Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (1992-2022 ГГ.)'

РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (1992-2022 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ТАДЖИКИСТАН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СНГ / ОДКБ / ШОС / ЭКОНОМИКА / МИГРАЦИИ / НАУКА И КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Турсунов Турсунмурод Худоймуродович, Новиков Сергей Валентинович

В статье в историческом аспекте анализируются направления сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан в постсоюзный период. Обретя независимость, страны на протяжении 30 лет являются стратегическими партнерами, поддерживая политические, военные, экономические, торговые и научные взаимоотношения. Авторы, анализируя исследования российских и таджикских ученых, официальные государственные документы, делают вывод, что в условиях гибридных войн и вызванных ими миграционных процессов в Центральной Азии было принято правильное в историческом аспекте решение о необходимости сохранения и расширения взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Данная позиция отвечает национальным интересам не только обеих стран, но и государств Центральной Азии, гарантируя их безопасность и стабильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-TAJIK COOPERATION AS A FACTOR OF STABILITY IN CENTRAL ASIA (1992-2022)

The article analyzes the historical experience of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan for 30 years. Special attention is paid to political, military, economic, trade and scientific cooperation. The research is based on scientific works of Russian and Tajik scientists, official state documents. The authors conclude that in the conditions of hybrid wars and the migration processes caused by them in Central Asia, the right decision is made on the need to preserve and expand cooperation between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan. This position meets the national interests not only of both countries, but also of the Central Asian states, guaranteeing their security and stability.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (1992-2022 ГГ.)»

УДК 93/94+327+325 Т. Х. ТУРСУНОВ1

РО!: 10.25206/2542-0488-2022-7-4-24-30

С. В. НОВИКОВ2

1Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан

2Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, г. Омск

РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (1992-2022 гг.)

В статье в историческом аспекте анализируются направления сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан в постсоюзный период. Обретя независимость, страны на протяжении 30 лет являются стратегическими партнерами, поддерживая политические, военные, экономические, торговые и научные взаимоотношения. Авторы, анализируя исследования российских и таджикских ученых, официальные государственные документы, делают вывод, что в условиях гибридных войн и вызванных ими миграционных процессов в Центральной Азии было принято правильное в историческом аспекте решение о необходимости сохранения и расширения взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Данная позиция отвечает национальным интересам не только обеих стран, но и государств Центральной Азии, гарантируя их безопасность и стабильность. Ключевые слова: международные отношения, внешняя политика, Центральная Азия, Таджикистан, Российская Федерация, СНГ, ОДКБ, ШОС, экономика, миграции, наука и культура.

Ликвидация СССР в корне изменила ситуацию сии и её союзникам по СНГ с решением вопросов

в Центральной Азии. Бывшие союзные республики, обороны и безопасности этих стран; оказавшись перед фактом его исчезновения, вош- — предупреждение нарушения прав и интере-

ли в Содружество Независимых Государств (СНГ). сов граждан России в получивших независимость

Однако российское руководство, возглавляемое государствах Центральной Азии;

Б. Н. Ельциным, отказалось от таких составляющих — координация деятельности России и госу-

возможной конфедеративной государственности, дарств Центральной Азии по обеспечению прав

как наличие единой денежной единицы — рубль и свобод выходцев из бывших республик СССР,

СНГ, наличие министерств иностранных дел и обо- оказавшихся в России [2, с. 155].

роны. В начале 1992 г. стало ясно, что в дальнейшем Ответом на имевшиеся проблемы взаимодей-

бывшие републики СССР будут развиваться как со- ствия бывших союзных республик СССР стало

вершенно независимые субъекты международного подписание 15 мая 1992 г. Арменией, Казахстаном,

права [1, с. 25]. Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекиста-

Однако паралельно продолженному в рамках ном в Ташкенте Договора о коллективной безопас-

СНГ процессу дезинтеграции российский иште- ности (ДКБ) [3]. Документ, как показало время, имел

блишмент, по мнению аналитиков бывших респу- огромное историческое значение. С одной сторо-

блик Советской Средней Азии, пришел к выводу, ны, он подводил новые юридические основы под

что, немотря на произошедшие геополитические уже имеющие место отношения между странами,

перемены, у России в Центральной Азии осталась с другой — создавал условия для расширения со-

необходимость решения таких задач, как: вместной деятельности заинтересованных стран

— поддержание стабильности в прилегающих в Центральной Азии.

