МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПЕРСТУПЛЕНИЙ
Шхагапсоев З.Л. Канунникова Н.Г.
6.5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Шхагапсоев Заурби Лелович, д-р юрид. наук, профессор, полковник полиции. Должность: Начальник института. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации.
Канунникова Наталья Геннадьевна, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: Lel4993@mail.ru
Аннотация: Терроризм в современном мире затрагивает общественную безопасность большинства государств, в связи с чем в настоящее время наблюдается активное развитие международных и внутригосударственных механизмов противодействия указанному преступному деянию. Особое значение для борьбы с терроризмом имеет взаимодействие государственных органов и организаций, к компетенции которых относится контртеррористическая деятельность. Действующие международные стандарты в сфере противодействия терроризму и национальное право большинства государств в мире регламентируют вопросы межведомственного взаимодействия при рассмотрении анализируемых преступлений. Целью исследования является анализ международного, зарубежного и российского законодательства и материалов правоприменительной практики по вопросам межведомственного взаимодействия при рассмотрении преступлений террористической направленности, выявление проблем в указанной сфере и разработка предложений по совершенствованию международных и государственных механизмов противодействия терроризму.
В представленной статье авторы выделяют несколько разновидностей сотрудничества уполномоченных органов в контртеррористической сфере, каждый из которых характеризуется действиями разных субъектов указанной деятельности. Обобщаются имеющиеся подходы к содержанию базовых понятий, используемых в сфере борьбы с терроризмом. На основе анализа законодательных основ и правоприменительной практики авторы приходят к выводу о наличии целого ряда теоретических и практических проблем в анализируемой сфере. В качестве способов решения теоретических проблем выделяется приведение внутригосударственного законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов в сфере противодействия терроризму. Практические проблемы авторы предлагают разрешить путем активизации внедрения информационных технологий в деятельность уполномоченных органов и привлечение представителей гражданского общества к профилактике и
предупреждению совершения преступлений террористической направленности.
Ключевые слова: терроризм, преступления террористической направленности, уголовное законодательство, межведомственное взаимодействие, контртеррористическая деятельность.
ACTUAL PROBLEMS OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION WHEN CONSIDERING CRIMES OF A TERRORIST DIRECTION
Shkhagapsoev Zaurbi Lelovich, Dr of Law, Police colonel. Position: Head of Institute. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced training.
Kanunnikova Natalia Gennadievna, PhD at Law, Associate professor, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: Lel4993@mail.ru
Annotation: Terrorism affects the national security of most states. Particularly effective is the interaction of state bodies and organizations of an anti-terrorist orientation. The purpose of the study is to analyze international, foreign and Russian legislation and law enforcement materials on interagency cooperation in considering crimes of a terrorist nature identify problems in this area and develop proposals for improving international and state mechanisms to counter terrorism.
The purpose of the study is to analyze international, foreign and Russian legislation and law enforcement materials on interagency cooperation in considering crimes of a terrorist nature identify problems in this area and develop proposals for improving international and state mechanisms to counter terrorism.
Keywords: terrorism, terrorist crimes, criminal law, interagency cooperation, counter-terrorism activities.
Динамичность развития современного российского общества и государства отражается в большинстве сфер жизнедеятельности человека. Однако не всегда развитие одних направлений положительно влияет на совершенствование других. Так, например, в связи с техническим и научным прогрессом, который активно происходит в современном мире, наблюдается не только развитие важных сфер жизнедеятельности человека (медицина, промышленность и т.д.), но и происходят серьезные изменения в преступной среде, которые также характеризуются стремительным развитием форм и способов совершения противоправных деяний.
В свете вышеназванных обстоятельств следует отметить, что существующие в современном мировом сообществе противоречия достаточно давно получили разрешение в виде актов насилия, которые совершаются по различным мотивам во многих государствах, что в целом привело к массовому распространению таких противоправных явлений как терроризм. В правовой литературе существует множество исследований, посвященных проблемам терроризма в современном мире. Одни правоведы рассматривают террористическую идеологию и ее трансформацию в современных правовых и политических условиях, другие акцентируют внимание на изучении личности террориста и его мотивации, третьи анализируют механизмы противодействия терроризму как на международном уровне, так и в рамках правовых систем отдельных государств. По нашему мнению, все вышеназванные проблематики имеют важное значение для
2'2020
Пробелы в российском законодательстве
организации противодействия анализируемому противоправному деянию, однако особенно актуальным представляется исследование в рамках действующих механизмов контртеррористической деятельности межведомственного взаимодействия при рассмотрении преступлений террористической направленности.
В первую очередь отметим, что в анализируемой сфере существует ряд дискуссионных вопросов в отношении содержания базовых понятий. Так, в правовой литературе и практических материалах одновременно употребляются следующие категории: «терроризм», «террористические преступления», «преступления террористического характера» и «преступления террористической направленности». Безусловно, указанные понятия тесным образом связаны друг с другом, и отдельные из них получили законодательное закрепление в международных и внутригосударственных актах. Однако они не являются тождественными, в связи с чем представляется необходимым акцентировать внимание на их различиях в контексте анализа международных стандартов противодействия терроризму в современном мире и нормативных актов Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» под терроризмом следует понимать идеологию насилия и практику воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий^]. Указанная категория является базовой по отношению к остальным вышеназванным понятиям, так как она характеризует совокупность идеологии и практические результаты ее поддержания. Аналогично в качестве базового понятия в правовой сфере используется категория «террористические преступления» в качестве характеристики всех преступных деяний, которые основаны на террористической идеологии. «Преступления террористического характера» и «преступления террористической направленности» отличаются между собой тем, что в первом случае при совершении указанных преступлений используются террористические методы (т.е. насилие), а преступления террористической направленности преследуют соответствующие террористические цели противоправной деятельности.
