Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВЫХ ИГР НА СЕМИНАРАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВЫХ ИГР НА СЕМИНАРАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ролевая игра / неязыковой вуз / совершенствовать лексику деловой и экономической направленности / коммуникативные навыки / язык профессиональной направленности / менеджер / высшая школа / межкультурная коммуникация / role play gaming / non-linguistic university / to master economic and business vocabulary / communicative skills / professional language / manager / higher school / intercultural communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.О. Куликова

Статья рассматривает проблему ролевых игр в курсе обучения иностранному языку деловой и финансовой направленности на семинарах в неязыковом вузе. Автор анализирует значимость ролевых игр и возможность преподавателей использовать данный эффективный метод для развития вокабуляра как стимул развить беглость речи и как средство заставить студентов проявить интерес к овладению общеразговорным и экономическим английским языком. Автор также подчеркивает, что ролевые игры как необходимый компонент образовательных планов неязыкового вуза считаются полезными и эффективными. Более того, метод использования ролевых игр снискал популярность как средство повышения мотивации и возможность развивать общение и аргументацию на интересные и злободневные темы экономики и бизнеса. Автор статьи размышляет о коммуникативных навыках общения на английском языке, которыми владеют студенты экономического вуза, также автор демонстрирует методы отработки функциональной лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ROLE PLAYING AT SEMINARS ON BUSINESS AND FINANCIAL ENGLISH

The article considers a problem of role play gaming in the course of teaching Business and Financial English at seminars at a non-linguistic university. The author analyses the significance of role play gaming and the possibility for teachers to use such effective method of developing vocabulary as a spur to fluency and a means to make students to express interest in mastering general and economic English. The author also stresses that role plays as a necessary component of education plans in non-linguistic universities has been considered useful and effective. Moreover, role play method has gained popularity among students as a means of boosting motivation and an opportunity to communicate, argue on interesting and topical issues of economics and business. The author of the article dwells on the ways to develop English language communicative skills of students of an economic university and demonstrates methods to drill functional lexis.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВЫХ ИГР НА СЕМИНАРАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

занятие фонетикой. С помощью данной методики у обучающихся главным образом была задействована аудиальная память. Эта методика также периодически совмещалась с написанием слов на доске, что задействовало визуальную память обучающихся.

Что касается «ведения урока на английском языке», то на начальном этапе данная методика оказалась неэффективной, так как обучающиеся с уровнем языка А0-А2 не способны адаптироваться к восприятию и усвоению необходимой информации на нужном уровне, поэтому единственным способом представлялась возможность совмещать русский и английский языки во время проведения занятия для достижения максимального уровня коммуникации. Подводя черту под всем вышесказанным, хотелось бы вспомнить работу Леонтьева А.А. «Психолингвистики», в которой он уделял особое внимание понятию деятельностного фрейма, т.е. постановке перед собой таких вопросов, как цель, мотив, условия и вид осуществляемой деятельности [5]. Ответом на эти вопросы в данном исследовании служит «выявление проблем в обучении и в усвоении студентами языка», «желание преодолеть возникшие трудности и привить обучающимся любовь к языку и заинтересованность в нем», «применение вышеуказанных методик преподавания на практике» и «осуществление образовательной (преподавательской) деятельности» соответственно.

Таким образом, проблема качественного обучения в вузах Российской Федерации не только иностранному языку, но и в целом привлекает внимание

Библиографический список

все большего количества отечественных преподавателей и научной общественности. Данное исследование напрямую связано с вышеобозначенным вопросом, так как оно позволило проиллюстрировать основные проблемы, возникающие у обучающихся с низким уровнем владения иностранным языком [6; 7]. Проведённый нами опрос позволил разработать и усовершенствовать указанные выше методики преподавания для улучшения навыков обучающихся во всех разделах языка, таких как говорение, чтение, произношение, грамматика, лексика, письмо и аудирование. В ходе проведённого исследования мы также наблюдали тенденцию, которая свидетельствует о важности изучения иностранного языка [8] как такового, а также мы получили доказательства понимания студентами важности предмета «Иностранный язык» (английский) не только в качестве обязательной дисциплины в учебном заведении, единственной целью изучения которого является получение удовлетворительной оценки, но и важности овладения иностранным языком для достижения коммуникации, совершенствования навыков запоминания, аккумулирования и воспроизведения усвоенной информации и расширения культурного кругозора.

