педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Агеева Елена Львовна, Батракова Наталья Валерьевна и другие КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ...
УДК 37:130.2
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0001
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
© 2020
SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и теологии
SPIN: 6708-4047 ResearcherlD: T-4208-2018 ORCID: 0000-0001-8919-4259
Агеева Елена Львовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Батракова Наталья Валерьевна, магистрант кафедры физиологии
и безопасности жизнедеятельности человека Воронцов Дмитрий Алексеевич, магистрант кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1,e-mail: [email protected]) Аннотация. Понятие «качество жизни» вошло в научный оборот сравнительно недавно, примерно с середины прошлого столетия. Однако до сих пор идут дискуссии о содержании этого понятия. Причем в различных областях знания данная категория трактуется по-разному. В экономических науках она трактуется с позиции экономического благополучия человека, в философии рассматривается как целостный феномен, определяющий качество всех сторон жизни человека, в здравоохранении определяющим оказывается здоровье и т.д. В педагогических науках существует достаточно много подходов к определению данной категории. Дело в том, что в этом направлении до сих пор не существует единого мнения к определению содержания понятия качества жизни. С одной стороны, в педагогических исследованиях качества жизни проявляется узко специализированный подход, в рамках которого за основу берется такой показатель как здоровье. С другой же стороны, педагогика разрабатывает и самостоятельные концепции и модели качества жизни. В этом случае за основу берется философское, социологическое, экономическое и др. знание о данном феномене. Прежде чем приступать к разработке такой концепции, необходимо определить возможности и границы педагогики в данном вопросе.
Ключевые слова: педагогика, качество жизни, концепция качества жизни, здоровье, здоровье сберегающие технологии, образ жизни, информационная культура, педагогическая деятельность, безопасность жизнедеятельности.
QUALITY OF LIFE AS A CATEGORY OF PEDAGOGICAL SCIENCE: TO THE QUESTION OF DEFINITION
© 2020
Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department
of Philosophy and Theology Ageeva Elena Lvovna, Candidate for Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Physiology and Safety of Human Activity Batrakova Natalia Valeryevna, Master Student of the Department of Physiology and Safety of Human Activity Vorontsov Dmitry Alekseevich, Master Student of the Department of Physiology and Safety of Human Activity Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The concept of "quality of life" came into scientific circulation relatively recently, about the middle of the last century. However, there are still discussions about the content of this concept. Moreover, in different areas of knowledge, this category is treated differently. In economic Sciences it is interpreted from the perspective of economic well-being, philosophy is regarded as a holistic phenomenon, which determines the quality of all aspects of human life, health determinant is the health, etc. In pedagogical Sciences there are many approaches to the definition of this category. The fact is that in this direction there is still no consensus on the definition of the content of the concept of quality of life. On the one hand, in pedagogical researches of quality of life the narrowly specialized approach within which such indicator as health is taken as a basis is shown. On the other hand, pedagogy develops independent concepts and models of quality of life. In this case, the basis is taken philosophical, sociological, economic, etc. knowledge about this phenomenon. Before proceeding to the development of such a concept, it is necessary to determine the possibilities and boundaries of pedagogy in this matter.
Keywords: pedagogy, quality of life, concept of quality of life, health, health saving technologies, lifestyle, information culture, pedagogical activity, life safety.
ВВЕДЕНИЕ
В педагогических науках понятие «качество жизни» используется достаточно часто. Исследуя работы, в которых данная категория является ключевой, мы увидели, что наиболее часто она употребляется как феномен, основным атрибутом которого является здоровье [1,2].
Не менее распространенным оказывается подход в определении качества жизни, в рамках которого используется какой-либо критерий этого феномена в совокупности с критерием «здоровье» [3,4]. Особенно это характерно для более узких направлений педагогики, например такой как безопасность жизнедеятельности. Азимут научных исследований: педагогика и психология.
Третий, наиболее распространенный подход к определению понятия «качество жизни» в педагогических науках - это системное его определение. Так, например, Л.М. Федоряк определяет качество жизни как совокупность нескольких подсистем: «Ведущими, системообразующими в сложной системе «качество жизни» являются подсистемы: качество человека, его физическое и нравственное здоровье, познавательная активность и продуктивная деятельность» [5].
