Научная статья на тему 'Участие лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реализации всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса ГТО'

Участие лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реализации всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО / ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENCE OF THE USSR" / ЛИЦА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / PERSONS WITH HEALTH DISABILITIES / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / CLASS WITH REDUCED EXERCISE LOAD AND SPECIAL MEDICAL GROUP / ТЕСТЫ / TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Парфенова Л.А., Тимошина И.Н., Глазкова Г.Б.

The paper concerns the prospect of introduction and problem areas of the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defence of the USSR» (APCSC RLD), offers methodological and practical approaches to improvement of the content of the proposed draft of the Regulations on RLD regarding providing the participation in testing of students with disabilities in the state health; author's suggestions to eliminate existing shortcomings are based on science-based and introduced experience of physical culture and sports and recreation activities for this category of youth. Efforts of all the parties should be combined for efficient and effective solution of the noted problem. Only joint efforts of regional and municipal educational and public health bodies, sports and scientific community will help to ensure that the complex RLD as a socio-cultural phenomenon became an essential part of personal physical culture and society and acted as a factor uniting and challenging interests of all citizens. Available prerequisites of the positive impact of the work that we carry out give the basis for further distribution and promotion of such an experience at the federal level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реализации всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса ГТО»

УДК: 796.034.2

УЧАСТИЕ

лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО

Кандидат педагогических наук, доцент ЛА. Парфенова Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина Аспирантка Г.Б. Глазкова

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

PARTICIPATION OF PERSONS WITH HEALTH DISABILITIES IN IMPLEMENTATION OF ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORT COMPLEX «READY FOR LABOUR AND DEFENCE OF THE USSR» L.A. Parfenova, associate professor, Ph.D.

I.N. Timoshina, professor, Dr.Hab. G.B. Glazkova, postgraduate student

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul'yanov, Ulyanovsk

Key words: All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defence of the USSR», persons with health disabilities, class with reduced exercise load and special medical group, tests.

The paper concerns the prospect of introduction and problem areas of the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defence of the USSR» (APCSC RLD), offers methodological and practical approaches to improvement of the content of the proposed draft of the Regulations on RLD regarding providing the participation in testing of students with disabilities in the state health; author's suggestions to eliminate existing shortcomings are based on science-based and introduced experience of physical culture and sports and recreation activities for this category of youth. Efforts of all the parties should be combined for efficient and effective solution of the noted problem. Only joint efforts of regional and municipal educational and public health bodies, sports and scientific community will help to ensure that the complex RLD as a socio-cultural phenomenon became an essential part of personal physical culture and society and acted as a factor uniting and challenging interests of all citizens. Available prerequisites of the positive impact of the work that we carry out give the basis for further distribution and promotion of such an experience at the federal level.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, лица с отклонениями в состоянии здоровья, подготовительная и специальная медицинские группы, тесты.

Современная физкультурно-образовательная область нуждается в системообразующем феномене, способном выполнить роль детерминанты непрерывного и преемственного процесса физического воспитания молодого населения России. В условиях достижения целевых ориентиров Стратегии [4], предполагающих увеличение к 2020 г. доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 80 %, преобразующую миссию решено возложить на Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», призыв к возрождению которого был выдвинут Президентом РФ Владимиром Путиным.

Цель исследования - научно обосновать возможности участия лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реализации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (ВФСК ГТО).

Идея возрождения ВФСК ГТО получила широкую общественную и научную поддержку. В результате выполнения поручения президента России от 4.04.13 г. (Пр-756, п. 1 а), с учетом анализа текущего состояния физической подготовленности российских граждан была разработана концепция Комплекса ГТО.

В отличие от старой версии новый проект предусматривает участие в выполнении Комплекса более широких социально-демографических групп граждан, различных как по возрасту, так и по состоянию здоровья.

Разработанный вариант ВФСК ГТО предполагает реализацию его основных положений и у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, однако степень их уча-

№ 9 • 2014 Сентябрь | September

стия и механизмы тестирования изложены в представленном документе очень скудно и односложно.

Указано лишь, что перечень тестов и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются органами здравоохранения.