Общие выводы, сделанные в данном исследовании, можно использовать как в теоретических, так и в практических целях при обучении студентов иностранному языку, а также для совершенствования уже приобретённых студентами навыков владения языком.

1. Касаткина С.В. Опрос для научной статьи «Особенности обучения иностранному языку». Available at: https://docs.google.eom/forms/d/1hYiRe8VoZ

ckm9F69nqa6yRcUm6CeveZQ6SALpIt0qWw/edit?chromeless=1#response=ACYDBNhv5dqYGtxbgu-ZbkX_On2Cb1PBEprxveBrYM23AsnrJp12__mO5kgDo

P4bHUMDEzc

2. Female brains really ARE different to male minds with women possessing better recall and men excelling at maths. Available at: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2709031/ Female-brains-really-ARE-different-male-minds-women-possessing-better-recall-men-excelling-maths.html

3. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: (Модели мира в литературе). Москва: Тривола, 2000.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва, 1999.

5. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Ленинград: Наука, 1967.

6. Юдина Н.В., Мельничук М.В. Языковая политика в странах ближнего зарубежья. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020; Т. 10, № 6: 66 - 71.

7. Белогаш М.А., Мельничук М.В. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Российский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2: 123 - 132.

8. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

9. Ростовцева П.П. Языковая образовательная политика в экономических вузах. Мир образования - образование в мире. 2014; № 3 (55): 143 - 145.

10. Климова И.И., Мельничук М.В., Ростовцева П.П. Интеграция онлайн-платформы в процесс обучения иностранному языку в высшей школе в формате самостоятельной работы студента. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 262 - 265.

References

1. Kasatkina S.V. Opros dlya nauchnoj stat'i «Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku». Available at: https://docs.google.com/forms/d/1hYiRe8VoZckm9F69nqa6yRcUm6Ce veZQ6SALpIt0qWw/edit?chromeless=1#response=ACYDBNhv5dqYGtxbgu-ZbkX_0n2Cb1PBEprxveBrYM23AsnrJp12_mO5kgDoP4bHUMDEzc

2. Female brains really ARE different to male minds with women possessing better recall and men excelling at maths. Available at: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2709031/ Female-brains-really-ARE-different-male-minds-women-possessing-better-recall-men-excelling-maths.html

3. Belyanin V.P. Osnovy psiholingvisticheskoj diagnostiki: (Modeli mira v literature). Moskva: Trivola, 2000.

4. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Moskva, 1999.

5. Leont'ev A.A. Psiholingvistika. Leningrad: Nauka, 1967.

6. Yudina N.V., Mel'nichuk M.V. Yazykovaya politika v stranah blizhnego zarubezh'ya. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2020; T. 10, № 6: 66 - 71.

7. Belogash M.A., Mel'nichuk M.V. Kognitivnye aspekty razvitiya informacionno-obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole v 'epohu cifrovizacii. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2020; T. 9, № 2: 123 - 132.

8. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

9. Rostovceva P.P. Yazykovaya obrazovatel'naya politika v 'ekonomicheskih vuzah. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; № 3 (55): 143 - 145.

10. Klimova I.I., Mel'nichuk M.V., Rostovceva P.P. Integraciya onlajn-platformy v process obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole v formate samostoyatel'noj raboty studenta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 262 - 265.

Статья поступила в редакцию 18.03.22

УДК 378.147

Kulikova O.O., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: olka073@yandex.ru

ON THE ISSUE OF ROLE PLAYING AT SEMINARS ON BUISINESS AND FINANCIAL ENGLISH. The article considers a problem of role play gaming in the course of teaching Business and Financial English at seminars at a non-linguistic university. The author analyses the significance of role play gaming and the possibility for teachers to use such effective method of developing vocabulary as a spur to fluency and a means to make students to express interest in mastering general and economic English. The author also stresses that role plays as a necessary component of education plans in non-linguistic universities has been considered useful and effective. Moreover, role play method has gained popularity among students as a means of boosting motivation and an opportunity to communicate, argue on interesting and topical issues of economics and business. The author of the article dwells on the ways to develop English language communicative skills of students of an economic university and demonstrates methods to drill functional lexis.

