Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ И ИТАЛЬЯНСКИЕ БАЯННЫЕ МАСТЕРА: ДИАЛОГ ТРАДИЦИЙ'

РОССИЙСКИЕ И ИТАЛЬЯНСКИЕ БАЯННЫЕ МАСТЕРА: ДИАЛОГ ТРАДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЯН / ТЕМБР / "ЮПИТЕР" / "АККО" / РОССИЯ / ИТАЛИЯ / ГОЛОСА / ЦЕЛЬНОПЛАНОЧНЫЙ / КУСКОВОЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пеунов Венедикт Владимирович

В статье освещаются различия и сходства в конструкциях и процессах изготовления итальянских и российских баянов и аккордеонов, формы сотрудничества итальянских и российских производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пеунов Венедикт Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND ITALIAN MASTERS OF BUTTON ACCORDION PRODUCTION: DIALOGUES, DIFFERENCES

Russian and Italian masters of button accordion production: dialogues, differences (by Peunov V. V.) shows differences and common features in construction and processes of production and construction of Italian and Russian button accordions and accordions, forms of co-operation of Italian and Russian manufacturers.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ И ИТАЛЬЯНСКИЕ БАЯННЫЕ МАСТЕРА: ДИАЛОГ ТРАДИЦИЙ»

Блестящий пример реформаторского мышления Листа в области фортепиано приводит его ученик Август Страдаль, с которым композитор проходил свою сонату «По прочтении Данте». Речь идет об авторской дисгармонической педали в главной партии: «Пятитактовая педаль должна была, по замыслу Листа, способствовать имитации неясного, блуждающего шума приближающихся издалека грешников» [цит. по: 6, с. 28].

Реформа пианизма, как и другие листовские идеи «обновления музыки», не случайно пришлась на плодовитый итальянский период его деятельности 1837-39 годов. Образы Италии своей впечатляющей силой стимулировали интеллектуальный и художественный потенциал молодого Листа, способствуя углублению и развитию познаний, творческой многоплановости и целеустремленности, которые сопутствовали композитору на протяжении последующих долгих лет его жизни.

Литература

1. Бородин А. П. Мои воспоминания о Ф. Листе // А. П. Бородин. Критические статьи. М.: Музыка, 1982.

2. Буасье А. Уроки Листа. СПб.: Композитор, 2006.

3. Корто Ф. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965.

4. Лист Ф. Избранные статьи. М., 1959.

5. Мильштейн Я. Ф. Лист. Том 1. М., 1956.

6. Мильштейн Я. Ф. Лист. Том 2. М., 1956.

7. Ханкиш Я. Если бы Лист вел дневник. Будапешт: Корвина, 1963.

УДК 78

© Пеунов В. В., 2011

РОССИЙСКИЕ И ИТАЛЬЯНСКИЕ БАЯННЫЕ МАСТЕРА: ДИАЛОГ ТРАДИЦИЙ

В статье освещаются различия и сходства в конструкциях и процессах изготовления итальянских и российских баянов и аккордеонов, формы сотрудничества итальянских и российских производителей. Ключевые слова: баян, тембр, «Юпитер», «Pigini», «АККО», Россия, Италия, голоса, цельнопланочный, кусковой.

Если провести анализ популярности разных фирм-изготовителей баянов и аккордеонов у исполнителей в мире, обнаружится, что ведущую роль играют фабрики, находящиеся в двух странах — Италии и России. В Италии, а точнее в городе Кастельфидардо (провинция Анкона), находятся более двадцати известнейших фирм по изготовлению баянов и аккордеонов. Это признанные мировые лидеры: «Pigini», «Ballone Burini», «Victoria», «Scandalli», «Excelsior» и многие другие. В России наиболее известна своими традициями фирма «Юпитер» (бывшая Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов), а также ставшая очень популярной в последнее время воронежская фабрика «АККО». Как правило, победители самых престижных мировых конкурсов (Клингенталь, Кастельфидардо, Москва) играют на инструментах, созданных в одной из этих стран. Чем же привлекают музыкантов итальянские и российские баяны и аккордеоны? Какие можно отметить различия в конструкциях инструментов, что общего между ними, какие формы сотрудничества существуют у мастеров-изготовителей двух стран? Ответить на эти вопросы и призвана данная статья.

Для более точного понимания существа вопроса кратко рассмотрим конструкцию баяна и процесс баянного звукообразования.

Как пишет М. Имханицкий, баян — «инструмент особого типа, в котором хроматической правой клавиатуре не менее чем с тремя рядами кнопок соответствует хроматический набор басо-аккордового аккомпанемента: мажорные, минорные трезвучия, а также септак-

корды — так называемый полный хроматический набор готовых аккордов» [2, с. 33]. К семейству гармоник кроме баяна и аккордеона относятся гармонь, бандонеон, губная гармошка, концертина и др. «Инструмент принадлежит к семейству гармоник лишь тогда, когда его источник звука — проскакивающий металлический язычок, колеблющийся под действием воздушной струи» [2, с. 22]. Таким образом, основным звучащим телом в баяне является металлический язычок, прикрепленный одним концом к металлическому основанию (планке), который колеблется в прорезях этого основания под действием воздуха.

