ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ
Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев, П.А. Лавриненко
РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЕСНОЙ 2016 г.: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СТРУКТУРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ
В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Отражены мнения российских предприятий по поводу роли, которую государство должно играть в экономике. Представлена информация о том, насколько часто различные структуры государственной власти упоминались предприятиями в числе наиболее забюрократизированных и наиболее коррумпированных. Приведены оценки, которые предприятия выставили федеральному и региональному уровням власти за качество их текущей экономической политики. Представлены данные о текущей инвестиционной активности предприятий, об их краткосрочных инвестиционных намерениях и о закупках ими машин и оборудования. Представлены сравнительные оценки предприятий по поводу качества российской и зарубежной техники.
В начале 2015 г. в российской экономике сохранялась неблагоприятная ситуация. Большинство ключевых макроэкономических показателей продолжали находиться в отрицательной зоне. В I кв. 2016 г. по сравнению с I кв. 2015 г. ВВП сократился на 1,2%, объем промышленного производства - на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 4,8% [1]. Многие эксперты полагают, что одной из основных причин, вызвавших проблемы в российской экономике, стали неудачные действия федеральных финансовых и экономических ведомств [2-5]. С учетом этого обстоятельства ключевой темой очередного опроса, проведенного ИНП РАН2, стали взаимоотношения российских предприятий и государства.
Мнения предприятий по поводу качества макроэкономической политики федеральных ведомств вполне согласуются с мнением критически настроенных профессиональных экспертов. Более половины респондентов - 57,42% - оценили современную российскую макроэкономическую политику как неудовлетворительную или очень плохую. Оценку «удовлетворительно» этой политике поставили 38,71% респондентов, а «хорошо» - лишь 3,87% (табл. 1).
Таблица 1
Ответы на вопрос: «Какую оценку, на Ваш взгляд, заслуживает сегодняшняя макроэкономическая политика государства?» (сумма ответов=100%)
Период Отлично Хоро- Удовлетво- Неудовлетво- Очень Всего ответивших
шо рительно рительно плохо предприятии
Апрель-май 2016 г.
ед. 0 6 60 69 20 155
% 0,00 3,87 38,71 44,52 12,90 100
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №16-02-00714).
В подготовке статьи участвовали также Г.П. Белякова и Л.И. Писарева.
2 Опрос был проведен в апреле-мае 2016 г. Всего в опросе участвовало 159 предприятий (электроэнергетика; черная и цветная металлургия; химия; машиностроение; промышленность стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; легкая, пищевая, фармацевтическая и полиграфическая промышленность; сельское хозяйство; строительство; транспорт; курортно-санаторная сфера) из 58 регионов России.
Чуть выше предприятия оценивают качество экономической политики, проводимой регионами. Оценку «неудовлетворительно» и «очень плохо» экономическая политика регионов получила в общей сложности у 47,13% респондентов, тогда как оценку «удовлетворительно» - у 45,86% респондентов, а «хорошо» - у 7,01% (табл.2).
Таблица 2
Ответы на вопрос: «Какую оценку, на Ваш взгляд, заслуживает сегодняшняя экономическая политика региона, где расположено Ваше предприятие?» (сумма ответов=100%)
Период Отлично Хоро- Удовлетво- Неудовлетво- Очень Всего ответивших
шо рительно рительно плохо предприятии
Апрель-май 2016 г.
ед. 0 11 72 58 16 157
% 0,00 7,01 45,86 36,94 10,19 100
Тем не менее, несмотря на критическое в целом отношение к современной экономической политике в стране, в течение последних 15 лет явное большинство опрашиваемых предприятий - от 70 до 80% - считало, что роль государства в экономике должна в той или иной степени усилиться. Противоположной точки зрения -о желательности сокращения государственного участия в экономике - в эти годы придерживалось примерно 20-25% предприятий. Причем в моменты экономических кризисов и в течение некоторого времени после них доля респондентов, желающих усиления прямого вмешательства государства в экономику, всякий раз заметно возрастала (табл. 3).
