12.00.11
Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность / Judicial, prosecutorial, human rights and law enforcement activities
9.2. Актуальные проблемы уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом в России
© Кумышева Марина Кадировна © Хутуев Валерий Артурович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация
В современном мире террористическая деятельность является одной из острейших проблем, которая мешает развитию цивилизации и представляет собой серьезный катастрофогенный фактор в человеческом обществе. Терроризм выступает одним из опаснейших преступных деяний, для которого характерна сложность прогнозирования, стремительное распространение разнообразия форм террористического поведения и угрожающие масштабы указанной противоправной деятельности. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение духовных и материальных ценностей, порождают межгосударственные конфликты, провоцируют войны. В настоящее время проблема терроризма особенно актуальна ввиду обострения политических, экономических и социальных, противоречий. Можно наблюдать, как растет уровень террористических проявлений экстремистски настроенных групп, становится все более сложным характер террористической деятельности, возрастают античеловечность и изощренность террористических актов. Борьба с терроризмом в мире в целом и в российском государстве в частности становится одним из приоритетных направлений политики, став важным элементом обеспечения национальной и международной безопасности, поэтому для России проблема борьбы с терроризмом стала в последние годы достаточно актуальной и с внутриполитической, и с внешнеполитической точек зрения. В данном контексте особенно актуальным становится полноценное и всестороннее правовое регулирование механизмов противодействия терроризму с учетом сложившихся в мире и в конкретном государстве политических и правовых реалий. Целью написания исследовательской работы является анализ действующего уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом в России, выявление существующих проблем и определение основных путей их решения. Автор приходит к выводу о наличии целого ряда пробелов и недостатков в действующем российском уголовном законодательстве в части регламентации ответственности за совершение отдельных преступлений террористической направленности и формулирует предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс РФ.
Ключевые слова: терроризм, контртеррористическая деятельность, борьба с терроризмом, противодействие преступлениям террористической направленности. российское уголовное законодательство.
Для цитирования: Кумышева М.К., Хутуев В.А. Актуальные проблемы уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом в России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №5. С. 248-251.
Current problems of criminal regulation of the fight against terrorism in Russia
© Kumysheva Marina Kadirovna © Khutuev Valery Arturovich
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract
Terrorist activity in the modern world is one of the pressing problems that hinders the development of civilization and is a serious catastrophic factor in human society. Terrorism is one of the most dangerous criminal acts, which is characterized by the complexity of forecasting, the rapid spread of a variety of forms of terrorist behavior and the threatening scale of this illegal activity.
At present, the problem of terrorism is especially urgent due to the aggravation of political, economic and social contradictions. One can observe how the level of terrorist manifestations of extremist-minded groups is growing, the nature of terrorist activities is becoming more and more complex, the anti-humanity and sophistication of terrorist acts are increasing. The fight against terrorism in the world and in the Russian state is becoming one of the priority areas of policy, representing an important element in ensuring national and international security. In this regard, for Russia, the problem of combating terrorism has become quite relevant in recent years both from the domestic political and foreign policy points of view. The purpose of writing a research paper is to analyze the current criminal law regulation of the fight against terrorism in Russia, identify existing problems and determine the main ways to solve them. The author comes to the conclusion that there are a number of gaps and shortcomings in the current Russian criminal legislation regarding the regulation of liability for committing certain terrorist crimes and formulates proposals for amending the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: terrorism, counterterrorism activities, combating terrorism, countering terrorist crimes. Russian criminal law.
For citation: Kumysheva M.K., Khutuev V.A. Current problems of criminal regulation of the fight against terrorism in Russia // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №5. Pp. 248-251. (in Russ.).
248 Gaps in Russian legislation
Vol 13. №5 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Актуальные проблемы уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом в России
Кумышева М.К. Хутуев В.А.
Введение
Терроризм в России обладает выраженной религиозно-политической природой и представляет собой одно из проявлений религиозного экстремизма. Специфика российского терроризма заключается в том, что жертвами становятся большие массы людей, т.к. в качестве объекта террора выбираются школы, театры, метро; террористы по-прежнему используют «традиционные» огнестрельное оружие и взрывчатку, а не бактериологическое и химическое оружие, в отличие от зарубежных террористов [3, с. 29].
