Научная статья на тему 'РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ролевая игра / высшая школа / экономика / неязыковой вуз / совершенствовать функциональную лексику / коммуникативные навыки / язык профессиональной направленности / межкультурная коммуникация / role play gaming / higher school / economics / non-linguistic university / to drill functional lexis / communicative skills / professional language / intercultural communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.О. Куликова

Статья рассматривает проблему ролевых игр в курсе обучения иностранному языку деловой и финансовой направленности на семинарах в неязыковом вузе. Автор анализирует значимость ролевых игр и возможность использования данного эффективного метода преподавателями для развития вокабуляра как стимул развить беглость речи и как средство заставить студентов проявить интерес к овладению общеразговорным и экономическим английским языком. Автор также подчеркивает, что ролевые игры как необходимый компонент образовательных планов неязыкового вуза считаются полезными и эффективными. Более того, метод использования ролевых игр снискал популярность как средство повышения мотивации и возможность развивать общение и аргументацию на интересные и злободневные темы экономики и бизнеса. Автор статьи размышляет о возможности обучающихся вести беседу на английском языке, коммуникативных умениях, которыми владеют студенты экономического вуза, демонстрируются методы отработки функциональной лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE PLAYING AS AN EFFECTIVE TOOL IN MASTERING STUDENTS’ FINANCE AND ECONOMIC VOCABULARY AT THE HIGHER SCHOOL

The article concentrates on the issue of role play gaming at the seminars devoted to teaching Financial and Economic English at the seminars at the higher school of economics. The author focuses her attention on the vital impact of role play gaming and the chance for the teachers to apply such a useful and productive, as well as effective mechanism of developing vocabulary as a prod and spur to fluency and an instrument to motivate second-year students to show interest in improving and mastering conversational, finance and economic English. The author demonstrates the importance of role plays in conversational English practice and considers role play to be the useful and effective method of teaching foreign language. The research stresses that such method is rather effective as it helps to boost students’ motivation and gives them the opportunity to communicate and reflect on hot and up-today subjects from the sphere of economics finance and business. The researcher reflects on methods and tools which assist specialists in their endeavors to develop English language communicative skills of the students of economic university and outlines the possible methods to practice functional lexis.

Текст научной работы на тему «РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Библиографический список

1. Ганушкевич Т.В. Организация процесса самообразования педагогов. Вестник науки. 2022; № 12 (57): 160-163.

2. Aлиeва Л.В. Профессиональное самообразование - ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя. Педагогическое искусство. 2019; № 1: 72-79.

3. Саитбаева Э.Р, Муратова A.A. Организация профессионального самообразования педагога. Вестник Оренбургского государственного университета. 2022; № 2 (234): 51-56.

4. Дмитриева Л.М., Зикратов В.В. Повышение квалификации учителей русского языка как иностранного в условиях трансграничья. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 154-157.

5. Лузгарева О.И., Тумандеева Т.В., Кузнецова TA. Aктивизация мотивации учебной деятельности студентов-спортсменов и преподавателей вуза с помощью электронных образовательных ресурсов. Фундаментальные исследования. 2013; № 10-13: 2911-2915.

6. Исайкин И.В., Сухих Л.Э., Сорокопуд Ю.В. Эффективные способы использования информационно-коммуникативных технологий для повышения самообразовательной мотивации у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 384-387.

7. Дубова A.A. Сложности в организации самообразования педагогов. Вестник науки. 2022; № 12 (57): 133-137.

8. Овчарова Е.С., Шатских О.В. Роль самообразования педагога в системе непрерывного повышения квалификации. Инновационная наука. 2022; № 7-1: 74-75.

9. Корнева В.В. Самообразование педагогов средней и высшей школы в современных условиях: обзор проблем и перспектив. Вопросы педагогики. 2021; № 3-2: 130-134.

10. Кузнецова Е.В. Педагогический процесс формирования компетенции «Финансовая грамотность» у руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 33-35.

11. Прилепских О.С., Aйсyвакова Т.П., Сорокопуд Ю.В. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-1: 353-356.

