22. Тоатов Х. Хатлон дар масири таърих/Х.Тоатов, Р. Юлдошев.- Хучанд, 2006 с. 194-195
23. Хамроев М. Очерки истории Хисарского бекства конца 19 и начала 20 века/М.Хамроев. - Сталинабад,1959 с.18.
24. Холикзод Т. Хоит в истории/Т Холикзод.- Д., 2001 - 45 с.
25. Хусайни А., Тазкират-ул-уламо /А.Хусайни.-Д, 2014 -C. 165-325
26. Шамсутдинов. Р. История мектебов и медресы Туркестана. Монография / Расулов. Б. Андижон, 1995 - 63 с.
27. Шарифов Д. Шахри домони руди Варзоб/ Д. Шарифов Д, 2013 - с.36
МЕДРЕСЕ КУЛЯБСКОЙ ДОЛИНЫ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ ХХ
В данной статье на основе исторической литературы расматривается возникновение и историко-культурное развитие медресе Кулябской долины в конце XIX начале ХХ века. Констатируется, что медресе существовали почти во всех городах и крупных населенных пунктах Кулябской долины. Также даётся некоторые сведения о наличии медресе Кулябской долины. Рассматриваются вопросы планировки и архитектуры, экономическая база, организация академического обучения и управления медресе Кулябской долины. Также подчеркивается не которые особенности традиционной системы образования начала ХХ века.
Ключевые слова: Кулябская долина, медресе, памятник, архитектура, культура, мударрис, ученики, обучения, образование, программа, предмет, учебник.
KULYAB VALLEY MEDRESE AT THE LATE XIX BEGINNING XX
Based on historical literature, this article examines the emergence and historical and cultural development of the Kulyab valley madrasah at the end of the 19th and beginning of the 20th century. It is stated that madrasahs existed in almost all cities and large settlements of the Kulyab valley. Also, some information is given about the presence of the Kulyab Valley madrasah. The issues of planning and architecture, economic base, organization of academic training and management of Kulyab valley madrasah are considered. It also highlights some of the features of the traditional education system of the early twentieth century.
Key words: Kulyab valley, madrasah, monument, architecture, culture, mudarris, students, training, education, program, subject, textbook.
Сведения об авторах:
Кушматов Абдували - доктор исторических наук, профессор кафедры древней и средневековой истории и археологии Таджикского национального университета Адрес: Таджикистан г. Душанбе, проспект Рудаки, 17 тел: (+992) 919666917.
Сангинов Далер - научный сотрудник отдела социально-гуманитарных и экономических наук НИИ Таджикского национального университета Адрес: Таджикистан г. Душанбе, проспект Рудаки, 17E-mail: [email protected] Телефон: (+992) 918700492 About the authors:
Abdyvali Kushmatov - Doctor of History, Professor of the Department of Ancient and Medieval History and Archeology of the Tajik National University Address: Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17 Phone: (+992) 919666917
Sanginov Daler is a research fellow of the Department of Social and Humanitarian and Economic Sciences of the Scientific Research Institute of Tajik National University Address: Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17 E-mail: [email protected] Phone: (+992) 918700492
ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Коваленко Г.В.
Российско-Таджикского (славянского) университета Хатамов Н.Б. Таджикский государственный университета коммерции
Таджикско-Узбекские отношения.
Республика Узбекистан наиболее важный партнёр Таджикистана в ЦА. Протяжённость общей границы двух стран - свыше 1,33 тыс. км.[29] На Узбекистан замкнута основная часть транспортной и электросетевой инфраструктуры РТ, там проживает большая таджикская диаспора, а в Таджикистане узбеки составляют самое крупное этническое меньшинство.
С момента обретения центральноазиатскими республиками независимости таджикско-узбекское сотрудничество развивалось по сложной траектории. Поддержка руководством РУ во главе с Исламом Каримовым светских сил в ходе гражданской войны в Таджикистане (1992-
1997 гг.) способствовала приходу к власти в Душанбе президента Эмомали Рахмона. В последующие годы (1998-2008 гг.) отношения соседних государств ухудшились на фоне сохранявшихся на таджикском направлении угроз безопасности и попыток Ташкента влиять на внутри-политическую ситуацию в РТ. После возобновления Таджикистаном строительства Рогунской ГЭС на р. Вахш в 2008 г. они приобрели характер открытого противостояния. Выступая резко против гидроэнергетических объектов на трансграничных реках, Узбекистан инициировал против Душанбе информационную кампанию и ввёл ряд жёстких экономических ограничений. [13]
Осенью 2016 г., со сменой власти в Ташкенте, начался процесс нормализации таджикско-узбекских связей. Его инициатором выступил премьер- министр, а затем и президент РУ Шавкат Мирзиёев. Он объявил приоритетом своей дипломатии Центральную Азию и обозначил намерение проводить «открытую и прагматичную» политику в отношении Таджикистана [30]. В 2017 г. правительство Узбекистана утвердило Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития.[26] до 2021 г., в которой поставило задачу создания вокруг республики «пояса безопасности, стабильности и добрососедства». Её решение требовало «перезапустить» диалог с Душанбе на новом качественном уровне.