Конструкцию современного многотембрового готово-выборного баяна можно представить так:

1. Звуковое устройство (звучащее тело):

а) металлические язычки (голоса);

б) набор металлических пластин (планок), на которых крепятся голоса;

в) резонаторные камеры, на которых закреплены планки с голосами.

2. Органы управления:

а) правая и левая клавиатуры — посредством нажатия на кнопки (на аккордеоне клавиши) происходит открытие соответствующих клапанов, что обеспечивает подачу воздуха на голоса;

б) мех — его натяжение обеспечивает подачу воздуха на голоса (металлические

язычки);

в) регистры — с помощью их переключения происходит смена комбинации тембров.

Исходя из этого, видно, что процесс звукообразования на баяне идет по следующей

схеме: нажимается кнопка, натягивается мех, клапан под действием нажатия кнопки поднимается и дает дорогу воздуху, который устремляется на голос и заставляет его звучать.

Чтобы понять различия в конструкциях баянов разных производителей, прежде всего, надо изучить традиции изготовления этих инструментов с самого начала: для каких целей они делались, и какие основные требования к ним предъявлялись.

Конструкция инструмента, который по праву можно называть баяном, была впервые запатентована в марте 1897 года в Италии как инструмент, изготовленный Паоло Сопрани, и вскоре привилась во многих странах. В России инструмент с трехрядной хроматической правой клавиатурой и соответствующим ей полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента появляется в том же 1897 году. Именно этот год, как полагает М. И. Имха-ницкий, и следует считать временем появления баяна в России. Такая модель гармоники впервые была изготовлена и представлена на кустарно-промышленной выставке 1897 года в Туле известным мастером-изготовителем гармоник, исполнителем Павлом Леонтьевичем Чулковым.

В России традиция исполнительства на баяне идет, конечно, от гармонистов. Что ценилось у них в своем большинстве? Залихватская игра, большая громкость, позволяющая озвучить большое пространство (преимущественно все происходило на улицах), виртуозность. Т.е. выделяется очень сильное эмоциональное, даже экспрессивное, начало. Это подтверждают такие изречения, бытовавшие в народе: «порвали два баяна», «гармоника голосистая». Текст русских частушек также подтверждает это:

«Гармошечка заиграет —

Мое сердце зажигает.

Ноги в пляску просятся

И по кругу носятся» [2, с. 124].

Можно вспомнить и Великую Отечественную Войну, когда баян являлся равноправным участником фронтовых ансамблей. Концерты фронтовых бригад проходили на больших открытых площадках, звукоусилительной аппаратуры, конечно, не было, поэтому баянисту требовался очень яркий звук, который «долетит» до всех слушателей. Становится ясно, что одним из главных критериев звука баяна в России были его громкость, звонкость, полетность.

В Италии ситуация складывалась несколько иная. Во всех странах Западной Европы получил распространение не баян, а аккордеон, который отличается правой клавиатурой фортепианного типа. Основным направлением стала эстрадная музыка, игра в различных ансамблях, исполняющих в основном легкую эстрадную музыку. Поэтому здесь основными критериями стали небольшой вес инструмента, т.к. исполнители играли в своем большинстве стоя, и возможность тончайшей нюансировки, характерной для эстрадной музыки. «Эти инструменты [баян и аккордеон] нередко звучали в мюзете вместе со скрипкой и виолончелью, что, как отмечает П. Монишон, «было очень эффективным, так как баян или аккордеон привносили аккомпанемент, который нельзя было заменить ни бурдоном, ни отбиванием такта ногами... Гармоника приятно ласкала слух» [2, с. 486]. Видно, что в Западной Европе, и в Италии, в частности, акцент делался на камерность баяна и аккордеона.

Так сформировалось кардинальное отличие в конструкциях российских и итальянских баянов — планки, к которым крепятся голоса. В российских инструментах они, в основном, цельные, т.е. голоса одного ряда расположены на одной планке; а в итальянских — планки кусковые, т.е. каждый голос расположен на своей, отдельной пластинке. Цельнопла-ночные баяны и аккордеоны обладают очень мощным, открытым звуком, т.к. вместе со звучащим голосом резонирует вся большая планка, что дает положительный в плане силы звука эффект. А в кусковых инструментах резонирует только маленькая планка, к которой приклепан металлический язычок, мощность уменьшается, зато формантные зоны гармоник (наиболее яркие обертоны в звуковом спектре) проявляются намного ярче, отчего тембр инструмента становится богаче и увеличивается его податливость к изменению нюансировки, т.е., выражаясь баянным языком, улучшается «ответ». Кроме того, конечно, цельные планки тяжелее кусковых, поэтому инструменты с последними легче по весу, что не может не радовать исполнителей. Таким образом, разные традиции исполнительства в двух странах породили глобальное расхождение в конструкциях инструментов.

