УДК 32:342.518
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В СООБЩЕНИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ
© А. С. Иванов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 66 83.
E-mail: [email protected]
Статья содержит основные аспекты применения методики контент-анализа при работе с сообщениями информационных агентств. В качестве примера анализируются сообщения новостных лент о высших представителях исполнительной власти Республики Башкортостан.
Ключевые слова: методика контент-анализа, исполнительная власть Республики Башкортостан, новостные ленты информационных агентств.
В прикладной политологии метод контент-анализа является достаточно распространенным. С его помощью возможна формализация различных по своему характеру данных - газетных и журнальных статей, текстов выступлений политических лидеров, программных документов различных общественно-политических движений и партий и т.п. В этом смысле контент-анализ предоставляет в распоряжение исследователя весьма широкие возможности. Однако здесь кроется одна из основных проблем данного метода. В контент-анализе могут изучаться различные объекты, но изучение каждого из них в отдельности требует применения уникальных инструментов. Иными словами, инструментальная составляющая напрямую зависит от специфики объекта изучения. Об этом говорит наличие в рамках данного метода множества различных методик. Во многом причиной является использование исследователями разнообразных единиц анализа текстовой информации. Например, американские политологи Дж. Б. Мангейм и Р. К. Рич выделяют три основных класса таких единиц - слова (словосочетания), темы и предметы [1, с. 272-275]. А. С. Ахременко также выделяет три основных класса единиц анализа, но называет их несколько иначе: понятия (слова и словосочетания слов), темы и политические ситуации или события [2, с. 192]. Кроме этого, специфичны по своему характеру в качестве объектов исследования печатная продукция (газеты и журналы), телевизионные и радиопрограммы, материалы информационных агентств и т. п. Нет единства у исследователей и относительно порядка (последовательности этапов) работы при применении контент-анализа. Американские политологи Дж. Б. Мангейм и Р. К. Рич выделяют два основных этапа в работе исследователя при применении контент-анализа: подготовительный и этап проведения контент-анализа [1, с. 270-285]. Этой же точки зрения придерживаются и некоторые отечественные исследователи [2, с. 190-194]. В отечественном учебном пособии «Общая и прикладная политология» выделяются девять основных этапов:
1. Определение основной цели исследования, перечня и последовательности решаемых в его ходе задач.
2. Определение эмпирического материала исследования.
3. Определение материалов для анализа.
4. Определение хронологических рамок исследования.
5. Выбор единиц анализа.
6. Создание категориальной схемы.
7. Трансформация содержания документа в категориальную схему - кодировка текста.
8. Анализ полученных данных.
9. Создание аналитической записки [3, с. 834-835].
В то же время К. П. Боришполец выделяет пять
основных этапов при проведении контент-анализа:
1. Определение совокупности сообщений.
2. Декомпозиция текста.
3. Процедура подсчета или квантификация множества элементов текстового массива.
4. Содержательная интерпретация результатов декомпозиции текстового массива и квантификации выделенных элементов.
5. Верификация полученных результатов [4, с. 56-57].
Таким образом, единства по вопросу этапизации контент-аналитического исследования до сих пор не достигнуто.
Как уже говорилось, особенности объекта изучения диктуют и особую методику его изучения. В качестве одного из специфичных объектов политического исследования можно определить материалы информационных агентств (новостные ленты). С апреля по июнь 2009 г. нами проводилось исследование по изучению освещения основных аспектов деятельности исполнительной власти РБ на новостных лентах российских информационных агентств с применением методики контент-анализа. При этом работа была разделена на следующие этапы:
1. Подготовительный этап:
1.1. Формулирование концепции исследования:
1.1.1. Определение темы и гипотезы.
1.1.2. Определение совокупности сообщений.
1.1.3. Определение хронологических рамок.
1.2. Определение основных категорий анализа информации:
1.2.1. Выбор единиц анализа.
1.2.2. Выбор единиц счета.
1.3. Разработка основных образцов докумен-
тов исследования:
1.3.1. Составление образца первичной базы
данных.
1.3.2. Составление образца классификатора.
1.3.3. Составление образца протоколов ито-
гов анализа.
