Научная статья на тему 'На пути к формированию спортивной культуры в студенческой среде'

На пути к формированию спортивной культуры в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL STUDY / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / INFORMATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тхазеплов А.М., Тхазеплова Г.Н., Попова Л.С.

The modern stage of social development is a period of escalation of problems of the national recreation in the country. The problem of creation of sports social personality centered environment, forming a positive attitude to healthy lifestyle, striving for more efficient physical development and physical fitness, based on the increase of sports activity along with the issue of realization of the tasks of the optimal medical service of young students is very relevant and crucial today in educational institutions. Now the concept «quality of education» is not reduced to students’ proficiency, a set of knowledge and skills, but is related directly to the concept «quality of life». The purpose of the study was to consider the sports focused approach within self-development of students’ personality in the modern conditions of the university. The use of modern methods and innovation forms of organization of university educational activity was proved to facilitate activation of students' creative potential, introduction of young people to healthy way of life, formation of the value attitude to sports classes, stimulation of the process of moral education. Formation of student’s personal sports culture will be the main task of the next stage of organization of sports activity based on the new forms of educational and training process. Student sports club, arrangement of sports sections, active involvement of sports, regular competitions will enable the full use of sports values for development of students’ motivation and interest in sports lifestyle. Student environment will have a new culturological resource for formation of students’ sports culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути к формированию спортивной культуры в студенческой среде»

УДК: 796.011.2

НА ПУТИ

к формированию спортивной культуры в студенческой среде

Кандидаты педагогических наук, доценты А.М. Тхазеплов, Г.Н. Тхазеплова Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик Л.С. Попова

Белгородский университет экономики и права (филиал), Нальчик

ON THE WAY TO FORMATION OF SPORTS CULTURE IN STUDENT ENVIRONMENT

A.M. Tkhazeplov, associate professor, Ph.D.

G.N. Tkhazeplova, associate professor, Ph.D.

Kabardino-Balkarian Berbekov state university, Nalchik L.S. Popova

Affiliate of Belgorod university of economy and law, Nalchik

Key words: sociological study, information model.

The modern stage of social development is a period of escalation of problems of the national recreation in the country. The problem of creation of sports social personality centered environment, forming a positive attitude to healthy lifestyle, striving for more efficient physical development and physical fitness, based on the increase of sports activity along with the issue of realization of the tasks of the optimal medical service of young students is very relevant and crucial today in educational institutions. Now the concept «quality of education» is not reduced to students' proficiency, a set of knowledge and skills, but is related directly to the concept «quality of life». The purpose of the study was to consider the sports focused approach within self-development of students' personality in the modern conditions of the university. The use of modern methods and innovation forms of organization of university educational activity was proved to facilitate activation of students' creative potential, introduction of young people to healthy way of life, formation of the value attitude to sports classes, stimulation of the process of moral education. Formation of studenfs personal sports culture will be the main task of the next stage of organization of sports activity based on the new forms of educational and training process. Student sports club, arrangement of sports sections, active involvement of sports, regular competitions will enable the full use of sports values for development of students' motivation and interest in sports lifestyle. Student environment will have a new culturological resource for formation of students' sports culture.

Ключевые слова: социологическое исследование, информационная модель.

Введение. Современный этап развития общества - период обострения проблем оздоровления нации в стране. Особое значение в этот период в образовательных учреждениях приобретает проблема не только реализации задач оптимального медицинского обслуживания учащейся молодежи, но и создания спортивной социально-личностной ориентированной среды, формирующей у нее позитивное отношение к здоровому стилю жизни, стремление к улучшению физического развития и физической подготовленности на основе повышения спортивной активности.

Анализ проведенных за последнее десятилетие педагогических исследований в области изучения асоциальных явлений среди студенческой молодежи как основного фактора сдерживания развития и мотивации к здоровому стилю жизни, двигательной активности показывает, что федеральные целевые программы по профилактике использования психоактивных веществ, выделение огромных средств на реализацию программ вносят некоторый позитив в молодежное общество. Однако этого недостаточно для обеспечения реализации задач модернизации российского образования, приоритетная цель которой заключается в повышении качества образования.

Как нам известно, в современном представлении понятие «качество образования» не сводится к обу-ченности обучающихся, набору знаний и навыков, а непосредственно связывается с понятием «качество жизни», раскрывающемся через такие категории, как «физическое здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность» и др.