Такая концепция развивается и во многих других исследованиях по педагогике: «... качество жизни студента. - отмечает Е.А. Богачева. - «... это степень удов-2020. Т. 9. № 1(30) 13
Gryaznova Elena Vladimirovna, Ageeva Elena Lvovna, Batrakova Natalia Valeryevna and others pedagogical
QUALITY OF LIFE AS A CATEGORY OF PEDAGOGICAL SCIENCE ... sciences
летворенности потребностей и интересов индивида на каждом уровне развития своей жизни» [6].
Иными словами, педагогический аспект исследования феномена качества жизни заключается в том, что его содержание раскрывается с позиции субъекта педагогического процесса. Ученые-педагоги используют данную категорию как понятие, разработанное в других научных направлениях, адаптированное к педагогическому процессу. Возникает вопрос: насколько правомерен такой подход? Может ли педагогика разработать собственную концепцию качества жизни или только адаптировать ее путем интеграции содержания и смысла этого понятия из других научных областей?
МЕТОДОЛОГИЯ
Чтобы понять может ли педагогика разработать педагогическую концепцию «качества жизни», необходимо изучить существующие основные подходы к определению этого понятия в основных областях научного знания. Для достижения поставленной цели необходимо использование методов аналитического обзора научной литературы, анализа, сравнения, обобщения. Для исследования педагогических моделей «качества жизни» необходимо обращение к методу диалектики.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Категория «качество жизни» имеет достаточно широкий спектр изучения и применения. Она является предметом изучения социальной медицины [7,8], социальной философии [9], социологии здоровья [10], социальной экономики [11-20] и т.д.
Если обратиться к истории возникновения исследований феномена качества жизни, то можно видеть, что они берут начало еще в работах по античной философии Сократа, Платона, Аристотеля и др. [21,22].
Наиболее важными механизмами достижения достойного уровня качества жизни в работах древних философов считалось просвещение и добродетель. Можно видеть, что просвещение как один из основных форм добродетелей определяет качество жизни, по мнению философов прошлого.
Несколько иной взгляд на добродетель как критерий качества жизни можно найти в работах философского прагматизма [23].
В этих работах в качестве ключевых позиций определяющих качество жизни указывается образование и уровень развития государства, обеспечивающего достойную жизнь граждан.
В русской философской мысли качество жизни определялось в большей степени с позиции духовной составляющей человека. Однако при этом, например, в трудах И.А. Ильина отмечалось, что качество жизни определяется развитием всех сторон общественной жизни: хозяйством, культурой, политикой, образованием и воспитанием, профессиональной деятельностью [24].
Такая позиция развивалась в дальнейшем в отечественной социальной философии, где качество жизни определись как уровень развития общественной системы в целом.
Обобщая философский подход к определению понятия «качество жизни», можно видеть, что основными критериями здесь являются факторы социальной и личной организации человека. Поэтому с этих позиций модель качества жизни может быть представлена как диалектическое отношение субъективной и объективной составляющей данного феномена. Как философская категория, качество жизни выражает субъективное отношение удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, объективно предоставляемых социальными системами. Педагогический аспект в этом случае является одним из элементов системы, конкретизирующий содержание педагогической подсистемы качества жизни.
Изучая педагогические исследования, посвященные разработке категории «качество жизни» мы увидели, что одним из немаловажных элементом в них является 14
показатель здоровье. Такой подход не является чисто педагогическим. Он берет свое начало в экономических науках, где здоровье субъекта экономической деятельности - это показатель экономического благополучия социальной системы. Однако экономисты, разрабатывая данный критерий, исходили из концепций, представленных в рамках медицинских наук [25,26].
Анализируя эти и многие другие работы, посвященные построению модели качества жизни в рамках экономических и медицинских исследований, мы увидели, что основными критериями в них называются заболеваемость, смертность, уровень доходов и безработицы. Данные концепции в большей степени ориентированы на оценку функционирования человека в рамках социальной системы, нежели на субъективное переживание им собственного качества жизни.