Прорывным для таджикско-узбекского сотрудничества стал 2018 г. В марте состоялся «исторический» государственный визит Ш. Мирзиёева в Душанбе. По итогам переговоров стороны подписали 27 соглашений в области экономики, безопасности, науки и культуры[3]. В августе того же года с ответным визитом в Ташкенте побывал президент Э. Рахмон. «За выдающийся личный вклад в укрепление прочных многовековых уз дружбы» узбекский коллега наградил его орденом «Эл-юрт хурмати» [35] - одной из высших государственных наград РУ. Лидеры подписали 26 соглашений, в том числе Договор о стратегическом партнёрстве.[19]
Ключевые договорённости 2018 г. касались Рогунской ГЭС и вопроса о границе. Ташкент официально отказался от дальнейшего противодействия реализации проекта и направил правительственную делегацию на церемонию пуска первого агрегата гидроэлектростанции в ноябре 2018 г. Одновременно стороны согласовали не урегулированный после распада СССР участок общей границы (192 км) и определили порядок использования находящейся в пограничной зоне Фархадской плотины [18]. Объект признан узбекской собственностью, а земля под ним - территорией Таджикистана.
Нормализация политического диалога дала мощный стимул развитию экономического взаимодействия. В марте 2018 г. руководители Таджикистана и Узбекистана поставили задачу увеличить взаимный товарооборот до 500 млн долл. (в 4 раза) к 2020 г. [7]и приняли с этой целью комплекс мер. Были упрощены таможенные процедуры, расширены масштабы конгрессно-выставочной деятельности и введено в действие Соглашение о свободной торговле.[22]
Важное место во взаимной торговле занял обмен энергоресурсами. В 2018 г. В 2019 г. таджикская сторона поставила в Узбекистан 1,4 млрд кВт ч на 28,5 млн долл., а в перспективе планирует нарастить перетоки до 5 млрд кВт ч.[20] Для этого при финансовой поддержке Азиатского банка развития (35 млн долл.) она модернизирует сетевую инфраструктуру в направлении РУ. Завершение проекта намечено на 2022 г., после чего Узбекистан, возможно, станет ключевым рынком сбыта таджикской энергии. [37]
В свою очередь, Ташкент возобновил продажи в соседнюю республику природного газа, которые были приостановлены в 2012 г. В 2019 г. Таджикистан импортировал 140 млн куб. м узбекского газа (на 17,7 млн долл.), а в 2020 г. запланировал закупить 200 млн куб. м.[38] При этом его потенциальные потребности оцениваются в 4 раза выше. Для таджикской экономики голубое топливо из РУ имеет стратегическое значение, поскольку позволяет запустить простаивающие производства, технологически нуждающиеся в газе. Его потребителями в стране являются алюминиевый завод ТАЛКО, Душанбинская ТЭЦ-1, а также ряд крупных промышленных предприятий.
Таджикистан и Узбекистан активизировали сотрудничество в транспортной сфере, которая долгое время оставалась одной из наиболее проблемных в их отношениях. Стороны снизили тарифы и упростили правила трансграничных перевозок грузов и пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом, возобновили прерванные в 1990-х гг. регулярные автобусные и воздушные рейсы. Были открыты 17 контрольно-пропускных пунктов для пересечения границы вместо двух, действовавших до этого.[41] Узбекистан восстановил демонтированный в 2011 г. участок железной дороги Галаба - Амузанг на границе Сурхандарьинской области РУ и Хатлонской области РТ, который заработал в качестве третьей железнодорожной линии между государствами. Для Таджикистана, который сильно зависит от транзита грузов через узбекскую территорию, эти меры оказались особенно важными. Они позволили сократить транспортные
издержки и совокупную стоимость импорта, стимулировали мобильность населения и деловую активность.
Учитывая культурно-исторические связи двух народов, Таджикистан и Узбекистан уделили внимание и гуманитарным вопросам. Настоящим прорывом можно считать отмену между республиками весной 2018 г. визового режима для краткосрочных поездок. По новым правилам граждане РТ и РУ, имеющие заграничные или внутренние биометрические паспорта, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и временно пребывать на территории соседнего государства без визы сроком до 30 суток.[23]
Кроме того, республики договорились реанимировать стагнировавшие контакты научных центров и вузов, приняли решение о встречном признании документов об образовании. В их медийном пространстве на смену взаимной критике пришли комплиментарные и сдержанные оценки действий партнёра.
Казахстан во внешней политике Таджикистана.
Отношения Таджикистана и Республики Казахстан (РК) на протяжении всего периода независимости характеризуются относительной стабильностью и бесконфликтностью. Между Душанбе и Нур-Султаном отсутствуют серьёзные противоречия, а упор делается на развитие экономического взаимодействия.
