ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ
Д.Б. Кувалин
РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНЦЕ 2015 г.: АНТИКРИЗИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ВЗАИМНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗАПАДА И РОССИИ7
В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Представлены ответы предприятий на вопросы о методах, применяемых ими для адаптации к кризису. Сравнивается поведение предприятий во время текущего кризиса и кризиса, имевшего место в 2008-2009 гг. Отражены мнения российских предприятий по поводу изменения налоговой нагрузки в последние годы и ситуации с уклонением от налогов. Приводятся оценки российских предприятий по поводу того, как на их деятельность повлияли взаимные санкции Запада и России. Рассмотрены оценки российских предприятий по поводу потребности в модернизации производства. Приведена информация о современном характере сотрудничества предприятий с банками и о потребности предприятий в рабочей силе.
Во втором полугодии 2015 г. экономическая ситуация в России продолжала ухудшаться. Если по итогам 1-го квартала 2015 г. Росстат оценивал падение российского ВВП по отношению к аналогичному периоду 2014 г. в 2,2%, то по итогам 3 кварталов 2015 г. спад составил уже 3,7%. Сходным образом менялось положение дел с индексом промышленного производства. Если в 1-м квартале 2015 г. спад объемов промышленного производства оценивался в 0,4%, то по итогам трех кварталов - в 3,3% [1]. Проблемы, связанные с производственным спадом, усугублялись высоким уровнем неопределенности в российской экономике. Спорная политика российских финансовых властей [2;3] и колебания сырьевых цен на мировых рынках привели к тому, что обменный курс национальной валюты в период с февраля по июнь 2015 г. снизился с 70 до 50 руб./долл. США, а затем к концу года снова вырос до 70 руб. [4]. На очень высоком уровне находились рыночные ставки по банковским кредитам, во многих случаях превышая 20% годовых, индекс потребительских цен (+15% с ноября 2014 г. по ноябрь 2015 г.) и индекс цен производителей (+13,9% с ноября 2014 г. по ноябрь 2015 г.). Не удивительно, что в условиях столь высокой экономической неопределенности многие предприятия стали свертывать свою инвестиционную активность. Как следствие объем инвестиций в основной капитал за первые три квартала 2015 г. сократился на 5,5% [1].
Таким образом, современную ситуацию можно рассматривать как полноценный экономический кризис, во многом аналогичный кризису 2008-2009 гг. Исходя из этого обстоятельства, логичным будет не только изучать реакцию российских предприятий на нынешние кризисные явления, но и сравнивать ее с реакцией предприятий на предыдущий кризис.
Как показал опрос, проведенный ИНП РАН2, в качестве макроэкономической проблемы, создающей наибольшие трудности, в конце прошлого года российские
'Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №15-02-00411а). В подготовке статьи участвовали также Г.П.Белякова, ПА. Лавриненко, А.К. Моисеев и Л.И. Писарева.
2 Опрос был проведен в ноябре-декабре 2015 г. Всего в опросе участвовало 181 предприятие (электроэнергетика; черная и цветная металлургия; химия; машиностроение; промышленность стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; легкая, пищевая, фармацевтическая, полиграфическая, парфюмерная и медицинская промышленность; нефтепереработка, сельское хозяйство; строительство; транспорт) из 59-ти регионов России.
предприятия чаще всего упоминали недостаточный платежеспособный спрос со стороны потребителей. Этот вариант ответа выбрало 64,64% респондентов, и это наиболее высокий уровень обеспокоенности спросом за период с 2002 г., когда указанный вопрос был включен в анкеты. При этом заметно реже, чем в докризисный период, упоминались такие острые с точки зрения предприятий макроэкономические проблемы, как высокий уровень транспортных и энергетических цен и высокий уровень налогообложения. Если, например, в 2011 г. на остроту этих проблем указывали соответственно 52,80 и 58,39% респондентов, то в 2015 г. - только 32,01 и 32,60% (табл. 1). Особенно заметно снизилось число ответов о проблемах, создаваемых высоким уровнем конкуренции. В частности, за последний год доля ответов о высоком уровне конкуренции со стороны иностранных производителей сократилась почти в три раза - с 22,97% в 2014 г. до 8,84% в 2015 г.
Кроме того, на самом низком уровне за период с 2004 г. оказалась частота упоминаний такой проблемы, как нехватка рабочей силы (24,31% ответов). Как и прежде, относительно невелика доля указаний на остроту проблемы бюрократизма и коррупции в органах государственной власти (14,34% ответов).
В то же время ожидаемо выросла обеспокоенность предприятий высоким уровнем инфляции (30,94% ответов), невозможностью получить под разумный процент краткосрочные кредиты (19,89% ответов) и долгосрочные кредиты (28,73% ответов). Необходимо отметить, что жалобы на недоступность кредитов также оказались практически на самом высоком уровне за весь период проведения опросов (табл. 1).
Таким образом, текущий кризис в первую очередь повлек за собой ухудшение доступа российских предприятий к финансовым ресурсам - получаемым как за счет сбыта продукции, так и в виде кредитов. Что касается таких кризисных явлений, как рост издержек и разного рода институциональные проблемы (бюрократизм, коррупция, плохая платежная дисциплина, несовершенное законодательство и т.п.), то, по всей видимости, обострение ситуации в этих сферах пока носит более умеренный характер.
В то же время несколько увеличилась частота применения таких важных с точки зрения долгосрочного развития антикризисных методов, как внедрение более экономичных технологий - 25,65% ответов в 2009 г. и 32,77% ответов в 2015 г.; прекращение или уменьшение выпуска нерентабельной продукции - 25,13% ответов в 2009 г. и 31,64% ответов в 2015 г. (табл. 2); изменение ассортимента в пользу лучше продаваемых видов продукции - 26,74% ответов в 2009 г. и 30,90% ответов в 2015 г. (табл. 2).
