6.4. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Канунникова Наталья Геннадьевна, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: Lel4993@mail.ru
Аннотация: В представленной статье проведен сравнительно-правовой анализ механизмов противодействия терроризму в Российской Федерации и странах Европейского союза. Автор делает вывод о том, что серьезное значение в контртеррористической деятельности играют механизмы противодействия, созданные в рамках международных организаций, так как они позволяют объединить на своей площадке усилия всех государств по решению конкретной проблемы.
Ключевые слова: терроризм, контртеррористическая деятельность, Европейский союз, региональные международные организации, противодействие терроризму в России.
COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION: COMPARATIVE AND LEGAL ANALYSIS
Kanunnikova Natalia Gennadievna, PhD at Law, Associate professor, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: Lel4993@mail.ru Annotation: In the submitted article the comparative and legal analysis of mechanisms of counteraction to terrorism in the Russian Federation and the countries of the European Union is carried out. The author draws a conclusion that the serious value in counterterrorist activity is played by the counteraction mechanisms created within the international organizations as they allow to combine efforts of all states on the solution of a specific problem on the platform.
Keywords: terrorism, counterterrorist activity, the European Union, the regional international organizations, counteraction to terrorism in Russia.
Терроризм в настоящее время является главной проблемой для всех государств мира. При этом важно отметить, что контртеррористическая деятельность ведется как в рамках функционирования правоохранительных органов отдельных государств, так и посредством объединения их усилий, которое производится на базе международных организаций или путем заключения отраслевых международных договоров. В современных условиях глобализации преступная деятельность качественным образом меняет свои формы и выходит далеко за пределы территории конкретных государств. В связи с чем особую актуальность приобретает анализ механизмов противодействия терроризму, реализуемых как в отдельных государствах, так и в рамках деятельности международных организаций.
Правовой основой контртеррористической деятельности в Российской Федерации составляют Конститу-
ция Российской Федерации [1], общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации[2], Федеральный закон «О противодействии терроризму»[3] и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.
Анализируя контртеррористическую деятельность в Российской Федерации следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» непосредственно под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по профилактике терроризма, борьбе с терроризмом и по минимизации/ликвидации последствий проявлений терроризма. Учитывая многоаспектность указанного преступления, в законодательной практике Российской Федерации существует тенденция принятия федеральных законов по отдельным аспектам. Так, например, меры по противодействию финансирования терроризма регламентируются Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[4] и т.д.
Согласно п. 7 и п. 8 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к субъектам контртеррористической деятельности относятся: органы государственной власти и органы местного самоуправления, негосударственные организации и объединения, которые проводят мероприятия по противодействию терроризму. Помимо этого, к субъектам данной деятельности также относятся граждане, однако их функциональная задача в данной ситуации определяется оказанием содействия органам власти в контртеррористических мероприятиях. Координационную и управленческую функция в сфере противодействия терроризму выполняют Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации[5]. Таким образом, в Российской Федерации существует система специальных органов, занимающихся контртеррористической деятельностью. Помимо этого, отдельные функции в сфере противодействия терроризму выполняют и иные органы государственной власти, к компетенции которых относятся данные вопросы.
Анализируя зарубежный опыт противодействия терроризму следует отметить, что также, как и в Российской Федерации, в европейских государствах существует единая тенденция комплексной правовой регламентации контртеррористической деятельности путем принятия отдельного акта в данной сфере и закрепления отдельных аспектов в смежных нормативных документах. Данная тенденция в первую очередь связана с тем, что в настоящее время большинство государств европейского континента приняли в свои правовые системы такие универсальные международные правовые стандарты противодействия терроризму как Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма[6], Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма[7] и другие. При этом для стран Европейского союза (далее - ЕС) особое значение имеют механизмы противодействия терроризму, принятые в рамках данной международной организации.
1'2019
Пробелы в российском законодательстве
Среди основных особенностей ЕС следует отметить, что это интеграционное объединение, подразумевающее передачу части надгосударственных функций от каждой страны-члена данного союза. В 2004 году государства-члены ЕС приняли Декларацию о борьбе с терроризмом, которая закрепила единые основы контртеррористической деятельности на территории союза [8]. Помимо этого, на территории ЕС действует единая Контртеррористическая стратегия ЕС, в рамках которой предусмотрена совместная деятельность правоохранительных органов государств-членов ЕС и их сотрудничество с третьими странами в сфере противодействия терроризму. Также, в ЕС существует Совет по борьбе с терроризмом [9] и должность Координатора ЕС по борьбе с терроризмом [10].
