Научная статья на тему 'Особенности модернизации сектора государственных услуг'

Особенности модернизации сектора государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CФЕРА УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / SERVICES / GOVERNMENT SERVICES / INFORMATION SOCIETY / MODERNIZATION / ADMINISTRATIVE REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

Модернизация системы государственного управления России в последние годы проходит на фоне стремительного прогресса информационного общества, усиления процессов глобальной интеграции и широкого применения информационно-коммуникационных технологий. Государственные услуги в новых условиях требуют совершенствования технологической, административной и нормативно-правовой базы. Эффективная система государственного и муниципального управления, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также удовлетворение интересов и потребностей населения, становятся основным фактором развития государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of public administration in Russia in recent years against the backdrop of the rapid progress of information society, the growing process of global integration and extensive use of information and communication technologies. Public services in the new environment need to be improved technological, administrative and regulatory framework. An effective system of public and municipal administration, improving the quality of public and municipal services, as well as the interests and needs of the population, have become a major factor in the development of the state.

Текст научной работы на тему «Особенности модернизации сектора государственных услуг»

Н.В. Попова

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация

Модернизация системы государственного управления России в последние годы проходит на фоне стремительного прогресса информационного общества, усиления процессов глобальной интеграции и широкого применения информационнокоммуникационных технологий. Государственные услуги в новых условиях требуют совершенствования технологической, административной и нормативно-правовой базы. Эффективная система государственного и муниципального управления, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также удовлетворение интересов и потребностей населения, становятся основным фактором развития государства.

Annotation

Modernization of public administration in Russia in recent years against the backdrop of the rapid progress of information society, the growing process of global integration and extensive use of information and communication technologies. Public services in the new environment need to be improved technological, administrative and regulatory framework. An effective system of public and municipal administration, improving the quality of public and municipal services, as well as the interests and needs of the population, have become a major factor in the development of the state.

Ключевые слова

Cфера услуг, государственные услуги, информационное общество, модернизация, административная реформа

Keywords

Services, government services, information society, modernization, administrative reform.

Развитие системы государственного управления России в последние годы проходит на фоне стремительного прогресса информационного общества,

усиления процессов глобальной интеграции и широкого применения информационно-коммуникационных технологий. Государственные услуги как неотъемлемая часть взаимодействия органов государственного управления с гражданами и хозяйствующими субъектами, требуют в новых условиях совершенствования технологической, административной и нормативно-правовой базы.

Государственную услугу следует понимать как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, го-

сударственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [1].

Государственные услуги занимают значительное место в общем перечне

услуг. Необходимо разделять такие понятия, как «государственная», «публичная» и «социальная» услуга.

Так, под «публичной услугой» следует понимать частные услуги, предоставляемые физическим и юридическим лицам государственными органами власти при непосредственном взаимодействии. С помощью такого рода услуг становится возможным удовлетворение общественного интереса.

Социальные услуги тесно связаны с публичными услугами. Они могут быть оказаны любыми субъектами. В основном, они могут быть реализованы в отраслях социальной сферы [2].

Государственная услуга непосредственно связана с публичными функциями государства и вытекает из них. В частности, речь идет о таких услугах, как: лицензирование, сертификация, регистрация, оформление в собственность, выдача справок. Данная услуга оказывается государственными органами власти при непосредственном взаимодействии с заявителем [3].

Разделяют вынужденные и добровольные государственные услуги. Вынужденная услуга должна оказываться государственными органами власти только на бесплатной основе, за исключением тех случаев, когда при ее предоставлении заявитель должен оплатить государственную пошлину.

Проводимая административная реформа должна создать необходимые организационно-правовые условия для реализации такой современной формы оказания государственных услуг, как предоставление их в электронном виде. При этом повышение уровня информатизации органов власти и их технологической оснащенности имеет своей целью, в первую очередь, повышение эффективности государственного управления, более полную реализацию прав граждан демократического общества, повышение прозрачности и подотчетности административного аппарата.

Происходящие тенденции в экономике страны привели к изменению баланса в количестве востребованных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти. Отсутствие нормативных основ предоставления госус-луг в электронном виде способствовало появлению дефицита подобного рода услуг. Подобные тенденции ведут к увеличению временных и финансовых затрат для конечных потребителей на получение информации об услуге и самой услуги. Расширение сети многофункциональных центров лишь отчасти решает указанную проблему. Кроме того, это приводит к росту количества взаимосвязей между разными структурами. Регламентация вновь возникающих взаимосвязей требует внесения соответствующих корректив в действующие нормативно-правовые положения.

Отсутствие единой стратегии поступательного решения возникающих задач в области развития современных форм предоставления государственных услуг приводит к тому, что реализуемые тактические меры характеризуются отсутствием согласованности. Подобные тенденции затрудняют процесс повсеместного внедрения современных организационно-экономических форм развития государственного сектора сферы услуг. При этом труднодостижимой становится задача оптимизации процесса предоставления государственных услуг посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Кризисные явления 2008-го года привели к смещению востребованности в государственных услугах в сторону социально значимых услуг. Сектор услуг оказался не готов к таким тенденциям. В результате возник дефицит в государственных услугах, предоставляемых населению, и переизбыток таких услуг для коммерческих организаций. Для достижения необходимого баланса необходима перестройка существующей

инфраструктуры с учетом нужд различных категорий населения. Вносимые изменения в нормативно-правовые положения должны определить условия и порядок получения государственных услуг различными категориями граждан.

