Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КРИЗИСА СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КРИЗИСА СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС / ОТВЕТСТВЕННАЯ СВОБОДА / САМОПРЕОДОЛЕНИЕ / ЛОМКА СТЕРЕОТИПОВ / ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова Елена Николаевна

Третий курс является кризисным для большинства студентов. Именно на 3-м курсе больше всего уходов из вуза, академических отпусков, никак не связанных со здоровьем, а хорошие, казалось бы, студенты вдруг перестают посещать занятия и готовиться к ним. Экзистенциальный кризис, который не был выявлен на первом курсе, является мощным фундаментом для затяжных депрессивных состояний, которые молодые люди переживают на средних курсах. Чувство тревоги несовместимо с чувством свободы, а свобода есть основа творческого преобразования внешнего мира. В этой связи приходится столкнуться с противоречием между необходимостью стать свободной творческой личностью и экзистенциальными страхами, тормозящими этот процесс. Угнетенное состояние молодых людей вызвано экзистенциальным вакуумом, который они испытывают, находясь в состоянии хаоса многовекторности и смыслов перед переходом на новый виток личностного развития. Неумение разобраться в своих переживаниях самостоятельно толкает молодых людей на поиск помощи взрослых. Именно на третьем курсе больше всего обращений к университетским психологам. Проблема заключается в том, что большинство переживаний молодыми людьми не осознанны, а, следовательно, они не могут донести свою проблему до психолога, человека абсолютно чужого, который видит студентов в первый раз, в отличие от преподавателя, который общается с ними ежедневно и обладает необходимыми фоновыми знаниями, касающимися личности студента. Поэтому, в рамках нашего исследования, именно преподаватель должен стать тем Значимым Другим для молодого человека и осуществлять не только учебную деятельность, но и педагогическое сопровождение молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXISTENTIAL NATURE OF THE THIRD-YEAR STUDENT CRISIS

Third year in the university is a period of crisis for the majority of students. The biggest amount of droppings and academic leaves which have nothing to do with health problems occur exactly in this period of time. Top students will skip classes and cease to get ready for them. Existential crisis failed to be discovered during the first year of study comes as a powerful trigger for prolonged depressions suffered by the third year students. The sense of anxiety and the sense of freedom can’t go together. And freedom is the grounds for outer environment transformation. There comes a contradiction between the necessity to become a free and creative personality and existential fear which curbs the creativity. Existential vacuum causes depressed state of mind of young people experiencing the chaos of their inner world before getting on the new orbit of their development. Inability to sort the things out causes young people to search the help of adults. Third year students turn to university psychologists for help.But the case is that the majority of problems are not realized by the young people,so they fail to share their problem with the psychologist, a person who is a complete stranger to them and completely unaware of their background. So, within the framework of our research, it is a university teacher who is to be a Significant Another for the students and take responsibility for their pedagogical guidance.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КРИЗИСА СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА»

Таблица 1

Уровень сформированности коммуникативных способностей, творческого мышления и уровня

учебной мотивации студентов

Группа Мотивы обучения студентов Направленность личности в общении Креативность

ПЗ ОП ПД Д Ав М К Ал В С Н

ЭГ 47% 35% 18 % 58% 15% 15% 12% - 60% 30% 10%

КГ 25% 15% 60% 15% 40% 35% 10% - 40% 28% 32%

Выводы. Если изначально контрольная и экспериментальная группа практически не отличались при диагностике уровня сформированности коммуникативных способностей, творческого мышления и уровня учебной мотивации, то после включения в образовательный процесс веб-квеста, преобладание мотивов по первым двум шкалам в экспериментальной группе по показателям «Овладение знаниями» и «Овладение профессией» свидетельствует о доминировании интереса к получаемым знаниям в выбранной студентами профессиональной деятельности. Доминирование диалогической направленности в экспериментальной группе свидетельствует об ориентации на равноправное общение, взаимное развитие, творчество в межличностном общении. Творческую направленность деятельности подтверждает и методика Джонсона, 60% респондентов имеют высокий уровень креативности. Напротив, в контрольной группе студентов, смещен акцент на авторитарную направленность в процессе коммуникации, что свидетельствует об ориентации на подавление партнера, использование штампов и стереотипов в речи и низкий уровень проявления креативной направленности личности.

