Научная статья на тему 'Развитие способности проникновения во внутренний мир героев через познание своего «я» в процессе курса адаптации'

Развитие способности проникновения во внутренний мир героев через познание своего «я» в процессе курса адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ / ОДИНОЧЕСТВО / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СТРАДАНИЕ / СТРАХИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонова Е. Н.

Осознание своих экзистенциалов и последующее принятие себя есть сложный и болезненный процесс, в результате которого происходит обретение смысла жизни. Молодые люди начинают не только активизироваться в своем собственном личностном росте, но и учиться понимать другого на основе эмпатийного отношения, что является необходимым на занятиях по аналитическому чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие способности проникновения во внутренний мир героев через познание своего «я» в процессе курса адаптации»

Таким образом, назрела настоятельная необходимость выделения воспитательной работы в самостоятельное направление образовательной деятельности высшей школы, предусматривающее ее целенаправленное научно-методическое и нормативно-технологическое обеспечение. Одновременно должен решаться вопрос о научной координации воспитательной работы в современной высшей школе.

Список литературы:

1. Шумская Л.И. Проблемы воспитания студенческой молодежи // Аду-кацыя i выхаванне. - 2000. - № 5. - С. 57-61.

2. Шумская Л. И. Актуальные проблемы жизнедеятельности студентов и их влияние на успешность процесса обучения // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда: Материалы респ. науч.-практ. конф., 25 апр. 2000 г., Минск / Под ред. Н.А. Березовина. - Мн.: БГУ 2000. - С. 56-58.

3. Ценностный мир современного студента // Социологическое исследование / Под ред. В.Т. Лисовского, Н.С. Слепцова. - М., 1992. - 242 с.

4. Шумская Л.И., Спикевич А.А., Шур В.С., Кондрашов Б.Я. Социологический и социально-психологический портрет студентов-первокурсников. -Мн.: Веды, 1998. - 135 с.

5. Шумская Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности // Психология. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ПРОНИКНОВЕНИЯ ВО ВНУТРЕННИЙ МИР ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ СВОЕГО «Я» В ПРОЦЕССЕ КУРСА АДАПТАЦИИ

© Леонова Е.Н.*

Дальневосточный государственный гуманитарный университет,

г. Хабаровск

Осознание своих экзистенциалов и последующее принятие себя есть сложный и болезненный процесс, в результате которого происходит обретение смысла жизни. Молодые люди начинают не только активизироваться в своем собственном личностном росте, но и учиться понимать другого на основе эмпатийного отношения, что является необходимым на занятиях по аналитическому чтению.

Ключевые слова адаптация, обретение смысла жизни, одиночество, переживание, страдание, страхи, экзистенциалы.

* Доцент кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук.

Стремительно меняющаяся действительность предъявляет все большие требования к человеку. Молодым людям становится все труднее ориентироваться в жизненном потоке, найти достойное место в обществе.

В современном мире молодые люди в силу недостаточности жизненного опыта испытывают трудности, связанные с неумением найти паритет между социальным и индивидуальным. Одни приспосабливаются к требованиям социума, растворяясь в нем, теряя себя, другие, напротив, не желая подчиняться требованиям общества, замыкаются в себе, становясь изгоями.