Key words: role play gaming, non-linguistic university, to master economic and business vocabulary, communicative skills, professional language, manager, higher school, intercultural communication.

О.О. Куликова, канд. филос. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,

E-mail: olka073@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВЫХ ИГР НА СЕМИНАРАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья рассматривает проблему ролевых игр в курсе обучения иностранному языку деловой и финансовой направленности на семинарах в неязыковом вузе. Автор анализирует значимость ролевых игр и возможность преподавателей использовать данный эффективный метод для развития вокабуляра как стимул развить беглость речи и как средство заставить студентов проявить интерес к овладению общеразговорным и экономическим английским языком. Автор также подчеркивает, что ролевые игры как необходимый компонент образовательных планов неязыкового вуза считаются полезными и эффективными. Более того, метод использования ролевых игр снискал популярность как средство повышения мотивации и возможность развивать общение и аргументацию на интересные и злободневные темы экономики и бизнеса. Автор статьи размышляет о коммуникативных навыках общения на английском языке, которыми владеют студенты экономического вуза, также автор демонстрирует методы отработки функциональной лексики.

Ключевые слова: ролевая игра, неязыковой вуз, совершенствовать лексику деловой и экономической направленности, коммуникативные навыки, язык профессиональной направленности, менеджер, высшая школа, межкультурная коммуникация.

Настоящее исследование затрагивает проблему преподавания иностранного языка в высшей школе, поскольку организация семинаров по изучению иностранного языка - процесс, требующий знания, творческого подхода, готовности анализировать, подбирать и сочетать материал, а также заинтересованности в том, чтобы искать и находить все новые источники материала, которые в дальнейшем помогут разнообразить рабочий материал и сделать его увлекательнее. Все это неизменно обсуждают преподаватели высшей школы на конференциях и круглых столах.

Преподаватели иностранного языка, стремясь разнообразить материал и сделать его подачу более увлекательной и динамичной, при этом предложив достаточное количество упражнений для возможного качественного закрепления новой лексики и грамматических клише, часто опираются на кейсовые технологии и применяют игровые методики. Одной из излюбленных форм подачи и проработки материала с привлечением коммуникативных методов являются ролевые игры. Ролевые игры выступают полезным и интересным способом работы над запоминанием и введением в речевой запас иностранных слов, поскольку именно подобного рода методы работы с языковым материалом позволяют не только коммуницировать коллективно и придумывать тактику ведения общения так, чтобы совместно прийти к решению какой-то поставленной перед командой студентов - участников игры проблемой, но и подбирать и выучивать фразы, нужные для выражения мыслей в конкретной злободневной ситуации, и все это побуждает студентов активно влиться в процесс обучения, проявить интерес и инициативу.

Потребность человека в общении была и остается ярко выраженной и сильной. Более того, готовность и необходимость общаться и обмениваться информацией является для индивида важным фактором и способностью, которая способствует его развитию в обществе себе подобных. Общение может происходить как на родном, так и на иностранном языке, и желание людей практиковать иноязычную речь с целью расширения знаний за счет освоения культурного потенциала других народов становится возможным посредством совершенствования навыков говорения на иностранном языке.

Ролевые игры считаются важным компонентом разделов учебных пособий по изучению иностранного языка в вузе финансово-экономического профиля. Целью настоящего исследования является стремление продемонстрировать значимость ролевых игр для совершенствования коммуникативных навыков студентов. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач: 1) описать природу, характер и назначение ролевых игр в процессе обучения иностранному языку в экономическом вузе; 2) обосновать значимость ролевых игр в ходе работы над лексикой иностранного языка; 3) продемонстрировать диапазон тем, типичных для курса иностранного языка финансово-экономического вуза, и на примере данного перечня тем проиллюстрировать возможность повышать мастерство владение иноязычной речью.