В целом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование образовательных веб-квестов в процессе обучения способствуют формированию значимых личностных характеристик будущих педагогов. Именно участие в квесте позволяет расширить свое представление о совместной работе в сети Интернет, приобрести коллективные навыки работы и также сплотить коллектив. Данный проект позволил нам узнать у студентов насколько им понравилось участие в таком виде работы и 92% опрошенных студентов положительно относятся к веб-квестам и также считают, что они эффективно влияют на развитие мотивационной сферы учащихся.

Литература:

1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999 (дата обращения: 12.02.2021)

3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php (дата обращения: 27.01.2021)

4. Гущина Н.А. Ценностное самоопределение студентов магистратуры в аксиосфере интернета/ В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки" 2019. - С. 32-36

5. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - СПб, Питер, 2002

6. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.eom/2009/02/5.html (дата обращения: 24.12.2020)

7. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. -http://vio.fio.ru/vio_07 (дата обращения: 23.02.2021)

8. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся https://urok.1sept.ru/articles/513088/ (дата обращения: 27.01.2021)

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Леонова Елена Николаевна

Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КРИЗИСА СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА

Аннотация. Третий курс является кризисным для большинства студентов. Именно на 3-м курсе больше всего уходов из вуза, академических отпусков, никак не связанных со здоровьем, а хорошие, казалось бы, студенты вдруг перестают посещать занятия и готовиться к ним. Экзистенциальный кризис, который не был выявлен на первом курсе, является мощным фундаментом для затяжных депрессивных состояний, которые молодые люди переживают на средних курсах. Чувство тревоги несовместимо с чувством свободы, а свобода есть основа творческого преобразования внешнего мира. В этой связи приходится столкнуться с противоречием между необходимостью стать свободной творческой личностью и экзистенциальными страхами, тормозящими этот процесс. Угнетенное состояние молодых людей вызвано экзистенциальным вакуумом, который они испытывают, находясь в состоянии хаоса многовекторности и смыслов перед переходом на новый виток личностного развития. Неумение разобраться в своих переживаниях самостоятельно толкает молодых людей на поиск помощи взрослых. Именно на третьем курсе больше всего обращений к университетским психологам. Проблема заключается в том, что большинство переживаний молодыми людьми не осознанны, а, следовательно, они не могут донести свою проблему до психолога, человека абсолютно чужого, который видит студентов в первый раз, в отличие от преподавателя, который общается с ними ежедневно и обладает необходимыми фоновыми знаниями, касающимися личности

студента. Поэтому, в рамках нашего исследования, именно преподаватель должен стать тем Значимым Другим для молодого человека и осуществлять не только учебную деятельность, но и педагогическое сопровождение молодого человека.

Ключевые слова: экзистенциальный кризис, ответственная свобода, самопреодоление, ломка стереотипов, Значимый Другой.

Annotation. Third year in the university is a period of crisis for the majority of students. The biggest amount of droppings and academic leaves which have nothing to do with health problems occur exactly in this period of time. Top students will skip classes and cease to get ready for them. Existential crisis failed to be discovered during the first year of study comes as a powerful trigger for prolonged depressions suffered by the third year students. The sense of anxiety and the sense of freedom can't go together. And freedom is the grounds for outer environment transformation. There comes a contradiction between the necessity to become a free and creative personality and existential fear which curbs the creativity. Existential vacuum causes depressed state of mind of young people experiencing the chaos of their inner world before getting on the new orbit of their development. Inability to sort the things out causes young people to search the help of adults. Third year students turn to university psychologists for help.But the case is that the majority of problems are not realized by the young people,so they fail to share their problem with the psychologist, a person who is a complete stranger to them and completely unaware of their background. So, within the framework of our research, it is a university teacher who is to be a Significant Another for the students and take responsibility for their pedagogical guidance.

Keywords: existential crisis, responsible freedom, coping strategy, crash of stereotypes, Significant Another.

Введение. Университетская жизнь сегодняшнего студента резко отличается от того, какая была у студентов до начала нулевых. Студенческая романтика: походы, песни под гитару, групповые посиделки и т. д., в общем, то, что делало жизнь действительно студенческой, в наше время сошло на нет. Потерян колорит беззаботной жизни, присущей ряду предшествующих поколений.