12. Пугачева СА, Хисматулина Н.В., Малкова Т.В., Телякова И.Х. Самообразование как компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования. Modern Science. 2022; № 4-1: 356-358.

13. Пятакова ПА Учим и учимся приёмам самообразования в новой реальности. Кубанская школа. 2021; № 2: 24-25.

14. Aбдyрахманова П.Д., Aйсyвакова Т.П., Aлeксeeва E.H. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

15. Лапшин ВА Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений. Aвторeфeрат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2013.

References

1. Ganushkevich T.V. Organizaciya processa samoobrazovaniya pedagogov. Vestnik nauki. 2022; № 12 (57): 160-163.

2. Alieva L.V. Professional'noe samoobrazovanie - resurs stanovleniya tvorcheskoj lichnosti pedagoga-vospitatelya. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2019; № 1: 72-79.

3. Saitbaeva 'E.R., Muratova A.A. Organizaciya professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 2 (234): 51-56.

4. Dmitrieva L.M., Zikratov V.V. Povyshenie kvalifikacii uchitelej russkogo yazyka kak inostrannogo v usloviyah transgranich'ya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 154-157.

5. Luzgareva O.I., Tumandeeva T.V., Kuznecova T.A. Aktivizaciya motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov-sportsmenov i prepodavatelej vuza s pomosch'yu 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 10-13: 2911-2915.

6. Isajkin I.V., Suhih L.'E., Sorokopud Yu.V. 'Effektivnye sposoby ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tehnologij dlya povysheniya samoobrazovatel'noj motivacii u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 384-387.

7. Dubova A.A. Slozhnosti v organizacii samoobrazovaniya pedagogov. Vestnik nauki. 2022; № 12 (57): 133-137.

8. Ovcharova E.S., Shatskih O.V. Rol' samoobrazovaniya pedagoga v sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii. Innovacionnaya nauka. 2022; № 7-1: 74-75.

9. Korneva V.V. Samoobrazovanie pedagogov srednej i vysshej shkoly v sovremennyh usloviyah: obzor problem i perspektiv. Voprosy pedagogiki. 2021; № 3-2: 130-134.

10. Kuznecova E.V. Pedagogicheskij process formirovaniya kompetencii «Finansovaya gramotnosf» u rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 33-35.

11. Prilepskih O.S., Ajsuvakova T.P., Sorokopud Yu.V. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatel'noj sredy v razvitii lichnostnogo potenciala studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-1: 353-356.

12. Pugacheva S.A., Hismatulina N.V., Malkova T.V., Telyakova I.H. Samoobrazovanie kak komponent nepreryvnogo obrazovaniya: mehanizmy formirovaniya samoobrazovaniya. Modern Science. 2022; № 4-1: 356-358.

13. Pyatakova P.A. Uchim i uchimsya priemam samoobrazovaniya v novoj real'nosti. Kubanskaya shkola. 2021; № 2: 24-25.

14. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

15. Lapshin V.A. Chelovecheskijpotencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 31.03.23

УДК 378

Kulikova O.O., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: OKulikova@fa.ru

ROLE PLAYING AS AN EFFECTIVE TOOL IN MASTERING STUDENTS' FINANCE AND ECONOMIC VOCABULARY AT THE HIGHER SCHOOL. The article concentrates on the issue of role play gaming at the seminars devoted to teaching Financial and Economic English at the seminars at the higher school of economics. The author focuses her attention on the vital impact of role play gaming and the chance for the teachers to apply such a useful and productive, as well as effective mechanism of developing vocabulary as a prod and spur to fluency and an instrument to motivate second-year students to show interest in improving and mastering conversational, finance and economic English. The author demonstrates the importance of role plays in conversational English practice and considers role play to be the useful and effective method of teaching foreign language. The research stresses that such method is rather effective as it helps to boost students' motivation and gives them the opportunity to communicate and reflect on hot and up-today subjects from the sphere of economics finance and business. The researcher reflects on methods and tools which assist specialists in their endeavors to develop English language communicative skills of the students of economic university and outlines the possible methods to practice functional lexis.

