Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / БАЗА ЗНАНИЙ / ДЕФЕКТ / КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапа Марина Владимировна, Кравцова Светлана Евгеньевна, Сушеч Михаил Евгеньевич

Статья посвящена использованию современных программных решений по автоматизации задач управления качеством в учебном процессе для формирования конкурентных преимуществ выпускников ВУЗа. Рассмотрено применение программного модуля «8D. Управление качеством» компании «Аскон» при изучении бакалаврского курса «Управление качеством». Проведен анализ функциональных возможностей программы, разработаны учебные задания для выполнения в программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапа Марина Владимировна, Кравцова Светлана Евгеньевна, Сушеч Михаил Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF SOFTWARE SOLUTIONS FOR AUTOMATION OF QUALITY MANAGEMENT TASKS IN THE TRAINING PROCESS

The article is devoted to the use of modern software solutions for automating quality management tasks in the educational process to form competitive advantages of University graduates. Considered the application of the software module " 8D. Quality management" of the company "Askon" when studying the bachelor's course "quality Management". The analysis of the program's functionality was carried out, and training tasks were developed to be performed in the program.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

качественным и количественным шкалам. Развитие компетенций определяется образовательным уровнем способностей студентов.

Требование измеримости применительно к компетенциям как предмету мониторинга результатов обучения в настоящее время является наиболее сложным как с теоретической, так и с практической точки зрения. В настоящее время не существует общепринятых методов измерения компетенций в системе образования. Тем не менее, задача оценки компетенций в контексте реализации ФГОС 3++ ставится достаточно чётко, ее необходимо решать за счёт создания фондов оценочных фондов.

Выводы. Таким образом, процесс оценки и измерения компетенций осложнен многими факторами, связанными с их функциональными и структурными особенностями, такими как: связь с уровнем способностей обучающихся; многофункциональностью; отсроченным характером проявления. В качестве индикаторов формирования профессиональных компетенций исследователи предлагают использовать профессионально-ориентированные задания, исследовательские задачи, кейсы, портфолио проблемные ситуации, и др. методы, успешно проявившие себя и доказавшие эффективность в мировой и отечественной образовательной практике.

Литература:

1. Анисимова, М.А., Бляхеров, И.С., Масленников, А.В., Моржов, А.В. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций // Высшее образование в России. 2014. - № 4. -С. 106-112.

2. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие - М.: Университетская книга, 2016. - 272 с.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2015. - 211 с.

4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

5. Лозинская А.М., Шамало Т.Н. Модульное структурирование содержания обучения дисциплине // Педагогическое образование в России. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modulnoe-strukturirovanie-soderzhaniya-obucheniya-distsipline

6. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г.А. Бордовского // СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007.

7. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1318-1322.

8. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе - Кисловодск, 2015.

9. Ярычев Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 5 (153). С. 17-22.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат технических наук, доцент Лапа Марина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет" (г. Севастополь) кандидат технических наук, доцент Кравцова Светлана Евгеньевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет" (г. Севастополь) аспирант Сушеч Михаил Евгеньевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет" (г. Севастополь)

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Статья посвящена использованию современных программных решений по автоматизации задач управления качеством в учебном процессе для формирования конкурентных преимуществ выпускников ВУЗа. Рассмотрено применение программного модуля «8D. Управление качеством» компании «Аскон» при изучении бакалаврского курса «Управление качеством». Проведен анализ функциональных возможностей программы, разработаны учебные задания для выполнения в программе.

Ключевые слова: конкурентные преимущества специалиста, профессиональный стандарт, цифровизация, управление качеством, база знаний, дефект, корректирующее действие.

Annotation. The article is devoted to the use of modern software solutions for automating quality management tasks in the educational process to form competitive advantages of University graduates. Considered the application of the software module " 8D. Quality management" of the company "Askon" when studying the bachelor's course "quality Management". The analysis of the program's functionality was carried out, and training tasks were developed to be performed in the program.

Keywords: competitive advantages of a specialist, professional standard, digitalization, quality management, knowledge base, defect, corrective action.

Введение. Вопросы обеспечения качества продукции актуальны для каждого предприятия. На сегодняшний день разработчики инженерного программного обеспечения (ПО) работают над автоматизацией процессов управления качеством, корректирующих действий, статистических методов обработки информации о надежности оборудования, анализа информации о качестве продукции на всех стадиях жизненного цикла.

