Научная статья на тему 'Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля'

Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / STUDENT SPORT / СПОРТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / FORMATION OF PERSONALITY SPORTS CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешкова Н. В., Лубышева Л. И., Пешков А. А.

Nowadays much attention is being paid to development of student sport in our country. It is caused not only by arising new tasks of higher school physical education intended to promote sports culture, the values of healthy way of life in the youth environment and considering student sport as a key condition of formation of reserve for elite sport. Hence, when planning the development of student sport one is to take into account that like modern sport in general, it can be divided into mass and elite sport with relevant goals and tasks. The purpose of the present study was to validate the relevance of sportization of physical education of students as a condition of development of mass student sport in non-sports universities. Sport-centered physical education has been established in the practice of many Russian comprehensive schools. The innovations being realized within sportization of physical education ensure such a university environment where student becomes a participant of the sports movement from the first year of studies, which facilitates formation of the positive attitude to sport and regular sports occupations. Scientists keep seeking the ways of optimal planning of the system of development of student sport and introducing youth in active sports occupations, where the core aspect is formation of the sports culture of students’ personality provoked by developed sports values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля»

УДК: 796.011.1

СПОРТИЗАЦИЯ

физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Пешков Сургутский государственный университет, Сургут

SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF STUDENT SPORT IN NON-SPORTS UNIVERSITIES N.V. Peshkova, associate professor, Ph.D.

L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. A.A. Peshkov, associate professor, Ph.D.

Surgut state university, Surgut Key words: student sport, sporti-zation of physical education of students, formation of personality sports culture.

Nowadays much attention is being paid to development of student sport in our country. It is caused not only by arising new tasks of higher school physical education intended to promote sports culture, the values of healthy way of life in the youth environment and considering student sport as a key condition of formation of reserve for elite sport. Hence, when planning the development of student sport one is to take into account that like modern sport in general, it can be divided into mass and elite sport with relevant goals and tasks.

The purpose of the present study was to validate the relevance of sportization of physical education of students as a condition of development of mass student sport in non-sports universities. Sport-centered physical education has been established in the practice of many Russian comprehensive schools. The innovations being realized within sportization of physical education ensure such a university environment where student becomes a participant of the sports movement from the first year of studies, which facilitates formation of the positive attitude to sport and regular sports occupations.

Scientists keep seeking the ways of optimal planning of the system of development of student sport and introducing youth in active sports occupations, where the core aspect is formation of the sports culture of students' personality provoked by developed sports values.

Ключевые слова: студенческий спорт, спортизация физического воспитания студентов, формирование спортивной культуры личности.

Введение. В настоящее время развитию студенческого спорта в нашей стране уделяется особое внимание. Необходимо отметить, что это обусловлено не только появлением новых задач физического воспитания в высшей школе, направленных на продвижение спортивной культуры, ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, но и рассмотрением студенческого спорта как важного условия формирования резерва для спорта высших достижений [3].

Таким образом, при проектировании развития студенческого спорта необходимо учитывать, что он, как и современный спорт в целом, можно подразделить на массовый и спорт высших достижений с присущими каждому из них целями и задачами.

Целью данной статьи является обоснование актуальности спортизации физического воспитания студентов как условия развития массового студенческого спорта в вузах неспортивного профиля.

Результаты исследования и их обсуждение. Спортивно ориентированное физическое воспитание уже достаточно уверенно вошло в практику многих общеобразовательных школ России. Наибольшее распространение данная технология получила в гг. Омске, Сургуте, Набережных Челнах, Чайковском, где специалистами накоплен значительный объем экспериментальных данных, которые свидетельствуют о существенно большей эффективности спортивно ориентированного физического воспитания школьников по сравнению с существующей традиционной системой. Спортизация не только позволяет повысить уровень физической подготовленности детей и улучшить состояние их здоровья, но и способствует приобщению подрастающего поколения к ценностям спортивной культуры, повышению степени образованности и компетентности в сфере спорта, формированию спортивного стиля жизни [4].

При всей привлекательности получаемых в процессе спортизации результатов вышеуказанная технология еще недостаточно активно используется в вузах. Данная проблематика отражена в работах М. В. Бази-левич, А. В. Козлова, А. Н. Леготкина, С. В. Радаевой и др., однако целостной системы спортивного воспитания в вузе специалистами пока не разработано.

