ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 376.1:373.318 DOI 10.26170/sp19-01-01
ББК Ч450.243 ГСНТИ 14.29.05 Код ВАК 13.00.01;13.01.03
Р. А. Афанасьева R. A. Afanas'eva Иркутск, Россия Irkutsk, Russia
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье отражены результаты исследования социально-педагогической составляющей качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уровне начального образования, анализируются основные компоненты качества жизни данной категории детей. Новизна исследования заключается в изучении педагогических характеристик комплексного феномена качества жизни, который должен являться основой в проектировании социально-педагогических программ для детей с ОВЗ, включающих внеурочную деятельность. Социально-педагогический феномен качества жизни значим для успешной социализации указанной категории детей и положен в основу формирования специфических личностных
SOCIO-PEDAGOGICAL COMPONENT OF THE
QUALITY OF LIFE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH DISABILITIES AND THE PROSPECTS FOR ITS IMPROVEMENT
IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract. The article reflects the results of a study of the socio-pedagogical component of the quality of life of primary school pupils with disabilities and analyzes the basic components of the quality of life of this category of children. The novelty of the study consists in exploring the pedagogical characteristics of the complex phenomenon of life quality which should become the basis for designing socio-pedagogical programs for children with disabilities incorporating extracurricular activities. The socio-pedagogical phenomenon of life quality is significant for efficient socialization of the given category of children and is placed at the basis of formation of the specific personality traits determining the physical, psychological, and social functioning of man. The present study conducts a search for
свойств, определяющих физическое, психическое, социальное функционирование человека. В данном исследовании осуществляется поиск форм внеурочной работы, которые позволят улучшить качество жизни указанной категории обучающихся через качественное улучшение уровня их социального развития в свободное от учебы время. Внеурочная деятельность в большей степени позволяет организовывать различные мероприятия за пределами школы, что предоставляет обучающимся с ОВЗ богатый опыт адаптации в социуме. Данное направление работы формирует жизненно важные знания и умения, навыки, которые помогут найти школьнику свое место в жизни, повысить самооценку, формировать уверенность в своих силах, снизить уровень тревожности.
Ключевые слова: качество жизни; внеурочная деятельность; начальная школа; младшие школьники; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ.
Сведения об авторе: Афанасьева Раиса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: заведующий кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания, Педагогический институт Иркутского государственного университета.
Контактная информация: 664011, ная, 6.
E-mail: [email protected].
the forms of extracurricular work which would facilitate improvement of the quality of life of the above mentioned category of children via qualitative improvement of the level of their social development in their spare time. Extracurricular activity creates opportunities for holding various events outside the school premises, which provides rich experience of adaptation to society to the pupils with disabilities. The given area of pedagogical activity forms vitally important knowledge, skills and habits, which may help the pupils find their place in life, raise their self-esteem, develop self-confidence, and lower the level of anxiety.
Keywords: life quality; extracurricular activity; primary school; junior schoolchildren; children with disabilities; disabilities; SEND.
About the author: Afanas'eva Raisa Al'bertovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Head of Department of Theory and Practice of Special Education and Upbringing, Institute of Pedagogy, Irkutsk State University.
Россия, Иркутск, 11, Нижняя набереж-
«Качество жизни» зависит от духовных и социальных потреб-удовлетворения материальных, ностей человека. Ученые предла-
© Афанасьева Р. А., 2019
гают разные подходы к показателям «качества жизни», что обусловлено сложностью и противоречивостью данного феномена, но все специалисты едины во мнении, что на повышение качества жизни существенно влияют социокультурные факторы: образование, культура, социальная безопасность [12, с. 96; 13, с. 448].
Социально-педагогические исследования качества жизни имеют большое значение, они открывают новые перспективы в поиске эффективных подходов к воспитанию, образованию, социальному сопровождению развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В социально-педагогическом аспекте феномен «качество жизни» носит комплексный характер, и целесообразно при его рассмотрении ведущей считать психологическую составляющую, учитывая также медицинский и экологический компоненты [6, с. 293—297].
Психологическая составляющая «качества жизни» связана с реализацией возможностей и потребностей ребенка. Следует акцентировать внимание на том, что для ребенка с ОВЗ важны не только благоприятные материальные условия жизни, но и отношение окружающих к его отклонению, принятие его окружающими, создание комфортных для него психологических условий проживания, развития и вос-
питания. Психологический подход к качеству жизни ориентирован на развитие всех психических процессов, расширение психологических возможностей социализации детей с ОВЗ.