Указанные понятия, кроме категории «терроризм», не регламентируются международными актами и законодательством Российской Федерации, что порождает соответствующие дискуссии в правотворческой и правоприменительной сферах. Еще одной проблемой является отсутствие законодательного закрепления перечня преступлений террористической направленности в международном и внутригосударственном праве. В интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.
В рамках данного исследования под механизмами противодействия терроризму представляется необходимым понимать совокупность правовых основ современной контртеррористической деятельности (международных стандартов, внутригосударственного законодательства в указанной сфере) и деятельности органов и организаций, к компетенции которых относятся вопросы борьбы с террористическими преступ-
лениями. Важно отметить, что к настоящему моменту созданы весьма масштабные правовые основы противодействия терроризму. Так, в деятельности универсальных и региональных международных организаций были приняты действующие международные стандарты контртеррористической деятельности: Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года и другие. Большинство указанных международных стандартов регламентируют вопросы взаимодействия компетентных органов при рассмотрении преступлений террористической направленности.
Законодательство Российской Федерации подробно регулирует межведомственное взаимодействие при рассмотрении преступлений террористической направленности посредством специальных актов в контртеррористической сфере (Федеральный закон «О противодействии терроризму», Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации и др.) и отраслевого законодательства (Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности и др.).
Таким образом, несмотря на активное развитие международных и внутригосударственных механизмов противодействия терроризму в современном мире, в настоящее время все еще существует ряд теоретических и практических проблем в их деятельности. Так, по-прежнему отсутствует правовая регламентация базовых понятий контртеррористической деятельности на международном и внутригосударственном уровне. Безусловно, ряд категорий получили законодательное закрепление в отдельных международных и национальных актах, однако данная регламентация является лишь частичной и отсутствует единый подход к содержанию таких понятий. Указанные теоретические проблемы негативно сказываются и на межведомственном сотрудничестве, особенно в международном масштабе.
На основе анализа международного, зарубежного и российского законодательства и материалов правоприменительной практики межведомственное взаимодействие при рассмотрении преступлений террористической направленности осуществляется следующим образом:
на международном уровне - в рамках деятельности международных организаций, на базе которых функционируют специализированные органы (Управление ООН по борьбе с терроризмом, Контртеррористический центр ООН, Комитет Совета Европы по борьбе с терроризмом и др.);
на международном уровне - в рамках функционирования международных органов, к компетенции которых контртеррористическая деятельность относится наравне с противодействием иным преступлениям (Интерпол, Европол, ЦАРИКЦ и др.);
на внутригосударственном уровне - в рамках деятельности специализированных органов (Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации);
на внутригосударственном уровне - в рамках функционирования государственных органов, к компетенции которых контртеррористическая деятельность относится наравне с противодействием иным преступлениям (МВД России, ФСБ России, ФТС России и др.).
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПЕРСТУПЛЕНИЙ
Шхагапсоев З.Л. Канунникова Н.Г.
Данные разновидности межведомственного сотрудничества характеризуются действиями разных субъектов, которые осуществляют разнообразные функции в зависимости от профиля их деятельности. Учитывая указанные различия компетенций следует отметить, что и практические проблемы межведомственного взаимодействия на каждом уровне будут разные. По нашему мнению, в настоящее время общими в данной сфере являются теоретические вопросы: проблемы дефинирования преступлений террористической направленности, отдельные противоречия российского, зарубежного и международного законодательства, проблемы конструирования уголовных норм внутригосударственного права. Среди практических проблем межведомственного взаимодействия при рассмотрении преступлений террористической направленности следует выделить недостаточное использование современных достижений науки и техники, а также динамичности развития террористической деятельности. Помимо этого, в отдельных вопросах существует проблема отсутствия процесса взаимодействия, которая вызвана односторонним воздействием одного органа на другой. Также актуальной является проблема недостаточного привлечения общественных организаций и учреждений к контртеррористической деятельности с целью профилактики и предупреждения указанных противоправных деяний.
В заключении отметим, что проведенный анализ позволил выявить ряд теоретических и практических проблем современного межведомственного взаимодействия при рассмотрении преступлений террористической направленности. В качестве их решений представляется целесообразным совершенствование внутригосударственного законодательства, в том числе и в Российской Федерации, в соответствии с требованиями международных стандартов в сфере противодействия терроризму. Практические проблемы межведомственного взаимодействия следует разрешить путем активизации внедрения информационных технологий в деятельность уполномоченных органов с целью повышения эффективности данного сотрудничества.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2018. № 17. Ст. 2431.
References:
1. Federal Law dated 06.03.2006 № 35-FZ "On Combating Terrorism" (ed. By 18.4.2018, as amended from 03.29.2019) // SZ the Russian Federation. 2006. No. 11. Art. 1146; 2018. No. 17. Art. 2431.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 83,39 %