Настоящее исследование представляется актуальным в силу ряда причин. Во-первых, актуальность темы связана со стремлением преподавателей повысить мотивацию студентов и попыткой отработать большой диапазон новой профессионально ориентированной лексики в сжатые сроки. Во-вторых, предоставить студентам возможность в ходе заинтересованного общения и обсуждения проблемных ситуаций повысить беглость речи на иностранном языке. В-третьих, подтолкнуть студентов к взаимодействию в командах и научить тактично, вежливо и грамотно выстраивать диалог с оппонентом.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проанализирован опыт поэтапной работы над ролевыми играми на семинарах в финансово-экономическом вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать на занятиях по изучению иностранного языка в неязыковом вузе при отработке лексики.

Теоретическая значимость работы заключается в специфике пошаговой подготовки к представлению ролевых игр в аудитории и подготовленных вариантов игр по заранее составленным схемам. Работа над ролевыми играми в рамках изучения финансовой и деловой иноязычной лексики позволяет закрепить в речи и активировать пассивный лексический запас финансовых определений, а

также прилагательных и глаголов, имеющих деловую, узкоспециализированную направленность. Уместным будет подчеркнуть, что такой вид работы над языковым материалом, как ролевая игра, позволяет студентам попробовать свои силы в попытках провести анализ финансовой или деловой ситуации, которая имитирована в зарисовке и задании к ролевой игре.

Ролевые игры позволяют преподавателю закрепить изученный со студентами материал в процессе коммуникации, соответственно - дать возможность студентам выстраивать речевые отрезки с учетом выученных лексем, то есть позволяют им обогащать свою речь и переводить пассивно усвоенные ими слова и выражения в активный словарный запас [1-7].

Целью использования ролевых игр на семинарах по изучению иностранного языка может служить как преодоление языкового барьера обучаемых, так и закрепление новой лексики, кроме этого, ролевые игры способствуют совершенствованию коммуникативных навыков обучаемых. Однако помимо средства обучающего характера ролевые игры выполняют и воспитательную функцию, поскольку в процессе диалога участники выбирают форму общения, манеру подачи языкового материала, формулируют фразы, используя вежливые речевые клише, помогающие завоевать расположение собеседника и подтолкнуть его к дальнейшему речевому взаимодействию.

Говоря о пользе ролевых игр на семинарах по обучению иностранному языку, следует сказать, что данный вид работы над учебным материалом актуален, необходим и эффективен. К ролевым играм преподаватели обращаются уже после того, как студенты проработали и заучили новые слова, проштудировали в упражнениях новые грамматические конструкции, а также после того, как они прочитали, проработали и пересказали тексты на нужную тематику, тексты, содержащие нужные новые слова и выражения. Иными словами, дальнейшая работа по совершенствованию разговорной деятельности на иностранном языке происходит после того, как студенты уже накопили достаточный арсенал новых лексических единиц. Обычно алгоритм подачи материала на семинарских занятиях предполагает следующую цепочку видов работы с языковым материалом: прочтение текста и работа со словами из данного текста, повторное чтение, способствующее закреплению слов в контексте. После закрепления слов, выражений из текста студенты стараются извлечь идеи и пересказать и, более того, организовать полемику на предложенную в данном тексте проблему, оперируя новым, отобранным преподавателем или методистом речевым материалом. В процессе выстраивания фраз с учетом употребления новым слов и словосочетаний студент расширит свой лексический запас и разнообразит устную речь. Это будет первым этапом работы над новой лексикой. Далее закреплению этой же новой лексики будут помогать грамматические схемы и конструкции, которые также должны быть подобраны на уже данных в начале раздела новых словах и выражениях, то есть выстраивая и закрепляя грамматические клише, студент невольно, следуя заданию, оформляет предложения или куски высказывания, или небольшие отрывки таким образом, что в них отражены недавно заученные слова.