Психологический компонент «качества жизни» тесно связан с социально-педагогическими его составляющими, такими как расширение социальных контактов, привитие социально значимых функций, расширение социальных представлений и навыков. Ребенок в начальной школе попадает в новую социальную ситуацию, которая требует соблюдения жестких правил поведения, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Наличие школьно значимых функций, адаптация в новых условиях, смена ведущих видов деятельности — это как психологические, так и социальные составляющие «качества жизни». Каждая из этих составляющих для ребенка с ОВЗ имеет свою специфику, и необходима организация коррекционно-развивающей поддержки по каждому из данных направлений.
Медицинский аспект значим в плане тщательного анализа анамнеза, необходимости учета педагогом медицинских показателей, ограничений по здоровью, организации в соответствии с данными параметрами социально-педагогического сопровождения. Роль педагога заключается в том, что-
бы с учетом медицинского аспекта «качества жизни», показателей здоровья дать ребенку возможность адаптироваться в социуме, занять активную жизненную позицию.
Внимание к экологическому аспекту понятия «качество жизни» предполагает необходимость учета возможностей окружающей среды для коррекции и компенсации нарушений развития ребенка с ОВЗ. Качество окружающей среды является не только предпосылкой улучшения качества жизни, но и важнейшим ее компонентом. Когда речь заходит о детях с ОВЗ, необходимо помнить о возможностях коррекции и компенсации нарушений развития средствами специально организованного взаимодействия ребенка с окружающей средой, особенно в процессе внеурочной деятельности.
Современная педагогика не стоит на месте, расширяются и упрочняются ее связи с другими сферами знаний — психологией, философией, экологией, медициной. На стыке этих областей появляются новые данные о совершенствовании условий развития и воспитания, формируются идеи, связанные с пониманием ребенка как части природы — целостной единой системы, коррекция развития которой требует обращения к понятию качества жизни.
В настоящее время педагогических исследований качества жизни недостаточно, хотя изучение этого феномена имеет большое значение. Оно открывает новые перспективы в поиске эффективных подходов к воспитанию, образованию, медико-социальному сопровождению развития детей с ОВЗ. Таким образом, новизна нашего исследования заключается в определении педагогических характеристик комплексного феномена качества жизни, который должен являться основой в проектировании социально-педагогических программ для детей и подростков с ОВЗ. Особое значение, на наш взгляд, при этом должна приобретать внеурочная деятельность. Социально-педагогический феномен качества жизни, несомненно, значим для успешной социализации. Данный комплексный феномен лежит в основе формирования специфических личностных свойств, определяющих физическое, психическое, социальное функционирование, и влияет на социальную адаптацию данной категории детей.
В связи с указанными особенностями большое значение имеет поиск форм и приемов работы, которые позволят улучшить качество жизни обучающихся с ОВЗ на уровне начального образования через качественное улучшение уровня их социального
развития в свободное от учебы время. Проанализировав специальную литературу, мы отметили, что данная проблема является недостаточно освещенной в теоретическом аспекте, на данный момент недостаточно полно раскрыты возможности внеурочной деятельности, хотя, на наш взгляд, она обладает значительным потенциалом. Внеурочная деятельность, в частности, состоит в организации различных мероприятий за пределами школы, что предоставляет детям с ОВЗ возможность получения богатого опыта адаптации в социуме. Разнообразие видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, — содержит несомненный потенциал в плане развития и компенсации дефектов развития обучающихся с ОВЗ на уровне начального образования [1, с. 368].
По нашему мнению, понятие «качество жизни» необходимо разрабатывать в целях применения инновационных подходов к образованию обучающихся с ОВЗ на ступени начального образования. Интеграция подходов специальной педагогики и основ философского, педагогического, медицинского, психологического и экологического подходов к анализу качества жизни обучающихся с ОВЗ на уровне начального
образования делает возможным повышение успешности их адаптации к изменяющимся условиям жизни в социуме.
Мы разработали и осуществили программу комплексного анализа подходов к критериям качества жизни, чтобы выделить наиболее значимые для нашего исследования составляющие: здоровье, социализацию и психолого-педагогические показатели. Инновационная деятельность педагога, особенно специального, непременно должна учитывать качество жизни воспитанников, так как на нем базируется формирование специфических личностных свойств, определяющих физическое, психическое, социальное функционирование личности ребенка с ОВЗ [4, с. 97—105].