Дипломатические контакты РТ и РК носят системный характер и осуществляются в широком диапазоне двусторонних (Межправительственная комиссия, Деловой совет) и многосторонних (СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и др.) форматов. Только в 2018-2019 гг. лидеры государств встречались не менее 11 раз, в том числе в рамках международных мероприятий на территории Казахстана и Таджикистана (6 раз)[4]. Хорошо развита и постоянно расширяется договорно-правовая база таджикско-казахстанских отношений. Она включает 80 документов и в сентябре 2015 г. была дополнена Договором о стратегическом партнёрстве.[5]
Политический диалог служит основой укрепления экономических связей, которые республики рассматривают в качестве приоритета. Наиболее ощутимых успехов они достигли в торговой сфере. По данным Агентства по статистике при Президенте РТ, Казахстан с 2017 г. удерживает второе место в списке ведущих торговых партнёров Таджикистана после России. В 2019 г. товарооборот между странами вырос на 14,5 % по сравнению с 2018 г. и достиг рекордных 957,6 млн долл. (более 21 % общего объёма внешней торговли РТ).[24] В январе - феврале 2020 г. товарооборот Таджикистана и Казахстана увеличился ещё на 30 % и составил 164 млн долл. [36]
Баланс двусторонней торговли складывается в пользу Казахстана, как более развитой в промышленном отношении республики. По итогам 2019 г. казахстанский импорт (739 млн долл.) почти в 3,5 раза превысил экспорт из Таджикистана (218 млн долл.). РК выступает крупным поставщиком на таджикский рынок продовольствия (пшеница, мука), сжиженного газа, машиностроительной продукции (вагоны, локомотивы, автомобили, вертолёты), металлопроката и стройматериалов. Душанбе экспортирует в соседнюю страну сырьевые и сельскохозяйственные товары - руду и концентраты металлов (свинец, цинк, медь), фрукты, овощи, орехи.[39]
Таджикские власти проявляют интерес к расширению экспорта рабочей силы в Казахстан. За счёт диверсификации трудовой миграции в РК и ряд других стран, с которыми также ведутся переговоры (Катар, Южная Корея), они стремятся по возможности снизить свою зависимость от Москвы в миграционной сфере. Казахстан сегодня - второй после России рынок труда для таджикских трудовых мигрантов. Он существенно меньше по объёму, но его популярность растёт по мере ужесточения российского миграционного законодательства. По официальным таджикским данным, в 2019 г. с целью осуществления трудовой деятельности в Россию выехало 518 тыс. (97,6 %), в Казахстан - 9,8 тыс. (1,8 %) граждан РТ[10]. Душанбе ожидает от казахстанских партнёров дальнейшего смягчения миграционного режима и улучшения социальных гарантий для указанной категории лиц. В свою очередь, Казахстан добивается от таджикского руководства содействия в упорядочении миграционных процессов. В марте 2018 г. стороны подписали три новых договора, направленных на решение названных задач (о порядке пребывания граждан РТ и РК на территориях двух государств, о сотрудничестве по вопросам миграции и о реадмиссии).[6]
Взаимодействие Таджикистана и Казахстана в сфере безопасности осуществляется в основном по линии ОДКБ и ШОС и благоприятно отражается на стабильности региона. Анализ казахстанской политики показывает, что Нур-Султан обеспокоен развитием ситуации в Афганистане и поддерживает укрепление «буфера безопасности» на южных границах ЦА в лице Таджикистана. В практическом плане Казахстан и Таджикистан через соответствующие коллективные структуры координируют военную, контртеррористическую и антинаркотическую политику, отрабатывают меры совместного реагирования на потенциальные угрозы в рамках многосторонних операций и учений («Боевое братство», «Нелегал», «Поиск», «Скала», «Кобальт», «Мирная миссия»). Казахстан оказывает таджикской стороне военно-техническую помощь. В 2019 г. он передал ей 79 наименований военного имущества, включая боеприпасы, горное снаряжение, средства связи, оборудование радиационной, биологической и
химической защиты.[40] В то же время именно Нур-Султан нередко выступает в роли посредника при осуществлении западных военных проектов в регионе. В рамках «многовекторной» дипломатии он проводит на своей территории учения НАТО «Степной орёл», на которые приглашает в том числе подразделения Вооружённых сил Таджикистана.
Республики поддерживают гуманитарные связи, но их масштаб незначителен, и они не оказывают заметного влияния на общественную жизнь двух стран. Казахстанские вузы ежегодно выделяют таджикским гражданам 50 государственных образовательных грантов. В Душанбе работает казахский культурный центр «Байтерек». Правительство РК направляет в РТ гуманитарную помощь -продовольствие и топочный мазут, её объём к началу 2020 г. превысил 37 млн долл. [12]
Согласно имеющимся заявлениям, в будущем Душанбе и Нур-Султан планируют удержать набранные темпы двустороннего взаимодействия, направляя, как и раньше, основные усилия на углубление экономического сотрудничества.
В текущих условиях данные задачи выглядят достаточно амбициозно и вряд ли будут реализованы в полном объёме. Их достижению препятствует целый ряд факторов, включая ограниченный платёжный спрос на таджикском рынке, усиливающаяся конкуренция с другими иностранными партнёрами и отсутствие существенных улучшений бизнес-среды в Таджикистане. Экономическое сотрудничество двух стран неизбежно замедлит и начавшаяся пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19. С апреля 2020 г. правительство РК уже установило временные квоты на экспорт в РТ пшеницы и пшеничной муки, на которые приходится 60% внутреннего рынка республики.[2] По решению Евразийской экономической комиссии Казахстан также ввёл запрет на вывоз за пределы ЕАЭС некоторых круп (гречиха, рис, рожь, просо) и медицинских средств индивидуальной защиты.[8] Таджикско-Киргизские отношения.
Главной проблемой таджикско-киргизских отношений последних лет был и остаётся неурегулированный пограничный спор. Он возник как следствие распада СССР и со временем осложнился комплексом сопутствующих противоречий в хозяйственно-экономической, социально-бытовой, этнической сферах и в области безопасности.
На сегодняшний день из 987 км общей границы Таджикистана и Киргизской Республики (КР) согласовано лишь около половины[28]. Спорными остаются порядка 70 участков[34]. Из них наиболее остро стоит вопрос о статусе сопредельных земель в Исфаринском районе Согдийской области РТ.
