Научная статья на тему 'К проблеме разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ'

К проблеме разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GTO (READY FOR LABOUR AND DEFENCE COMPLEX) / ТРЕБОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО / GTO REQUIREMENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL APPROACH / ШКАЛА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / RATING SCALE OF PHYSICAL FITNESS / ГТО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Спирин В.К.

The purpose of the present study was to develop a rating scale of physical fitness of a person, correlated with the implementation of the health forming approach to sports activity of the people of the Russian Federation, which directs the process of physical training to achieve an optimal level of athletic performance and serves as a key condition of formation of the interest and motivation to sports activity intself within the Ready for Labour and Defence (GTO) complex. Thanks to the proposed approach we can compare the physical fitness indicators of persons with different areas of development of motor skills, increase motivation when doing test exercises. Moreover, the teacher does not need to develop a system of teaching (coaching) effects which is not correlated with the principle of nature conformity. When organizing sports activity of the involved ones it will be taken into account that they have their own individual value orientations and attitudes regarding physical education classes, and the system of exercises will be organized in view of the predisposition of those who train to a specific type of conditional training. The technology of complex evaluation of physical fitness taking into account the level of developed motor skills of a particular person, his genetic predisposition to a particular type of muscular activity helps to settle a number of tasks which are stipulated in the present paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ»

УДК: 796.011

К ПРОБЛЕМЕ

разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформируюшего подхода к физкультурной активности населения РФ

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В.К. Спирин Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

I-

ON DEVELOPMENT OF REGULATORY REQUIREMENTS OF THE GTO ("READY FOR LABOUR AND DEFENCE' COMPLEX) WITHIN IMPLEMENTATION OF HEALTH FORMING APPROACH TO SPORTS ACTIVITY OF RUSSIAN PEOPLE V.K. Spirin, Ph.D., Dr.Hab. Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki Key words: GTO (Ready for Labour and Defence complex), GTO requirements, physical culture, sport, physical training, personal approach, rating scale of physical fitness. The purpose of the present study was to develop a rating scale of physical fitness of a person, correlated with the implementation of the health forming approach to sports activity of the people of the Russian Federation, which directs the process of physical training to achieve an optimal level of athletic performance and serves as a key condition of formation of the interest and motivation to sports activity int-self within the Ready for Labour and Defence (GTO) complex.

Thanks to the proposed approach we can compare the physical fitness indicators of persons with different areas of development of motor skills, increase motivation when doing test exercises. Moreover, the teacher does not need to develop a system of teaching (coaching) effects which is not correlated with the principle of nature conformity. When organizing sports activity of the involved ones it will be taken into account that they have their own individual value orientations and attitudes regarding physical education classes, and the system of exercises will be organized in view of the predisposition of those who train to a specific type of conditional training. The technology of complex evaluation of physical fitness taking into account the level of developed motor skills of a particular person, his genetic predisposition to a particular type of muscular activity helps to settle a number of tasks which are stipulated in the present paper.

Ключевые слова: ГТО, требования комплекса ГТО, физическая культура, спорт, физическая подготовка, индивидуальный подход, шкала оценки физической подготовленности.

Введение. С 1 сентября 2015 г во всех российских школах, вузах и организациях сдача норм ГТО станет обязательной. В этом случае необходимо определиться с концептуальной основой, определяющей подходы к разработке требований комплекса ГТО для различных групп населения. Возникает объективная необходимость научного осмысления позитивного и негативного опыта, полученного в ходе реализации различных подходов к построению физкультурной активности детей, подростков, молодежи, базирующейся на разной, порой противоположной теоретической основе.

В последнее время в ходе апробации образовательных программ получен достаточно большой объем данных, формирующих мнение об относительно негативной тенденции развития основ содержания образования по физической культуре. В качестве обоснования данного мнения как в специальной литературе, так и в средствах массовой информации приводятся суждения об ухудшении состояния здоровья учащихся, снижении уровня их физической подготовленности, нежелании школьников посещать уроки физической культуры и как следствие этого идет процесс психофизической деградации детей. Отсутствие у подрастающего поколения потребности в систематических активных занятиях физическими упражнениями по своей сути противоестественно, так как она приходится на момент периода роста и развития детского организма, когда двигательная активность является естественной биологической необходимостью организма. Как ни парадоксально, но вышеуказанные негативные явления характерны для общеобразовательных школ, в которых в содержание обучения активно внедрялась физическая подготовка, осуществляемая, как правило, на базе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1-11-х классов [7, 9]. Содержание этой программы направлено в первую очередь на выполнение учащимися возрастных нормативов физической подготовленности. Однако на практике установка на целенаправленную физическую подготовку школьников не реализуется по вполне объективным причинам [7, 9, 11].