Необходимо уточнить, что мы понимаем под целостной системой. Если обратиться к работам Л. И. Лу-бышевой [1], посвященных спортизации в общеобразовательной школе, то можно отметить, что автором предлагаются к реализации такие инновации, как спортивно ориентированное физическое воспитание, школьный спортивный клуб, спортивная культура как учебный предмет, проект «Каждой школе - спортивную команду». Все эти проекты могут реализовываться отдельно, их эффективность подтверждена в работах многих авторов: Н. М. Ахтемзяновой, О. С. Зданович, Л. Н. Прогонюк, В. А.Романовича, Д. В. Фонарева, Е. А. Фонаревой и др.

Однако мы считаем, что целостную систему спортивного воспитания молодежи можно создать лишь тогда, когда все эти инновации, адаптированные к условиям вуза, будут взаимодополнять друг друга и создавать такую среду, в которой каждый студент, вне зависимости от первоначального уровня подготовленности и опыта участия в различных соревнованиях, в той или иной мере будет вовлечен в студенческий спорт.

За реализацию спортивно ориентированного физического воспитания отвечает кафедра физической культуры (рис. 1). Считаем целесообразной следующую его организацию. Первый этап (соответствует 1-му курсу) можно вслед за Л. И. Лубышевой определить как этап спортивной ориентации. Основные задачи, которые стоят перед преподавателями кафедры физической культуры в аспекте развития массового студенческого спорта, это: во-первых, помочь студенту определиться с выбором вида спорта, которым в дальнейшем он будет заниматься на старших курсах; во-вторых, сформировать мотивацию дополнительных занятий в спортивных секциях за рамками основного расписания; в-третьих, сориентировать первокурсника в системе физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, которые проводятся в вузе, и форме участия в них (в качестве участника, судьи, волонтера или активного болельщика).

Следующий этап (соответствует 2-му и 3-му курсам) - этап спортивного совершенствования, в рамках которого реализуются различные виды подготовки

Кафедра физической культуры

Спортивный клуб

Студенческий спорт высших достижений

тренировочные занятия в

группах высшего спортивного мастерства, участие в соревнованиях

различного уровня (окружные российских, международных}

Массовый студенческий спорт

тренировочные занятия в спортивных секциях за рамками расписания,

участие во внутривузовских и городских соревнованиях

Спортивно ориентированное физическое

1 -й курс - этап спортивной ориентации (учебные занятия в академических группах);

2-й, 3-й курсы - этап спортивного совершенствования (занятия в учебно-тренировочных

Рис. 1. Организация массового студенческого спорта в вузе

Рис. 2. Система внутривузовских спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий

в избранном виде спорта. Важно отметить, что соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса (рис. 2).

Именно соревнования помогают молодому человеку объективно оценить собственные возможности, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Соревновательная деятельность и ее результаты являются мощным стимулирующим фактором дальнейшей работы над собой, которая требует проявления таких качеств, как упорство и настойчивость, умение работать над собой и достигать поставленной цели.

Как показано на рис. 1, ключевое место в развитии студенческого спорта отведено спортивному клубу вуза, организационно-функциональная структура которого была представлена нами ранее [2]. Спортивный клуб обеспечивает необходимым уровнем качества, эффективности, доступности и привлекательности дополнительные занятия по видам спорта для студентов (данный вопрос особенно актуален для студентов старших курсов), а также занимается организацией и проведением спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Спортивный клуб объединяет студентов-спортсменов, формирует сборные команды вуза, которые в дальнейшем защищают его честь на соревнованиях различного ранга. Достижения команд и отдельных спортсменов становятся общей гордостью, их чествуют как героев на праздничных мероприятиях, они становятся примером для подражания для тех, кто только встал на путь физического самосовершенствования.

Таким образом, реализация инноваций в рамках спортизации физического воспитания создает такую среду в вузе, в которой уже с 1-го курса студент становится участником спортивного движения, что способствует формированию позитивного отношения к спорту и систематическим занятиям спортивной деятельностью.

В заключение можно отметить, что поиск путей наиболее оптимального проектирования системы развития студенческого спорта, а также вовлечения молодежи в активные занятия спортом продолжается, важным аспектом в данном вопросе является формирование спортивной культуры личности студентов как результат освоения ценностей спорта.

Литература

1. Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Под общ. ред. Л.И. Лубышевой. - М.: НИЦ «Теория и пратика физической культуры», 2009. - 168 с.

2. Пешкова Н.В. Проектирование системы управления развитием студенческого спорта в современном вузе / Н.В. Пешкова,

А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 5. - С. 83-85.

3. Пешкова Н.В. Новое в системе управления развитием студенческого спорта в Сургутском государственном университете / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, А.А. Пешков, В.В. Апокин. -2012. - № 11. - С. 85-87.

4. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография / С.В. Алексеев [и др.]. - М.: НИЦ «Теория и методика физической культуры и спорта», 2013. - 780 с.