Процесс урегулирования затрудняют взаимные претензии киргизов и таджиков, проживающих в приграничной зоне. Они конфликтуют из-за дефицитных пахотных земель и пастбищ, источников воды, местной транспортной инфраструктуры. Таджикские и киргизские общины обвиняют друг друга в ползучей миграции на территории своих сёл при непубличной поддержке национальных властей. Ситуацию усугубляют рост численности населения в Ферганской долине, мозаичное расположение в приграничье таджикских и киргизских поселений, долгосрочная аренда неописанных сельхозугодий местными жителями и наличие в Баткенской области Киргизии таджикского анклава Ворух с населением свыше 30 тыс. чел. В укреплении контроля над границей не заинтересованы и промышляющие в этой местности преступные группировки, занимающиеся контрабандой товаров между РТ и странами ЕАЭС и трафиком наркотиков по так называемому северному маршруту из Афганистана.
Напряжённость на границе двух республик часто приводит к открытым столкновениям с человеческими жертвами. Наиболее серьёзное за последние пять лет обострение обстановки наблюдалось там в 2019 г. Так, весной и летом происходили стычки с участием сотен местных жителей в районах приграничных населённых пунктов Лаккон - Карабак, Чигда- лик - Арка, Чоркух - Кок-Таш, Ворух -Аксай. Они были вызваны оспариванием принадлежности тех или иных объектов (кладбищ, водоёмов), строительством дорог и заборов или носили бытовой характер. В ходе драк и перестрелок ранения получили несколько десятков граждан с обеих сторон, по меньшей мере двое таджикистанцев погибли. Киргизские власти были вынуждены несколько раз временно эвакуировать в Баткен жителей сёл Аксай и Кок-Таш.[15]
Проблемой является вовлечение в конфликты на границе сотрудников правоохранительных органов и пограничных служб двух стран. В середине сентября 2019 г. в районе сёл Овчикалача и Максат, недалеко от Худжанда, спор таджикских и киргизских военнослужащих по поводу незаконных строительных работ в пограничной полосе перерос в вооружённое столкновение с применением автоматического оружия и миномётов. Были убиты один киргизский и трое таджикских пограничников, ранены 16 гражданских лиц, включая женщин и детей.[16]
Инциденты на границе продолжились и в 2020 г. В январе и мае жители приграничных сёл Исфаринского района Таджикистана и Баткенской области Киргизии несколько раз закидывали друг друга камнями и обстреливали из охотничьих ружей.[27]
В течение многих лет Душанбе и Бишкек предпринимают попытки урегулировать пограничную проблему. Переговоры по ней стороны ведут с начала 2000-х гг., когда ими была создана межправительственная Комиссия по вопросам делимитации и демаркации государственной границы. Её
встречи проходят три-четыре раза в год с привлечением экспертов профильных ведомств обеих стран. В качестве аргументов на заседаниях Комиссии представители соседних республик, как правило, ссылаются на разные документы и карты советского периода, в результате чего согласование ими спорных участков идёт крайне медленно.
На фоне недавнего обострения ситуации в приграничной зоне Таджикистан и Киргизия вновь активизировали переговорный процесс. В июле 2019 г. президенты РТ Э. Рахмон и КР С. Жээнбеков впервые встретились непосредственно на спорных территориях, где договорились вести работу «от простого к сложному» и призвали местных жителей не поддаваться на провокации «деструктивных сил» [21]. В ходе правительственных консультаций в начале 2020 г. стороны приступили к предметному обсуждению возможности обмена земельными участками в районе сёл Чоркух, Самаркандек, Аксай и Кок-Таш.[17]
Прогнозировать исход очередного раунда таджикско-киргизских переговоров сегодня достаточно сложно. Он во многом будет зависеть от политической воли сторон, недостаток которой в прошлом был одним из главных препятствий на пути пограничного урегулирования. Центральным властям республик предстоит принять непопулярные решения и добиваться их исполнения на местах, что может быть непросто, особенно в условиях Киргизии с её сильными региональными кланами. Мирный процесс также вряд ли окажется эффективным без улаживания накопившихся социально-экономических проблем приграничных территорий и дополнительных бюджетных расходов на их развитие.[15]
В то же время и дальше откладывать решение пограничного вопроса для Киргизии и Таджикистана представляется крайне недальновидным. Пограничные конфликты двух стран негативно влияют на безопасность региона в целом. «Окнами» на спорных участках границы могут воспользоваться не только преступные группировки, но и международные террористические организации, как это уже было в 19992000-х гг. во время Баткенских событий. Противоречия Душанбе и Бишкека могут затруднить работу ОДКБ, членами которой являются обе республики. Они создают неблагоприятный фон для развития их отношений в других сферах, усиливая общее недоверие между двумя народами.
Таджикско-Туркменские отношения.
Таджикистан и Туркменистан не имеют общей границы и разделены узбекской территорией. Это обстоятельство, с одной стороны, избавило их от бремени возможных приграничных конфликтов после распада СССР, но, с другой стороны, поставило сотрудничество двух стран в зависимость от внешней политики Узбекистана, где проходят основные транспортные потоки между ними.
В январе 2018 г. Душанбе и Ашхабад отметили 25 лет с момента установления дипломатических отношений. Первая половина этого срока запомнилась в основном их взаимодействием в торговой и энергетической сферах. Туркменская сторона наладила в РТ поставки нефтепродуктов и электроэнергии через Узбекистан в осенние и зимние месяцы. Тогда эти меры способствовали смягчению остроты энергетического кризиса, в котором пребывал Таджикистан.