Key words: role play gaming, higher school, economics, non-linguistic university, to drill functional lexis, communicative skills, professional language, intercultural communication.

О.О. Куликова, канд. филос. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: OKulikova@fa.ru

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья рассматривает проблему ролевых игр в курсе обучения иностранному языку деловой и финансовой направленности на семинарах в неязыковом вузе. Автор анализирует значимость ролевых игр и возможность использования данного эффективного метода преподавателями для развития вокабуляра как стимул развить беглость речи и как средство заставить студентов проявить интерес к овладению общеразговорным и экономическим английским языком. Автор также подчеркивает, что ролевые игры как необходимый компонент образовательных планов неязыкового вуза считаются полезными и эффективными. Более того, метод использования ролевых игр снискал популярность как средство повышения мотивации и возможность развивать об-

щение и аргументацию на интересные и злободневные темы экономики и бизнеса. Автор статьи размышляет о возможности обучающихся вести беседу на английском языке, коммуникативных умениях, которыми владеют студенты экономического вуза, демонстрируются методы отработки функциональной лексики.

Ключевые слова: ролевая игра, высшая школа, экономика, неязыковой вуз, совершенствовать функциональную лексику, коммуникативные навыки, язык профессиональной направленности, межкультурная коммуникация

Практика обучения студентов говорить на иностранном языке требует постоянного переосмысления приемов и методов, которые применяют педагоги, работающие со студентами разных курсов. В ходе обучения для развития и совершенствования навыков говорения на иностранном языке преподаватель должен работать над разными языковыми аспектами, т. к. тренировка навыков использования грамматических форм и конструкций происходит немного легче, поскольку на определенных этапах для отработки грамматических категорий студентам достаточно тренировать языковые обороты по заданным моделям, и повторение способствует хорошему закреплению нужного материала. В случае работы над лексикой студент будет сталкиваться с большими трудностями, поскольку правильное и беглое общение на иностранном языке основывается на владении огромным запасом лексических единиц. Также немаловажно учитывать то, что помимо активного словарного запаса у студента существует пассивный словарный запас, который формируется при чтении печатного материала, при тренировке навыков аудирования. И этот запас во многом определяет и имеет отношение к тому, насколько виртуозно происходит изложение мыслей на иностранном языке, иными словами, увеличение пассивно усвоенного диапазона лексики значительно улучшает качество и темп речи на иностранном языке.

Стремление преподавателей увлечь студентов в процессе работы над лексическими единицами и грамматическими конструкциями неразрывно связано с необходимостью поиска новых методом мотивации студентов, а также форм, которые помогут студентам с большим интересом и увлеченностью заучивать новые обороты и сосредотачивать внимание и усердие на новых ситуациях и браться за составление диалоговых и монологовых композиций.

В силу того, что многочисленные учебные пособия в завершении каждого раздела юнита содержат ролевую игру как необходимый и востребованный методический прием, стремление авторов различных статей заострить свое внимание именно на этом методе работы со студентами является естественным желанием. Целью настоящего исследования является стремление продемонстрировать возросший интерес преподавателей вузов к методам работы над языковым материалом с использованием коммуникативных практик. Определенная автором цель исследования требует решения следующих задач: 1) обрисовать характер ролевых игр, их назначение и специфику при работе со студенческой аудиторией в вузе финансово-экономической направленности; 2) обосновать важное значение ролевых игр при работе над совершенствованием англоязычной лексики; 3) проиллюстрировать обоснованность использования метода ролевых игр со студентами примерами из практики работы со студентами второго и третьего курсов финансового университета.