Кризисные моменты возникают тогда, когда происходит ломка стереотипов, крушение устоявшихся и вполне привычных систем. Одной из таких систем является система «семья - школа - друзья». Когда молодой человек приходит из школы в вуз, при этом еще меняя место жительства, происходит ломка привычных стереотипов не только мировосприятия, но и поведения, мышления, деятельности как таковой. Ощутив себя в кризисной ситуации, вчерашний школьник начинает переживать себя как проблему, осознавая свои экзистенциалы: одиночество, вызванное новой для него вузовской средой, страхи перед неизвестностью, большой объем знаний, подлежащих усвоению, которые являются одной из причин страданий. Непрерывный поток информации, новая вузовская среда выступают как вызов молодому человеку взять ответственность за свою жизнь, самоопределиться не только профессионально, но и жизненно. Это чрезмерно для абитуриентов, не готовых к субъектности собственной жизни, что причиняет вчерашнему школьнику страдания, которые он переживает наиболее болезненно и остро. Анализ образовательной ситуации в стране показывает, что в большинстве случаев отчужденная позиция преподавателей вуза, ставящих во главу угла учебно-знаниевую парадигму, их неготовность и неспособность заглянуть во внутренний мир молодого человека, заставляет последнего чувствовать себя одиноким и маленьким во враждебном вузовском окружении. Поэтому первокурсники выстраивают всевозможные психологические защиты: грубость, высокомерие или, наоборот, робость, боязнь быть непонятым. В массе своей вчерашние школьники никогда не задавали себе вопросов из разряда вечных: Кто я? Что я хочу в жизни? Для чего живу? Что значит быть счастливым? Налицо полная дезадаптация и дезориентация в обществе. В этой связи проблема адаптации первокурсников вуза актуализируется с новой силой. Нет сомнения, что все педагоги-исследователи в той или иной степени учитывают антропологический компонент адаптационного процесса первокурсников, но не во всех работах он выражен одинаково.

Данная задача может быть решена посредством организации педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников вуза, основанного на парадигме гуманного личностно-ориентированного образования с опорой на внутренний мир человека, на его экзистенциалы, переживание которых должно привести к совладающему поведению в нахождении паритета между индивидуальным и социальным.

В понятие термина «адаптация» мы вкладываем не только и не столько принятие студентами первых курсов условий и требований вуза, а также строгое подчинение им, а полное осознание молодыми людьми необходимости собственного личностного роста, где учеба является неотъемлемым компонентом, как развитие собственной интеллектуальной компетенции. В этом плане адаптация рассматривается нами не как приспособление к чему-то или безоговорочное принятие неких норм, чтобы соответствовать социуму, но, прежде всего, как вхождение личности в социум через осознание своих экзистенциалов. Пройдя через страхи, одиночество, страдание, человек уже не будет всецело и безоговорочно принимать навязанные ему требования. Его вхождение в социум будет иметь обязательной целью изменение последнего на основе общечеловеческих ценностей, которые человек обретает, пережив свои экзистенциалы.

Опираясь на изученный нами философский материал, в основу философского понимания процесса адаптации мы положили следующие антропологические основания (антропологические константы), которые помогают осознать сущность этого процесса: целостность человека; неспециали-зированность; мир человека и человек в мире; самотождественность, транс-ценденция; открытость миру; трансгрессия; свобода; ответственность.

Достигнув внутреннего равновесия, человек на какое-то время останавливается, наслаждаясь достигнутой гармонией. Но так устроен человек, что, пережив свои экзистенциалы, преодолев страхи, выстрадав себя нового, он не боится одиночества, а рассматривает его как возможность побыть наедине с собой с целью познания себя нового, что открывает для него возможность интегрироваться в социум с целью творческого преобразования последнего, а, следовательно, самоизмениться и перейти на новый более высокий уровень. Отсюда возникает новая антиномия - человек выступает одновременно и как созидатель и как «разрушитель». Кавычки в слове «разрушитель» означают, что речь идет отнюдь не о деструктивной личности, которая разрушает сама себя и мир вокруг. Человек осознанно отрицает достигнутую им же самим гармонию внутреннего мира для последующего духовного самовозвышения. Таким образом, человек из «одномерного» (Г. Маркузе) превращается в многомерного. В этой связи сам феномен адаптации приобретает новые смыслы.

Обретение внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром достигается через переживание своих экзистенциалов, когда человек переживает себя как проблему, ведь он существо, которое находится в экзистенциальной ситуации. Человек испытывает страх, страдание, одиночество, что приводит его к обретению смысла жизни.

Пришедшие в вуз молодые люди испытывают страхи перед неизвестностью, так как они не знают, что их ждет в вузе, с чем они столкнутся, а главное, они не видят никого, кто бы их защитил, так как они вышли из защищенного социума.