Если говорить о том, что в общем составе группы студентов университета есть студенты разного уровня владения языком, а также что количество студентов, владеющих иностранным языком на среднем и низком уровне, достаточно велико, то может возникнуть вопрос о том, будет ли оправданным и уместным вводить ролевые игры для таких студентов. Ответ может быть неоднозначен, но стоит поспорить и сказать, что вовлечь в активную разговорную практику студентов со слабым уровнем владения языком будет так же полезно, как и для студентов более продвинутого уровня, поскольку для слабых студентов участие в ролевых играх - это возможность выучить слова и выражения, закрепить их и сделать активными единицами в своей речи, поскольку, проигрывая их как актер проигрывает при демонстрации своей роли, студенты отточат употребление этих конструкций и повысят свое умение вести беседу на иностранном языке, а также постепенно будут преодолевать языковой барьер и наращивать беглость общения.

Полемизируя о пользе и значимости практики ролевых игр в вузе экономического профиля, следует остановиться на диапазоне тем, в рамках которых преподаватель будет вести отбор ролевых игр для того, чтобы включить их в

программу курса. Данный перечень будет определяться направленностью вуза, а также выбранной специальностью. В данной статье речь идет о финансово-экономическом вузе, следовательно, в программу курса по изучению иностранного языка будут включены ролевые игры на тему внешней и внутренней торговли, организации крупного, мелкого и среднего бизнеса, способов разделения полномочий внутри компании, а также на тему составления бюджета или выстраивания линии взаимоотношений покупателя и поставщика. Это также могут быть ролевые игры, демонстрирующие процесс выработки решения по поводу уместного способа ведения бизнеса, а также диспуты, на которых участники делятся впечатлениями, отстаивают свои точки зрения и пытаются убедить коллег или партнеров в правильности своего взгляда на развитие того или иного способа ведения торговых отношений, возможность или проблематичность и неуместность поддержания бартерных отношений, которые являются редкими и пугающими для компаний, получивших хорошую, устойчивую репутацию на рынке.

Популярность и значимость ролевых игр для учебного процесса, как не раз подчеркивали авторы статей на данную тему, продиктована необходимостью моделировать ситуацию, близкую или идентичную возможной в перспективе реальной ситуации в профессиональной области, которую выберет студент данного вуза. Например, студенты первого курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации разбирают ситуации, связанные с необходимостью проанализировать алгоритм и важность составления и планирования бюджета личных средств, а также составляют ролевые игры, в которых они выступают компетентным советчиком покупателю товаров с целью обосновать и доказать, как отрицательное, так и положительное влияние разных видов и способов рекламы на выбор покупателя. Более того, студенты разбирают и моделируют ситуации, в которых они должны попытаться вернуть некачественный товар и грамотно выстроить линию защиты в общении с менеджером, ответственным за связь с покупателями. В процессе вынужденного конструирования фраз и диалогов с оппонентами студенты не только накапливают полезный им в дальнейшем диапазон вежливых фраз-клише, которые будут уместными в любом вежливом разговоре, но и могут послужить основой для построения разговора тем студентам, которые еще не владеют иностранным языком и тем более -арсеналом разговорных фраз и профессиональной лексикой настолько, чтобы бегло, грамотно и без затруднений смоделировать речевые пласты в дискуссии от имени того представителя профессиональной сферы, которого им придется представлять в рамках своей работы по специальности. Если мы обратимся к примерам подобного вида связующих фраз-клише, то можно продемонстрировать некоторые, встречающиеся в учебных пособиях, предложенных студентам первого курса.

Как отмечалось выше, в процессе игры студенты тренируют беглость речи посредством введения в свой словарный запас, демонстрируемый в ходе представления на занятии ролевой игры, профессиональных терминов, а также вводных фраз. Примерами вводных фраз могут служить следующие конструкции: I'm afraid I know next to nothing about ... . Wouldn't you agree that ... ? That may well be true ... . Surely you'd admit that ... . The point is ... . On balance ...

Деятельность студентов в процессе работу над ролевой игрой заставляет их искать и подбирать нужные речевые фрагменты, слова из недавно усвоенного активного словарного запаса и тем самым обращать еще раз внимание на новую и прорабатывать ее, переводя выбранные для использования в ролевой игре речевые конструкции из пассивно усвоенного вокабуляра в активный словарный запас. Стоит также отметить, что работа над ролевыми играми способствует развитию коммуникативных умений студентов. Поскольку они в процессе участия в ролевых играх являются активными участниками дискуссий или споров, ведь ролевая игра одной из своих целей имеет посыл спровоцировать, модулировать активное обсуждение проблемы с применением аргументов «за» и «против», а также уметь доказывать правомерность свой позиции и отстаивать выбранную точку зрения. Активные и оживленные споры служат хорошей почвой для закрепления и крепкого запоминания словарных оборотов и грамматических конструкций.

