4. Гаврилова, Т.А. Инженерия знаний. Модели и методы [Электронный ресурс]: учебник / Т.А. Гаврилова, Д.В. Кудрявцев, Д.И. Муромцев. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2018. - 324 с. -Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/l07925.
5. Лапа М.В., Маловик К.Н. Экспертная оценка квалификации работников для эффективного управления качеством жизни / Качество и жизнь: научно-производственный журнал // Москва: МОО «Академия проблем качества», 2019. - № 1 (21). Спецвыпуск. - С. 72-77. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37290652
6. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. - Введ. 2015-11-01. - М.: Стандартинформ, 2018. - 24 с.
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2015-11-01. - М.: Стандартинформ, 2018. - 24 с.
8. ГОСТ Р ИСО 9004-2019. Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации. - [Электронный ресурс]. - http://docs.cntd.ru/document/1200167117.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Леонова Елена Николаевна
Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск)
РОЛЬ ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ МИРЕ ВЧЕРАШНЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация. В статье поднимается проблема экзистенциального кризиса и хаоса внутреннего мира молодого человека, вызванных ломкой устоявшихся стереотипов в связи с вхождением ими в измененную образовательную среду. В этой связи роль значимого другого во многих случаях является ключевой, поскольку молодому человеку очень трудно самому найти правильный вектор личностного развития в данный период жизни, и он легко может стать жертвой манипуляторов, которые приведут вчерашнего школьника к трагедии.
Ключевые слова: экзистенциальный кризис, измененная образовательная среда, самопреодоление, ломка стереотипов, Значимый Другой.
Annotation. The article highlights the issue of existential crisis and inner world instability of a first year student as a result of the crash of habitual stereotypes when a young person finds themselves in an altered educational environment. This crucial period of life requires a Significant Another to help a fresher to work out a coping strategy and be protected against manipulators.
Keywords: existential crisis, altered educational environment, coping strategy, crash of stereotypes, Significant Another.
Введение. Окончание школы — это не только долгожданный шаг во взрослую жизнь, но и столкновение с кризисной ситуацией, из которой очень непросто найти выход. Современная школа, в силу ряда объективных и субъективных факторов, не готовит молодых людей к взрослой жизни, не интересуется их внутренним миром. Кризисные моменты возникают тогда, когда молодой человек вынужден выйти из зоны комфорта, чтобы войти в измененную образовательную среду. Школьная жизнь со всеми ее плюсами и минусами является для ребенка/подростка/молодого человека некой устоявшейся замкнутой системой, к которой потенциальный первокурсник привык: семья - школа - друзья. Компоненты могут варьироваться, но семья и школа остаются неизменными. Нахождение в этой среде дает молодому человеку чувство защищенности, безопасности, комфорта. Когда молодой человек заканчивает школу, он попадает в совершенно неведомую ему вузовскую среду, в которой ему трудно ориентироваться. После ломки привычной системы первокурсники переживают состояние хаоса, которое характеризуется наличием точек бифуркации или многовекторностью, что не всегда приводит к правильному выбору. По мнению Э.Эриксона, этот период является ключевой стадией для приобретения чувства идентичности. В это время молодой человек колеблется между положительным полюсом идентификации "я" и отрицательным полюсом путаницы ролей. [1; с. 18]
Изложение основного материала статьи. Попав в измененную образовательную среду, молодые люди испытывают дискомфорт, связанный с неизвестностью. Новоиспеченные студенты пытаются следовать уже известному паттерну поведения, заложенному в школе, но в стенах вуза от молодого человека требуется совсем другой подход к решению задач. Происходит ломка не только стереотипов, привычек, но и мировосприятия в целом. Система высшего образования предъявляет вызовы молодому человеку, с которыми он порой не в состоянии справиться:
- способность к осмысливанию больших объемов материала;
- готовность к отстраненной позиции преподавателя;
- готовность к объективной оценке своих знаний;
- необходимость ассертивности, готовность отстаивать свою точку зрения;
- готовность к конструктивному одиночеству;
- осознание необходимости работы над собой с целью достижения конкурентноспособности в обществе;
- необходимость достижения уверенности в себе;
- готовность противостоять социальным вызовам;
- готовность взять на себя ответственность за свой личностный рост при опоре на собственные силы.