к России регионах на фоне угрозы распростране- Однако обратимся к Российско-Таджикским от-

ния исламского радикализма, поддерживаемого ношениям. Дипломатические отношения между Ре-

Ираном, Пакистаном и, в конечном результате, Аф- спубликой Таджикистан и Россией были установле-

ганистаном; ны 8 апреля 1992 г. Россия одной из первых признала

— противодействие возможному выходу ислам- государственную независимость Республики Тад-ских вооруженных формирований к границам Рос- жикистан. Основой развития отношений между

Республикой Таджикистан и суверенной Россией в контексте независимого развития являлся Протокол об установлении дипломатических отношений между двумя странами от 8 апреля 1992 г. Как следствие, 4 мая 1992 г. в Душанбе открылось Посольство России. 24 мая 1993 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, Договор о сотрудничестве между Республикой Таджикистан (РТ) и Российской Федерацией (РФ) в военной области и два соглашения о правовом статусе воинских формирований Вооруженных сил и Пограничных частей РФ на территории Таджикистана. Процесс налаживания отношений набирал темп: 8 июня 1993 г. Постоянное представительство РТ в г. Москве стало Постоянным Представительством Таджикистана в России, а уже 18 декабря 1993 г. на базе этого Представительства было открыто Посольство Республики Таджикистан в РФ [4].

Необходимо напомнить, что после ликвидации СССР, Таджикистан не счел возможным взять под свою юрисдикцию 201-ю мотострелковую Гатчинскую дивизию и ряд других частей Вооруженных сил СССР, ранее дислоцируемых на территории Таджикской ССР. С 1992 г. по 1996 г. в условиях гражданской войны в Таджикистане, ставшая российской 201-я мотострелковая Гатчинская дивизия выполняла задачи по обеспечению общественного порядка, охране важнейших военных и государственных объектов в РТ, предупреждению и пресечению переходов государственной границы бандформированиями и эвакуации мирного населения из горячих точек. Решая указанные задачи, российские подразделения вынуждены были участвовать в боевых действиях. Нельзя не указать на решающую роль РФ в позитивном завершении межтаджикского мирного переговорного процесса, на постоянную политическую поддержку высшим руководством РФ усилий руководства РТ по установлению мира в стране. Российская Федерация сохранила свое влияние в Республике Таджикистан и после подписания Общего соглашения о восстановлении мира и национального согласия в Таджикистане в июне 1997 г. Соглашение стало важнейшим фактором единства таджикского государства и гарантом региональной стабильности и безопасности. Сегодня в Республике Таджикистан развернута самая крупная военная база Российской Федерации за пределами её границ, где дислоцировано около 7,5 тысячи военнослужащих. Срок пребывания российских военных согласно российско-таджикским договоренностям продлен до 2042 г. [5, с. 33; 6].

В данном случае сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан развивается как на уровне двухсторонних отношений, так и по линии уже упомянутого ОДКБ. В состав ОДКБ на 2020 г. входили Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Страны-участницы обязуются обеспечивать совместную защиту друг друга от широкого спектра угроз (терроризм, наркотрафик, киберпреступность, внешняя агрессия и т.д.). Согласно нормативным документам ОДКБ, нападение на одну из участниц организации есть агрессия в отношении всех членов данной организации. Для противодействия угрозам между силовыми подразделениями стран-участниц развернут постоянный диалог. Есть совместные коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), находящиеся в совместном подчинении. Именно

исходя из вышеуказанных нормативных положений Республика Таджикистан 6—19 января 2022 г. приняла участие в миротворческой операции ОДКБ в Казахстане [3].

В конце 1990-х гг. Концепция внешней политики Республики Таджикистан содержала следующее видение международных отношений на постсоюзном пространстве: став суверенным государством республика продолжит осуществление долгосрочных и стабильных отношений со своими традиционными партнерами — государствами-участниками СНГ, что отвечало ее политическим, экономическим и культурным интересам. Учитывая позиции Российской Федерации в мире и в регионе, для Республики Таджикистан расширение и укрепление традиционно дружественных отношений и стратегического партнерства с нею имело особое значение. Развитие отношений с Российской Федерацией на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества в политической, военной, военно-технической, экономической, торговой, инвестиционной областях, сферах трудовой миграции, культуры, информации, науки и образования и других направлениях отвечало национальным интересам Республики Таджикистан и являлось важным фактором обеспечения мира и стабильности в регионе [6].