В то же время большинство наших респондентов не очень высоко оценивает эффективность государства в качестве собственника предприятий. В период с 2001 г. в общей сложности от 60 до 75% опрашиваемых предприятий высказывало мнение о том, что государство менее эффективный собственник, чем частные владельцы. Впрочем, в последние годы несколько увеличилось число тех, что считает государство более эффективным собственником. В 2016 г. их доля достигла 20,51% - это высший за 15 лет уровень (табл. 4).
Еще один важный фактор, определяющий роль государства в экономике, - это уровень бюрократических и коррупционных барьеров, затрудняющих деятельность предприятий. Если рассматривать долгосрочные тенденции, то ситуация в России постепенно улучшается. Во всяком случае, за последние 15 лет частота жалоб российских предприятий на коррупцию и чрезмерный бюрократизм различных органов власти в большинстве случаев снизилась. При этом, по мнению предприятий, ситуация с бюрократизмом и коррупцией особенно заметно улучшилась в федеральных ведомствах и таможенных органах (табл. 5-6). Более того, в последнее время стали появляться сообщения - пока, правда, единичные - о том, что со случаями коррупции или чрезмерного бюрократизма в органах государственной власти предприятие-респондент вообще не сталкивается.
Тем не менее, данные опроса показывают, что в последние два года прогресс в этой сфере замедлился. Частота жалоб на чрезмерный бюрократизм в 2016 г. по сравнению с 2014 г. уменьшилась лишь в отношении 6 из 14 государственных ведомств, а частота жалоб на коррумпированность - лишь в 5 случаях из 14. Впрочем, возможно это обстоятельство связано не столько с ухудшением качества институтов, сколько с экономическим кризисом, в ходе которого даже прежние по величине издержки предприятий на преодоление бюрократических и коррупционных барьеров становятся гораздо менее терпимыми, чем раньше.
Таблица 3
Ответы на вопрос: «Какую роль государство должно играть в российской экономике в ближайшие несколько лет?» (сумма ответов =100%)
Период
шт он
§ е
ае
4 2® ье туд та « О
МОД
аел тио
^ О
Рой 3 И и тоь о и н
О <Т> К
3 и 5
о 5 «
® и 3
е ьми Кя ^
* Э £
~ а г?
£ * I 8 * 2 & а «
° я °
й § о Ё § § я о м
& т Я хав она о &
дм о
тпн
пм
§ В
§ о
К и
а Й 5 I
л ч К «2
« § 8 о
ь « ? 2
и к ^
о и я 8
^ ¡3 ? §
Е ^ ® й
§ § 8 §
§ * £ I
& й и
н и о
П и
о
й & ! Й 5 .
вш ос ра ир
п
и ,у
ш и ии
I * < §
п
мн
ия
& й I
* * У а
? ^
миу яи н
& я и
п не
2 в I
§
М ® 8
5 Р Й
ив
X
е п
в я с
I- ~ Л
2 § £
Й ° м
я й 3
^ т а
Ус
Всего ответивших предприятий
Январь-февраль 2001 г.
ед. %
Дек. 2002-январь 2003 г.
ед. %
Февраль-март 2005 г.
ед. %
Февраль-март 2007 г.
ед. %
Февраль-март 2010 г.
ед. %
Апрель-май 2012 г.
ед. %
Апрель-май 2014 г.
ед. %
Апрель-май 2016 г.
ед. %
8
4,57
10
7,46
12
6,94
4 2,52
10
6,02
9 6,08
10
6,25
14
9,09
17 9,71
20 14,92
33 19,08
32 20,13
24 14,46
33 22,30
23 14,38
21 13,64
6 3,43
6
4.48
5
2,89
9 5,66
11
6,63
12 8,11
12
7,50
10
6.49
104 59,43
84 62,69
99 57,22
97 61,00
88 53,01
70 47,30
78 48,75
73 47,40
40 22,86
14 10,45
24 13,87
17
10,69
33 19,88
24 16,21
37 23,12
36 23,38
175 100
134 100
173 100
159 100
166 100
148 100
160 100
154 100
Качество работы федеральных ведомств во многом определяет развитие событий и в других важных для предприятий экономических сферах. В частности, следствием спорной политики Центрального Банка РФ стало обвальное падение обменного курса рубля в конце 2014 г. Затем, в 2015-2016 гг., имели место резкие колебания курса. Все это создало весьма серьезные проблемы для отечественных предприятий. В результате, как показывают данные опроса, наибольшее число предприятий - 38,06% - в данный момент предпочитает именно стабильность курса рубля. При этом, вопреки распространенным мнениям, доля предприятий, считающих выгодным для себя ослабление рубля, относительно невелика - 12,90%, тогда как укрепления рубля желает значительно больше респондентов - 37,42% (табл. 7).