Молодой человек, только окончивший школу, не может противостоять этим вызовам, в силу отсутствия
у него положительного опыта совладающего поведения (Ф.Е. Василюк), поэтому студент-первокурсник начинает ощущать себя как проблему, все больше и больше теряясь в поле хаоса с его многовекторностью. Внутренний мир первокурсника -это клубок переживания своих экзистенциалов:
- одиночество, вызванное измененной образовательной средой и ломкой прежних жизненных стереотипов, это чувство обостряется в связи с изменением места жительства, отъезда из родного города к месту учебы;
- страхи, имеющие деструктивную природу, это зачастую страхи не перед чем-то или кем-то, а страх перед неизвестностью, который является следствием дезориентированности в новой реальности и становится серьезным препятствием на пути личностного роста;
- страдания, вызванные непосильной учебой, неумением вовремя найти нужный материал, отстраненной позицией преподавателей. Так же страдания могут быть вызваны экзистенциальным чувством одиночества, отсутствием референтной группы и принадлежности к ней.
Дело усугубляется тем, что молодые люди даже не осознают опасности экзистенциальных переживаний своего внутреннего мира, но именно эти экзистенциалы, имеющие деструктивный характер, являются мощным барьером для дальнейшего личностного саморазвития молодых людей. Таким образом, образ первокурсника — это маленький одинокий человек в условиях агрессивной внешней среды. Типичная критическая ситуация на данном этапе — это «весь мир против меня маленького и слабого». Бывает, что молодые люди осознают условия и требования внешней среды, но не имеют алгоритма действий. Такие люди тоже принадлежат к группе риска, поскольку их критическая ситуация заключается в неумении найти правильный выход.
Кризисные периоды возникают на разных этапах жизнедеятельности личности. В этой связи проблемой является не кризис как таковой, а возможность/невозможность поиска путей выхода из него. Не имеющие за плечами опыт совладающего поведения по выходу из кризиса, молодые люди не способны решить свои проблемы самостоятельно, и кризис перерастает в депрессию, которая в случае затяжного характера может привести к необратимым последствиям. Согласно Э.Эриксону, непреодоленный кризис влечет состояние "диффузии идентичности", которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста [1; ^ 38]
Проблема адаптации первокурсников вуза к условиям измененной образовательной ситуации существует, наверное, столько, сколько и сами институты высшего образования. На протяжении долгого времени было предложено огромное количество разнообразных психолого-педагогических моделей преодоления молодыми людьми определенных личностных барьеров и их вливание в вузовскую среду. Вопрос заключается в том, а нужно ли вообще адаптировать молодых людей к условиям и требованиям вуза и насколько это поможет им в их дальнейшей жизнедеятельности? Данный вопрос далеко не является праздным. Не секрет, что многие вузовские педагоги вообще не считают проблему адаптации первокурсников актуальной, рассматривая своих студентов как сосуды, которые необходимо до краев наполнить знаниями, причем, чем быстрее и успешнее молодой человек впитывает знания, тем лояльнее к нему отношение преподавателя. Принято считать, что в университет поступают взрослые люди, которые определились со своей жизненной стратегией и уже имеют четкий вектор своего развития. Но так ли это?
В этой связи приходится столкнуться с рядом педагогических противоречий:
- между потребностью общества в людях, способных к авторству жизни и государственной образовательной политикой, не ориентированной на развитие таких способностей;
- между экзистенциальными противоречиями, возникающими во внутреннем мире молодых людей и недостатком педагогического опыта для помощи в преодолении этих противоречий;
- между потребностью молодых людей (осознанной или неосознанной) быть аутентичными личностями и отсутствием педагогов-наставников, готовых им в этом помочь.