Настоящее исследование представляется актуальным в силу ряда причин. Во-первых, многочисленные обсуждения вариантов использования упражнений на подготовительном этапе в процессе подготовки студентов к демонстрации своих вариантов ролевой игры показывают то, что подобный метод работы с языковым материалом существенно важен и востребован. Более того, данный метод является одним из наиболее действенных механизмов стимулирования студентов к работе и влияния на их уровень мотивированности и заинтересованности оттачивать навыки владения иностранным языком, а также стимулировать их интерес к изучению лексики финансово-экономической направленности, а также постараться увеличить диапазон лексики, который определяют как необходимый для запоминания на определенном этапе обучения в вузе. Во-вторых, готовность преподавателей вовлечь студентов в оживленную и плодотворную дискуссию, которая во многом будет способствовать совершенствованию практики устной речи на иностранном языке, заметна и весьма распространена. В-третьих, желание преподавателей научить студентов слаженно работать и поддерживать взаимодействие в коллективе единомышленников, вежливо и грамотно (в соответствии с общепринятыми канонами деловой этики) выстраивать диалог с собеседниками является уже не единичным, а повсеместным, что также доказывает значимость и злободневность этой темы исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проанализирован опыт работы над ролевыми играми со студентами второго и третьего курсов обучения в финансово-экономическом вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данной работы можно использовать на занятиях по изучению иностранного языка в неязыковом вузе при отработке самого широкого спектра лексических единиц и грамматических конструктов.

Теоретическая значимость работы заключается в специфике поэтапной подготовки к демонстрации в аудитории разработанных заранее ролевых игр, а также в попытке показать широкому кругу читателей то, что использование ролевых игр в практике работы над финансовой иноязычной лексикой позволяет закрепить в речи и активировать пассивный лексический запас узкоспециализированных терминов и расширить диапазон материала по тематике изучаемых дисциплин.

Учитывая то, что в настоящее время возрос темп жизни людей и интерес к активному восприятию и освоению учебного материала, в процессе обучения студентов грамматике важно обличать материал в такие формы, которые были бы интересны студентам. Этому требованию может соответствовать форма ролевой игры, в которой обсуждение материала, а также монологовые и диалоговые высказывания подчинены увлекательной и злободневной деятельности, благодаря чему студенты не только выполняют задачу, направленную на освоение лексических оборотов и единиц, грамматических конструктов, которые представлены им как активные на данном этапе изучения иностранного языка, но и поспорить, решить проблему, подискутировать с участниками ролевой игры, а это, в свою очередь, заставляет их с большим интересом взяться за работу над составлением речевых фрагментов, необходимых для заучивания и представления в аудитории.

Моделируя и проигрывая ситуации, похожие на реальные жизненные случаи, вероятность которых весьма высока в их будущей профессиональной деятельности, студенты получают возможность попрактиковать свои умения выстраивать линии диалога, парировать на заявления оппонента в разговоре, используя доводы, базирующиеся на знаниях узкоспециализированного материала, что станет основной в их дальнейшей жизни. Более того, ролевую игру можно назвать лингвистической, в процессе которой студенты сосредотачивают свое внимание на решении неких проблемных ситуаций, помогающих в увлекательной и легкой форме усвоить достаточно большой объем новой лексики. Помимо этого положительного эффекта ролевой игры, нужно отметить и ее заметный значимый психологический аспект, а именно то, что процесс ролевой игры позволяет студентам развивать образное мышление, а также способность к абстрактному мышлению. Ролевая игра также способствует оттачиванию навыков обобщения материала и, что также немаловажно, тренирует и закрепляет произвольное запоминание. Выбранный и обсуждаемый способ отрабатывать лексику финансово-экономического профиля на материале ролевых игр и кейсов является удачным и востребованным. Во-первых, тренировка новых лексических единиц происходит в игровой форме. Во-вторых, наличие проблемы, которая определяет ход и направленность дискуссий и монологических высказываний в процессе представления ролевый игры или кейса, повышает мотивацию студентов и заставляет подыскивать многочисленные новые выражения, речевые клише, которые помогут студенту более лаконично оформить свою мысль в процессе обсуждения. В-третьих, заинтересованность темой и желание быть убедительным в своих высказываниях, уметь обосновать свою точку зрения и представить довольно большую презентацию своей позиции приведет к тому, что студент потратит много времени на подготовку речи и продемонстрирует продолжительное участие в процессе проигрывания ролей в аудитории, таким образом, студент получит возможность говорить на изучаемом иностранном языке с использованием многочисленных новых языковых конструкций и тем самым усвоит большее количество новых слов. Также следует остановить внимание на том, что при работе над ролевой игрой, или кейсом характер и способы обсуждения проблем могут варьироваться и разнообразиться в силу того, какие задания получают участники, какие аспекты следует рассмотреть, в какой форме происходит обсуждение разных сторон проблемы. И здесь мы приходим к тому, что в ходе работы над ролевыми играми преподаватель может задаться целью развивать сразу несколько языковых аспектов, подтолкнуть студентов к работе над говорением, отшлифовывая беглость их речи. Также преподаватель может поставить задачу расширить пассивный иноязычный словарный запас студентов, вводить в активный словарный запас лексемы, с которыми уже знакомы студенты. Руководство над тем, какие лексические единицы войдут в число тех, которые в первую очередь будут востребованы и представлены как нужные новые единицы для пополнения словарного запаса студентов, берет на себя преподаватель. Он же разбивает на смысловые куски тот материал, который может быть представлен для заучивания и отбора лексики, необходимой для освоения учебных материалов, предусмотренных программой и планами высшего учебного заведения (в данном случае это вуз финансово-экономического профиля).