Данные опроса также показали, что антикризисные действия российских предприятий в 2015 г. в некоторых случаях заметно отличаются от их антикризисных действий в 2008-2009 гг. Например, предприятия пока значительно реже используют такие антикризисные меры, как сокращение численности персонала - 37,70% ответов в 2009 г. и 27,12% ответов в 2015 г.; урезание фонда заработной платы - 39,27% ответов в 2009 г. и 15,25% ответов в 2015 г.; сокращение капиталовложений - 47,64% ответов в 2009 г. и 29,94% ответов в 2015 г. (табл. 3). Кроме того, сейчас уже совсем редко предприятия используют такие характерные для 1990-х годов методы антикризисной адаптации как применение схем по оптимизации налогообложения - 10,11% ответов в 2009 г. и 6,94% ответов в 2015 г., а также увеличение числа бартерных сделок и взаимозачетов - 16,49% ответов в 2009 г. и 9,83% ответов в 2015 г. (табл. 4).
Отсутствие массовых действий по уклонению от налогов и бартеризации сделок подтверждается также ответами на другие вопросы. Несмотря на то, что, по мнению большинства респондентов, налоговая нагрузка на предприятия за последние 2-3 года выросла (табл. 5), доля мнений о расширении деятельности по уклонению от налогов не увеличивается (табл. 6).
Июль-август2005 г. ед % Август-сентябрь 2006 г. ед % Август-сентябрь 2007 г.. ед % Август-сентябрь 2008 г. ед % Август-сентябрь 2010 г. ед % Октябрь-декабрь 2011 г. ед % Ноябрь-декабрь 2012 г. ед % Ноябрь-декабрь 2013 г. ед % Ноябрь-декабрь 2014 г. ед % Ноябрь-декабрь 2015 г. ед % Период
97 52,15 60 36,59 56 31,11 53 31,36 109 50,00 91 56,52 83 49,11 92 51,98 84 56,76 117 64,64 Недостаточный платежеспособный спрос со стороны потребителей
54 29.03 44 26,83 55 30,56 51 30,18 57 26,15 41 25,47 44 26.04 46 25,99 40 27,03 34 18,78 Высокий уровень конкуренции со стороны других российских производителей
39 20,97 45 27,44 46 25,56 48 28,40 42 19,27 27 16,77 45 26,63 39 22,03 34 22,97 16 8,84 Высокий уровень конкуренции со стороны иностранных производителей
26 13,98 27 16.46 26 14,44 53 31,36 25 11.47 25 15,53 18 10,65 26 14,69 35 23,65 56 30,94 Высокий уровень инфляции
23 12,37 22 13,41 ' 19 10,56 17 10,06 25 11,47 15 9,32 20 11,83 21 11,86 22 14,86 36 19,89 Невозможность получить краткосрочный (до 1 года) кредит под разумный процент
53 28,49 40 24,39 26 14,44 32 18,93 49 22,48 23 14,29 25 14,79 23 12,99 7 4,73 52 28,73 Невозможность получшъ долгосрочный (свыше 1 года) кредит под разумный процент
89 47,85 77 46,95 69 38,33 87 51,48 110 50,46 85 52,80 71 42,01 82 46,33 70 47,30 58 32,01 Высокий уровень цен натранспорт и энергоресурсы
80 47,85 65 39.63 74 41,11 59 34,91 74 33,94 94 58,39 67 39.64 84 47,46 57 38,51 59 32,60 Высокий уровень налогообложения предприятий
46 24,73 37 22,56 40 22,22 35 20,71 52 23,85 33 20,50 39 23,08 32 18,08 24 16,22 26 14,34 Высокий уровень бюрократизма и коррупции в органах государственной власти
39 20,97 25 15,24 26 14,44 16 9,47 44 20,18 23 14,29 29 17,16 36 20,34 19 12,84 27 14,92 Отсутствие нормальных законов, регулирующих экономическую деятельность
36 19,35 28 17,07 42 23,33 34 20,12 38 17,43 33 20,50 28 16,57 40 22,60 26 17,57 33 18,23 Бездеятельность органов государственной власга в экономической сфере
36 19,35 20 12,20 18 10,00 14 8,28 35 16,06 24 14,91 22 13,02 27 15,25 24 16,22 33 18,23 Нижая платежная д исциплина на рынке
50 26,88 64 39,02 97 53,89 94 55,62 85 38,99 67 41,61 73 43,20 70 39,55 53 36,81 44 24,31 Нехватка качественной рабочей силы
.— -р. --J 'jj р* :J\ --J J\ Ovw 00 V» OO ON Го Vi Ji. T ы Ю SJ Uj UJ w o O — S> O K> U) Ю U1 oo Засилье криминальных и полукриминальных способов ведения дел в экономике
— Ю и- O O O O J— o o. U> Vi N> Vi ^ *© o — O o — Sí — Макроэкономические проблемы страны не создают каких-либо особых трудностей дня нашего предприятия
P^ — Я4 -Г0 и- ^ ^ — w bj Я0.- P^ У1 О O ^ Wbj Vi OO U¡ IhS oo Ch Vi 00 oo ui to 00^ ¡5 vo — — Другое
100 i 1^1 i l i 0\ roo ' Q. IOO H-OO^l^O — 00^00-fc.CTN Всего ответивших предприятий
® >5
то тз
> i 1 ~
. а
0 §
Ж
1
к л
то
Г5 *
О
!\1
0
я а
1
а
о §
О/ а 5
к а
c¡
3 §
•S
то то
►ffi
гъ
к а к
I
сг
К
то
t О/
К
о §
к
&
ta а
Н
83. о> и
К
с
(Я
Таблица 2
Ответы на вопрос: «Какие антикризисные меры в части решения сбытовых проблем Ваше предприятие решало в последние месяцы?» (сумма ответов>100%)
Период Изменило ассортимент продукции в пользу лучше продаваемых продуктов Постаралось повысить качество продукции Предприняло усилия по поиску новых покупателей внутри России Предприняло усилия по поиску новых покупателей за рубежом Предлагало покупателям ценовые скидки, подарки, смягчение условий оплаты и т. п. Активизировало усилия по рекламе своей продукции Другое У нас нет никаких проблем со сбытом Всего ответивших предприятий