References

1. Lubysheva, L.I. Sportization at comprehensive school / Ed. by L.I. Lubysheva. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2009. - 168 P. (In Russian)

2. Peshkova, N.V. Planning of the system of control of development of student sport in modern university / N.V. Peshkova, A.A. Peshkov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 5. - P. 83-85. (In Russian)

3. Peshkova,N.V. New in the system of control of development of student sport in Surgut state university / N.V. Peshkova, L.I. Lubysheva, A.A. Peshkov, V.V. Apokin. - 2012. - № 11. - P. 85-87. (In Russian)

4. Physical culture and sport in the Russian Federation: new challenges of modern times: monograph / S.V. Alekseev [et al.]. -Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2013. - 780 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 30.09.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 316.37

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ПО ПАУЭРЛИФТИНГУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аспирант, МСМК по пауэрлифтингу С.С. Машинцов ГБОУ ВПО Сургутский государственный университет, г.Сургут

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, компетенции, стандарт, пауэрлифтинг.

Повышение качества образования студентов - одна из важных проблем, ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в то же время направлено на переосмысление цели и результата образования (В. А. Болотов, 2003). Рассматривая содержательную сторону проблемы, многие исследователи склоняются к мысли, что для поддержания высокой умственной и физической работоспособности студентов необходимо внедрение в процесс физического воспитания (ФВ) ценностей популярных видов спорта (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 2003; В. Г. Шилько, 2005, и др.). Одним из таких видов может являться пауэрлифтинг (силовое троеборье), однако в настоящее время имеется недостаточно научно обоснованных разработок по средствам и методам, используемым в тренировочном процессе начинающих пауэрлифтеров, что и подтвердило актуальность нашего исследования.

Разработка модульных программ по ФВ, основанных на компетенциях, может стать одним из тех шагов, которые поддержат процесс модернизации образования студентов в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО). Особенность разработки таких программ заключается в том, что начинается данный процесс анализом потребностей в умениях специалистов на рынках труда и завершается обновлением и корректировкой модулей в зависимости от достигнутых результатов (Ю. Г. Татур, 2004).

В Сургутском государственном университете (СурГУ) процесс ФВ элективных курсов строится на основе спортивно ориентированного подхода. В 2012/2013 уч. году в группе элективного курса по пауэрлифтингу внедрена экспериментальная программа. Учебно-тренировочный процесс по ее освоению выстраивался на основе модульного подхода, т. е. при ее построении были учтены требования, предъявленные к моделям: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса; во-вторых, дать описание условий его протекания; в-третьих, должна строиться структурно целесообразно.

Цель нашего исследования - экспериментальная проверка эффективности моделирования учебно-тренировочного процесса по пау-эрлифтингу с учетом требований ФГОС.

Методика и организация исследования. До перехода на спортивно ориентированное обучение процесс ФВ студентов СурГУ состоял из трех блоков: организационного, учебно-тренировочного, контрольно-результативного. С 2011/2012 уч. года при переходе на спортивно ориентированный подход структура педагогического процесса изменилась - в нём были выделены пять блоков: организационный, прогностический, учебно-тренировочный, диагностический и коррекционный. С учетом этого за основу в планировании был принят годичный образовательный цикл (макроцикл), который

делился на два семестровых периода. Каждый макроцикл состоял из мезоциклов (4 недели), что позволило решать задачи поэтапного планирования. Основу мезоциклов составили недельные микроциклы. С сентября первые две недели - втягивающие, следующие два микроцикла - прием контрольных нормативов. В каждом мезоцикле первый недельный микроцикл имел направленность на объемную работу с низкой интенсивностью - 50 %; задача второго и третьего микроциклов - повышение интенсивности посредством чередования режимов деятельности - 65 и 80 %%. Четвертый микроцикл - ударный - включал соревновательные упражнения или прием контрольных нормативов. В первом учебно-тренировочном занятии микроцикла 30 мин отводилось на технику упражнений силового троеборья - приседание со штангой на плечах и жим штанги лежа, остальное время использовалось для развития силовых качеств. Второе занятие было направлено на тренировку базового упражнения - становой тяги и жима штанги лежа. Таким образом, методика учебно-тренировочных занятий с использованием средств пауэрлифтинга в нашем исследовании имела комплексную направленность, при этом учитывались и компетенции, формируемые в данном процессе.