Современные студенты вынуждены решать конкретные «взрослые задачи»: как заработать деньги на обучение, как совместить очную учебу с вечерней работой, как выкроить время на подготовку к занятиям, как вовремя сдать все, чтобы не переступить через дедлайн. Кроме того, они должны еще решать проблемы взаимоотношения с противоположным полом, проектирования будущей семьи.

С другой стороны, следует учитывать и тот факт, что молодой человек, обучающийся на средних курсах вуза, не имеет достаточного опыта поиска выхода из кризисных ситуаций. Согласно Э. Фромму, чем выше развитие общества, тем дольше период взросления [1, с. 56]. Общество предъявляет молодому человеку вызовы, к которым он оказывается не готов. Отсюда следует противоречие между вызовами общества и современной жизни к личности и несформированностью такой личности.

Для нахождения путей решения данного противоречия необходимо обратиться к философской составляющей этой проблемы, а именно философской концепции целостности личности. Любая целостность, по мнению В.С. Соловьева, состоит из элементов, которые не исключают, а, наоборот, взаимодополняют друг друга, не исключая целого, а «утверждая свое бытие на единой всеобщей основе», при этом общая основа не подавляет и не исключает элементы [2, с. 116].

Изложение основного материала статьи. В рамках нашего исследования реализация первого условия видится в человеческой открытости миру, которая происходит в случае достижения гармонии в мире внутреннем, и только после этого, человек может выходить в мир себе подобных для его конструктивного преобразования. В этом случае появляется способность взять на себя ответственность не только за свою жизнь,но и за жизнь окружающих людей. В этом выражается проявление свободы личности. Проблема ответственной свободы выражается в степени восприятия человеком окружающего мира: не как нечто враждебного, угрожающего маленькому Я, но как целостности, частью которой это Я является. А это, в свою очередь подразумевает снятие страхов, в том числе экзистенциальных, неосознанных, мешающих быть. Чувство тревоги несовместимо с чувством свободы, а свобода, как уже отмечалось, основа творческого преобразования внешнего мира.

В этой связи приходится столкнуться с другим противоречием: между необходимостью стать свободной творческой личностью и экзистенциальными страхами, тормозящими этот процесс.

Что же является причиной экзистенциальных страхов? При переходе из школы в вуз происходит ломка устоявшихся стереотипов и систем. Вчерашний школьник впервые оказывается в ситуации хаоса с его многовекторностью. Зачастую, оказываясь в измененной образовательной среде, молодой человек не может самостоятельно ориентироваться в новой обстановке, а вызовы к нему оказываются чрезмерными. В результате возникают экзистенциальные переживания: одиночество, страхи, страдания, которые молодому человеку трудно преодолеть в одиночку. Без помощи наставника, который стал бы Значимым Другим для молодого человека, очень часто трудно преодолеть ситуацию-затруднение. Преодоление такой ситуации при педагогическом сопровождении педагога-наставника дает молодому человеку положительный опыт совладающего поведения (Ф.Е. Василюк), который можно повторить самостоятельно при столкновении со следующей жизненной проблемой [3].

Это рассмотрен благополучный сценарий развития событий. А если у вчерашнего школьника не было опыта сотрудничества с наставником и положительного выхода из ситуации-затруднения, тогда наступает кризис, который только усиливает экзистенциальные переживания. Самая большая проблема этих переживаний заключается в их неосознанности, а, следовательно, их невозможно проанализировать, сделать выводы и наметить стратегию выхода из кризиса. Таким образом, молодые люди получают отрицательный опыт совладающего поведения. Фрустрация, которую они испытывают накладывает отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Возникает страх повторения печального опыта, а также страх новой деятельности, отсутствующей в опыте, который молодые люди не могут отрефлексировать.

Экзистенциальный кризис, который не был выявлен на первом курсе, является мощным фундаментом для затяжных депрессивных состояний, которые молодые люди переживают на средних курсах.

Ни для кого не секрет, что 3-й курс является кризисным для большинства студентов. Именно на 3-м курсе больше всего уходов из вуза, академических отпусков, никак не связанных со здоровьем, а хорошие, казалось бы, студенты вдруг перестают посещать занятия и готовиться к ним. Что же происходит?