Существует ряд программных решений по автоматизации задач управления качеством: модуль «8D. Управление качеством» (Россия) [1], разработчик - компания Аскон, модуль «TRIM-Quality Management System» (Россия), разработчик - НПП «СпецТек»; решение «Диджитал Дизайн» «Управление СМК» (Россия), разработчик - компания «Диджитал Дизайн»; кросс-индустриальное решение класса QMS для управления процессами контроля качества IBS QMS (США), разработчик - Siemens PLM Software; модуль контроля качества (CAQ) MES-системы HYDRA (Германия), разработчик - MPDV Gmbh; Intelex Quality Management System (Канада), разработчик - Intelex и другие.

В условиях цифровизации владение информационными технологиями является мощным конкурентным преимуществом для молодых специалистов - выпускников ВУЗов. Например, подготовка бакалавров направления «Стандартизация и метрология», профиль «Стандартизация и менеджмент качества» включает изучение модуля «Цифровое проектирование»: «Начертательная геометрия», «Компьютерная графика», «Информатика», «Основы экспертных систем», однако целесообразно изучение программных продуктов для решения задач в производственной деятельности именно связанных с управлением качеством, техническим контролем.

Использование в учебном процессе современных программных решений по автоматизации задач управления качеством для формирования конкурентных преимуществ обучающихся студентов ВУЗа в условиях цифровизации.

Изложение основного материала статьи. Профессиональный стандарт 40.062 - «Специалист по качеству продукции» предусматривает выполнение следующих трудовых функций, входящих в обобщенные трудовые функции профессионального стандарта для 6 уровня квалификации [2]:

1. «Осуществление работ по управлению качеством эксплуатации продукции:

- анализ рекламаций и претензий к качеству продукции, работ (услуг);

- подготовка заключений и ведение переписки по результатам их рассмотрения;

- разработка корректирующих действий по управлению несоответствующей продукцией (услугами) в ходе эксплуатации.

2. Осуществление работ по управлению качеством процессов производства продукции и оказания услуг:

- анализ причин, вызывающих снижение качества продукции (работ, услуг), разработка планов мероприятий по их устранению.

3. Осуществление работ по управлению качеством проектирования продукции и услуг:

- анализ информации, полученной на различных этапах производства продукции, работ (услуг) по показателям качества, характеризующих разрабатываемую и выпускаемую продукцию, работы (услуги);

- разработка мероприятий по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям.

4. Осуществление работ по управлению качеством ресурсов организации:

- подготовка заключения о соответствии качества поступающих в организацию сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий стандартам, техническим условиям и оформление документов для предъявления претензий поставщикам».

Все эти трудовые функции позволяет автоматизировать программный модуль «8D. Управление качеством» компании Аскон. Проведем анализ функциональных возможностей программы [1].

Программный модуль «8D.Управление качеством» помогает решить задачи в области сбора и анализа информации с целью получения основы для принятия решений по улучшению качества согласно [3,6]. Поддерживаются следующие стадии жизненного цикла: - приёмка (входной контроль качества); производство; поставка (контроль качества осуществляет потребитель у себя на предприятии); гарантия (гарантийная и послегарантийная эксплуатация). Назначение модуля - учёт и анализ информации по качеству продукции, проведение корректирующих действий по методике 8Д, оформление разрешений на отклонения.

Ввод данных в программу предусматривает подробное описание контроля/измерения, указание статуса продукции, использование изображений дефектов, образцов, эталонов, поэкземплярный учёт изделий в партии, указание действий с несоответствующей продукцией, оповещение пользователей о выявленных несоответствиях продукции, о необходимости принять решение по продукции с дефектами, о заданиях в корректирующем действии или разрешении на отклонение.

Модуль «8D. Управление качеством» содержит ряд инструментов для анализа статистических данных по несоответствиям продукции. Для этого предусмотрено построение 3-х уровневой диаграммы Парето, гистограмм. Аналитические инструменты программного модуля позволяют ответить на ряд актуальных вопросов: какой поставщик поставляет наиболее дефектную продукцию и какую; какой цех, участок, оборудование или исполнитель производят наибольший объём несоответствующей продукции; причины, по которым возникает несоответствующая продукция в производстве и многие другие.