Результаты исследования и их обсуждение. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата определены общекультурные компетенции, результативность освоения которых выражается в умении студента владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; осознавать движущие силы и закономерности исторического процесса, а также место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность построенной модели учебно-тренировочного процесса на основе пауэрлифтинга с учетом рекомендуемых ФГОС компетенций. Выявлены достоверные изменения в показателях тестов у испытуемых ЭГ. Так, за период эксперимента произошли достоверные изменения (при р<0,05) в тестах ОФП: сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, прыжок в длину с места; в тестах СФП: приседания со штангой, жим штанги лежа. По результатам анкетного опроса изменилось мотивационно-ценностное отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Возросло количество занимающихся, у которых повысились интерес к занятиям и мотивация.

Вывод. Компетенции выступают в роли общих ориентировочных критериев оценки содержания компетентности, а она, в свою очередь, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения его личностного и дея-тельностного опыта.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 26.10.2013 г.

VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ

Конгресс «Спорт. Человек. Здоровье»: итоги и перспективы развития боевых искусств и спортивных единоборств

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ШОЛИФК), Москва

Ключевые слова: Всемирные игры боевых искусств, спортивные единоборства, спортивная наука.

18-20 октября 2013 г. в рамках культурной программы Всемирных игр боевых искусств-2013 в городе на Неве состоялся юбилейный VI Международный конгресс «Спорт, Человек, Здоровье», который проходил под патронатом Генерального секретаря Совета Европы г-на Турбьерна Ягланда.

Конгресс явился важным мероприятием Всемирных игр боевых искусств-2013. Пленарное заседание конгресса, тематические секции, дискуссии и мастер-классы, которые состоялись в рамках заявленной программы, собрали руководителей международных федераций спортивных единоборств, представителей Международного Олимпийского комитета, СпортАккорда, а также российских и зарубежных спортсменов

- мастеров боевых искусств, известных ученых и деятелей культуры.

В конгрессе приняли участие представители более 35 стран мира. В их числе: Жуков Александр Дмитриевич -

член Международного Олимпийского комитета, президент Олимпийского комитета России; Колобков Павел Анатольевич - заместитель министра спорта Российской Федерации, олимпийский чемпион; Мариус Визер - президент Международной ассоциации «СпортАккорд»; Влад Маринеску - генеральный директор «СпортАккорда»; Станислас Фроссард

- генеральный секретарь EPAS (Расширенное частичное соглашение по спорту Совета Европы); Ананских Игорь Александрович - председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по физической культуре, спорту и делам молодежи, Матыцин Олег Васильевич - 1-й вице-президент FISU, президент Российского студенческого спортивного союза; Емельяненко Федор Владимирович -посол самбо на Всемирных играх боевых искусств-2010, 2013 гг.; Габриэль Жюли - президент Международной федерации сават; Такеясу Ёсимицу - президент Международной федерации кендо; Танака Хидетоши - президент Международной федерации сумо; Чо Чунгвон - президент Международной федерации таэквондо; Антонио Эспиноз - президент Международной федерации карате, Сэндзиро Нанао - глава комплексной школы боевых искусств «Хокусикан» в г. Кита-Акита, Роман Мачей Калина, Стивен Чан.

Организаторами конгресса выступили Международная организация содействия науке и спорту «Спорт, Человек, Здоровье», Международная федерация САМБО (FIAS) (Лозанна, Швейцария), Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия.

Соорганизаторами конгресса стали Дирекция Всемирных игр боевых искусств-2013, Российский союз боевых искусств при сотрудничестве с Международной ассоциацией СпортАккорд.

Целями VI Международного конгресса «Спорт, Человек, Здоровье» явились содействие интеграции усилий научного сообщества, общественности и государственных органов для развития боевых искусств и спортивных единоборств как

важной составляющей международного спортивного движения, а также оценка культурологического потенциала боевых искусств, родственных им психофизических практик и спортивных единоборств с точки зрения межкультурного взаимодействия и диалога культур для решения задач физического и духовно-нравственного развития общества.

На конгресс прибыл весь цвет мировой науки в лице ученых профессионально занимающихся проблемой боевых искусств и спортивных единоборств.

На церемонии открытия к участникам и гостям с приветственным словом обратился Шестаков Василий Борисович - председатель Международной общественной организации содействия науке и спорту «Спорт, Человек, Здоровье», президент Международной федерации самбо (FIAS), депутат Государственной Думы Российской Федерации.

