Научная статья на тему 'Российские информационные агентства о деятельности региональной исполнительной власти (на примере республики Башкортостан)'

Российские информационные агентства о деятельности региональной исполнительной власти (на примере республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / БАШКОРТОСТАН / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО / НОВОСТНАЯ ЛЕНТА / REGIONAL EXECUTIVE POWER / BASHKORTOSTAN / CONTENT-ANALYSIS / INFORMATION AGENCY / NEWS FLOW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Александр Сергеевич

В данной статье рассматриваются основные нюансы освещения деятельности высших представителей исполнительной власти Республики Башкортостан на новостных лентах российских федеральных и региональных агентств. Исследование проводится с применением методики контент-анализа по каждой новостной ленте, рассматриваемой в проекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Information Agencies Regarding to Activity of the Regional Executive Power (the Example of the Republic of Bashkortostan)

In the given article the basic nuances of illustration of the highest representatives of executive power of the Republic of Bashkortostan within news feeds of the Russian federal and regional agencies are considered. The research is conducted using technique of content-analysis for each news flow being considered in the project.

Текст научной работы на тему «Российские информационные агентства о деятельности региональной исполнительной власти (на примере республики Башкортостан)»

РОССИЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (на примере Республики Башкортостан)

А.С. Иванов

Кафедра политологии Башкирский государственный университет ул. Заки Валиди, 32, Уфа, Россия, 450074

В данной статье рассматриваются основные нюансы освещения деятельности высших представителей исполнительной власти Республики Башкортостан на новостных лентах российских федеральных и региональных агентств. Исследование проводится с применением методики контент-анализа по каждой новостной ленте, рассматриваемой в проекте.

Ключевые слова: региональная исполнительная власть, Башкортостан, контент-анализ, информационное агентство, новостная лента.

В современном мире одной из важнейших ценностей является информация. В связи с этим особое значение приобретают средства подачи информации — средства массовой информации.

В мире, где существует множество разнообразных потоков информации, обычному человеку весьма сложно объективно оценивать то или иное событие или процесс. Как отмечает Элвин Тоффлер, характеризуя «третью волну» развития современного общества: «...По мере ускорения перемен в обществе изменяемся и мы сами. Нас настигает все новая информация, и мы вынуждены постоянно пересматривать картотеку образов. Старые, относящиеся к прошлой жизни образы должны заменяться новыми, иначе наши действия не будут соответствовать новой реальности, мы станем более некомпетентными» [4. С 266].

Все основные субъекты политического процесса стремятся к тому, чтобы их деятельность должным образом и в приглядном для них свете доводилась до широкой общественности. Особенно это касается органов государственной власти, в частности ее исполнительной составляющей. Сейчас у многих субъектов политики имеются собственные каналы передачи информации — интернет-сайты, собственные газеты, журналы, радиостанции и телевизионные каналы. Собственными средствами массовой информации располагают и региональные субъекты политики.

Региональная исполнительная власть стремится таким образом освещать основные аспекты своей деятельности, доводить ее результаты до общества. Для этих целей задействуются официальные электронные сайты, газеты, журналы, телевидение, радио и информационные агентства. Последние можно выделить особо как инструмент, который используется не только для проведения различных PR-акций, но и для освещения основных событий в хронологической последовательности. И если прочие средства массовой информации отображают основные со-

бытия фрагментировано, т.е. акцентируя внимание на определенных событиях, носящих не обязательно важный характер, то информационные агентства стремятся отображать все это последовательно, независимо от своей принадлежности какому-либо собственнику. При всем этом у нас есть уникальная возможность путем сравнения различных источников информации воссоздать истинный образ и характер деятельности практически любого субъекта политики и, прежде всего, интересующей нас региональной исполнительной власти.

Для этих целей нами в апреле 2009 г. было предпринято исследование по выяснению характера освещения основных аспектов деятельности региональной исполнительной власти на новостных лентах ведущих российских федеральных и региональных информационных агентств.