В большинстве случаев страх, испытываемый молодыми людьми, носит зкзистенциальный характер. Гагарин А.С. определяет страх как «сущностный экзистенциал человеческого бытия, осуществляющийся, предстающий и являющийся реально как обязательное бытийное условие внутреннего напряжения». По мнению философа, страх возникает в трех случаях: при активистском отношении к миру, как антипод и условие мужества; при пассивном отношении к миру как покорном приятии, непротивлении; как «начало мудрости» (в христианстве - «Страх Божий»), то есть начало открывающегося знания, как процесс постижения истины [2, с. 49].

В этой связи необходимо показать молодым людям экзистенциальную природу страха, который сковывает сознание, отвлекая от личностного роста, тормозит самостановление личности. Поскольку страх имеет двойственную природу, то он должен стать не тормозом, а импульсом к индивидуальному личностному развитию.

Поскольку ведущий вид деятельности в этом возрастном периоде - деятельность и общение, то общению студенты придают огромное значение. Поэтому именно в этом возрасте одиночество для молодых людей является источником страхов и страданий. Как отмечал Э. Фромм, развитие индивидуальности сопровождается двумя факторами: личностный рост и растущее одиночество. По нашим наблюдениям, чтобы избежать одиночества, молодые люди готовы принять требования и ценности группы, противоречащие их индивидуальной позиции, их внутреннему «Я», а, следовательно, личность начинает приспосабливаться к социуму, нанося этим самым себе сильный ущерб, что ведет к ее последующей деградации.

Мы придерживаемся точки зрения А.С. Гагарина, который описывает одиночество как «экзистенциал, концентрирующий смысложизненную проблематику в едином топосе (месте) - в точке Я, окруженной личностными границами». Этот экзистенциал может выступать в двух ипостасях как уединение, в качестве проявления личностной свободы и как изоляция - вынужденное одиночество [2, с. 33]. Философ вводит понятие душевное и духовное одиночество. Первое понимается как душевная пустота, опустошенность, оно преимущественно «окрашено в темные цвета отрицательных эмоций». Духовное одиночество есть «осознанный выбор уединения ради самоуглубления», в результате которого происходит постижение неких истин, познание себя, приход к себе [2, с. 25].

Мы считаем, что необходимо объяснить молодым людям не бояться одиночества, не стремиться избежать его любыми способами, но трансформировать одиночество душевное в духовное, темное - в светлое, превратить его в процесс постижения истин и самоуглубления с целью дальнейшего личностного роста и обретения внутренней гармонии, тогда обновленный человек будет обязательно принят социумом.

Из нашего опыта работы можно сделать вывод, что молодые люди, попав в стены вуза, испытывают шок от непривычной для них атмосферы.

Они еще не могут осознать тот груз ответственности за свою дальнейшую жизнь, и этот факт является причиной их страданий. Феномен страдания как экзистенциал (Н.А. Бердяев, О. Больнов, В.С. Соловьев, А. Шопенгауер и др.) определяется философами как «душевное состояние, противоположное наслаждению. Оно вызывается многими причинами - физической болью, горем, страхом, тревогой, тоской, раскаянием» [3, с. 946].

Как и все предыдущие экзистенциалы, страдание имеет две стороны: страдание как беспомощность и страдание как возвышение, духовное очищение. «Страдание связано не только с беспомощным, животным состоянием человека, - отмечал Н.А. Бердяев, - т.е. с его низшей природой, но также с его духовностью, с его свободой, с его личностью, т.е. с его высшей природой» [цит. по: 3, с. 952]. Только через выстрадывание себя постигает молодой человек философию жестокости к себе (М. Мамардашвили). Личностный рост - это всегда страдание, через которое надо пройти для восхождения к «себе лучшему», для постижения себя как проблемы. Пройдя через страдания, молодой человек обретает способность постичь аксиологическую сторону жизни, духовные ценности приобретают для него новый, более насыщенный и глубокий смысл.

Таким образом, человек переживает экзистенциалы для обретения себя, которое произойдет в том случае, если он заставит их работать на себя, превращая их из деструктивных в конструктивные. В этом случае произойдет обретение молодым человеком смысла жизни, который индивидуален и уникален для каждого человека. Человек тогда становится целостным и многомерным, когда его жизнь наполняется смыслом, и он понимает, ради чего живет, тогда он начинает чувствовать ответственность за себя и мир вокруг.