Договор «О союзническом взаимоотношении между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном на XXI век» от 16 апреля 1999 г. подвел прочную политико-правовую основу для многопланового сотрудничества между двумя странами, затрагивая различные сферы двустороннего сотрудничества в политической, военной, экономической, торговой и культурно-образовательной сферах. Этот договор, как политико-правовой документ, определил приоритетные направления долгосрочного сотрудничества Республики Таджикистан с Российской Федерацией [5, с. 28].

Практически параллельно отношениям с РФ, в 2001 г. РТ приняла участие в создании «Шанхайской пятерки». «Шанхайская пятерка» — организация, объединила сначала Россию, Китай и граничащие с Поднебесной страны Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Её основное предназначение заключалось в урегулировании территориальных споров между Китаем и странами Центральной Азии. Урегулирование привело к передаче данными странами КНР части ставших после ликвидации СССР спорными территорий. После присоединения к организации Узбекистана «Шанхайская пятерка» была преобразована в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В рамках ШОС РФ, КНР, да и остальные государства-члены сверяют свою политику в Центральной Азии, избегая противостояний и конфликтов.

Представительства стран ШОС сотрудничают в различных направлениях, таких как безопасность, борьба с наркотрафиком, экономическое и культурное взаимодействие. Каждая из стран-участниц организации заинтересована в сохранении стабильности в Центральной Азии. Вместе с тем для каждой страны есть приоритетные темы. Таджикистан и Киргизия в рамках организации надеются разрешить вопросы пограничного размежевания, что не позволяет сделать Устав ОДКБ. Китай — заинтересован в расширении своего экономического присутствия в Центральной Азии и совместной борьбе с уйгурскими сепаратистами. Узбекистан — очень избирательно относится к вхождению в те или иные международные организации, опасаясь

потерять часть своего суверенитета. По мнению Ташкента, нахождение в ШОС РФ и КНР является залогом баланса между этими двумя центрами. Данное обстоятельство явилось одной из причин вхождения Узбекистана в эту международную организацию. В 2015 г. к ШОС присоединились на правах участников Индия и Пакистан [7].

Что касается РФ и РТ, то с 1992-го по 2020 гг. между странами было подписано более 290 межгосударственных, межведомственных и межправительственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военно-технической, культурно-технической и других сферах. Традицией стали встречи министров иностранных дел стран и подписание ежегодных программ сотрудничества между возглавляемыми ими министерствами. В результате Генеральные консульства Республики Таджикистан действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе и Новосибирске. В Худжанде действует Генеральное консульство России [8].

В 2004 г. между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был подписан межгосударственный договор, в котором определялись новые масштабы долевого участия России в строительстве заложенной еще в 1987 г. на р. Вахш в Дангарин-ском районе Хатлонской области гидроэлектростанции Сангтуда-1. Согласно договору, Россия выделяла на завершение строительства объекта 250 млн долл. По завершению строительства вторая по мощности гидроэлектростанция страны на паритетных началах принадлежит: Интер РАО, Россети ФСК ЕЭС, Politics of Tajikistan [9, с. 39].

В современных геополитических и экономических условиях этот российско-таджикский проект, с учетом расширения ШОС, делает возможным экспорт электроэнергии из Таджикистана в Афганистан и Пакистан.

Еще одной областью интересов двух стран был и остается вопрос мигрантов. В годы гражданской войны 1992—1997 гг. в Таджикистане 300 тысяч этнических таджиков уехали в Россию [2, с. 156]. При этом направленность миграций не ограничивалась Россией и постсоюзным пространством. Например, в 1992 — 2008 гг. 2200 молодых людей из Таджикистана поступили в различные учебные заведения исламских стран, из них лишь 650 человек официально были направлены на учебу, остальные самостоятельно определяли свой жизненный путь, контактируя с представителями радикальных направлений ислама [10, с. 84].