Концептуальные основы исследования. В контексте разработки требований комплекса ГТО для различных групп

населения целесообразно исследовать одну из этих причин. Предметом образования школьников по данной программе выступает физическая подготовка, а результатом освоения -достижение заданных показателей физической подготовленности. В рамках этой программы перед педагогом ставится задача максимально полного «подтягивания» показателей физической подготовленности школьников к некоему заданному уровню по целому программному комплексу тестов, полученному в результате статистической обработки большого числа экспериментальных данных конкретной половозрастной группы. Речь идет о целенаправленном развивающем воздействии на то двигательное качество, которое более всего отстает от среднепопуляционного норматива в группе. Предполагается, что такая направленность педагогических воздействий обеспечит комплексное развитие двигательных качеств. Однако подобная организация педагогических (тренирующих) воздействий не будет соотноситься с генетической предрасположенностью индивидуума к тому или иному виду мышечной деятельности, а следовательно, ставит под сомнение при-родосообразность указанных воздействий. Установлено, что физические нагрузки без учета врожденной предрасположенности к определенному виду двигательной активности могут привести к перенапряжению, снижению адаптационных возможностей и функциональных резервов механизмов вегетативной регуляции системы кровообращения [1, 5, 8, 10] и вследствие этого неминуемо оттолкнет часть занимающихся от систематических занятий физическими упражнениями. Увеличение дозировки подобной физической нагрузки повышает эту вероятность.

В данном случае будет уместно в качестве дополнительной аргументации сослаться на крайне приземленный пример. Если корову на пастбище заставлять бегать галопом, то это негативно скажется на ее состоянии. Также как бессмысленно у кошки целенаправленно развивать общую выносливость путем длительных прогулок (на поводке, по-другому не получится) низкой непрерывной интенсивности. Потому что направленность тренирующих двигательных режимов как в первом, так и во втором случае не соотносится с организацией нейродинамических процессов указанных животных и будет для них неприродосообразна.

Существенные отличия по типу организации нейродинамических процессов, генетической предрасположенности к тому или иному виду физической активности свойственны человеку. Природная одаренность к выполнению скоростной работы и работы на выносливость обуславливается различной степенью развития генетически обусловленных физиологических свойств и функций занимающихся, и их значительное изменение путем целенаправленных педагогических воздействий может приводить к неблагоприятным последствиям. В частности, дети с выраженной предрасположенностью к скоростно-силовым видам мышечной деятельности попадают в группу наибольшего риска предрасположенности к гипертрофии миокарда при занятиях видами спорта на выносливость [1]. Гипотеза об «абсолютном» положительном воздействии массовой физической культуры требует всестороннего подтверждения. Физические нагрузки по направленности своего воздействия, не соотнесенные с предрасположенностью учащихся к развитию и проявлению выносливости/быстроты, могут увеличивать количество функциональных отклонений в деятельности сердечно-сосудистой системы и тем самым снизить адаптационные и функциональные возможности системы кровообращения [1, 5, 8, 10].

Очевидно, что если нормативные требований комплекса ГТО для различных групп населения будут разрабатываться на основе стандартных популяционных нормативов, получен-

ных в результате статистической обработки большого количества экспериментальных данных, без учета индивидуальности человека, то это определит последующую систему педагогических воздействий. Действия педагога будут направлены на то, чтобы максимально большое число занимающихся в процессе выполнения физических упражнений показывали результаты, укладывающиеся в предложенные стандартные нормативы. Указанный подход будет доминировать в программах физического воспитания начиная с детского сада и кончая вузом, который не согласуется с некоторыми методологически обоснованными положениями и концептуальными решениями здоровьеформирующей физкультурной активности человека. В этом случае есть все основания утверждать, что комплекс ГТО не будет выполнять роль основополагающей, научно обоснованной системы физкультурного воспитания молодого поколения, способствующей массовому вовлечению различных слоев населения в активное освоение ценностей физической и спортивной культуры и эффективной интеграции комплекса в поддерживаемую государством патриотическую систему воспитания детей, подростков и молодежи.

