Научная статья на тему 'Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника'

Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL AND PHYSICAL AND SPORTS ENVIRONMENT / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / HUMANITARIZATION / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ENVIRONMENTAL APPROACH / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ / PREVENTION OF MOTOR DEPRIVATION / ОПТИМАЛЬНОЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / OPTIMAL PSYCHOPHYSICAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина С.Ю.

On the modern stage within humanitarization of education the attention to the environmental approach is intensified. The situation that environment is capable of formation of a personality type (via way of life) and development of personal identity, that determines its role in human life activity, promotes considering it as a potential method of mediated control over schoolchild’s socialization. The use of the environmental approach in studies of the physical and sport environment promotes allocation of perspectives of its improvement in the aspect of increase of efficiency of physical education [6]. New qualitative characteristics of physical and sport environment, ensuring realization of new functions become the main object of scientific studies. Thus one of the key problems is to search for capacities of intensification of the educative effect on the personal spiritual and moral sphere by means of physical culture. Here we consider spiritual development as social development, in the course of which a schoolchild is introduced into the system of social relations for the purpose of mastering of sociocultural experience and formation of sociovalue qualities. The factors of integration of the educational and physical and sport environments important for schoolchild’s self-realization are as follows: focus on the optimum psychophysical state of a schoolchild; introduction of health protecting technologies into different forms of education; prevention of motor deprivation of handicapped and retarded children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника»

УДК: 378

ИНТЕГРАЦИЯ

воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника

Кандидат педагогических наук, доцент С.Ю. Щетинина Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND PHYSICAL AND SPORTS ENVIRONMENTS AS A CONDITION OF SCHOOLCHILD'S PERSONAL SELF-REALIZATION

S.Yu. Schetinina, associate professor, Ph.D.

Pacific state university, Khabarovsk

Key words: educational and physical and sports environment, integration, humanitarization, environmental approach, physical education of schoolchildren, self-realization, prevention of motor deprivation, optimal psychophysical state.

On the modern stage within humanitarization of education the attention to the environmental approach is intensified. The situation that environment is capable of formation of a personality type (via way of life) and development of personal identity, that determines its role in human life activity, promotes considering it as a potential method of mediated control over schoolchild's socialization. The use of the environmental approach in studies of the physical and sport environment promotes allocation of perspectives of its improvement in the aspect of increase of efficiency of physical education [6]. New qualitative characteristics of physical and sport environment, ensuring realization of new functions become the main object of scientific studies. Thus one of the key problems is to search for capacities of intensification of the educative effect on the personal spiritual and moral sphere by means of physical culture. Here we consider spiritual development as social development, in the course of which a schoolchild is introduced into the system of social relations for the purpose of mastering of sociocultural experience and formation of sociovalue qualities.

The factors of integration of the educational and physical and sport environments important for schoolchild's self-realization are as follows: focus on the optimum psychophysical state of a schoolchild; introduction of health protecting technologies into different forms of education; prevention of motor deprivation of handicapped and retarded children.

Ключевые слова: воспитательная и физкультурно-спортивная среда, интеграция, гуманитаризация, средовой подход, физическое воспитание школьников, самореализация, предупреждение двигательной депривации, оптимальное психофизическое состояние.

Введение. Обязатель-

ным непременным условием современной общеобразовательной школы должна быть организация в ней интегрированной физкультурно-спортивной среды, способствующая усилению воспитательной направленности учебного процесса, ориентации воспитательного процесса на изменение ценностного отношения школьников к физической культуре и спорту и развитию у них потребностей совершенствоваться и самореализовываться. С этих позиций цель данного исследования - обосновать целесообразность интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условия самореализации личности школьника в процессе физического воспитания.

Гуманитаризация физкультурно-спортивной среды обусловливает повышение её воспитательного потенциала. Усиление воспитательного потенциала физкультурно-спортивной среды обеспечивается средовым подходом. Под средовым подходом понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов исследовательских и практических действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Проблемы и возможности средо ориентиро-ванного(средового) подхода в образовании и воспитании активно разрабатываются как в нашей стране (А. А. Бодалев, В. Г. Бочарова, Ю. С. Бродский, О. С. Газман, В. М. Дрофа, Е. Н. Князева, Н. Б. Крылова, А. Т. Куракин, П. Ф. Лесгафт,

Х. Й. Лийметс, И. В. Манжелей, Ю. С. Мануйлов,

A. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. А. Петровский,

B. Д. Семёнов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.), так и за рубежом (Роджер Баркер, Джеймс Дж. Гибсон и др.).

