможностью получения заданных результатов.
Мы считаем, что алгоритм формирования профессиональных компетенций муниципальных служащих в информационной сфере должен отвечать требованиям непрерывности и опережающего процесса повышения их профессиональных качеств. Кроме того, алгоритм развития информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих управления образованием должен учитывать комплексное развитие всех трех подсистем информационной культуры: знаний, мотивации к получению и применению этих знаний в профессиональной деятельности.
Формирование информационной подсистемы информационной культуры должно быть обеспечено учебно-методическими пособиями, отражением результатов и самого процесса на официальном электронном ресурсе управления образованием, разработкой тематики подготовки и создания учебных групп. Причем данный блок должен опираться на идею опережающего образования.
Мероприятия по формированию ценностно-мотивационной подсистемы информационной культуры могут задействовать как моральные, так и материальные формы мотивации овладения ИТ-компетенциями. Здесь за основу должно браться самообразование.
Праксиологическая подсистема информационной культуры - это та часть алгоритма, которая содержит реализацию и апробацию учебно-образовательного процесса по повышению уровня информационной культуры муниципальных служащих управления образованием. Здесь основу должны составлять принципы непрерывного образования.
Непрерывность алгоритма должны обеспечить контрольно-оценочные мероприятия, заключающиеся в диагностировании состояния информационной компетентности специалистов, умения применить их в профессиональной деятельности и возврате при необходимости к тем или иным этапам подготовки с внесением соответствующих корректировок. Цикличность алгоритма определяется постоянным и стремительным развитием информационных технологий в управлении. Поэтому алгоритм формирования и развития информационной культуры строится по принципам диалектического развития.
Обсуждение и заключения
Применение предлагаемой модели информационной культуры в управлении образованием обеспечит централизованное управление образовательными учреждениями с обратной связью на уровне муниципалитета, что обеспечит сбор контрольной информации, а следовательно, и повысит эффективность самого управления.
Информационная культура - это основа информационной политики управления образованием. Так как в управлении образованием многих муниципальных районов концепция информационной политики не сформирована, то предлагаемая модель информационной культуры может стать ее основой.
Данная модель информационной культуры может стать и базой для разработки муниципальной программы информатизации управления образованием, где структурная схема может послужить основой для постановки целей и задач, а функциональная - для разработки мероприятий, реализующих программу.
Таким образом, риски, связанные с неэффективным или неполным использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий, информационных систем и ресурсов, внедряемых в рамках программ по информатизации, будут предупреждены, т.к. предлагаемая модель требует систематической и непрерывной подготовки муниципальных кадров в плане ИТ-компетенций в непрерывном и опережающем режиме.
Список использованных источников
1. Бершадская Л.А., Чугунов А.В. Исследование готовности сотрудников органов власти Санкт-Петербурга к реализации задач электронного правительства (2009-2013 гг.) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. №1. С. 190-200.
2. Бикетова Я.О. Информационно-коммуникативная компетентность: социологический анализ и эмпирическое измерение // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №2. С. 180-190.
3. Васильченко С.Х. Образовательная корпоративная информационная среда как инструмент повышения профессиональной эффективности сотрудника // Педагогическая информатика. 2012. №5. С. 116-125.
4. Гоков Д. О мифах, вызовах и путях муниципальной информатизации // Региональная и муниципальная информатизация. 2015. №1. С. 27-29.
5. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ // Философия и культура. 2016. №3. С. 452-458.
6. Грязнова Е.В. ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием // Современное образование. 2016. №3. С. 39-50.
7. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. №6. С. 10-21.
8. Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. Индивидуализация человека в информационной социализации // Философская мысль. 2017. №1. С. 17-29.
9. Грязнова Е.В. Информационная социализация личности // Социология власти. 2010. №1. С. 18-25.
10. Грязнова Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? // Философия и культура. 2012. №7. С. 123-129.
11. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Информационное неравенство в информатизации муниципального управления // Социодинамика. 2015. №9. С. 93-105.
12. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. №11. С. 144-157.
13. Единое окно доступа к информационным ресурсам. Региональные образовательные порталы. URL: http://window.edu.ru/portals/ (дата обращения: 25.04.2018).
14. Единый классификатор компетенций НИУ-ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/studyspravka/ekk (дата обращения: 25.04.2018).
15. Заливанский Б.В. Формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих // Гуманитарные научные исследования. 2014. №9. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7711 (дата обращения: 25.04.2018).
16. Индикаторы информационного общества: 2016: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 304 с. URL: https://www.hse.ru/primarydata/iio2016 (дата обращения: 25.04.2018).
17. Ковалев Е.Е. Информатизация муниципального управления и подготовка кадров в современных условиях // Педагогическая информатика. 2010. №1. С. 77-85.
18. Коваленко А.А. Траектория развития системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в современных условиях реформирования местного самоуправления // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. №19. С. 159-165.
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66 928fa27e527/ (дата обращения: 25.04.2018).
20. Лазаричева Е. Муниципальный уровень Электронной демократии: теоретические и практические аспекты // Власть. 2013. №4. С. 39-43.
21. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. 2014. №01 (январь). URL: http://e-koncept.ru/2014/ (дата обращения: 25.04.2018).
22. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. №2.
23. Михайлов Ю.Ф., Гайдаренко Л.В. Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности // Ученые записки ИИО РАО. 2010. С. 166-187.
24. Мультисервисные корпоративные сети. URL: http://a1call.me/index.php/resheniya/seti/multiservisnye-korporativnye-seti (дата обращения: 25.04.2018).
25. Новоселова С.Ю., Кузнецов А.А. Приоритетные направления фундаментальных научных исследований в области управления образованием // Проблемы современного образования. 2012. №4. С. 10-17.
26. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.
27. Рейтинг информационной открытости официальных сайтов региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. URL: http://ria.ru/sn edu/20130211/921954855.html (дата обращения: 25.04.2018).
28. Росстат. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (дата обращения: 25.04.2018).
29. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей // Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
30. Соловьёв И.В. Анализ некоторых тенденций развития образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. №1.
31. Трутнев Д.Р., Чугунов А.В. Подготовка кадров государственных и муниципальных служащих в области электронного правительства: взаимосвязь уровня ИТ-компетенций и результативности проектов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. №3.
32. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 №1574 (ред. от 10.07.2015) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 57545/ (дата обращения: 25.04.2018).
33. Фионова Л.Р. Оценка готовности государственных служащих к работе в электронном правительстве // Теория и практика общественного развития. 2014. №1. С.73-77.
34. Training Needs for Civil Servants for E-Government Capability in Bangladesh: Report of the Collaborative Research Initiative between the Chief Adviser's Office, Government of Bangladesh, the United Nations Development Programme (UNDP), and the Monash University Graduate School ofBusiness, Australia / Monash University. 2008. 243 p. Available at: http://www.a2i.pmo.gov.bd/index.php?option=com_docman&task=doc_download&gid=317&I temid=236 (accessed: 25.04.2018).
35. Fugini M., Maggiolini P., Nanini K., Boselli R., Cesarini M., Mazzanzanica M. Why is True eGovernment still difficult to be achieved? // IFIP 20th World Computer Congress, Industry Oriented Conferences. 2008. September 7-10.
36. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, 2000: URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 25.04.2018).
37. Balan J. Las politicas I la educacion non formal y de educacion de jovenes y adultos dedsde la perspectiva del aprendizaje a lo largo de toda vida. [Text in English] / J. Balan Aportes para la elaboración de propuestas de politicas educatics. III Educación non fromal. Comp. Marcelo Morales.UNESCO. 2009.
38. С-News. «ИТ для муниципалитетов: рынок ждет законодательных изменений». URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2010/articles/articles16.shtml (дата обращения: 25.04.2018).
39. Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций Российской Федерации. URL: http://ria.ru/sn edu/20130417/931512013.html (дата обращения: 25.04.2018).
References
1. Bershadskaya L.A., CHugunov A.V. A study of the readiness of St. Petersburg authorities to implement e-government tasks (2009-2013). Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya, 2014, no. 1, pp. 190-200 (in Russian).
2. Biketova YA.O. Information-communicative competence: sociological analysis and empirical measurement. Vestnik ehkonomiki, prava i sociologii, 2015, no. 2, pp. 180-190 (in Russian).
3. Vasil'chenko S.H. Educational corporate information environment as a tool for improving the professional effectiveness of an employee. Pedagogicheskaya informatika, 2012, no. 5, pp. 116-125 (in Russian).
4. Gokov D. About myths, challenges and ways of municipal informatization. Regional'naya i municipal'naya informatizaciya, 2015, no. 1, pp. 27-29 (in Russian).
5. Gryaznova E.V. Information Cultural Studies as a Scientific Direction: Philosophical and Methodological Analysis. Filosofiya i kul'tura, 2016, no. 3, pp. 452-458 (in Russian).
6. Gryaznova E.V. IT competence in the information culture of municipal education management. Sovremennoe obrazovanie, 2016, no. 3, pp. 39-50 (in Russian).
7. Gryaznova E.V. Education Management at the Municipal Level: Problems and Prospects. NB: Administrativnoe pravo ipraktika administrirovaniya, 2015, no. 6, pp. 10-21 (in Russian).
8. Gryaznova E.V., Afanas'ev S.V. The Individualization of Man in Information Socialization. Filosofskaya mysl', 2017, no. 1, pp. 17-29 (in Russian).
9. Gryaznova E.V. Informational socialization of personality. Sociologiya vlasti, 2010, no. 1, pp. 18-25 (in Russian).
10. Gryaznova E.V. Information interaction in education: progress or regress?. Filosofiya i kul'tura, 2012, no. 7, pp. 123-129 (in Russian).
11. Gryaznova E.V., Veresova E.A., Miheeva V.V. Information inequality in informatization of municipal government. Sociodinamika, 2015, no. 9, pp. 93-105 (in Russian).
12. Gryaznova E.V., Veresova E.A., Miheeva V.V. Problems of Informatization of Education Management. Sociodinamika, 2015, no. 11, pp. 144-157 (in Russian).