Скорость развития и усложнения общественных и политических отношений в стране требует от законодателя постоянно криминализировать общественно опасные деяния террористической направленности. За последние годы уголовное законодательство в сфере борьбы с терроризмом претерпело множество изменений: дополнилось новыми составами и отдельными квалифицирующими признаками, произошло редактирование терминологии, требующей правильного толкования.
Уголовно-правовые основы противодействия преступлениям террористической направленности в России
Важным механизмом борьбы с преступлениями террористической направленности является правовое закрепление уголовной ответственности за совершения данных противоправных деяний. Институт уголовной ответственности в данном контексте позволяет не только наказать виновных лиц за совершенные ими преступления, но и выступает существенным аргументом в контексте предупреждения распространения террористических взглядов в современном российском обществе. Однако важно отметить, что составы преступлений террористического характера появились в российском уголовном законодательстве лишь в 1994 году, а до этого момента уголовная ответственность предусматривалась лишь за убийство или нанесение тяжких телесных повреждений отдельным лицам, осуществляющим государственную или общественную деятельность, а также за некоторые противоправные деяния, связанные с подрывом или ослаблением власти, провокацией войны или осложнением международных отношений.
За последние годы уголовное законодательство в сфере борьбы с терроризмом претерпело множество изменений и характеризуется появлением новых составов, и соответственно произошло редактирование терминологии, требующей правильного и более тщательного толкования [6, с. 124]. Все существующие в действующем российском уголовном законодательстве составы преступлений террористической направленности появились не одновременно, а постепенно - в зависимости от возникающих практических ситуаций, и представляется необходимым отметить, что их совершенствование происходит и по сегодняшний день.
На основе анализа действующего уголовного законодательства об ответственности за преступления террористического характера следует отметить, что установление уголовной ответственности за преступления террористического характера диктуется необходимостью
решения задач общего и частного предупреждения терроризма. Преступления террористической направленности обладают высокой степенью общественной опасности и значительной степенью распространенности [4, с. 24]. Эффективное противодействие терроризму возможно лишь с помощью уголовно - правовых средств борьбы с этим негативным социальным явлением.
Отметим также, что скорость развития и усложнения общественных и политических отношений в стране не всегда позволяет законодателю вовремя криминализировать общественно опасные деяния террористической направленности. Однако количество изменений и дополнений уголовного закона позволяет констатировать наличие имеющихся пробелов в правовом регулировании общественных отношений в данной сфере [8, с. 151].
Актуальные вопросы уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом в России
В правовой литературе в настоящее время выделяется множество дискуссионных вопросов в отношении действующего уголовно-правового регулирования ответственности за преступления террористической направленности. Одни авторы акцентируют внимание на несовершенстве составов преступлений, другие поднимают вопросы необходимости ужесточения ответственности за указанные преступления в целом [5, с. 34]. Оживленные дискуссии вокруг уголовно-правового регулирования противодействия терроризму представляется весьма оправданным в контексте масштабности негативных последствий данных преступлений и необходимости совершенствования механизмом борьбы с указанным противоправным поведением с учетом существующих реалий.
Представляется необходимым отметить также ряд проблемных моментов, которые негативно влияют на действующие в России механизмы борьбы с терроризмом. Несмотря на прогрессивность российского антитеррористического законодательства и наличие специального федерального закона в данной сфере, весьма противоречивым представляется диспозиция ст. 205 УК РФ, которая определяет террористический акт как действие, что существенно сужает данное понятие. На практике достаточно часто возникают ситуации, когда преступник не совершает активных действий, но его бездействия приводят к соответствующим негативным последствиям в контексте связи поведения данного лица с террористической деятельностью (например, умышленное неисполнение трудовых обязанностей по включению/выключению отдельных производственных или технологических процессов и др.) [2, с. 34].
Решением вышеназванной проблемы представляется замена понятия «действия» на «деяние» в ч. 1 ст. 205 УК РФ. Важно отметить, что в ч. 2 и ч. 3 ст. 205 УК РФ используется термин «деяние», который охватывает своим содержанием и действие, и бездействие.