Если говорить об организации семинаров по изучению иностранного языка в неязыковом вузе, то можно утверждать, что для преподавателя будет обязательным действием добавление ролевых игр как одного из элементов каждого блока семинаров на одну определенную тему. И продиктовано это тем, что стремление использовать ролевые игры на семинарах дает уверенность в том, что данный вид работы над учебным материалом повысит эффективность учебного процесса. Многократно звучат утверждения специалистов в области педагогики о том, что организация обучения иностранному языку, предусматривающая ролевую игру как компонент учебного курса, наиболее эффективна и результативна. Ролевая игра может разнообразить учебный процесс и повысить заинтересованность студентов в предмете изучения, так как именно ролевая игра имеет нацеленность на самоутверждение. Нельзя не вспомнить о том, что ролевая игра ориентирована на речевую деятельность и является основным стимулом к развитию коммуникативных навыков у студентов. Смежность тем в учебных пособиях с возможными профессиональными ситуациями в будущем делает ролевые игры, предложенные в качестве материала для моделирования эпизодов профессионального взаимодействия студентов финансово-экономического направления, увлекательным учебным материалом. И поскольку именно ролевая игра предполагает решение проблемы, постулирование материала в данном ракурсе заставляет студентов активно размышлять над способами решения проблема-

тичной ситуации, и вследствие большой увлеченности искать и разнообразить применяемый в ходе ролевой игры речевой материал, пытаться использовать разнообразное множество связующих фраз для того, чтобы отвоевать себе большее количество времени на представление своей точки зрения. Увлеченность также приведет к частому использованию словаря в попытках найти нужные слова для точного выражения мыслей и более яркой аргументации своих идей. Здесь будет уместным в качестве подтверждения тезиса о том, что постулирование задания в форме проблемы во многом повышает эффективность работы над учебным материалом и приводит к большей результативности учебного процесса, привести утверждение И.С. Кона о том, что «единственный способ вызвать отклик юноши - поставить его перед близкой ему проблемой, которая заставляет его самостоятельно размышлять и формировать вывод» [2, с. 160]. Поскольку задачей преподавателя также является помочь студентам развить беглость речи, он обращается к ролевой игре как виду учебной деятельности, которая способствует выполнению этой задачи. Почему преподаватели выбирают именно этот вид работы над учебным материалом? Ответом будет служить следующий довод - наличие проблемной ситуации поможет студентам забыть о трудностях оформления речи на иностранном языке и пробовать говорить как можно больше, ведь перед ними будет стоять цель доказать, как лучше решить поставленную в ролевой игре проблему И студенты главным образом будут сосредоточены на коммуникативном использовании речевых единиц. Беглость речи можно повысить, участвуя в ролевой игре. Вовлеченность в процесс говорения в ходе работы над одной из ролей или в ходе представления данной роли, при взаимодействии в диалоге или полемике с друзьями из учебной группы дает возможность потренировать навыки изложения проблемы и выстроить нить аргументов, иллюстрирующих весомость позиции, которой придерживается данный студент, участвующий в ролевой игре, где процесс усвоения слов и фраз, а также развитие речевой деятельности будет идти гораздо быстрее. И этому будут способствовать необходимость «погрузиться» с материал и ситуацию ролевой игры и постараться быть вовлеченным в обсуждение и подбирать доводы в защиту своего мнения. Несмотря на то, что ситуации в учебных ролевых играх не всегда совпадают с теми, что могут возникнуть в реальной профессиональной деятельности студентов, но все же эти ситуации приближены к возможным профессиональным моментам и, соответственно, учебные ролевые игры дают почву и материал для отработки моделей поведения, а также формы словесного выражения мыслей на иностранном языке, которые будут востребованы в дальнейшем профессиональном общении. Не стоит забывать о том, что ролевые игры способствуют преодолению у студентов психологического барьера, во многом затрудняющего развитие беглости говорения на иностранном языке. Заявляя о пользе ролевых игр, нужно сделать вывод, что необходимость включения данного вида работы над лексическим материалом давно стала очевидной для преподавателей иностранного языка в вузе финансово-экономического профиля. Это продиктовано тем, что процесс подготовки и проведения ролевых игр позволяет мотивировать студентов и помочь им в динамичной и интересной форме отработать и закрепить новую профессиональную лексику, и, помимо этого, данный вид работы стимулирует студентов овладевать языком специальности, усваивать термины в гораздо короткие сроки, облегчает процесс запоминания большого количества новых слов.