Учитывая такие факторы, как:

— притязания национальных, в том числе и мусульманских элит, на территориальное, властное, финансовое жизненное пространство вплоть до создания территориальных автономий в регионах России, что констатировалось в аналитических записках, как-то: «Тенденции национально-политического процесса на территориях Сибири и Омской области (1994 г. 24 июня)» [11, с. 10, 8];

— рост к концу 1990 — началу 2000-х гг. во многих российских/сибирских городах крупных экономически активных и устойчивых диаспор выходцев из регионов традиционного распространения ислама как в РФ, так и на постсоюзном пространстве и распространение их экономической и общественной деятельности в сельских районах [10, с. 86].

Появление в преимущественно мусульманских населенных пунктах, а это зачастую сельская местность Поволжья и Сибири, выходцев из Республики

Таджикистан, получивших образование в странах Ближнего Востока «учителей» ислама и арабского языка, вызывало не только любопытство журналистов, рассказывающих, что «в Каразюке учат арабский» (Каразюк — аул в Нововаршавском районе Омской области, недалеко от границы с Республикой Казахстан), но и тревогу аналитиков [10, с. 84 — 85; 12, с. 8-16].

Вопросы решения проблем таджикских беженцев/мигрантов и отношения к волонтерам-проповедникам ислама и «учителям» арабского языка носили злободневный характер и являлись составной частью деятельности по поддержке безопасности в России и Центральной Азии. Отметим, что в той или иной мере решение данной задачи составной частью входит в цели деятельности таких международных организаций, как СНГ, ОДКБ и ШОС.

Что касается сотрудничества между РФ и Таджикистаном, то органы власти стран принимают необходимые меры по совершенствованию правовых инструментов регулирования, теперь уже трудовой миграции, в том числе по созданию необходимых правовых и социальных условий для трудовых мигрантов в странах друг друга [2].

Россия на протяжении многих лет лидировала и лидирует во внешней торговле с Таджикистаном, оставляя на втором месте Швейцарию, а на третьем — Казахстан. Россия является одним из крупнейших экспортеров на рынки Таджикистана товаров с большой долей сырьевых и энергетических активов. В торговле между двумя странами основу составляет топливо, за которым следуют продукты питания, а Таджикистан в больших количествах импортирует строительные материалы, металлы, древесину и оборудование из России. Однако в последние десятилетия внешняя торговля России с Таджикистаном претерпевает изменения. Внешнеторговый оборот сократился с 892 млн долларов в 2010 г. до 681 млн долларов в 2019 г. Экспорт из Таджикистана упал с 631 до 454 млн долларов США, а импорт сократился с 251 до 227 млн долларов США [12]. Данные изменения, на наш взгляд, связаны с юридическими составляющими решения вопросов транзита газа.

Важную роль в двусторонних отношениях между странами играло и играет культурное, гуманитарное и научное сотрудничество. Представители литературы и науки двух стран регулярно принимают активное участие в научных и культурных мероприятиях, проводимых в Таджикистане и России. В июне 2011 г. в столице Таджикистана открылись филиалы Московского энергетического института (МЭИ) и Национального исследовательского технологического университета (МИСиС), в сентябре 2020 г. в Душанбе состоялось торжественное открытие филиала Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова [13].

Еще одним направлением сотрудничества между Таджикистаном и Россией является отбор и направление абитуриентов из числа таджикской молодежи и представителей русскоязычной диаспоры на обучение в вузы Российской Федерации. Те, кто получает квоту, могут учиться в любом российском вузе от Москвы до Владивостока. Количество граждан Таджикистана, желающих обучаться в вузах Российской Федерации, с каждым годом растет. В 2020-2021 гг. в российских университетах учились около 23 тыс. граждан Таджикистана, 14 тыс. — за счет бюджета РФ. Популярно и обучение в вузах РФ на территории Таджикистана.

В настоящее время в Российско-таджикском (славянском) университете (РТСУ), филиалах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») числятся 8 тыс. студентов, треть учится за счет бюджета РФ. Всего работу в Таджикистане планируют вести 25 российских вузов [13].

Таджикистан — страна, где русский язык не утратил своей популярности. Его статус определен и закреплен в Конституции Республики Таджикистан как язык межнационального общения. В стране неуклонно растет спрос на русскоязычные школы, современные учебники, методические и наглядные пособия, мультимедийные средства обучения. Свидетельством этого является начало строительства пяти русскоязычных учебных заведений за счет средств государственного бюджета Российской Федерации в пяти городах Республики Таджикистан. Кроме того, в рамках проекта фонда «Русский мир», активно реализуется проект по командировке учителей из Российской Федерации в Таджикистан для обучения местного населения русскому языку. Под руководством и патронатом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2017 г. 30 преподавателей, в 2018 — 48, в 2020 — 50 учителей из разных регионов Российской Федерации прибыли в Таджикистан. Они обучают таджикских школьников русскому языку, литературе, математике и физике. Отчасти происходящее напоминает события, имевшие место в 1930-е гг. Однако технический, научный, общегуманитарный уровень происходящего соответствует современным реалиям

[13].