Введение ФГОС в 2010 г. в образовательные учреждения ВПО в какой-то мере освежило подход, успешно используемый в свое время в советский период, по реализации высшей школой института социализации, противопоставленной процессу разрушения системы воспитания подрастающей молодежи. Содержание нового стандарта четко определяет ком-

петенции, обязывающие как студентов, так и ведущих специалистов конкретизировать свою деятельность в решении проблем образования и воспитания.

Для реализации задач ФГОС можно моделировать формы организации образовательной деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, оздоровительной и др.

Одной из основных форм таких моделей выступает информационная, призванная в полном объеме информировать человека посредством самых современных источников о позитивных явлениях в плане здоровья и социального благополучия, о негативных последствиях приема психоактивных веществ, вреде курения, алкоголя и т. д. Формы организации образовательной деятельности обучающихся в свете требований нового государственного образовательного стандарта в части использования активных и интерактивных форм обучения (материалы мультимедиа, использование интерактивных досок и других форм) вполне позволяют оптимизировать информационную обеспеченность студентов, активно внедрять в их сознание вышеперечисленные ценности и ориентировать на них.

Предлагаемая информационная модель, реализуемая вузом, должна стать противовесом другой информационной составляющей, ориентированной «другими» источниками с опорой на эффект запугивания, сознательного вызывания страха, толкающие обучающихся на негативные проступки, порой на преступление. Получение неверной информации или ее недостаток в некоторой сфере рассматривается как основа большинства эмоциональных и поведенческих проблем молодого человека.

Методика и организация исследования. В целях изучения спортивно ориентированного подхода в процессе саморазвития личности студентов в современных условиях, обеспечиваемых вузом, нами в рамках ежегодного мониторинга уровня физического развития и подготовленности студентов 1-2-го курсов проводится анкетирование для оценки уровня отношения к комплексному решению оздоровительных задач.

Основной акцент процедуры анкетирования сводится к выявлению уровня активности студента в отношении ценностных ориентаций (спортивной, социокультурной, личностно ориентированной) на формирование позитивных отношений к ним.

Результаты исследования. В ходе анкетирования кроме традиционно принятых теорий в сфере физкультурно-спортивной деятельности мы опирались и на теоретические основы информационной модели, особенно в части модели убеждения в области здоровья по Розенстоку-Беккеру; теории мотивированного действия по И. Айзенку и М. Фиш-бейну и теории социального влияния и убеждающей коммуникации по К. Левину, Ф. Зимбардо и др. Такое комплексное сочетание методик, используемых в выявлении мотивационного уровня студенческой молодежи к активной жизненной позиции, в том числе спортивно-ориентированной, способствует оптимизации планирования физкультурно-оздоровительных

и спортивно-массовых мероприятий в высшем учебном заведении, коррекции их направленности и позитивности воздействия.

В результате таких исследований и организуемых массовых мероприятий ежегодно пополняется список студентов, изъявляющих желание дополнительно заниматься любимым видом спорта за рамками учебных занятий, постоянно расширяется география вида спортивной деятельности среди студенческой молодежи.

Вывод. Проводимый мониторинг социального поведения студенческой молодежи направлен на реализацию задач культурного развития личности, в том числе и развитие физической и спортивной культуры, накопление жизненного опыта на позитивной основе. В ходе дальнейшего обучения студентов, участвующих в такого рода педагогических экспериментах, прослеживается тенденция самоопределения и саморазвития личности как одна из узловых проблем взаимодействия индивида и общества, реализуется одна из основных задач - вооружить студентов знаниями в области физической культуры и спорта, научить строить личностную технологию саморазвития, передавать свой опыт подрастающему поколению.

Таким образом, можно утверждать, что использование современных методов, инновационных форм организации образовательной деятельности в вузе способствует активизации творческого потенциала студентов, приобщению молодежи к здоровому образу жизни, формированию ценностного отношения к занятиям спортом, стимулированию процесса нравственного воспитания.

Формирование спортивной культуры личности студента станет основной задачей следующего этапа организации спортивной деятельности на основе новых форм учебно-воспитательного процесса. Студенческий спортивный клуб, организация спортивных секций, активное внедрение различных видов спорта, систематическое проведение соревнований позволят в полной мере использовать ценности спортивной деятельности для формирования мотивации и интереса студентов к спортивному стилю жизни.

Студенческая среда получит новый культурологический ресурс для формирования спортивной культуры студентов.

Литература

1. БальсевичВ.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

- 1996. - № 1. - С. 24-25.

2. Визитей Н.Н. Физическая культура и здоровье спортсмена / Н.Н. Визитей // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 2. - С. 3-8.

3. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе.

- СПб.: Питер, 2000.

4. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубыше-ва. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006.

