Научная статья на тему 'Проявления «Праздничной стороны» региональной политики в деятельности руководителя региона (на примере Республики Башкортостан)'

Проявления «Праздничной стороны» региональной политики в деятельности руководителя региона (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / REGIONAL EXECUTIVES / "ПРАЗДНИЧНАЯ" СТОРОНА ПОЛИТИКИ / "FESTIVE" SIDE OF THE POLICY / ЦЕРЕМОНИАЛЬНОСТЬ / CEREMONIAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Александр Сергеевич

В статье уделяется внимание рассмотрению двух сторон политики: «официальной» и «праздничной». Эмпирической базой исследования являются эмпирические данные, полученные автором в ходе мониторинга новостных лент российских информационных агентств в 2008-2011 гг. Особое внимание акцентируется на праздничном аспекте региональной политики, который рассматривается на примере деятельности высших представителей исполнительной власти Республики Башкортостан. Дается его общая характеристика на основе трёх важнейших параметров: публичные письменные сообщения, участие в торжественных церемониях и поездки для участия в праздничных мероприятиях. Полученные результаты помогают осмыслить содержание «праздничности» и её проявления в региональной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation of the «festive side» of regional policy in the region head's actions (case study of the Republic of Bashkortostan)

The article focuses on the two sides of policy: «official» and «festive.» The empirical basis of the study is empirical data obtained by the author in the course of monitoring news feeds of Russian news agencies in 2008-2011. Special attention is paid to the festive aspect of regional policy, which is discussed on an example of the highest chief executives of the Republic of Bashkortostan. We give a general description of it on the basis of three key parameters: public written reports, participation in ceremonies and travel to participate in festivities. The results obtained help to understand the content of the «festive» and its manifestations in regional policy

Текст научной работы на тему «Проявления «Праздничной стороны» региональной политики в деятельности руководителя региона (на примере Республики Башкортостан)»

ПРОЯВЛЕНИЯ «ПРАЗДНИЧНОМ СТОРОНЫ» РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

УДК 323 (470.57)

Политика представляет собой многообразный мир, где сочетается явное и скрытое, официальное и праздничное. С одной стороны, когда речь заходит о политике в целом, в сознании возникает образ делового или официального характера, где доминируют серьёзные встречи, решаются важнейшие вопросы, соблюдаются строгие нормы протокольного этикета, планируются и реализуются рабочие поездки делового содержания. С другой стороны, политика содержит и менее официальные элементы, придающие ей более живой или «человечный» характер, т. е. то, что с полным основанием можно назвать политическим шоу, рассчитанным на широкую массовую аудиторию. Проявлением этого шоу могут являться различные элементы праздничного характера: торжественные ленточки; чистые территории новых объектов; празднично одетые граждане; культурно-массовые мероприятия, связывающие воедино народные традиции и различного рода инновации; праздничное убранство торжественных залов; вручение почётных званий и наград и прочее. В целом всё это многообразие придаёт политике совершенно иное содержание. Мир черно-белого официального становится ярким, красочным и более праздничным. Это праздничная сторона политики, которая в каком-то смысле противостоит её официальной стороне*.

Чаще всего «праздничность» выступает как вспомогательная сторона по отношению к официальной политике. «Праздничность» помогает человеку воспринять должным образом многие сложные элементы политики в простой символичной форме, а также воспринимать власть в неразрывном единстве с обществом. Без неё очень сложно приковать внимание широкой аудитории к фигуре регионального лидера.

В то же время рутинизация «праздничной» стороны политики способна привести к её обесцениванию в глазах аудитории.

А.С. ИВАНОВ

В таком случае праздничные церемонии становятся однообразными и предсказуемыми. Церемониальность становится доминирующим аспектом в «праздничной» стороне политики.

Особое и важное место в формировании живого образа власти занимают средства массовой информации. Именно они являются проводниками, которые передают во всей целостности этот образ аудитории. Подчёркивание «праздничности» политики способствует её привлекательности в целом в глазах потребителя информации. Именно эту яркую сторону политики чаще всего освещают средства массовой информации, придавая ей определенный лоск и создавая вокруг неё определенный общественный резонанс. Этот аспект политики нередко становится одной из основных составляющих в образе власти, так как элементы праздничности политики используются прежде всего для того, чтобы показать достижения власти по важнейшим направлениям её деятельности, как вышестоящим органам властной вертикали, так и обществу.