Цель исследования — выявить состояние социально-педагогической составляющей качества жизни обучающихся с ОВЗ на уровне начального образования для лиц с ОВЗ.
На первом этапе нашего исследования мы определили, на каком уровне находится социально-педагогическая составляющая качества жизни обучающихся с ОВЗ на ступени начального образования. Нами были использованы тестовые материалы по основным направлениям оценки качества жизни детей и подростков с ОВЗ, разработанные в рамках исследований по гранту
РГНФ в 2009—2011 годах [2, с. 94—104; 3, с. 150].
Тестовые задания направлены на выявление возможностей в различных сферах жизнедеятельности, которые определяются объективными характеристиками качества жизни обучающихся: здоровья и социализации, — а также на установление степени психолого-педагогической готовности к обучению.
На каждый вопрос теста предлагается выбрать вариант ответа, наиболее соответствующий характеру проявления у испытуемого какого-либо качества, влияющего на возможность овладения какой-либо профессиональной деятельностью. Каждое проявление качества личности оценено в баллах, расположенных по убыванию. Чем меньше балл, тем меньше ограничение, накладываемое проявлением этого качества на возможность овладения испытуемым профессиональной деятельностью.
В общей сложности были обследованы 220 младших школьников (7—8 лет), проживающих в Иркутске и Иркутской области. Из них 110 — обучающиеся с нормативным развитием и 110 — обучающиеся с ОВЗ.
Результаты опроса по разделу «Здоровье» показали, что обучающиеся с нормативным развитием в целом имеют достаточно высокий уровень здоровья. Как
правило, дети болеют раз в сезон, хронические заболевания встречаются редко. У детей с ОВЗ, по мнению родителей, состояние здоровья находится на среднем уровне. Такие учащиеся чаще жаловались на проблемы со здоровьем.
Результаты опроса младших школьников с нормативным развитием по разделу «Социализация» показали, что они имеют достаточный уровень социальных представлений, чтобы овладеть учебной деятельностью, контактны, управляемы, хорошо адаптируются к новой обстановке и распорядку дня. Их сверстники с ОВЗ необщительны, плохо адаптируются к новой обстановке, обладают более бедным запасом социальных умений и представлений.
Оценка психолого-педагогических предпосылок готовности к учебной деятельности показала, что дети с нормативным развитием имеют сформированные пространственные представления, хорошо владеют системой сенсорных эталонов, у них сформирована координация в системе «глаз — рука». Сформированы основные представления о себе, о своей семье, природе и обществе. Основные психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление (наглядно-образное, элементы словесно-логического) у данной группы находятся на достаточном уровне развития.
Такие дети планируют свою деятельность, включают в нее элементы самоконтроля.
У обучающихся с ОВЗ на ступени начального образования отмечается низкий уровень развития по данному параметру. Для них характерно плохое владение системой сенсорных эталонов, недостаточная сформированность координированных движений пальцев и кистей рук, общее недоразвитие речи разных уровней, недостаточный уровень представлений об окружающей действительности.
Дети с ОВЗ продемонстрировали низкий уровень психолого-педагогических предпосылок готовности к учебной деятельности. У них отмечается недостаточность основных психических процессов: внимание фрагментарно, воспри-
ятие не дифференцированно, диагностируется только мышление наглядного типа.
Для определения достоверности результатов эксперимента была проведена статистическая обработка данных (табл. 1). В соответствии с рекомендациями литературы по статистической обработке педагогических исследований, рассчитывался Ькрите-рий Стьюдента. При сравнительном анализе показателей качества жизни обучающихся установлена достоверная разница между всеми исследуемыми компонентами качества жизни. Следует отметить наиболее выраженное отличие в психолого-педагогическом компоненте (3,04 ± 0,04 против 5,99 ± 0,05, р < 0,05; 2,98 ± 0,04 против 7,07 ± 0,04, р < 0,05 соответственно).
Таблица 1
Основные показатели качества жизни на констатирующем этапе эксперимента
Группы детей Показатели (М ± m)
Здоровье Социализация Психолого-педагогические предпосылки
Обучающиеся с 2,14 ± 3,00 ± 3,04 ±
нормативным раз- 0,06 0,05 0,04
витием
С ограниченными 4,00 ± 4,90 ± 5,99 ±
возможностями 0,06 0,05 0,05
здоровья
р < 0,05 < 0,05 < 0,05
Выделяемые показатели качества жизни дают нам представление о взаимодействии обучающихся с окружающей средой и находятся в прямой зависимости от уровня их знаний, умений и навыков. В основе социальных представлений лежат знания об окружающем мире и умение взаимодействовать с этим миром.