Что касается использования данных подходов в педагогических науках, то можно видеть, что в таких исследованиях категория «здоровье» перекрывает практически полностью содержание понятия «качество жизни» [27-34]. Действительно, именно здоровье определяет возможность человека полноценно участвовать в социальной жизни, получать определенные блага и использовать их на собственное развитие. Задача педагогики и заключается в том, чтобы научить человека здоровьес-берегающим технологиям. Медицина может обеспечить профилактические меры по сохранению здоровья и восстанавливающие меры при его утрате. Экономика позволяет оценить показатели качества жизни, расставить их по приоритетам согласно определенным условиям жизни. И только педагогике отводится роль в разработке методик, позволяющих в ходе социализации образовывать, обучать и воспитывать индивида как человека, умеющего сохранять собственное здоровье.
Однако, это не единственная задача педагогики в построении моделей качества жизни. Как мы уже отмечали, в состав критериев данного показателя входит степень удовлетворенности человека в материальных и культурных потребностях, предоставляемых обществом. И в этом случае задача педагогики - научить человека адекватно оценивать данный показатель.
Важнейшим компонентом качества жизни является такой критерий, как образ жизни. Этот показатель включает в себя социальную активность, ценностное отношение к основным социальным институтам, регулирующим социальные отношения людей (брак, семья, религия, наука, образование и т.д.). И в этом случае место педагогики вполне определено - ее задача сформировать правильное отношение человека к социальной системе, в которой ему предстоит социализироваться.
Проблема построения в педагогике самостоятельных концепций качества жизни обусловлена необходимостью соотнесения их с новыми моделями информационной социализации личности, новыми формами информационной корпоративной культуры в медицине и образовании [35,36]. У педагогики есть такая возможность, т.к. она сформировала свой специфический подход к изучению данного феномена, обладает своим категориальным и методологическим аппаратом, позволяющим проводить разработки методик формирования качества жизни, соответствующего требованиям современного общества.
ВЫВОДЫ:
1. Анализ и обобщение содержания основных концепций «качества жизни» в различных научных направлениях, показали что категория «качество жизни» определяется в целом как спектр таких жизненных ценностей, которые характеризуют потребности человека, условия его существования, удовлетворенность в получаемых благах.
2. Изучение педагогических моделей качества жизни показало, что в основном они строятся на основе моделей, предлагаемых другими науками. Однако специфика именно педагогических концепций заключается в том,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Агеева Елена Львовна, Батракова Наталья Валерьевна и другие КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ...
что они не разрабатывают критерии качества жизни, а разрабатывают методики их достижения.
3. Еще одной специфической особенностью участия педагогических наук в разработке концепций качества жизни следует назвать только им предоставленную возможность развернуть модель достижения определенного качества жизни с позиции субъект-субъектных отношений в рамках социализации личности.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют определить направление следующего его этапа в области построения педагогической модели качества жизни, а именно модели, основными элементами которой будут выступать механизмы социализации - образование, обучения и воспитание, формирующие культуру человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Оринчук В. А. Педагогические условия формирования качества жизни студентов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Оринчук Вячеслав Анатольевич; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2009. 28 с.
2. Кисляков П.А. Управление качеством здоровьеформирующе-го образования будущих педагогов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2008. 22 с.
3. Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосо-хранительного поведения//Вестник Мининского университета. Том 7, № 3. 2019. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-5
4. ОзеринаА. А., Суворова О. В., ДмитриеваЕ. Е. Представления о жизненном пути у женщин в поздней взрослости//ВестникМининского университета. Том 7, № 1. 2019. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-8
5. Федоряк Л. М. Становление качества жизни субъектов образования в современных условиях обучения : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 /Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. - Санкт-Петербург, 2005. 51 с.
6. Богачева Е. А. Основные сферы жизнедеятельности студентов и их влияние на качество жизни// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. №2. С. 367-371
7. Аверин Ю. П. Медико-социологический подход к исследованию качества жизни и его состояние в условиях современной России /Ю. П. Аверин //Ломоносовские чтения. 2003. №2. С. 54-58.
8. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни населения//ЫВ: Экономика, тренды и управление. 2014. № 4. С. 72-85.