13. Single window of access to information resources. Regional educational portals. Available at: http://window.edu.ru/portals/ (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
14. Unified competency classifier of the NRU-HSE. Available at: http://www.hse.ru/studyspravka/ekk (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
15. Zalivanskij B.V. Formation of information and communication skills of municipal employees. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, 2014, no. 9. Available at: http://human.snauka.ru/2014/09/7711 (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
16. Abdrahmanova G.I., Gohberg L.M., Kevesh M.A. i dr. Indicators of the Information Society: 2016: Statistical Digest. Moscow, 2016. 304 p. Available at: https://www.hse.ru/primarydata/iio2016 (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
17. Kovalev E.E. Informatization of municipal government and training of personnel in modern conditions. Pedagogicheskaya informatika, 2010, no. 1, pp. 77-85 (in Russian).
18. Kovalenko A.A. The trajectory of the development of the system of professional competencies of municipal employees in modern conditions of local government reform. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika, 2015, no. 19, pp. 159165 (in Russian).
19. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period until 2020. Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66 928fa27e527/ (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
20. Lazaricheva E. Municipal Level of Electronic Democracy: Theoretical and Practical Aspects. Vlast', 2013, no. 4, pp. 39-43 (in Russian).
21. Lunev A.N., Pugacheva N.B., Stukolova L.Z. Forms of integration of subjects of the regional market of professional educational services. Koncept, 2014, no. 01 (yanvar'). Available at: http://e-koncept.ru/2014/ (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
22. Markova S.M. Designing educational institutions of an integrative type. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2 (in Russian).
23. Mihajlov YU.F., Gajdarenko L.V. Technology of formation of information culture of management activity. Uchenye zapiski IIO RAO, 2010, pp. 166-187 (in Russian).
24. Multiservice corporate networks. Available at: http://a1call.me/index.php/resheniya/seti/multiservisnye-korporativnye-seti (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
25. Novoselova S.YU., Kuznecov A.A. Priority directions of fundamental scientific research in the field of education management. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2012, no. 4, pp. 10-17 (in Russian).
26. Education in the Russian Federation: 2014: Statistical Digest. Moscow, National Research University "Higher School of Economics" Publ., 2014 (in Russian).
27. The rating of information openness of official websites of regional executive bodies that exercise management in the field of education. Available at: http://ria.ru/sn_edu/20130211/921954855.html (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
28. Rosstat. Monitoring the development of the information society in the Russian Federation. Available at: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
29. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.YU. Digital Competence of Adolescents and Parents. Rezul'taty vserossijskogo issledovaniya. Moscow, Foundation for Internet Development Publ., 2013 (in Russian).
30. Solov'yov I.V. Analysis of some trends in the development of education. Upravlenie obrazovaniem: teoriya ipraktika, 2013, no. 1 (in Russian).
31. Trutnev D.R., CHugunov A.V. Training of government and municipal employees in the field of e-government: the relationship between the level of IT competencies and the effectiveness of projects. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya, 2011, no. 3 (in Russian).
32. Decree of the President of the Russian Federation No. 1574 of December 31, 2005 (as amended on July 10, 2015) "On the Register of Positions of the Federal State Civil Service". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 57545/ (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
33. Fionova L.R. Assessment of the willingness of civil servants to work in e-government. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2014, no. 1, pp. 73-77 (in Russian).
34. Training Needs for Civil Servants for E-Government Capability in Bangladesh: Report of the Collaborative Research Initiative between the Chief Adviser's Office, Government of Bangladesh, the United Nations Development Programme (UNDP), and the Monash University Graduate School ofBusiness, Australia / Monash University. 2008. 243 p. Available at: http://www.a2i.pmo.gov.bd/index.php?option=com_docman&task=doc_download&gid=317&I temid=236 (accessed: 25.04.2018).
35. Fugini M., Maggiolini P., Nanini K., Boselli R., Cesarini M., Mazzanzanica M. Why is True eGovernment still difficult to be achieved? IFIP 20th World Computer Congress, Industry Oriented Conferences, 2008, September 7-10.
36. Memorandum of Continuing Education of the European Union, 2000. Available at: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
37. Balan J. Las politicas I la educacion non formal y de educacion de jovenes y adultos dedsde la perspectiva del aprendizaje a lo largo de toda vida. Balan J. Aportes para la elaboración de propuestas de politicas educatics. III Educación non fromal. Comp. Marcelo Morales. UNESCO. 2009.
38. S-News. "IT for municipalities: the market is waiting for legislative changes". Available at: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2010/articles/articles16.shtml (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
39. The rating of information openness of official sites of general education organizations of the Russian Federation. Available at: http://ria.ru/sn_edu/20130417/931512013.html (accessed: 25.04.2018) (in Russian).
© Грязнова Е.В., 2018
Информация об авторе Грязнова Елена Владимировна - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и теологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Information about the author Gryaznova Elena Vladimirovna - doctor of philosophical Sciences, Professor, Professor the Department of philosophy and theology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]