Овладение социально значимыми представлениями у детей с ОВЗ обязательно должно включаться в систему коррекционно-развивающей работы, оно не должно ограничиваться знаниями, которые получаются на школьных занятиях по СБО и трудовому обучению. Формирование социально-педагогических представлений должно быть организовано особым образом и иметь содержание, направленное не только на обогащение знаниями, но и на появление у учащихся интереса к окружающему миру, желания активного взаимодействия с ним, навыков самооценки возможностей.
Изучив на первом этапе состояние социально-педагогической составляющей качества жизни обучающихся с ОВЗ на ступени начального образования, мы получили представление о взаимодействии ребенка и окружающей среды, нам стали понятны его интересы и потребности во время внеучебной деятельности. В основе социальных представлений
лежат знания об окружающем мире и умение взаимодействовать с этим миром.
Организация внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста с ОВЗ представляет собой прежде всего целенаправленную педагогическую деятельность учителя по актуализации интересов детей и созданию условий для их развития в различных видах доступной им деятельности. Разнообразие форм внеурочной деятельности дает возможность сделать жизнь детей интересной и динамичной [7, с. 113; 8, с. 270; 9, с. 357—360].
Кружок как одна из форм внеурочной деятельности обладает значительным педагогическим потенциалом, предоставляет возможность проводить игры, встречи, экскурсии, турниры и «десанты». Такое объединение в рамках кружка разнообразных форм внеурочной деятельности перспективно для многоплановой работы в рамках социально значимой тематики. Такая работа позволяет не только расширять социальные представления и навыки, но и повышать уровень коммуникативных способностей обучающихся с ОВЗ на ступени начального образования, закладывать основы для дальнейшего профессионального самоопределения [10, с. 40—44; 11, с. 23; 14, с. 180; 15, с. 96].
Так, например, организовав работу в кружке «Первые шаги в
профессию», мы не ограничились заседаниями, проводили игры, встречи, экскурсии, турниры и даже организовали «десант». Это дало нам возможность актуализировать и расширить представления обучающихся с ОВЗ на уровне начального образования о мире профессий, что, в свою очередь, способствует улучшению социальной составляющей их качества жизни (расширению круга общения, круга интересных для детей занятий, повышению потребности в общении и др.). Объединение разных организационных форм внеурочной деятельности способствует расширению социального опыта, может выступать эффективным средством первичной профессиональной ориентации данной группы школьников. Комплексное использование разных форм организации внеурочной деятельности в рамках одного типа занятий расширяет круг общения, формирует умения вступать в контакт, поддерживать диалог, понимать эмоциональное состояние сверстников, ориентироваться в процессе общения, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, что способствует наиболее полной социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ, формирует у них стимулы к самореализации и тем самым повышает качество жизни.
Литература
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов. — М. : ВЛАДОС, 2003.
2. Афанасьева, Р. А. Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи / Р. А. Афанасьева, В. И. Карпушенко // Специальное образование. — 2016. — № 2. — С. 94—104.
3. Афанасьева, Р. А. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Р. А. Афанасьева, З. А. Ду-латова, В. И. Карпушенко. — Иркутск : ВСГАО, 2011.
4. Афанасьева, Р. А. Проектирование индивидуальных коррекционно-развива-ющих и социально-адаптационных программ на основе оценки качества жизни / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 10.
5. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. — М. : ВЛАДОС, 2005. — 451 с.
6. Баранова, А. В. Социально-психологические факторы оценки качества жизни / А. В. Баранова, В. А. Хащенко // Еже-год. Рос. психолог. о-ва. Материалы 3-го Всерос. съезда психологов (25—28 июня 2003 года). — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — Т. 1.
7. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Боря-кова. — М. : Астрель, 2008.
8. Буйлова, Л. Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время — новые подходы : метод. пособие / Л. Н. Буйлова. — М. : Пед. о-во России, 2015.
9. Буторина, О. Ю. Учреждения дополнительного образования как фактор социализации детей и подростков / О. Ю. Бу-торина // Социальная педагогика: диалог
теории и практики : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. — Саратов : Научная книга, 2006.
10. Буторина, О. Ю. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Ю. Буторина // Воспитание школьников. — 2010. — № 7.
11. Буторина, О. Ю. Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : защищена 23.04.11 : утв. 16.10.11 / Буторина Ольга Юрьевна. — Екатеринбург, 2011.