В качестве примера можно привести отрывок из ролевой игры, которую составили студенты в процессе подготовки к обсуждению возможностей получения займов в банке с целью покупки транспортного средства для личного пользования. Ситуация, предваряющая обсуждение, предполагала встречу приятелей, в число которых входили студенты, изучавшие основы банковского дела и, следовательно, получившие первоначальные знания в области финансов и бухгалтерского учета, то есть в определенной степени подготовленные к тому, чтобы быть способными дать грамотный и обоснованный, подтвержденный теоретическим знанием совет своим друзьям в отношении того, как может происходить процедура подачи заявления о займе в банке, какие условия следует обговаривать с менеджерами банка, по какому принципу и с использованием каких схем вычисляют процент по займу. В представленном диапазоне ролей студентам также предложены мини-ситуации, которые задают направленность их роли.

В этих небольших ситуациях присутствует набор фраз и предложений, которые могут быть использованы и полезны при составлении ролей. Иными словами, эта смысловая и лексическая заданность направленности диалогов и монологов подталкивает студентов к употреблению определенной специальной лексики по предмету, а также к выбору линий развития дискуссии. Таким образом, педагог показывает студентам предпочтительные темы для разбора, векторы осмысления проблемы, которые помогут не только закрепить употребление в речи ранее усвоенной лексики и грамматики, но и разработать свои роли так, чтобы включить в них множество новых лексических единиц, а также содержательный материал по данной теме, что, в свою очередь, поможет, во-первых, обсуждать материал из области экономики, бизнеса и финансов на иностранном языке и, во-вторых, разобраться в специфике осуществления финансовых операций клиентов банка, в условиях кооперации банковских сотрудников с физическими лицами, а также ознакомиться с алгоритмом вычисления разного вида процента по банковским займам. На основании всего вышесказанного можно увидеть, что ролевая игра является необходимым и полезным методом совершенствования и освоения лексики иностранного языка, а также способом повышения финансовой грамотности студентов, поскольку помогает в интересной и увлекательной форме работать с разными источниками материала - со словарем, учебником иностранного языка, а также с монографиями и справочниками на иностранном языке, которые содержат узкоспециализированный материал. Возвращаясь к попытке продемонстрировать вариант оформления ролевых линий в ходе работы над обсуждением банковского займа студентами второго курса финансово-экономического вуза, приведем отрывки из их выступлений на семинаре, который был направлен на демонстрацию подготовленного языкового материала студентами в ходе работы над ролевой игрой.

Первый студент инициирует дискуссию, задает тон обсуждению, описывая проблему, с которой он сталкивается, а именно - просит совет в ситуации нехватки денег на покупки необходимого ему автомобиля.