Данные процессы могут происходить на всех уровнях власти, однако если федеральная политика предстаёт порою как нечто далёкое, а муниципальная не обладает такой яркостью и изощрённостью, то региональная политика как раз является примером приближённости к населению и в определенной степени проявлением тонкости в регулировании тех или иных тонов, способствуя проявлению праздничности.

Кроме того, регион - это достаточно замкнутая система, своеобразный политический микромир, на вершине которого находится глава региональной исполнительной власти как наиболее сильной и обладающей наибольшими ресурсами. Именно его фигура становится центральной в освещении региональных средств массовой информации и именно им определяется аранжировка политической повестки дня. С этой точки

* Этими двумя понятиями - «официальная» и «праздничная» сторона политики - мы и будем оперировать в данной статье.

зрения подчеркивание «праздничного» аспекта в политике лидера призвано приблизить его к региональному сообществу и облегчить восприятие его деятельности массовой аудиторией.

В то же время при характеристике «праздничной» стороны политики следует учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, срок пребывания лидера у власти. Долговременное руководство регионом может говорить об устоявшемся образе лидера. Напротив, недолгое пребывание у власти, позволяет говорить только о складывающемся характере образа руководителя. Во-вторых, важное значение имеет личность лидера, его взгляды и подходы к руководству регионом, его стиль лидерства. В российской региональной политике долгое время имели устойчивые позиции губернаторы, которых называли «харизмати-ками-хозяйственниками». Они являлись выходцами из советской эпохи управления и поэтому во многом унаследовали и демонстрировали в своей практике многие её элементы управления. Немаловажное значение здесь играла и «праздничность», которая демонстрировала единство лидера и регионального сообщества. В 2008 году по инициативе федеральной власти начался процесс обновления губернаторского корпуса. К власти в некоторых регионах пришли новые руководители. В результате в политических кругах появилось новое понятие «менеджер-управленец», характеризующее регионального руководителя нового поколения, лояльного федеральным органам государственной власти, не имеющего собственных далеко идущих политических амбиций, опирающегося при решении региональных проблем на рациональные механизмы. В его стиле управления «праздничная» сторона политики также имеет место, но её содержание и форма изменяется.

В Республике Башкортостан как в одном из регионов Российской Федерации также произошли соответствующие изменения. В июле 2010 года новым руководителем региона становится Рустэм Хамитов, которого также стали причислять к группе «менеджеров-управленцев». Новый руководитель должен был демонстрировать демократичность и открытость по отношению к местному сообществу, таким образом придав иной оттенок «праздничности» в политике.

В рамках данной статьи попробуем ответить на ряд вопросов: 1) изменилось ли

содержание «праздничной» стороны политики в регионе после смены руководства? и 2) какое место отводится «праздничности» в политике нового руководителя региона?

Для ответа на эти вопросы воспользуемся эмпирическими данными, полученными автором. В 2009 году нами был начат проект «Региональная исполнительная власть глазами российских информационных агентств», основной целью которого было выявление особенностей деятельности высших представителей исполнительной власти Республики Башкортостан (глава региона и председатель регионального правительства) при помощи мониторинга новостных лент российских информационных агентств. Эмпирической базой нашего анализа стали результаты мониторинга федеральных и региональных информационных агентств - РИА «Новости», «Росбалт», «REGNUM» и «Башинформ», предпринятого автором и осуществлённого за период с 01.01.2008 по 31.12.2011 [1, с. 428434]. Среди прочего в ходе мониторинга была выявлена и праздничная сторона региональной политики.

Основываясь на некоторых результатах данного проекта, проанализируем, насколько ярко проявляется данная составляющая в деятельности исполнительной власти Республики Башкортостан и насколько сильно изменилось её содержание после смены руководства региона.

Основу праздничности в политике можно представить в виде её трёх проявлений:

- публичные письменные сообщения (поздравления);

- участие в праздничных церемониях (награждения, открытие новых объектов);

- участие в торжественных мероприятиях (собрания).

Прежде чем приступить к анализу выделенных нами проявлений, сравним их.

Сравнительный анализ

проявлений «праздничности»

в региональной политике

Как следует из данных, представленных в таблице 1, наиболее всего в качестве элемента реализации праздничного оттенка политики использовались публичные письменные сообщения. В 2009 г. их количество практически совпало с количеством праздничных церемоний, а в 2011 г. снизилось и, в конечном счёте, стало меньше, чем других проявлений «праздничности». Более того, в 2011г. ситуация в соотношении изменилась

в диаметрально противоположную сто- составляющих с 2010 г. начало снижаться, рону: стало больше использоваться участие а по двум составляющим (публичные пись-в праздничных мероприятиях по сравнению менные сообщения и праздничные церемо-с периодом 2008-201 0 гг. В целом можно нии) достигло минимального количества отметить, что общее количество всех трёх в 2011 г.