2. Этап проведения контент-анализа:
2.1. Сбор информации.
2.2. Классификация собранной информации.
2.3. Подсчет полученных данных.
3. Этап верификации данных:
3.1. Перепроверка полученных данных:
3.1.1. Проверка классификации.
3.1.2. Проверка счета.
3.1.3. Уточнение гипотезы и ее соотнесение
с полученными данными.
4. Этап оформления концепции ис-
следования:
4.1. Подготовка таблиц и диаграмм на ос-
нове полученной информации.
4.2. Подготовка текстового пояснения к
визуальным данным.
Этого логического плана мы и будем придерживаться далее для пояснения логики проводившегося нами исследования.
Неоспоримо то, что прежде чем начать любое прикладное политическое исследование, необходимо определить его основные параметры. Они конкретизируются на первом этапе - подготовительном. В соответствии с логикой нашего плана вначале была оформлена концепция исследования. Были определены тема и гипотеза. Темой исследования является рассмотрение основных аспектов деятельности высших представителей исполнительной власти Республики Башкортостан на новостных лентах ведущих российских информационных агентств. Наиболее «чистая информация» о деятельности данного вида государственной власти содержится именно в материалах информационных агентств. Новостные ленты информационных агентств в отличие от публикаций в печатных изданиях и телевизионных программ не содержат различного рода «наслоений» - комментариев авторов или ведущих, а содержат предельно сжатую и в то же время конкретную информацию: дата и время сообщения, основное содержание произошедшего события. Гипотеза исследования, т.е. те положения, которые мы предполагаем проверить, заключается в следующем:
• Информация о деятельности исполнительной власти РБ более детально освещается на новостной ленте официального информационного агентства правительства данного региона «Башинформ».
• На новостной ленте ИА «Башинформ» основное внимание уделяется официальной хронике деятельности исполнительной власти РБ.
• На новостных лентах ведущих федеральных информационных агентств при упоминании высших представителей исполнительной власти РБ основное внимание уделяется неофициальной стороне их деятельности.
Эти положения мы и будем проверять по ходу текущего исследования.
Далее выделяется совокупность сообщений, которые будут анализироваться в исследовании. Формирование проходило путем отсечения всего ненужного массива данных по двум направлениям:
1. Для исследования были отобраны новостные ленты четырех российских агентств.
2. Отсекались все сообщения, не касавшиеся деятельности высших представителей исполнительной власти РБ.
В первом случае были определены информационные агентства для последующего определения наиболее подходящих новостных лент. Для этого они были разделены на две группы. Первая группа включает одно агентство - ИА «Башинформ». Информация с его новостных лент призвана освещать деятельность официальных государственных структур республики. Более того, данное агентство было учреждено правительством Республики Башкортостан в 1996 г. и поэтому в полной мере может рассматриваться нами как источник полноценной официальной информации о жизни республики. Вторая группа включает в себя 10 федеральных информационных агентств, которые были отобраны исходя из следующих критериев:
1) Вхождение в «Топ-10» по цитируемости другими средствами массовой информации. Компания «Медиалогия» с 2006 г. составляет рейтинги ведущих российских средств массовой информации (газеты, журналы, телевизионные каналы, информационные агентства) - http://www.mlg.ru/ratings_and_reports/smi/ -03.08.2009 г.
2) Наличие свободного доступа к архивам новостей.
3) Упоминание информации о деятельности высших представителей исполнительной власти РБ.
В табл. 1 представлены возможности получения информации о региональной исполнительной власти с новостных лент 10 ведущих российских информационных агентств, входящих в этот рейтинг на протяжении с марта по июнь 2009 г.
Для нашего исследования были определены новостные ленты следующих федеральных информационных агентств - «РИА Новости» (РИА «Но-вости-Поволжье»), ИА «Росбалт», ИА «ЯБОКиМ». Данный выбор был обусловлен наилучшим сочетанием упомянутых критериев отбора информационных агентств.
Таблица 1
Анализ возможностей ведущих российских информационных агентств.