На современном этапе развития общества, прежде всего, необходима адаптация всей системы государственного бюджетирования с учетом происходящих в экономике изменений. Задача совершенствования процесса организации предоставления госуслуг должна реализовываться параллельно с реформированием бюджетной системы. Это будет способствовать как сохранению положительных тенденций проводившейся административной реформы, так и преодолению кризисных явлений.

Отказ от дальнейшей реализации мероприятий в сфере обеспечения качества госуслуг может привести к существенному снижению доступности отдельных социальных услуг в связи с лавинообразным ростом спроса со стороны населения. При этом даже экстренная бюджетная поддержка соответствующих служб не сможет компенсировать недостатки в стандартах обеспечения услуг. Это также может стать фактором, ведущим к падению оценки качества работы органов власти, что в условиях кризиса является катализатором роста социальной напряженности. В условиях существенных бюджетных ограничений отказ от мероприятий по поддержанию и повышению качества го-суслуг может иметь особенно негативный эффект.

Рассматривая оптимизацию бюджетного планирования, а также адаптацию объемов и состава расходов на поддержание сектора государственных услуг, не следует полностью отказываться от проведения мероприятий в области повышения качества государственных услуг. Более того, своевременно внесенные изменения в структуру и

технологию оказания госуслуг в ходе административной реформы станут логичным дополнением к традиционным механизмам снятия кризисной напряженности в экономике и обществе [4].

В рыночных условиях хозяйствования удовлетворенность конечных потребителей, а также качество предоставляемых им услуг становятся определяющими факторами. Отсутствие обратной связи с поставщиком госуслуги не позволяет оценить как уровень работы органов управления, так и степень удовлетворенности потребителя. Разработка требуемых стандартов качества предоставления государственных услуг создаст необходимые предпосылки для определения места России как звена в глобальной инфраструктуре.

Проблема повышения качества государственных и муниципальных услуг может быть решена при снижении существующих административных барьеров. Это, в свою очередь, позволит повысить уровень доступности услуг для всех категорий населения.

Тем не менее основным фактором развития государства является эффективная система государственного и муниципального управления, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также удовлетворение интересов и потребностей населения.

Определяя необходимость формирования определенных условий для реализации перспективных направлений повышения эффективности государственного и муниципального управления, Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020-го г. [5] в качестве основных мероприятий предусматривает четкую регламентацию порядка предоставления, упрощение процедур, снижение трансакционных и временных издержек, затрачиваемых потребителями на получение услуг, в том числе путем формирования сети

многофункциональных центров обслуживания населения на территории Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей был проведен ряд реформ, направленных на модернизацию системы органов власти: произошли изменения в

законодательных основах государственного и муниципального управления, накоплен весомый опыт работы в сфере апробации новых моделей и механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

В рамках реализации административной реформы и формирования электронного правительства на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых документов, определивших направления повышения эффективности взаимодействия органов государственного управления всех уровней с институтами гражданского общества, прозрачности процесса предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, а также ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

Созданы условия для обращения граждан за всеми видами государственных и муниципальных услуг в одну организацию, которая берет на себя ответственность за решение любых вопросов, без их жесткого деления на федеральные, региональные и муниципальные. Одним из основных механизмов такого подхода, получивших развитие в мировой практике, является организация многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (сокращенно - МФЦ).

Таким образом, важнейшим направлением деятельности по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации является опти-

мизация механизмов нормативного, организационного и ресурсного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Принцип «одного окна» означает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осу ществляется многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. Таким образом, принцип «одного окна» предусматривает исключение участия заявителей в процессах сбора и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих сведения о личности, правах и льготах, необходимые для получения заявителем той или иной муниципальной услуги.

В процессе предоставления услуг весь объем работ по сбору, подготовке, сверке, согласованию и утверждению (визированию) необходимых документов или сведений из документов, которые формируются и хранятся в органах публичной власти и подведомственных им организациях, должен производиться этими органами и организациями самостоятельно, без участия заявителей. Функции по сбору из разных инстанций документов, касающихся заявителя, и формированию на их основе полного комплекта документов, необходимых для получения заявителем услуги, должны взять на себя службы «одного окна».

Целевая функция МФЦ в случае использования электронной модели по-

лучения услуги - предоставить заявителю возможность дистанционного обращения в орган власти за услугой, а также удаленного получения и использования результатов предоставления услуги.

Для выполнения этих работ МФЦ взаимодействует с территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами власти, в которые при текущем порядке предоставления услуги заявитель обращаться был вынужден самостоятельно.

Тем не менее в процессе анализа современной ситуации деятельности МФЦ и предоставления органами власти государственных и муниципальных услуг был выявлен ряд проблемных аспектов, решение которых является актуальным направлением повышения качества оказания услуг гражданам и организациям.