Апрель-май 2009 г. ед. % Ноябрь-декабрь 2015 г. ед. % 50 26,74 55 30,90 76 40,64 67 37,64 127 67,91 108 60,67 43 22,99 32 17,98 86 45,99 77 43,26 33 17,65 36 20,22 5 2,67 4 2,25 12 6,42 18 10,11 187 178
Таблица 3
Ответы на вопрос: «Какие антикризисные меры в части снижения издержек Ваше предприятие осуществляло в последние месяцы?» (сумма ответов>100%)
Период Прекратило или уменьшило выпуск нерентабельных видов продукции Законсервировало часть производственных мощностей Целенаправленно сокращало потребление сырья, энергии, расходных материалов и т.п. Сокращало численность работников Урезало фонд заработной платы Сокращало капиталовложения Внедряло более экономные технологические решения Сокращало различные непроизводственные затраты Другое Проблема снижения издержек перед нами не стоит Всего ответивших предприятий
Апрель-май 2009 г. ед. % Ноябрь-декабрь 2015 г. ед. % 48 25,13 56 31,64 47 24,61 27 15,25 115 60,21 68 38,42 72 37,70 48 27,12 75 39,27 27 15,25 91 47,64 53 29,94 49 25,65 58 32,77 135 70,68 106 59,89 6 3,14 7 3,95 6 3,14 4 2,26 191 177
Кроме того, предприятия стали несколько чаще поднимать цены на свою продукцию -13,30% ответов в 2009 г. и 21,07% ответов в 2015 г. (табл. 4).
Особо следует указать на снижение доли сообщений о попытках привлечь дополнительные кредиты - 28,19% ответов в 2009 г. и 17,92% ответов в 2015 г. (табл. 4). Этот факт еще раз указывает на наличие специфической проблемы, характерной именно для текущего кризиса, - малой доступности финансовых ресурсов банковской сферы для предприятий реального сектора.
Таблица 4
Ответы на вопрос: «Какие антикризисные меры в части решения финансовых и налоговых проблем Ваше предприятие осуществляло в последние месяцы?» (сумма ответов>100%)
Период Увеличивало число бартерных сделок и взаимозачетов Активизировало применение схем по оптимизации налогообложения Поддерживало разумный баланс между кредиторской и дебиторской задолженностью Ужесточало условия оплаты поставляемой продукции Старалось неформально договориться с кредиторами об отсрочках платежей Старалось получить дополнительные кредиты Поднимало цены Другое У нас нет никаких финансовых или налоговых проблем Всего ответивших предприятий
Апрель-май 2009 г. ед. % Ноябрь-декабрь 2015 г. ед. % 31 16,49 17 9,83 19 10,11 12 6,94 102 54,26 82 47,40 85 45,21 56 32,37 79 42,02 42 24,28 53 28,19 31 17,92 25 13,30 38 21,07 8 4,26 5 2,89 6 3.19 9 5.20 188 173
Таблица 5
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете изменения в реальной налоговой нагрузке на Ваше предприятие в течение 2-3 последних лет?» (сумма ответов=100%)
Период Налоговая нагрузка Всего ответивших предприятий
значительно выросла выросла, но незначительно практически не изменилась уменьшилась, но незначительно значительно уменьшилась
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 57 70 37 4 2 170
% 33,53 41,18 21,76 2,35 1,18 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 39 69 56 4 0 168
% 23,22 41,07 33,33 2,38 0,00 100
Таблица 6
Ответы на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, в российской экономике в последние 2-3 года складывается ситуация с уклонением предприятий от налогов?» (сумма ответов =100%)
Период Уклоняться от налогов стали меньше От налогов уклоняются примерно так же, как и 2-3 года назад Уклоняться от налогов стали больше Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Февраль-март 2007 г.
ед. 67 40 6 40 153
% 43,79 26,14 3,93 26,14 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 17 51 24 75 167
% 10,18 30,54 14,37 44,91 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 25 35 25 93 178
% 14,04 19,66 14,04 52,26 100
Таким образом, опрос показал, что в современной ситуации российские предприятия пока меньше склонны «резать по живому», чем в 2008-2009 гг. и в 1990-е годы. На наш взгляд, такой более планомерный ответ предприятий на кризис в первую очередь объясняется меньшей глубиной текущего экономического спада. Если же экономические проблемы в России продолжат обостряться, то, скорее всего, применение предприятиями разного рода чрезвычайных и оппортунистических методов адаптации значительно участится.
В то же время следует отметить рост числа респондентов, не готовых дать конкретный ответ о динамике уклонения от налогов. По всей видимости, это означает, что респонденты не исключают потенциальный возврат предприятий к этой практике в случае дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации. Что касается бартерных сделок и взаимозачетов, то подавляющее число российских предприятий по-прежнему не практикует их. При этом доля таких предприятий продолжает оставаться на уровне, близко м к максимальному за весь период наблюдений (табл. 7).
