Научная статья на тему 'Информатизация системы управления региональным развитием (на примере Республики Башкортостан)'

Информатизация системы управления региональным развитием (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / РЕГИОН / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) / УСЛУГИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (МФЦ) / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATIZATION / REGION / INTERNET / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / SERVICES / MULTIFUNCTIONAL CENTER OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES (MFC) / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Гавриленко Ирина Григорьевна

Информатизация региональной экономики и управления является импульсом к использованию информации в целях повышения уровня социальноэкономического развития региона и страны в целом. Этим и обусловлена актуальность данной темы. Цель работы исследование процесса информатизации системы управления развитием Республики Башкортостан, обоснование мероприятий по активизации данного процесса. Авторами статьи проведен анализ основных показателей уровня развития информационного общества в регионе: индекс готовности региона к информационному обществу; ИКТ-инфраструктура; ИКТ в государственном и муниципальном управлении; ИКТ в сферах образования и здравоохранения. Основными проблемами в сфере формирования и развития информационного общества в регионе являются следующие: высокие затраты на эксплуатацию и модернизацию информационных систем; отсутствие единых подходов к реализации современных ИКТ-технологий; отсутствие системного подхода к реализации методов и технологий электронного обучения на всех уровнях образования; разрозненный подход к тарифообразованию услуг связи; административные барьеры на рынке информационнокоммуникационных услуг; низкий уровень осведомленности граждан о возможности и преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде и отсутствие унифицированных административных регламентов. В завершении работы авторами сформулированы приоритетные направления по активизации процессов региональной информатизации. 1. Рост масштаба применения различных видов информационных технологий в сферах человеческой деятельности, прежде всего в сфере услуг социальной сферы (медицинско-санаторные, образовательные, финансовые, юридические, консалтинговые, туристские услуги и др.), а также в государственном и муниципальном управлении. 2. Обоснование размещения объектов ИТ инфраструктуры в соответствии с местными социально-экономическими условиями, научно-техническим потенциалом, техническими и технологическими возможностями территорий Республики Башкортостан. 3. Изучение передового опыта постиндустриальных стран в сфере ИТ для использования его лучших достижений в отечественной экономике. 4. Выравнивание территориальных различий в уровне развития ИКТ. При этом очевидно, что роль крупных городов как центров информационных инноваций будет сохраняться, однако необходима разработка механизмов сглаживания информационно-коммуникационного отставания сельских и отдаленных территорий Республики Башкортостан. 5. Разработка, внедрение и распространение технологической информационнокоммуникационной инфраструктуры РБ. 6. Необходимо также расширить внедрение социальных сетей в государственном и муниципальном управлении, поскольку использование данного инструмента данного инструмента позволит улучшить взаимодействие с гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computerization of the system of management of regional development (on example of Republic of Bashkortostan)

The Informatization of the regional economy and management is an impulse to the use of information in order to increase the level of socio-economic development of the region and the country as a whole. This explains the relevance of this topic. The aim of the work is to study the process of Informatization of the development management system of the Republic of Bashkortostan, substantiation of measures to activate this process. The authors of the article analyze the main indicators of the level of development of the information society in the region: the index of readiness of the region to the information society; ICT infrastructure; ICT in state and municipal management; ICT in education and health. In the article, on the basis of the analysis, both positive trends and problematic issues are identified. The main problems in the sphere of formation and development of the information society in the region are the following: high costs of operation and modernization of information systems; lack of common approaches to the implementation of modern ICT technologies; lack of a systematic approach to the implementation of methods and technologies of e-learning at all levels of education; disparate approach to the tariff formation of communication services; administrative barriers in the market of information and communication services; low level of awareness of citizens about the possibility and benefits of obtaining state and municipal services in electronic form and the absence of unified administrative regulations. At the end of the work, the authors formulated the priority directions for the activation of regional Informatization processes. 1. Growth of scale of application of different types of information technologies in spheres of human activity, first of all in a services sector of the social sphere (medical and sanatorium, educational, financial, legal, consulting, tourist services, etc.) and also in the public and municipal administration. 2. Justification of placement of objects of IT of infrastructure according to local social and economic conditions, scientific and technical potential, technical and technological capabilities of territories of the Republic of Bashkortostan. 3. Studying of the best practices of the post-industrial countries in the sphere of IT for use of his best achievements in domestic economy. 4. Alignment of territorial differences in the level of development of ICT. At the same time it is obvious that the role of the large cities as centers of information innovations will remain, however development of mechanisms of smoothing of information and communication lag of the rural and remote territories of the Republic of Bashkortostan is necessary. 5. Development, introduction and distribution of technological information and communication infrastructure of RB. 6. It is also necessary to expand introduction of social networks in the public and municipal administration as use of this tool of this tool will allow to improve interaction with citizens.