Так, ещё П. Ф. Лесгафтом в работе «Семейное воспитание ребёнка и его значение» [4] была выявлена связь определённого типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды. П. Ф. Лесгафт приходит к выводу, что тип ребёнка представляет прямое и непосредственное следствие условий, в которых он жил и воспитывался; среда (окружающая, учебно-воспитательный процесс) выступает основополагающим системным фактором, регулирующим проявление генетически обусловленных особенностей ребёнка.

На современном этапе в рамках гуманитаризации образования внимание к средовому подходу усиливается. Положение, что среда способна формировать личностный тип (через образ жизни) и в то же время развивать личностную индивидуальность, что и определяет её роль в жизнедеятельности человека, позволяет рассматривать её как потенциальное средство опосредованного управления становлением личности учащегося [7].

Использование средового подхода к исследованию физкультурно-спортивной среды позволяет выявить перспективы её совершенствования в аспекте повышения эффективности физического воспитания [6]. Особым объектом научных исследований становятся новые качественные характеристики физкультурно-спортивной среды, обеспечивающие реализацию новых функций.

В связи с этим одна из главных проблем состоит в поиске возможностей усиления воспитательного воздействия на духовно-нравственную сферу личности средствами физической культуры. В данном контексте духовное развитие мы рассматриваем как социальное развитие, в процессе которого происходит включение школьника в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально-ценных качеств.

Анализ состояния и перспектив развития физической культуры на идеях интеграции позволяет выделить инновационный признак - наличие нового социального заказа как потребности в поддержании и сохранении здоровья школьников, их социализации в обществе. С этих позиций интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды представляется как качественная характеристика гуманитаризации физкультурно-спортивной среды, она отвечает вызовам времени и позволяет разрешить существующие противоречия:

- между направленностью физического воспитания на усиление воспитательной и социализирующей функций и отсутствием знаний об ин-

тегрированной физкультурно-спортивной среде с учетом региональных особенностей;

- между социальной потребностью в повышении качества жизни и поддержании здорового образа жизни и неразработанностью новых педагогических технологий физического воспитания, обеспечивающих самореализацию развивающейся личности.

С этих позиций можно утверждать, что физкультурно-спортивная среда является условием самореализации личности учащегося. Путь к осуществлению самореализации открывается лишь после удовлетворения насущных потребностей человека. Удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности создает возможность для развития потребности в хороших отношениях, в уважении, в справедливости, красоте, в самореализации (А. Маслоу).

Самореализация школьника в образовательном процессе есть поступательное раскрытие его сущностных сил в любой социально одобряемой деятельности: учении, труде, игре, общении, досуге. Самореализацию школьника можно с достаточной полнотой охарактеризовать как стремление реализовать свои личностно значимые цели. Самореализация стимулирует выдвижение новых личностно значимых целей в той деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Несомненно, что выбор цели любой деятельности осуществляет субъект этой деятельности, но в дальнейшем выбранная им самим и стоящая перед ним цель влияет на действия другого субъекта - руководителя, методиста, преподавателя, учащегося и т. п.

Самореализация личности может рассматриваться в трех аспектах:

- как потребность или стремление;

- как деятельность;

- как объективный и субъективный результат этой деятельности.

Самореализация как универсальная потребность учащегося предполагает проявление в образовательном процессе ценностного согласования всех компонентов любой значимой деятельности (эмоционально приемлемой, эмоционально положительно окрашенной) [2].

Раскрытие самореализации школьника в разных аспектах позволяет обнаружить условия физкультурно-спортивной среды, необходимые для гармоничного развития. Важно проанализировать также, насколько полно в физкультурно-спортивной среде удовлетворяется ряд жизненно важных и личностно значимых потребностей для самореализации школьника.

Безусловно, одним из важнейших факторов, определяющих успешность физического воспитания, является смена ценностных ориентаций детей всех возрастов и молодёжи. Введение новых видов двигательной активности и тестов, позволяющих школьникам достичь высокого уровня физи-

ческой подготовленности, а также учёт различии в интересах к занятиям физкультурой и спортом между мальчиками и девочками способствует повышению интереса учащихся к занятиям и их самореализации [8, 15, 16].

Психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и посредством формирования его мировоззрения и усвоения системы знаний [5]. Чем богаче физкультурно-спортивная среда, особенно в основной школе, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учётом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром. Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды должна быть уже в начальной школе. Будучи разнообразной по содержанию, она даёт возможность каждому ребёнку раскрыть себя и самореализоваться. «Разнообразная внутри, но одинаковая для всех, она позволяет выявить подлинную индивидуальность ребёнка в естественных условиях его жизнедеятельности в школе. Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой - позволяет раскрыться каждому» [12, с. 45].

Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды необходима и для общения школьников подросткового возраста. Причины ограничения личностной активности в большинстве случаев следует искать как в области дефицита общения, так и в различных формах его искажения. В то же время дети, обучающиеся со сверстниками, со старшими и с младшими детьми, т. е. находящиеся в условиях разновозрастного общения, обнаруживают большую гибкость, зрелость умения общаться по сравнению с подростками, лишёнными таких форм общения [1].

В связи с этим остро стоит вопрос о предоставлении возможности для самореализации учащимся с ослабленным здоровьем и удовлетворении их потребностей в двигательной активности. Актуально внедрение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий в различные формы учебной деятельности [3].

Физкультурно-спортивная среда обязательно должна реализовывать функцию предупреждения двигательной депривации. Депривация - (англ. deprivation - лишение, утрата) лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо жизненно важных и личностно значимых потребностей субъекта. Возникновение депривации связано с условиями, в которых субъекту не предоставляется возможность удовлетворения значимых потребностей.

Двигательная депривация - ограничение двигательной активности, связанное с любыми фак-

торами, ограничивающими человека в движениях. Она выражается в ограничении возможностей полноценного физического развития, в отклонении в развитии двигательных способностей, в нарушении координации основных движений.

Проблема коррекции двигательной депри-вации школьников видится в создании условий комплексного взаимодействия всех специалистов и учителей, а также условий, в которых возможно устранение или снижение влияния факторов, ограничивающих их двигательную активность.

На сегодня многократно доказано, что физическая культура, адаптированная к особенностям детей с нарушениями в развитии и ограниченными функциональными возможностями, является мощным фактором социализации личности. Тем не менее существующая система физического воспитания не компенсирует ряда факторов, негативно влияющих на развитие детей с ограниченными возможностями, и не позволяет им приобретать жизненно важные знания, умения, физические навыки, воспитанность такого уровня, которые позволили бы адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни и здоровому образу жизни [10].

Экспериментальным путём было установлено, что в системе образования самым перспективным в плане формирования опыта самореализации личности является пространство физической культуры и спорта в школе. Однако реальность такова, что возможности физической культуры и спорта школы реализуются недостаточно, развитие пространства обеспечивается административными методами, а не формированием внутренних мотивов к занятиям физической культурой и не раскрытием личностного смысла этих занятий [11].

Поэтому физическое воспитание в интегрированной физкультурно-спортивной среде преследует некую идеализированную цель: формирование психофизически совершенного человека. Это реализуются в двух основных формах: оздоровительной физической культуре и в спорте [8], и именно они определяют вектор формирования физкультурно-спортивной среды как условия для самореализации школьника в двигательной активности. Роль массового спорта в физкультурно-спортивной среде школы состоит в создании предпосылок для самореализации при достижении личностно значимых результатов.

Исследования В. К. Спирина подтверждают взаимосвязь физической подготовленности с состоянием здоровья ребенка. Наиболее высокая зависимость зарегистрирована между показателем, характеризующим общую выносливость (аэробные возможности организма), и состоянием физического здоровья [9]. Увеличение общего уровня двигательной активности, несомненно, составляет существенный резерв физического и функционального развития организма учащихся.

В зарубежных исследованиях также отмечается, что качественная физическая активность дает возможность обеспечить всех детей опытом занятий физической культурой сейчас, а также сформировать данное отношение к физкультуре как к стилю жизни на протяжении всей жизни [17, 14 и др.]. При этом нельзя заниматься наиболее мотивированными и заинтересованными в спорте учениками и делать ставку только на них, физическое воспитание должно принимать учеников с любыми навыками и уровнями мотивации [13].

В исследовании С.И. Филимоновой [11] выявлено, что определение структурного содержания самореализации личности может быть осуществлено на основе единой методологии путём выявления её показателей: удовлетворённости, продуктивности самореализации и цены самореализации - и четвёртого интегративного критерия, который охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них. Механизмы самореализации личности можно представить как последовательность этапов, это: самосознание, самомодель, деятельность по реализации самомодели и самоутверждение. К внутренним условиям самореализации личности относятся творчество, направленность и активность личности.

Заключение. Таким образом, для самореализации школьника важны следующие факторы интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды:

- ориентация на оптимальное психофизическое состояние школьника;

- внедрение здоровьесберегающих технологий в различные формы учебной деятельности;

- предупреждение двигательной депривации детей с нарушениями в развитии и ограниченными функциональными возможностями.

Новые функциональные возможности средо-вого подхода обеспечивают гуманитаризацию воспитательной и физкультурно-спортивной среды, а интеграцию этих сред следует рассматривать как важное условие самореализации школьника.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульха-нова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография / Л.Н. Бережнова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 240 с.

3. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев.

- М.: Советский спорт, 2004. - 104 с.

4. ЛесгафтП.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П.Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения / сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - С. 16-228.