Таблица 7
Ответы на вопрос: «Как за последние 6 месяцев изменилась доля бартерных сделок и взаимозачетов у Вашего предприятия по сравнению с предшествующим периодом времени)?» (сумма ответов=100%)
Период Возросла Осталась уа том же уровне Уменьшилась Не практикуем Всего ответивших предприятий
А 1 2 3 4 5
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 2 24 36 113 175
% 1,14 13,72 20,57 64,57 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 1 12 28 97 138
% 0,72 8,70 20,29 70,29 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 5 30 15 103 153
% 3,27 19,61 9,80 67,32 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 32 35 9 112 188
% 17,02 18,62 4,79 59,57 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 23 39 12 107 181
% 12,71 21,55 6,63 59,12 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 18 44 14 95 171
% 10,53 25,73 8,18 55,56 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 12 43 13 145 213
% 5,63 20,19 6,10 68,08 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 6 55 9 126 196
% 3,06 28,06 4,59 64,29 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 8 37 10 98 153
% 5,23 24,18 6,54 64,05 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 8 29 11 99 147
% 5,44 19,73 7,48 67,35 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 8 44 11 107 170
% 4,71 25,88 6,47 62,94 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 3 31 11 111 156
% 1,92 19,87 7,05 71,16 100
Продолжение табл. 7
А 1 2 3 4 5
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 8 36 10 118 172
% 4,65 20,93 5,81 68,61 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 3 33 6 118 160
% 1,87 20,63 3,75 73,75 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 6 33 8 96 143
% 4,20 23,08 5,59 67,13 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 7 38 9 100 154
% 4,54 24,68 5,84 64,94 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 15 32 3 128 178
% 8,42 17,98 1,69 71,91 100
Ответ на прямой вопрос о характере сотрудничества российских предприятий с банками также подтверждает сокращение масштабов кредитования, особенно инвестиционного. Суммарная доля сообщений о получении предприятием кредитов на инвестиционные проекты сократилась в 2015 г. до 19,20% по сравнению с 24,49% ответов в 2014 г. Иными словами, ситуация приближается к уровню предшествующего кризиса - в 2009 г. суммарная доля сообщений о получении инвестиционных кредитов составляла 16,31%. (табл. 8).
Таблица 8
Ответы на вопрос: «В чем заключается сотрудничество Вашего предприятия с российскими банками в настоящее время?» (сумма ответов =100%)
Период
К я
3 ™ & р
о ш
й Я
& £
О ^
И ц
ре
О к
О Я
Л Л
« м
§ ° О §
х Я к щ
и ч V о
ЛО V©
С^ о
я
о & и
3 * *
° ё §
£ я н
В й °
ё Я &
К я о
3 ^
й й оод & о я £
X ГЦ ' 3 г-Ч
я
я ш
§ ё а а ы о
I й
(и ®
о £
н V о ш
» & 3
иои я и Й о ы
I »я
ие
„ЯП
о
ре Я ч
о ю
3 О
о ш
Н ^ О И
Я & Я О
ч и я а
2 к М ри
Всего ответивших предприятий
4 5
17 161
10,56 100
18 179
10,05 100
22 162
13,58 100
25 188
13,30 100
19 184
10,33 100
24 169
14,21 100
30 213
14,08 100
Август-сентябрь 2006 г.
ед. %
Август-сентябрь 2007 г.
ед. %
Август-сентябрь 2008 г.
ед. %
Апрель-май 2009 г.
ед. %
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. %
Февраль-март 2010 г.
ед. %
Август-сентябрь 2010 г.
ед. %
47 29,19
63 35,20
51 31,48
76 40,43
88 47,82
66 39,05
86 40,38
74 45,96
63 35,20
68 41,98
68 36,17
66 35,87
61
36,09
76 35,68
23 14,29
35 19,55
21 12,96
19 10,10
11
5,98
18 10,65
21
9,86
А
1
2
3
Продолжение табл. 8
А 1 2 3 4 5
Март-апрель 2011 г.
ед. 78 69 22 30 199
% 39,20 34,67 11,06 15,07 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 66 46 21 18 151
% 43,71 30,46 13,91 11,92 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 64 47 18 18 147
% 43,54 31,98 12,24 12,24 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 69 55 19 23 166
% 41,57 33,13 11,45 13,85 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 89 49 16 22 176
% 50,57 27,84 9,09 12,50 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 61 50 16 20 147
% 41,50 34,01 10,88 13,61 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 85 58 11 23 177
% 48,03 32,77 6,21 12,99 100
Ответы на другие вопросы, посвященные взаимодействию отечественных предприятий с банками, также показывают ухудшение ситуации. В частности, доля сообщений о том, что банки улучшили выполнение своих обязательств, оказалась минимальной за весь период наших наблюдений - 3,39%. И наоборот - доля сообщений о более плохом выполнении банками своих обязательств за последние два года выросла в 2 раза - с 9,25% в 2013 г. до 19,77% в 2015 г. (табл. 9). Для сравнения укажем, что максимальная доля сообщений об улучшении банками выполнения своих обязательств была зафиксирована нами в 2001 г. - 54,30% ответов.
Кроме того, хотя в целом доля сообщений об умышленных задержках банками платежей остается невысокой, за последние два года она также выросла в 2 раза - с 5,23% в 2013 г. до 11,30% в 2015 г. (табл. 10).