Текст научной работы на тему «Информатизация системы управления региональным развитием (на примере Республики Башкортостан)»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №5, Том 10 / 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today/issue-5-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/76ECVN518.pdf Статья поступила в редакцию 22.10.2018; опубликована 11.12.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Зайнашева З.Г., Гавриленко И.Г. Информатизация системы управления региональным развитием (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/76ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zainasheva Z.G., Gavrilenko I.G. (2018). Computerization of the system of management of regional development (on example of Republic of Bashkortostan). The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(10). Available at: https ://esj. today/PDF/76ECVN518.pdf (in Russian)

УДК 332.1 ГРНТИ 06.61.33

Зайнашева Зарима Гафаровна

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа, Россия

Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=324124

Гавриленко Ирина Григорьевна

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=692232

Информатизация системы управления региональным развитием (на примере Республики Башкортостан)

Аннотация. Информатизация региональной экономики и управления является импульсом к использованию информации в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и страны в целом. Этим и обусловлена актуальность данной темы. Цель работы - исследование процесса информатизации системы управления развитием Республики Башкортостан, обоснование мероприятий по активизации данного процесса. Авторами статьи проведен анализ основных показателей уровня развития информационного общества в регионе: индекс готовности региона к информационному обществу; ИКТ-инфраструктура; ИКТ в государственном и муниципальном управлении; ИКТ в сферах образования и здравоохранения. Основными проблемами в сфере формирования и развития информационного общества в регионе являются следующие: высокие затраты на эксплуатацию и модернизацию информационных систем; отсутствие единых подходов к реализации современных ИКТ-технологий; отсутствие системного подхода к реализации методов и технологий электронного обучения на всех уровнях образования; разрозненный подход к тарифообразованию услуг связи; административные барьеры на рынке информационно-коммуникационных услуг; низкий уровень осведомленности граждан о возможности и преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде и отсутствие унифицированных административных регламентов.

В завершении работы авторами сформулированы приоритетные направления по активизации процессов региональной информатизации.

1. Рост масштаба применения различных видов информационных технологий в сферах человеческой деятельности, прежде всего в сфере услуг социальной сферы (медицинско-санаторные, образовательные, финансовые, юридические, консалтинговые, туристские услуги и др.), а также в государственном и муниципальном управлении.

2. Обоснование размещения объектов ИТ инфраструктуры в соответствии с местными социально-экономическими условиями, научно-техническим потенциалом, техническими и технологическими возможностями территорий Республики Башкортостан.

3. Изучение передового опыта постиндустриальных стран в сфере ИТ для использования его лучших достижений в отечественной экономике.

4. Выравнивание территориальных различий в уровне развития ИКТ. При этом очевидно, что роль крупных городов как центров информационных инноваций будет сохраняться, однако необходима разработка механизмов сглаживания информационно-коммуникационного отставания сельских и отдаленных территорий Республики Башкортостан.

5. Разработка, внедрение и распространение технологической информационно-коммуникационной инфраструктуры РБ.

6. Необходимо также расширить внедрение социальных сетей в государственном и муниципальном управлении, поскольку использование данного инструмента данного инструмента позволит улучшить взаимодействие с гражданами.

Ключевые слова: информатизация; регион; Интернет; информационно-коммуникационные технологий (ИКТ); услуги; Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ); информационное общество

Информатизация региональной экономики и управления является неотъемлемой частью развития общества, становится импульсом к огромному прорыву в сфере инноваций, практического использования информации в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и страны в целом.

В Российской Федерации создается собственная информационно-коммуникационная инфраструктура, которая позволит обеспечить цифровой суверенитет и соблюсти национальные интересы в области информационной безопасности.

Переход к цифровой экономике в России, Республике Башкортостан, является одним из основных факторов роста ВВП и ВРП.

