ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT
УДК 351:316.774 ББК 60.84 Т 98
В.Н. Тюшняков,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Южного федерального университета, г. Таганрог. Тел.: + 7 (928) 673-86-84, e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
(Рецензирована)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00835 А Аннотация. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме является целевой задачей в соответствии с государственной программой «Информационное общество 2011-2020 годы» и стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. В статье рассмотрены инфраструктурные элементы технологической основы перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму. Охарактеризована практика применения технологий электронного правительства в системе предоставления государственных и муниципальных услуг на федеральном и региональном уровнях. Значение показателя удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг из года в год показывает уверенный рост и существенно превышает запланированный уровень. В исследовании представлен рейтинг субъектов Южного федерального округа по количеству граждан, зарегистрированных на портале госуслуг. Ростовская область в данном рейтинге занимает первое место. Проанализирована динамика предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Ростовской области. Проведенный анализ позволит определить проблемные вопросы использования технологий электронного правительства в инфраструктуре системы предоставления госуслуг, обозначить пути развития информационно-коммуникационных технологий в органах власти, сформулировать новые требования к эффективности и качеству государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: электронное правительство, информационное общество, государственные и муниципальные услуги, многофункциональный центр, портал госуслуг.
V.N. Tyushnyakov,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of State and Municipal Management Department, Southern Federal University, Taganrog. Ph.: +7 (928) 673-86-84, e-mail: [email protected]
THE ANALYSIS OF E-GOVERNMENT TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION EXPERIENCE IN THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES DELIVERY
The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 18-010-00835 А Abstract. The provision of state and municipal services in electronic form is a priority direction in accordance with the state program "Information Society 2011-2020" and the strategy of the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030. The article discusses infrastructure systems, which are the technological basis for transferring the provision of state and municipal services to electronic form. The practice of using e-government technologies in the system of providing state and municipal services at the federal and regional levels is characterized. The value of the indicator of citizens' satisfaction with the quality of public service provision from year to year shows steady growth and significantly exceeds the planned level. The study presents the rating of the subjects of the Southern Federal District by the number of citizens registered on the portal of public services. Rostov region in this ranking takes the first place. Analyzed the dynamics of the provision of state and municipal services in the multifunctional centers of the Rostov region. The analysis will reveal the problems of applying e-government technologies in the system of providing state and municipal services, identify areas for the development of information technologies in government, formulate new requirements for the efficiency and quality of state and municipal government.
Keywords: e-government, information society, state and municipal services, multifunctional center, portal of public services.
Процесс реализации мероприятий по формированию системы электронного правительства в РФ был инициирован принятием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [1] и продолжился в рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», а также Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [2].
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме стало приоритетным направлением. На современном этапе созданы и действуют основные инфраструктурные системы, являющиеся технологической основой перевода предоставления госуслуг в электронную форму [3]: единая система идентификации и аутентификации; каналы электронного доступа к государственным и муниципальным услугам; государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах; реестр государственных и муниципальных услуг; сеть многофункциональных центров.
В единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на данный момент зарегистрировано порядка 66 млн
пользователей. С ЕСИА интегрированы практически все федеральные органы власти, предоставляющие госуслуги и региональные порталы услуг, что позволяет гражданам использовать единый идентификатор доступа к электронным государственным и муниципальным услугам различных поставщиков услуг и через различные каналы доступа [3]. ЕСИА представляет собой единую систему доступа к более чем 4 тыс. государственных и коммерческих порталов. Через ЕСИА уже совершено более 1 млрд авторизаций, четверть которых пользователи осуществили для входа на Единый портал госуслуг (ЕПГУ).
К каналам электронного доступа к государственным и муниципальным услугам относят: единый портал государственных и муниципальных услуг; созданные в субъектах РФ региональные порталы госуслуг (РПГУ); официальные веб-сайты и порталы органов государственной власти и местного самоуправления; разнообразные мобильные приложения; инфоматы.