На наш взгляд, формулировка данного положения звучит некорректно. Не совсем понятно, кого имеют в виду разработчики проекта. Как известно, деление на медицинские группы осуществляется только в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования для организации занятий школьников (1-11-х классов) и студентов (1-4-х курсов) в рамках обязательного предмета «Физическая культура». Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой регламентируются Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346 н [3]. По аналогичному принципу на 3 группы (основную, подготовительную и специальную медицинскую) делятся в соответствии с состоянием здоровья и обучающиеся в высших учебных заведениях.

Напрашивается вывод, что составители проекта, говоря о подготовительной и специальной медицинской группах в аспекте участия в выполнении норм ГТО, подразумевали категорию молодежи, обучающейся в образовательных учреждениях. Логично возникает вопрос, как быть с лицами, имеющими различные нозологические формы и уже не проходящими обязательного физкультурного обучения, но желающими принять участие в тестировании

своей физической подготовленности в рамках комплекса ГТО. К сожалению, никакого разъяснения на этот счёт в предложенном проекте Положения не даётся.

Необходимо напомнить, что около 53 % студентов и школьников отнесены по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе. При этом, по утверждению главного педиатра РФ, академика РАМН Александра Баранова, лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. И только 2,5 % из числа российских учащихся, оканчивающих школу, можно отнести к практически здоровым. Естественно, такую большую массу молодежи нельзя изолировать от использования своего права на получение соответствующего знака отличия Комплекса ГТО, подкрепленного льготно-стимулирующими санкциями (привилегии при поступлении в вуз, повышенная стипендия и др.).

Учитывая немалое и постоянно растущее количество обучающихся, отнесенных к подготовительной и специальной медгруппам, мы считаем крайне важным наполнение содержания Положения в части реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. При этом целесообразнее было бы переложить организующую и контролирующую роль на Министерство образования и науки РФ, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Наше усиленное внимание к указанному направлению объясняется низким результативным качеством

Противопоказания и рекомендации по тестированию детей, подростков и учащейся молодёжи с различными отклонениями в состоянии здоровья

£ л а

а

с

га &

0

01 .с Н

Группа заболеваний Рекомендуемые тесты Исключить полностью Тесты, выполняемые в зависимости от стадии заболевания и по самочувствию

Сердечно-сосудистая система Все тесты по самочувствию - Бег в чередовании с ходьбой

Дыхательная система 2, 3, 4, 5, 7 1 6

Опорно-двигательный аппарат 1, 3, 4, 5, 6, 7 2 -

Мочеполовая система 3, 4, 5, 6, 7 2 1

Желудочно-кишечный тракт 3, 4, 5, 6, 7 2 1

Органы зрения 1, 3, 5, 7 2, 4 6

Нервная система 2, 3, 4, 6, 7 5 1

Примечания:

1. Бег (ходьба) в течение 6 мин (м), оценивается общая выносливость.

2. Прыжок в длину с места (см), показывает степень развития скоростно-силовых качеств.

3. Гибкость, определяется наклоном вперед из положения седа (см).

4. Скоростные качества, определяются по результатам бега на 30 м (с).

5. Статическое равновесие (проба Ромберга), с.

6. Силовые качества мышц рук и плечевого пояса, определяются сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа на скамейке (девушки) и подтягиванием на высокой перекладине (юноши, колич. раз).

7. Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 м от стенки в течение 30 с в максимальном темпе (колич. раз), определяются ловкость и быстрота двигательной реакции.

102

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

существующей системы школьного физкультурного образования, выраженном в слабой физической подготовленности большинства учащихся, отсутствии у них необходимогозапаса специальныхзнаний,несфор-мированностью мотивационно-потребностной сферы в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Официально подтвержденное наличие и про-грессирование у большого количества школьников нозологических форм различного характера, имеющих причинно-следственные связи с малоподвижным образом жизни современных учащихся, актуализирует необходимость подробной регламентации участия этой категории молодежи в выполнении Комплекса ГТО.