В настоящее время, ведется активное освещение вопросов использования информационных систем и программных продуктов в структурах государственного и муниципального управления.

Так, в данном аспекте в работах И.Л. Бачило, Г.В. Бестолковой, Л.И. Ворониной, А.В. Данилина, Н.Н. Ковалевой, А.М. Носонова, С.П. Петуховой, В.А. Чанышевой [1-9] активно обсуждаются вопросы общего характера применения информационных технологий, обосновывается роль информационных технологий в повышении качества услуг на государственном и муниципальном уровне управления.

Среди ученых, занимавшихся проблемами использования информационных технологий на региональном уровне, следует отметить работы Е.С. Кадцыной, Т.Г. Мотовиц, В.Г. Колесовой, И.О. Сенькива, Ю.К. Яковлевой, Н.А. Соколовой [10-14] и др.

Многие авторы сходятся во мнении, что информационные технологии (ИТ) способствуют экономическому развитию региона, повышают качество и своевременность государственных и муниципальных услуг, снижают коррупционную составляющую.

В то же время, несмотря на имеющиеся разработки в данной области, формирование сектора информатизации управления регионального развития остается еще недостаточно изученной.

Цель работы - исследование процесса информатизации системы управления развитием Республики Башкортостан, обоснование мероприятий по активизации данного процесса.

Информатизация системы управления региональным развитием - комплекс мер, направленных на обеспечение функционирования информационного пространства во всех сферах жизнедеятельности региона в целях повышения уровня регионального социально-экономического развития.

Факторами, стимулирующими или сдерживающими развитие как общероссийского, так и регионального рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - являются: экономические, политические, организационно-правовые, кадровые, технологические, инфраструктурные. Негативным фактором развития рынка ИКТ является слабая диверсификация экономики регионов России, зависимость от цен на энергоносители. Кроме того, существенно усложнились перспективы развития отечественного ИТ-рынка в последние годы, в следствии санкционного давления на экономику России.

В настоящее время развитие информационных технологий в российских регионах происходит неравномерно. Лидерами по развитию являются регионы: Москва, Санкт-Петербург, Республики Чувашия, Томская область, Татарстан, а также другие успешно внедряющие информационные технологии в сферу регионального управления. Как правило, в таких регионах, граждане имеют возможность взаимодействовать с региональными органами власти по определенным вопросам в режиме он-лайн.

Деятельность по трансформации услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров, вместе с тем и исключение «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 гг. были внедрены значительные изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято большое количество подзаконных актов. Вместе с тем, Минкомсвязь создавал инфраструктуру обмена данными между ведомствами и организовывал скоординированную работу государственных власти по трансформации всех процессов в электронный вид.

На сегодняшний момент, достаточно трудно представить жизнь без использования Интернета. С введением в работу Единого портала государственных услуг (Портал) населению РФ была предоставлена возможность получения множества социально-значимых государственных услуг посредством Интернета, исходя из определённых жизненных ситуаций. Все это сопряжено с созданием единой системы электронного правительства в РФ. Сегодня Портал предоставляет услуги 28 министерств, 59 ведомств и 12 организаций, которые имеют компетенции предоставления сопутствующих услуг. В общей сложности на Портале доступно 356 федеральных государственных услуг.

Проанализировав статистику использования портала госуслуг видно, что наиболее популярными услугами являются: получение справки о состоянии по налогам, сборам, штрафам (23 %), предоставление информации о ходе исполнительного производства (10 %),

получение паспорта нового поколения (8 %), назначение пенсии (7 %), регистрации гражданина по месту жительства (5 %)1.

В целом, данная система является ключевым элементом электронного правительства России.

За прошедшие годы - существенно возросли затраты организаций Республики Башкортостан на информационное обеспечение, рисунок 1.

Рисунок 1. Затраты на информационные технологии организаций РБ млрд рублей [15]

Высокие затраты на эксплуатацию и модернизацию информационных систем, обусловлены как моральным и технологическим устареванием, так и высокой долей зарубежного программного обеспечения.

В Российской Федерации стратегия развития информационных технологий определяется государственной программой «Информационное общество 2011-2020 годы»»2. Приоритетные направления данной программы:

• клиентоориентированность услуг;

• открытость данных, развитие инфраструктуры электронного правительства;

• обеспечение доступа ко всем услугам через мобильные устройства;

• развитие системы электронного образования.