Таблица 9
Ответы на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, изменилось выполнение банками своих обязательств перед предприятиями за последний год?» (сумма ответов = 100%)
Период Улучшилось Осталось на прежнем уровне Ухудшилось Всего ответивших предприятий
А 1 2 3 4
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 55 104 0 159
% 34,59 65,41 0,00 100
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 48 126 6 180
% 26,67 70,00 3,33 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 35 117 9 161
% 21,74 72,67 5,59 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 7 114 67 188
% 3,72 60,64 35,64 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 7 137 38 182
% 3,85 75,27 20,88 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 23 127 19 169
% 13,61 75,15 11,24 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 44 154 15 213
% 20,66 72,30 7,04 100
Продолжение табл. 9
А 1 2 3 4
Март-апрель 2011 г.
ед. 24 164 12 200
% 12,00 82,00 6,00 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 22 122 11 155
% 14,19 78,71 7,10 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 22 128 14 164
% 13,41 78,05 8,54 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 18 139 16 173
% 10,40 80,35 9,25 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 9 111 22 142
% 6,38 78,17 15,50 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 6 136 35 177
% 3,39 76,84 19,77 100
Таблица 10
Ответы на вопрос: «Сталкивалось ли Ваше предприятие с умышленной задержкой прохождения платежей банками за последний год?» (сумма ответов = 100%о)
Период Да Нет Трудно судить Всего ответивших предприятий
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 12 122 27 161
% 7,45 75,78 16,77 100
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 19 140 20 179
% 10,61 78,21 11,18 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 15 110 34 159
% 9,44 69,18 21,38 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 30 121 41 192
% 15,63 63,02 21,35 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 16 130 34 180
% 8,89 72,22 18,89 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 20 125 24 169
% 11,83 73,96 14,21 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 16 162 34 212
% 7,55 76,42 16,03 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 14 153 33 200
% 7,00 76,50 16,50 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 7 111 37 155
% 4,52 71,61 23,87 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 13 106 24 143
% 9,09 74,13 16,78 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 8 128 30 166
% 4,82 77,11 18,07 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 9 132 31 172
% 5,23 76,74 18,03 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 8 111 22 141
% 5,67 78,72 15,61 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 20 133 24 177
% 11,30 75,14 13,56 100
Наличие упомянутых ранее проблем с платежеспособным спросом подтверждается ответами на вопрос о динамике сбыта продукции. Как видно из данных табл. 11, суммарная доля респондентов, у которых объем реализации за предшествующие 6 месяцев снизился (31,58%), в конце 2015 г. была по-прежнему заметно выше, чем доля тех, у кого этот объем вырос (22,88%).
Таблица 11
Ответы на вопрос: «Как изменилась сбытовая ситуация на Вашем предприятии за последние 6месяцев?» (сумма ответов = 100%)
Период Объем реализации уменьшился Объем реализации не изменился Объем реализации увеличился Всего ответивших предприятий
на 50% и больше на 2550% на 025% на 025% на 2550% на 50% и больше
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 2 3 12 78 57 17 9 178
% 1,12 1,69 6,74 43,82 32,02 9,55 5,06 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 0 3 11 58 46 14 7 140
% 0,00 2,86 7,86 41,42 32,86 10,00 5,00 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 3 3 26 64 39 12 14 161
% 1,86 1,86 16,15 39,76 24,22 7,45 8,70 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 18 70 49 45 12 0 1 195
% 9,23 35,90 25,13 23,08 6,15 0,00 0,51 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 26 37 52 40 12 3 3 174
% 14,94 21,26 29,89 22,99 6,90 1,72 2,30 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 12 23 33 63 25 8 2 166
% 7,23 13,86 19,88 37,95 15,06 4,82 1,20 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 5 12 27 76 59 16 15 210
% 2,38 5,71 12,86 36,19 28,10 7,62 7,14 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 11 12 30 85 43 7 8 196
% 5,61 6,12 15,31 43,37 21,94 3,57 4,08 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 7 5 20 67 40 8 10 157
% 4,46 3,18 12,74 42,68 25,48 5,10 6,36 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 4 14 28 73 22 3 3 147
% 2,72 9,52 19,05 49,66 14,97 2,04 2,04 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 5 3 32 83 35 6 5 169
% 2,96 1,78 18,93 49,11 20,71 3,55 2,96 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 6 11 34 67 33 5 1 157
% 3,82 7,01 21,66 42,68 21,02 3,18 0,63 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 6 10 40 84 26 2 2 170
% 3,53 5,88 23,53 49,41 15,29 1,18 1,18 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 5 16 39 72 15 4 3 154
% 3,25 10,39 25,32 46,75 9,74 2,60 1,95 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 3 8 38 62 23 3 5 142
% 2,11 5,63 26,76 43,66 16,20 2,11 3,53 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 7 17 36 61 22 4 7 154
% 4,54 11,04 23,38 39,61 14,29 2,6 4,54 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 9 12 33 78 24 5 10 171
% 5,26 7,02 19,30 45,62 14,04 2,92 5,84 100
Помимо текущих проблем со сбытом, российские предприятия сталкиваются с растущей неопределенностью относительно будущих продаж. В частности, за последние годы снизился удельный вес тех респондентов, которые могут прогнозировать объемы сбыта своей продукции на срок свыше 3 мес., и соответственно увеличилась доля тех, кто способен прогнозировать объемы сбыта не более чем на 3 мес. или вообще не имеет возможности делать какие-либо прогнозы (табл. 12).