Таблица 1

Общее соотношение проявлений праздничной составляющей политики в действиях руководства Республики Башкортостан в 2008-201 1 гг.

№ Вид сообщений Кол-во сообщений по годам Итого:

пп. 2008 2009 2010 2011

1. Публичные письменные сообщения 151 146 121 32 450

2. Праздничные церемонии 112 142 66 44 364

3. Торжественные мероприятия 102 87 58 75 322

Итого: 365 375 245 151 1136

Теперь приступим к анализу каждого из руководства региона, которые публику-трех выделенных нами проявлений празд- ются на страницах печатной или электронной прессы и озвучиваются в телевизионных новостных программах в дни праздников или соответствующих данному случаю празднич-

ничности в политике.

Публичные письменные сообщения

В данный блок включаются поздравле- ных событий. ния, приветствия, благодарности от имени

Таблица 2

Количество публичных письменных сообщений от руководства Республики Башкортостан за 2008-201 1 гг.

№ Вид сообщений Кол-во сообщений по годам Итого:

пп. 2008 2009 2010 2011

1. Поздравления со знаменательными датами, праздниками, событиями, личными достижениями 124 100 79 14 317

2. Приветствия, пожелания участникам мероприятий различного плана (конференции, совещания, съезды) 24 45 39 14 122

3. Благодарность за определенные действия 3 1 3 4 11

Итого: 151 146 121 32 450

Данные, представленные в таблице 2, показывают, что наиболее привлекательными и часто используемыми в данном блоке были поздравления со знаменательными датами или праздниками. Однако начиная с 2010 г. разница между поздравлениями и остальными видами публичных письменных сообщений снижается, а в 2011 г. их общее количество сравнивается с количеством приветствий [2, с. 1 347-1 353].

Праздничные церемонии

Блок включает в себя праздничные церемонии вручения наград и церемонии открытия или закладки новых объектов. Оба вида объединяют торжественность и подчинение важнейшим правилам протокольного этикета, но если первое всегда проходит в резиденции главы региона, то второе проводится как в пределах столицы, так и в других районах или городах региона.

Таблица 3

Количество праздничных церемоний с участием руководства Республики Башкортостан за 2008-201 1 гг.

№ Вид сообщений Кол-во сообщений по годам Итого:

пп. 2008 2009 2010 2011

1. Вручение наград в честь личных достижений, памятных дат, присуждение премий 56 61 38 30 185

2. Праздничные церемонии в рамках рабочих поездок и участия в праздничных мероприятиях (открытие новых объектов) 56 81 28 14 179

Итого: 112 142 66 44 364

Данные, представленные в таблице 3, позволяют выделить несколько характерных особенностей. В динамике обоих видов прослеживается одна закономерность: максимальное значение мероприятий достигается в 2009 г., а минимальное значение - в 2011 г. Кроме того, если в 2009 г. количественно преобладали праздничные церемонии в рамках рабочих поездок, то в 2010-201 1 г. больше становится церемоний вручения наград. Общее количество обоих видов в течение 2008-201 1 гг. приблизительно одинаково. В 2011 г. общее количество мероприятий достигает минимального значения.

Торжественные мероприятия

Данный блок включает в себя все мероприятия торжественного характера: собрания по случаю государственных и иных

праздников и мероприятия, посвящённые памятным датам или юбилеям.

Данные, представленные в таблице 4, позволяют выявить некоторые особенности участия руководства региона в праздничных мероприятиях. Прежде всего, количественно среди мероприятий всех уровней преобладают праздничные мероприятия, организованные и проведённые в регионе. Кроме того, в период с 2008 по 2010 гг наблюдается тенденция по снижению общего количества подобных мероприятий. Минимальное количество достигается в 2010 г., а в 2011 г. наблюдается лишь незначительный его рост.

Другой тенденцией, характерной для 2011 г., является количественный рост участия руководства региона в мероприятиях общегосударственного и окружного значения (см. таблицу 4). Однако в отличие от первого рост количества второго является незначительным.

Таблица 4.

Количество праздничных мероприятий с участием руководства Республики Башкортостан за 2008-201 1 гг.

