ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ
Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев
РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЕСНОЙ 2015 г.: РЕАКЦИЯ НА ВАЛЮТНЫЙ ШОК И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПАДА1
В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Приводятся данные о том, какое значение для российских предприятий имеет обменный курс рубля к американскому доллару и евро, какие причины определяют внимание предприятий к обменному курсу, насколько валютный шок декабря 2014 г. повлиял на уровень конкуренции на рынках внутри России. Приводится информация о том, как кризис в российской экономике изменил инвестиционную активность предприятий и их спрос на рабочую силу. Отражены мнения предприятий по поводу антикризисной поддержки со стороны федеральных и региональных властей.
В первые месяцы 2015 г. динамика почти всех ключевых показателей российской экономики, характеризующих объемы производства, стала отрицательной. По предварительным оценкам, валовой внутренний продукт за I кв. 2015 г. сократился на 2,2% по сравнению с тем же периодом 2014 г., объем промышленного производства за январь-май - на 2,3%, инвестиции в основной капитал за январь-май - на 4,8%, грузооборот транспорта за январь-май - на 2,1% [1]. Иными словами, ситуацию в российской экономике можно было охарактеризовать как начало открытой рецессии. С одной стороны, причиной экономического спада в российской экономике стал валютный шок ноября-декабря 2014 г., когда Центральный Банк страны допустил скачкообразное падение обменного курса рубля [2]. Это событие повлекло за собой резкий рост неопределенности в экономике страны и сопровождалось быстрым повышением ставок по банковским кредитам, которое привело к значительному снижению объемов финансирования реального сектора экономики. Кроме того, в определенной степени на темпах роста сказались снижение мировых цен на главные экспортные продукты страны (нефть, газ, металлы) и взаимные экономические санкции России и ряда западных стран. С другой - экономический спад в России стал следствием ряда внутренних проблем и тенденций долгосрочного характера. В их числе можно упомянуть многолетнюю неспособность финансовых властей страны выстроить систему массового кредитования компаний реального сектора [3, с. 43-44]; наличие значительных диспропорций в отраслевой и технологической структурах национальной экономики (что выражается, в частности, в бедственном положении большинства машиностроительных отраслей) [4, с. 5; 5, с. 38]; недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры; слабость некоторых институтов (например антимонопольных).
Как показал опрос российских предприятий, проведенный ИНП РАН2, кризисные явления в экономике повлекли за собой серьезные изменения на микроуровне. Прежде всего, необходимо отметить повышенное внимание российских предприятий к обмен-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №15-02-00411а).
В подготовке статьи участвовали также Г.П. Белякова, П.А. Лавриненко и Л.И. Писарева.
2 Опрос был проведен в апреле-мае 2015 г. Всего в опросе участвовало 156 предприятий (электроэнергетика; черная и цветная металлургия; химия; машиностроение; промышленность стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; легкая, пищевая, фармацевтическая, полиграфическая, медицинская и местная промышленность; сельское хозяйство; строительство; транспорт) из 62-х регионов России.
ному курсу рубля по отношению к доллару США и евро. Во время опросов, проведенных в период до 2013 г., когда финансовые власти в целом не допускали значительных колебаний на валютном рынке, лишь 12-19% опрошенных предприятий считали, что обменный курс рубля к доллару и евро имеет для них большое значение. Однако валютный шок 2014 г. вынудил российские предприятия переоценить свою реальную зависимость от курсовой динамики. В результате весной 2015 г. уже почти 42% респондентов выбрали вариант ответа «обменный курс рубля к доллару имеет для нас большое значение» (табл. 1).
Таблица 1
Ответы на вопрос: «Какое значение для Вашего предприятия имеет обменный курс рубля к американскому доллару?» (сумма ответов =100%)
Период Нулевое Малое Среднее Большое Всего ответивших предприятий
Март-апрель 2008 г.
ед. 41 47 35 18 141
% 29,08 33,33 24,82 12,77 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 43 70 60 40 213
% 20,19 32,86 28,17 18,78 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 30 54 38 24 146
% 20,55 36,99 26,03 16,43 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 39 64 44 31 178
% 21,91 35,96 24,72 17,41 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 12 32 46 65 155
% 7,74 20,64 29,68 41,94 100
Аналогичный вариант ответа для пары «рубль-евро» выбрало 30,32% предприятий, что также намного больше, чем во время любого из предшествовавших опросов (табл. 2).
Таблица 2
Ответы на вопрос: «Какое значение для Вашего предприятия имеет обменный курсрубля к евро?» (сумма ответов =100%)
Период Нулевое Малое Среднее Большое Всего ответивших предприятий
Март-апрель 2008 г.
ед. 43 40 35 20 138
% 31,16 28,99 25,36 14,49 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 58 65 48 42 213
% 27,23 30,52 22,54 19,71 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 29 52 41 25 147
% 19,73 35,37 27,89 17,01 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 42 69 41 26 178
% 23,60 38,76 23,03 14,61 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 28 33 47 47 155
% 18,07 21,29 30,32 30,32 100
По всей видимости, главным фактором, предопределившим рост внимания к обменному курсу рубля, стала высокая доля импортных сырья и комплектующих на многих российских предприятиях. Во всяком случае, именно эта причина намного чаще других упоминалась респондентами при ответе на соответствующий вопрос. Более того, доля этого варианта ответа возросла с 55,47% в 2013 г. до 69,63% в 2015 г. (табл. 3). Таким образом, в настоящий момент от импорта сильно зависит даже текущая деятельность многих российских предприятий. Судя по всему, именно по этой причине доля предприятий, желающих укрепления курса рубля, в 2015 г. оказалась в 3,5 раза выше, чем доля предприятий, выступающих за снижение курса рубля, -40,14% по сравнению с 11,56% (табл. 4). Такое распределение ответов заставляет усомниться в популярном тезисе о том, что российской экономике выгоден заниженный курс рубля.
Таблица 3
Ответы на вопрос: «Какие причины определяют для Вас важность величины обменного курса рубля к доллару и евро?» (сумма ответов>100%)
Период
к ш Р
5 & I л &&
эт с
& о
§ й - § &
(3
§ 3
8 §
« к
В
! ¡3 § Э
« к
О X Ш сЗ М И
! § £ is.il
Март-апрель 2008 г.
ед. %
Август-сентябрь 2010 г.
ед. %
Апрель-май 2012 г.
ед. %
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. %
Апрель-май 2015 г.
ед. %
32 35,16
42 27,63
22 18,18
20 15,63
23 17,04
40 43,96
83 54,61
65 53,72
71 55,47
94 69,63
43 47,25
65 42,76
51 42,15
56 43,75
47 34,81
18 19,78
33 21,71
29 23,97
26 20,31
39 28,89
4 4,40
5
3,29
7 5,78
5
3,91
7 5,19
152
121
128
135
При этом несколько неожиданно снизилась доля ответов о важности обменного курса по причине высокой потребности в закупках импортного оборудования - с 43,75% в 2013 г. до 34,81% в 2015 г. (табл. 3). Вероятно, это означает, что в кризисных условиях часть предприятий просто решила заморозить свои планы по закупке зарубежной техники.
Еще одним негативным следствием турбуленции на российском валютном рынке стало ускорение роста цен в экономике. Это обусловило значительное увеличение производственных издержек российских предприятий. Во многом это напоминает развитие событий во время кризиса 2008-2009 гг. Однако наблюдаются и существенные различия. Так, в 2009 г. российские предприятия чаще всего указывали на рост цен на топливо и энергию (86,11% ответов), а рост цен на сырье и материалы (43,89%), комплектующие, запчасти, полуфабрикаты (48,89%), транспорт и связь (40,0%) упоминались заметно реже. В 2015 г. на первое место по частоте упоминаний вышел рост цен на сырье и материалы (84,52%), чаще стал упоминаться и рост цен на комплектующие, запчасти, полуфабрикаты (72,9%), тогда как
доля сообщений об увеличении цен на топливо и энергию (49,68%), транспорт и связь (17,42%), наоборот, значительно снизилась (табл. 5).
Таблица 4
Ответы на вопрос: «Какое развитие событий на валютном рынке является в данный момент более выгодным для Вашего предприятия?» (сумма ответов=100%)
Период Ослабление курса рубля Стабильность курса рубля Укрепление курса рубля Изменения курса рубля не имеют для нас большого значения Всего ответивших предприятий
Апрель-май 2014 г.
ед. 24 71 43 23 161
% 14,91 44,10 26,71 14,28 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 17 65 59 6 147
% 11,56 44,22 40,14 4,08 100
Таблица 5
Ответ на вопрос: «Какие элементы издержек в последние 6-9 месяцев стали обходиться Вашему предприятию дороже?» (сумма ответов >100%)
Период Сырье и материалы Топливо и энергия Комплектующие, запасные части, полуфабрикаты и т.п. Оплата труда и обязательные отчисления по фонду оплаты труда Транспорт и связь Налоги, сборы и т.п. Другое За последние полгода ни один элемент наших издержек не подорожал Всего ответивших предприятий
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 79 155 88 29 72 23 7 5 180
% 43,89 86,11 48,89 16,11 40,00 12,78 3,89 2,78 -
Апрель-май 2015 г.
ед. 131 77 113 31 27 24 5 1 155
% 84,52 49,68 72,90 20,60 17,42 15,48 3,23 0,65 -
Необходимо отметить, что цены на топливо, энергию, транспорт и связь в России так или иначе регулируются. Поэтому можно предположить, что в 2014-2015 гг. регулирование этих сфер было более результативным, чем в 2008-2009 гг. В свою очередь более частые упоминания роста цен на комплектующие и полуфабрикаты могут означать, что за последние несколько лет зависимость российских предприятий от их импорта значительно возросла. Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что в 2015 г. в отличие от 2009 г. до минимума сократилась доля сообщений об удешевлении тех или иных элементов издержек (табл. 6).
Рост кредитных ставок и общее сокращение спроса в российской экономике повлекли за собой дальнейшее снижение инвестиционной активности предприятий. Весной 2015 г. только 48,39% респондентов осуществляли производственные инвестиционные проекты. Более низкий уровень инвестиционной активности наблюдался, если не считать далекого 1999 г., только весной 2009 г. (табл. 7). Что касается инвестиционных планов предприятий на ближайшие 1-2 года, то доля положительных ответов оказалась на самом низком уровне за всю историю наших наблюдений (табл. 8).
Таблица 6
Ответы на вопрос: «Какие элементы издержек в последние 6-9 месяцев стали обходиться Вашему предприятию дешевле?» (сумма ответов >100%)
Период Сырье и материалы Топливо и энергия Комплектующие, запасные части, полуфабрикаты и т.п. Оплата труда и обязательные отчисления по фонду оплаты труда Транспорт и связь Налоги, сборы и т.п. Другое За последние полгода ни один элемент наших издержек не подешевел Всего ответивших предприятий
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 50 5 12 44 11 15 4 99 182
% 27,47 2,75 6,60 24,18 6,04 8,24 2,20 54,40 -
Апрель-май 2015 г.
ед. 0 1 0 7 2 1 2 133 144
% 0,00 0,69 0,00 4,86 1,39 0,69 1,39 92,36 -
Таблица 7
Ответы на вопрос: «Осуществляет ли Ваше предприятие в настоящее время какие-либо производственные инвестиционные проекты?» (сумма ответов =100%)
Период Да Нет Всего ответивших предприятий
Февраль-март 2005 г.
ед. 116 57 173
% 67,05 32,95 100
Март-апрель 2006 г.
ед. 127 49 176
% 72,16 27,84 100
Февраль-март 2007 г.
ед. 117 40 157
% 74,52 25,48 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 99 44 143
% 69,23 30,77 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 85 105 190
% 44,74 55,26 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 97 72 169
% 57,40 42,60 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 103 94 197
% 52,28 47,72 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 79 67 146
% 54,11 45,89 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 97 58 155
% 62,58 37,42 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 95 67 162
% 58,75 41,25 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 75 80 155
% 48,39 51,61 100
Таблица 8
Ответы на вопрос: «Начнет ли Ваше предприятие осуществлять производственные инвестиционные проекты в ближайшие 1-2 года?» (сумма ответов=100%)
Период Да Нет Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Февраль-март 2004 г.
ед. 80 14 54 148
% 54,05 9,46 36,49 100
Март-апрель 2006 г.
ед. 97 19 58 174
% 55,57 10,92 33,33 100
Февраль-март 2007 г.
ед. 100 12 46 158
% 63,29 7,59 29,11 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 91 12 38 141
% 64,54 8,51 26,95 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 67 37 88 192
% 34,90 19,27 45,83 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 88 19 62 169
% 52,08 11,24 36,68 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 91 34 71 196
% 46,43 17,35 36,22 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 69 27 49 145
% 47,59 18,62 33,79 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 87 18 49 154
% 56,49 11,69 31,82 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 83 23 53 159
% 52,20 14,47 33,33 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 52 24 77 153
% 33,99 15,69 50,32 100
Данные о финансировании инвестиционных проектов также подтверждают снижение активности российских предприятий в этой сфере. Во-первых, в 2015 г. минимальной за период с 2004 г. оказалась доля сообщений о кредитах российских банков как об источнике финансирования инвестиций - 36,73%. Какие-либо другие источники финансирования компенсировать уменьшение банковского кредитования не смогли (табл. 9). Во-вторых, в 2015 г. минимальным за весь период наших наблюдений оказался удельный вес ответов об увеличении финансирования инвестиций за счет самих предприятий - 20,39%. И наоборот - до максимума увеличилась доля ответов об уменьшении финансирования инвестиций за счет собственных средств - 45,40% (табл. 10). Аналогичным образом в 2015 г. сложилась ситуация с ответами о финансировании инвестиций за счет внешних источников (табл. 11). Как и в прошлые годы, в качестве основной причины неиспользования внешних инвестиционных источников предприятиями были указаны неприемлемые финансовые условия - слишком высокий процент по кредитам, слишком короткие сроки кредитования и т.д. (табл. 12).
Еще одним подтверждением того, что положение дел в российской экономике ухудшается, стали ответы на вопрос об обеспеченности трудовыми ресурсами. За последний год практически в два раза возросла доля ответов об избытке трудовых ресурсов — с 4,94 до 9,03%. И наоборот, за этот же год заметно сократилась доля сообщений о нехватке трудовых ресурсов — с 25,93 до 16,77% (табл. 13).
Таблица 9
Ответы на вопрос: «Каковы источники финансирования инвестиционных проектов Вашего предприятия?» (сумма ответов>100%)
Период Собственные средства предприятия Целевое финансирование из федерального бюджета Целевое финансирование из регионального бюджета Кредиты российских банков Кредиты или прямые инвестиции других российских предприятий Иностранные кредиты или прямые иностранные инвестиции Другие источники Всего ответивших предприятий
Февраль-март 2004 г.
ед. 124 4 6 58 11 5 4 135
% 91,85 2,96 4,44 42,96 8,15 3,70 2,96 -
Февраль-март 2005 г.
ед. 139 3 5 66 10 8 5 151
% 92,05 1,99 3,31 43,71 6,62 5,30 3,31 -
Март-апрель 2006 г.
ед. 145 6 5 78 8 8 12 166
% 87,35 3,61 3,01 46,99 4,82 4,82 7,23 -
Февраль-март 2007 г.
ед. 137 9 9 77 5 11 5 162
% 84,57 5,56 5,56 47,53 3,09 6,79 3,09 -
Март-апрель 2008 г.
ед. 110 5 3 69 6 6 6 129
% 85,27 3,88 2,33 53,49 4,65 4,65 4,65 -
Март-апрель 2011 г.
ед. 148 8 11 77 5 4 11 178
% 83,15 4,49 6,18 43,26 2,81 2,25 6,18 -
Апрель-май 2013 г.
ед. 132 16 2 57 7 3 8 148
% 89,19 10,81 1,35 38,51 4,73 2,03 5,41 -
Апрель-май 2015 г.
ед. 131 9 7 54 4 4 4 147
% 89,12 6,12 4,76 36,73 2,72 2,72 2,72 -
Таблица 10
Ответы на вопрос: «Как за последний год изменилось финансирование производственных инвестиций Вашего предприятия за счет собственных средств?» (сумма ответов=100%)
Период Увеличилось Практически не изменилось Уменьшилось Всего ответивших предприятий
А 1 2 3 4
Июнь-июль 2000 г.
ед. 62 62 12 136
% 45,59 45,59 8,82 100
Декабрь 2002 г. - январь 2003 г.
ед. 47 51 37 135
% 34,81 37,78 27,41 100
Август-сентябрь 2004 г.
ед. 60 56 26 142
% 42,25 39,44 18,31 100
Февраль-март 2005 г.
ед. 71 72 27 170
% 41,76 42,36 15,88 100
Март-апрель 2006 г.
ед. 71 68 34 173
% 41,01 39,31 19,65 100
Февраль-март 2007 г.
ед. 80 47 29 156
% 51,28 30,13 18,59 100
Продолжение табл. 10
А 1 2 3 4
Март-апрель 2008 г.
ед. 82 43 12 137
% 59,85 31,39 8,76 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 53 89 51 193
% 27,46 46,11 26,43 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 56 71 26 153
% 36,60 46,41 16,99 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 31 52 69 152
% 20,39 34,21 45,40 100
Таблица 11
Ответы на вопрос: «Как за последний год изменилось финансирование производственных инвестиций Вашего предприятия внешними инвесторами?» (сумма от-ветов=100%)
Период Увеличилось Практически не изменилось Уменьшилось Всего ответивших предприятий
Июнь-июль 2000 г.
ед. 18 90 7 115
% 15,65 78,26 6,09 100
Декабрь 2002 г. - январь 2003 г.
ед. 15 78 21 114
% 13,16 68,42 18,42 100
Август-сентябрь 2004 г.
ед. 21 60 9 90
% 23,33 66,67 10,00 100
Февраль-март 2005 г.
ед. 23 87 16 128
% 17,97 69,53 12,50 100
Март-апрель 2006 г.
ед. 31 82 14 127
% 24,41 64,57 11,02 100
Февраль-март 2007 г.
ед. 26 68 13 107
% 24,30 63,55 12,15 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 20 67 9 96
% 20,83 69,79 9,38 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 9 106 26 141
% 6,38 75,18 18,44 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 10 72 29 111
% 9,01 64,86 26,13 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 4 72 32 108
% 3,70 66,67 29,63 100
В то же время следует указать, что падение курса рубля повлекло за собой не только отрицательные, но и положительные последствия для российской экономики. В частности, заметно улучшились конкурентные позиции российских предприятий на внутреннем рынке. В 2015 г. до минимального уровня за весь период наблюдений -14,09% - уменьшилась доля сообщений о росте конкуренции со стороны производителей из дальнего зарубежья. Одновременно до максимального уровня - 25,50% - возрос удельный вес сообщений о снижении уровня конкуренции со стороны иностранцев (табл. 14). Аналогичным образом российские предприятия оценивали ситуацию с конкуренцией со стороны производителей из стран СНГ (табл. 15).
Таблица 12
Ответы на вопрос: «Какие причины мешают Вашему предприятию больше использовать внешнее финансирование инвестиций?» (сумма ответов>100%)
Период
е ,т ын
ш м (О ° Й Я о Я о
нор а & с но
Я Н=Я
3 й В
они лим
8 й о рсш ел
Л м
Ь й Р
ан т
" 3 я 33 3
л Я 8 воле
ьтр Н „ я
О А V
ото ник вдт оео трр око гк
ьы а я
рн
V
ин
ке с е
чтт Я ^ о
§ § Й
рни 2»° е
2 * ? й к £
мно <и я лзн
I § I
<и ^ М ст
од ла
сн
у
е
1=3
ы
лн мо ек
и пр
е и
я ^
2 я §
н & о « * "
| я §
мао 2 я я
лтз 8 Ч я
еьо « д
Не м в
а
д
« н
§ 2 §8 О & N
& « ^ я ° £ 8 8 - Н я § й я я «
Он ^ 5 о ? £ 3
е
ь
но
и ^ и
й я й
£ £ I 4 « «
з § 5
л щ Н Я я й " Я ° ьк вн
§ I ¡3
ю 2 Ог
IВ 5
пс о к еа
к в а
янс ии о
5 X §
иин рнн
§
я я
х и
шй
ви и
я
еи
Июнь-июль 2000 г.
ед. %
Февраль-март 2004 г.
ед. %
Март-апрель 2008 г.
ед. %
Мар т-апрель 2011 г.
ед. %
Апрель-май 2013 г.
ед. %
Апрель-май 2015 г.
ед. %
59 50,86
70 52,60
58 48,33
84 49,41
79 56,83
72 54,96
13 11,21
17 12,78
6 5,00
17 10,00
17 12,23
15 11,45
23 19,83
23 17,29
15 12,50
24 14,12
21 15,11
19 14,50
6,9
12
9,02
7 5,83
9 5,29
13
9,35
11
8,40
24
20,69
18 13,53
5
4,17
22 12,94
8 5,76
19 14,50
30 25,86
41
30,83
49
40.83
56 32,94
50 35,97
43
32.84
13 11,21
9 6,77
16 13,33
19 11,18
11
7,91
10
7,63
116
133
120
170
139
131
Таблица 13
О ве ы на вопрос: «Как Ваше предприятие в настоящее время обеспечено тру-довымиресурсами?» (сумма ответов=100%)
о ен и к мо ят ир , та ку х и
к во че сам во атк ев их яте во
торс я § урс ° о О рс рс шй
ыу бес & ^ с га Н ч: су су ви 5 £
Период зе 18 & « X сы £ о и 2 дн ре и м Н 3 ® Й чо я 0 ' ми м ре х ы я ® & й па дв ре х ы тя еи м ё 1
тв 8 | еь рл с § ы в о д иьи я н е оер в о д у ев и £ Пы в о д у 2 & еп с
8 £ ти п о у тр од По Пп тр п с и тр В
А 1 2 3 4 5
Июль-август 2005 г.
ед. 11 73 61 42 187
% 5,88 39,04 32,62 22,46 100
Авгус т-сентябрь 2006 г.
ед. 4 42 58 57 161
% 2,49 26,09 36,02 35,49 100
Авгус т-сентябрь 2007 г.
ед. 0 36 62 79 177
% 0,00 20,33 35,03 44,64 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 2 33 49 78 162
% 1,23 20,37 30,25 48,15 100
Продолжение табл. 13
А 1 2 3 4 5
Апрель-май 2009 г.
ед. 33 69 71 15 188
% 17,55 36,70 37,77 7,98 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 26 70 60 27 183
% 14,21 38,25 32,79 14,75 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 20 67 62 21 170
% 11,76 39,42 36,47 12,35 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 8 82 64 43 197
% 4,06 41,62 32,49 21,83 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 8 55 51 33 147
% 5,44 37,42 34,69 22,45 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 4 59 49 45 157
% 2,55 37,58 31,21 28,66 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 8 51 61 42 162
% 4,94 31,48 37,65 25,93 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 14 66 49 26 155
% 9,03 42,59 31,61 16,77 100
Таблица 14
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете конкуренцию со стороны производителей из дальнего зарубежья на Вашем рынке в настоящее время?»(сумма ответов =100%)
Период Конкуренция со стороны иностранцев растет Конкуренция остается примерно на прежнем уровне Конкуренция со стороны иностранцев уменьшается Иностранцы на нашем рынке не работают Всего ответивших предприятий
Январь-февраль 2002 г.
ед. 6,2 43 7 28 140
% 44,29 30,71 5,00 20,00 100
Февраль-март 2004 г.
ед. 53 56 6 31 146
% 36,30 38,36 4,11 21,23 100
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 80 44 3 31 158
% 50,63 27,85 1,90 19,62 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 62 42 3 36 143
% 43,36 29,37 2,10 25,17 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 52 66 11 52 181
% 28,73 36,46 6,08 28,73 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 70 76 3 60 209
% 33,49 36,36 1,44 28,71 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 68 41 1 36 146
% 46,58 28,08 0,68 24,66 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 68 57 0 49 174
% 39,08 32,76 0,00 28,16 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 21 46 38 44 149
% 14,09 30,87 25,50 29,54 100
Таблица 15
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете конкуренцию со стороны производителей из стран СНГ на Вашем рынке в настоящее время?» (сумма ответов =100%)
Период Конкуренция со стороны представителей СНГ растет Конкуренция остается примерно на прежнем уровне Конкуренция со стороны представителей из стран СНГ уменьшается Представители СНГ на нашем рынке не работают Всего ответивших предприятий
Январь-февраль 2002 г.
ед. 23 63 14 39 139
% 16,55 45,32 10,07 28,05 100
Февраль-март 2004 г.
ед. 30 59 11 48 148
% 20,27 39,87 7,43 32,43 100
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 30 66 9 52 157
% 19,11 42,04 5,73 33,12 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 28 53 7 53 141
% 19,86 37,59 4,96 37,59 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 35 72 16 54 177
% 19,77 40,68 9,04 30,51 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 33 95 0 67 195
% 16,92 48,72 0,00 34,36 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 37 64 5 37 143
% 25,87 44,76 3,50 25,87 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 31 89 6 45 171
% 18,13 52,05 3,51 26,31 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 21 59 9 61 150
% 14,00 39,33 6,00 40,67 100
Ответы, затрагивающие текущую хозяйственную деятельность российских предприятий, также подтверждали постепенное ухудшение ситуации. Так, весной 2015 г. по сравнению с осенью 2014 г. снова несколько увеличилась - с 34,50 до 38,96% - суммарная доля сообщений о том, что объем реализации продукции в той или иной степени уменьшился (табл. 16). Впрочем, ожидания относительно будущей динамики сбыта стали несколько менее пессимистичными - дальнейшего снижения объемов реализации весной 2015 г. ожидали лишь 22,37% респондентов по сравнению с 34,75% осенью 2014 г. (табл. 17). Доля предприятий, не применяющих бартерные сделки и взаимозачеты, несколько снизилась - с 67,13% осенью 2014 г. до 64,94% весной 2015 г. (табл. 18). Но в целом какого-либо широкомасштабного возврата к практике бартера в российской экономике не наблюдается.
В описанной ситуации важную роль могла бы сыграть антикризисная политика государства. Известно, что некоторые меры, нацеленные на смягчение кризиса, государство пытается предпринимать. Однако судя по данным опроса, предприятия еще не ощутили позитивного воздействия этих мер. Во всяком случае, положительных ответов на вопрос о получении специальной антикризисной поддержки от федеральных или региональных властей практически не было. Иными словами, в 2015 г. экономические власти страны помогали предприятиям даже меньше, чем в 2008-2009 гг., когда эта помощь была тоже очень ограниченной (табл. 19 и 20).
Таблица 16
Ответы на вопрос: «Как изменилась сбытовая ситуация на Вашем предприятии за последние 6месяцев?» (сумма ответов = 100%)
Период Объем реализации уменьшился, % Объем реализации не изменился Объем реализации увеличился, % Всего ответивших предприятий
50 и больше 25-50 0-25 0-25 25-50 50 и больше
Февраль-март 2007 г.
ед. 10 2 0 68 52 11 11 154
% 6,49 1,30 0,00 44,16 33,17 7,14 7,14 100
Август-сент. 2007 г.
ед. 2 3 12 78 57 17 9 178
% 1,12 1,69 6,74 43,82 32,02 9,55 5,06 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 0 3 11 58 46 14 7 140
% 0,00 2,86 7,86 41,42 32,86 10,00 5,00 100
Август-сент. 2008 г.
ед. 3 3 26 64 39 12 14 161
% 1,86 1,86 16,15 39,76 24,22 7,45 8,70 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 18 70 49 45 12 0 1 195
% 9,23 35,90 25,13 23,08 6,15 0,00 0,51 100
Сент.-октябрь 2009 г.
ед. 26 37 52 40 12 3 3 174
% 14,94 21,26 29,89 22,99 6,90 1,72 2,30 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 12 23 33 63 25 8 2 166
% 7,23 13,86 19,88 37,95 15,06 4,82 1,20 100
Август-сент. 2010 г.
ед. 5 12 27 76 59 16 15 210
% 2,38 5,71 12,86 36,19 28,10 7,62 7,14 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 11 12 30 85 43 7 8 196
% 5,61 6,12 15,31 43,37 21,94 3,57 4,08 100
Октябрь-дек. 2011 г.
ед. 7 5 20 67 40 8 10 157
% 4,46 3,18 12,74 42,68 25,48 5,10 6,36 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 4 14 28 73 22 3 3 147
% 2,72 9,52 19,05 49,66 14,97 2,04 2,04 100
Ноябрь-дек. 2012 г.
ед. 5 3 32 83 35 6 5 169
% 2,96 1,78 18,93 49,11 20,71 3,55 2,96 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 6 11 34 67 33 5 1 157
% 3,82 7,01 21,66 42,68 21,02 3,18 0,63 100
Ноябрь-дек. 2013 г.
ед. 6 10 40 84 26 2 2 170
% 3,53 5,88 23,53 49,41 15,29 1,18 1,18 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 5 16 39 72 15 4 3 154
% 3,25 10,39 25,32 46,75 9,74 2,60 1,95 100
Ноябрь-дек. 2014 г.
ед. 3 8 38 62 23 3 5 142
% 2,11 5,63 26,76 43,66 16,20 2,11 3,53 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 7 17 36 61 22 4 7 154
% 4,54 11,04 23,38 39,61 14,29 2,60 4,54 100
Таблица 17
Ответы на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, изменится сбытовая ситуация на Вашем предприятии в ближайшие несколько месяцев?» (сумма ответов = 100%)
Период Объем реализации уменьшится Объем реализации в целом не изменится Объем реализации увеличится Всего ответивших предприятий
Июль-август 2005 г.
ед. 29 91 42 183
% 15,85 49,73 22,95 100
Март-апрель 2006 г.
ед. 50 79 31 173
% 28,91 45,66 17,92 100
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 34 79 30 160
% 21,25 49,38 18,75 100
Февраль-март 2007 г.
ед. 19 78 62 159
% 11,95 49,06 38,99 100
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 13 91 74 178
% 7,30 51,13 41,57 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 20 67 52 139
% 14,39 48,20 37,41 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 19 77 66 162
% 11,73 47,53 40,74 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 69 94 28 191
% 36,13 49,21 14,66 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 56 78 45 179
% 31,28 43,58 25,14 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 31 76 60 167
% 18,56 45,51 35,93 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 47 101 63 211
% 22,27 47,87 29,86 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 44 82 69 195
% 22,56 42,05 35,39 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 48 71 33 152
% 31,58 46,71 21,71 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 21 82 41 144
% 14,59 56,94 28,47 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 50 88 28 166
% 30,12 53,01 16,87 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 25 85 41 151
% 16,56 56,29 27,15 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 61 81 30 172
% 35,47 47,09 17,44 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 49 73 39 161
% 30,43 45,34 24,23 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 49 62 30 141
% 34,75 43,97 21,28 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 34 85 33 152
% 22,37 55,92 21,71 100
Таблица 18
Ответы на вопрос: «Как за последние 6 месяцев изменилась доля бартерных сделок и взаимозачетов у Вашего предприятия по сравнению с предшествующим периодом времени?» (сумма ответов=100%)
Период Возросла Осталась на том же уровне Уменьшилась Не практикуем Всего ответивших предприятий
Июль-август 2005 г.
ед. 2 62 40 76 180
% 1,11 34,45 22,22 42,22 100
Март-апрель 2006 г.
ед. 4 45 39 82 170
% 2,35 26,47 22,94 48,24 100
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 4 32 35 90 161
% 2,48 19,88 21,74 55,90 100
Февраль-март 2007 г.
ед. 1 22 45 90 158
% 0,63 13,92 28,48 56,96 100
Август-сентябрь 2007 г.
ед. 2 24 36 113 175
% 1,14 13,72 20,57 64,57 100
Март-апрель 2008 г.
ед. 1 12 28 97 138
% 0,72 8,70 20,29 70,29 100
Август-сентябрь 2008 г.
ед. 5 30 15 103 153
% 3,27 19,61 9,80 67,32 100
Апрель-май 2009 г.
ед. 32 35 9 112 188
% 17,02 18,62 4,79 59,57 100
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. 23 39 12 107 181
% 12,71 21,55 6,63 59,12 100
Февраль-март 2010 г.
ед. 18 44 14 95 171
% 10,53 25,73 8,18 55,56 100
Август-сентябрь 2010 г.
ед. 12 43 13 145 213
% 5,63 20,19 6,10 68,08 100
Март-апрель 2011 г.
ед. 6 55 9 126 196
% 3,06 28,06 4,59 64,29 100
Октябрь-декабрь 2011 г.
ед. 8 37 10 98 153
% 5,23 24,18 6,54 64,05 100
Апрель-май 2012 г.
ед. 8 29 11 99 147
% 5,44 19,73 7,48 67,35 100
Ноябрь-декабрь 2012 г.
ед. 8 44 11 107 170
% 4,71 25,88 6,47 62,94 100
Апрель-май 2013 г.
ед. 3 31 11 111 156
% 1,92 19,87 7,05 71,16 100
Ноябрь-декабрь 2013 г.
ед. 8 36 10 118 172
% 4,65 20,93 5,81 68,61 100
Апрель-май 2014 г.
ед. 3 33 6 118 160
% 1,87 20,63 3,75 73,75 100
Ноябрь-декабрь 2014 г.
ед. 6 33 8 96 143
% 4,20 23,08 5,59 67,13 100
Апрель-май 2015 г.
ед. 7 38 9 100 154
% 4,54 24,68 5,84 64,94 100
Таблица 19
Ответы на вопрос: «Получало ли Ваше предприятие какую-либо поддержку от федеральных властей в рамках антикризисной политики?» (сумма ответов =100%)
Период
л &
р ^ . ^ ^ «
& й 3 2 &
Р я 3 §
а 0 я
о
е
3 я
и
5 2 «
3 &■&
3 *
5 л а
н ! Я 1 & 2
а а
ео 8 я & и & с
_ - з % В I Я ¡5
^ I— а .. "Й
д д
и
С Я я
я Щ то
рер
И Ьй ^
| § ч § &
и
й
и
4
и
5 3
- Ы ч
- ^ &
л я о
- й
ч
и
!з - -Й ч я
В Й
о
' 3 2 &
=я я о и
5 * й & а йя
« ¡3 ^ ^ !§ °
!§ я с
§ а й
з я я
5 " ьч
й я 3 я & ^ я & ^
^ 15
6 с
аз *
а я ■
*
[3 о я
¡5 ч х
о И я
° ® 5 8 2 & &§ ¡2 я & & ^ й
8 Ё. а
£ 13
ё &
Сентябрь-октябрь 2009 г.
ед. %
Апрель-май 2015 г.
ед. %
14
7,65
1
0,66
11
6,01
13
8,55
1
0,55
0 0,00
145 79,23
129 84,87
12
6,56
9 5,92
183 100
152 100
Таблица 20
Ответы на вопрос: «Получало ли Ваше предприятие какую-либо поддержку от региональных или муниципальных властей в рамках антикризисной политики?» (сумма ответов =100%)
Период Да, мы получили реальную дополнительную региональную поддержку Да, поддержка имела место, но это были не специальные антикризисные меры, а продолжение докризисных региональных программ Да, мы получили антикризисную поддержку, но при этом сократилась поддержка в рамках докризисных региональных программ Нет, никакой региональной антикризисной поддержки мы не получали Нет, более того, сократилась поддержка в рамках докризисных региональных программ Всего ответивших предприятий
Сентябрь-октябрь 2009 г. ед. % Апрель-май 2015 г. ед. % 14 7,69 2 1,30 15 8,24 15 9,74 3 1,65 0 0,00 141 77,47 129 83,77 9 4,95 8 5,19 182 100 154 100
Основные выводы опроса.
1. Резко возрос уровень внимания российских предприятий к обменному курсу рубля по отношению к американскому доллару и евро. Причиной этого стали высокая зависимость части предприятий от импорта и высокая турбуленция на валютном рынке России.
2. Значительно увеличилась доля предприятий, выступающих за укрепление курса рубля.
3. Ухудшились значения многих индикаторов, отражающих уровень экономической активности российских предприятий. Во многих случаях возросли издержки про-
изводства, сократилось число производственных инвестиционных проектов, снизилась потребность в рабочей силе и уменьшились объемы реализации продукции.
4. В качестве положительных сдвигов можно отметить улучшение конкурентной ситуации на внутреннем рынке для российских предприятий (по отношению к производителям из дальнего зарубежья и стран СНГ).
5. Российские предприятия пока не ощутили антикризисной поддержки со стороны государства.
Литература
1. ФСГС России. Социально-экономическое положение России - 2015. Январь-май. http://www.gks.ru/bgd/free/B15_00/Main.htm
2. Центральный Банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru/currency_base/daily.aspx
3. Панфилов В.С., Говтвань О.Дж. Финансовая политика России в перспективном периоде // Проблемы прогнозирования. 2012. № 6.
4. Ивантер В.В., Ксенофонтов М.Ю. Концепция конструктивного прогноза роста российской экономики в долгосрочной перспективе//Проблемы прогнозирования. 2012. № 6.
5. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационное развитие машиностроения // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1.