STUDENT A: I really want to buy a new car, but I don't have enough money to buy a new one. Surely, I would like to buy a new car, but the money I have is insufficient. However, I know that the purchase of an old car will result in numerous problems, I am sure it would be better to take a loan and buy a new car.

Второй студент стремится поддержать его, высказывая свое мнение по проблеме.

Student B: I completely agree with you. It will be not cheap to maintain an old car. Moreover, to find a good an honest repairman is also difficult. That's why I strongly advise you to take a realistic view on this matter and get some useful information concerning loan sources.

Student C.: Unfortunately, I know next to nothing about types of loans and conditions on what the banks give credits. The only thing I know is that I can get a loan from a commercial bank. Luckily my friend works in one of the commercial banks and can help me with getting a loan since I am a newcomer.

Student D.: I would also like to buy a new car but I only have enough savings to buy an old one. But in my opinion to buy an old car for an inexperienced driver may be rather dangerous, so to my way of thinking to borrow money from the bank to buy a new car is a better decision.

Student E.: To a certain extent you are right. But as far as I know it is not so easy to obtain a loan from a bank, you will have to speak to bank managers and negotiate the terms and conditions, moreover, you will have to prove that you are solid and your credit history is good.

Student B.: Right you are! If you are planning to negotiate a loan, you should remember that you will have to repay not only the lump sum or the principle, that is the

Библиографический список

money you need to borrow to buy a car, you will also have to repay the interest on the loan, so the sum you will be obliged to repay to the bank will multiply two or three times. Moreover, the bank managers may calculate either the simple interest on the loan, or the compound interest on the loan. There are several components that are used to compute interest on the car loan.

Student D.: The necessary thing for the borrower to know are the principal amount owed, the term of the loan, and the interest rate. Most car loans use an amortization schedule to calculate interest. If the interest on the car loan is simple interest, it is possible for you to use the calculator to determine your monthly payment amount. The interest rate will be stated in your loan agreement. For car loans, the interest rate is commonly referred to as the Annual Percentage Rate, or APR. Your interest rate multiplied by the outstanding principal amount is the interest you owe for a particular period of time.

Student A.: So, I see that borrowing money to buy an expensive item has become more and more common nowadays, and I hope it is possible to obtain a loan from commercial bank. Thank you for a fruitful conversation.

Форма представления материала ролевых игр в разделах учебных пособий идентична и предполагает зарисовку ситуации, которая и будет задавать тон и направление развития полемики. Далее следуют абзацы, содержащие набор утверждений, которые предназначены для студентов в качестве опорного материала для размышлений и основы для построения ими речевых высказываний. Из данного примера видно, что ролевая игра позволяет студентам проработать материал по изучаемой специальности, разработать вежливый диалог и научиться выстраивать свою линию разговора с учетом определенных правил этикета и грамотности.

Возросший интерес к ролевым играм, который связан с большой востребованностью в преподавании коммуникативных методик и желанием студентов и преподавателей сделать процесс обучения иностранным языкам более динамичным, привел к широкому обсуждению данной темы на конференциях, круглых столах в вузах и на страницах специализированных журналов. Из дискуссий становится понятным, что любая ролевая игра - это хорошая возможность закрепить выученный учебный материал и активировать усвоенную пассивно лексику предыдущих семинаров. Преподаватели иностранного языка с большой готовностью включают ролевые игры в процесс обучения наряду с текстами по специальности и упражнениями на грамматику, поскольку наличие в программе ролевых игр позволяет разнообразить учебный материал, включив в него, помимо узкоспециализированного терминологического ряда единиц, разговорные клише и лексику общей языковой направленности.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть пользу ролевой игры в курсе обучения иностранному языку с целью улучшения качества и повышения уровня устной речи студентов. Поставленная цель - проанализировать положительные аспекты метода игровых технологий и продемонстрировать практическое их применение в высшей школе на факультетах, специализация которых экономика и финансы, - в рамках данной статьи успешно реализована. Представленные результаты могут быть плодотворно использованы специалистами при работе над совершенствованием языковой грамотности и повышением беглости устной иноязычной речи студентов неязыкового вуза. Результаты исследования могут быть полезны в преподавании профессионально ориентированного иностранного языка, а также быть учтенными преподавателями в ходе подбора приемов тренировки лексики экономической направленности. Практическая и теоретическая ценность исследования подтверждается необходимостью и готовностью преподавателей включать ролевые игры в завершающие разделы юнитов учебников по изучению профессионального иностранного языка.