С обострением таджикско-узбекских противоречий энергетическое сотрудничество республик было фактически остановлено Ташкентом. В январе 2009 г. Узбекистан прекратил транзит туркменской энергии в РТ, а позднее заблокировал и инициативу о закупке Душанбе туркменского газа. Сложности с доступом в Туркменистан через узбекскую территорию возникли у таджикских грузоперевозчиков.
В этих условиях Душанбе и Ашхабад приступили к проработке альтернативных транспортных маршрутов в обход Узбекистана. В марте 2013 г. совместно с Кабулом они подписали меморандум о строительстве железной дороги Туркменистан - Афганистан - Таджикистан (ТАТ), которая, по замыслу участников, призвана снизить их зависимость от узбекского транзита. Магистраль протяжённостью более 400 км должна соединить восточные туркменские велаяты с таджикским югом через северные афганские провинции, а в перспективе также выйти на железнодорожные сети Киргизии, Китая и Ирана. Свой 88-километровый участок нового транспортного коридора до афганской границы (Атамурат - Имамназар -Акина) туркменская сторона ввела в эксплуатацию в конце 2016 г.[9]. Таджикистан при финансовой поддержке Китая в августе 2016 г. запустил внутреннюю линию Вахдат - Яван (чуть более 40 км), которая в будущем может использоваться также для железнодорожного сообщения с Афганистаном.
Однако дальнейшая реализация проекта ТАТ забуксовала. Таджикистану и Афганистану, через территории которых проходят наиболее протяжённые отрезки трассы, не удалось привлечь в её строительство необходимые средства международных финансовых институтов. В течение длительного времени они не могли согласовать маршрут и точки стыковки железной дороги. Негативно на перспективы программы повлиял рост активности незаконных вооружённых формирований на севере Афганистана.
Интерес таджикского руководства к трансафганской железнодорожной инициативе ещё больше снизился после восстановления сотрудничества страны с Узбекистаном. В сентябре 2018 г. таджикский посол в РУ Содик Ашурбойзода в одном из интервью признал, что улучшение отношений Ташкента и Душанбе заставляет правительство РТ «отложить до лучших времён» идею строительства железной дороги в Туркменистан через север Афганистана [33]. В условиях ограниченности собственных
финансовых ресурсов для республики разумно как можно шире использовать уже имеющиеся транспортные пути.
Хотя впоследствии официальный Душанбе опроверг заявление дипломата, изменения в таджикской позиции по ТАТ стали очевидными для наблюдателей. Реакция туркменской стороны на них оказалась достаточно острой. Осенью 2018 г. временно, а с февраля 2019 г. на постоянной основе Ашхабад приостановил движение через свои границы автомобильного и железнодорожного транспорта, следующего из Таджикистана и в обратном направлении. На туркменских границах скопились десятки грузовых фур и вагонов, принадлежащих таджикским перевозчикам. Министерство транспорта РТ было вынуждено рекомендовать своим компаниям выбирать обходные маршруты поставок грузов через Азербайджан, Россию и Казахстан, несмотря на их большую протяжённость и стоимость.
Действия туркменского руководства осложнили сотрудничество Душанбе с рядом его торговых партнёров, затронули товарообмен РТ с Турцией - важным экспортным рынком для таджикской продукции (около 20 % экспорта) [25]. Затруднена торговля республики с Ираном и самим Туркменистаном. Среди прочего Таджикистану пришлось скорректировать закупки сырья для ТАЛКО и каналы отгрузок зарубежным потребителям готового алюминия.
В совокупности эти факторы нарушают планы Туркменистана по развитию своего транзитного потенциала и делают менее востребованным уже построенный им участок до афганской границы, названный местной прессой «золотым звеном» Трансазиатского транспортного коридора [1].
Обозначенные противоречия, судя по всему, отражаются и на других сферах таджикско-туркменского сотрудничества. В последние годы заметно снизилась интенсивность их политических контактов. После официального визита главы Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Душанбе в ноябре 2017 г., когда стороны подписали Договор о стратегическом партнёрстве, лидеры двух государств встречаются реже и преимущественно в многосторонних форматах. В гуманитарной области Ашхабад усиливает административные барьеры, затрудняющие выезд туркменских студентов на учёбу в Таджикистан. Всего в РТ обучаются около 4 тыс. туркменских граждан, которых привлекает в республике сравнительно недорогое высшее образование [31]. Осенью 2018 г. около тысячи из них не смогли вовремя добраться до своих вузов, поскольку не получили разрешение на выезд от туркменских властей [32]. У остальных возникли трудности с оплатой учёбы в Таджикистане, после того как туркменская сторона ввела жёсткие лимиты на денежные переводы в иностранной валюте.
Государства Центральной Азии являются приоритетными во внешней политике Таджикистана. Тем не менее Отношения Таджикистана с соседями отношения имеют ряд противоречиё, и не всегда развиваются линейно. В последние годы наибольшее значение для Душанбе имеет восстановление сотрудничества с Ташкентом, которое укрепляет безопасность страны, улучшает её транспортную доступность, развитие экономики. Обратный эффект оказывает обострившийся пограничный конфликт РТ с Киргизией, без урегулирования которого вряд ли возможно «формирование пояса доверия и стабильности"[11] в регионе.