Наименование и общие сведения об информационных агентствах Критерии оценки возможностей ведущих российских информационных агентств
Вхождение в «Топ-10» по цитир-ти другими СМИ Наличие свободного доступа к архивам новостей Упоминание высших представит. исп-ной власти РБ
Международная информационная группа «Интерфакс», («Интерфакс-Поволжье»),
(г. Москва), www.interfax-russia.ru
ФГУП «ИТАР-ТАСС» (г. Москва), www.itar-tass.com
Российское агентство международной информации «РИА Новости» (РИА Новости - При-волжье), (г. Москва), www.volga.rian.ru
ИА «Прайм-ТАСС», (г. Москва), www.prime-tass.ru
РИА «РосБизнесКонсалтинг»
(г. Москва), www.rbc.ru
Информационное агентство «КЕОКиМ»
(г. Москва), www.regnum.ru
Информационное агентство «Росбалт»
(г. Санкт-Петербург), www.rosbalt.ru
РИА «Федерал Пресс»
(г. Москва), www.fedpress.ru
РИА «Новый Регион»,
(г. Екатеринбург), www.nr2.ru
Федеральный информационный портал КЕОЮШ.Ки/ШОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ» (г. Москва), www.regions.ru
Средняя степень (=10-15 сообщений в месяц)
Средняя степень (=10-15 сообщений в месяц)
Высокая степень (= более 30 сообщений в месяц) Средняя степень (=10-15 сообщений в месяц)
Средняя степень (=10-15 сообщений в месяц)
Малая степень (=5 сообщений в месяц)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Таким образом, в нашем исследовании будут анализироваться новостные ленты четырех информационных агентств: ИА «Башинформ», «РИА Новости», ИА «ЯБОКИМ», ИА «Росбалт».
Во втором случае были отсечены все сообщения, не относящиеся к деятельности исполнительной власти (сообщения, касающиеся деятельности судебной и законодательной ветвей, региональных отделений общенациональных партий и т.п.). Более того, для исследования были определены только те сообщения информационных агентств, которые содержат упоминание высших представителей исполнительной власти региона. В качестве таких нами понимается глава региона (президент республики) и глава регионального правительства (премьер-министр республиканского правительства), которые имеют право в соответствии со своими должностными обязанностями делать политические заявления, давать интервью, оценивать политическую ситуацию по всему спектру региональной политики.
После этого были определены хронологические рамки исследования. Они охватили временной отрезок с 1 апреля 2008 г. по 31 марта 2009 г. (1 год) (само исследование проводилось в период с апреля по июнь 2009 г.).
Следующее важнейшее направление подготовительного этапа - определение основных категорий анализа информации. В их качестве выступают единицы анализа и единицы счета, которые в рамках нашего исследования не будут совпадать. Единицей анализа являются сообщения информационных агентств о высших представителях исполнительной власти Республики Башкортостан. Единицей счета выступает количество упоминаний о деятельности высших представителей исполнительной власти данного региона в информационных сообщениях. При этом в исследовании рассматривались многочисленные варианты упоминаний высших должностных лиц исполнительной власти, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные варианты упоминаний высших представителей исполнительной власти Республики Башкортостан на новостных лентах российских информационных агентств.
Основные варианты российских информационных агентств
Президент РБ Премьер-министр РБ
Президент РБ М. Г. Рахимов Глава республики
Президент Башкортостана Президент РБ Президент Башкирии
Президент Башкирии Муртаза Рахимов
Премьер-министр РБ Р. И. Байдавлетов Премьер-министр РБ Р. С. Сарбаев Премьер-министр республики
Руководство республики
Премьер-министр Башкортостана Премьер-министр Правительства РБ Премьер-министр Башкирии Премьер-министр Башкирии Рафаэль Байдавлетов Премьер-министр Башкирии Раиль Сарбаев
Наконец, третье направление подготовительного этапа нашего исследования - разработка образцов основных документов. В качестве таковых выступают: первичная база данных; классификатор; протоколы итогов анализа.
Первичная база данных включает в себя весь массив сообщений о деятельности исполнительной власти республики. По каждому месяцу, из 12 выбранных для анализа, составляется такая база данных. Она включает дату сообщения, основное содержание сообщения (заголовок и само сообщение).