В Республике Башкортостан в конце апреля 2017 г., была принята программа «Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2018-2023 годы»» (Программа) [16]. Республиканская Программа была разработана с учетом всех тенденций и приоритетов развития информационных технологий в России и мире.

Цель данной Программы - создать условия для эффективного взаимодействия власти с гражданами и организациями региона, на основе качественного развития информационно-

1 Единый портал государственных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www.go suslugi.ru/.

2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 25.09.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

телекоммуникационных технологий. Предусмотрен общий объем финансирования Программы - порядка 1,5 млрд рублей.

Государственная Программа состоит из трех подпрограмм:

1. Государственные и муниципальные услуги в электронном виде;

2. Ведомственная информатизация;

3. Технологическая инфраструктура.

Планируется достигнуть уровня оказания приоритетных услуг в электронной форме к 2023 году на уровне 50 %, притом, что в 2017 г. данный показатель - лишь 7 % [16].

Одним из основных инструментов оценки развития информационного общества является «Индекс готовности регионов России к информационному обществу» [16]. Индекс рассчитывается в соответствии с международными стандартами (при расчете используется более 70 показателей). Индекс позволяет оценить степень дифференциации регионов РФ по интегральным показателям развития информационного общества, рисунок 2.

и

H

«

s

§

я

a

CQ OJ

о К

CO О

Л s

R u

О <D

С Л

о

S

s

H

о

c3

«

Ю

О

Индекс готовности региона к информационному обществу

V.________________________'

ИКТ в государственном и муниципальном :

г....................................................................................•.

ИКТ в бизнесе

ИКТ в домохозяйствах - ИКТ в культуре

ИКТ в образовании ■

I *

ИКТ в здравоохранении

Рисунок 2. Основные компоненты Индекса готовности регионов России к информационному обществу

За отчетный период, республика существенно улучшила показатели информатизации регионального управления. Башкортостан по степени готовности к формированию информационного общества поднялся с 52-го (2012 г.) на 26-е (2016 г.) место (в целом по России) [16, 17].

По значению показателя «ИКТ-инфраструктура»» Республика Башкортостан переместилась с 57-го на 32-е место, несмотря на положительную динамику, регион значительно уступает по ряду характеристик как общемировым, так и общероссийским показателям [16].

По показателю «ИКТ в государственном и муниципальном управлении»» республика поднялась с 43-го места на 10-е среди регионов России. Благодаря внедрению информационных технологий, у государственных и муниципальных органов власти появляется возможность обеспечить принципиально новое взаимодействие между различными субъектами для реализации задач государственного и местного значения: обеспечивает высокий уровень

взаимодействия регионов, повышает скорость получения информации от разных субъектов; их достоверность и полноту; способствует обеспечению оперативности обратной связи.

Основные направления использования Интернета для взаимодействия и получения государственных услуг организациями Республики Башкортостан показаны на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3. Использование Интернета для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в РБ (% от общего числа организаций, использовавших ИТ) [15]

Рисунок 4. Использование Интернета для получения отдельных видов государственных услуг в РБ (% от общего числа организаций, использовавших ИТ) [15]

Цель подпрограммы ведомственная информатизация - автоматизация предоставления услуг для населения. Достижение данной цели предполагает формирование единого государственного информационного пространства. Планируется сформировать полноценный и эффективный межведомственный обмен информацией.

По подындексу «Использование ИКТ в сфере образования» Республика Башкортостан значительно улучшила свои позиции - поднялась с 78-го до 29-го места среди субъектов

Российской Федерации. Однако, по ряду весьма значимых показателей, таких как доля школ, имеющих доступ к Интернету и имеющих веб-сайты - значительно отстает от среднероссийского значения [16, 17].

По подындексу «Использование ИКТ в сфере здравоохранения»» Республика Башкортостан вошла в десятку сильнейших среди субъектов Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из важнейших активов современной экономики являются цифровые платформы. Эти платформы являются инструментом воздействия с клиентами и осуществления транзакций, а также средством создания инновационной бизнес-модели. Такие платформы существенно облегчают те или иные операции, для выполнения которых раньше пришлось бы затратить много времени и ресурсов.