По всей видимости, именно высокая неопределенность в валютно-финансовой сфере повлекла за собой ослабление инвестиционной активности российских предприятий в 2016 г. до кризисного уровня 2009 г. (доля инвестирующих предприятий в 2009 г. -44,74%, в 2016 г. - 44,94%).
Таблица 4
Ответы на вопрос: «Сформулируйте, пожалуйста, Ваше отношение к государству как к собственнику предприятий?» (сумма ответов =100%)
Период
н « 2 га ^ ^
сеч Я ч
2 &
лед
ив ра Я «
Рч
В
Я В а 5
ма яч мм ее рч
е
тчя яе
н с
хд
X
я
> К м
я>3 Е н о всо о й
сн р
ар
уда
су ал о ^ м га
и я «
тр
им
ч
лу
е н
Я
ом ве
тч сч
& и
§ I
сн ое и ш х ст
ио
вс § «
у 3
у н % §
I &
не
ё
ве 8 ^ га ю
^ 0
& Я «
м вт
« £ я ерр
р пр р
* о. Ь
а, я 4
я
п о мв
а §
о
° я лорп
3 с ё
~ ^ О
я ^
все
~
~ а %
¡53®
о
а ч
Январь-февраль 2001 г.
ед. %
Дек.2002-январь 2003 г.
ед. %
Февраль-март 2005 г.
ед. %
Февраль-март 2007 г.
ед. %
Февраль-март 2010 г.
ед. %
Апрель-май 2012 г.
ед. %
Апрель-май 2014 г.
ед. %
Апрель-май 2016 г.
ед. %
39 22,29
32 24,24
33
18.54
35 22,01
30 18,18
30
20.55
22 13,84
29 18,59
90 51,42
63 47,73
96
53.94
87 54,72
75 45,45
79 54,11
77 48,42
67
42.95
25 14,29
26 19,70
30 16,85
24 15,09
33 20,00
15 10,27
32 20,13
28 17,95
21 12,00
11
8,33
19 10,67
13 8,17
27 16,37
22 15,07
28 17,61
32 20,51
175 100
132 100
178 100
159 100
165 100
146 100
159 100
156 100
Табл ца 5
Ответы на вопрос: «Деятельность каких органов власти является наиболее забюрократизированной и препятствующей нормальной работе Вашего предприятия?» (сумма ответов >100%)
Ведомство 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г.
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Федеральные министерства и ведомства
ед. 49 24 37 26 26 28 23 21
% 34,27 19,83 24,03 17,93 17,57 21,54 16,31 15,00
Региональная администрация
ед. 43 33 29 24 31 33 33 35
% 30,07 27,27 18,83 16,55 20,95 25,38 23,40 25,00
Местная администрация
ед. 43 28 31 30 35 28 30 37
% 30,07 23,14 20,13 20,69 23,65 21,54 21,28 26,43
Продолжение табл. 5
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Налоговые органы
ед. 80 66 81 67 62 44 47 48
% 55,94 54,55 52,60 46,21 42,57 33,85 33,33 34,29
Местное отделение казначейства
ед. 17 8 6 3 4 6 4 4
% 11,89 6,61 3,90 2,07 2,70 4,62 2,84 2,86
Архитектурно-планировочные службы
ед. 32 23 27 38 33 30 32 29
% 22,38 19,01 17,53 26,21 22,30 23,08 22,70 20,71
Землеустроительные службы
ед. 36 30 45 61 59 38 41 30
% 25,17 24,79 29,12 42,07 39,86 29,23 29,08 21,43
Природоохранные органы
ед. 41 25 34 54 50 43 36 40
% 28,67 20,66 22,08 37,24 33,70 33,08 25,53 28,57
Органы санитарного надзора
ед. 45 30 32 49 44 25 28 24
% 31,47 24,79 20,78 33,79 29,73 19,23 19,86 17,14
Органы пожарного надзора
ед. 39 23 26 40 44 46 41 35
% 27,27 19,01 16,88 27,59 29,73 35,38 29,08 25,00
Правоохранительные органы
ед. 27 15 18 20 36 26 19 27
% 18,88 12,40 11,69 13,79 24,32 20,00 13,48 19,29
Судебные органы
ед. 35 16 14 20 23 24 30 32
% 24,48 13,22 9,09 13,79 15,54 18,46 21,28 22,86
Таможенные органы
ед. н.д. 47 34 44 42 29 21 17
% - 38,84 22,08 30,34 28,38 22,31 14,89 12,14
Другие инстанции
ед. 8 3 10 12 7 15 13 13
% 5,59 2,48 6,49 8,28 4,73 11,54 9,22 9,29
Всего ответивших предприятий
ед. 143 121 154 145 148 130 141 140
Таблица 6
Ответы на вопрос: «Какие органы власти, на Ваш взгляд, являются наиболее коррумпированными?» (сумма ответов >100%)
Ведомство 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г.