1. Артемьева О.А. Игровая концепция обучения иностранным языкам на основе системы учебно-ролевых игр профессиональной направленности: учебно-методическое пособие. Тамбов: Издательство тГу им. ГР Державина, 2001.

2. Голандам А.К., Косарева Т.Б. Иностранный язык в системе среднего и высшего образования. Москва: Социосфера, 2011.

3. Жук Н.В., Тузова М.К., Ермакова Л.В. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Уфа: Лето, 2013: 187-191. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4389/

4. Евдокимова М.Г Моделирование ситуаций профессионального общения при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Психолого-педагогический взгляд на профессионально ориентированное образование: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018: 41-44.

5. Кобзева Н.А. Обучение иноязычному устному общению студентов бакалавриата на основе технологии эдьютейнмента. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2018.

6. Ковалева М.И. Ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. 2014; Т. 6, № 2: 54-58.

7. Яковлева В.Н. Использование игровых технологий в иноязычном обучении будущих специалистов. Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Уфа, 2018; Ч. 1: 168-170.

8. Coughlan N. Board Game Materials. ESL-Lounge. 2010. Available at: www.esllounge.com/board-gamesindex.shtml

References

1. Artem'eva O.A. Igrovaya koncepciya obucheniya inostrannym yazykam na osnove sistemy uchebno-rolevyh igrprofessional'nojnapravlennosti: uchebno-metodicheskoe posobie. Tambov: Izdatel'stvo TGU im. G.R. Derzhavina, 2001.

2. Golandam A.K., Kosareva T.B. Inostrannyjyazyk vsisteme srednegoi vysshegoobrazovaniya. Moskva: Sociosfera, 2011.

3. Zhuk N.V., Tuzova M.K., Ermakova L.V. Rolevaya igra kak metod obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa: Leto, 2013: 187-191. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4389/

4. Evdokimova M.G. Modelirovanie situacij professional'nogo obscheniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Psihologo-pedagogicheskij vzglyad na professional'no orientirovannoe obrazovanie: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: OMEGA SAJNS, 2018: 41-44.

5. Kobzeva N.A. Obuchenie inoyazychnomu ustnomu obscheniyu studentov bakalavriata na osnove tehnologii 'ed'yutejnmenta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2018.

6. Kovaleva M.I. Rolevye igry kak sredstvo razvitiya mezhkul'turnoj kommunikacii pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. INTER'EKSPO GEO-SIBIR". 2014; T. 6, № 2: 54-58.

7. Yakovleva V.N. Ispol'zovanie igrovyh tehnologij v inoyazychnom obuchenii buduschih specialistov. Rol' i mesto informacionnyh tehnologij v sovremennoj nauke: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Ufa, 2018; Ch. 1: 168-170.

8. Coughlan N. Board Game Materials. ESL-Lounge. 2010. Available at: www.esllounge.com/board-gamesindex.shtml

Статья поступила в редакцию 31.03.23

УДК 378.14

Kurbanismailova M.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Faculty of Surgery with the Laboratory of Innovative Cell Technologies,

Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia), E-mail: meren.1967@mail.ru

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical

University (Grozny, Russia), E-mail: magamedova-1975@mail.ru

PROFESSIONAL IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF COMMUNICATIVE INTERACTION. The article presents an empirical study of the relationship between professional identity and communication skills of university students. The authors examine the definition of "professional identity". Professional identity is a psychological systemic formation, defining aspects of self-consciousness, where the relationship between a person and himself as a specialist and as a member of the professional community is defined. Professional identity has social and individual components, focused on the meanings of the profession: social - for society and individual - for the subject-professional. The author concludes that the complex of methods, aimed at revealing the relationship between the communicative abilities of the students of higher educational establishment and the professional community, has been conducted.