В 2018 г. ЕПГУ предоставляет возможность получить более 27 тыс. госуслуг муниципального, регионального и федерального уровня. Подтвержденная учетная запись требуется для получения примерно 23 тыс. госуслуг. Количество
. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах
Подтверждение информации о начислении
Информация об оплате
Оператор информационной Системы
(Федеральное казначейство)
банк
Организация ШЕЯ ПОЧТОВОЙ связи
Г. Региональный портал государственных услуг
Администраторы (главные) доходов
№
Региональная информационная система о государственных и муниципальных платежах
Информация об оплате
• Финансовые органы
Подготовка информации о начислении
Органы гос. власти и местного, самоуправления
Многофункционапьнь^ центры
Информация о подтверждении оплаты в течение одной минуты
Региональный портал государственных услуг
Государственные I муниципальные
учреждения
Заявители
(физические и юридические лица)
Рис. 1. Информационные потоки в государственной информационной системе ГМП [5]
пользователей ЕПГУ, обладающих такой учетной записью, составляет около 60%, или более 40 млн граждан [4].
Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) предоставляет возможность физическим и юридическим лицам получить данные о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы РФ по принципу «одного окна» и осуществляет учет начислений и платежей в процессе предоставлении услуг (рис. 1) [5].
Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (ФРГУ) содержит информацию обо всех государственных услугах. Пользователи ФРГУ получают доступ к перечню более чем 787 госуслуг и функций. Среди них: 69 услуг от федеральных ведомств; 173 услуги контрольных и надзорных органов; 613 услуг различных органов государственной власти, которые осуществляют государственные услуги. ФРГУ разделяется на несколько разделов по географическому признаку [6].
Муниципальные услуги составляются независимо каждым муниципальным образованием. Данные услуги четко ограничены границами этого муниципального образования.
Региональные услуги предоставляются на территории отдельного
субъекта РФ. Такие услуги могут и, как правило, отличаются от услуг в реестрах других субъектов РФ. Эти два массива данных объединяются в Федеральный реестр услуг. Реестр представляет собой список услуг, предоставляемых населению органами государственной власти, а также их территориальными подразделениями по всей Российской Федерации.
В последние годы наблюдается быстрый рост предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме: «...в первом квартале 2017 года через ЕПГУ было проведено 3,1 млн платежей на общую сумму 3,5 млрд рублей. Это представляет практически 50% от объема всех платежей 2016 года через ЕПГУ. Такой рост можно объяснить тем, что с 1 января 2017 года у заявителей, помимо удобного интерфейса и скорости в получении электронных госуслуг, появилась также и дополнительная финансовая мотивация заказывать госуслуги через ЕПГУ...» [7].
По данным Росстата, 64,3% заявителей в 2017 году (в 2018 г. прогнозируется выше 70%), обращавшихся за получением государственных и муниципальных услуг, использовали сервис получения госуслуг в электронном виде. Это превышает целевое значение
показателя Госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 годы)» на 2017 год. Однако достижение целевого значения данного показателя, установленного Указом Президента № 601 (70% в 2018 году) требует перевода в электронный вид всех наиболее востребованных госуслуг, а также повышения качества их предоставления с учетом ориентированности на жизненные ситуации, простоты и доступности получения с различных устройств [3].
В настоящее время сеть многофункциональных центров (МФЦ) «Мои документы» насчитывает более 13 тысяч точек предоставления госуслуг по всей стране (2777 МФЦ и 10317 ТОСП - по состоянию на 1 января 2018 года). У 96% населения РФ имеется возможность получения услуг по принципу «одного окна». МФЦ предоставляет большинство востребованных и социально значимых услуг, таких как выдача паспорта гражданина РФ, регистрационный учет по месту проживания, регистрация недвижимого имущества, выдача сертификата на материнский капитал. В РФ задействовано порядка 33 тыс. универсальных специалистов. Около 350 тыс. граждан ежедневно обращаются в МФЦ за получением госуслуг. Всего в МФЦ «Мои документы» оказывается около 30 федеральных и 150 региональных и муниципальных услуг, и их перечень постоянно расширяется. Например, в 2018 году у МФЦ появилась возможность оказывать услуги ЗАГС [8, 9].
В Ростовской области успешно проводятся мероприятия, направленные на развитие информационных
технологий, создание информационных систем и ресурсов, как для органов государственного и муниципального управления, так и для граждан. С целью повышения качества предоставления госуслуг в электронном виде Министерство информационных технологий и связи Ростовской области разработало рейтинг муниципальных образований по внедрению технологий электронного правительства (рис. 2) [10, 11].
Рейтинг формируется на основе пяти индикаторов: количество запросов к федеральным органам власти через СМЭВ; количество запросов к региональным ведомствам; количество запросов в ГИС ГМП; запросы, поданные через ЕПГУ; отношение количества выполненных заявлений к общему объему поданных заявлений.