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Федеральные министерства и ведомства
ед. 44 26 22 20 18 14 15 16
% 38,94 26,80 19,82 18,52 16,98 14,14 13,27 14,29
Региональная администрация
ед. 38 27 30 19 19 32 24 35
% 33,63 27,84 27,03 17,59 17,92 32,32 21,24 31,25
Местная администрация
ед. 40 25 30 27 26 34 33 39
% 35,40 25,77 27,03 25,00 24,53 34,34 29,20 34,82
Налоговые органы
ед. 27 28 19 21 12 11 12 14
% 23,89 28,87 17,12 19,44 11,32 11,11 10,62 12,50
Местное отделение казначейства
ед. 7 8 2 1 2 2 2 5
% 6,19 8,25 1,80 0,93 1,89 2,02 1,77 4,46
Архитектурно-планировочные службы
ед. 21 16 20 19 16 21 22 16
% 18,58 16,49 18,02 17,59 15,09 21,21 19,47 14,29
Землеустроительные службы
ед. 19 21 24 31 33 24 32 19
% 16,81 21,65 21,62 28,70 31,13 24,24 28,32 16,96
Продолжение табл. 6
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Природоохранные органы
ед. 21 17 18 22 26 16 23 23
% 18,58 17,53 16,22 20,37 24,53 16,16 20,35 20,54
Органы санитарного надзора
ед. 25 33 21 26 23 22 23 22
% 22,12 34,02 18,92 24,07 21,70 22,22 20,35 19,64
Органы пожарного надзора
ед. 28 29 25 21 26 30 26 28
% 24,78 29,90 22,52 19,44 24,53 30,30 23,00 25,00
Правоохранительные органы
ед. 54 46 48 33 58 45 47 43
% 47,79 47,42 43,24 30,56 54,72 45,45 41,59 38,39
Судебные органы
ед. 37 36 29 31 23 33 28 30
% 32,74 37,11 26,13 28,70 21,70 33,33 24,78 26,79
Таможенные органы
ед. н.д. 36 27 32 27 18 15 20
% - 37,11 24,32 29,63 25,47 18,18 13,27 17,86
Другие инстанции
ед. 5 5 4 6 5 11 10 8
% 4,42 5,15 3,60 5,56 4,72 11,11 8,84 7,14
Всего ответивших предприятий
ед. 113 97 111 108 106 99 113 112
Таблица 7
Ответы на вопрос: «Какое развитие событий на валютном рынке является в данный момент более выгодным для Вашего предприятия?» (сумма отве-тов=100%)
Период Ослабление курса рубля Стабильность курса рубля Укрепление курса рубля Изменения курса рубля не имеют для нас большого значения Всего ответивших предприятий
Апрель-май 2014 г.
ед. 24 71 43 23 161
% 14,91 44,10 26,71 14,28 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 17 65 59 6 147
% 11,56 44,22 40,14 4,08 100
Апрель-май 2016 г.
ед. 20 59 58 18 155
% 12,90 38,06 37,42 11,62 100
Точно так же до уровня 2009 г. снизилась и доля предприятий, намеренных начать новые инвестиционные проекты в ближайшие 1-2 года (табл. 8). Если бы ситуация определялась только спросовыми ограничениями, то нынешний провал инвестиционной активности вряд ли бы оказался таким глубоким, так как во время кризиса 2015 г. падение ВВП и промышленного производства было в два с лишним раза менее значимым, чем во время кризиса 2009 г.