Наличие наднациональных механизмов воздействия на государственную политику отдельных стран позволило создать ряд специальных органов союзного масштаба, к компетенции которых относится в том числе и противодействие терроризму. Ярким примером такого эффективного наднационального сотрудничества является Европейское полицейское ведомство (далее -Европол) - полицейская служба Европейского союза [11] и Европейский контртеррористический центр, основной задачей которого является оказание оперативной поддержки государствам-членам ЕС в проведении расследований в сфере терроризма[12].
Таким образом, в ЕС существует единая наднациональная политика противодействия терроризму, которая реализуется посредством функционирования специальных наднациональных органов, координирующих совместную контртеррористическую деятельность соответствующих национальных подразделения в государствах-членах ЕС. В целом указанная контртеррористическая деятельность построена по тем же основным направлениям, что и в Российской Федерации, а именно: профилактика терроризма, борьба с деятельностью террористических организаций и ликвидация последствий террористических актов.
По нашему мнению, в настоящее время нельзя выделить какое-то приоритетное направление или механизм контртеррористической деятельности. Террористические акты, которые случались в последнее десятилетие в странах ЕС и в Российской Федерации, демонстрируют необходимость разработки единого подхода к противодействию террористической деятельности на территории всего европейского континента. Учитывая, что ЕС является закрытым интеграционным объединением, и Российская Федерация не входит в состав данного союза, представляется целесообразным заключить ряд международных договоров для унификации механизмов противодействия терроризму.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 47. Ст. 7141.
3. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О противодействии терроризму»: СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2018. № 17. Ст. 2431.
4. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: СЗ РФ 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418; 2018. № 18. Ст. 2560.
5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. № 198. 20.10.2009.
6. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 90 - 94.
7. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризм (CETS N 196) [рус., англ.] (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) (с изм. от 22.10.2015) // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2393.
8. Декларация Европейского союза о борьбе с терроризмом (Брюссель, 25 марта 2004 г.) // http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-7906-2004-INIT/en/pdf (дата обращения: 10.12.2018).
9. Контртеррористическая стратегия Европейского союза // https://www.consiliuiri.europa.eu/en/poNcies/fight-against-terrorism/eu-strategy/ (дата обращения: 10.12.2018).
10. Координатор по борьбе с терроризмом в Европейском союзе // https://www.consilium.europa.eu/en/ policies/fight-against-terrorism/counter-terrorism-coordinator/ (дата обращения: 10.12.2018).
11. Официальный сайт Европола. URL: https://www.europol.europa.eu/ (дата обр.: 10.12.2018).
12. Европейский контртеррористический центр // https://www.europol.europa.eu/about-europol/european-counter-terrorism-centre-ectc (дата обр.: 10.12.2018).
Рецензия
на статью «Противодействие терроризму в Российской Федерации и странах Европейского Союза: сравнительно-правовой анализ» Канунниковой Натальи Геннадьевны, начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидата юридических наук, полковника полиции.
Терроризм в настоящее время является главной проблемой для всех государств мира. При этом важно отметить, что контртеррористическая деятельность ведется как в рамках функционирования правоохранительных органов отдельных государств, так и посредством объединения их усилий, которое производится на базе международных организаций или путем заключения отраслевых международных договоров. В современных условиях глобализации преступная деятельность качественным образом меняет свои формы и выходит далеко за пределы территории конкретных государств. В связи с чем особую актуальность приобретает анализ механизмов противодействия терроризму, реализуемых как в отдельных государствах, так и в рамках деятельности международных организаций.
Анализируя зарубежный опыт противодействия терроризму следует отметить, что также, как и в Российской Федерации, в европейских государствах существует единая тенденция комплексной правовой регламентации контртеррористической деятельности путем принятия отдельного акта в данной сфере и закрепления отдельных аспектов в смежных нормативных документах. Данная тенденция в первую очередь связа-
на с тем, что в настоящее время большинство государств европейского континента приняли в свои правовые системы такие универсальные международные правовые стандарты противодействия терроризму как Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и другие. При этом для стран Европейского союза (далее - ЕС) особое значение имеют механизмы противодействия терроризму, принятые в рамках данной международной организации.
Следует отметить вывод автора о том, что в настоящее время нельзя выделить какое-то приоритетное направление или механизм контртеррористической деятельности. Террористические акты, которые случались в последнее десятилетие в странах ЕС и в Российской Федерации, демонстрируют необходимость
разработки единого подхода к противодействию террористической деятельности на территории всего европейского континента. Учитывая, что ЕС является закрытым интеграционным объединением, и Российская Федерация не входит в состав данного союза, представляется целесообразным заключить ряд международных договоров для унификации механизмов противодействия терроризму.
В целом, статья «Противодействие терроризму в Российской Федерации и странах европейского союза: сравнительно-правовой анализ» отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности, доцент, полковник полиции А.Ю. Тутуков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 75,54%