Первое пленарное заседание было открыто докладом д.п.н, профессора, ректора НГУ им. П.Ф. Лесгафта В.А. Тай-мазова (Россия), в котором он изложил итоги международного научного исследования об отношении молодежи к спортивным единоборствам и боевым искусствам и степени их популярности в мире. В ходе доклада автор убедительно доказал, что единоборства занимают особое место в мировом спортивном движении, в истории древних и современных Олимпийских игр. Считается, что мода недолговечна и изменчива. Однако мы все являемся свидетелями тому, что, хотя первая волна ажиотажа вокруг восточных единоборств уже давно прошла, устойчивый интерес к ним сохраняется в большинстве стран мира. Причина этого - их мощный философско-этический потенциал. Автор считает, что диалог между системами единоборств перешел на качественно новый уровень - внимательное изучение и достижение культурно-философской и аксиологической составляющей национальных систем единоборств. Ведь именно глубокие философские основы и культурно-исторические традиции являются принципиальным отличием восточных единоборств от каких-либо других.

Оживленный интерес участники конгресса проявили к докладу д.п.н., профессора В.Н. Платонова (Украина), в котором прозвучала тревога о недопустимости исключения спортивных единоборств из программы летних олимпийских игр. В то же время в докладе было показано, что расширение программы игр Олимпиады и резкое увеличение количества участников уже привели к серьезным организационным проблемам и МОК вынужден занять жесткую позицию в этом вопросе. Однако малоуместными представляются идеи о включении в программу всякого рода модных средств двигательной активности, особенно экстремального характера.

В ходе конгресса была организована работа пяти секций, на которых сделано более 50 докладов. Были изданы тезисы научных сообщений участников на английском и русском языках.

На итоговом пленарном заседании была единогласно принята Резолюция конгресса, которая отражает основные тенденции развития боевых искусств и спортивных единоборств в современном мире, учитывая традиции и существующий опыт.

Особенностью данного конгресса явилась организация мастер-классов, на которых были представлены основы базовой техники по различным видам единоборств и боевых искусств. В рамках конгресса была организована выставка, где демонстрировались диагностические комплексы оценки физического состояния и уровня спортивной подготовленности единоборцев.

Значимыми стали решение участников конгресса о необходимости продолжения работы по проведению подобных форумов на постоянной основе с акцентом на обсуждении международных и национальных проблем развития боевых искусств и спортивных единоборств и путей их решения с привлечением участников и специалистов разных стран и континентов; создание постоянно действующей Международной научной группы экспертов в сфере боевых искусств и спор-

тивных единоборств; а также обращение к ученым различных стран с призывом ввести в сферу своих научных интересов боевые искусства и спортивные единоборства и тем самым способствовать научному осмыслению их социальной роли в начале XXI в.

Участники выразили большую благодарность губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко за гостеприимство и создание условий для работы конгресса.

VII Международный Конгресс «Спорт, Человек, Здоровье» планируется провести в городе - хозяине III Всемирных игр боевых искусств 2015 г., который будет определен Международной ассоциацией СпортАккорд.

Информация для связи: [email protected]

Поступила в редакцию 28.10.2013 г.

VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ»

РЕЗОЛЮЦИЯ

(принята единогласно на итоговом Пленарном заседании Конгресса 20.10.2013 года)

VI Международный конгресс «Спорт, Человек, Здоровье» состоялся в Санкт-Петербурге (Россия) в период с 18 по 20 октября 2013 года в рамках культурной программы «Всемирных игр боевых искусств-2013» под патронатом Генерального секретаря Совета Европы г-на Турбьерна Ягланда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организаторы Конгресса - Международная организация содействия науке и спорту «Спорт, Человек, Здоровье», Международная федерация САМБО (FIAS), (Лозанна, Швейцария), Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург, Россия.

Соорганизаторы Конгресса - Дирекция Всемирных игр боевых искусств-2013, Российский Союз боевых искусств при сотрудничестве с Международной ассоциацией СпортАккорд.

Председатель научного комитета Конгресса - ректор Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, доктор педагогических наук, профессор В. А. Таймазов (Россия).

Открыл Конгресс Василий Шестаков - председатель Международной организации содействия науке и спорту «Спорт, Человек, Здоровье», президент Международной федерации самбо (FIAS), Депутат Государственной Думы Российской Федерации.

Участники Конгресса - ученые, президенты международных спортивных федераций, представители международных спортивных организаций, выдающиеся спортсмены, ветераны спорта, общественные деятели из 35 государств мира.

Цель Конгресса:

- содействовать интеграции усилий научного сообщества, общественности и государственных органов для развития боевых искусств и спортивных единоборств как важной составляющей международного спортивного движения;

- оценить культурологический потенциал боевых искусств, родственных им психофизических практик и спортивных единоборств (на примере 15 видов, вошедших в программу Всемирных игр-2013), с точки зрения межкультурного взаимодействия и диалога культур для решения задач физического, духовно-нравственного развития общества.