В настоящее время большинство МФЦ преимущественно организованы по принципу «одной двери», подразумевающему расположение в едином помещении представителей органов власти разных уровней. Такой подход не противоречит с организационной и правовой точки зрения действующему законодательству, но не позволяет отказаться от необходимости личного взаимодействия органов власти и заявителей при оказании услуг.

Отсутствие в административных регламентах, принимаемых органами исполнительной власти, альтернативного механизма оказания соответствующих услуг через МФЦ способствует слабой мотивации органов исполнительной власти для включения оказываемых ими услуг в сферу деятельности МФЦ и организации эффективного взаимодействия.

Существующие наработки субъектов РФ носят в основном характер локальных проектов, которые не интегри-

рованы в единую логическую схему и не подкреплены соответствующими информационными ресурсами.

Несмотря на стремительное развитие информатизации органов государственного и муниципального управления, с одной стороны, остается проблема закрытости информационно-коммуникационных технологий для внешних пользователей, преобладание внутриведомственного характера информации.

С другой стороны, существует проблема отсутствия у органов исполнительной власти правовых оснований, а также программно-информационных и материально-технических возможно-

стей для осуществления электронного обмена информацией в процессе оказания услуг на базе МФЦ.

Вместе с тем возможность электронного взаимодействия заявителя и государственных служащих позволяет гибко планировать время получения услуг, делает услуги доступными для маломобильных граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья, значительно сокращает сроки предоставления услуг. Кроме того, за счет минимизации непосредственного контакта получателя услуги и государственного служащего значительно снижается коррупционный потенциал, а также повышается комфортность процесса получения услуг.

На сегодняшний день отсутствует интеграция информации МФЦ с порталами государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в перспективе порталы должны отражать информацию и о муниципальных услугах.

В Ростовской области создана и уже функционирует сеть МФЦ, на базе которых осуществляется предоставле-

ние государственных и муниципальных услуг.

За основу построения сети МФЦ в Ростовской области взят принцип сетевого и экстерриториального получения государственных и муниципальных услуг: независимо от места регистрации заявителя на территории Ростовской области, в том числе в качестве субъектов предпринимательской деятельности, места расположения на территории Ростовской области объектов недвижимости с ориентацией на максимальную близость МФЦ к получателям услуг.

Сеть МФЦ в Ростовской области постоянно расширяется. Так, заработал Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Белокалитвинском районе.

По данным Министерства внутренней и информационной политики, центр оказывает 109 услуг в сфере социальной защиты населения, имущественно-земельных отношений, а также поддержки малого и среднего бизнеса.

Это один из первых на территории не только Ростовской области, но и всей России МФЦ, в котором на практике реализовано межведомственное и ме-журовневое взаимодействие. МФЦ вместо гражданина запрашивает у федеральных, областных и муниципальных органов власти всю необходимую информацию в электронном виде. Реализация такого взаимодействия - качественно новый виток развития отношений "гражданин-государство", который позволяет не только сократить количество предоставляемых гражданами документов, но и значительно снизить временные и финансовые затраты.

Начал свою работу новый Региональный портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области. Интернет-портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает доступ граждан и организаций к информации об условиях и порядке оказа-

ния 359 государственных услуг, а также о муниципальных услугах, число которых постоянно увеличивается. Кроме того, на этом портале можно найти всю необходимую информацию о предоставляемых госуслугах, об учреждениях, ответственных за оказание данных услуг, о документах, которые могут потребоваться. Имеется возможность подать заявление на оказание услуг в электронном виде. Помимо этого сайт информирует, как, при необходимости, обжаловать результаты оказания какой-либо услуги.

Несмотря на достигнутые результаты реформирования системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации, современный этап далек от завершения. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе и на базе МФЦ, требует использования новых подходов и методов.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27-го июля 2010 г. К210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

2.Тихомиров Ю. А. Публичные услуги: спрос общества и реализующие его институты // Материалы 6-й Международной конференции Модернизация экономики и выращивание институтов. - М: ВШЭ, 2005.

3.Шаститко А.Е. Организационные

рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. - 2004. - №7.

4.Пантелеев А.А. Совершенствование

процесса предоставления государ-

ственных и муниципальных услуг // Вестник Российской академии естественных наук. - 2011. - № 2.

5.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Феде-

рации, состоявшегося 21-го июля 2006-го г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17-го ноября 2008 г. № 1662-р.

Bibliographic list

1.The Federal Law of July 27, 2010 N210-FZ "On the organization of public and municipal services."

2.Tikhomirov Y.A. Public Services: the demand of society and its institutions are implementing / / Proceedings of the International Conference 6 Modernization of the economy and growing institutions. -M: HSE, 2005.

3.Shastitko A.E. The institutional framework of providing public services / / Problems of Economics. - 2004. - № 7.

4.Panteleev A.A. Improving the process of public and municipal services / / Herald of the Russian Academy of Natural Sciences. -2011. -№ 2.

5. The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation, is designed in accordance with the request of the President of the Russian Federation, following a meeting of the State Council, held on July 21, 2006 and approved by the Federal Government on November 17, 2008 № 1662-r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.