Еще одним характерным отличием итальянских инструментов является так называемый регистр «тремоло», когда два голоса на один звук настраиваются не строго в унисон, а с небольшим расхождением, что дает «плавающий» тембр. Он используется преимущественно для исполнения эстрадной музыки. В России он получил название «разлив», «французский разлив» и т.д. В нашей стране баяны в основном настраиваются строго в унисон.

Итальянские и российские мастера имеют разные точки зрения и на бас баяна и аккордеона. В России исторически сложилась традиция мощного, громкого баса. Поэтому в концертных инструментах в нашей стране используется в основном четырехголосный бас, т.е. при нажатии одной басовой кнопки звучит четыре голоса в четырех октавах, что дает очень низкий, мощный, даже несколько «хрипящий» бас. Также в России изготавливаются инструменты с шести-, и даже с восьмиголосным басом. В Италии, как уже указывалось, было распространено эстрадное музицирование на баяне и аккордеоне, а также игра в ансамблях. Поэтому там не требовался мощный бас, ведь в ансамбле его функцию брал на себя, например, контрабас. Поэтому эти инструменты были значительно легче, что опять же подходило для исполнения эстрадной музыки в положении стоя. И даже на итальянских инструментах с четырехголосным басом в левой руке делаются регистры, которые позволяют отключать разные голоса, т.е. одновременно могут звучать два или один голос из четырех. В российских баянах преимущественно отключаются верхние голоса, или не отключаются вовсе.

Эстрадная манера игры стоя порождает еще одно отличие российских и итальянских инструментов. Как уже было сказано выше, для смены тембров на баяне и аккордеоне используются регистры. На российских инструментах они расположены на клавиатуре (основные регистры) и сверху на корпусе (исполнитель переключает их подбородком, поэтому они называются «подбородочные»). При игре стоя исполнитель не может так сильно опустить голову, чтобы достать подбородочные регистры, а руки в это время заняты игрой, и основные регистры тоже не переключить. Поэтому итальянские мастера разработали третий тип переключателей регистров — на грифе правой руки. Т.е. исполнитель может, не отрывая

пальцы от клавиш, ладонью нажать на регистр. Это удобнее для аккордеона, поэтому на нем этот регистр и «прижился». Чаще всего делают один регистр «тутти», как самый распространенный для игры, он занимает почти всю длину правого грифа, поэтому исполнитель имеет возможность, играя в любой тесситуре, переключить этот регистр.

Соединить российские и итальянские традиции в сфере изготовления баянов и аккордеонов пытается воронежская фирма «АККО», основанная выпускником Горьковской консерватории Владимиром Авралевым. Она изготавливает инструменты с цельными планками (российская традиция) и голосами меньшей толщины для более чувствительной нюансировки (итальянская традиция), что позволяет получить мощный звук и прекрасный «ответ». Но недостаток этих инструментов в том, что при сильном давлении на мех (при экспрессивном темпераменте исполнителя) голоса, испытывая большую нагрузку, ломаются, или, используя баянную терминологию, «летят». Кроме того, в инструментах этой фирмы используются только итальянские комплектующие.

«Диалог» итальянских и российских мастеров вылился еще в один проект. Разработана модификация баяна «Pigini», которая называется «Mythos» (в переводе на русский язык — «миф»), голоса и планки для таких инструментов изготавливаются российскими мастерами. Поэтому в них соединились итальянская «механика» и русский «мощный» звук (планки цельные). Получились прекрасные инструменты, единственный их недостаток — очень высокая цена.

Подытоживая сказанное, нельзя утверждать, что итальянские или российские инструменты лучше или хуже. Почему-то среди российских баянистов часто можно слышать неодобрительное мнение о «кусковых» баянах, используются такие негативные обозначения, как «кусок» и т.д. Просто русский менталитет и традиции другие, нежели итальянские. Российские и итальянские инструменты предназначены для исполнения разной музыки, в разных условиях и разными по темпераменту исполнителями. Впрочем, ведущие российские баянисты (Ф. Липс, В. Семенов, А. Гайнуллин и др.) имеют в своем арсенале баяны как российского производства, так и итальянского, что позволяет им решать разные художественные задачи.

Литература

1. Бурлаков М. О баянах и аккордеонах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bourlakov.ru. Дата обращения: 01.12.2011.

2. Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства: учебн. пособие. М.: РАМ им Гнесиных, 2006. 520 с.

3. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.