Основные задачи системы «Открытая Республика» (при Государственном комитете РБ по информатизации) - перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму; расширение каналов электронного доступа к услугам. Функционирование системы «Открытая Республика» обеспечивает функционирование основных инфраструктурных компонентов электронного правительства.

В последние годы показатель использования Интернета для получения отдельных видов государственных и муниципальных услуг возрастает как для юридических, так и для физических лиц.

В Республике Башкортостан создано 25 офисов МФЦ, что обеспечивает доступность государственных и муниципальных услуг для 41,6 % населения3, зарегистрировано более полутора миллионов жителей республики4.

Количество услуг РГАУ, предоставляемых «МФЦ Республики Башкортостан» с учётом работы удалённых рабочих мест, с каждым годом растет, рисунок 5.

4500000 4000000 3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

2014 2015 2016

■ Республика Башкортостан ■ г. Уфа

Рисунок 5. Динамика предоставленных услуг РГА У «МФЦ Республики Башкортостан»5

3 Сайт РГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mfcrb.ru/.

4 Новости Уфы и Башкортостана © 2008-2018 BezFormata.Ru. [Электронный ресурс] http://ufa.bezformata.ru 20 Мая 2018.

5 Сайт РГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mfcrb.ru/.

«МФЦ для бизнеса». Услуги, которые бизнес-сообщество может получать через указанные центры условно можно разделить по сферам взаимодействия:

• предоставление государственных и муниципальных услуг;

• регулирование деятельности: отчетность, лицензирование, трудовое законодательство, отраслевое законодательство и прочее;

• финансовая поддержка: кредиты/займы, гарантии/поручительства, субсидии/гранты, инвестиции;

• сбыт/информационно-маркетинговый блок: государственные закупки/государственные заказы, программы территориального развития, ведомственное планирование, участие в цепочках поставщиков («бизнес-спутники»), содействие в выходе на экспорт, работа с торговыми представительствами;

• помещения: аренда помещений на льготных основаниях, предоставление помещений (помещения в бизнес-инкубаторах, технопарках), покупка/аренда помещений у государства, упрощение доступа к сетям инженерно-технического обеспечения;

• кадры: содействие в найме, содействие в развитии компетенции персонала;

• обучение: бизнес-ориентирование, исследования, экономическое прогнозирование рынков, бизнес-консультирование, инновационные продукты;

• защита бизнеса / продвижение интересов: опосредованная помощь и поддержка;

• сервисный блок: юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги, страхование, лизинг, регистрация на торговых площадках, выдача ключей электронных подписей, оценка имущества, услуги геодезистов и прочее.

Пилотный проект «МФЦ для бизнеса» стартовал в Республике Башкортостан в 2016 году на базе действующей филиальной сети МФЦ. В условиях отсутствия финансирования под развитие новой сети специализированных МФЦ по обслуживанию юридических лиц, было принято решение выделить ряд окон в действующих офисах под обслуживание бизнеса. Всего на сегодняшний день в МФЦ предоставляется более 1100 услуг (включая услуги муниципальных органов власти), из которых больше половины могут быть предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства.

В 2015 году был разработан портал «Электронное образование Республики Башкортостан», который является интегратором порталов образовательных организаций региона6.

Основными проблемами в сфере развития информационного общества в регионе являются следующие:

1. высокие издержки эксплуатации информационных систем, обусловленные их устареванием;

2. превалирующая доля зарубежного программного обеспечения в составе республиканских информационных систем (в том числе на рабочих местах государственных гражданских служащих) [18];

6 Портал «Электронное образование Республики Башкортостан». - Режим доступа: https://edu.bashkortostan.ru.

3. несовершенство проектирования региональных информационных систем;

4. ведомственная разрозненность, несогласованность и дублирование информационных ресурсов, как следствие - недостаточная эффективность использования ИКТ в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;

5. отсутствие единых подходов к реализации современных ИКТ-технологий [19]. Сельские районы республики имеют слабые каналы коммуникационного доступа к информационным сервисам;

6. разрозненный подход к тарифообразованию услуг информатизации и связи;

7. административные барьеры на региональном рынке информационно-коммуникационных услуг, отсутствие унифицированных административных регламентов;

8. низкий уровень осведомленности граждан (особенно старшей возрастной группы) о возможности и преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Информация о преимуществах Интернет-услуг изложена в основном в сети Интернет, к которой часть населения не обращается;

9. отсутствие компьютерной грамотности и навыков работы с информацией, которые обусловливают сложности на пути к информационному обществу для определенной группы населения;

10. недостаточное количество многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Данная проблема актуальная в небольших муниципальных образованиях Республики Башкортостан, когда на несколько населенных пунктов, с малым населением, организован один МФЦ, в одном из крупных центров. Пожилые люди и маломобильные группы населения вынуждены добираться до крупного населенного пункта, отстаивать многочасовые очереди для получения интересующей услуги [18];

11. некомплектность сотрудников МФЦ.