Человеческая природа драматична. Русский философ Н.А. Бердяев усматривал драматизм человеческой природы в ее антиномичности. Философ указывает на поляризованность человеческой природы, как основы

духовной жизни человека [4, с. 27]. Немецкий философ К. Ясперс считал одним из проявления этой двойственности антиномию целостность - незавершенность (неспециализированность (А. Гелен)). Осознание своей неспециализированности дает человеку внутреннюю свободу, заставляет двигаться вперед к «себе-лучшему». Такое движение происходит вверх по спирали, переходя на новый более высокий уровень. Так возникает реализация феномена «человека в пути» (М.К. Мамардашвили).

Но необходимо отметить, что движение вверх по спирали - это тяжелый и болезненный процесс, когда человеку приходится «выстрадывать» себя, а это не каждый может выдержать. Перед тем как выйти на новый уровень человек попадает в хаос многовекторности, где ему самому предстоит решить двигаться ему дальше вверх или остановиться в своем личностном развитии. В этом и есть проявление незавершенности человека, которая, по словам К. Ясперса, «выявляется в этой бесконечной потенциальности, в этих неизбежных конфликтах и внутренних противоречиях» [5, с. 908]. Таким образом, человек есть «незавершенная возможность», он всецело зависит от собственного выбора. Для движения вверх необходим такой феномен как воля. Именно волевое усилие и есть тот самый компонент, без которого движение вверх не представляется возможным. Положение о человеке трансцендирующем является основой любого исследования феномена личности. Ф. Ницше выдвигает идею о том, что человек все время стремится «преодолеть себя, свою ограниченность» [6, с. 136]. Но мир каждой отдельной личности так сложен, многомерен (Г. Маркузе) и запутан, что его невозможно уложить в «прокрустово ложе» самой цельной и стройной теории личности.

Для того, чтобы двигаться вперед молодой человек должен в полной мере осознать свою незавершенность, это открывает возможность рефлексии своей прошлой жизни, осознание настоящего момента и открытия проспективной (В.А. Петровский) рефлексии с выходом на трансцендирующую.

В нашей стране, как и во всем мире, произошло изменение социальной ситуации, которая требует от человека «поставленности на себя самого», это мощный фактор личностного развития, который предполагает переход молодого человека к «авторству жизни», а это подразумевает взятие на себя ответственности за свое образование и жизнь в целом.

3-й курс является кризисным, потому что, пройдя виток спирали после первого курса, студенты-третьекурсники опять оказываются в экзистенциальном хаосе перед переходом на новый виток. Но состоится ли он? Хаос многовекторности подразумевает наличие разных направлений движения, в том числе движение, не предполагающее дальнейшее саморазвитие. Отсюда уход из университета, пропуски занятий без уважительной причины, систематическая неподготовка к урокам, а стремление «почивать на лаврах» уже достигнутых знаний являются яркими показателями неготовности студентов-третьекурсников к авторству жизни.

В этой связи приходится столкнуться с проблемой: как повернуть нивелировано-отчужденное массовое образование лицом к конкретному человеку, нуждающемуся в помощи и поддержке. Как формальную социальную систему образования превратить в гуманистический институт, где молодой человек сможет пережить состояние радости восхождения к «себе лучшему», а образование станет для него не эпизодом, а атрибутом жизни.

В наше время идет тенденция на перенос внимания с работы с материальными объектами на информационно-аналитическую составляющую. М.Н. Невзоров определил вызовы образования сегодняшнему студенту:

• информационный - богат тот, кто владеет информацией. В наш век информационного засилия человек должен уметь работать с текстом и постигать смыслы, заложенные в нем;

• интеллектуальный - надо уметь не только вовремя находить нужную информацию, но и перерабатывать ее. В данной связи актуализируется идея рефлексивного образования, в основе которого «идея обогащения субъектного опыта обучающегося опытом рефлепрактики»;

• коммуникативный (социальный) - в настоящее время идет перекодировка массового бессознательного и перехода от принципа доминирования, т.е. действий согласно формуле принципа доминирования: «другой - чужой - враг - уничтожить», к антропоцентрированному принципу сопереживания: «другой - иной - понять - принять»;

• антропоориентированный - приобретения опыта «выстрадывания себя», преодолевая свои экзистенциальные переживания [7, с. 26-27].

Все эти вызовы означают не просто формирование навыков приспособления молодого человека к измененным условиям существования (университет, работа и т.д.), но формирование способности к творчеству, как способа своего бытия.