Отмеченные противоречия позволяют нам сформулировать проблему данной статьи, которая состоит в педагогическом осмыслении роли Значимого Другого в разрешении внутренних экзистенциальных конфликтов молодых людей, носящих деструктивный характер и являющимися непреодолимым препятствием к самоактуализации.
Находясь в состоянии хаоса, молодому человеку крайне трудно выбрать правильный путь развития, который бы определял его стратегию выхода из кризисной ситуации/ситуации-затруднения. Вот поэтому на данном этапе необходим Значимый Другой, который поможет вчерашнему школьнику выбрать правильный путь конструктивного самопреодоления через волевое усилие.
Опираясь на работы таких психологов как А.Н. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, А. Маслоу и др., следует отметить, что в самом начале осознания и процесса переживания экзистенциалы носят деструктивный характер, поскольку они создают психологические барьеры, препятствующие самостановлению молодого человека как личности и обретению им ответственной свободы. Для преодоления психолгических барьеров и конвертирования деструктивных экзистенциалов в конструктивные необходим такой феномен как воля. В психологической литературе воля определяется как «орудие преодоления «умноженных» друг на друга сил по преодолению трудностей» [2; ^ 17]. Если критическая ситуация индивидом не осознанна, волевые механизмы остаются незадействованны, а там, где воля бессильна, возникает кризис. Осознанность критической ситуации, ее рефлексия, наряду с мотивом, в большинстве случаев активизирует волевое усилие и приводит к поступку, имеющим целью выход из кризисной ситуации. Продуктом данного процесса является новый опыт совладающено поведения, который молодой человек обретает в случае позитивного решения ситуации-затруднения.
Перед педагогом, в этой связи, стоят следующие задачи: снятие у молодого человека страхов перед внешним миром, принятие себя; организация совладающего поведения при опоре на свой внутренний мир; открытие перед молодыми людьми возможности свободного и ответственного выбора; создание для молодого человека условий овладения логикой процесса поиска и установления границ своей ответственной свободы в пределах ответственной свободы других людей.
Молодой человек обретает возможность преодолеть «зазор» между своим внутренним миром и миром внешним. В результате происходит встреча со своим внутренним миром при педагогическом сопровождении Значимого Другого, который учит своих воспитанников рефлексировать не только свою настоящую жизнь, но и прошлую и будущую, поэтому основными видами рефлексии будут: ретроспективная, ситуативная, проспективная (В.А. Петровский [3]), трансцендирующая. Последняя заключается в том, что молодой человек начинает задумываться о смысле жизни и самостоятельно выстраивать свою жизненную стратегию, осознавая ответственность за собственную жизнь. Таким образом, являясь педагогом, Значимый Другой осуществляет педагогическое сопровождение своего воспитанника, при котором он:
- пробуждает у него рефлексию;
- осуществляет совместный поиск решения экзистенциальных проблем;
- начинает педагогическое сопровождение процесса стремления молодого человека к своей индивидуальности;
- учит его ответственности за свои поступки;
- помогает ему выстраивать свою жизненную стратегию.
Деятельность Значимого Другого в русле педагогического сопровождения — это, прежде всего пролонгированная помощь и защита педагогом своего воспитанника в процессе его личностного самостановления (Е.А. Александрова [4], Н.Н. Михайлова, С.Я Ромашина, С.М. Юсфин). В данной связи педагог-наставник не имеет готовых ответов на ситуацию- затруднение своего воспитанника, у него нет готового образа молодого человека в будущем. Он вместе с ним ищет правильный путь решения проблемы и предоставляет вчерашнему школьнику свободу выбора собственной жизненной стратегии, при условии, что вектор личностного роста молодого человека будет всегда направлен вверх. Продуктом такой совместной деятельности будет новый опыт совладающего поведения, который воспитанник всегда сможет повторить самостоятельно, выйдя тем самым на новый виток личностного самостроительства при прохождении им «духовной вертикали (В.С. Соловьев)». Таким образом между учеником и наставником возникает «событийная общность» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев [5]), которая находит свое воплощение в «отраженной субъектности» (В.А. Петровский). Вместе со своим воспитанником педагог запускает механизм движения от себя актуального к себе потенциальному, актуализировав трансцендирующую рефлексию и волевое усилие, которые воспитанник будет повторять снова и снова, вследствие чего возникает феномен «человека в пути» (М.К. Мамардашвили), т.е. запускается механизм непрерывного личностного роста, который продолжается всю жизнь.