Участники VI Международного конгресса «Спорт, Человек, Здоровье»,

► осознавая, что основным ресурсом человечества является физическая активность, потенциал которой активно реа-

лизуется в занятиях боевыми искусствами и спортивными единоборствами;

рассматривая боевые искусства, родственные им психофизические практики и спортивные единоборства в качестве социокультурных факторов, способствующих утверждению гуманистических идеалов и нравственных ценностей, противодействию расовым, религиозным предрассудкам и насилию в условиях глобализации и поликультурного общества;

учитывая такие нарастающие проблемы в мировом спорте, как допинг, жестокость и коррупция; учитывая сложившуюся геополитическую ситуацию и сформировавшееся мировое единое культурно-образовательное пространство как предпосылки укрепления и расширения международных физкультурно-спортивных и научных связей, развития боевых искусств и спортивных единоборств, а также сложившуюся практику формирования международных, региональных научных объединений; отмечая интенсивное развитие боевых искусств и спортивных единоборств, приобщение к занятиям лиц различного возраста, инвалидов и учитывая социальное значение этого явления;

учитывая роль и авторитет МОК во всем спортивном мире, в котором признаются принципы Олимпийской хартии; поддерживая деятельность МОК по противодействию применению в спорте запрещенных препаратов и методов, важную роль в которой играет Всемирное антидопинговое агентство (BADA);

ссылаясь на существующие критерии МОК по определению уровня развития того или иного вида спорта с позиции потенциальной ценности последнего для программы Олимпийских игр;

учитывая договоренности МОК и ВОЗ по объединению усилий для укрепления ЗОЖ, включающего физическую активность, «спорт для всех», Олимпийские игры без табака и профилактику детского ожирения; осознавая важность основополагающих в сфере спорта документов Совета Европы: «Европейская хартия спорта», «Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий», «Конвенция против применения допинга», «Кодекс спортивной этики»;

принимая во внимание историческую ритуализацию и современное постепенное смещение сферы боевых искусств в направлении спорта, при котором разные школы боевых искусств и спортивных единоборств постепенно теряют

свою самобытность, выравниваются и движутся в одном направлении - в олимпийскую семью;

• высоко оценивая деятельность СпортАккорда в сфере социальной ответственности в спорте, а также его работу, в частности по запуску собственной интернет-платформы «Sports Hub», в целях укрепления роли спорта для изменений в обществе, продвижения и освещения деятельности участников СпортАккорда;

• принимая во внимание возрастание международного значения, увеличение социального эффекта, рост результатов, омоложение и феминизацию боевых искусств и спортивных единоборств,

СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ:

• интеграцию усилий ученых и практиков, государства и общества для развития боевых искусств и спортивных единоборств;

• создание международной системы подготовки и повышения квалификации специалистов по боевым искусствам и спортивным единоборствам, а также в области спортивной медицины и спортивного права;

• создание Международного научно-координационного центра по изучению и развитию боевых искусств и спортивных единоборств в Санкт-Петербурге (Россия) на базе Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта и Военного института физической культуры;

• разработку рекомендаций для МСФ спортивных единоборств и боевых искусств для решения проблем: коррекции возможного развития агрессивности у занимающихся, снижения травматизма во время тренировочных занятий и соревнований, юридического обеспечения социальной защищенности спортсменов и тренеров;

• разработку и внедрение инновационных технологий, основанных на технике боевых искусств, родственных им психофизических практиках, и спортивных единоборств в профилактическую, реабилитационную, восстановительную и спортивную медицину, физическую культуру лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;

• проведение научно-практических конференций на тему «Традиционная школа боевых искусств: создание, функционирование» для обобщения мирового опыта преподавания боевых искусств;

• распространение накопленного опыта международных федераций муа-тай, карате, ушу, таэквондо по их взаимодействию со СМИ; продвижение традиций и ценностей боевых искусств, родственных им психофизических практик и спортивных единоборств в средствах массовой коммуникации и информационных ресурсах;

• повышение качества медико-биологического, материально-технического и информационно-технологического и правового обеспечения тренировочного процесса и соревновательной деятельности в сфере боевых искусств и спортивных единоборств;

• совершенствование существующей программы Олимпийских игр с учетом исторической преемственности и сохранения традиций, эстетической привлекательности вида спорта, влияние вида спорта или отдельных дисциплин на развитие систем физического воспитания и массового детско-юношеского спорта, принципиальных биологических и социальных различий между мужчинами и женщинами;

• совершенствование правил соревнований, видя в этом важнейший фактор, обеспечивающий зрелищность соревнований по боевым искусствам и спортивным единоборствам;

• поддержать стремление национальных видов спорта в их вхождении в программу Всемирных мультиспортивных игр.