Результаты анализа могут быть использованы для разработки программы по повышению качества продукции. Система позволяет учитывать результаты проведения всех методов определения соответствия продукции требованиям. И если при выявлении несоответствующей продукции возможно инициировать корректирующие действия или разрешение на отклонение, то положительные результаты контроля, измерений, испытаний возможно использовать при формировании электронного паспорта качества изделия.

Наполняя систему информацией о несоответствиях, проблемах и их решениях в виде корректирующих действий и разрешений на отклонения, инженер по качеству формирует базу знаний и опыта предприятия. При выявлении очередной проблемы с качеством, будет возможно обратится к базе знаний и получить информацию о способе решения аналогичной проблемы. Это важно для обеспечения преемственности знаний и опыта, при увольнении квалифицированных и опытных специалистов предприятия.

Помимо сокращения времени решения проблем, система позволит выполнить требования стандартов по качеству, касающихся формирования базы знаний организации. Критериями классификации знаний о предметной области, применяемыми в инженерии знаний согласно [4] являются концептуальный тип, функциональное назначение и экспрессивность. По функциональному назначению экспертные знания можно разделить на три вида. Первый вид знаний - это декларативные знания. Например, знания о проектных характеристиках, дефектах, отказах оборудования, а также ограничения на параметры и характеристики (область определения, многозначность, временная зависимость, типичное значение для некоторого дефекта). Источником декларативных знаний являются статистические эксплуатационные данные отдела качества

предприятия, справочники, стандарты. Причем информация должна быть актуальной, релевантной, достоверной, полной. Второй вид знаний - процедурные знания, позволяющие порождать новые знания на основе имеющихся, что и позволит сделать накопленная в базе знаний модуля «8D. Управление качеством» информация. Большинство этих знаний можно представить в виде причинно-следственных знаний типа «Если - то». В работах по созданию интеллектуальных систем предлагался подход извлечения процедурных знаний в виде экспертных правил типа «Если - то» путем интервьюирования экспертов [4]. Производительность такого процесса довольно низкая, поэтому функция приобретения процедурных экспертных знаний является одним из главных «узких мест» при разработке баз знаний, в частности, для уникального высоконадежного оборудования, для которого неприменимы вероятностные и статистические методы в связи с отсутствием отказов и дефектов.

Третий вид знаний инженера по качеству связан с его умением выбирать наиболее перспективные пути поиска решений. Эти знания позволяют эксперту отбрасывать маловероятные, с его точки зрения гипотезы и подключать к решению задачи наиболее релевантные знания. Они, в отличие от знаний первого и второго видов, являются метазнаниями и обеспечивают наиболее эффективное использование знаний первого и второго видов. Квалификация специалиста определяется наличием таких знаний.

По экспрессивности знания, на основе которых производится оценка качества, можно классифицировать как поверхностные и глубинные. Поверхностные знания имеют форму простых эмпирических ассоциаций. Иногда достаточно приближенного заключения (например, без применения сложных диагностических методов для определения состояния материала оборудования), чтобы идентифицировать состояние экземпляра оборудования и определить необходимый ремонт. Такой подход обоснован для хорошо изученных аспектов предметной области. Глубинные (каузальные) знания, существующие в виде различных моделей, категорий и абстракций, позволяют отразить взаимосвязь между исходными параметрами (например, между эксплуатационными данными и остаточным ресурсом оборудования).

Уровень квалификации и компетентности специалистов в сфере качества, таким образом, определяется наличием не только адекватных, релевантных, актуальных, достоверных декларативных знаний в данной предметной области, но и наличием процедурных, управляющих, каузальных знаний [5]. Анализ используемых на сегодняшний день методик показал, что для решения задачи оценивания и прогнозирования показателей качества продукции используются большей частью только декларативные знания, поэтому необходимо получение процедурных и каузальных знаний в виде адекватных моделей, категорий и абстракций, формализация процедурных знаний на основе декларативных знаний и разработка на их основе нормативных документов для оценивания качества на предприятии.

Применение программного модуля «8D. Управление качеством» компании «Аскон» целесообразно при изучении курсов «Управление качеством», «Контроль и диагностика в технологических процессах», «Статистические методы управления качеством» для бакалавров направления подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология, профиль «Стандартизация и менеджмент качества». В условиях современных процессов цифровизации владение компьютерными программами повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, способствует их трудоустройству, формирует конкурентные преимущества перед опытными специалистами, позволяет решать более сложные задачи менее квалифицированным специалистам, компенсирует недостатки, связанные с отсутствием опыта работы.

Примеры заданий для решения с помощью программного модуля «8D. Управление качеством» компании «Аскон» на практических занятиях приведены ниже.

Вариант 1. По результатам контроля выявлены следующие причины несоответствия подшипников: повышенный радиальный зазор - 76 шт., отсутствие зазора - 48 шт., увеличен посадочный размер - 28 шт., отсутствие смазки - 17 шт., другие причины - 11 шт.

Построить по данным контроля диаграмму Парето и проанализировать возможности сокращения брака на 50%, 75%.

Вариант 2. При контроле качества сварных швов обнаружены дефекты: непровар - 27 дефектов, наплывы - 39 дефектов, шлак в шве - 25 дефектов, вогнутый шов (большая скорость сварки) - 54 дефекта, другие дефекты - 18 дефектов. Построить диаграмму Парето и проанализировать возможность сокращения брака на 50%.

Вариант 3. Из партии 10000 шестерен отбракована 101 шестерня из-за неправильной формы зуба; 27 -из-за дефекта шпоночных канавок; 6 - по отклонению диаметра отверстия; 5 - по другим причинам. Построить диаграмму Парето и проанализировать возможность сокращения брака на 50%.

На рис. 1-2 представлены результаты решения учебных задач в программе. На рис. 1 показан пример занесения информации о дефектах плит перекрытия «среднее отклонение геометрических размеров» при выполнении учебного задания.

Рисунок 1. Ввод исходных данных о дефектах для решения задачи

На рисунке 2 представлены результаты решения задачи анализа дефектности коленчатых валов с помощью программного модуля «8Б. Управление качеством».

Рисунок 2. Диаграмма Парето в разрезе дефектов

Построена диаграмма Парето, по ее результатам студенты могут анализировать возможности сокращения брака на 50%, 75%. В программе можно также определить РРМ (Parts Per Million - количество дефектных изделий на 1 миллион произведённой продукции). Для работы в реальном режиме с большим количеством данных есть распределение по участкам, подразделениям, производителям.

Данный модуль также позволяет наглядно показать студентам реализацию требований стандартов [1, 6, 7, 8] в области управления несоответствующей продукцией и корректирующих действий (методика 8Д). Также может быть использован как база для проведения анализа потенциальных отказов конструкции и процессов (анализ D-FMEA, P-FMEA), для расчёта затрат на «плохое качество», расчёта показателя результативности процессов производства, анализа рисков конструкции или технологического процесса в соответствии с требованиями международных стандартов [1, 6, 7, 8].

Выводы. Использование современных программных решений по автоматизации задач управления качеством позволяет сформировать конкурентные преимущества обучающихся студентов ВУЗа. Программный модуль компании «Аскон» «8D. Управление качеством» может быть полезен для студентов высших учебных заведений при изучении курса «Управление качеством», особенно при подготовке инженеров по качеству. Основное назначение программы — предоставить руководителю объективную информацию для принятия управленческих решений в том виде, в каком эти процессы существуют на современном предприятии, фактически являясь информационной моделью реальных процессов управления качеством, что особенно важно в условиях дистанционного обучения.

Литература:

1. Аскон [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://ascon.ru/products/1248/review/.

2. Реестр профстандартов [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://profstandart-rosmintrud.ru/reestr-profstandartov.

3. Управление качеством: Учебник / Басовский Л.Е., Протасьев В.Б., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 231 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011847-5 Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=544276

4. Гаврилова, Т.А. Инженерия знаний. Модели и методы [Электронный ресурс]: учебник / Т.А. Гаврилова, Д.В. Кудрявцев, Д.И. Муромцев. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2018. - 324 с. -Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/l07925.

5. Лапа М.В., Маловик К.Н. Экспертная оценка квалификации работников для эффективного управления качеством жизни / Качество и жизнь: научно-производственный журнал // Москва: МОО «Академия проблем качества», 2019. - № 1 (21). Спецвыпуск. - С. 72-77. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37290652

6. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. - Введ. 2015-11-01. - М.: Стандартинформ, 2018. - 24 с.

7. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2015-11-01. - М.: Стандартинформ, 2018. - 24 с.

8. ГОСТ Р ИСО 9004-2019. Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации. - [Электронный ресурс]. - http://docs.cntd.ru/document/1200167117.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Леонова Елена Николаевна

Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск)

РОЛЬ ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ МИРЕ ВЧЕРАШНЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье поднимается проблема экзистенциального кризиса и хаоса внутреннего мира молодого человека, вызванных ломкой устоявшихся стереотипов в связи с вхождением ими в измененную образовательную среду. В этой связи роль значимого другого во многих случаях является ключевой, поскольку молодому человеку очень трудно самому найти правильный вектор личностного развития в данный период жизни, и он легко может стать жертвой манипуляторов, которые приведут вчерашнего школьника к трагедии.

Ключевые слова: экзистенциальный кризис, измененная образовательная среда, самопреодоление, ломка стереотипов, Значимый Другой.

Annotation. The article highlights the issue of existential crisis and inner world instability of a first year student as a result of the crash of habitual stereotypes when a young person finds themselves in an altered educational environment. This crucial period of life requires a Significant Another to help a fresher to work out a coping strategy and be protected against manipulators.

Keywords: existential crisis, altered educational environment, coping strategy, crash of stereotypes, Significant Another.

Введение. Окончание школы — это не только долгожданный шаг во взрослую жизнь, но и столкновение с кризисной ситуацией, из которой очень непросто найти выход. Современная школа, в силу ряда объективных и субъективных факторов, не готовит молодых людей к взрослой жизни, не интересуется их внутренним миром. Кризисные моменты возникают тогда, когда молодой человек вынужден выйти из зоны комфорта, чтобы войти в измененную образовательную среду. Школьная жизнь со всеми ее плюсами и минусами является для ребенка/подростка/молодого человека некой устоявшейся замкнутой системой, к которой потенциальный первокурсник привык: семья - школа - друзья. Компоненты могут варьироваться, но семья и школа остаются неизменными. Нахождение в этой среде дает молодому человеку чувство защищенности, безопасности, комфорта. Когда молодой человек заканчивает школу, он попадает в совершенно неведомую ему вузовскую среду, в которой ему трудно ориентироваться. После ломки привычной системы первокурсники переживают состояние хаоса, которое характеризуется наличием точек бифуркации или многовекторностью, что не всегда приводит к правильному выбору. По мнению Э.Эриксона, этот период является ключевой стадией для приобретения чувства идентичности. В это время молодой человек колеблется между положительным полюсом идентификации "я" и отрицательным полюсом путаницы ролей. [1; с. 18]

Изложение основного материала статьи. Попав в измененную образовательную среду, молодые люди испытывают дискомфорт, связанный с неизвестностью. Новоиспеченные студенты пытаются следовать уже известному паттерну поведения, заложенному в школе, но в стенах вуза от молодого человека требуется совсем другой подход к решению задач. Происходит ломка не только стереотипов, привычек, но и мировосприятия в целом. Система высшего образования предъявляет вызовы молодому человеку, с которыми он порой не в состоянии справиться:

- способность к осмысливанию больших объемов материала;

- готовность к отстраненной позиции преподавателя;

- готовность к объективной оценке своих знаний;

- необходимость ассертивности, готовность отстаивать свою точку зрения;

- готовность к конструктивному одиночеству;

- осознание необходимости работы над собой с целью достижения конкурентноспособности в обществе;

- необходимость достижения уверенности в себе;

- готовность противостоять социальным вызовам;

- готовность взять на себя ответственность за свой личностный рост при опоре на собственные силы.

Молодой человек, только окончивший школу, не может противостоять этим вызовам, в силу отсутствия

у него положительного опыта совладающего поведения (Ф.Е. Василюк), поэтому студент-первокурсник начинает ощущать себя как проблему, все больше и больше теряясь в поле хаоса с его многовекторностью. Внутренний мир первокурсника -это клубок переживания своих экзистенциалов:

- одиночество, вызванное измененной образовательной средой и ломкой прежних жизненных стереотипов, это чувство обостряется в связи с изменением места жительства, отъезда из родного города к месту учебы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.