Спорным также представляется объединение деяний в ч. 1 ст. 205 УК РФ, которые существенно различны по степени их общественной опасности: совершение действий террористического характера и угроза их совершения. По поводу правовой природы и объема уголовной ответственности за угрозу совершения террористических преступлений в правовой литературе высказываются различные позиции. Так, некоторые
12.00.11
Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность / Judicial, prosecutorial, human rights and law enforcement activities
правоведы считают данную угрозу абсолютно тождественной заведомо ложному сообщению об акте терроризма, ответственность за которое предусмотрена ст. 207 УК РФ. Данные правоведы выступают за дополнение ст. 207 УК РФ отдельным пунктом об угрозе совершения террористических преступлений [9, с. 32].
Указанная точка зрения не находит обоснованной и должной аргументации, в том числе и в существующих практических ситуациях, так как вышеназванные преступные деяния имеют совершенно разный смысл. Так, преступник, угрожая совершить взрыв помещения, в котором проходит крупное публичное мероприятие, имеет существенно иные цели и мотивы, нежели подросток, который делает ложное сообщение о бомбе в школе.
Полагаем, что угрозу террористического акта следует выделить в отдельную уголовно-правовую норму. Важно отметить, что аналогичная практика уже существует в ряде зарубежных стран, в том числе и весьма близких по правовой системе к российскому государству. Примером в данном случае выступает Республика Беларусь, в Уголовном кодексе которой имеется ст. 290 «Угроза совершением акта терроризма» [7, с. 33].
Безусловно, угроза совершения акта терроризма может не быть связана с непосредственным приготовлением к данному противоправному действию или даже с реальной возможностью его совершения [10, с. 138]. При этом, в соответствии с российским законодательством лица, виновные в таких угрозах, подлежат наказанию по ч.1 ст. 205УК РФ в виде лишения свободы на срок от 10 лет до 15 лет, а в случаях угрозы, высказанной двумя лицами по предварительному сговору, по ч. 2 ст. 205 УК РФ наказываются лишением свободы на срок от 12 лет до 20 лет.
В данном контексте представляется необходимым дифференцировать уголовную ответственность за угрозу совершения акта терроризма в том случае, если такая угроза напрямую не связана с приготовлением к террористическому акту и реальной возможностью его совершения, путем снижения нижнего предела наказания за указанное противоправное деяние до 3 лет лишения свободы и верхнего предела наказания до 7 лет лишения свободы.
Помимо этого, в правовой литературе высказываются мнения о необходимости перенесения составов преступлений террористической направленности в главу, которая регламентирует процесс привлечения к ответственности за преступления против государственной власти, так как большинство указанных противоправных деяний направлено именно на дестабилизацию
Список литературы:
1. Баурина Т.В. «Антитеррористические» нормы УК РФ: проблемы применения // Современные проблемы борьбы с преступностью: перспективы и пути решения. 2018. № 3. С. 25-27.
2. Битов А.А. Некоторые особенности квалификации деятельности участников террористических групп и сообществ // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 33-35.
3. Гамидов Р.Т. Законодательный опыт противодействия террористической деятельности (на примере ряда стран) // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 7. С. 28-32.
4. Канунникова Н.Г. Российский опыт противодействия терроризму // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 24-25.
функционирования органов власти отдельных государств или международных организаций, а также с целью соответствующего влияния на их решения [1, с. 26].
Данное перемещение составов вышеназванных противоправных деяний представляется нелогичным, так как российский законодатель наоборот учитывает масштаб и разностороннюю целенаправленностьтеррори-стических преступлений, в связи с чем весьма логичным представляется их отнесение к преступлениям против общественной безопасности и порядка.
Выводы
Таким образом, проанализировав пробелы и недостатки уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом, представляется необходимым совершенствовать действующее российское уголовное законодательство следующим образом:
1) редактировать ч. 1 ст. 205 УК РФ путем замены понятия «действия» на «деяние», чтобы включить в объективную сторону и те деяния, которые могут совершаться путем бездействия;
2) выделить угрозу террористического акта в отдельную статью УК РФ с целью учета правовой природы и реальной общественной опасности данного деяния;
3) дифференцировать уголовную ответственность, снизив нижний предел наказания за угрозу совершения террористического акта, не сопряженного с приготовлением к нему или реальной возможностью его осуществления, с 10 лет до 3 лет лишения свободы, а верхний предел наказания уменьшить с 15 лет до 7 лет лишения свободы.