Как выше указывалось, важным аспектом взаимодействия стран является проведение межпарламентских форумов «Россия — Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» и соответственно «Таджикистан — Россия: потенциал межрегионального сотрудничества», происходящих поочередно в РФ и РТ. Первый межпарламентский форум состоялся 25 августа 2006 г. В рамках форума традиционно проводятся круглые столы и заседания межпарламентской комиссии по:

— состоянию и перспективам сотрудничества Таджикистана и России в области образования, науки, культуры;

— развитию торгово-экономического взаимодействия между странами и регионами;

— перспективам российско-таджикистанского сотрудничества в АПК [14].

Огромную значимость для отношений двух стран имеют контакты президентов Российской Федерации и Республики Таджикистан.

27 февраля 2017 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин посетил Республику Таджикистан с официальным визитом. В ходе визита подписано семь документов о сотрудничестве.

17 апреля 2019 г. состоялся официальный визит Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Российскую Федерацию. По итогам визита было подписано 17 двусторонних документов, в том числе соглашения в сфере трудовой миграции, сельского хозяйства, а также о создании «зеленого коридора» для упрощения процесса таможенных операций при транспортировке товаров.

10 января 2022 г. после внеочередного заседания Совета безопасности ОДКБ, которое прошло в вир-

туальном формате, состоялся телефонный разговор между Президентом Республики Таджикистан Эмо-мали Рахмоном и Президентом Российская Федерация В. В. Путиным. В ходе переговоров главы двух государств обсудили текущую ситуацию на таджик-ско-афганской границе и обменялись мнениями о развитии ситуации в Афганистане.

Стороны договорились о продолжении контактов на различных уровнях и подчеркнули необходимость укрепления сотрудничества в сфере безопасности [15].

Однако обратимся к ранней истории. Доверительные отношения между суверенными государствами были заложены в 1920-е гг., во время национально-территориального размежевания

и образования республик Средней Азии. Первыми 27 октября 1924 г. были образованы Узбекская ССР (столица — Бухара, с 1930 г. Ташкент) и Туркменская ССР (столица Ашхабад). Таджикская АССР (столица — образованный в 1925 г. город Душанбе) на правах автономии входила в Узбекскую ССР. В 1929 г. Таджикская АССР была выделена в отдельную союзную республику. В состав республики вошли автономная область Горного Бадахшана, Гармский, Гиссарский, Кулябский, Курган-Тюбин-ский, Пенджикентский, Ура-Тюбинский округа, а также переданный из Узбекской ССР Ходжент-ский округ. Таджикская ССР стала седьмой союзной республикой в составе СССР. Столица республики была переименована в г. Сталинабад, с 1961 г. — Душанбе [16, с. 24-25; 17, с. 97].

В СССР возможные конфликты в зонах соприкосновения наций и народов были локализованы союзной государственностью, советской, однопартийной формой управления, государственной собственностью и плановым народным хозяйством.

По прошествию более 30 лет после распада СССР элиты получивших полную государственную независимость стран Центральной Азии сохранили доверительное отношение к России. Но мир динамично изменяется — возникают новые проблемы и новые оценки достижений и перспектив сотрудничества как России и Таджикистана, так и России со странами Центральной Азии. Отражением подобных оценок стало выступление Президента Таджикистана Эмомали Рахмона 14 октября 2022 г. в Казахстане на саммите «Центральная Азия-Россия», в котором участвовали президенты России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

Средства массовой информации широко осветили как выступление таджикского лидера, так и ответ на него Президента РФ В. В. Путина.

Не вдаваясь в последующую полемику и разнообразие журналистских оценок, отметим, что в среднесрочной перспективе Российская Федерация, не претендующая, в отличие от Турции и Китая, на религиозную и экономическую гегемонию в Центральной Азии, может закрепить статус союзника и остаться субъектом геополитики, гарантирующим суверенитет центрально-азиатских государств, что для них крайне актуально.