Основные параметры исследования

Хронологические рамки исследования: 1 января 2008 г. — 31 декабря 2009 г. Основным методом исследования является контент-анализ, который сочетает в себе количественную и качественную стороны (О методике контент-анализа подробнее Cм.: [1. С. 270—275; 3. С. 187—192; 2. С. 52—57]). Информационные агентства были отобраны на основании трех критериев: вхождение в Топ-10 по цитируемости другими средствами массовой информации; наличие свободного доступа к архивам новостей; упоминание информации о деятельности высших представителей региональной исполнительной власти.

В качестве основных категорий анализа информации выступают единицы анализа и единицы счета, которые в рамках нашего исследования совпадать не будут. Единицей анализа являются сообщения информационных агентств о высших представителях региональной исполнительной власти. Единицей счета выступает количество упоминаний о деятельности высших представителей региональной исполнительной власти (1). При этом в исследовании рассматривались многочисленные варианты упоминаний высших должностных лиц исполнительной власти, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

«Основные варианты упоминаний высших представителей региональной исполнительной власти на новостных лентах российских информационных агентств» (на примере РБ)

№ пп. Основные варианты упоминаний высших представителей региональной исполнительной власти (на примере РБ)

Президент РБ (виды упоминаний) Премьер-министр РБ (виды упоминаний)

1. Президент РБ М.Г. Рахимов Премьер-министр РБ Р.И. Байдавлетов Премьер-министр РБ Р.С. Сарбаев

2. Глава республики Премьер-министр республики

3. Руководство республики Руководство республики

4. Президент Башкортостана Премьер-министр Башкортостана

5. Президент РБ Премьер-министр Правительства РБ

6. Президент Башкирии Премьер-министр Башкирии

7. Президент Башкирии Муртаза Рахимов Премьер-министр Башкирии Рафаэль Байдавлетов Премьер-министр Башкирии Раиль Сарбаев

В ходе анализа новостных лент четырех вышеупомянутых информационных агентств были выделены следующие аспекты деятельности региональной исполнительной власти.

1. Официальные письменные сообщения — различного рода упоминания о поздравлениях, приветствиях, благодарностях, соболезнованиях со стороны и в адрес высших представителей исполнительной власти республики.

2. Официальные мероприятия — включают различного рода деловые встречи как в пределах, так и за пределами республики, на международном, федеральном и региональном уровнях власти. Кроме того, к этой группе упоминаний относится участие главы и премьер-министра республики в работе органов, не относящихся к структуре исполнительной власти республики (республиканский парламент, местные законодательные органы и т.п.).

3. Праздничные (траурные) мероприятия — включаются мероприятия неделового характера как в пределах, так и за пределами республики (участие в торжествах по случаю юбилейных дат, праздничные мероприятия по случаю государственных праздников, траурные церемонии и т.п.).

4. Личные встречи — относятся упоминания о личных встречах руководства республики с руководством государства, глав российских регионов, представителями судебной и законодательной ветвей государства, международных организаций, деловых, финансовых, религиозных, спортивных кругов как в пределах, так и за пределами республики.

5. Нормотворческая деятельность — упоминания, касающиеся вопросов кадровой политики, обсуждения и принятия различного рода законодательных документов, подписание соглашений, договоров с представителями федеральной власти, отечественных и иностранных компаний.

6. Комментарии по ключевым вопросам — касаются упоминаний о позиции главы и премьер-министра республики по актуальным вопросам международного, общегосударственного и регионального значения.

7. Косвенное упоминание в связи с другими событиями — включаются упоминания с комментариями, оценками действий руководства республики со стороны прочих лиц или же в контексте определенных событий, реализации определенных государственных программ, важнейших нормативных документов, упоминание политических рейтингов с участием руководства республики и т.п.

Основные направления исследования

Теперь подробнее проанализируем содержание новостных лент каждого информационного агентства, включенных в наше исследование.

Начнем наш анализ с новостной ленты официального информационного агентства правительства Республики Башкортостан «Башинформ». Доля упоминаний высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте данного агентства весьма значительна. Новостная лента ИА «Башинформ» содержит упоминания от всего количества упоминаний в 2008 г. — 76%, в 2009 г. — 82%. Это говорит о том, что данная новостная лента уделяет наибольшее внимание интересующему нас вопросу.

Данные рис. 1 показывают, что в течение 2008—2009 гг. особое внимание агентства было уделено двум аспектам деятельности высших представителей исполнительной власти региона: «Официальные мероприятия» (515 раз в 2008 г.; 553 раза в 2009 г.) и «Косвенное упоминание в связи с другими событиями» (250 раз в 2008 г.; 494 раза в 2009 г.). Причем если доля аспекта «Официальные мероприятия» меняется незначительно в 2009 г. по сравнению с 2008 г., то доля аспекта «Косвенное упоминание в связи с другими событиями» в 2009 г. увели-

□ Официальные письменные сообщения

■ Официальные мероприятия

□ Праздничные мероприятия

□ Личные встречи (носящие официальный характер)

■ Нормотворческая деятельность

□ Комментарии по ключевым вопросам

□ Косвенное упоминание в связи с другими событиями

Рис. 1. Освещение основных аспектов деятельности высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте ИА «Башинформ» в 2008—2009 гг.

Такое резкое увеличение можно объяснить наличием разногласий между региональной и федеральной исполнительной властью, апогей которых приходится на первую половину 2009 г.

В стремлении обосновать правоту региональной исполнительной власти в конфликте на новостной ленте растет количество косвенных упоминаний о ее высших представителях. Особенно это становится заметным в информировании о следующих событиях: юбилей главы региона (февраль 2009 г.); оглашение послания главы региона к региональному парламенту (март 2009 г.); проведение майских праздников в республике (май 2009 г.); празднование Дня России (июнь 2009 г.). Во второй половине 2009 г. основные противоречия между центром и регионом начинают сглаживаться. Однако по инерции количество косвенных упоминаний об исполнительной власти продолжает оставаться достаточно высоким. В этом смысле всплеск количества таких упоминаний приходится на празднование общенациональных и республиканских праздников.

чивается практически вдвое по сравнению с 2008 г.

Количество

упоминаний

2008 2009 Годы

Что касается других аспектов деятельности региональной исполнительной власти, то их доля в структуре новостной ленты агентства существенно не меняется. Зафиксировано определенное увеличение количества упоминаний в 2009 г. по сравнению с 2008 г. таких аспектов, как «Официальные письменные сообщения» (2008 г. — 204 раза; 2009 г. — 295 раз) и «Комментарии по ключевым вопросам» (2008 г. — 214 раз; 2009 г. — 273 раза). В 2008 г. количество упоминаний по аспекту «Комментарии по ключевым вопросам» превышало количество упоминаний по аспекту «Официальные письменные сообщения». Однако в 2009 г. эти аспекты меняются местами — аспект «Официальные письменные сообщения» незначительно опережает аспект «Комментарии по ключевым вопросам». Впрочем, это не меняет в целом их расположение в перечне всех аспектов. Они по-прежнему делят 3—4 места по количеству упоминаний.

По остальным аспектам деятельности региональной исполнительной власти зафиксировано некоторое снижение количества упоминаний в 2009 г. по сравнению с 2008 г.: «Праздничные мероприятия» (2008 г. — 180 раз; 2009 г. — 157 раз); «Личные встречи» (2008 г. — 160 раз; 2009 г. — 112 раз); «Нормотворческая деятельность» (2008 г. — 138 раз; 2009 г. — 62 раза). Здесь выделяется, пожалуй, падение интереса к освещению аспекта «Нормотворческая деятельность» более чем вдвое в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Впрочем, в общем перечне аспектов их размещение не изменилось.

Общее расположение аспектов в перечне можно увидеть в табл. 2. Из представленных в ней данных видно, что, несмотря на изменения количества упоминаний по всем аспектам, их итоговое положение в перечне практически не изменилось. Исключение составляют аспекты «Комментарии по ключевым вопросам» и «Официальные письменные сообщения», которые в 2009 г. меняются местами.

Таблица 2

Распределение внимания к основным аспектам деятельности высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте ИА «Башинформ»

№ пп. Основные аспекты деятельности региональной исполнительной власти Количество упоминаний Итоговое место в перечне аспектов

2008 2009 2008 2009

1. Официальные мероприятия 515 553 1 1

2. Косвенное упоминание в связи с другими событиями 250 494 2 2

3. Комментарии по ключевым вопросам 214 273 3 4

4. Официальные письменные сообщения 204 295 4 3

5. Праздничные мероприятия 180 157 5 5

6. Личные встречи (носящие официальный характер) 160 112 6 6

7. Нормотворческая деятельность 138 62 7 7

Таким образом, основное внимание новостной ленты ИА «Башинформ» по-прежнему сосредоточено на аспектах «Официальные мероприятия» и «Косвенное упоминание в связи с другими событиями». Интерес к остальным аспектам вырастает либо снижается незначительно. Исключение составляет, пожалуй, аспект «Нормотворческая деятельность», упоминания которого сокращаются вдвое.

Продолжим наш анализ рассмотрением новостной ленты РИА «Новости-По-волжье». Доля упоминаний высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте данного агентства незначительна. Вообще, доля трех федеральных агентств в общем массиве информации не превышала 24% в 2008 г. и 18% в 2009 г. от всего количества упоминаний. Доля же РИА «Новости-Поволжье» от всего количества упоминаний была 2% (49 раз) в 2008 г.; 5% (107 раз) в 2009 г. Это говорит о том, что внимание к деятельности исполнительной власти региона со стороны данного агентства в целом было незначительно.

Данные рис. 2 показывают, что в течение 2008—2009 гг. основное внимание на новостной ленте агентства уделялось аспекту «Косвенное упоминание в связи с другими событиями» (25 раз — 2008 г.; 74 раза — 2009 г.). Причем в 2009 г. внимание к данному аспекту увеличилось практически в три раза. Подобное увеличение внимания к неофициальной стороне деятельности высших представителей исполнительной власти региона (а аспект «Косвенное упоминание в связи с другими событиями» отображает именно такой характер их деятельности) можно объяснить также обозначившимися во второй половине 2008 г. и проявившимися публично в первой половине 2009 г. разногласиями между федеральным центром и регионом. Это повлекло увеличение потока информации по соответствующему конфликту, что и было зафиксировано на новостной ленте РИА «Ново-сти-Поволжье».

2008 2009 Годы

Рис. 2. Освещение основных аспектов деятельности высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте ИА «Новости-Поволжье» в 2008—2009 гг.

Гораздо меньше внимания новостная лента уделяет аспектам «Нормотворческая деятельность» (9 раз — 2008 г.; 14 раз — 2009 г.) и «Комментарии по ключевым вопросам» (8 раз — 2008 г.; 10 раз — 2009 г.). Внимание к остальным

аспектам деятельности высших представителей исполнительной власти РБ еще менее значительно. К ряду аспектов внимание немного выросло в 2009 г. по сравнению с 2008 г. — аспекты «Праздничные мероприятия» (1 раз — 2008 г.; 3 раза — 2009 г.) и «Личные встречи» (не было упоминаний в 2008 г.; 4 раза — 2009 г.). К некоторым другим внимание было снижено в 2009 г. по сравнению с 2008 г. — аспекты «Официальные письменные сообщения» (2 раза — 2008 г.; ни одного упоминания в 2009 г.) и «Официальные мероприятия» (4 раза — 2008 г.; 2 раза — 2009 г.).

Впрочем, все это существенно не повлияло на итоговое распределение аспектов в общем перечне, которое можно увидеть в табл. 3. Из таблицы видно, что первые три по частоте упоминаний аспекта «Косвенное упоминание в связи с другими событиями», «Нормотворческая деятельность» и «Комментарии по ключевым вопросам» продолжают освещаться более всех остальных аспектов на новостной ленте РИА «Новости-Поволжье», причем особое внимание продолжает концентрироваться на первом из перечисленных выше аспектов.

Таблица 3

Распределение внимания к основным аспектам деятельности высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте РИА «Новости-Поволжье»

№ пп. Основные аспекты деятельности региональной исполнительной власти Количество упоминаний Итоговое место в перечне аспектов

2008 2009 2008 2009

1. Косвенное упоминание в связи с другими событиями 25 74 1 1

2. Нормотворческая деятельность 9 14 2 2

3. Комментарии по ключевым вопросам 8 10 3 3

4. Официальные мероприятия 4 2 4 6

5. Официальные письменные сообщения 2 0 5 7

6. Праздничные мероприятия 1 3 6 5

7. Личные встречи (носящие официальный характер) 0 4 7 4

Таким образом, основное внимание новостной ленты РИА «Новости-Поволжье», в течение 2008—2009 гг. было сосредоточено на неофициальной стороне деятельности высших представителей исполнительной власти региона — аспекте «Косвенное упоминание в связи с другими событиями». Внимание к остальным аспектам, которые характеризуют официальную сторону деятельности исполнительной власти, оставалось в целом незначительным.

Наше исследование продолжит анализ содержания новостной ленты ИА «Росбалт». Доля упоминаний высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте данного агентства также незначительна, как и в предыдущем случае. Доля ИА «Росбалт» от всего количества упоминаний составляла в

2008 г. 5% (106 раз); 2% (38 раз) в 2009 г. Это говорит о том, что внимание к деятельности исполнительной власти региона со стороны агентства в целом было незначительно.

Данные рис. 3 показывают, что в 2008 г. основное внимание на новостной ленте агентства уделялось аспектам «Комментарии по ключевым вопросам» (25 раз), «Нормотворческая деятельность» (23 раза), «Личные встречи» (19 раз).

Затем по количеству упоминаний шли аспекты «Официальные письменные сообщения» (14 раз), «Косвенное упоминание в связи с другими событиями» (13 раз) и «Официальные мероприятия» (10 раз). Меньше всего внимания уделялось аспекту «Праздничные мероприятия» (2 раза).

Количество

упоминаний

□ Официальные письменные сообщения

■ Официальные мероприятия

□ Праздничные мероприятия

□ Личные встречи (носящие официальный характер)

■ Нормотворческая деятельность

□ Комментарии по ключевым вопросам

■ Косвенное упоминание

в связи с другими событиями

2008 2009 Годы

Рис. 3. Освещение основных аспектов деятельности высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте ИА «Росбалт» в 2008—2009 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2009 г. характер содержащихся на новостной ленте ИА «Росбалт» упоминаний о деятельности высших представителей исполнительной власти региона существенным образом изменяется.

Во-первых, зафиксировано существенное снижение доли упоминаний по всем официальным аспектам деятельности. Упоминания по аспекту «Комментарии по ключевым вопросам» составляли в 2008 г. — 25 раз, в 2009 г. — 3 раза; аспекта «Нормотворческая деятельность» — в 2008 г. — 23 раза, в 2009 г. — 2 раза; аспекта «Личные встречи» — в 2008 г. — 19 раз, в 2009 г. — 2 раза; аспекта «Официальные письменные сообщения» — в 2008 г. — 14 раз, в 2009 г. — 2 раза; аспекта «Официальные мероприятия» — в 2008 г. — 10 раз, в 2009 г. — 2 раза; аспекта «Праздничные мероприятия» — в 2008 г. — 2 раза, в 2009 г. — ни одного упоминания.