Реализация этих направлений может быть осуществлена только при принятии соответствующих мер со стороны:

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, призванных:

поддерживать развитие боевых искусств и спортивных единоборств с целью расширения и укрепления международного спортивного движения и межкультурного взаимодействия и диалога культур в соответствии с принципами мира, согласия и гуманизма;

содействовать развитию боевых искусств и спортивных единоборств как эффективного средства формирования и совершенствования физических и нравственных качеств человека, борьбы против наркомании, алкоголизма и преступности среди молодежи;

создавать условия, обеспечивающие равные возможности занятий боевыми искусствами и спортивными единоборствами без расовой, половой и социальной дискриминации (в том числе и людей с ограниченными возможностями).

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, призванных:

сотрудничать с неправительственными спортивными организациями в области спортивных единоборств и боевых искусств;

поддерживать и направлять инновационное развитие боевых искусств и спортивных единоборств для формирования у граждан устойчивых потребностей в здоровом стиле жизни;

активизировать деятельность соответствующих организаций по формированию у населения мотиваций к занятиям боевыми искусствами и спортивными единоборствами, созданию структур для мониторинга и оценки их развития (динамики);

обеспечить медицинское сопровождение развития и модернизации боевых искусств и спортивных единоборств в соответствии с современными требованиями обеспечения безопасности тренировочных занятий; осуществлять финансовую и административную поддержку научных исследований боевых искусств, родственных им психофизических практик и спортивных единоборств; поддержать создание системы Высших школ боевых искусств (ВШБИ), призванных решать задачи подготовки наставников по основным направлениям боевых искусств и организацию исследований по проблемам философии, психологии, теории и методики, юриспруденции, медицины и др. в области боевых искусств;

определить и реализовать в сотрудничестве со спортивными организациями меры по выявлению и дальнейшей поддержке талантливых спортсменов и спортсменок в вопросах гармоничного сочетания получения образования и регулярных занятий боевыми искусствами и спортивными единоборствами, интеграцию спортсменов и спортсменок в общество после завершения активной спортивной карьеры;

обеспечить нормативно-правовое регулирование интересов ветеранов и инвалидов спортивных единоборств и боевых искусств на государственном уровне; обеспечить развитие сети спортивных сооружений и доступ к занятиям боевым искусствам и спортивным единоборствам без какой-либо дискриминации; поддерживать и поощрять научные исследования по вопросам сохранения и восстановления здоровья спортсменов-единоборцев, закончивших или прервавших спортивную карьеру, оказывать помощь лицам, ставшим инвалидами по окончании спортивной карьеры; содействовать повышению роли женщин в занятиях боевыми искусствами и спортивными единоборствами, обеспечить их участие в спортивной жизни (в качестве спортсменок, организаторов спортивных мероприятий, спортивных комментаторов, спортивных судей и т. д.).

Участники Конгресса единогласно приняли решение:

просить инициаторов и организаторов настоящего Конгресса продолжить работу по проведению подобных форумов на постоянной основе, сделав акцент на обсуждении международных и национальных проблем развития боевых искусств и спортивных единоборств и путей их решения с привлечением участников и специалистов разных стран и континентов;

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

предложить создать постоянно действующую Международную научную группу экспертов в сфере боевых искусств и спортивных единоборств;

обратиться к ученым разных стран с призывом ввести в сферу своих научных интересов боевые искусства и спортивные единоборства и тем самым способствовать научному осмыслению их социальной роли в начале XXI века; выразить большую благодарность губернатору Санкт-Петербурга г-ну Г. С.Полтавченко за гостеприимство и создание условий для работы Конгресса.

УДК 79.034.2

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОНГОЛИИ

Кандидат педагогических наук Алтанцэцэг Лхагвасурэн Кандидат биологических наук Гундэгмаа Лхагвасурэн

Монгольский национальный институт физической культуры, Улан-Батор, Монголия

Ключевые слова: длина и масса тела, окружность грудной клетки, индекс массы тела.

Введение. Специфика физического воспитания школьников, проживаюших в разных аймаках (регионах) Монголии, до сих пор мало изучена. Впервые физическое развитие детей Монголии исследовал Ч. Чултэмдорж. Он выявил основные показатели физического развития детей 8-18 лет г. Улан-Батора и Центрального аймака. Позднее исследователь Х. Лхагважав изучал физическое развитие детей и молодежи 11-25 лет г. Улан-Батора, горных местностей (Завханского аймака) и пустынных районов (Южногобийско-го аймака).