В завершение можно констатировать, что российско-таджикское сотрудничество имело и имеет перспективы развития в таких областях, как:

— повышение эффективности деятельности в сфере политического сотрудничества стран как в рамках ОДКБ и ШОС, так и непосредственно через поддержание двухсторонник контактов на различных, в том числе и региональных, уровнях;

— налаживание своевременного взаимодействия специалистов двух стран, работающих в сферах экономики, финансов, военно-технического сотрудничества в условиях гибридных воИн и миграции;

— организация производственнои кооперации в различных областях народного хозяИства России и Таджикистана, что снизит трудовую миграцию посредством создания рабочих мест в Республике Таджикистан;

— создание системы регулирования процессов миграции граждан двух стран, гуманизация отношений в сфере обмена специалистами;

— налаживание научно-образовательного вза-имодеиствия и повышения квалификации специалистов из Таджикистана как в крупных научных центрах РФ, так и путем создания российских учебных заведении и адаптация россииских образовательных программ к условиям Таджикистана.

Библиографический список

1. Новиков С. В. «Среднеазиатское подбрюшье» России и Афганистан — «Большая игра» на переломе эпох // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: материалы III Все-рос. науч. конф. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2021. С. 24 — 27.

2. Мадмудй М. Осиёи Марказй ва амнияти Точикистон аддофи муштараки Русия ва Эрон // Паёми Донишгоши мил-лии Толикистон. № 4 (60). 2010. С. 155-162.

3. Организация Договора о коллективной безопасности. URL: https://odkb-csto.org/25years/ (дата обращения: 07.11.2022).

4. Мулоцоти Пешвои миллат Эмомалй Радмон бо гуруди вакилони Думаи давлатии Федератсияи Россия. URL: http:// www.guliston.tj/tj/navid/1576-prezident (дата обращения: 20.01.2022).

5. Алиева Р. Р. Россия-Таджикистан: на пути к установлению мира и национального согласия // Паёми Донишгоши миллии Толикистон. 2016. №3/8 (216). С. 28-34.

6. Концепция внешней политики Республики Таджикистан. URL:https://mfa.tj/ru/main/view/988/kontseptsiya-vneshnei-politiki-respubliki-tadzhikistan (дата обращения: 13.01.2022).

7. Московская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. 10 ноября 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5575 (дата обращения: 26.08.2021).

8. Муносибатдои Чумдурии Точикистон ва Федератсияи Россия. URL:https://mfa.tj/tg/main/view/ 142/munosibathoi-tojikiston-bo-rossiya (дата обращения: 22.01.2022).

9. Ёдгори Н. Нурафзо. Энергетическая политика Президента Таджикистана Э. Рахмона. Душанбе, 2011. 184 с.

10. Новиков С. В., Новиков М. С. Национальный и либеральный экстремизм в Российской Федерации на фоне изменяющейся геополитической картины мира // Омский науч-

ный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. № 4. С. 84-88.

11. Мусульмане Омского Прииртышья на пороге тысячелетия (сборник документов) / Сост. С. В. Новиков, И. А. Тур-сунов, И. В. Новикова. Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. 273 с.

12. Курбонов Н. Рушди бонизоми робиташои Толикистон ва Россия// Садои мардум. № 110 (4372). 04 апреля 2021. URL: https://sadoimardum.tj/minta-a-o/rushdi-bonizomi-robita-oi-to-ikiston-va-rossiya/ (дата обращения: 12.01.2021).

13. Названо число таджикских студентов, которые учатся в России бесплатно.URL:https://tj.sputniknews.ru/20211228/ tajikistan-russia-studenty-obuchenie-1044450577.html (дата обращения: 13.02.2022).

14. VII Межпарламентский форум «Россия- Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества». URL: http://council.gov.ru/events/news/ 130920/(дата обращения: 04.02.2022).

15. Судбати телефонй бо Президенти Федератсияи Россия Владимир Путин. URL: http://www.prezident.tj/node/27499 (дата обращения: 22.01.2022).

16. Бочкарева И. Б. Национально-территориальное размежевание в Средней Азии в 1924 г.: причины и влияние на этнополитические процессы в регионе// Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. 2019. № 2 (106). С. 22-26

17. Масов Р. Таърихи точикон бо мудри «комилан сиррй». Душанбе: Дониш, 1996. 206 с.