Положительные тенденции развития физкультурной активности подрастающего поколения отмечались тогда, когда организация занятий физическими упражнениями осуществлялась на основе индивидуализированных наукоемких технологий стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанных в спорте и в системе подготовки спортивного резерва [2, 3, 6, 12]. Индивидуальный выбор вида спорта или другой формы спортивно ориентированного физического воспитания, соотнесенной с предрасположенностью индивидуума к развитию и проявлению двигательных качеств, является основополагающим методологическим условием реализации физкультурной активности человека здоровьеформирующей направленности. В этом случае педагогические воздействия соотносятся с организацией ней-родинамических процессов индивида, направлены на наиболее развитые физиологические функции, что обуславливает привлекательность этих воздействий, позволяет задать высокий уровень тренировочной нагрузки и получить выраженный стимулируемый эффект развития физического потенциала занимающихся. Механизм физиологической адаптации при таком подходе к организации двигательной активности занимающихся не только обеспечивает существенный тренирующий эффект доминирующего двигательного качества, но и приводит к широкому положительному переносу в развитии отстающих физических качеств [4, 10].

Поскольку концептуальная база спортивно ориентированного физического воспитания способствует формированию положительных тенденций в развитии основ физкультурной активности населения, ее положения должны быть взяты за основу при разработке требований комплекса ГТО для различных групп населения. Такой подход принимает во внимание наличие у человека собственных индивидуально ценностных ориентаций и установок в физической культуре, а система тренирующих воздействий строится с учетом предрасположенности занимающихся к тому или иному виду кондиционной тренировки на основе принципа природосообразности. Его практическая реализация целесообразна путем создания балльной оценочной шкалы, в которой на основе определения суммы баллов, набранных в тестовых упражнениях, определяется комплексная индивидуализированная оценка выполнения нормативных требований комплекса ГТО.

Цель исследования - разработка шкалы оценивания показателей физической подготовленности индивидуума, соотнесенной с реализацией здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ, которая ориентирует процесс физической подготовки на достижение

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

оптимального уровня физкультурной результативности и выступает в качестве ведущего условия формирования интереса и мотивов к самой физкультурной активности в рамках комплекса ГТО.

Подходы к формулированию требований при разработке балльной шкалы для оценивания физической подготовленности учащихся с последующим определением комплексной оценки. Для каждого тестового задания, входящего в комплекс ГТО, определяются граничные результаты оптимального уровня физкультурной результативности, полученные на основе статистической обработки большого числа показателей тестовых испытаний для конкретной половозрастной группы населения. Оценочная шкала включает низкий, средний, высокий и супервысокий уровни. Низкий, средний и высокий уровни шкалы имеют верхнюю и нижнюю границы (диапазон) результатов с соответствующей балльной оценкой. На основе определения суммы баллов, набранных в тестовых упражнениях, определяется комплексная индивидуализированная оценка выполнения нормативных требований комплекса ГТО.

Результаты исследования и их обсуждение. Количество единиц измерения в пределах нижней и верхней границы каждого уровня физкультурной результативности тестового упражнения должно быть одинаково и сохранять линейную зависимость между динамикой прироста результата и начислением баллов. В тестовом упражнении верхняя граница низкого уровня фиксирована 60 баллами, среднего - 120, высокого - 180. Показатели тестовых испытаний ниже уровня физкультурной результативности - 0 баллов. Общий вид оценочной шкалы для определения физической подготовленности учащихся представлен на рисунке.

Количество баллов в зависимости от особенности тестового упражнения начисляется за изменения результата на единицу измерения: 1 повторение, 1 см, 1 с или 0,1 с в беге на 30 м, 20-метровый отрезок дистанции в 6-минутном беге в каждой зоне. В низком, среднем и высоком уровнях за изменение результата на каждую единицу измерения дается одинаковое количество баллов, в супервысоком - в два раза меньше. Например, если уровень физкультурной результативности в прыжках в длину с места у юношей 16 лет (III ступень) определен в диапазоне 181-240 см, то улучшение результата на 1 см в данном тестовом упражнении приводит к увеличению количества баллов, набранных в указанном упражнении, на 3. На низком уровне (181-200 см) динамика прироста -3-60 баллов, на среднем уровне (201-220 см) - 63-120 баллов, на высоком уровне (221-240 см) - 123-180 баллов. То есть стоимость каждого сантиметра на низком, среднем и высоком уровнях оценивается 3 баллами. При супервысоком уровне указанная стоимость уменьшается в два раза и определяется 1,5 балла при улучшении результата на 1 см.

Оценка результата в беге на 30 м у юношей 16 лет при уровне физкультурной результативности 5,2-4,4 с, улучшение результата на 0,1 с имеет другую стоимость - 20 баллов. На низком уровне (5,2-5,0 с) динамика прироста баллов -20-60, на среднем (4,9-4,7 с) - 80-120 баллов, на высоком (4,6-4,4 с) - 140-180 баллов. На супервысоком уровне (10 баллов) - улучшение результата на 0,1 с.