Таблица 12
Ответы на вопрос: «На какой срок Вы реально можете прогнозировать объемы сбыта продукции Вашего предприятия?» (сумма ответов>100%)
Период Не более чем на 1 месяц вперед На срок от 1 до 3 месяцев На срок от 4 до 6 месяцев На срок от 7 до 12 месяцев На срок от 1 до 3 лет На срок более 3 лет К сожалению, нынешняя ситуация вообще не позволяет делать никаких реалистичных прогнозов по сбыту Всего ответивших предприятий
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 22 35 22 41 19 3 26 168
% 13,10 20,83 13,10 24,40 11,31 1,78 15,48 -
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 32 38 20 35 17 7 23 174
% 19,54 21,84 11,49 20,12 9,77 4,02 13,22 -
Постоянное усложнение ситуации со сбытом и усиление экономической неопределенности привели к очередному снижению степени оптимизма предприятий по поводу объема своих будущих продаж. Как следствие доля респондентов, ожидающих снижения продаж, поднялась до 36,36%. Выше эта доля была только в начале 1999 г. - 38,26%. И наоборот - очень низка доля респондентов, которые прогнозируют увеличение своих продаж - 12,50% (табл. 13). Это минимальное значение за период с 1999 г.
Таблица 13
Ответы на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, изменится сбытовая ситуация на Вашем предприятии в ближайшие несколько месяцев?» (сумма ответов = 100%)
Период Объем реализации уменьшится Объем реализации в целом не изменится Объем реализации увеличится Всего ответивших предприятий
А 1 2 3 4
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 34 79 30 160
% 21,25 49,38 18,75 100
Февраль-март 2007 г.
ед. 19 78 62 159
% 11,95 49,06 38,99 100
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 13 91 74 178
% 7,30 51,13 41,57 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 20 67 52 139
% 14,39 48,20 37,41 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 19 77 66 162
% 11,73 47,53 40,74 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 69 94 28 191
% 36,13 49,21 14,66 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 56 78 45 179
% 31,28 43,58 25,14 100
Продолжение табл. 13
А 1 2 3 4
Февраль-март 2010 г.
ед. 31 76 60 167
% 18,56 45,51 35,93 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 47 101 63 211
% 22,27 47,87 29,86 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 44 82 69 195
% 22,56 42,05 35,39 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 48 71 33 152
% 31,58 46,71 21,71 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 21 82 41 144
% 14,59 56,94 28,47 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 50 88 28 166
% 30,12 53,01 16,87 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 25 85 41 151
% 16,56 56,29 27,15 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 61 81 30 172
% 35,47 47,09 17,44 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 49 73 39 161
% 30,43 45,34 24,23 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 49 62 30 141
% 34,75 43,97 21,28 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 34 85 33 152
% 22,37 55,92 21,71 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 64 90 22 176
% 36,36 51,14 12,50 100
Как уже отмечалось выше, реагируя на кризис, многие предприятия по мере возможностей пытаются осуществлять разного рода модернизационные мероприятия. Однако, как показывают данные опросов, в целом в период экономических кризисов модернизационные намерения предприятий становятся более сдержанными. В частности, данные таблицы 13 показывают, что накануне кризисов доля предприятий, желавших коренной модернизации своего производства, была довольно высока - 29,44% в 2007 г. и 29,09% в 2014 г. Однако сразу после обострения кризисных явлений эта доля значительно снижалась - до 20,11% в 2009 г. и до 15,73% в 2015 г. И наоборот - во время обоих кризисов сразу вырастал удельный вес предприятий, считавших, что в какой-либо специальной модернизации они не нуждаются: в 2009 г. - до 19,02%; в 2015 г. - до 26,40% (табл. 14). По всей видимости, часть предприятий не видит особого смысла в том, чтобы втягиваться в достаточно дорогие и длительные модернизационные мероприятия в условиях сбытового кризиса и высокой экономической неопределенности. Даже несмотря на то, что свои реальные вложения в модернизацию производства российские предприятия в подавляющем большинстве случаев считают недостаточными (табл. 15).
Как и ожидалось, экономический кризис снизил остроту дефицита трудовых ресурсов в реальном секторе [5- 6]. Если в 2014 г. нехватку качественной рабочей силы к числу наиболее острых проблем относили 36,81% респондентов, то в 2015 г. эта доля уменьшилась до 24,31% (см. табл. 1).
Таблица 14
Ответы на вопрос: «Насколько в настоящий момент велика потребность Вашего предприятия в модернизации производства и технологических новшествах?» (сумма ответов=100%)
Период Специальной модернизации не требуется, обновление будет производиться по мере возникновения потребности Нужна частичная модернизация (обновление части оборудования, сооружений, коммуникаций, некоторых технологических процессов) Необходима коренная модернизация Всего ответивших предприятий
Июнь-июль 2000 г.
ед. 21 97 22 140
% 15,00 69,29 15,71 100
Январь-февраль 2002 г.
ед. 17 84 45 146
% 11,64 57,53 30,82 100
Июнь-июль 2003 г.
ед. 22 128 34 184
% 11,96 69,56 18,48 100
Август-сентябрь 2004 г
ед. 26 140 35 201
% 12,94 69,65 17,41 100
Февраль-март 2006 г.
ед. 20 111 47 178
% 11,23 62,36 26,41 100
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 17 110 53 180
% 9,44 61,12 29,44 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 35 112 37 184
% 19,02 60,87 20,11 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 42 115 41 198
% 21,21 58,08 20,71 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 35 95 36 166
% 21,08 57,23 21,69 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 26 91 48 165
% 15,76 55,15 29,09 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 47 103 28 178
% 26,40 57,87 15,73 100
Таблица 15
Ответы на вопрос: «Обеспечивает ли сегодняшний уровень производственных инвестиций Вашего предприятия решение проблемы по полноценной модернизации производства?» (сумма ответов=100%)
Способен Способен поддер- Не обеспечивает
Период Да, вполне обеспечивает обеспечить лишь некоторые частные улучшения жать производство на существующем технологическом уровне и не более даже сохранение существующего технологического уровня производства Всего ответивших предприятий
А 1 2 3 4 5
Июнь-июль 2000 г.