Активизация процессов региональной информатизации Республики Башкортостан должна быть сосредоточена на следующих направлениях:

1. Рост масштаба информатизации социального обслуживания (особенно в сферах здравоохранения, образования, рекреации), предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Обеспечение проникновения инноваций и услуг связи на территории Республики Башкортостан и устранение цифрового неравенства. Особенно это актуально для сельских и отдаленных территорий Республики Башкортостан.

3. Изучение передового зарубежного и отечественного опыта в сфере ИТ для использования в системе управления региональным развитием.

4. Разработка, внедрение и распространение технологической информационно-коммуникационной инфраструктуры РБ.

5. Обеспечение информационной безопасности [20].

6. Активизация взаимодействия власти с гражданами за счет внедрения социальных сетей в государственном и муниципальном управлении.

7. Снижение административных барьеров при получении государственных и муниципальных услуг субъектами малого и среднего бизнеса.

8. Расширение видов услуг для бизнеса на базе МФЦ. Для оперативного и эффективного управления собственным делом, возможно оказание следующих видов дополнительных услуг для бизнеса на базе МФЦ: лицензирование; составление бизнес-планов; подготовка документации для получения господдержки; сдача отчетности; открытие расчетного счета и ведение лицевых счетов; страхование бизнеса; оказание консалтинговых услуг и других.

9. Создание системы подготовки и переподготовки кадров для многофункциональных центров.

Формирование и развитие информационного общества в Республике Башкортостан обеспечит конкурентоспособность региона, повысит эффективность функционирования социально-экономической системы региона, улучшит качество жизни ее граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачило И.Л. Информационное обеспечение государственного регулирования в области экономики. Правовые проблемы / И.Л. Бачило // Информационное общество. - 2009. - № 2. - С. 19.

2. Бестолкова Г.В. Государственные электронные услуги: виды и особенности / Г.В. Бестолкова // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 65. С. 23-44.

3. Воронина Л.И. / под общ. ред. проф. Т.М. Резер Функции и услуги в системе государственного и муниципального управления: монография Л.И. Воронина, С.Н. Костина, А.В. Томильцев / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 139 с.

4. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства» / А.В. Данилин - М.: Инфра-М, 2011. - 336 с.

5. Ковалева Н.Н. Государственное управление в условиях использования информационных технологий / Н.Н. Ковалева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 6 (95). - С. 40-43.

6. Носонов А.М. Инновационное развитие регионов России: факторы и пространственно-временные закономерности / А.М. Носонов // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - № 2. -2016. - С. 27-34.

7. Носонов А.М. Формирование информационного общества в регионах России / А.М. Носонов // Регионология. - № 4 (97). - 2016. - С. 114-126.

8. Петухова С.П. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе новой индустриализации российской экономики / С.П. Петухова // Институциональная среда «новой индустриализации» экономики России: сб. / под ред. Е.Б. Ленчук. М.: Институт экономики РАН, 2014. С. 189-212.

9. Чанышева В.А. Обоснование эффективности реализации принципа единого окна / В.А. Чанышева // Актуальные проблемы управления в социальных и экономических системах: Сборник научных трудов. - Уфа: УГАТУ, 2006. - С. 170-174.

10. Кадцына Е.С. Оценка влияния фактора информационных технологий на развитие экономики уральского региона / Е.С. Кадцына. - В сборнике: Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики сборник научных статей XIV Международной научно-практической конференции молодых учёных. 2016. С. 250-255.

11. Сенькив И.О. Информатизация системы управления региональным развитием: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Сенькив Иван Олегович. - Санкт-Петербург, - 2017. - 19 с.

12. Сенькив И.О. Проблемы развития региональной информатизации / И.О. Сенькив, С.В. Прокопенков // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-2 (77-2).