Выдерживаются следующие условия.

Во-первых, при сохранении линейной зависимости между приростом результата и начислением баллов верхние границы уровней жестко фиксированы соответственно 60, 120 и 180 баллами в каждом тестовом упражнении.

Во-вторых, количество изменений результата на единицу измерения в пределах всего уровня физкультурной результативности может быть разным в том или ином тестовом упражнении, но для каждого тестового задания количество баллов,

Общий вид шкалы для оценивания показателей физической подготовленности

начисляемое на единицу измерения, одинаково и число изменений результата в пределах низкого, среднего и высокого уровней равное.

Меньшее начисление количества баллов на супервысоком уровне обусловлено тем, что именно зона оптимальной физкультурной результативности в большей степени обеспечивает оздоровительную функцию физической культуры и высокую производительность труда индивида. Массовая направленность физической подготовки на достижение высоких спортивных результатов требует неоправданно больших затрат времени на спортивную подготовку - до 18 ч в неделю. Такие временные затраты с учетом следовых процессов, связанных с утомлением от высоких физических нагрузок в сочетании с производственной и учебной деятельностью различных слоев населения, могут быть причиной развития дискомфортных, предпатологических состояний, появления субъективных неприятных ощущений от выполнения физических упражнений. Следует также учитывать имеющиеся в литературе сведения о том, что по разным данным от 80 до 95 % учеников имеют отклонения в состоянии здоровья, а 60-70 % взрослого населения находятся в состоянии предболезни. Для такой категории населения направленность физкультурной активности на высокие спортивные результаты, несомненно, сопряжена с немалым риском для их здоровья.

Наличие баллов в оценочной шкале позволяет выставить комплексную оценку физической подготовленности индивида с учетом природной одаренности к тому или иному виду двигательной активности, компенсировать низкие результаты в одних упражнениях высокими в других. Индивидууму в каждом тестовом упражнении начисляют баллы, соответствующие показанному результату. Комплексное оценивание осуществляется путем суммирования этих баллов с последующим делением на установленное количество выполненных тестовых упражнений комплекса ГТО, определяются количественные показатели баллов, дающие основание для присвоения соответствующего значка конкретной ступени комплекса ГТО. Если индивид набрал 121 балл и выше, присваивается золотой значок, 61-120 баллов - серебряный, 61-120 баллов плюс спортивный разряд (по любому виду спорта) - золотой. Сумма баллов меньше 31-60 - бронзовый значок. Сумма баллов 31-60 плюс спортивный разряд (по любому виду спорта) - серебряный значок. На золотой значок с отличием необходимо набрать более 180 баллов и иметь один первый разряд или два вторых.

Если при присвоении бронзового значка ориентироваться на результат 1-60 баллов, то в этом случае достаточно в одном тестовом испытании комплекса ГТО показать резуль-

тат на низком уровне физкультурной результативности, что приведет к обесцениванию значимости бронзового значка. Результат 31-60 баллов (на бронзовой значок) предполагает показ в подавляющем большинстве тестов результатов, находящихся в зоне оптимальной результативности, причем показатели некоторых из них должны превышать низкий уровень физкультурной результативности.

Заключение. Предлагаемый подход позволяет сравнивать показатели физической подготовленности индивидуумов с разной направленностью развития моторики, повысить мотивацию при выполнении тестовых упражнений и не побуждает педагога к разработке системы педагогических (тренирующих) воздействий, не соотнесенной с принципом природосообразности. При организации физкультурной активности занимающихся будет приниматься во внимание наличие у них собственных индивидуально-ценностных ориентаций и установок относительно занятий физической культурой, а система занятий физическими упражнениями строится с учетом предрасположенности занимающихся к тому или иному виду кондиционной тренировки. Технология комплексного оценивания физической подготовленности с учетом развития моторики конкретного индивидуума, его генетической предрасположенности к тому или иному виду мышечной деятельности позволяет решать следующие задачи:

- разработать нормативные требования комплекса ГТО для различных групп населения с учетом наличия у человека собственных индивидуально ценностных ориентаций и установок относительно занятий физической культурой;

- индивидуализировать требования к физической подготовленности тестируемого и расширить творческий поиск новых путей стимулируемого развития физического потенциала человека;

- наблюдение за индивидуальной динамикой показателей физической подготовленности индивидуума на протяжении его активной жизнедеятельности;

- сопоставление показателей физической подготовленности индивидов различного пола и возраста;

- изучение физической подготовки различных континген-тов населения и прослеживание взаимосвязи динамики педагогически направленных воздействий и динамики отклика на них в показателях физической подготовленности с последующим принятием необходимых решений;

- определение абсолютного победителя (района, области и т. д.) по общей физической подготовке.