В ближайшей перспективе, как представляется, двусторонние связи Душанбе с центральноазиатскими республиками сохранят разнонаправленную динамику и высокую степень неопределённости. Расхождение стратегических интересов, наличие неразрешённых противоречий и слабая договороспособность некоторых региональных лидеров будут затруднять формирование вокруг Таджикистана стабильного политического и экономического пространства, а также осложнять реализацию интеграционных проектов с участием РТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атамырат - Имамназар - Акина - золотое звено Азиатского железнодорожного коридора // Turkmenportal. 2016. 23 октября. URL https://turkmenportal.com/ blog/8993 (дата обращения: 20.05.2020).
2. Ашуров А. Казахстан вводит ограничения на экспорт пшеницы. Таджикистан отныне будет получать муку по квоте // Радио «Озоди». 2020. 1 апреля. URL: https:// rus.ozodi.org/a/30521468.html (дата обращения: 18.05.2020).
3. Государственный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Республику Таджикистан // Президент Республики Таджикистан. Офиц. сайт. 2018. 9 марта. URL: http://www.president.tj/ru/node/17212 (дата обращения: 15.05.2020).
4. Двусторонние отношения // Посольство Республики Казахстан в Республике Таджикистан. Офиц. сайт. 2020. 17 февраля. URL: http://www.mfa.kz/ru/dushanbe/ content-view/dvustoronnie-otnosenia (дата обращения: 18.05.2020).
5. Договор о стратегическом партнёрстве между Республикой Казахстан и Республикой Таджикистан. Душанбе. 14 сентября 2015 г. // Информ.-правовая система нормативных правовых актов РК. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000019 (дата обращения: 18.05.2020).
6. Договорная база // Посольство Республики Казахстан в Республике Таджикистан. 2020. 1 января. URL: http://www.mfa.kz/ru/dushanbe/content-view/dogovornaa- baza (дата обращения: 18.05.2020).
7. Душанбе и Ташкент намерены довести товарооборот до 500 миллионов долларов // Sputnik Таджикистан.
2018. 16 августа. URL: https://tj.sputniknews.ru/main/ 20180816/1026469632/dushanbe-tashkent-namereny-dovesti-tovarooborot-500-millionov- dollarov.html (дата обращения: 15.05.2020).
8. ЕЭК приступает к реализации «второго пакета» мер в связи с распространением COVID-19 // Евразийская экономическая комиссия. 2020. 31 марта. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/31-03-2020-2.aspx (дата обращения: 18.05.2020).
9. Завершено строительство железнодорожной магистрали Атамурат - Имамназар - Акина // Turkmen Petroleum. 2016. 31 октября. URL: http://turkmenpetroleum.com/ ru/2016/10/31/завершено-строительство-железнодоро/ (дата обращения: 20.05.2020).
10. Караев С. Минтруда Таджикистана констатирует: число трудовых мигрантов растёт // Asia-Plus. 2020. 6 февраля. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikis tan/society/20200206/mintruda-chislo-trudovih-migrantov-rastet (дата обращения: 18.05.2020).
11. Концепция внешней политики Республики Таджикистан (утверждена Указом Президента от 27 января 2015 г. № 332).
12. Культурно-гуманитарное сотрудничество // Посольство Республики Казахстан в Республике Таджикистан. 2020. 14 февраля. URL: http://www.mfa.kz/ru/dushanbe/ content-view/kulturno-gumanitarnoe-sotrudnicestvo (дата обращения: 18.05.2020).
13. Куртов А.А. Центральная Азия: Водные артерии как новые узлы противоречий // Центральная Азия: Проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая). М.: РИСИ, 2013. С. 154-230.
14. Надиров Б. Почему не получается поставить точку в конфликтах на таджикско-кыргызской границе? // Asia-Plus. 2019. 18 сентября. URL: https://asiaplustj.info/ news/opinion/20190918/pochemu-ne-poluchaetsya-postavit-tochku-v-konfliktah-na- tadzhiksko-kirgizskom-granitse (дата обращения: 22.05.2020).
15. Надиров Б. Срочно: Очередная перестрелка в Ворухе, погиб один человек // Asia-Plus. 2019. 14 марта. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/incidents/ 20190314/srochno-ocherednaya-perestrelka-v-voruhe-pogib-odin-chelovek; Власти Киргизии эвакуировали два села на границе с Таджикистаном // Интерфакс. 2019. 13 марта. URL: https://www.interfax.ru/world/654327; Иргебаева А. Рахмон и Жээнбеков встретились из-за приграничного конфликта. Что они решили? // Kloop. 2019. 27 июля. URL: https://kloop.kg/blog/2019/07/27/itogi-vstrechi-rahmona-i-jeenbekova/ (дата обращения: 21.05.2020).
16. «Ничья земля» стала причиной перестрелки пограничников Киргизии и Таджикистана // Московский комсомолец. 2019. 17 сентября. URL: https://www.mk.ru/ politics/2019/09/17/nichya-zemlya-stala-prichinoy-perestrelki-pogranichnikov-kirgizii-i- tadzhikistana.html (дата обращения: 21.05.2020).
17. Обмен территориями: Таджикистан предложит Кыргызстану часть посёлка Сомониён // Asia-Plus. 2020. 24 января. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/ society/20200124/obmen-territoriyami-tadzhikistan-predlozhit-kirgizstanu-chast-posyolka- somoniyon (дата обращения: 22.05.2020).
18. Парламент Таджикистана ратифицировал договор о спорных участках таджикско-узбекской границы // Радио «Озоди». 2018. 19 апреля. URL: https://rus.ozodi. org/a/29177387.html (дата обращения: 15.05.2020).