При отсутствии Значимого Другого в стенах вуза или в кругу семьи, молодые люди начинают искать его на просторах интернета или в кругу сверстников, интуитивно стараясь заполнить экзистенциальный вакуум. В этом случае вузовские проблемы могут выступать мощным триггером, приводящим к кризису, депрессии, суициду.
В педагогической литературе по умолчанию принимается тот факт, что Значимый Другой, наставник, должен быть со знаком «плюс». Но зачастую действительность преподносит сюрпризы, когда молодые люди ищут помощи у манипуляторов, готовых повернуть хаос внутреннего мира молодого человека в свою пользу. В таких случаях вчерашние школьники оказываются втянуты в политические, религиозно-сектантские и криминальные течения, не имеющие ничего общего с самоактуализацией и совладающим поведением в нашем понимании.
Манипуляторы, втягивающие вчерашних школьников в свои игры, делают их объектами скрытого психологического воздействия при опоре на нестабильность и угнетенность их внутреннего мира. Не понимая, что ими манипулируют, молодые люди охотно ведутся на эмоциональные лозунги тех, кого они считают Значимыми Другими и верят им беспрекословно. Эмоциональность контента, предъявляемого манипуляторами молодым людям, является неотъемлемой составляющей манипулятивного воздействия, ведь эмоциональный фон снижает уровень критического мышления, поэтому, чем выше эмоциональная составляющая, тем менее критично будет восприниматься посыл манипулятора, а, следовательно, тем успешнее будет манипулятивное воздействие.
«Значимые Другие» со знаком «минус» используют "рефлексивное управление", которое специалисты определяют как "управление решением противника, в конечном итоге навязывание ему определенной стратегии поведения при рефлексивном взаимодействии, которое осуществляется не прямо, не грубым принуждением, а путем передачи ему оснований, из которых тот мог бы логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение» [6; с. 15].
Под влиянием таких «наставников» молодые люди становятся марионетками политических игр, религиозно-экстремистских организаций, криминальных группировок, или заканчивают жизнь самоубийством, под влиянием психопатов из социальных сетей.
Разницу между воздействием Значимых других на внутренний мир еще несформировавшейся личности мы приводим в следующей таблице:
Таблица 1
Воздействие Значимых Других на внутренний мир первокурсника
Значимый Другой + Значимый Другой -
Личность наставника самоактуализированная личность манипулятор с психическими отклонениями
Отношение к экзистенциальным проблемам конвертирование экзистенциалов из деструктивных в конструктивные опора на нестабильность внутреннего мира личности
Способы психолого- педагогического воздействия педагогическое сопровождение (защита, помощь, содействие, взаимодействие) использование деструктивных методов влияния с целью модификации поведения
Степень осознанности целей и задач индивидом прозрачность целей и задач, их критическое осмысление скрытый для адресата характер маскировки истинных намерений актора
Вектор воздействия самоактуализация, выстраивание «духовной вертикали», активизация рефлексии (ретроспективная, ситуативная, проспективная с выходом на трансцендирующую) рефлексивное управление для достижение актором своих целей
Мишени воздействия стремление к самосовершенствованию. высокие духовные мотивы низменные влечения человека, агрессивные устремления
Использование научных открытий в области психологии во благо развития личности воспитанника использование разработанных технологий манипулирования психикой
Выводы. Как видно из таблицы, наставник в вузовской среде является необходимым условием для помощи молодому человеку разобраться в хаосе своего внутреннего мира и не стать жертвой манипуляторов. Конечно, не все пришедшие в вуз вчерашние школьники имеют такие проблемы, но как показывает практика их гораздо больше, чем мы себе это представляем.