Во-вторых, зафиксировано существенное увеличение доли упоминаний по единственному аспекту — «Косвенное упоминание в связи с другими событиями». Количество упоминаний по данному аспекту составляло в 2008 г. — 13 раз; в 2009 г. — 27 раз.

Мы видим, что в 2008 г. основное внимание новостной ленты ИА «Рос-балт» к основным аспектам деятельности исполнительной власти было распределено более равномерно (исключение составляет аспект «Праздничные мероприятия», доля упоминаний по которому и в 2008 г. была самой низкой).

В 2009 г. доля упоминаний по всем официальным аспектам существенно снижается, а по неофициальному аспекту — существенно возрастает. Причем, общее количество упоминаний на новостной ленте в 2009 г. снижается почти в три раза. Объяснить данное обстоятельство в контексте нашего исследования весьма сложно, однако рост внимания к аспекту «Косвенное упоминание в связи с другими событиями» можно объяснить также возникшими разногласиями между федеральной и региональной исполнительной властью.

Все это существенным образом повлияло и на итоговое распределение аспектов в общем перечне. Это можно увидеть в табл. 4.

Таблица 4

Распределение внимания к основным аспектам деятельности высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте ИА «Росбалт»

№ пп. Основные аспекты деятельности региональной исполнительной власти Количество упоминаний Итоговое место в перечне аспектов

2008 2009 2008 2009

1. Комментарии по ключевым вопросам 25 3 1 2

2. Нормотворческая деятельность 23 2 2 3—6

3. Личные встречи (носящие официальный характер) 19 2 3 3—6

4. Официальные письменные сообщения 14 2 4 3—6

5. Косвенное упоминание в связи с другими событиями 13 27 5 1

6. Официальные мероприятия 10 2 6 3—6

7. Праздничные мероприятия 2 0 7 7

Таким образом, основное внимание новостной ленты ИА «Росбалт» в течение 2008—2009 гг. коренным образом смещается в сторону освещения неофициального аспекта деятельности высших представителей исполнительной власти региона, притом что снижается доля самой новостной ленты во всей совокупности имеющихся упоминаний.

Наконец, рассмотрим содержание новостной ленты ИА «REGNUM». Доля данной новостной ленты является самой высокой по сравнению с новостными лентами других федеральных информационных агентств (РИА «Новости-Поволжье», ИА «Росбалт»). В 2008 г. на нее приходилось 17% (362 раза) от всего количества упоминаний; в 2009 г. — 12% (280 раз).

Данные рис. 4 показывают, что наиболее полно на новостной ленте агентства освещались в течение 2008—2009 гг. неофициальные стороны деятельности выс-тих представителей исполнительной власти региона. Самое большое количество упоминаний относится к аспекту «Косвенное упоминание в связи с другими событиями»: 2008 г. — 176 раз; 2009 г. — 187 раз. Причем доля упоминаний по данному аспекту в течение 2008—2009 гг. существенно не изменялась.

Годы

Рис. 4. Освещение основных аспектов деятельности высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте ИА «REGNUM» в 2008—2009 гг.

Следующие три аспекта по количеству упоминаний в 2009 г. по сравнению с 2008 г. существенно снизили свою долю на новостной ленте ИА «REGNUM». Так, зафиксировано подобное снижение по следующим аспектам: «Комментарии по ключевым вопросам» (2008 г. — 82 раза; 2009 г. — 39 раз); «Нормотворческая деятельность» (2008 г. — 48 раз; 2009 г. — 18 раз); «Личные встречи» (2008 г. — 29 раз; 2009 г. — 12 раз).

Наконец, по остальным аспектам наблюдается либо несущественное снижение количества упоминаний — «Официальные мероприятия» (2008 г. — 16 раз;

2009 г. — 15 раз), «Праздничные мероприятия» (2008 г. — 5 раз; 2009 г. — 3 раза) — либо вообще не зафиксировано какого-либо снижения — «Официальные письменные сообщения» (в 2008 и 2009 гг. количество упоминаний составляло 6 раз).