Основное назначение классификатора - перевод текстовой информации в цифровую. Это необходимо для быстроты и удобства подсчета упоминаний по основным аспектам деятельности исполнительной власти региона. На основе анализа сообщений были выделены основные аспекты деятельности этой ветви власти. Классификатор включает в себя 7 основных аспектов. Первые 5 аспектов призваны охарактеризовать основную деятельность исполнительной власти республики, в то время как последние 2 показывают отношение руководства республики к основным проблемным ситуациям политической жизни страны и региона, а также взгляд со стороны на характер их действий:
1. Официальные письменные сообщения -различного рода упоминания о поздравлениях, приветствиях, благодарностях, соболезнованиях со стороны и в адрес высших представителей исполнительной власти республики.
2. Официальные мероприятия - включают различного рода деловые встречи как в пределах, так и за пределами республики, на международном, федеральном и региональном уровнях власти. Кроме того, к этой группе упоминаний относится участие главы и премьер-министра республики в работе органов, не относящихся к структуре исполнительной власти республики (республиканский парламент, местные законодательные органы и т.п.).
3. Праздничные (траурные) мероприятия — включаются мероприятия неделового характера как в пределах, так и за пределами республики (участие
в торжествах по случаю юбилейных дат, праздничные мероприятия по случаю государственных праздников, траурные церемонии и т. п.).
4. Личные встречи — упоминания о личных встречах руководства республики с руководством государства, глав российских регионов, представителями судебной и законодательной ветвей государства, международных организаций, деловых, финансовых, религиозных, спортивных кругов как в пределах, так и за пределами республики.
5. Нормотворческая деятельность — упоминания, касающиеся вопросов кадровой политики, обсуждения и принятия различного рода законодательных документов, подписание соглашений, договоров с представителями федеральной власти, отечественных и иностранных компаний.
6. Комментарии по ключевым вопросам — упоминания о позиции главы и премьер-министра республики по актуальным вопросам международного, общегосударственного и регионального значения.
7. Косвенное упоминание в связи с другими событиями — упоминания с комментариями, оценками действий руководства республики со стороны прочих лиц или же в контексте определенных событий, реализации определенных государственных программ, важнейших нормативных документов, упоминание политических рейтингов с участием руководства республики и т. п.
Протоколы итогов анализа полученных сведений являются третьим и заключительным документом в нашем исследовании. В этот документ заносятся результаты подсчета полученных данных, т.е. осуществляется их обобщение. Основное назначение данных протоколов - показ в сравнительной перспективе общего количества упоминаний исполнительной власти на лентах четырех российских информационных агентств.
После того как определены основные исследовательские инструменты, можно приступать к процедуре проведения контент-анализа - второму важнейшему этапу исследования. Сбор информации осуществляется с четырех новостных лент - ИА
«Башинформ», РИА «Новости» (РИА «Новости-Поволжье»), ИА «Росбалт», ИА «ЯБОКИМ». Все сообщения, содержащие упоминания высших представителей исполнительной власти региона, помещаются в первичную базу данных. Следует сразу же отметить, что сбор данных должен проходить в предельно сжатые временные сроки (3-5 дней), т. к. содержание новостных лент некоторых информационных агентств может изменяться. (В качестве примера здесь можно привести новостную ленту ИА «Росбалт».)
После того как по каждому месяцу избранного периода подготовлены первичные базы данных, осуществляется кодировка упоминаний в сообщениях в соответствии с классификатором основных направлений деятельности исполнительной власти РБ. Сложность заключается в том, что количественный подход в чистом виде применим не ко всем аспектам, а только к первым пяти. Здесь упоминания можно классифицировать по характеру действий - телеграммы, поздравительные адреса, соболезнования (аспект «Официальные письменные сообщения»); рабочие встречи и поездки (аспект «Официальные мероприятия»); праздничные мероприятия, связанные с юбилеями, общенациональными праздниками (аспект «Праздничные (траурные) мероприятия»); встречи с представителями федеральной, региональной, местной власти, предпринимательскими кругами и т. п. (аспект «Личные встречи»); законотворческая деятельность, кадровые вопросы (аспект «Нормотворческая деятельность»). Последние два аспекта деятельности ис-
полнительной власти региона содержат значительный качественный элемент, т.к. в них присутствует оценка высшими представителями исполнительной власти РБ основных вопросов жизни республики и страны (аспект «Комментарии по ключевым вопросам») и оценка их действий со стороны других лиц (аспект «Косвенное упоминание в связи с другими событиями»). Поэтому была разработана классификация, состоящая из пяти классов (табл. 3).
