ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
1.5. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
©Канунникова Наталья Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, полковник полиции
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: в представленной статье проведен анализ современных механизмов противодействия терроризму в Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что к настоящему моменту в России имеется обширный опыт противодействия терроризму, который основан на внутригосударственных и международных механизмах борьбы с указанным преступным деянием. В качестве наиболее перспективных направлений развития данной системы представляется совершенствования предупредительных и профилактических мер противодействия терроризму и распространению террористической идеологии в сети «Интернет».
Ключевые слова: противодействие терроризму, контртеррористическая деятельность, антитеррористическая политика, законодательство Российской Федерации, деятельность органов внутренних дел.
Терроризм является главной угрозой и вызовом современному мировому сообществу, а глобализационные процессы, активно происходящие в настоящее время, способствуют быстрому совершенствованию средств и методов террористической деятельности. В связи с этим главной задачей для большинства государств мира и международных организаций стала разработка и применение эффективных механизмов противодействия терроризму, и Российская Федерация в данном случае не является исключением.
Российский опыт противодействия терроризму достаточно часто исследуется в современной правовой литературе, однако большинство ученых акцентирует внимание на борьбе с отдельными видами террористической деятельности (например, кибертерроризм) или изучают отдельные методы противодействия данному преступному деянию. По нашему мнению, в настоящее время в правовой литературе не хватает комплексных исследований, посвященных анализу действующих механизмов противодействия терроризму в Российской Федерации.
В первую очередь следует отметить, что в Российской Федерации к настоящему моменту создана весьма масштабная правовая основа противодействия терроризму. Правовое регулирование в данной сфере проводится в трех основных направлениях:
1. Наличие специального нормативно-правового акта, регламентирующего данную сферу деятельности - Федеральный закон «О противодействии терроризму»;
2. Регламентация ответственности за нарушения и преступления в данной сфере в рамках административного и уголовного законодательства Российской Федерации;
3. Координация механизмов борьбы с анализируемым противоправным деянием в подзаконных нормативно-правовых актах - Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму», «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» и др.
Согласно п. 4 ст. 3 Федеральный закон «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму следует понимать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, спо-
собствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [1].
На основании положений Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации [2]. В Российской Федерации существует целый ряд органов и организаций, к компетенции которых относится противодействие терроризму.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации закреплен комплексный подход к противодействию терроризму, который проявляется в множественности мер противодействия терроризму, проведению их в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Помимо этого, комплексный характер антитеррористической деятельности в России проявляется в масштабности ее реализации, в том числе и на уровне различных субъектов. Сложно представить эффективные результаты противодействия анализируемому преступному деянию при условии организации и проведения мероприятий в указанной сфере лишь органами государственной власти, к компетенции которых относится такая работа. Представляется целесообразным привлекать юридические и физические лица к данному процессу, так как в большинстве случаев антитеррористическая пропаганда с их стороны воспринимается в обществе гораздо эффективнее.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что терроризм в Российской Федерации зачастую связан с вероисповеданием, особенно это относится к религии «ислам». Так сложилось, что в национальных республиках создаются благоприятные условия для развития экстремизма. Молодёжь сталкивается с «навязыванием» неверного истолкования веры. В некоторых районах, особенно сельских поселениях, несовершеннолетние и более старшие молодые люди не имеют воз-
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Канунникова Н. Г.
можности отрицать то, что им говорят, чтобы не выглядеть «белыми воронами». Часто при допросах лиц, участвовавших в неправомерных действиях террористического характера, выясняется, что они не могли отказать в оказании услуги либо иной помощи террористам, осознавая противоправность своих действий, но опасаясь психологического давления. Более того, имеет место распространённая практика психологического воздействия на молодых людей, занимающихся в различных спортивных секциях. Мысли террористической направленности преподносятся как «благие» и неотвратимые. В этой связи, нельзя не отметить проводимые в подобных местах правоохранительными органами профилактические мероприятия с обнародованием последствий участия в террористических организациях и группах.
Помимо этого, считаем необходимым разъяснять населению с помощью средств массовой информации о недопустимости вхождения в религиозные группы и о последствиях внешне «позитивного» поведения. Отдельного внимания заслуживает «семейный» компонент, ведь довольно известная истина, что «корни проблемы лежат в семье».
Возвращаясь к современным мерам противодействия терроризму в России, по нашему мнению, представляется необходимым акцентировать внимание на предупредительных и профилактических мерах. Безусловно, целиком и полностью искоренить все проявления терроризма в современном мире не представляется возможным, однако в первую очередь целесообразно работать над предупреждением распространения террористической идеологии. При организации и проведении указанных мер следует учитывать все достижения современной науки и техники, так как террористические организации достаточно часто используют в своей деятельности результаты информатизации и цифровизации современного мира. Предупредительные и профилактические меры должны проводиться в тех же источниках, где и происходит распространение террористической идеологии. В настоящее время наиболее уязвимой сферой для данных действий является сеть «Интернет».
Также важно отметить, что современные механизмы противодействия терроризму развиваются не только в рамках отдельно взятых государств, но и особое значение в настоящее время приобретает международное сотрудничество в данной сфере. Учитывая современные глобализационные процессы и тот факт, что терроризм давно вышел за территорию отдельных государств и регионов, наиболее эффективными на наш взгляд являются механизмы борьбы с терроризмом, разработанные в деятельности международных универсальных и региональных международных организаций. Правовыми основами данного сотрудничества являются Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года и другие международные нормативно-правовые акты. Серьезные изменения были внесены в российское законодательство в связи с ратификацией указанных контртеррористических международных стандартов. Активное участие Российская Федерация принимает и в международном сотрудничестве в рамках отдельных правоохранительных структур, например, таких как Интерпол, Европол и др.
Таким образом, к настоящему моменту в Российской Федерации имеется обширный опыт противодействия терроризму, который основан на внутригосударственных и международных механизмах борьбы с указанным преступным деянием. В качестве наиболее перспективных направлений развития данной системы представляется совершенствования предупредительных и профилактических мер противодействия терроризму и распространению террористической идеологии в сети «Интернет».
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,43%.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) // СЗ РФ. 2006.
№ 11. Ст. 1146; 2018. № 17. Ст. 2431.
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации
(утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. № 198.
RUSSIAN EXPERIENCE IN RESISTANCE TO TERRORISM
©Kanunnikova Natalya G., PhD in law, Associate Professor, Head of the Department of State and civil disciplines, Police Colonel Work place: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation: the article presents an analysis of modern counter-terrorism mechanisms in the Russian Federation. The author comes to the conclusion that, to date, Russia has extensive experience in countering terrorism, which is based on domestic and international mechanisms to combat this criminal act. Improvement of preventive and preventive measures to counter terrorism and the spread of terrorist ideology on the Internet appears to be the most promising directions for the development of this system.
Keywords: countering terrorism, counter-terrorism, anti-terrorism policy, legislation of the Russian Federation, the activities of the internal affairs bodies.