- 0,5 п.л. / 0,25 п.л.

13. Соколова Н.А. Исследование свойств информационной модели управления экономическим развитием региона на основе программно-целевого метода Н.А. Соколова, Г.А. Райко, Е.В. Данилец. - Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2014. Т. 5. № 3 (71). С. 43-47.

14. Яковлева Ю.К. Информационное обеспечение индикативного управления социально-экономическим развитием регионов / Яковлева Ю.К. Вестник Института экономических исследований. 2017. № 1 (5). С. 90-105.

15. Мотовиц Т.Г., Колесова В.Г. К вопросу о роли информационных технологий в современном развитии Дальневосточного региона / Т.Г. Мотовиц, В.Г. Колесова.

- Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 705-713.

16. Наука и информационные технологии в Республике Башкортостан: статистический сборник - Уфа: Башкортостанстат, 2018 г. - 98 с.

17. Государственная программа «Развитие информационного общества в Республике Башкортостан» на 2018-2023 гг. утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 апреля 2017 года N 191.URL: https://pravitelstvorb.ru/upload/iblock/5cc/5cca59721d84e95eed4547496346610b.pdf (дата обращения: 23.08.2018).

18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат.

- М., 2018.

19. Гаврилова Л.А. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания / Л.А. Гаврилова // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/.

20. Гукасова Н.Р. Многофункциональные центры в регионах РФ: проблемы развития / Н.Р. Гукасова, Т.А. Марфутенко, А.А. Орлянская, В.А. Тимченко, В.В. Хубулова. - Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 6 (429). С. 128142.

21. Гайсинский И.Е. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного и муниципального управления в рамках цифрового суверенитета / И.Е. Гайсинский, Н.Д. Никоненко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 26-29.

Zainasheva Zarima Gafarovna

Ufa state petroleum technological university, Ufa, Russia

E-mail: [email protected]

Gavrilenko Irina Grigorievna

Ufa state petroleum technological university, Ufa, Russia E-mail: [email protected]

Computerization of the system of management of regional development (on example of Republic of Bashkortostan)

Abstract. The Informatization of the regional economy and management is an impulse to the use of information in order to increase the level of socio-economic development of the region and the country as a whole. This explains the relevance of this topic. The aim of the work is to study the process of Informatization of the development management system of the Republic of Bashkortostan, substantiation of measures to activate this process. The authors of the article analyze the main indicators of the level of development of the information society in the region: the index of readiness of the region to the information society; ICT infrastructure; ICT in state and municipal management; ICT in education and health. In the article, on the basis of the analysis, both positive trends and problematic issues are identified. The main problems in the sphere of formation and development of the information society in the region are the following: high costs of operation and modernization of information systems; lack of common approaches to the implementation of modern ICT technologies; lack of a systematic approach to the implementation of methods and technologies of e-learning at all levels of education; disparate approach to the tariff formation of communication services; administrative barriers in the market of information and communication services; low level of awareness of citizens about the possibility and benefits of obtaining state and municipal services in electronic form and the absence of unified administrative regulations.

At the end of the work, the authors formulated the priority directions for the activation of regional Informatization processes.

1. Growth of scale of application of different types of information technologies in spheres of human activity, first of all in a services sector of the social sphere (medical and sanatorium, educational, financial, legal, consulting, tourist services, etc.) and also in the public and municipal administration.

2. Justification of placement of objects of IT of infrastructure according to local social and economic conditions, scientific and technical potential, technical and technological capabilities of territories of the Republic of Bashkortostan.

3. Studying of the best practices of the post-industrial countries in the sphere of IT for use of his best achievements in domestic economy.

4. Alignment of territorial differences in the level of development of ICT. At the same time it is obvious that the role of the large cities as centers of information innovations will remain, however development of mechanisms of smoothing of information and communication lag of the rural and remote territories of the Republic of Bashkortostan is necessary.

5. Development, introduction and distribution of technological information and communication infrastructure of RB.

Вестник Евразийской науки 2018, №5, Том 10 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today

6. It is also necessary to expand introduction of social networks in the public and municipal administration as use of this tool of this tool will allow to improve interaction with citizens.

Keywords: informatization; region; Internet; information and communication technologies (ICT); services; Multifunctional center of state and municipal services (MFC); information society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.