ТУРСУНОВ Турсунмурод Худоймуродович, доктор исторических наук, доцент кафедры «Новая и новейшая история зарубежных стран» Таджикского национального университета, г. Душанбе. Республика Таджикистан. БРНЧ-код: 4517-4741 ЛиШогГО (РИНЦ): 836622

Адрес для переписки: tursunov-murod@mail.ru НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафедры философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина, г. Омск. БРНЧ-код: 7226-1354 Л^^гГО (РИНЦ): 650930

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для переписки: zatoncherlak62@inbox.ru

Для цитирования

Турсунов Т. X., Новиков С. В. Российско-таджикское сотрудничество как фактор стабильности в Центральной Азии (1992-2022 гг.) // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2022. Т. 7, № 4. С. 24-30. БОН 10.25206/2542-0488-2022-7-4-24-30.

Статья поступила в редакцию 14.09.2022 г. © Т. Х. Турсунов, С. В. Новиков

UDC 93/94+327+325

DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-4-24-30

T. K. TURSUNOV1 S. V. NOVIKOV2

1Tajik National University, Dushanbe, Republic of Tajikistan

2Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk, Russia

RUSSIAN-TAJIK COOPERATION AS A FACTOR OF STABILITY IN CENTRAL ASIA (1992-2022)

The article analyzes the historical experience of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan for 30 years. Special attention is paid to political, military, economic, trade and scientific cooperation. The research is based on scientific works of Russian and Tajik scientists, official state documents. The authors conclude that in the conditions of hybrid wars and the migration processes caused by them in Central Asia, the right decision is made on the need to preserve and expand cooperation between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan. This position meets the national interests not only of both countries, but also of the Central Asian states, guaranteeing their security and stability. Keywords: international relations, foreign policy, Central Asia, Tajikistan, Russian Federation, CIS, CSTO, SCO, economy, migration, science and culture.

References

1. Novikov S. V. «Sredneaziatskoye podbryush'ye» Rossii i Afganistan — «Bol'shaya igra» na perelome epokh [«Central Asian underbelly» of Russia and Afghanistan — «Great Game» at the turn of eras] // Poznaniye i deyatel'nost': ot proshlogo k nastoyashchemu. Poznaniye i deyatel'nost': Ot proshlogo k Nastoyashchemu. Omsk, 2021. P. 24-27. (In Russ.).

2. Ma^mudH M. Osiyei MarkazH va amniyati To^ikiston a^dofi mushtaraki Rusiya va Eron [Central Asia and Tajikistan's security are common goals of Russia and Iran] // Payemi Donishgo^i millii To^ikiston. Bulletin of the Tajik National University. Series of the Philological Sciences. 2010. No. 4 (60). P. 145-152. (In Tajik.).

3. Organizatsiya Dogovora o kollektivnoy bezopasnosti [Collective Security Treaty Organization]. URL: https://odkb-csto. org/25years/ (accessed: 07.11.2022). (In Russ.).

4. Mulo^oti Peshvoi millat EmomalH Rahmon bo gury^i vakiloni Dumai davlatii Federatsiyai Rossiya [Meeting of the Leader of the Nation Emomali Rahmon with a group of deputies of the State Duma of the Russian Federation]. URL: http://www.guliston.tj/tj/ navid/1576-prezident (accessed: 20.01.2022).(In Tajik.).

5. Aliyeva R. R. Rossiya-Tadzhikistan: na puti k ustanovleniyu mira i natsional'nogo soglasiya [Russia-Tajikistan: on the road to peace and national consensus] // Payemi Donishgo^i millii To^ikiston. Bulletin of the Tajik National University. Series of the Philological Sciences. 2016. No. 3/8 (216). P. 28-34. (In Russ.).

6. Kontseptsiya vneshney politiki Respubliki Tadzhikistan [The concept of foreign policy of the Republic of Tajikistan]. URL: https://mfa.tj/ru/main/view/988/kontseptsiya-vneshnei-politiki-respubliki-tadzhikistan (accessed: 13.01.2022). (In Russ.).

7. Moskovskaya deklaratsiya Soveta glav gosudarstv-chlenov Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva. 10 noyabrya 2020 goda [Moscow Declaration of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization. November 10, 2020.]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5575 (accessed: 26.08.2021). (In Russ.).