№ пп. Вид сообщений Кол-во сообщений по годам Итого:

2008 2009 2010 2011

1. Праздничные мероприятия общегосударственного значения 4 5 1 12 22

2. Праздничные мероприятия Приволжского федерального округа 0 0 0 2 2

3. Праздничные мероприятия межрегионального значения 3 1 0 0 4

4. Праздничные мероприятия республиканского значения 95 81 57 61 294

Итого: 102 87 58 75 322

В целом в проявлении праздничного оттенка в действиях региональной исполнительной власти можно выделить два этапа: 1 ) 2008-2009 гг. и 2) 201 0-201 1 гг.

На первом этапе праздничность проявлялась более многогранно, прежде всего количественно. В публичных письменных сообщениях преобладали поздравления.

Праздничные церемонии приблизительно равным образом распределялись по количеству, кроме 2011 г., когда обозначилось количественное преобладание церемоний вручения наград. При проведении торжественных мероприятий с участием руководства региона количественно преобладали мероприятия, организованные на региональном уровне. На втором этапе общее количество мероприятий подобного оттенка снизилось по большинству выделенных аспектов. Тенденция к снижению количества стала обозначаться еще в 2009 г., продолжилась в 2010 г. и завершилась резким снижением общего количества в 2011 г. по большинству выделенных направлений. И только общее количество торжественных мероприятий несколько выросло. Обозначилась и другая особенность периода в этом аспекте: достаточно серьёзно выросло количество торжественных мероприятий общегосударственного значения и впервые проявило себя участие руководства региона в окружных мероприятиях.

Отвечая на поставленные ранее вопросы, можно констатировать, что, во-первых, содержание и форма «праздничной» стороны политики в регионе после смены руководства действительно изменились, и, во-вторых, её роль в деятельности нового руководителя выглядит слабее (о чём свидетельствуют данные, представленные в таблицах).

Специфика «праздничности» в деятельности прежнего руководителя региона М. Рахимова заключалась в следующем. Во-первых, для стиля было характерно большое количество публичных письменных сообщений: поздравительные сообщения касались всех государственных и профессиональных праздников; приветствия со стороны руководства касались всех значимых мероприятий, проводившихся в регионе; благодарности, обращённые к руководству региона, присутствали, но в небольшом количестве. Во-вторых, важное место занимали праздничные церемонии, среди которых акцент делался на вручение наград и участие в праздничных торжествах. В-третьих, было характерно смещение акцента на мероприятия республиканского значения.

«Праздничная» сторона в деятельности нынешнего руководителя региона Р. Хами-това может характеризоваться следующим образом. Во-первых, количество публичных письменных сообщений существенно снижается: поздравительные сообщения редки и касаются только государственных праздников; количество приветствий к участникам различных мероприятий также снижается; количество благодарностей, адресованных руководству региона, остается на прежнем уровне. Во-вторых, количество упоминаний о вручении наград и об участии в праздничных церемониях снижается. Вручение наград продолжает оставаться одним из значимых составных элементов «праздничности», хотя и снизившись количественно, по сравнению с деятельностью предшествующего руководителя. А участие в праздничных церемониях, напротив, существенно потеряло в значимости. В-третьих, руководитель региона стал меньше участвовать в праздничных мероприятиях регионального значения. Напротив, существенно возросло его участие в мероприятиях общегосударственного значения. Впрочем, общее преобладание в количестве мероприятий республиканского значения сохранилось.

Таким образом, внимание к «праздничности» в политике нового руководителя региона по многим аспектам утратило своё былое значение. Однако пока можно говорить лишь об обозначении определённой тенденции, но не о проявлении нового содержания «праздничности» в деятельности нового руководителя региона. Если значительных изменений в динамике в будущем прослеживаться не будет, то можно ожидать, что сложится новый образ руководителя, где «праздничность» будет занимать скромное место. Однако не исключено, что со временем «праздничная» сторона политики в деятельности нового руководителя восстановит свои прежние позиции и тогда можно будет говорить о временных изменениях в её месте, а также об универсальности некоторых её характеристик и объёма независимо от личности руководителя. Отследить любую из этих двух тенденций станет возможным только при помощи сбора и анализа новых эмпирических данных.

1. Иванов А.С. Применение методики контент-анализа в сообщениях информационных агентств [Текст] / А.С. Иванов // Вестник БашГУ. - 2010. - № 2. - С. 428-434.

2. Иванов А.С. Применение коэффициентов в анализе содержания официальных письменных сообщений высших представителей исполнительной власти Республики Башкортостан [Текст] / А.С. Иванов // Вестник БашГУ. - 2011. - № 4. - С. 1347-1353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.