Результаты исследования М. Эрдэнэ показали, что физическое развитие монгольских детей, проживающих в различных районах страны, не имеет существенных различий, однако в зависимости от зон проживания могут наблюдаться более интенсивные приросты, опережение в развитии морфологических и физиологических показателей в соответствии с определенным возрастным периодом.

Цель исследования - выявить морфологические показатели физического развития детей школьного возраста Монголии с учётом климатогеографических особенностей города и аймаков.

Организация и методы исследования. Для исследования были отобраны 4 аймака и г. Улан-Батор. Географическое расположение районов проживания изученных групп: Увс - запад (горный), Дор-нод - восток (равнинный), Хувсгел - север (таёжный), Умнегоби -юг (пустыня), Улан-Батор. Были обследованы 6348 школьников 7-18 лет: 3024 девочки и 2826 мальчиков. Программа обследования включала следующие показатели: длина и масса тела, ОГК, масса тела, на основе проведенных измерений рассчитывали индекс массы тела. Полученные результаты анализировали с помощью статистического пакета «БТАТ^ТЮА 6.0».

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные нами морфологические характеристики позволяют достаточно полно оценить уровни физического развития обследованных детей. Для сравнения средних арифметических величин признаков нами использован дисперсионный анализ. Характер возрастных изменений детей Монголии обнаружил большую близость. Размеры и скорость роста, с одной стороны, регулируются наследственными факторами, но с другой - развиваются под влиянием окружающей среды.

Длина тела. Возрастные изменения располагаются достаточно компактно, и только дети из аймака Увс оказались наиболее низкорослыми: мальчики в возрасте 10-11 лет на 5,3-9,4 см ниже по сравнению с детьми других групп и 14-15 лет - на 4,3-10,1 см, у девочек та же картина в возрасте 10, 13-16 лет (на 3,5-9,7 см). Девочки из аймака Дорнод в возрасте 8 лет отличаются наименьшим

значением данного признака (на 3,7-9,5 см ниже). Анализ максимальных возрастных прибавок в росте показал, что интенсивность процесса роста во всех рассматриваемых группах различна. Наибольший по протяженности период интенсивного роста у городских детей: у мальчиков - с 11 до 16 лет, у девочек - с 7 до 14 лет. Мальчики из Умнегоби и Хувсгела вступают в фазу интенсивности роста раньше - в 9 лет, процесс роста у них продолжается до 14 лет.

Масса тела. Сравнительный анализ обнаружил, что дети из аймака Увс имеют относительно небольшой вес тела по сравнению с другими группами ровесников в интервале от 10 до 16 лет (на 1-5 кг меньше) у мальчиков и у девочек в возрасте 9-11 и в 13 лет (на 1-10 кг меньше). По сравнению со всеми детскими группами достоверно наибольший вес тела (р<0,05) у мальчиков 9, 17 лет и девочек 8 лет из таежной зоны, а также у мальчиков 10 лет и девочек старше 13 лет из Улан-Батора.

Индекс массы тела (ИМТ). Максимальные значения ИМТ отмечаются у мальчиков Хувсгелского (горнотаёжного) аймака в младшем школьном возрасте (17,49-19,64 кг/м 2), которые достоверно отличаются от гобийского (14,77-18,24 кг/м 2) и степного (15,15-18,29 кг/м 2) районов. У девочек по данному признаку также обнаруживаются достоверные различия. В старшем школьном возрасте городские юноши и девушки имеют максимальные значения этого показателя - 20,48-22,17 кг/м 2 по сравнению со сверстниками из различных районов - 22,80-23,83 кг/м 2. Отмечено, что средние значения ИМТ у школьников, проживающих в различных районах, соответствуют нормативной оценке ИМТ для детей.

Окружность грудной клетки (ОГК). По результатам сравнительного анализа у детей обоего пола наблюдается достоверное увеличение этого показателя: у мальчиков с 10 до 17 лет и у девушек с 9 до 17 лет. С каждым годом до 18 лет у юношей ОГК увеличивается на 2,5-3,5 см, у девушек - на 2,2 см.

Сравнительный анализ показывает, что у городских девочек основные антропометрические показатели (длина и масса тела, ОГК) больше, чем у всех возрастных групп при уровнях значимости р<0,05 и р<0,01. Городские мальчики после 14 лет выше и тяжелее сверстников во все периоды, кроме 12-13 лет.

По сравнению со всеми детскими группами у детей, живущих в городских условиях, просматривается влияние урбанизации на ростовые процессы, во-вторых, они были из элитных семей, жили в более комфортных условиях и учились в ведущих школах Монголии.

Окружающая среда и климатогеографические факторы являются важнейшими условиями физического развития, учет которых позволяет улучшить физическое состояние детей Монголии.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 15.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.