ед. 9 50 43 33 135
% 6,67 37,04 31,85 24,44 100
Декабрь 2002 г. - январь 2003 г.
ед. 5 37 53 41 136
% 3,68 27,21 38,97 30,15 100
Продолжение табл. 15
А 1 2 3 4 5
Февраль-март 2006 г.
ед. 16 57 69 31 173
% 9,25 32,95 39,88 17,92 100
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 21 63 60 29 173
% 12,14 36,42 34,68 16,76 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 11 46 84 34 175
% 6,29 26,28 48,00 19,43 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 23 68 68 37 196
% 11,73 34,69 34,69 18,89 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 30 46 58 29 163
% 18,40 28,22 35,58 17,80 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 25 50 48 39 162
% 15,43 30,86 29,63 24,08 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 20 58 67 30 175
% 11,43 33,14 38,29 17,14 100
Еще в конце 2014 г. об общей нехватке трудовых ресурсов сообщало 26,57% опрошенных предприятий, а год спустя - уже только 14,20% (табл. 16).
При этом структура дефицита трудовых ресурсов особо не меняется: по-прежнему крайне остра нехватка квалифицированных рабочих, достаточно высока потребность в инженерно-техническом персонале, а спрос на прочие категории сотрудников находится на низком уровне (табл. 17).
Таблица 16
Ответы на вопрос: «Как Ваше предприятие в настоящее время обеспечено трудовыми ресурсами?» (сумма ответов=100%)
Период Имеется избыток трудовых ресурсов Предприятие оптимально обеспечено трудовыми ресурсами По одним категориям есть избыток, по другим - недостаток трудовых ресурсов Предприятие испытывает нехватку трудовых ресурсов Всего ответивших предприятий
А 1 2 3 4 5
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 4 42 58 57 161
% 2,49 26,09 36,02 35,49 100
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 0 36 62 79 177
% 0,00 20,33 35,03 44,64 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 2 33 49 78 162
% 1,23 20,37 30,25 48,15 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 33 69 71 15 188
% 17,55 36,70 37,77 7,98 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 26 70 60 27 183
% 14,21 38,25 32,79 14,75 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 20 67 62 21 170
% 11,76 39,42 36,47 12,35 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 9 66 74 61 210
% 4,29 31,43 35,24 29,04 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 8 82 64 43 197
% 4,06 41,62 32,49 21,83 100
Продолжение табл. 16
А 1 2 3 4 5
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 7 40 65 42 154
% 4,55 25,97 42,21 27,27 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 8 55 51 33 147
% 5,44 37,42 34,69 22,45 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 4 45 65 53 167
% 2,39 26,95 38,92 31,74 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 4 59 49 45 157
% 2,55 37,58 31,21 28,66 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 7 44 69 54 174
% 4,02 25,29 39,66 31,03 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 8 51 61 42 162
% 4,94 31,48 37,65 25,93 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 5 46 54 38 143
% 3,50 32,17 37,76 26,57 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 14 66 49 26 155
% 9,03 42,59 31,61 16,77 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 10 69 72 25 176
% 5,68 39,2 40,92 14,20 100
Таблица 17
Ответы на вопрос: «Дефицит каких работников Ваше предприятие ощущает в настоящее время?» (сумма ответов>100%)
Период Управленческого персонала ИТР Квалифицированных рабочих Низкоквалифицированных рабочих Обслуживающего персонала Всего ответивших предприятий
А 1 2 3 4 5 6
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 23 47 131 13 6 136
% 15,75 32,60 89,73 8,90 4,11 -
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 16 58 158 18 14 166
% 9,64 34,94 95,18 10,84 8,43 -
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 21 50 141 25 12 169
% 12,43 29,59 83,43 14,79 7,10 -
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 16 35 120 17 7 138
% 11,59 25,36 86,96 12,32 5,07 -
Февраль-март 2010 г.
ед. 15 32 110 11 13 135
% 11,11 23,70 81,48 8,15 9,63 -
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 15 53 168 22 9 190
% 7,89 27,89 88,42 11,58 4,74 -
Март-апрель 2011 г.
ед. 15 48 151 13 9 172
% 8,72 27,91 87,79 7,56 5,23 -
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 15 47 138 10 8 143
% 10,49 32,87 96,50 6,99 5,59 -
Апрель-май 2012 г.
ед. 17 45 118 18 5 137
% 12,41 32,85 86,13 13,14 3,65 -
Продолжение табл. 17
А 1 2 3 4 5 6
Ноябрь-декабрь 2012 г. ед. 19 54 142 12 11 160
% 11,88 33,75 88,75 7,50 6,88 -
Ноябрь-декабрь 2013 г. ед. 23 56 132 14 10 154
% 14,94 36,36 85,71 9,09 6,49 -
Ноябрь-декабрь 2014 г. ед. 13 44 112 20 13 128
% 10,16 34,38 87,50 15,63 10,16 -
Ноябрь-декабрь 2015 г. ед. 11 44 140 11 14 157
% 7,01 28,03 89,17 7,01 8,92 -
В последние 2-3 года на общую экономическую ситуацию в России существенное влияние оказывают еще два фактора. Во-первых, это вступление России в ВТО; во-вторых - взаимные экономические санкции Запада и России.
Экономические последствия вступления России в ВТО, отталкиваясь от мнений предприятий, можно в целом оценить как умеренно отрицательные. В 2015 г., как и ранее, порядка 70% респондентов считали, что членство страны в ВТО не оказало никакого влияния на их деятельность. В то же время 28,41% респондентов считает, что влияние вхождения в ВТО оказалось в той или иной степени негативным, тогда как доля положительных оценок составила лишь 1,14% (табл. 18).
Таблица 18
Ответы на вопрос: «Как вступление России в ВТО сказалось на результатах работы Вашего предприятия?» (сумма ответов=100%)
Период Однозначно негативно Скорее негативно Практически никак не сказалось Скорее позитивно Однозначно позитивно Всего ответивших предприятий
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 20 33 121 2 0 176
% 11,36 18,75 68,75 1,14 0,00 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 11 29 103 4 0 147
% 7,48 19,73 70,07 2,72 0,00 100
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 9 41 124 2 0 176
% 5,11 23,30 70,45 1,14 0,00 100
Что касается последствий, вызванных взаимными экономическими санкциями Запада и России, то они оказались несколько менее значительными, чем ожидали предприятия. В 2014 г. лишь 19,18% респондентов полагали, что санкции западных стран никак не скажутся на их деятельности (табл. 19), однако в действительности доля респондентов, никак не затронутых санкциями, составила 29,05% (табл. 20).
Аналогичным образом складывалась ситуация в случае с ответными санкциями со стороны России. Доля респондентов, которые в 2014 г. прогнозировали, что эти санкции никак не повлияют на их деятельность, оказалась почти в полтора раза ниже, чем доля фактических ответов об отсутствии такого влияния (табл. 21 и 22).
Таблица 19
Ответы на вопрос: «Какие последствия ждут Ваше предприятие вследствие экономических санкций против России?» (сумма ответов=100%)
Период Никаких особых последствий не ожидается Отрицательные И отрицательные, и положительные Положительные Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 28 50 30 8 30 146
% 19,18 34,25 20,55 5,47 20,55 100
Таблица 20
Ответы на вопрос: «С какими последствиями столкнулось Ваше предприятие вследствие экономических санкций против России?» (сумма ответов=100%)
Период Никаких особых последствий не было С отрицательными И с отрицательными, и с положительными С положительными Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 52 53 33 7 34 179
% 29,05 29,61 18,44 3,91 18,99 100
Таблица 21
Ответы на вопрос: «Какие последствия ждут Ваше предприятие вследствие встречных экономических санкций России против ряда зарубежных стран?» (сумма ответов=100%)
Период Никаких особых последствий не ожидается Отрицательные И отрицательные, и положительные Положительные Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 62 20 15 14 34 145
% 42,86 13,79 10,34 9,66 23,45 100
Таблица 22
Ответы на вопрос: «С какими последствиями столкнулось Ваше предприятие вследствие встречных экономических санкций России против ряда зарубежных стран?» (сумма ответов=100%)
Период Никаких особых последствий не было С отрицательными И с отрицательными, и с положительными С положительными Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Ноябрь-декабрь 2015 г.
ед. 107 16 10 8 36 177
% 60,45 9,04 5,65 4,52 20,34 100
Основные выводы опроса:
1. В условиях текущего кризиса наибольшие проблемы российским предприятиям создает недостаточный платежеспособный спрос со стороны потребителей. Также в кризис значительно вырос масштаб проблем, вызванных трудностями с получением кредитов. При этом интенсивность жалоб на рост транспортных и энергетических цен, а также на чрезмерную налоговую упала.
Таким образом, в целом складывается впечатление, что рамках текущего кризиса проблемы, связанные с доступностью финансовых ресурсов, более остры, чем проблемы, связанные с ростом издержек производства.
2. Российские предприятия меньше, чем в предыдущие кризисы, склонны использовать для решения своих проблем бартер, взаимозачеты, уклонения от налогов и другие оппортунистические методы. И наоборот - предприятия чаще стараются использовать методы, связанные с модернизацией производства, а также с совершенствованием организационной, маркетинговой и финансовой деятельности. Однако в случае углубления и(или) затягивания кризиса модель поведения предприятий может измениться, снова став более оппортунистической.
3. Еще одно отличие кризиса 2015 г. от кризиса 2008-2009 гг. заключается в значительном меньшем масштабе сброса инвестиций и сокращения расходов на оплату персонала. Однако в целом такой сброс все-таки происходит, что влечет за собой в том числе общее замедление модернизационной деятельности.
4. Баланс оценок предприятий по поводу последствий вступления России в ВТО остается умеренно негативным.
5. По оценкам предприятий, масштаб экономических последствий от взаимных санкций Запада и России оказался ниже прогнозировавшегося. В то же время с отрицательными последствиями взаимных санкций российские предприятия сталкивались заметно чаще, чем с положительными.
Литература
1. ФСГС России. Социально-экономическое положение России — 2015. Январь-ноябрь. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B15_00/Main.htm
2. Ивантер В.В. Текущая экономическая ситуация в России: некоторые оценки и стратегия экономического роста//Проблемы прогнозирования. 2016. № 1. С. 3-7.
3. Моисеев А.К. «Импортозамещение» денежно-кредитной политики // Проблемы прогнозирования. 2016. № 3. С. 3-12.
4. Центральный банк Российской Федерации. База данных по курсам валют. http://www.cbr.ru/currency_base
5. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Дефицит рабочей силы в экономике России: макроэкономическая оценка //Проблемы прогнозирования. 2006. № 4. С. 34-52.
6. Коровкин А.Г., Королев И.Б., Единак Е.А. Образовательные характеристики рабочей силы как фактор согласования спроса и предложения на российском рынке труда //Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2015. С. 222-239.