Ситуация на рынке машиностроительного оборудования также выглядит достаточно сложной и противоречивой. Новые машины и оборудование отечественного производства в 2016 г. по-прежнему закупаются предприятиями реже, чем новые иностранные, причем пропорции продолжают меняться не в пользу российской техники (табл. 9). Вместе с тем произошел небольшой позитивный сдвиг в оценках предприятий по отношению к качеству отечественных машин и оборудования.
Доля сообщений о наличии довольно многочисленных образцов российской техники, не уступающих по качеству зарубежным аналогам, возросла до 10,27%.
Таблица 8
Ответы на вопрос: «Как изменится активность российских предприятий по инвестиционным проектам в ближайшие 1-2 года по сравнению с настоящим временем» (сумма ответов =100%)
Настоящее время В ближайшие 1-2 года
Период Да Нет Всего ответивших предприятий Да Нет Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Март-апрель 2008 г.
ед. 99 44 143 91 12 38 141
% 69,23 30,77 100 64,54 8,51 26,95 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 85 105 190 67 37 88 192
% 44,74 55,26 100 34,90 19,27 45,83 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 97 72 169 88 19 62 169
% 57,40 42,60 100 52,08 11,24 36,68 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 103 94 197 91 34 71 196
% 52,28 47,72 100 46,43 17,35 36,22 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 79 67 146 69 27 49 145
% 54,11 45,89 100 47,59 18,62 33,79 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 97 58 155 87 18 49 154
% 62,58 37,42 100 56,49 11,69 31,82 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 95 67 162 83 23 53 159
% 58,75 41,25 100 52,20 14,47 33,33 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 75 80 155 52 24 77 153
% 48,39 51,61 100 33,99 15,69 50,32 100
Апрель-май 2016 г.
ед. 71 87 158 55 26 75 156
% 44,94 55,06 100 35,26 16,67 48,07 100
Таблица 9
Ответы на вопрос: «Какие машины и оборудование Ваше предприятие закупало в течение последних 2-3 лет?» (сумма ответов >100%)
Период Российского производства, новые Российского производства, бывшие в употреблении (б\у) Произведенные в странах СНГ, новые Произведенные в странах СНГ, б/у Произведенные в дальнем зарубежье, новые Произведенные в дальнем зарубежье, б/у Всего ответивших предприятий
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 100 42 42 6 77 26 153
% 65,36 27,45 27,45 3,92 50,33 16,99 -
Март-апрель 2008 г.
ед. 81 32 20 3 84 28 134
% 60,45 23,88 14,93 2,24 62,69 20,90 -
Февраль-март 2010 г.
ед. 100 24 25 3 99 22 159
% 62,89 15,09 15,72 1,89 62,29 13,84 -
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 95 26 16 2 102 17 148
% 64,19 17,57 10,81 1,35 68,92 11,49 -
Апрель-май 2013 г.
ед. 71 20 17 1 104 17 148
% 47,97 13,51 11,49 0,68 70,27 11,49 -
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 76 23 18 4 86 14 134
% 56,72 17,16 13,43 2,99 64,18 10,45 -
Апрель-май 2016 г. всего
ед. 73 20 16 4 91 17 144
% 50,69 13,89 11,11 2,78 63,19 11,81 -
Впрочем, доля ответов об отсутствии на рынке качественной российской техники по-прежнему в три раза выше (табл. 10). Как следствие подавляющее большинство респондентов продолжает считать, что разрыв в качестве между отечественной и зарубежной техникой либо не уменьшается, либо даже растет (табл. 11).
Таблица 10
Ответы на вопрос: «Есть ли среди нужных Вашему предприятию машин и оборудования российского производства такие образцы, которые не уступают по качеству своим аналогам из дальнего зарубежья?» (сумма ответов =100%)
Период Есть, и довольно много Есть, но очень мало Нет Всего ответивших предприятий
Март-апрель 2008 г.