8. Munosibat^oi ^um^urii To^ikiston va Federatsiyai Rossiya [Relations between the Republic of Tajikistan and the Russian Federation]. URL: https://mfa.tj/tg/main/view/142/ munosibathoi-tojikiston-bo-rossiya (accessed: 22.01.2022). (In Tajik.).

9. Edgori N. Nurafzo. Energeticheskaya politika Prezidenta Tadzhikistana E. Rakhmona[Energy policy of the President of Tajikistan E. Rahmon]. Dushanbe, 2011. 184 p. (In Russ.).

10. Novikov S. V., Novikov M. S. Natsional'nyy i liberal'nyy ekstremizm v Rossiyskoy Federatsii na fone izmenyayushcheysya geopoliticheskoy kartiny mira [National and liberal extremism in Russian Federation against backdrop of changing geopolitical picture of the world] // Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2017. No. 4. P. 84-88. (In Russ.).

11. Musul'mane Omskogo priirtysh'ya na poroge tysyachiletiya (sbornik dokumentov) [Muslims of the Omsk Irtysh region on the threshold of the millennium (collection of documents)] / Comp. S. V. Novikov, I. A. Tursunov, I. V. Novikova. Omsk: OmSU Publ., 2003. 273 p. (In Russ.).

12. Kurbonov N. Rushdi bonizomi robita&oi Toaikiston va Rossiya [Systematic development of relations between Tajikistan and Russia]. Sadoi mardum [The voice of the people]. № 110 (4372). 04.09.2021. URL: https://sadoimardum.tj/minta-a-o/rush-di-bonizomi-robita-oi-to-ikiston-va-rossiya/ (accessed: 12.01.2021). (In Tajik.).

13. Nazvano chislo tadzhikskikh studentov, kotoryye uchatsya v Rossii besplatno [Named the number of Tajik students who study in Russia for free]. URL: https://tj.sputniknews.ru/20211228/ tajikistan-russia-studenty-obuchenie-1044450577.html (accessed: 13.02.2022). (In Russ.).

14. VII Mezhparlamentskiy forum «Rossiya - Tadzhikistan: potentsial mezhregional'nogo sotrudnichestva» [VII Interparliamentary Forum «Russia-Tajikistan: the potential of interregional cooperation»]. URL: http://council.gov.ru/events/ news/130920/ (accessed: 04.02.2022).(In Russ.).

15 Su^bati telefonfl bo Prezidenti Federatsiyai Rossiya Vladimir Putin [Telephone conversation with the President of the Russian Federation Vladimir Putin]. URL: http://www.prezident. tj/node/27499 (accessed: 22.01.2022). (In Tajik.).

16. Bochkareva I. B. Natsional'no-territorial'noye raz-mezhevaniye v Sredney Azii v 1924 g.: prichiny i vliyaniye na etnopoliticheskiye protsessy v regione [National-territorial Delimitation in Central Asia in 1924: Causes and Influence on Ethnopolitical Processes in the Region] // Izvestiya AltGU. Istoricheskiye nauki i arkheologiya. News of AltSU. Historical Sciences and Archaeology. 2019. No. 2 (106). P. 22-26.(In Russ.).

17. Masov R. Ta"rikhi to^ikon bo my^ri «komilan sirrfl» [The history of the Tajiks with the seal is «absolutely mysterious».]. Dushanbe: Donish Publ., 1996. 206 p. (In Tajik.).

TURSUNOV Tursunmurod Khudoimurodovich, Doctor of Historical Sciences, Associate professor of Modern and Contemporary History of Foreign Countries Department, Tajik National University, Dushanbe, Republic of Tajikistan.

SPIN-code: 4517-4741 AuthorID (RSCI): 836622

Correspondence address: tursunov-murod@mail.ru NOVIKOV Sergey Valentinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of Philosophy, History, Economic Theory and Law Department, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk. SPIN-code: 7226-1354 AuthorID (RSCI): 650930

Correspondence address: zatoncherlak62@inbox.ru For citations

Tursunov T. K., Novikov S. V. Russian-Tajik cooperation as a factor of stability in Central Asia (1992 - 2022) // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2022. Vol. 7, no. 4. P. 24-30. DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-4-24-30.

Received September 14, 2022. © T. K. Tursunov, S. V. Novikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.