9. Хораськина, Н.С. Качество жизни как социально-философская категория : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11; [Место защиты: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова]. Чебоксары, 2009. 19 с.
10. Чентемирова Н. А. Социологические критерии качества жизни в аспекте социологии здоровья / Н.А. Чентемирова // Вестник АГТУ. 2007. № 5 (40). С. 97 - 101.
11. Качество жизни в социально-экономических системах: теория, практика, управление [Текст] : сборник статей Международной научно-практической конференции. Новосибирск : Сибирский ун-т потребительской кооп., 2013. 250 с.
12. Шувалова О.В. Уровень жизни и качество жизни: факторы и российская специфика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 276-279.
13. Мартынова Д.Ю., Манаева А.Р. Безопасность городской среды как фактор обеспечения качества жизни населения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 4 (44). С. 282285.
14. Зубец А.Н., Новиков А.В. О теоретико-методологических подходах к исследованию «стоимости» жизни в контексте повышения качества жизни населения России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 215-217.
15. Николаева П.С. Генезис научных идей о качестве жизни населения //ВестникНГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 83-87.
16. Патраков Э.В., Степанова А.Ю., Екидин А.А. Особенности потребностей населения по улучшению качества жизни в условиях радиационных рисков // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 230-232.
17. Разикова Н.И., Кочегарова К.А., Патраков Э.В. Атомная энергетика и качество жизни населения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 4 (44). С. 297-302.
18. Кучерова С.В., Аверкова Г.В. Моделирование взаимосвязи показателей качества жизни и уровня преступности в приморском крае // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 158-161.
19. Шишмаков В.Т., Шишмаков С.В., Луценко Е.Л. Оценка и прогнозирование качества жизни населения городов России // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 87-95.
20. Иванова Т.Н. Питание молодежи как интегральный показатель качества жизни в условиях реализации доктрины продовольственной безопасности // Азимут научных исследований: экономика
и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 151-155.
21. Платон Сочинения: в 4 т. /Платон ; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса ; пер. с древнегреч. [М. С. Соловьева и др.]. - Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2006. Т. 1. 2006. 629 с.
22. Аристотель. Этика. Москва : Эксмо, 2018. 319 с.
23. Джеймс У. Воля к вере: [Сборник : Пер. с англ.]. М. : Республика, 1997. 430 с.
24. Ильин И. А. Спасение в качестве // Антология русского качества / Сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др. М.: 2000. С. 10 — 14.
25. Фахрутдинова Е. В. Качество жизни населения в системе социально-экономических отношений : институциональный подход : автореферат дис.... доктора экономических наук : 08.00.01; [Место защиты: Казан. финансово-эконом. ин-т]. Казань, 2010. 44 с.
26. Гуманистическая экономика и качество жизни [Текст]: сборник статей по материалам международной научно— практической конференции / ФГБОУ ВПО « Ульяновский гос. пед. ун— т им. И. Н. Ульянова»./редкол.: Короткова М. В. и др. — Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун— т им. И. Н. Ульянова, 2013. 278 с.
27. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
28. Швечихина Ю.В., Кавеленова Л.М., Рытов Г.Л. Эколого-социальные факторы риска в формировании здорового образа жизни и их значимость для студенческой молодежи // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 133-138.
29. Погосова С.Н., Тиникашвили Г.С. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 41-43.
30. Саракаева С.А., Сокаев Х.М. Основные направления повышения у подростков устойчивой мотивации к здоровому образу жизни //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 317-320.
31. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А., Челнокова Е.А. Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 307-313.
32. Стефанова Н.А., Кругова Ю.С. Образ жизни современной молодежи - угроза для пенсионной системы //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 202-204.
33. Битарова А.Л., Беглецова Д.В. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни гражданского населения // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-7.
34. Чиркова В.М. Формирование здорового и безопасного образа жизни в начальной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 181-184.
35. Грязнова Е.В. Информационная культура медицинских учреждений: проблемы и перспективы//Человек и культура. 2015. № 1. С. 92-111.
36. Грязнова Е.В., Есакова И.Н. Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения//Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 5 (34). С. 816-825.
Статья поступила в редакцию 10.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)
15