Третий курс кризисный для большинства студентов. Даже, если их поведение не вызывает беспокойство, они переживают депрессию, апатию, демонстрируют сниженный интерес к обучению. Угнетенное состояние молодых людей вызвано экзистенциальным вакуумом, который они испытывают, находясь в состоянии хаоса многовекторности и смыслов перед переходом на новый виток личностного развития. Хаос внутреннего мира 3-го курса отличается от того, который переживают студенты-первокурсники. Если для студентов-первокурсников характерные кризисные ситуации: дезориентированность в новой реальности, связанная с измененной образовательной средой (при переходе из школы в вуз); отсутствие друзей; преподаватели чужие и недоступные; непосильная учеба, невозможность вовремя найти нужный материал. То кризисная ситуация студентов третьего курса - это боязнь взросления и возлагаемой добровольно на себя ответственности за свою жизнь и жизнь других (родителей, будущей семьи и т.д.). Более того, студент третьего курса проходит через экзистенциальные страдания, связанные с самопреодолением, «выстрадыванием» себя как личности и субъекта образовательного процесса.

В последнее время ситуация усугубляется переходом на дистанционное обучение, когда компьютер становится для молодого человека единственной связью с внешним миром. Данная ситуация является мощным триггером, усугубляющим и без того существующие кризисные проблемы. Ведущими видами деятельности в данной возрастной группе являются деятельность и общение. И то и другое оказываются жестко лимитированы при работе в удаленном доступе: нет возможности в полной мере реализовать свой потенциал в учебе, поскольку по ряду реализуемых вузом дисциплин требуется не глубокая проработка материала, как в период обучения оффлайн, а лишь прикрепление файла в электронную образовательную среду, что заметно упрощает учебную деятельность и нивелирует усилия студента. Отсутствие общения в

аудиториях вуза усиливает экзистенциальное одиночество, вызывая у молодых людей чувство покинутости и ненужности.

Неумение разобраться в своих переживаниях самостоятельно толкает молодых людей на поиск помощи взрослых. Именно на третьем курсе больше всего обращений к университетским психологам. Проблема заключается в том, что большинство переживаний молодыми людьми не осознанны, а, следовательно, они не могут донести свою проблему до психолога, человека абсолютно чужого, который видит студентов в первый раз, в отличие от преподавателя, который общается с ними ежедневно и обладает необходимыми фоновыми знаниями, касающимися личности студента. Поэтому, в рамках нашего исследования именно преподаватель должен стать тем Значимым Другим для молодого человека и осуществлять не только учебную деятельность, но и педагогическое сопровождение молодого человека.

К сожалению, не все преподаватели разделяют подобную точку зрения. Многие из них (согласно нашему опросу 48%) считают себя «урокодателями», цель которых дать студентам необходимые качественные знания, за которыми они пришли в университет. Более того, они считают неэтичным обсуждать со студентом его экзистенциальные проблемы (одиночество, страхи, страдания). В таких случаях студенты, ищущие помощи и не нашедшие ее в стенах вуза будут обращаться к «гуру» из интернета, которые на своих каналах щедро делятся своими околонаучными знаниями. Остается лишь надеяться, что в сложившейся ситуации молодые люди не окажутся втянутыми в какие-нибудь запрещенные организации, представители которых захотят выслушать молодых людей, а их переживания будут использованы в интересах этих группировок.

Не втягиваясь в полемику, хотелось бы изложить наше видение данной проблемы. Поскольку изменение социальной ситуации в стране требует от молодого человека «поставленности на себя самого», студенты к этому оказываются не готовы и тяжело переживают этот кризис. Они так привыкли к отстраненной оценочной позиции преподавателя, что не ждут от него помощи в решении своих проблем. И как только преподаватель начинает помогать студентам, проявляет открытость к совместному решению поставленных задач, начинает разговаривать со студентами, обсуждать с ними их трудности и проблемы, многие из которых ими до сих пор не были осознанны, он становится наставником, который не возвышается над студентом, а идет рядом. В этой ситуации происходит со-бытие, возникает «со-бытийная общность», приводящая к отраженной субъектности (В.А. Петровский).