Следует учитывать, что учащиеся с различными но-зологиями находятся в более неблагоприятной ситуации, чем их здоровые сверстники, так как из-за ослабленного здоровья, им гораздо сложнее социализироваться в обществе и адаптироваться в быстро меняющихся жизненных условиях. Возможность быть равноправными субъектами всероссийского физкультурно-спортивного проекта, объединяющего и стимулирующего интересы всех категорий граждан, будет мотивировать эту группу молодых людей к активным занятиям физической культурой и спортом.

Считаем обеспечение участия школьников и студентов с низким уровнем здоровья в выполнении Комплекса принципиально важной и выполнимой задачей, для решения которой в российской науке и образовательной практике имеются определенные предпосылки. К ним смело можно отнести Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» [2], и ряд других нормативных документов. При определении перечня и механизма тестирования в рамках Комплекса следует опираться на полученные научно признанные и экспериментально апробированные способы и результаты диагностирования и оценивания физического состояния учащихся, имеющих различные нозологические формы [1, 5, 6].

Основываясь на личном научно-практическом опыте [1, 6], мы предлагаем ряд методических подходов к решению обозначенной проблемы.

Один из вариантов предполагает определение системы тестов, которые противопоказаны всем нозологическим группам занимающихся. В качестве примера приводим таблицу, раскрывающую суть данного подхода.

Второй предлагаемый нами вариативный подход подразумевает замену одного «запрещенного» теста другим, характеризующим развитие того же физического качества. К примеру, тестирование скоростно-силовых качеств, важных в профессиональной деятельности и нужных для поддержания физических кондиций, проводится посредством теста «Прыжок

в длину с места», противопоказанного при ряде заболеваний. Опираясь на принцип добровольности и доступности, тестируемые с отклонениями в состоянии здоровья могут выбрать другое испытание скоростно-силовой подготовленности из перечня предложенных нормативов. Допустимыми в подобном случае тестами могут быть: челночный бег, подъём туловища из положения лежа на спине в течение 30 с (в исходном положении ноги согнуты в коленях), подъём на скамейку определенной высоты за 30 с.

Кроме того, в нашей научно-практической деятельности хорошо зарекомендовала себя получившее медицинское одобрение практика выполнения теста в облегченных условиях. Например, прыжок в длину с места выполняется с закрепленного мата с приземлением на закрепленный мат. При этом смягчается фаза приземления, которая и является противопоказанным афизиологичным элементом в данном упражнении.

Обобщая вышесказанное, полагаем, что в ближайшие сроки, до повсеместного старта проекта в 2015 г., на основе имеющихся результатов диссертационных исследований, уже получивших научную оценку [6], необходимо разработать систему тестов для обучающихся с различными но-зологиями и определить диапазон тестовых показателей. При этом следует учитывать региональные особенности состояния здоровья обучающихся.

Еще одним проблемным моментом в реализации положений Комплекса может стать оценка уровня физ-культурно-спортивных знаний и умений, включенная в нормативно-тестирующую часть. В разработанном к настоящему времени документе теоретико-методический раздел, предназначенный для оценки знаний населения в области спортивно-оздоровительной деятельности, не прописан в полном объёме.

Научно доказано [5,6], что физкультурно-спортивные теоретико-методические знания являются основой формирования устойчивой мотивационно-потребностной сферы занимающихся, а доля недельной двигательной активности и разнообразные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями свидетельствуют об уровне физкультурного образования населения. Считаем, что предложенный проект Положения на фоне строгой регламентации ожидаемых результатов умаляет роль и значимость знаний теоретико-методического характера.

Несомненным успехом современного Комплекса ГТО являются разработанные в соответствии с гигиеническими требованиями «Рекомендации к недельному двигательному режиму». Однако составителями не дано разъяснений, каким образом и в какой форме должны проходить учет и контроль за совокупным объёмом различных видов двигательной активности лиц, участвующих в выполнении Комплекса. Особенно важен подобный мониторинг для школьников и студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которым

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

£ л а

с

га &

О 0J л Н

крайне необходима регулярная физическая деятельность, оказывающая благотворное влияние на ослабленный растущий организм.