Заключение
На основе проведенного анализа уголовно-правового регулирования противодействия преступлениям террористического характера следует сделать вывод о наличии целого ряда пробелов и недостатков в действующем российском уголовном законодательстве в части регламентации ответственности за совершение отдельных преступлений. Наиболее противоречивой в настоящее время представляется диспозиция ч. 1 ст. 205 УК РФ, которая нуждается в изменении с учетом практических аспектов совершения террористических актов в современном мире. Сформулированные предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за отдельные преступления террористической направленности, положительно повлияют на эффективность противодействия указанным противоправным деяниям.
References:
1. Baurina T.V. "Anti-terrorist" norms of the Criminal Code of the Russian Federation: problems of application // Modern problems of combating crime: prospects and solutions.
2018. No. 3. P. 25-27.
2. Bitov A.A. Some features of qualification of the activities of members of terrorist groups and communities // Problems of Economics and Legal Practice. 2019.No. 3.P. 33-35.
3. Gamidov R.T. Legislative experience in countering terrorist activities (on the example of a number of countries) // Gaps in Russian legislation. 2016. No. 7. S. 28-32.
4. Kanunnikova N.G. Russian experience in countering terrorism // Problems of Economics and Legal Practice.
2019.No. 3.P. 24-25.
250 Gaps in Russian legislation
Vol 13. №5 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Актуальные проблемы уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом в России
Кумышева М.К. Хутуев В.А.
5. Каргалова А.И. Пробелы и недостатки уголовного законодательства, регулирующего борьбу с терроризмом // Проблемы науки. 2018. № 9. С. 31-35.
6. Коркмазов А.В. Понятие «терроризм» и основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 123-124.
7. Румянцев Н.В., Тарасов М.Ю. Формы и методы правового регулирования по обеспечению информационно-пропагандистского противодействия экстремистской и террористической деятельности: российский и зарубежный опыт и практика // Социально-политические науки. 2020. № 2. С. 29-35.
8. Узуев Ю.Э. Развитие правовых основ противодействия террористической деятельности подразделениями МВД России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1. С. 149-152.
9. Факов А.М. Антитеррористическая политика как средство борьбы с терроризмом и экстремизмом в России // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 31-32.
10. Хачидогов Р.А. Некоторые вопросы привлечения к уголовной ответственности по статье 205 УК РФ // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 2. С. 137-138.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Кумышева Марина Кадировна, канд. юрид. наук, полковник полиции, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России.
Хутуев Валерий Артурович, майор полиции, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД. E-mail: [email protected]
5. Kargalova A.I. Gaps and shortcomings of criminal legislation regulating the fight against terrorism // Problems of Science. 2018. No. 9. P. 31-35.
6. Korkmazov A.V. The concept of "terrorism" and the basic principles of countering terrorism in Russia and foreign countries // Gaps in Russian legislation. 2017. No. 3. S. 123-124.
7. Rumyantsev N.V., Tarasov M.Yu. Forms and methods of legal regulation to ensure information and propaganda countering extremist and terrorist activities: Russian and foreign experience and practice // Socio-political sciences. 2020. No. 2. S. 29-35.
8. Uzuev Yu.E. Development of the legal framework for countering terrorist activities by units of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Business in law. Economic and legal journal. 2014. No. 1. S. 149-152.
9. Fakov A.M. Anti-terrorism policy as a means of combating terrorism and extremism in Russia // Problems of Economics and Legal Practice. 2019.No. 3.P. 31-32.
10. Khachidogov R.A. Some issues of prosecution under article 205 of the Criminal Code of the Russian Federation // Gaps in Russian legislation. 2019.No. 2.P. 137-138.
- 82,03%
ABOUT THE AUTHORS
Kumysheva Marina Kadirovna, PhD (Law), police colonel, Senior Lecturer, Department of Law Enforce-ment, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of In-ternal Affairs of Russia.
Khutuev Valery Arturovich, police major, Senior Lecturer, Department of Law Enforcement, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected]
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста