Научная статья на тему 'Роль журнала тип ФК в контексте системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения Российской Федерации'

Роль журнала тип ФК в контексте системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL REALITY / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / CONCEPTUAL FRAMEWORK / НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGH TECHNOLOGIES / СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPORTS-CENTERED PHYSICAL EDUCATION / КОМПЛЕКС ГТО / GTO COMPLEX / БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ / POINT RATING SCALE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирин В.К.

Зарождение научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» в 1925 г. обусловлено потребностью в системном научном обосновании физического воспитания и спорта в Советском Союзе. С этого времени, особенно в период становления новой социокультурной реальности, роль журнала в разработке эффективных теоретико-методических средств для обеспечения системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения существенно возрастала. На его страницах предлагаются методически обоснованные положения и концептуальные решения по формированию новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа на базе спортивно-ориентированного подхода. Вместе с тем масштабная реализация совокупности фундаментальных научных установок, обеспечивающих спортизацию образовательных учреждений, не осуществлена. Одна из главных причин сложившейся ситуации коренится в стереотипах мышления. Изменение указанной ситуации требует от руководителей различного уровня систем физического воспитания детей, подростков и молодежи, а также от учителей физической культуры глубоких теоретических знаний по данной проблеме и лекторских способностей, чтобы донести эти знания до исполнителей. Несомненно, более широкое тиражирование журнала с последующим изучением его содержания специалистами, работающими в сфере физического воспитания, будет условием, способным путем тщательного научного осмысления существа физической культуры и спорта повысить эффективность физкультурной активности населения Российской Федерации в качестве ресурса социально-экономического и политического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль журнала тип ФК в контексте системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения Российской Федерации»

роль журнала типфк в контексте системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения российской федерации

УДК/UDC 796(091)

Поступила в редакцию 28.08.2015 г.

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В.К. Спирин1

1 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

journal tipfk role in context of system innovation transformations in physical education of rising generation of Russian federation

Dr.Hab., Ph.D. V.K. Spirin1

1 Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki

Информация для связи с автором: spirin_vk@mail.ru

Аннотация

Зарождение научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» в 1925 г. обусловлено потребностью в системном научном обосновании физического воспитания и спорта в Советском Союзе. С этого времени, особенно в период становления новой социокультурной реальности, роль журнала в разработке эффективных теоретико-методических средств для обеспечения системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения существенно возрастала. На его страницах предлагаются методически обоснованные положения и концептуальные решения по формированию новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа на базе спортивно-ориентированного подхода. Вместе с тем масштабная реализация совокупности фундаментальных научных установок, обеспечивающих спортизацию образовательных учреждений, не осуществлена. Одна из главных причин сложившейся ситуации коренится в стереотипах мышления. Изменение указанной ситуации требует от руководителей различного уровня систем физического воспитания детей, подростков и молодежи, а также от учителей физической культуры глубоких теоретических знаний по данной проблеме и лекторских способностей, чтобы донести эти знания до исполнителей. Несомненно, более широкое тиражирование журнала с последующим изучением его содержания специалистами, работающими в сфере физического воспитания, будет условием, способным путем тщательного научного осмысления существа физической культуры и спорта повысить эффективность физкультурной активности населения Российской Федерации в качестве ресурса социально-экономического и политического развития страны.

Ключевые слова: социокультурная реальность, концептуальные основы, наукоемкие технологии, спортивно ориентированное физическое воспитание, комплекс ГТО, балльная шкала оценки, индивидуальный подход.

Annotation

The origin of the scientific and theoretical journal «Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury» in 1925 was due to the need for systematic scientific substantiation of physical education and sport in the Soviet Union. Since that time, especially when a new sociocultural reality was formed, the role of the journal in the development of efficient theoretical and methodological means to ensure system innovations in physical education of the rising generation was increasing significantly. The journal contains methodically grounded provisions and conceptual solutions for the formation of a new paradigm of physical education in educational institutions of different types with regard to the sports-centered approach. However, the large-scale implementation of a number of fundamental scientific directions providing sportization of educational institutions, has not been implemented. That was mainly due to the stereotypes of thinking. In order to change this situation managers at various levels should have systems of physical education of children, adolescents and young people and physical education teachers are to possess deep theoretical knowledge on the subject and lecturing skills to convey this knowledge to the executors. Undoubtedly, the increased circulation of the journal, followed by the study of its content by specialists working in the field of physical education, is a condition that can increase the effectiveness of sports activities in the Russian Federation as a resource for socio-economic and political development of the country through careful scientific understanding of the essence of physical culture and sport.

Keywords: socio-cultural reality, conceptual framework, high technologies, sports-centered physical education, GTO complex, point rating scale, individual approach.

Объективная потребность в системном научном обосновании физического воспитания и спорта в Советском Союзе обусловила выход в 1925 г. трехтомника «Теория физической культуры», который считается началом основания ежемесячного научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (ТиПФК). С этого времени, особен-

но в период становления новой социокультурной реальности, на страницах журнала предлагаются методологически обоснованные положения и концептуальные решения для системных инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта. Институт отечественного образования в целом, и физкультурного образования в частности,

№ 11 • 2015 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с га

О (U .с I—

рассматривается как одно из базовых оснований активной подготовки и включения молодых людей в преобразовательные политические и экономические процессы. В настоящее время существуют различные концептуальные подходы к построению двигательной активности детей в образовательных учреждениях разного типа. Доминирует подход, внедренный в 80-90 х гг. прошлого столетия, когда на базе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1-11-х классов в содержание предмета стала активно вводиться физическая подготовка. В ходе апробации образовательных программ, разработанных в рамках сложившейся парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях, получен достаточно большой объем данных, формирующих мнение об относительно негативной тенденции развития основ содержания образования по физической культуре. В качестве обоснования данного мнения как в специальной литературе, так и в средствах массовой информации приводятся суждения об ухудшении состояния здоровья учащихся, снижении уровня показателей их физической подготовленности, фиксируется процесс психофизической деградации детей. Как результат этого появляется объективная необходимость в тщательном научном осмыслении существа теоретико-технологических основ образования по физической культуре и на этой базе внедрение системных инновационных преобразований в физическом воспитании подрастающего поколения. В данных условиях журнал ТиПФК выступил в роли «компаса», определившего вектор разработок методически обоснованных концептуальных положений по формированию новой парадигмы физического воспитания населения Российской Федерации.

На страницах журнала по инициативе и при активном научном участии профессоров В.К. Бальсевича и Л.И. Лубы-шевой была организована информационно-образовательная кампания по развертыванию национальной системы спортивно -ориентированного физического воспитания. Проведение масштабных исследований по реализации идеи спортивно-ориентированного физического воспитания в различных регионах РФ убедительно подтвердило высокие практические возможности использования этой инновационной образовательной технологии. Учителям физической культуры были не только предложены новые формы организации физического воспитания, но и указаны пути эффективного использования основной формы организации учебного процесса - урока физической культуры. С опорой на положения концепции спортивно-ориентированного подхода к организации физического воспитания разработана технология планирования физкультурной активности школьников, обеспечивающая кумулятивный эффект системы воспитательных обучающих и тренирующих воздействий при решении образовательных задач разной направленности. Предложенная модель занятий физическими упражнениями на базе вида спорта с конверсионным проникновением элементов наукоемких технологий спортивной подготовки позволила учителям физической культуры более успешно использовать возможности урока физической культуры для оптимизации возрастной динамики развития организма школьников, повышения его функциональных возможностей и адаптационных свойств.

В своей деятельности журнал активно поддержал идею возрождения комплекса ГТО, на его страницах обсуждались и разрабатывались методически обоснованные концептуальные решения по эффективному выполнению Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)». Сформированное с помощью журнала новое информационно-образовательное пространство для овладения специалистами, работающими в сфере физического воспитания и образования, теоретико-технологическими основами системных инновационных преобразо-

ваний в физическом воспитании послужило основой для разработки научно обоснованного подхода к реализации нового комплекса ГТО. На концептуальной базе спортивно ориентированного физического воспитания предложена шкала индивидуализированного оценивания показателей физической подготовленности при выполнении нормативов комплекса ГТО, соотнесенная с реализацией здоровьеформирующей функции физической культуры, ориентированная на достижение оптимального уровня физкультурной результативности. Графическая модель оценивания уровня физической подготовленности базируется на суждении члена-корреспондента РАО В.К. Бальсевича о том, что только индивидуализированные наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте, направленные на формирование здоровья, могут по-настоящему повысить доверие населения и педагогов к реализации возрожденного комплекса ГТО.

В текущий период своей деятельности журнал внес заметный вклад в формирование новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа, от детского сада до вуза. Но вместе с тем следует признать, что в настоящее время на уровне региональных, муниципальных и локальных систем физического воспитания доминируют приверженцы старой парадигмы. Одна из главных причин сложившейся ситуации коренится в стереотипах мышления указанных специалистов. Изменение указанной ситуации требует от руководителей различного уровня систем физического воспитания детей, подростков и молодежи, а также от учителей физической культуры глубоких теоретических знаний по данной проблеме и лекторских способностей, чтобы донести эти знания до исполнителей. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» объективно способствует переориентации приверженцев старой парадигмы физического воспитания в сторонники новой. Парадоксальность ситуации заключается в том, что, несмотря на ведущую роль журнала в разработке методически обоснованных положений и концептуальных решений по реформированию физкультурного образования, его содержание не доходит в должном объеме до учителей физической культуры, специалистов региональных и муниципальных систем физического воспитания. Причина очевидна: подавляющее большинство управленческих инстанции указанных уровней не осуществляют подписку на данный журнал. Несомненно, более широкое тиражирование журнала с последующим изучением его содержания специалистами, работающими в сфере физического воспитания, будет условием, способным путем тщательного научного осмысления существа физической культуры и спорта повысить эффективность физкультурной активности населения РФ в качестве ресурса социально-экономического и политического развития страны. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта, предложенный главным редактором журнала, профессором Л.И. Лубышевой в соавторстве с В.П. Моченовым [1], актуализирует роль журнала в системных инновационных преобразованиях, направленных на организацию двигательной активности населения Российской Федерации в новой социокультурной реальности.

Литература

1. Лубышева Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 4. - С. 94-101.

References

1. Lubysheva, L.I. Novy kontseptual'ny podkhod k sovremennomu ponimaniyu sotsial'noy prirody sporta (New conceptual approach to modern interpretation of social nature of sport) / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2015. - № 4. - P. 94-101.

14

http://www.teoriya.ru

№ 11 • 2015 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.