12. Злобина, Г. Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г. Ю. Зло-бина. — М. : Социум, 2007.
13. Субетто, А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации / А. И. Субетто. — СПб. ; М. : Исслед. центр, 2000.
14. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калини-кова. — М. : Академия, 2005.
15. Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П. В. Степанов, И. В. Степанова. — М. : НОУ «Педагогический поиск», 2011.
References
1. Akatov, L. I. Sotsial'naya reabilitatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / L. I. Akatov. — M. : VLADOS, 2003.
2. Afanas'eva, R. A. Kachestvo zhizni i professional'noe samoopredelenie lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zhiznede-yatel'nosti v usloviyakh sem'i / R. A. Afa-nas'eva, V. I. Karpushenko // Spetsial'noe obrazovanie. — 2016. — № 2. — S. 94— 104.
3. Afanas'eva, R. A. Sotsial'no-trudovaya reabilitatsiya detey i podrostkov s ograni-chennymi vozmozhnostyami zhiznedeyatel'-nosti / R. A. Afanas'eva, Z. A. Dulatova,
V. I. Karpushenko. — Irkutsk : VSGAO, 2011.
4. Afanas'eva, R. A. Proektirovanie indivi-dual'nykh korrektsionno-razvivayushchikh i sotsial'no-adaptatsionnykh programm na os-nove otsenki kachestva zhizni / R. A. Afanas'eva, Z. A. Dulatova // Sibirskiy pedago-gicheskiy zhurnal. — 2009. — № 10.
5. Bagaeva, G. N. Sotsial'naya rabota s se-m'ey rebenka s ogranichennymi vozmozh-nostyami / G. N. Bagaeva, T. A. Isaeva. — M. : VLADOS, 2005. — 451 s.
6. Baranova, A. V. Sotsial'no-psikhologi-cheskie faktory otsenki kachestva zhizni / A. V. Baranova, V. A. Khashchenko // Ezhe-god. Ros. psikholog. o-va. Materialy 3-go Vse-ros. s"ezda psikhologov (25—28 iyunya 2003 goda). — SPb. : Izd-vo S.-Peterb. unta, 2003. — T. 1.
7. Boryakova, N. Yu. Pedagogicheskie sis-temy obucheniya i vospitaniya detey s otklo-neniyami v razvitii / N. Yu. Boryakova. — M. : Astrel', 2008.
8. Buylova, L. N. Tekhnologiya razrabotki i otsenki kachestva dopolnitel'nykh obshche-obrazovatel'nykh obshcherazvivayushchikh programm: novoe vremya — novye pod-khody : metod. posobie / L. N. Buylova. — M. : Ped. o-vo Rossii, 2015.
9. Butorina, O. Yu. Uchrezhdeniya dopol-nitel'nogo obrazovaniya kak faktor sotsiali-zatsii detey i podrostkov / O. Yu. Butorina // Sotsial'naya pedagogika: dialog teorii i prak-tiki : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Saratov : Nauchnaya kniga, 2006.
10. Butorina, O. Yu. Ob opyte vospitaniya i obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / O. Yu. Butorina // Vospitanie shkol'nikov. — 2010. — N° 7.
11. Butorina, O. Yu. Pedagogicheskaya model' organizatsii klubnoy deyatel'nosti de-tey s tserebral'nym paralichom i ikh semey v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya : av-toref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.03 : za-shchishchena 23.04.11 : utv. 16.10.11 / Butorina Ol'ga Yur'evna. — Ekaterinburg, 2011.
12. Zlobina, G. Yu. Kachestvo zhizni: struk-turnye sostavlyayushchie i perspektivnye napravleniya razvitiya / G. Yu. Zlobina. — M. : Sotsium, 2007.
13. Subetto, A. I. Kachestvo nepreryvnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii / A. I. Subetto. — SPb. ; M. : Issled. tsentr, 2000.
14. Sokolova, N. D. Deti s ogranichennymi voz-mozhnostyami: problemy i innovatsionnye ten-dentsii v obuchenii i vospitanii / N. D. Sokolova, L. V. Kalinikova. — M. : Akademiya, 2005.
15. Stepanov, P. V. Vospitanie i vneuroch-naya deyatel'nost' v standarte nachal'nogo obshchego obrazovaniya / P. V. Stepanov, I. V. Stepanova. — M. : NOU «Pedagogiche-skiy poisk», 2011.