Key words: professional identity, student, university, conditions, communicative interaction

М.Г. Курбаниемаилоеа, канд. мед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: meren.1967@mail.ru

В.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: magamedova-1975@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Данная статья посвящена эмпирическому исследованию связи профессиональной идентичности и коммуникативных навыков студентов вузов. Авторы рассматривают дефиницию «профессиональная идентичность». Профессиональная идентичность является психологическим системным образованием, определяющим аспекты самосознания, где определяется отношение человека к себе как специалисту и как члену профессионального сообщества; в профессиональной идентичности выделяют социальную и индивидуальную составные части, ориентированные на соответствующие смыслы профессии: социальный - для общества и индивидуальный - для субъекта-профессионала Авторы делают вывод, что проведенный комплекс методик, направленный на выявление связи между коммуникативными способностями студентов и уровнем их профессиональной идентичности, подтверждает существование корреляции.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, студент, вуз, условия, коммуникативное взаимодействие

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что профессиональное становление личности является сложным процессом, проникающим практически во все сферы жизнедеятельности человека. В процессе своего развития он проходит различные этапы (жизненные, профессиональные). Профессионализация определяется как формирование специалиста в профессиональном плане, достижение высокого уровня владения навыками, умениями и знаниями, соответствующими определенному роду деятельности. Профессионализм характеризуется авторитетом специалиста, уровнем качества и продуктивностью его работы, умением быть наставником и передавать свои знания и опыт, умение решать нестандартные рабочие вопросы. На формирование специалиста как профессионала влияют личные качества, условия труда, мотивация в процессе трудовой деятельности, а также интересы самого специалиста. На профессионализацию воздействует также опыт работы в данной сфере, уровень образования и общая отдача в рабочем процессе.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы провести экспериментальное исследование по выявлению связи профессиональной идентичности и коммуникативных навыков студентов вузов.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: проанализировать понятие «профессиональная идентичность» студентов; провести экспериментальное исследование и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за студентами, эксперимент).

Научная новизна статьи определяется изучением понятия «профессиональная идентичность» студентов в условиях коммуникаций.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении педагогического знания о развитии профессиональной идентичности студентов вузов в условиях коммуникативного взаимодействия.

Практическая значимость представлена через экспериментальную работу по апробации комплекса методик, направленных на выявление связи между

коммуникативными способностями студентов и уровнем их профессиональной идентичности.

Изучением профессиональной идентичности также занималась Барышникова Е.Л. Она наметила узкое и широкое толкование этого феномена. В узком понимании профессиональная идентичность рассматривается как сознательность человека, комплекс сформировавшихся образов человека о самом себе как субъекте функционирования в ходе жизнедеятельности [1, с. 131].

Целуйкина Т. Г говорит о профессиональной идентичности как о результате профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, который проявляется в осознании собственного единства с профессией и представителями определенной специальности. Как интегративный феномен он обеспечивает человеку целостность, развивается в ходе профессионального обучения и выступает показателем эффективного становления профессионала, следствием чего является становление у него адекватной профессиональной «Я-концепции» [2, с. 438].

Таким образом, обобщая предложенные выше толкования понятия «профессиональная идентичность», следует отметить, что в дальнейшем под профессиональной идентичностью будем понимать комплексное, сложносо-ставное, многоуровневое и интегративное формирование, выраженное в становлении особо важных качеств для профессиональной реализации, развитии личностных качеств участника профессиональной деятельности на постоянной основе, идентификации себя участником конкретного рода профессиональной деятельности, усвоении норм и правил, продиктованных профессиональной группой, что повлечет за собой качественную реализацию в профессиональной сфере и принятие субъекта в профессиональную среду как равноценного участника.

Поваренков Ю.П., изучив понятия профессионального становления, выделил три главных направления исследования профессиональной идентичности:

1) профессиональная идентичность - это главное направление формирования личностью профессионального пути;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.