Когда все упоминания классифицированы (присвоен код), начинается подсчет полученных данных. Все результаты заносятся в протоколы итогов анализа (сводные таблицы по месяцам). Затем данные суммируются в единую таблицу по всему периоду исследования.
Начинается третий этап исследования - перепроверка полученных данных. В его рамках осуществляется дополнительное уточнение отнесения отдельных упоминаний к тому или иному классу. В случае обнаружения ошибки, производится корректировка.
После проведения необходимых действий, исследование переходит в заключительную стадию -этап оформления концепции исследования. Полученные результаты в общем виде можно представить в виде трех таблиц. В табл. 4 показано, что в течение рассматриваемого периода общее количество сообщений о деятельности высших представителей исполнительной власти РБ по всем основным аспектам достигло 2 118 упоминаний. Из них 1658 (78.28%) было размещено на новостной ленте ИА «Башин-форм»; 48 (2.26) - РИА «Новости-Поволжье»; 74 (3.49) - ИА «Росбалт»; 338 (15.96) - ИА «Регнум».
Таблица 3
Классификация упоминаний в сообщениях информационных агентств высших представителей исполнительной власти РБ.
Классы
Характер относимых упоминаний
Позитивная оценка (упоминание)
Скорее позитивная оценка (упоминание) Нейтральные высказывания (упоминание) Скорее негативная оценка (упоминание)
Негативная оценка (упоминание)
Позитивная оценка ситуации, полная поддержка действий различных уровней власти, их политики, высказываний с обязательным упоминанием персоналий
Позитивная оценка ситуации без упоминания персоналий
Описание определенных событий, констатация фактов
Негативная оценка ситуации без упоминания персоналий
Негативная оценка ситуации, критика действий различных уровней власти, их политики, высказываний с обязательным упоминанием персоналий
Таблица 4
Общее количество упоминаемых событий на новостных лентах российских агентств в период с 1 апреля 2008 г. по 31 марта 2009 г.
Информационные агентства
Общее количество упоминаний на новостных лентах
Общее процентное соотношение упоминаемых событий на новостных лентах информагентств, %
ИА «Башинформ» 1658 78.29
РИА «Новости-Поволжье» 48 2.26
ИА «Росбалт» 74 3.49
ИА «Регнум» 338 15.96
ВСЕГО: 2118 100
Таблица 5
Общее количество и процентное соотношение упоминаний основных аспектов деятельности исполнительной власти РБ на новостных лентах российских информационных агентств (по аспектам деятельности).
Основные аспекты деятель- Количество упоминаний на новостных лентах российских информагентств Всего
ности ИА «Башинформ» РИА «Новости» - Поволжье ИА «Росбалт» ИА «Регнум» упом.
Официальные письменные сообщения Официальные мероприятия 221 93.25% 2 0.84% 10 4.22% 4 1.69% 237
(рабочие встречи, деловые поездки) Праздничные мероприятия (юбилейные и памятные да- 515 97.17% 3 0.56% 5 0.94% 7 1.32% 530
ты, общенациональные праздники, важнейшие события национального масштаба) 189 95.94% 1 0.51% 1 0.51% 6 3.04% 197
Личные встречи (носящие официальный характер) 152 81.28% 0 0.00% 10 5.35% 25 13.37% 187
Нормотворческая деятельность 133 67.17% 9 4.54% 14 7.07% 42 21.21% 198
Комментарии по ключевым вопросам Косвенное упоминание в связи с другими событиями 175 68.62% 6 2.35% 13 5.10% 61 23.92% 255
(упоминание действий, событий с участием руковод ства республики) Итого: 273 53.11% 1658 27 5.25% 48 21 4.10% 74 193 37.54% 338 514 2118
Таблица 6
Количественное и процентное распределение внимания ведущих информационных агентств к деятельности высших представителей исполнительной власти РБ (по информационным лентам)
Основные аспекты деятельности
Количество упоминаний на новостных лентах российских информагентств
ИА «Башинформ» РИА «Новости» -Поволжье ИА «Росбалт» ИА «Регнум»
Всего
упом.