19. Подписание новых документов о сотрудничестве между Таджикистаном и Узбекистаном // Президент Республики Таджикистан. Офиц. сайт. 2018. 17 августа. URL: http://www.president.tj/ru/node/18186 (дата обращения: 15.05.2020).
20. Премьеры Таджикистана и Узбекистана согласуют цены на таджикскую электроэнергию и узбекский газ // Подробно.. 2020. 10 марта. URL: https://www.podrobno. uz/cat/economic/premery-tadzhikistana-i-uzbekistana-soglasuyut-tseny-na-tadzhikskuyu- elektroenergiyu-i-uzbekskiy-gaz/ (дата обращения: 15.05.2020).
21. Рахмон и Жээнбеков договорились по границе вести работу «от простого к сложному» // Радио «Озоди».
2019. 26 июля. UrL: https://rus.ozodi.org/a/30076321.html (дата обращения: 22.05.2020).
22. Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан о свободной торговле. Ташкент. 10 января 1996 г. // LexUz. URL: http://www.lex.uz/ru/docs/2552943; Протокол между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан о свободной торговле от 10 января 1996 г. Душанбе. 9 марта 2018 г. // LexUz. URL: http://www.lex.uz/ru/docs/3806887#3811224 (дата обращения: 15.05.2020).
23. Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан о взаимных поездках граждан. Душанбе. 9 марта 2018 г. // LexUz. URL: http://www.lex.uz/ru/docs/3595219 (дата обращения: 17.05.2020).
24. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. Январь - декабрь 2019. С. 262.
25. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. Январь - декабрь 2020. С. 264.
26. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. (утверждена Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. № УП-4947) // LexUz. URL: http://www.lex.uz/docs/3107042 (дата обращения: 15.05.2020).
27. Таджикистан и Кыргызстан совместно расследуют инцидент на границе // Радио «Озоди». 2020. 10 января. URL: https://rus.ozodi.org/a/latest-tajik-kyrgyz-border-/ 30369965.html; Мирсаидов Н. Условная и размытая таджикско-
кыргызская граница. Как провести настоящую? // Asia-Plus. 2020. 13 мая. URL: https://asiaplustj.info/ru/ news/tajikistan/society/20200513/uslovnaya-i-razmitaya-tadzhiksko-kirgizskaya-granitsa- kak-provesti-nastoyatshuyu (дата обращения: 21.05.2020).
28. Таджикско-кыргызская Государственная граница // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. Офиц. сайт. 2020. 21 мая. URL: https://www.mfa.tj/ index.php/ru/main/view/ 151/tadzhiksko-kyrgyzskaya-gosudarstvennaya-granitsa (дата обращения: 21.05.202o).
29. Таджикско-узбекская государственная граница // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. Офиц. сайт. URL: https://www.mfa.tj/ru/main/view/152/ tadzhiksko-uzbekskaya-gosudarstvennaya-granitsa (дата обращения: 11.05.2020).
30. Текст: Выступление премьер-министра на заседании палат парламента // Газета.п/. 2016. 9 сентября. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2016/09/09/speech/ (дата обращения: 15.05.2020).
31. Туркменские студенты в Таджикистане не могут получить переводы от родных // Радио «Озоди». 2018. 16 июня. URL: https://rus.ozodi.Org/a/29292712.html (дата обращения: 20.05.2020).
32. Туркменских студентов не пускают на учёбу в Таджикистан // Sputnik Таджикистан. 2018. 9 октября. URL: https://tj.sputniknews.ru/asia/20181009/1027049048/ turkmenskih-studentov-ne-puskayut-uchebu-tajikistan.html (дата обращения: 20.05.2020).
33. Узбекистан хочет поставить транзит на рельсы // Коммерсантъ. 2018. 20 сентября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3746371 (дата обращения: 20.05.2020).
34. Улитина Е. Конфликт на границе. Кыргызстан может потерять свою территорию // Вечерний Бишкек. 2019.
16 сентября. URL: https://www.vb.kg/doc/381587_ konflikt_na_granice._kyrgyzstan_mojet_poteriat_svou_territoriu.html (дата обращения: 21.05.2020).
35. Церемония вручения государственной награды Республики Узбекистан - Ордена «Эл Юрт Хурмати» Лидеру нации // Президент Республики Таджикистан. Офиц. сайт. 2018. 17 августа. URL: http://www.president.tj/ru/node/18206 (дата обращения: 15.05.2020).
36. Чоршанбиев П. Коронавирус не помеха. Торговля между Таджикистаном и Китаем растёт // Asia-Plus. 2020.
17 марта. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/ economic/20200317/koronavirus-ne-pomeha-torgovlya-mezhdu-tadzhikistanom-i-kitaem- rastet (дата обращения: 18.05.2020).
37. Чоршанбиев П. Назад в будущее. Таджикское электричество возвращается в регион // Asia-Plus. 2018. 26 ноября. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/ economic/20181126/nazad-v-budutshee-tadzhikskoe-elektrichestvo-vozvratshaetsya-v-region (дата обращения: 15.05.2020).
38. Чоршанбиев П. Таджикистан увеличивает импорт узбекского газа на треть // Asia-Plus. 2020. 28 января. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/economic/ 20200128/tadzhikistan-uvelichivaet-import-uzbekskogo-gaza-na-tret (дата обращения: 15.05.2020).
39. Экономическое сотрудничество Казахстана и Таджикистана // Посольство Республики Казахстан в Республике Таджикистан. Офиц. сайт. 2020. 14 февраля. URL: http://www.mfa.kz/ru/dushanbe/content-view/ekonomiceskoe-sotrudnicestvo (дата обращения: 18.05.2020).