Преподаватель вуза прежде всего педагог, который никогда не оставит без внимания студента, если видит его проблему, особенно тот, кто наиболее часто и тесно контактирует со студентами, ведет у них дисциплины, связанные со специальностью, может стать наставником молодых людей, поскольку именно он владеет ситуацией в студенческой группе и знает личностные качества своих студентов. Поэтому идея педагогического сопровождения молодого человека получила свое развитие в нашем исследовании. Цель сопровождения будет варьироваться от курса к курсу, по мере перехода молодых людей на новый этап личностного саморазвития. Но все цели сходятся в одном: не дать молодому человеку потерять себя в хаосе многовекторности и помочь ему перейти на новый виток себя-лучшего.

Для достижения этой общей цели педагог-наставник использует педагогическую тактику взаимодействия [8, с. 114]. Тактика взаимодействия имеет целью создание для молодого человека условий овладения логикой процесса поиска и установления границ своей ответственной свободы в рамках свободы другого человека.

Наставник осуществляет педагогическое сопровождение, в ходе которого он не решает проблемы за студента, а осуществляет совместный поиск выхода из ситуаций-затруднения, при котором выбор правильного решения остается за студентом.

Осуществляя тактику взаимодействия, наставник и воспитанник противостоят следующим вызовам:

- осознание необходимости работы над собой, с целью достижения конкурентноспособности в обществе;

- необходимость достижения уверенности в себе;

- готовность противостоять социальным вызовам;

- готовность взять на себя ответственность за свой личностный рост при опоре на собственные силы.

В результате реализации тактики взаимодействия меняется сам образ воспитанника: из маленького одинокого человека в условиях внешней агрессивной среды, он превращается в человека, выстраивающего свою жизненную стратегию, после того как совместно с педагогом-наставником он спроектировал алгоритм выхода из критической ситуации. На этом этапе при взаимодействии с педагогом-наставником происходит конвертирование экзистенциалов (одиночества, страхов, страданий) из деструктивных в конструктивные:

- самопреодоление, «выстрадывание» себя как личности и субъекта образовательного процесса;

- принятие себя и своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальности;

Средствами реализации процесса организации взаимодействия являются: интерактивная беседа, тренинги, дневники саморазвития.

В результате правильно организованного этапа реализации тактики взаимодействия в рамках процесса педагогического сопровождения новообразования, полученные студентом, дают ему возможность взять на себя ответственность за свою жизнь.

Выводы. Подводя итоги нашему исследованию, следует отметить, что ситуация осложняется еще и тем, что в наше время происходит принципиальное изменение отношений между преподавателями и студентами, между учащимися и учителями, поскольку студент становится заказчиком своего образования. Это накладывает определенный отпечаток на отношения преподаватель-студент. Преподаватель больше не рассматривается студентом как гуру, знающий ответ на любой вопрос, а, скорее, как лицо, оказывающее образовательные услуги, что очень сильно понижает статус преподавателя, и отношения преподаватель-студент строятся на измененной основе. Но когда преподаватель становится наставником, их отношения с воспитанником переходят на новый более высокий и продуктивный уровень.

Литература:

1. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: «Республика», 1992. - 430 с.

2. Соловьев, В.С. Соч. в 2-х т. / В.С. Соловьев. - М., 1988. Т. 1, С. 116.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк; - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 200 с.

4. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: «Флинта»,1999. - 312 с.

5. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс; перев. с немецкого, М.: Изд-во «Практика», 1997 - 1056 с.

6. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2005. - 340 с.

7. Невзоров, М.Н. Научно-методические основы проектирования школы жизни / М.Н. Невзоров -Хабаровск: Изд-во ХГПУ. - 2002. - 249 с.

8. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы / У.А. Александрова. - Саратов: Изд-во СГУ, 2003. - 200 с.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат искусствоведческих наук, доцент Ли Ян

Хэйлунцзянский колледж дошкольного образования (г. Муданьцзян)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИГРОКА НА ФЛЕЙТЕ

Аннотация. В данной статье автором охарактеризована творческая деятельность флейтиста, которая охватывает значительный по объему и времени создания сольный, ансамблевый и оркестровый репертуар. Доказано наличие глубоких художественных знаний, ориентацию в предметах методики преподавания специальности, истории и теории музыки, гармонии, акустики, психологии и др. Определено понятие формирования системного мировоззрения у флейтиста.

Ключевые слова: художественный мировоззрение, флейта, игра на флейте, профессионализм, флейтовое исполнительство и педагогика.