5. Сирота Н.А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: Минобразования РФ, НМЦ «ДАР», 2000.

References

1. Balsevich, V.K. The concept of alternative forms of organization

of physical education of children and youth / V.K. Balsevich // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996. - № 1. - P. 24-25. (In Russian)

2. Vizitey, N.N. Physical culture and athlete's health / N.N. Vizitey // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2008. - № 2. - P. 3-8. (In Russian)

3. Zimbardo, F. Public influence / F. Zimbardo. M. Laippe. -St.Petersburg: Piter, 2000. (In Russian)

4. Lubysheva, L.I. School sports culture / L.I. Lubysheva. - Moscow:

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2006. (In Russian) 5. Sirota, N.A. The program of formation of healthy lifestyle / N.A. Sirota, V.M. Yaltonskiy. - Moscow: Ministry of Education RF, RGC "DAR", 2000. (In Russian)

Информация для связи с автором:

konopleva_1975@mail.ru

Поступила в редакцию 25.03.2013 г.

УДК: 796.012.1

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ И ЦЕЛОСТНЫХ ФОРМ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЬЧИКОВ 7-15 ЛЕТ С УЧЕТОМ ГАРМОНИЧНОСТИ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кандидат педагогических наук Е.Н. Бобкова

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: гармоничный, дисгармоничный и резко дисгармоничный типы физического развития, скоростные способности.

Успешность управления процессом физического воспитания детей и подростков во многом определяется качеством и объемом информации о состоянии их физического развития и подготовленности. Это связано с тем, что содержание физического воспитания, формулировка его текущих и долгосрочных целей и задач не могут быть осуществлены без учета специфичности условий региона проживания, индивидуальных особенностей физического развития, физической подготовленности, состояния моторики, ритмов и темпов возрастного развития каждого ребенка.

Цель исследования - экспериментальное обоснование дифференцированной методики воспитания скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития.

Методика исследования. Разработанная и экспериментально обоснованная методика воспитания скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет основана на следующих основных компонентах: типах физического развития: гармоничном, дисгармоничном и резко дисгармоничном; дифференцированном использовании разработанных тренировочных средств скоростной и скоростно-силовой направленности; стандартно-повторном и вариативном применении подвижных игр скоростного содержания; сопряженном развитии скоростных, скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей; формировании мотивации спортивного успеха при выполнении скоростных упражнений; применении контрольных тестов для оценки уровня скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет различных типов физического развития.

Результаты педагогического эксперимента показали, что применение используемых средств и методов для развития скоростных и скоростно-силовых способностей позволило получить неодинаковый двигательный эффект в изменениях и при-

росте показателей у мальчиков 7-15 лет, отнесенных к различным типологическим группам

Сравнение динамики результатов тестирования мальчиков экспериментальных и контрольных групп даёт развернутое представление о существенном преимуществе испытуемых всех групп, занимающихся по разработанной дифференцированной методике.

В частности, показатели улучшились у гармонично, дисгармонично и резко дисгармонично развитых мальчиков экспериментальных групп соответственно: в беге на 20 м с ходу - 7,5; 6,7 и 8,9 % (р<0,05); в беге на 30 м с высокого старта - 6,5; 6,1 и 7,5 %; в беге на 60 м с низкого старта - 6,7; 5,3 и 6,1 % (р<0,05); в тэппинг-тесте нижними конечностями - 11,9; 10,3 и 12,1 %; в прыжках в длину с места - 8,7; 7,4 и 7,3 % (р<0,05); в прыжках в длину с разбега - 8,2; 5,9 и 6,5 %; в тройном прыжке с места - 7,2; 6,3 и 6,1 % (р<0,05).

В то же время у испытуемых контрольных групп (гармонично, дисгармонично и резко дисгармонично развитых мальчиков) при общем улучшении показателей в идентичных контрольных тестах эти изменения были статистически ниже по сравнению с испытуемыми экспериментальных групп.

Выводы. Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что разработанная дифференцированная методика воспитания скоростных способностей с учетом гармоничности физического развития мальчиков 7-15 лет, основанная на технологическом применении доминирующих тренировочных средств и игр скоростной направленности, способствовала эффективному развитию элементарных и целостных форм быстроты и существенному улучшению максимальной скорости бега.

Разработаны нормативные шкалы, позволяющие объективно оценивать по 5-балльному уровню скоростные и скоростно-силовые способности мальчиков 7-15 лет в зависимости от гармоничности их физического развития.

Информация для связи с автором:

helenbobkova@mail.ru

Поступила в редакцию 26.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.