40. Юлдашев А. В ближайшее время на таджикско-узбекской границе заработает новый КПП - «Бабатаг» // Asia-Plus. 2019. 11 января. URL: https://asiaplustj.info/ru/ news/tajikistan/politics/20190111/v-blizhaishee-vremya-na-tadzhiksko-uzbekskoi-granitse- zarabotaet-novii-kpp-babatag (дата обращения: 15.05.2020).
41. Юлдашев А. Казахстан в очередной раз окажет Таджикистану военно-техническую помощь // Asia-Plus.
2018. 28 декабря. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/ tajikistan/security/20181228/kazahstan-v-ocherednoi-raz-okazhet-tadzhikistanu-voenno- tehnicheskuyu-pomotsh;
42. . Чоршанбиев П. Казахстан предоставит Минобороны Таджикистана неуправляемые ракеты // Asia-Plus.
2019. 10 января. URL: https://asiaplustj.info/ ru/news/tajikistan/security/20190110/kazahstan-predostavit-minoboroni-tadzhikistana- neupravlyaemie-raketi (дата обращения: 18.05.2020).
ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Анализируя Концепцию внешней политики Республики Таджикистан (РТ) от 2015 г. То там государства Центрально Азиатские соседи (ЦА) находятся на втором месте внешнеполитических приоритетах РТ. Ссылаясь на концепцию, официальный Таджикистан строит свою внешнюю политику на основе «открытых дверей» в том числе относительно государств ЦА. Однако двусторонние отношения Таджикистана с Государствами Центральной Азии в течение последних лет определенны разного рода противоречивыми. Взаимные претензии центральноазиатских государств затрудняют эффективное решение ими проблем безопасности, сдерживают их социально-экономическое развитие и реализацию совместных инфраструктурных проектов, усиливают политическую напряжённость и недоверие друг к другу. Тем не менее в последнее время наблюдается и положительные сдвиги в отношениях государств Центральной Азии. Например налаживание стратегического партнерства РТ с Узбекистаном. Важное внимание хотелось требует центральной
рассмотрение формирующейся отличие системы фоне региональной безопасности стран Центральной этом Азии через оказывают призму такими.
Особый интерес сегодня представляет не оценка прошлого и современного состояния взаимоотношений государств Центральной Азии, а вероятные вовсе конфигураций, которые могут возникнуть в будущем.
Ключевые слова: внешняя политика, безопасность, дипломатия, стратегическое сотрудничество.
THE CENTRAL ASIAN STATES IN THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Analyzing the Concept of Foreign Policy of the Republic of Tajikistan (RT) from 2015, there the states of Central Asian neighbors (CA) are in second place in foreign policy priorities of the Republic of Tajikistan. Referring to the concept, official Tajikistan builds its foreign policy on the basis of «open doors», including with respect to the Central Asian states. However, the bilateral relations of Tajikistan with the Central Asian states in recent years have been determined to be of various kinds contradictory. Mutual claims of the Central Asian states make it difficult for them to effectively solve security problems, restrain their socioeconomic development and the implementation of joint infrastructure projects, and increase political tension and mistrust of each other. Nevertheless, there have been positive shifts in relations between the Central Asian states lately. For example, establishing a strategic partnership between the Republic of Tajikistan and Uzbekistan. Important attention would like to require a central consideration of the emerging difference system of the background of regional security of the Central Asian countries through the prism of such international interactions.
In this regard, it is not the assessment of the past and the USSR of the present-day region of the state of relations between the states of Central Asia that is ofparticular resource interest today, but the probable changes that Turkey may arise in the future.
Key words: foreign policy, security, diplomacy, strategic cooperation.
Сведения об авторах:
Коваленко Г.В. - доцент кафедры Зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского (славянского) университета ул. Турсунзаде, 30, 734003, г. Душанбе, Республика Таджикистан Тел.: (+992) 37221 99 37
Хатамов Намоз Басарович - доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Таджикского государственного университета коммерции. 734055, Таджикистан, Душанбе, ул.Дехоти % Тел.: +992 (37) 2348346
About the autors:
Kovalenko G.V. - Central Asian states in the foreign policy of the Republic of Tajikistan. Associate Professor of the Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy Russian-Tajik (Slavic) University st. Tursunzade, 30, 734003, Dushanbe, Republic of Tajikistan Tel.: (+992) 37 221 99 37
Khatamov Namoz Basarovich - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Humanities, Tajik State University of Commerce. 734055, Tajikistan, Dushanbe, 1/2 Dehoti st. Tel: +992 (37) 2348346
УДК: 930.22(575.3:549)
ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТАДЖИКИСТАНА С ЮГО-ВОСТОЧНЫМ СТРАНАМИ ЕВРОПЫ
Ибрагимов М., Мухаммадиев Д.
Таджикский национальный университет
Историю международных творческих связей научных учреждений Таджикистана в период существования СССР, который охватывает около шести десятилетий, можно разделить на три основных этапа. Первый этап включает конец двадцатых и начало тридцатых годов прошлого столетия, второй этап начинается с конца пятидесятых и начала 60-х годов и третий этап включает период с 1975 года до распада Советского государства, после подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Такая периодизация в основном совпадает с этапами развития международных связей научных учреждений СССР.
Необходимо отметить, что деятельность по реализации одной из первых в истории советской науки международных программ развернулась и на территории Таджикистана. Ещё «в