Доля жителей Ростовской области в 2016 году, зарегистрированных на портале госуслуг, составила 47,9% (1,7 млн человек), в 2017 году - 64% (2,3 млн человек). По итогам 3-го квартала 2018 года доля жителей области, зарегистрированных на портале госуслуг, составила 74,0%, или 2,6 млн человек [12].
В рейтинге субъектов Южного федерального округа по количеству граждан, зарегистрированных на портале госуслуг, Ростовская область занимает 1 место (табл. 1) [13].
На портале госуслуг доступно: 839 федеральных, 266 государственных и 40 типизированных муниципальных услуг Ростовской области. С начала 2018 года в электронной форме предоставлено 1 200 тысяч услуг. В 2017 году, используя портал госуслуг, жители области заказали 630 тысяч
Таблица 1
Рейтинг субъектов Южного федерального округа по количеству граждан, зарегистрированных на портале госуслуг [13]
Субъект Место по округу Доля граждан, зарегистрированных на портале госуслуг (%)
Ростовская область 1 74,0
Республика Адыгея 2 61,7
Республика Калмыкия 3 56,8
Волгоградская область 4 51,4
Астраханская область 5 51,3
город Севастополь 6 48,3
Краснодарский край 7 48,0
Республика Крым 8 25,4
г. Азов Дубовскнй район Пролетарский район С емикар акорский район Орловский район Веселовский район Тацинский район
Целинскнй район г. Таганрог Мартыновский район Милютинский район Чертковский район Константиновский район г. Новочеркасск
3 аветинский район Каменский район г. Новошахтинск Морозовский район Кагальницкий район Родионово-Несветайский район Тарасовский район
Боковский район Кр асносулинский район Миллер овский район Усть-Донецкий район г. Каменск-Шахтинский Советский район Волгодонской район
Сальскин район Пе счанокопский район г. Донецк Аксайский район Куйбышевский район г. Гуково Зим овниковский район
Оолнвскнй район Шолоховский район г. Зверево г. Батайск Мясниковский район Неклиновский район Цимлянский район
Октябрьский район Б ел окалитвинский район г. Ростов-на-Дону Азовский район Багаевский район Рем онтненский район Каш ар с кий район
Матвеево-Курганский район Егор лыке кий район Зерногр адский район г. Шахты Верхнедонской район г. Волгодонск
от 43 до 60 баллов (отлично) - от 18 до 29 баллов (удовлетворительно)
от 30 до 47 баллов (хорошо) - от 0 до 17 баллов (неудовлетворительно)
Рис. 2. Рейтингмуниципсолъных обрсзовснийРостовской области по внеервнни теекологиР
электронного правительства [10]
услуг. С целью обеспечения устойчивого роста доли граждан, использующих систему получения госуслуг в электронномвиде, развернуто порядка 8201 пунктов активацииучетной записи для ра8еуынр еюртаееатсуслуг,в ром аисле на еазеоевеленийпочтовод свизи и сети МФЦ Ростовской области [12].
На территории Ростовской области организована работа МФЦ в 12 городских округах, 43 административных центрах и 303 городских и сельских поселениях: функционируют 75 центральных офисов МФЦ «Мои документы», а также 350 территориально обособленных структурных подразделений, открыто 1370 окон обслуживания заявителей МФЦ. Степень охвата населения сетью МФЦ составляет более 97% [12]. На базе областной сети МФЦ «Мои документы» доступны 230 госуслуг, в том числе: 48 госуслуг федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов; 142 госуслуги областных органов исполнительной власти; 40 муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, архитектуры и градостроительства, жилищной и коммунальной отрасли, образования, поддержки предпринимательской деятельности.
По итогам работы сети МФЦ Ростовской области в 2017 году, всего оказано 4,5 млн услуг, в том числе: принято дел - 2,9 млн (из них более 1,5 млн
по услугам федеральных органов исполнительной власти), предоставлено консультаций - 1,6 млн.
Смомента создания сети МФЦот-мечается досойчивьга рост обращений заявионлейтнуслугамиМФЦ. Дитемт-капредоставления уьнуаьМФЦ Ростовской области представлена на рис. 3 [12].
Следует отметить, что рост показателей осуществляется за счет предоставления массовых услуг, связанных с получением сведений и выписок, таких как информирование о штрафах ГИБДД, налоговой задолженности и услуг записи на прием к врачу.
Основной интерес для жителей Ростовской области представляют услуги федеральных и областных органов исполнительной власти, отмечается существенный рост числа обращений по федеральным услугам.
В Ростовской области внедрена интерактивная система мониторинга качества предоставления услуг на базе МФЦ, позволяющая фиксировать удовлетворенность граждан по итогам посещения МФЦ при помощи голосования посредством информационных киосков, установленных в МФЦ, на портале областной сети МФЦ (www. mfc61.ru), СМС-опросов или в рамках обращений на горячую линию Уполномоченного МФЦ. Система интегрирована с единым федеральным ресурсом оценки качества работы органов власти и МФЦ.
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. 3. Динамика предоставления госуслуг в МФЦ Ростовской области [12]
В законодательстве определение государственной или муниципальной услуги в электронном виде слишком широко трактует это понятие, и имеется необходимость уточнения, в том числе для разработки методики оценки эффективности развития электронного правительства.
Таким образом, проблемы создания системы технической инфраструктуры электронного правительства РФ в
основном решены, однако накопившиеся рассогласованности и вопросы развития информационных технологий в органах власти, современные требования к эффективности государственного и муниципального управления, растущие потребности пользователей и возможности современных цифровых технологий актуализируют задачу дальнейшего развития концепции электронного правительства.
Примечания:
1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: учебник для вузов. СПб: Питер, 2013. 320 с.
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
3. Системный проект электронного правительства Российской Федерации до 2020 года. М., 2016. URL: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektron-nogo-pravitelstva-rf.pdf.
4. Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства РФ. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/_%28EOTA%29.
5. Государственные и муниципальные платежи. URL: http://www.tadviser.ru/index. php/ cache=no&ptype=integr.
6. Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг. URL: https:// reestrgosuslug.ru/.
7. ИТ в органах государственной власти 2017 // РосБизнесКонсалтинг. URL: http:// www.cnews.ru/reviews/free/gov2017/.
8. МФЦ «Мои документы» // Совершенствование Государственного управления. URL: http://ar.gov.ru/ru-RU/menu/default/index/12.
9. Тюшняков В.Н. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 11 (124). С. 224-232.
10. Рейтинг муниципальных образований и органов власти Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http://minsvyaz. donland.ru/Default.aspx?pageid=132199.
11. Tyushnyakov V.N., Tyushnyakova I.A. Information and analytical support of strategies elaboration process for innovative development of a region // SWorldJournal. 2015. Т. 7, № 1 (8). С. 16-20.
12. Государственные и муниципальные услуги // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland.ru/.
13. О мониторинге работы «Электронного правительства» муниципальных образований и органов исполнительной власти Ростовской области // Министерство информационных технологий и связи Ростовской области. URL: http://minsvyaz. donland.ru/Data/Sites/54/media/1квартал_v4.pptx.
References:
1. Saak A.E., Pakhomov E.V., Tyushnyakov V.N. Information technology management: a textbook for high schools. SPb.: Peter, 2013. 320 p.
2. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 09.05.2017 // Collection Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. Art. 2901.
3. The system project of the electronic government of the Russian Federation until 2020. M., 2016. URL: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf.
4. Unified identification and authentication system in the infrastructure of the electronic government of the Russian Federation. URL: http://www.tadviser.ru/ index.php/_%28ESIAA29.
5. State and municipal payments. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/cache = no & ptype = integr.
6. Federal Register of State and Municipal Services. URL: https://reestrgosuslug.ru/.
7. IT in government in 2017 // RosBusinessConsulting. URL: http://www.cnews.ru/ reviews/free/gov2017/.
8. MFC "My Documents" // Improving Public Administration. URL: http://ar.gov.ru/ ru-RU/menu/default/index/12.
9. Tyushnyakov V.N. Improving the quality of state and municipal services on the basis of multifunctional centers // Izvestiya of the Southern Federal University. Technical Science. 2011. No. 11 (124). Pp. 224-232.
10. Rating of municipalities and authorities of the Rostov region // Official portal of the Government of the Rostov region. URL: http://minsvyaz.donland.ru/Default. aspx?pageid=132199.
11. Tyushnyakov V.N., Tyushnyakova I.A. Information and analytical support of strategies for the development of a region // SWorldJournal. 2015. Vol. 7, No. 1 (8). Pp. 16-20.
12. State and municipal services // The official portal of the Government of the Rostov region. URL: https://www.donland.ru/.
13. On monitoring the work of the "Electronic Government" of municipalities and executive authorities of the Rostov region // Ministry of Information Technologies and Communications of the Rostov Region. URL: http://minsvyaz.donland.ru/Data/ Sites/54/media/1kvartal_v4.pptx.