Официальные письменные сообщения Официальные мероприя- 221 13.33% 2 4.16% 10 13.51% 4 1.18% 237
тия (рабочие встречи, деловые поездки) Праздничные мероприятия (юбилейные и памятные 515 31.06% 3 6.25% 5 6.75% 7 2.07% 530
даты, общенациональные праздники, важнейшие события национального масштаба) 189 11.40% 1 2.09% 1 1.35% 6 1.77% 197
Личные встречи (носящие официальный характер) 152 9.16% 0 0.00% 10 13.51% 25 7.39% 187
Нормотворческая деятельность 133 8.02% 9 18.75% 14 18.92% 42 12.42% 198
Комментарии по ключевым вопросам Косвенное упоминание в связи с другими события- 175 10.55% 6 12.50% 13 17.56% 61 18.05% 255
ми (упоминание действий, событий с участием руководства республики) 273 16.46% 27 56.25% 21 28.40% 193 57.10% 514
Итого: 1658 - 100% 48 - 100% 74 - 100% 338 - 100% 2118
В табл. 5 представлены общие сведения о соотношении освещения того или иного аспекта деятельности высших представителей исполнительной власти региона. В целом официальная сторона деятельности исполнительной власти РБ более подробно и полно освещается на новостной ленте ИА «Башинформ». Интерес к этой стороне деятельности исполнительной власти РБ со стороны федеральных информационных агентств незначителен. Напротив, в освещении неофициальных аспектов деятельности исполнительной власти РБ существенно возрастает интерес новостных лент федеральных информационных агентств - ИА «Регнум», РИА «Новости-Поволжье» и ИА «Росбалт». Данные аспекты освещены более подробно и полно на лентах этих информационных агентств. В то же время доля новостной ленты ИА «Башинформ» в освещении неофициальной стороны деятельности исполнительной власти РБ существенно снижается.
В табл. 6 представлены общие данные о распределении внимания к основным аспектам деятельности исполнительной власти РБ внутри новостных лент информационных агентств. Официальное информационное агентство правительства РБ «Башинформ» более подробно освещает деловые и рабочие поездки руководства республики (аспект «Официальные мероприятия»). Впрочем, освещение других аспектов деятельности происходит равномерно, хотя количественно их освещение существенно уступает освещению вышеназванного ас-
пекта деятельности. Федеральные информационные агентства объединяет повышенный интерес к аспекту «Косвенное упоминание в связи с другими событиями» и слабое внимание к официальным аспектам деятельности исполнительной власти республики (кроме аспекта «Нормотворческая деятельность»).
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. Действительно, различные аспекты деятельности исполнительной власти РБ по-разному освещаются информационными агентствами.
Применение методики контент-анализа при работе с сообщениями информационных агентств показало, что существенной особенностью его является количественно-качественный характер. Первые пять аспектов анализировались в большей степени по количественному принципу, последние два -по качественному. Иными словами, контент-анализ информационных сообщений об исполнительной власти носил комплексный характер, что и подчеркивает его своеобразный характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования / Пер. с англ. Предисловие А. К. Соколова. М.: Весь Мир, 1997. 544 с.
2. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие / А. С. Ахременко. М.: Гардарики, 2006. 333 с.
3. Общая и прикладная политология: учебное пособие / Под общей ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М.: МГСУ; Союз, 1997. 992 с.
4. Методы политических исследований: учеб. пособие для студентов вузов / К. П. Боришполец. М.: Аспект Пресс, 2005. 221 с.
Поступила в редакцию 24.11.2009 г. После доработки — 25.04.2010 г.