Логика рассуждения приводит к тому, что процесс адаптации следует рассматривать с точки зрения экзистенциальной сущности человека, что образует его целостность. Одномерный подход в адаптации, затрагивающий только один элемент системы (адаптация к учебе, адаптация к социуму и т.д.) приводит к гипертрофии одного элемента системы и нивелировке других, что приводит к нарушению системы и невозможности приведения в движение антропологических механизмов, человек превращается в мертвую биологическую программу. Результатом адаптационного процесса является постижение смысла жизни, выстраивание иерархии ценностей, которые, в свою очередь приводят к возникновению системы мотивов, что является мощным импульсом для самостановления личности.

Процесс саморазвития личности всегда рассматривался философами-гуманистами как способность человека к самоизменению. Каждый человек в определенный момент осознает свою недостаточность, и многие начинают целенаправленно совершенствоваться в том или ином направлении.

Когда молодой человек, наконец, осознает, что процесс личностного саморазвития есть болезненный процесс «выстрадывания» себя, требующий

огромного волевого усилия и «поставленное™ на себя самого» (Г. Плеснер), он преобразует свои экзистенциалы из деструктивных в конструктивные для непрерывного движения вперед.

Познавший и «выстрадавший» себя человек будет с глубоким пониманием и толерантностью относиться к внешнему миру, понимая и принимая «выстрадывающего» себя Другого. Данная способность, заложенная на занятиях по адаптации, является необходимой на уроках по аналитическому чтению, где молодые люди не только анализируют языковые средства описания автором того или иного явления, но и обретают способность проникновения во внутренний мир героев, эмпатического понимания их переживаний. В этой связи уроки аналитического чтения являются благодатной почвой для приобретения положительного опыта эмпатического понимания Другого, как результат открытости миру молодых людей.

Так в рассказах «The Lumber Room» Саки и «Miss Brill» К. Менсфилд очень тонко описано психологическое состояние главных героев, которые испытывают одиночество и пытаются уйти от него каждый по-своему. Любопытно отметить различные отношения к этим произведениям студентов, у которых велся курс адаптации на первом курсе, и у которых его не было. Молодые люди, прошедшие курс адаптации, сразу же поняли глубину внутреннего мира главных героев, оценили степень их переживаний на основе эмпатийного отношения. Студенты, у которых курс адаптации не велся, не поняли совсем сути произведений, оценили их как скучные, неинтересные, лишенные глубинного смысла. По их мнению, главные герои обоих рассказов всего лишь статичные образы, отрешенные от внешнего мира, в то время как студенты первой группы тонко почувствовали внутренний конфликт персонажей, а также конфликт между их внутренним миром и миром внешним. Молодые люди, выстрадавшие себя, конструктивно пережив свои эк-зистенциалы, тонко чувствуют переживания другого. Оба персонажа, будучи не сильными внутренне, вынуждены противостоять враждебному, агрессивному внешнему миру, переживая одиночество, страхи, страдания, и этим пытаясь найти смысл жизни. Маленький Николас из романа Саки обретает смысл жизни (пусть ненадолго), в погружении в созданный им мир иллюзий, вызванный посещением старого чулана с диковинными вещами, хранящимися там. Лишенный каких бы то ни было детских развлечений в реальной жизни, растущий без любви, маленький мальчик все глубже проникает в свой внутренний мир, давая волю своему детскому воображению, замыкаясь в себе и этим все больше отчуждаясь от мира внешнего. Совершенно понятно, что данный путь бегства от одиночества тупиковый, и мальчику рано или поздно придется выйти в мир людей, но сможет ли он найти себе достойное место в этом мире? Рассказ Саки представляет собой сатирическое произведение, где образ злой, расчетливой и глупой тетушки Николаса был навеян его собственными вполне реальными детскими пережи-

ваниями. Использование автором непрямой характеристики со скрытой иронией делает образ еще гротескней. Но интересно отметить, что, несмотря на иронию, определенный юмор, присутствующие в рассказе, молодые люди сконцентрировались на анализе образа маленького мальчика, с его неисчерпаемым внутренним миром и трагическим одиночеством. Они сразу же почувствовали драматизм, а некоторые - трагизм произведения. Тем не менее, переживания Николаса студенты определили как позитивные, успешные, которые помогли ему преодолеть одиночество путем превращения его в одиночество со знаком плюс, в уединение, которое дает возможность остаться наедине с самим собой с целью освоения своего собственного внутреннего мира.