Стоит отметить, что в рамках отработки лексических единиц на тему составления личного бюджета человека студенты не только рассматривают и анализируют способы планирования финансовых средств, но и увеличивают диапазон словарных оборотов и тренируют навык выстраивания беседы, руководствуясь подготовленной преподавателем цепочкой фраз, и придерживаются определенного алгоритма выдвижения доводов. Примером подобной шкалы фраз, на которые может опираться студент при оформлении линии рассуждений, может быть следующая цепочка фраз:

a personal budget is a finance plan that helps to allocate personal income towards expenses...

when people create or adjust a personal budget, they have to consider their past spending and personal debt .

to manage your personal finances, you can write a simple budget on a piece of paper. websites can be of great help to plan your expenses.

you should admit that a budget may change from month to month, and will require monthly review.

the cost overruns in one category of a budget should in the next month be accounted for or prevented.

it could be reasonable to keep expenses 10% below the estimated income. Зарисовки ролей, предлагаемых студентам, опорные фразы, связующие фразы - все это тот материал, который разрабатывает преподаватель и предоставляет обучающимся как основу для развития монологических и диалогических высказываний в ходе реализации ролевых игр. И эти зарисовки ситуаций помогают студенту определить течение будущего разговора, свою позицию и линию аргументации, а также придумать варианты того, как можно решить существующую в игре проблему.

Подытоживая все вышесказанное, можно прийти к выводам о том, что игра становится особым видом приложения умственных сил и эмоций в ходе организованной деятельности. А наличие в игре проблемы интенсифицирует потенциал студентов и обостряет потребность говорить, а также усиливает мыслительную деятельность. Таким образом, ролевая игра на семинарах в вузе приводит к рас-

крытию способностей студентов полемизировать, логически выстраивать материал, формулировать проблему и способы выхода из проблематичной ситуации, а также умение вести диалог с коллегами, товарищами, быть вежливыми, но убедительными, при этом тренировать беглость речи на иностранном языке с использованием знакомой лексики и новых речевых единиц. Все это подтверждает действенность такого учебного приема, как ролевая игра, и доказывает возможность развития мышления студентов, тренировку памяти и вырабатывание навыков беглого говорения на иностранном языке посредством применения дан-

Библиографический список

ного вида учебной деятельности. Таким образом, поставленная цель продемонстрировать значимость ролевых игр для совершенствования коммуникативных навыков студентов, а также обосновать целесообразность применения ролевых игр на семинарах в вузе финансово-экономического профиля успешно решена. Результаты исследования могут содействовать дальнейшему изучению эффективности ролевых игр в учебном процессе, в частности при работе над лексикой финансовой и экономической окраски, что, несомненно, составляет не только практическую, но и теоретическую ценность подобных исследований.

1. Жук Н.В., Тузова М.К., Ермакова Л.В. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Уфа: Лето, 2013: 187 - 191. Available at: ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4389/

2. Кон И.С. Социология личности. Москва, 1967.

3. Евдокимова М.Г Моделирование ситуаций профессионального общения при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Психолого-педагогический взгляд на профессионально ориентированное образование: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018: 41 - 44.

4. Кобзева Н.А. Обучение иноязычному устному общению студентов бакалавриата на основе технологии эдьютейнмента. Диссертация кандидата педагогических наук. Томск, 2018.

5. Ковалева М.И. Ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе. ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. 2014; Т. 6, № 2: 54 - 58.

6. Яковлева В.Н. Использование игровых технологий в иноязычном обучении будущих специалистов. Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Уфа: АЭТЕРНА, 2018; Ч. 1: 168 - 170.