Литература:
1. Эриксон Э. Идентичность.Юность.Кризис. / Э. Эриксон. Изд-во Флинта, 2006, 370 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк; - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 200 с.
3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский, Изд-во «Феникс». Ростов-на-Дону, 1996, 512 с.
4. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы / У.А. Александрова. - Саратов: Изд-во СГУ, 2003. - 200 с.
5. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии Психология человека: Введение в психологию субъектности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев; - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384с.
6. Грачев Г.В. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г.В. Грачев, И.К. Мельник, М.: Изд-во «Алгоритм», 2002. - 288 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лепшокова Елизавета Ахияевна
Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Карасова Светлана Яхьяевна
Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АББРЕВИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация. Данная статья освещает особенности формирования аббревиации в английском языке. Всякий раз индивид встречается с надобностью принимать, шлифовать и группировать громадное количество сообщений в ограниченный промежуток периода. Ему надо в это же время согласно речевой обстановке формулировать свои размышления. Для того, чтобы сохранить свои старания, затрачиваемые на данное трудное дело, индивидуум ищет лингвистические возможности, которые помогли бы понизить большие и трудные для восприятия и оборота единицы языка. В этом ему помогают разнообразные словообразовательные процессы.
Ключевые слова: аббревиация, индивид, информация, языковые возможности, словообразование. Annotation. This article is about the features of formation of abbreviations in English. Every day a person faces with the need of receiving, working out and systematizing a huge flow of information in a limited unit of time, and at the same time adequately expresses his thoughts in a communicative situation. In order to achieve savings in efforts that are spent on this complex process, the individual is in search of linguistic opportunities that would reduce the cumbersome and difficult to understand and express units of language. In this, various word-formation processes help him.
Keywords: abbreviation, individual, information, linguistic possibilities, word formation.
Введение. Во время диалога слова иногда сокращаются. Основания для сокращения разнообразны. Это могут быть как языковедческие катализаторы так и экстралингвистические основания.
Экстралингвистические основания - это модификации в жизни людей. В нынешнем английском языке масса новых сокращений, которые создаются из-за повышения темпа жизни. Надобно очень быстро доставлять все большее и большее число извещений.
Объектом исследования являются аббревиатуры английского языка всевозможных видов. Предметом изучения является строение и смысл английских аббревиатур. В качестве данных исследования взяты множество образцов использования аббревиатур в нынешних англоязычных текстах.
Актуальность предоставленной статьи определена статикой формирования сегодняшнего английского языка. Сокращения облегчают наше существование. Аббревиатуры являются самыми усиленно формирующимися единицами английского языка. Поэтому аббревиатуры представляют большой интерес для лингвистов в сегодняшнем языкознании.
При работе над данной статьей использованы следующие методы исследования:
- аналитическое чтение;
- теоретический разбор литературы;
- поисковый, контекстуальный разбор;
- сравнительный разбор.
Аббревиатуры являются эффективным способом образования слов. Они значимы во всех сферах человеческой деятельности.
Цель этой статьи - показать характерные черты формирования аббревиации в современном английском языке.
Результаты исследования в данной работе можно использовать на занятиях по методике преподавания иностранного языка, на дополнительных уроках.
Изложение основного материала статьи. Изучение лексики наиболее результативно проходит тогда, когда индивид знает главные способы словообразования в определенной языковой системе. В настоящее время языковеды называют массу методов формирования английских терминов. Одним из них является сокращение.
Сокращения - рядовое явление в Великобритании. Многие аббревиатуры используются в основном потому, что экономические обороты обычно чересчур большие.
В наиболее общем смысле сокращение — это процесс редукции фонем или морфем лексических единиц. Сокращение не просто позволяет создать новое слово, но еще наделяет результат определенными свойствами, основополагающим среди которых является лаконичность [3].