Литература

1. Ахметов И.И. Использование ДНК-технологии для реализации концепции спортивно ориентированного физического воспитания учащихся школ г. Набережные Челны / А.И. Ахметов, И.В. Астратенкова, А.И. Комкова и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. -№ 1. - С. 5-8.

2. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 2-6.

3. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 35 с. - (Избранные лекции Университета).

4. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.В. Зайцева. - М., 1995. - 47 с.

5. Лубышева Л.И. Организация и содержание спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 5-х классов общеобразовательных школ на основе дзюдо / Л.И. Лубышева, К.В. Чадов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 11-17.

6. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.

7. МатвеевА.П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения / А.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 6. - С. 53-57.

8. Спирин В.К. Мышечная активность и здоровье детей: монография / В.К. Спирин. - Великие Луки: ВЛГИФК, 2001. - 138 с.

9. Спирин В.К. Организационно-методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 11-14.

10. Спирин В.К. Реализация принципа свободы выбора физкультурно-спортивной активности учащихся - фундаментальное условие модернизации школьной физической культуры / В.К. Спирин, М.А. Шпартко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 5.

- С. 2-6.

11. Спирин В.К. Без методики нет целенаправленной физической подготовки / В.К. Спирин // Физическая культура в школе. - 2011. - № 1. - С. 10-12.

12. Спирин В.К. Физическое воспитание на основе вида спорта - новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи / В.К. Спирин, Д.Н. Болды-шев, И.А. Риссамакина // Теория и практика физ. культуры.

- 2013. - № 5. - С.18-22.

References

1. Akhmetov, I.I. The use of the DNA technology to implement the concept of sports-centered physical education of pupils in Naberezhnye Chelny / A.I. Akhmetov, I.V. Astratenkova, A.I. Komkova et al. // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2006. - № 1. - P. 5-8. (In Russian)

2. Balsevich, V.K. The health forming function of education in the Russian Federation (Materials to the development of the national project of health improvement of the younger generation in Russia in the period 2006-2026) \ V.K. Balsevich // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2006. - № 5. - P. 2-6. (In Russian)

3. Balsevich, V.K. Natural and social resources for development of motor capacity / V.K. Balsevich. - Moscow: RSUPhCSYT, 2012.

- 35 P. - (Selected University lectures). (In Russian)

4. Zaytseva, V.V. The methodology of an individual approach to health improving physical culture on the basis of modern information technologies: abstract of doctoral thesis (Hab.) / V.V. Zaytseva. - Moscow, 1995. - 47 P. (In Russian)

5. Lubysheva, L.I. Organization and essence of sports-centered physical education for 5-formers on the basis of judo / L.I. Lubysheva, K.V. Chadov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2006. - № 5. - P. 11-17. (In Russian)

6. Lubysheva, L.I. School sports culture / L.I. Lubysheva. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta, 2006. - 174 P. (In Russian)

7. Matveev, A.P. On the problem of the content of physical culture education in the context of the requirements of the standard of the second generation / A.P. Matveev // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2009. - № 6. - P. 53-57. (In Russian)

8. Spirin, V.K. Children's muscular activity and health: monograph / V.K. Spirin. - Velikie Luki: VLSIPhC, 2001. - 138 P. (In Russian)

9. Spirin, V.K. Organizational-methodological conditions of inefficient organization of physical education lessons in the traditional system of physical education / V.K. Spirin // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2008. - № 6. - P. 11-14. (In Russian)

10. Spirin, V.K. Implementation of the principle of freedom of choice of sports activities of pupils as a prerequisite for the modernization of school physical education / V.K. Spirin, M.A. Shpartko // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2009. - № 5. - P. 2-6. (In Russian)

11. Spirin, V.K. Purposeful physical training needs methodology / V.K. Spirin // Fizicheskaya kultura v shkole. - 2011. - № 1. - P. 10-12. (In Russian)

12. Spirin, V.K. Physical education on the basis of sport as a new vector of organization of sports activity among children, adolescents, youth / V.K. Spirin, D.N. Boldyshev, I.A. Rissamakina // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 5. - P.18-22. (In Russian)

Информация для связи с автором: spirin_vk@mail.ru

Поступила в редакцию 21.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.