7. Rozmel A.L. Role Play Technique for Workplace Readiness. The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2018; Vol 24 (1): 128 - 144. Available at: http://doi. org/10.17576/3L-2018-2401-10

References

1. Zhuk N.V., Tuzova M.K., Ermakova L.V. Rolevaya igra kak metod obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa: Leto, 2013: 187 - 191. Available at: ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4389/

2. Kon I.S. Sociologiya lichnosti. Moskva, 1967.

3. Evdokimova M.G. Modelirovanie situacij professional'nogo obscheniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Psihologo-pedagogicheskij vzglyad na professional'no orientirovannoe obrazovanie: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: OMEGA SAJNS, 2018: 41 - 44.

4. Kobzeva N.A. Obuchenie inoyazychnomu ustnomu obscheniyu studentov bakalavriata na osnove tehnologii 'ed'yutejnmenta. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2018.

5. Kovaleva M.I. Rolevye igry kak sredstvo razvitiya mezhkul'turnoj kommunikacii pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom VUZe. INTER'EKSPO GEO-SIBIR". 2014; T. 6, № 2: 54 - 58.

6. Yakovleva V.N. Ispol'zovanie igrovyh tehnologij v inoyazychnom obuchenii buduschih specialistov. Rol' i mesto informacionnyh tehnologij v sovremennoj nauke: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Ufa: A'ETERNA, 2018; Ch. 1: 168 - 170.

7. Rozmel A.L. Role Play Technique for Workplace Readiness. The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2018; Vol 24 (1): 128 - 144. Available at: http://doi. org/10.17576/3L-2018-2401-10

Статья поступила в редакцию 11.03.22

УДК 378

Kurbanova Z.S., Cand. of Sciences (Psychology), North-Caucasian Institute, Branch of Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),

E-mail: zuleikakurbanova@mail.ru

Ukhumaalieva A.M., student, Faculty of Law, North-Caucasian Institute, Branch of Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),

E-mail: Amyamy777@mail.ru

INFORMING LAW STUDENTS ABOUT THE PSYCHOLOGY OF MANIPULATION ON THE INTERNET. Since the development of the Internet information network, the emergence of social networks and large network news channels, the possibility of various ways of manipulating a person has appeared. The researchers examine the main possibilities of psychological impact on a person and ways to avoid it. It is noted that the human environment is an incredible amount of information, with the help of which there is a constant struggle for influence on mass consciousness and culture, the impact on the psyche of people with the help of various manipulative technologies. The development of society has brought manipulation to a qualitatively new level, in which even traditional media lose in terms of sphere of influence. This is due to the formation and universal spread of the Internet. The effectiveness of impact prevention will be formed only if you are ready to openly defend yourself, challenge, and protect the individual, society, and the state from crimes, false information, and their consequences.

Key words: manipulation, impact, Internet, social networks, pandemic, Rachid, protection from manipulation.

З.С. Курбаноеа, канд. психол. наук, Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции,

г. Махачкала, E-mail: zuleikakurbanova@mail.ru

А.М. Ухумаалиева, студентка, Северо-Кавказский института (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, г. Махачкала,

E-mail: Amyamy777@mail.ru

ИНФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА О ПСИХОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

С момента развития информационной сети Интернет, появления социальных сетей и крупных сетевых новостных каналов появилась возможность различных способов манипуляции на личность. Мы рассмотрели основные возможности психологического воздействия на человека и пути его избегания. Отмечено, что среда человека содержит невероятное количество информации, с помощью которой ведется постоянная борьба за влияние на массовое сознание и культуру, воздействие на психику людей с помощью различных манипуляторных технологий. Развитие общества вывело манипуляцию на качественно новый уровень, при котором даже традиционные СМИ проигрывают по сфере влияния. Связано это с формированием и всеобщим распространением сети Интернет Эффективность предотвращения воздействия сформируется только при готовности открыто защищаться, бросать вызов, что позволит уберечь личность, общество и государство от преступлений, ложной информации и их последствий.

Ключевые слова: манипуляция, воздействие, Интернет, социальные сети, пандемия, Rachid, защита от манипуляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.