Героиня другого произведения, предложенного на анализ, мисс Брилл из одноименного рассказа К. Мэнсфилд, тоже бежит от одиночества. Пожилая женщина не может принять тот факт, что внешний мир, в котором она живет, груб, жесток, агрессивен, а самое главное абсолютно равнодушен к ней. Единственный друг в этом мире для нее - это ее старая горжетка, с которой она разговаривает, делится своими мыслями, спрашивает совета. Студенты третьего курса не испытывали затруднения в понимании и анализе этого произведения, так как переживания героини были им близки. В том, что автор не дает описания внешности главной героини, но очень подробно описывает старую, потрепанную, изъеденную молью горжетку, которая раньше была дорогой и шикарной, молодые люди отметили символическое значение этого авторского приема. В рассказе совсем нет диалогов. Все повествование - это внутренний монолог героини, тщетно пытаясь найти смысл жизни через обретение своего места в мире внешнем. Ее «воздушные замки» иначе как наивными назвать нельзя: вот она вдруг осознает себя актрисой, играющую роль на сцене театра жизни. Актеров нельзя заменить, каждый актер важен и нужен, ибо он причастен к одному большому и важному делу -разыгрыванию пьесы. Обретя такой эфемерный смысл жизни, мисс Брилл чувствует небывалый подъем, счастье от единения с внешним миром. Но чем больше погружаешься в ее состояние эйфории, тем более осознаешь уязвимость и незащищенность этой женщины, хрупкость ее внутреннего мира. Молодые люди сравнивали внутренний мир главной героини с цветком, который погибнет от грубого обращения. Как и случилось с мисс Брилл, чей смысл жизни был грубо растоптан, «воздушные замки» жестоко разрушены. Студенты были потрясены рассказом и эмпатийно переживали трагедию главной героини.

Таким образом, если курс адаптации помогает молодым людям прийти к себе, то уроки аналитического чтения - хороший способ приобретения студентами навыков эмпатийного отношения к другому, после чего молодые люди оказываются готовыми выйти в мир людей с целью его конструктивного преобразования на духовной основе.

Список литературы:

1. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. - СПб.: «Лань»,1999. - 296 с.

2. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От античности до Нового времени / А.С. Гагарин. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001 - 372 с.

3. Гуревич П.С. Философия: Учебник для психологов / Гуревич П.С. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 1128 с.

4. Къеркегор С. Страх и трепет / С. Къеркегор. - М.: «Республика», 1993 -112 с.

5. Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс; перев. с немецкого. -М.: Изд-во «Практика», 1997 - 1056 с.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

© Лютова О.В.*, Свойкина Л.Ф.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Адаптация к новой социокультурной и образовательной среде является одним из условий успешной подготовки иностранных граждан к будущей профессиональной деятельности. В статье описаны мероприятия, способствующие успешной адаптации иностранцев в ино-культурном социуме, а также мероприятия, направленные на ознакомление носителей русского языка и культуры с этнокультурными особенностями обучающихся в вузе иностранцев.

Ключевые слова рынок образовательных услуг, экспорт образовательных услуг, адаптация иностранных учащихся, землячества иностранных студентов, дополнительные профессиональные программы, межкультурная компетенция.

Высшее образование - важнейший социальный институт, отражающий цели и задачи развития современного общества и функционирующий с целью удовлетворения общественных потребностей. Постоянно возрастающие разносторонние мирохозяйственные связи формируют потребность в универсальных специалистах, в связи с чем растет конкуренция на между-

* Доцент кафедры Русского языка и межкультурной коммуникации, к.п.н.

* Доцент кафедры Русского языка и межкультурной коммуникации, к.п.н., доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.