ед. 14 76 37 127
% 11,02 59,85 29,13 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 10 83 67 160
% 6,25 51,88 41,87 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 9 78 55 142
% 6,34 54,93 38,73 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 9 74 65 148
% 6,08 50,00 43,92 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 5 69 56 130
% 3,85 53,08 43,07 100
Апрель-май 2016 г.
ед. 15 86 45 146
% 10,27 58,91 30,82 100
Таблица 11
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете величину разрыва между качеством машин и оборудования российского и зарубежного производства в последние годы?» (сумма ответов =100%)
Период В последние годы разрыв в качестве уменьшается Остается примерно на том же уровне Разрыв в качестве продолжает расти в пользу импортной техники Всего ответивших предприятий
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 22 70 62 154
% 14,29 45,45 40,26 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 20 65 43 128
% 15,63 50,75 33,59 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 25 58 76 159
% 15,72 36,48 47,80 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 18 70 51 139
% 12,95 50,36 36,69 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 16 80 53 149
% 10,74 53,69 35,57 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 21 75 29 125
% 16,80 60,00 23,20 100
Апрель-май 2016 г.
ед. 27 80 38 145
% 18,62 55,17 26,21 100
Еще один принципиальный момент, который проявился в рамках проведенного опроса, связан с изменениями на рынке труда. Впервые за весь период проведения наших опросов - с 2001 г. - доля ответов предприятий о наличии избытка трудовых ресурсов превысила долю ответов о нехватке трудовых ресурсов (табл. 12). С одной стороны, это обстоятельство свидетельствует об успехах предприятий в повышении производительности труда. С другой - оно свидетельствует о значительной глубине экономического кризиса в стране и позволяет утверждать, что никакого «перегрева» на российском рынке труда в данный момент не существует.
Таблица 12
Ответы на вопрос: «Как Ваше предприятие в настоящее время обеспечено трудовыми ресурсами?» (сумма ответов=100%)
Период Имеется избыток трудовых ресурсов Предприятие оптимально обеспечено трудовыми ресурсами По одним категориям есть избыток, по другим - недостаток трудовых ресурсов Предприятие испытывает нехватку трудовых ресурсов Всего ответивших предприятий
Апрель-май 2013 г.
ед. 4 59 49 45 157
% 2,55 37,58 31,21 28,66 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 7 44 69 54 174
% 4,02 25,29 39,66 31,03 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 8 51 61 42 162
% 4,94 31,48 37,65 25,93 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 5 46 54 38 143
% 3,50 32,17 37,76 26,57 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 14 66 49 26 155
% 9,03 42,59 31,61 16,77 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 10 70 72 25 177
% 5,65 39,55 40,68 14,12 100
Апрель-май 2016 г.
ед. 22 73 44 18 157
% 14,01 46,50 28,03 11,46 100
Основные выводы опроса:
1. Российские предприятия в целом весьма негативно оценивают качество макроэкономической политики федеральных ведомств.
Качество экономической политики регионов оценивается предприятиями выше, но ненамного.
2. Прогресс в деле снижения бюрократических и коррупционных барьеров в российской экономике, по мнению предприятий, замедлился.
3. Инвестиционная активность российских предприятий снизилась до кризисного уровня 2009 г. Это обстоятельство невозможно объяснить только ужесточением спро-совых ограничений. Судя по всему, на инвестиционные планы предприятий очень негативно влияет высокая неопределенность в валютно-финансовой сфере.
4. Общий дефицит рабочей силы на российском рынке труда снижается довольно быстрыми темпами.
Литература
1. Социально-экономическое положение России — 2016. ФСГС России. Январь-апрель. http://www.gks.ru/bgd/free/B16_00/Main.htm
2. Ивантер В.В. Стратегия перехода к экономическому росту // Проблемы прогнозирования. 2016. № 1. С. 3-7.
3. Ивантер В.В., Порфирьев Б.Н., Широв А.А. От модернизации экономической политики к качественному росту экономики //Российский экономический журнал. 2016. № 1. С. 3-15.
4. Глазьев С.Ю. Стабилизация валютно-финансового рынка как необходимое условие перехода к устойчивому развитию // Экономика региона. 2016. № 1. С. 28-36.
5. Ивантер А., Обухова Е. Уступите место реалистам // Эксперт. 2016. № 22(986).