Впрочем, все это существенно не повлияло на итоговое распределение аспектов в общем перечне, которое можно увидеть в табл. 5. Из таблицы видно, что аспект «Косвенное упоминание в связи с другими событиями» продолжают освещаться более всех остальных аспектов на новостной ленте ИА «REGNUM». Положение аспектов «Комментарии по ключевым вопросам» и «Нормотворческая деятельность» не меняется, несмотря на существенное снижение количества упоминаний по ним. Аспекты «Личные встречи» и «Официальные мероприятия» меняются местами благодаря более существенному снижению в 2009 г. количества упоминаний первого из вышеперечисленных аспектов. Положение последних двух аспектов — «Официальные письменные сообщения» и «Праздничные мероприятия» — не изменяется.

Таблица 5

Распределение внимания к основным аспектам деятельности высших представителей исполнительной власти РБ на новостной ленте ИА «REGNUM»

№ пп. Основные аспекты деятельности региональной исполнительной власти Количество упоминаний Итоговое место в перечне аспектов

2008 2009 2008 2009

1. Косвенное упоминание в связи с другими событиями 176 187 1 1

2. Комментарии по ключевым вопросам 82 39 2 2

3. Нормотворческая деятельность 48 18 3 3

4. Личные встречи (носящие официальный характер) 29 12 4 5

5. Официальные мероприятия 16 15 5 4

6. Официальные письменные сообщения 6 6 6 6

7. Праздничные мероприятия 5 3 7 7

Таким образом, основное внимание новостной ленты ИА «REGNUM» в течение 2008—2009 гг. продолжает фокусироваться на неофициальной стороне деятельности высших представителей исполнительной власти региона. Доля остальных аспектов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снижается.

Итак, анализ новостных лент четырех российских информационных агентств показывает, что в освещении ими различных аспектов деятельности высших представителей исполнительной власти РБ существует различие. Официальное информационное агентство правительства РБ «Башинформ» более подробно освещает деловые и рабочие поездки руководства республики (аспект «Официальные мероприятия»). Впрочем, освещение других аспектов деятельности происходит равномерно, хотя количественно их освещение существенно уступает освещению вышеназванного аспекта деятельности. Федеральные информационные агентства объединяет повышенный интерес к аспекту ««Косвенное упоминание в связи с другими событиями» и слабое внимание к официальным аспектам деятельности исполнительной власти республики (кроме аспекта «Нормотворческая деятельность»).

В целом, можно сделать вывод о том, что анализ новостных лент российских федеральных и региональных информационных агентств позволяет воссоздать объективное представление о характере деятельности высших представителей исполнительной власти Республики Башкортостан. В конечном счете наше представление о ней заметно корректируется и дополняется, создавая определенное впечатление о региональной исполнительной власти.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) В одном сообщении может быть несколько упоминаний о высших представителях исполнительной власти республики, которые можно отнести к различным аспектам ее деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. — М.: Издательство «Весь Мир», 1997.

[2] Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. пос. для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2005.

[3] Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: Учеб. пос. — М.: Гардарики, 2006.

[4] Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ACT, 1999.

RUSSIAN INFORMATION AGENCIES REGARDING TO ACTIVITY OF THE REGIONAL EXECUTIVE POWER (the example of the Republic of Bashkortostan)

A.S. Ivanov

The Department of Political Science Bashkir State University Zaki Validi str., 32, Ufa, Russia, 450074

In the given article the basic nuances of illustration of the highest representatives of executive power of the Republic of Bashkortostan within news feeds of the Russian federal and regional agencies are considered. The research is conducted using technique of content-analysis for each news flow being considered in the project.

Key words: regional executive power, Bashkortostan, content-analysis, information agency, news

flow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.