Основываясь на многолетнем положительном научно-практическом опыте физкультурно-спортивной работы с молодыми людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и резюмирую вышесказанное, мы позволили себе выдвинуть ряд принципиально важных предложений, которые уже выносились нами ранее в процессе обсуждения Комплекса.

• Целесообразно переложить функции утверждения перечня видов испытаний (тестов), входящих в Комплекс ГТО, и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе, с органов здравоохранения на органы образования и науки, которые уполномочены разрабатывать и регулировать государственную образовательную политику как для учащихся, так и для студентов.

• Необходимо разработать систему тестов для обучающихся с различными нозологиями и определить диапазон тестовых показателей.

• Конкретизировать нормативно-тестирующую область в части определения содержания теоретико-методического раздела и критериев оценки уровня физкультурно-спортивных знаний и умений.

• Включить в текст положения о Комплексе ГТО отдельный раздел, касающийся участия в нем лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

По всем вышеперечисленным моментам мы готовы научно и мотивированно отстаивать свою точку зрения, вступив при этом в полемику с разработчиками представленной версии Комплекса ГТО.

К настоящему времени в образовательных организациях Ульяновской области нами ведутся разработка и апробация региональной модели введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Предполагается научно-методическое, нормативно-правовое, практико-тестирующее, информа-цион но-тех но ло ги чес кое обеспечение Комплекса ГТО для школьников и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам.

Вывод. Для эффективного и результативного решения обозначенной проблемы следует объединить усилия всех заинтересованных сторон. Только совместные действия региональных и муниципальных органов образования и здравоохранения, спортивной и научной общественности будут способствовать тому, чтобы Комплекс ГТО как социально-культурное явление стал важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступил фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан.

Имеющиеся предпосылки положительной результативности проводимой нами работы дают основание для дальнейшего распространения и продвижения подобного опыта на федеральном уровне.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Спортивно-культурное наследие как фактор повышения уровня физкультурного образования школьников Ульяновской области, имеющих отклонения в состоянии здоровья»), проект № 14-16-73005а(р).

Литература

1. Парфенова Л.А. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы / Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М.: «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2012. - № 1. - С. 60-65.

2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // infopravo. By.ru /fed2003/ch02/akt12781 .shtm.

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://base.garant.ru/70355102/.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http : //www. Infosport. Ru/strategiya/ docs/Strategiya.polf.

5. Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева; под общ. ред. В.И. Столярова. - М.: Теория и практика физической культуры, 2009. - 320 с.

6. Тимошина И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях: дис. ... докт. пед. наук / И.Н. Тимошина. - СПб., 2008. -368 с.

References

1. Parfenova, L.A. The content and organization of physical education of junior schoolchildren of special medical group / L.A. Parfenova // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta. - 2012. - № 1. - P. 60-65. (In Russian)

2. The letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 31.10.2003 № 13-51-263/13 «On the estimation and assessment of pupils attributed to special medical group for physical education classes due to health" [electronic resource]. - URL: http //infopravo.By.ru /fed2003/ch02/ akt12781.shtm. (In Russian)

3. The Order of the Ministry of Health of the RF dated December 21, 2012 1346n N "On the order of medical examinations for minors, including when admitted to educational institutions and when studing there" [electronic resource]. -URL: http://base.garant.ru/70355102/. (In Russian)

4. The Decree of the Russian Federation dated 07.09.2009 № 1101-p "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period up to 2020" [electronic resource]. - URL: http : //www. Infosport. Ru/ strategiya/ docs/Strategiya.polf. (In Russian)

5. Stolyarov, V.I. Modernization of physical education and sports activity in a comprehensive school / V.I. Stolyarov, V.K. Balsevich, V.P. Mochenov, L.I. Lubysheva; gen. ed. by V.I. Stolyarov. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2009. - 320 P. (In Russian)

6. Timoshina, I.N. Actualization of continuity of the content and organization of adaptive physical education of children, adolescents and young students in educational institutions: doctoral thesis (Hab.) / I.N. Timoshina. - St. Petersburg, 2008. -368 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: laraparf@mail.ru

Поступила в редакцию 06.05.2014 г.

104

№ 9 • 2014 Сентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.