Научная статья на тему 'Интерактивные методы и их применение на занятиях английского языка'

Интерактивные методы и их применение на занятиях английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / РОЛЕВАЯ ИГРА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидова Сайёра Нурматовна

В данной статье автор поднимает вопрос применения интерактивных методов на занятиях английского языка. Также рассмотрены вопросы формирования межкультурной коммуникации на основе ролевых игр при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Проанализированы такие понятия, как «коммуникативные умения», «иноязычная коммуникативная компетенция» и «интерактивные методы обучения». Приведены конкретные примеры эффективного использования ролевых игр на занятиях по иностранному языку и сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамидова Сайёра Нурматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы и их применение на занятиях английского языка»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Хамидова С.Н.

Хамидова Сайёра Нурматовна - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье автор поднимает вопрос применения интерактивных методов на занятиях английского языка. Также рассмотрены вопросы формирования межкультурной коммуникации на основе ролевых игр при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Проанализированы такие понятия, как «коммуникативные умения», «иноязычная коммуникативная компетенция» и «интерактивные методы обучения». Приведены конкретные примеры эффективного использования ролевых игр на занятиях по иностранному языку и сделаны выводы. Ключевые слова: интерактивные методы, межкультурная коммуникация, деловые игры, ролевая игра, коллективная деятельность.

Внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Вопросы активизации обучения студентов относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение. От качества обучения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания студентов, как будущих специалистов.

Приоритетными направлениями в обучении иностранным языкам в вузе являются коммуникативность, интерактивность, аутентичность, изучение языка в культурном контексте, которые развивают межкультурную коммуникацию. Конечной целью обучения иностранным языкам является свободное ориентирование в иноязычной среде и этому в большой степени способствуют интерактивные методы обучения. Основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения: нахождение проблемной формулировки темы занятия; организация учебного пространства, располагающего к диалогу; мотивационная готовность студентов и преподавателя к совместным усилиям в процессе познания; создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для решения поставленной задачи; выработка и принятие правил учебного сотрудничества для студентов преподавателя; использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.; оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности; развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа [1]. Игра — это форма деятельности (чаще — совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. В последние годы в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, принимается как общенаучная, серьезная категория. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой. Можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Отличительной черты игровых методов обучения по сравнению с другими активными методами обучения является групповая

активность, которая даёт возможность каждому студенту проявить свои творческие способности. Выделяют три основные категории игр. Деловые игры. В наиболее общем виде деловую игру можно определить как метод имитации (подражания, изображения, отражения), принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от других интерактивных обучающих технологий: моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке профессиональных решений; наличие общей цели у всей группы; распределение ролей между участниками игры; различие ролевых целей при выработке решений; взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; групповая выработка решений участниками игры; реализация цепочки решений в игровом процессе; многоальтернативность решений; наличие управляемого эмоционального напряжения. Ролевые игры. Одним из самых эффективных методов интерактивного обучения является ролевая игра. Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться обучающиеся (например, аттестация, защита или презентация какой-либо разработки, конфликт с однокурсниками и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации. Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. Организационно-деятельностные игры. Являются формами коллективной деятельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование новых деятельностных образцов. Такие игры проводятся с целью внедрения новой практики в некоторой профессиональной сфере. Близким к игровым методам обучения является рассмотренный выше кейс-метод. Однако игра, в отличие от последнего, представляет собой динамическое явление, а кейс-метод может осуществляться и по отношению к статическим ситуациям, лишенным выраженной временной динамики. «Игра представляется имитацией практики, а кейс-метод — имитацией ситуации, в которой развертывается практика жизни. Игра акцентирована на умения, навыки, тренинг, а кейс-метод — на поиск проблемы, заложенной в ситуацию, и ее мысленное разрешение» [2]. В заключении хочется отметить, что использование интерактивных методов играет важную роль при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Их применение повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка, усиливает положительные эмоции, благоприятно влияя на развитие их коммуникативных умений. А также позволяет более успешно решать задачи формирования межкультурной коммуникации студентов. Применение нового подхода к изучению преподаваемого материала на занятии даёт в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадёживающие результаты [3].

Список литературы

1. Ковалёва Марина Ивановна. Ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: rolevye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-mezhkulШmoy-kommumkatsп-pri-obuchemi-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze/ (дата обращения 13.12.2018).

2. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода/под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

3. Умарова Д.З. Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения. Научно-теретический журнал «Вопросы науки и образования». № 8 (20). Москва. Июнь, 2018. С. 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.