5. ЛубышеваЛ.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

- 1996. - № 1. - С. 11-17.

6. Манжелей И.В. Средо ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 8. - С. 7-11.

7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. - М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос.

службы, 2002. - 157 с.

8. Менхин Ю.В. Проблемы и пути психофизического совершенствования молодёжи / Ю.В. Менхин // Современные проблемы физ. культуры и спорта: матер. науч. конф. - М.: Петровский парк, 2004. - С. 118-129.

9. Спирин В.К. Индивидуальный подход к оценке состояния здоровья / В.К. Спирин // Теория и практика физ. культуры. -2005. - № 9. - С. 35-37.

10. Умнякова Н.Л. Двигательная депривация детей: постановка проблемы // Проблемы коммуникативной депривации в полиэтнической среде образовательного учреждения: матер. межрегион. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2007 г. / под ред. Л.Н. Бережновой. - СПб.: Изд-во «Союз», 2008. - С. 108-109.

11. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт как пространство формирования оптимальной самореализации личности: дис. ... докт. пед. наук / С.И. Филимонова. - М., 2004. - 492 с.

12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000.

- 112 с.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya, K.A. Life strategy / K.A. Abul'khanova-Slavskaya. - Moscow: Mysl', 1991. - 299 P. (In Russian)

2. Berezhnova, L.N. Deprivation prevention in the educational process: monograph / L.N. Berezhnova - St.Petersburg: Publ. h-se of Herzen RSPU, 2000. - 240 P. (In Russian)

3. Venevtsev, S.I. Recreation and correction of psychophysical development of mentally retarded children by means of adaptive physical culture / S.I. Venevtsev, A.A. Dmitriev. - Moscow: Sovetsky sport, 2004. - 104 P. (In Russian)

4. Lesgaft, P.F. Family education of a child and its role / P.F. Lesgaft // Selected pedagogical works / comp. by I.N. Resheten'. - Moscow: Pedagogika, 1988. - P. 16-228. (In Russian)

5. Lubysheva, L.I. The concept of physical education: methodology of development and technologies of implementations / L.I. Lubysheva // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka.

- 1996. - № 1. - P. 11-17. (In Russian)

6. Manzheley, I.V. Environmental approach in physical education /

I.V. Manzheley. - Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2005. -№ 8. - P. 7-11. (In Russian)

7. Manuilov, Yu.S. Environmental approach in education / Yu.S. Manuilov - Moscow; N. Novgorod: Publ. h-se of Volga-Vyatka academy of state service, 2002. - 157 P. (In Russian)

8. Menkhin, Yu.V. The problems and ways of psychophysical improvement of young people / Yu.V. Menkhin // The modern problems of physical culture and sport: Proceedings of the scientif. conf. - Moscow: Petrovskiy park, 2004. - P. 118-129. (In Russian)

9. Spirin, V.K. Individual approach to assessment of state of health / V.K. Spirin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2005. - № 9. - P. 35-37. (In Russian)

10. Umnyakova, L.N. Motor deprivation of children: problem statement // The problems of communicative deprivation in polyethnic environment of an educational institution: Proceedings of the interregional theor.-pract. conf., October, 30-31 2007 / Ed. by L.N. Berezhnova. - St.Petersburg: Soyuz, 2008. - P. 108-109. (In Russian)

11. Filimonova, S.I. Physical culture and sport as an environment of development of optimum personal self-realization: doctoral thesis (Hab.) / S.I. Filimonova. - Moscow, 2004. - 492 P. (In Russian)

12. Yakimanskaya, I.S. Personality centered education at modern school / I.S. Yakimanskaya. - Moscow: Sentyabr', 2000. - 112 P. (In Russian)

13. Brian Sather Common Mistakes by PE Teachers. - 24 November 2009. URL: http://www.unicommons.com/subjects/physical-activity/pedagogy/common-mistakes-pe-teachers (accessed:

II.02.2013).

14. Brock, S., Rovegno, I., Oliver, K. The influence of student status on student interactions and experiences during a sport education unit // Physical Education and Sport Pedagogy. - Volume 14. - Issue 4 October 2009. - P. 355-375.

15. Guerra, S., Santos, P., Ribeiro, J., Duarte, J., Mota, J., Sallis, J. Assessment of children's and adolescents' physical activity levels // European physical education review. - Volume 9(1). 2003. - Р. 75-86.

16. Harris, J., Penney, D. Gender issues in health-related exercise // European physical education review. - Volume 6(3). 2000. - Р. 249-273.

17. Masurier, G., Corbin, C. Top 10 Reasons for Quality Physical Education // Joperd: Volume 77. - № 6. - August 2006. - Р. 44-53.

Информация для связи с автором:

shetinina65@mail.ru

Поступила в редакцию 27.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.