Annotation. In this article, the author describes the creative activity of the flutist, which covers a significant volume and time of creation of solo, ensemble and orchestral repertoire. The author proves the presence of deep artistic knowledge, orientation in the subjects of teaching methods of the specialty, history and theory of music, harmony, acoustics, psychology, etc. The concept of the formation of a systematic worldview in a flutist is defined.

Keywords. Artistic worldview, flute, playing the flute, professionalism, flute performance and pedagogy.

Введение. Пройдя через века признания и сложные периоды своей истории, игра на флейте - одно из древнейших профессиональных музыкально-исполнительских искусств, продолжает удивлять современного ценителя красоты искусства своими значительными, неповторимыми выразительными способностями.

Использование поперечной флейты профессиональными коллективами, в частности оперным оркестром, началось в 1681 году, когда французский композитор Ж.Б. Люлли впервые ввел продольную и поперечную флейты в одной композиции - балета «Le triomphe de l'amoure».

Первые сонаты для поперечной флейты создал Мишель де Лебар (1702), первые концерты - итальянский мастер Антонио Вивальди (1729). Появляется в Амстердаме издание Концертов для флейты и оркестра, и И.С. Бах (Бранденбургский концерт № 5 из солирующих флейтой датируют 1719-1721 г.) [1, c. 28].

Мировоззренческие ориентиры современного флейтиста - это ощущение исторического процесса и адекватной реакции на события в профессиональной области, соответствие выбранной миссии, жизненном назначении. Все эти черты - следствие высоких способностей, опыта и знаний художника. Следуя советам легендарных музыкантов, старых мастеров, современных методистов, сопоставляя эпохи и периоды флейтового музицирования, приходим к полному согласию с философским утверждением о справедливому развитию мира и общества, о систематическом и периодическом возвращение к истокам.

Следуя данной модели временного развертывания исполнительских искусств, будем способны эффективно применять методы построения исторических аналогий и прогнозов. Первое подтверждение цикличности видим в удивительной последовательности изменений в системе конструкции инструмента.

Сравнивая значительные различия в вопросах изготовления и звучания барочных и ренессансных флейт, осознаем не менее существенные разногласия, касающиеся специфики владения инструментами и мастерства исполнения.

По конструктивным показателям флейту Возрождения можем считать прародительницей модели. Достаточно указать на такие детали, как коническая форма, толстые, стенки барочного инструмента и цилиндрическая форма и сверхтонкий, следовательно, такой, которая способствовала звонкости и была чувствительной к нестабильному воздушному потоку ствол ренессансной флейты [10, с. 28-32].

Ярким примером преобразования старых идей на новые может служить также изменение приоритетов отношение поколений к звучанию инструментов (силы, окраски, тембральных тонкостей), возбуждение страстного интереса к композиций, наследия мастеров забытых и даже осужденных собственным художественным средой и его потомками.

В связи с вышеизложенным, уместно указать на существование периодических угроз ведущему академическому стилю музицирования на флейте от передовых разработок, которые проявляются как в сфере электронно-технических новинок, так и локальных увлечений поиском нетрадиционных, порой оригинальных, порой неестественных приемов игры, выразительных средств, приспособления [2, c. 10].

Изложение основного материала статьи. Проходя этапы подъема и частичного доминирования, эстрадно-акробатические, шумовые и расщепленные звуковые акустические эффекты, новая аппликатура, искусственные языки исчезают без следа или закрепляются в отведенных для них нишах, ответвлениях флейтового специальности, пересекаясь, помогая, обогащая, расширяя возможности и сферы применения, однако никогда не отрицая, не разрушая ведущую академическую линию исполнительства [4, c. 117].

Еще древнегреческие источники дают нам примеры таких попыток усовершенствования инструмента и техники игры, сохранив до изобретение в XVII в. новой формы канала инструмента, обратно-конической, в противовес цилиндрическом, популярном в более ранние эпохи, вызвал революцию в флейтового мире -усовершенствованная поперечная флейта начинает наступление на популярность продольной флейты и постепенно занимает ее ключевые позиции в профессиональных коллективах.

Через два века, в 1847 году Т. Бем возвращается к исправленному варианту, выдавая старые формы с новейшие находки. Сегодня никто не осмелится осуждать его за это. Но в наше время мы становимся свидетелями новой волны реформ. Достаточно напомнить об уникальных результатах работы известного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.